Будем надеяться, что пройдет немного времени и в церковь придут подготовленные специалисты-профессионалы: ризничие, хранители, реставраторы. Это будущее вполне реально, так как специалистов именно такого профиля и целенаправленно для работы в действующих храмах готовит Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. А пока - читайте эту книгу, в ней вы найдете много полезного и, может быть, кто-то подумает, прежде чем брать в руки мокрую тряпку для мытья иконы или кисть для придания ей " благолепия " . Г.С.Клокова, художник-реставратор высшей квалификации, заслуженный работник культуры РФ, зав. кафедрой реставрации икон, зам. декана факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Богословского института, зав. реставрационным отделением Московского Государственного Академического художественного училища памяти 1905 года. ПОЧЕМУ В НАШИ ДНИ ГИБНУТ ИКОНЫ? Об иконопочитании в Православной Церкви. Причины повреждения икон. Икона есть живой организм. Почему нельзя ничем натирать и протирать иконы? Кому доверять реставрацию икон? Примеры недопустимого обращения с иконами. Как сохранить иконы из музейных фондов? Примеры должного отношения к реставрации икон и церковных памятников. Эта небольшая книга (вероятно, первая в своем роде) целиком посвящена православной иконе. И насколько вещественно выражает икона основу основ Православия - Воплощения Сына Божия, настолько и нам хочется привлечь внимание к самой " плоти " иконы. По милости Божией, мы имеем сейчас возможность узнавать о Церкви, об истинах веры - есть много самой разнообразной литературы, как для начинающих, так и специальной богословской. Однако некоторые темы не были до сих пор подробно освещены в силу своей специфичности, но, тем не менее, они чрезвычайно важны. Нам хотелось бы коснуться одной серьезной и наболевшей проблемы: почему музеи не спешат отдавать храмам иконы? Неужели только из " жадности " и " вредности " ? А может, люди, там работающие, не в состоянии проникнуться тем молитвенным почитанием, с каким к ним относятся верующие, и они просто не понимают, что значат для нас иконы, которые изначально создавались именно для богослужебных целей?

http://zavet.ru/a/rss_1299740506.html

В 1990—91 годах — настоятель Каунасского Благовещенского кафедрального собора. В 1991 году закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1991 по 1993 преподавал гомилетику, догматическое богословие в Московских духовных школах, Новый Завет в Свято–Тихоновском православном богословском институте и патрологию в Российском православном университете имени святого апостола Иоанна Богослова. В 1993—95 годах учился в Оксфордском университете, который окончил со степенью доктора философии. По возвращении в Россию в году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен клириком храма святой великомученицы Екатерины на Всполье. С 1997 года — секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским связям, член Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви. В 1999 году Свято–Сергиевским православным богословским институтом в Париже удостоен степени доктора богословия. Игумен Иларион — автор более десяти книг, в том числе монографий, посвященных Отцам Церкви, переводов святоотеческих текстов с греческого и сирийского языков. Книги отца Илариона пользуются заслуженным признанием читателей. Они высоко оценены Священноначалием Русской Православной Церкви. Издатели выражают надежду на то, что настоящий сборник послужит духовной пользе читателей, укрепит в них любовь к Святой Православной Церкви, служению которой отдает все свои силы отец Иларион. О встрече со Христом. Рождество Христово «Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — возноситесь! Воспойте Господу, вся земля!» Этими словами начал свою рождественскую проповедь святитель Григорий Богослов, и с тех пор на протяжении шестнадцати столетий они звучат в нашем церковном богослужении, ставя перед нами одни и те же вопросы: в чем значение Рождества Христова для каждого из нас; как мы можем встретить Христа, приходящего с небес; как можем мы вознестись от земли на небо; как можем прославить Христа своей жизнью? Многие религии, исповедующие единого Бога, обещают человеку, что он сможет в той или иной мере прикоснуться к Богу, испытать чувство Его присутствия и близости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

В декабре 2006 Священный Синод  Русской Православной Церкви постановил «Отложить дальнейшее суждение по делу епископа Василия до завершения переговоров с представителями Константинопольского Патриархата». На вопрос одного из студентов, что теперь, спустя некоторое время, думает епископ Василий (Осборн) о своем решении, отец Стефан передал слова владыки, сказанные им самим в ответ на такой же вопрос: «Время покажет, был я прав или нет». В настоящее время в Оксфорде, где служит отец Стефан Платт, три прихода: Благовещенский, перешедший под юрисдикцию Вселенского Патриарха вместе с владыкой Василием; приход Элладской Церкви ; Свято-Никольский приход Московского Патриархата, в котором служит отец Стефан. Ситуация в Оксфорде отражает общую ситуацию в Сурожской епархии. В заключение отец Стефан рассказал, какие задачи и цели стоят перед Православными Церквями в Англии на сегодняшний день. «Мы должны изгнать из Православной Церкви национализм и ксенофобию — эти понятия в корне не соответствуют христианской жизни, — заметил отец Стефан Платт. — Нам следует стремиться к подлинному и ясному Православию, той вере, которая пришла в Великобританию 2 тыс. лет назад». Отец Стефан указал также пути, которыми, по его мнению, следует идти к православному единству. Во-первых, необходимо организовать регулярные встречи всех православных иерархов Великобритании, как это принято в США и Франции. Во-вторых, целесообразно сотрудничество всех юрисдикций, существующих на территории Англии, в обеспечении православного богословского образования для будущих пастырей. Американский опыт убеждает, что обучение в вузе другой юрисдикции, способствует укреплению православного единства. Начало этому уже положено в Кембридже, где существует Институт православных исследований. Но этого явно недостаточно. Сообщение священника Стефана Платта вызвало большой интерес у студентов и преподавателей. Отец Стефан сумел достаточно тонко и дипломатично изложить непростую ситуацию в Сурожской епархии, представив взгляд изнутри. Как человек, знакомый с проблемами епархии на личном опыте, ему удалось достигнуть объективности в своем рассказе. А призыв к православному единству вместо церковно-политических конфликтов оказался понятен и близок для всех.

http://patriarchia.ru/db/text/188170.htm...

В издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета вышла книга «О лицах, событиях, встречах. Записки архимандрита Киприана (Керна)». Об этих мемуарах и их выдающемся авторе рассказывает редактор книги священник Александр Занемонец. Предлагаем читателям интервью с монахом Иринархом (Митасом), настоятелем монастыря Двенадцати Апостолов в Израиле. Отец Иринарх расскажет о своем детстве в маленькой деревне, о том, как устроена жизнь в его монастыре и почему он пока отказывается принять священный сан, а также о том, как недавно пережил клиническую смерть. О переводе литургии на иврит, романе Л. Улицкой «Даниэль Штайн. Переводчик», израильских ученых, занимающихся ранним христианством, в беседе с Сергеем Рузером, профессором кафедры религиоведения и Центра по исследованию христианства Иерусалимского университета. Иерусалим – священное место для христиан, иудеев и мусульман. О том, как происходит взаимодействие между представителями разных религий, кратко рассказывает Пьербаттиста Пиццабалла, являющийся с октября 2020 года Латинским патриархом Иерусалима. 29 октября исполнилось 97 лет матушке Ольге (Слезкиной), игуменье Покровского монастыря в Бюсси (Франция), старейшей русской игуменье на сегодняшний день. Вниманию читателей предлагается интервью с матушкой Ольгой, данное ею в монастыре в Бюсси в 2008 году, к 35-летию со дня кончины епископа Мефодия (Кульмана). Ο πατρ Κυπριανς (Kern) (1899-1960) εναι γνωστς στο ρσο αναγνστη ως νας απ τους μεγαλτερους θεολγους της ρωσικς διασπορς, μαθητς του Μητροπολτου Αντωνου (Χραποβτσκι) και καθηγητς του Θεολογικο Ινστιτοτου του Αγου Σεργου στο Παρσι. Τα 1928-1930, ακμα σχετικ νεαρς νδρας, ο π. Κυπριανς πρασε δο χρνια στην Ιερουσαλμ, ως επικεφαλς της Ρωσικς πνευματικς αποστολς. Архимандрит Киприан (Керн) известен русскому читателю как один из видных богословов русского зарубежья, ученик митрополита Антония (Храповицкого) и профессор Свято-Сергиевского Богословского Института в Париже. Недавно были обнаружены его дневники, которые велись в течение 1928–1930 гг. Эти страницы являются одним из интереснейших свидетельств как о жизни самого отца Киприана, так и о Палестине тех лет. Вниманию читателей предлагаются отрывки из дневников, относящиеся к сентябрю-октябрю 1929 г.

http://bogoslov.ru/person/448262

В Русской Православной Церкви — 804 монастыря; из них в России мужских — 234, женских — 244, в странах СНГ — 142 мужских и 153 женских монастырей, в странах дальнего зарубежья — 3 мужских и 3 женских монастыря; кроме того, 203 подворья и 65 скитов. В это число не входят 16 мужских и 9 женских обителей Русской Православной Церкви Заграницей. Общее количество приходов — 29263. Общее число духовенства — 30670, из них священников — 27216, диаконов — 3454. Преподавание ведется в 11051 воскресной школе. В ведении Патриаршего престола находятся 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входят 4 мужских и 4 женских обители, находящихся в г. Москве. Общее число храмов и часовен в Москве — 872. В их число входят: На приходах Москвы совершают служение 823 священника и 301 диакон. В монастырях совершает служение монастырское духовенство: 414 священников и 192 диакона. За штатом состоят 39 священников и 26 диаконов. Запрещены в священнослужении 22 священника и 13 диаконов. Общее количество духовенства в г. Москве — 1309 священников и 529 диаконов, всего 1838 клириков, в том числе 14 клириков находятся в заграничных командировках. В настоящее время в ведении Русской Православной Церкви 5 духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ, пастырские курсы Красноярской епархии. Таким образом, общее число духовных школ — 87. При нескольких академиях и семинариях действуют регентские и иконописные школы. Кандидатов на принятие священного сана и других церковных работников для г. Москвы готовят Московские духовные академия и семинария, Сретенская, Николо-Угрешская и Перервинская семинарии, а также Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. В прошедшем 2007-2008 учебном году Московскую духовную академию окончили 66 выпускников по стационару и 43 по заочному сектору. Московскую духовную семинарию успешно закончили 57 человек по стационару и 96 по заочному сектору. Регентская школа дала 26 выпускников и столько же выпускников дала иконописная школа. Сретенскую духовную семинарию закончили 12, Перервинскую — 24, Николо-Угрешскую — 5 человек. Различные факультеты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в истекшем учебном году закончили 350 выпускников.

http://patriarchia.ru/db/text/509495.htm...

Далее работа продолжится по секциям. На секции «Догматическое богословие» заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин ОЦАД, заведующий кафедрой литургико-канонических дисциплин Казанской духовной семинарии доцент МДА, доцент ОЦАД иерей Михаил Желтов прочтет лекцию «Богословие таинства миропомазания», научный сотрудник лаборатории исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) Михаил Бернацкий предоставит вниманию собравшихся доклад на тему «Догматические основания русской практики служения Литургии Преждеосвященных Даров», декан богословского факультета ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский — лекцию «Проблема языков богословия и единство Предания». На секции «Сравнительное богословие» будут заслушаны доклады доцента кафедры богословия МДА иерея Антония Борисова «Сравнительное богословие за пределами Русской Церкви», старшего преподавателя кафедры богословия НДС иерея Иоанна Евдокимова «Метод преподавания сравнительного богословия в Нижегородской духовной семинарии», профессора кафедры библейско-богословских дисциплин ОЦАД, проректора по научной работе ОЦАД Евгения Пилипенко «Герменевтика понятий в методе сравнительного богословия» и заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, первого проректора ОЦАД доцента ПСТГУ протоиерея Валентина Васечко «Современное осмысление традиционной проблематики сравнительного богословия». Затем для участники курсов будет организована автобусно-пешеходная экскурсия «Нижегородский кремль — история и легенды». Работа обеих секций продолжится 11 октября, а на следующий день для всех участников будет организовано паломничество в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь . Курсы повышения квалификации для преподавателей духовных семинарий и светских вузов России проводятся Учебным комитетом Русской Православной Церкви совместно с епархиями на базе духовных учебных заведений. Их целью является предоставление возможности преподавателям обменяться мнениями и опытом, а также выработать единые позиции в отношении вопросов, связанных с изучением в духовных школах определенных предметов. В программу курсов повышения квалификации преподавателей входят открытые лекции, практические занятия, а также обсуждение методического сопровождения освоения студентами новых тематических разделов .

http://patriarchia.ru/db/text/6066086.ht...

духовное зрение. Так и я с 1994г. лишь после тяжелейшего черепно-мозгового увечья стал скорбеть о своей непутевой жизни, безуспешно пытаясь преобразить ее в непорочное житие. Тогда же был принят приходским сторожем в Князь-Владимирский собор. Исполнял различные церковные послушания: дворника, звонаря, канцеляриста, техника, псаломщика. В 1999г. довелось год послужить экономом подворья Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря, и с той поры настойчиво влекут меня удивительные духовные состояния монахов-аскетов, обрести которые можно лишь находясь вне совокупности страстей и забот, неизбежных в браке. Хорошего духовного образования так и не сумел получить. В житейских заботах смог окончить только богословские курсы и полтора года подучиться заочно в Свято-Тихоновском богословском институте, поэтому ныне приходится руководствоваться святоотеческими писаниями и внимать помощи богомудрых наставников, преуспевших в духовной жизни. Женат, имею дочь. Сейчас служу диаконом в Свято-Троицком Измайловском соборе. Памятуя о неброской красоте Святой Руси, мечтаю навсегда вернуться в родную деревню, как возвращаются после долгих скитаний в родной дом, где тебя любят и ждут. Путешествовать люблю по Земле-Матушке, прославляя Творца через красоту творения. Радею о бессловесных тварях земных и поднебесных – «братьях наших меньших». Не терплю власти хамов и прощелыг, нами от безбожного пролетарского прошлого унаследованных. В гневе бываю горяч и необуздан. Чаю хотя бы на склоне отпущенных земных лет стяжать «дух мирен» и немного пожить «во всяком благочестии и чистоте». Пытаясь узреть истину Божию «по силе жития», замечаю, как понемногу с возрастом умаляются материальные привязанности, уходят сокрушения о прошлом и приходят смутные предчувствия и светлые раздумья… О дальней дороге? О пустынном жительстве? О спасении? Что еще сказать. С детства люблю слушать созвучия ангельских песнопений в мудром безмолвии природы. Люблю песни разных народов, от которых душе легко и просторно становится. Не выношу дебильного дурмана рок-музыки

http://azbyka.ru/parkhomenko/moya-biogra...

Идеологическое давление в России начало ослабевать в семидесятые годы, поскольку высшие партийные круги занялись более понятным делом — стяжательством. Перелом наступил   в восьмидесятые годы. После периода борьбы за власть в партии и государстве, утвердилась позиция на празднование тысячелетия Крещения Руси. Когда святейшему патриарху Пимену председатель Совета по делам религии Харчев предложил передать 1000 полуразрушенных храмов Церкви, то патриарх Пимен отказался, потому что Синод не видел ни средств, ни кадров для их восстановления и служения. Само празднование 1000-летия происходило в переданном Церкви и быстро восстановленном Даниловом Монастыре. Торжественная Литургия совершалась на помосте под открытым небом, десятки тысяч молящихся заполнили всю территорию монастыря и окрестные улицы. Запрет на открытие храмов и монастырей был снят. И в том же 1988г. к имевшимся 7000 храмам по всему «Советскому Союзу» народ сам открыл тысячу храмов . В следующие годы ежегодно открывалось не менее тысячи храмов. В настоящее время в России более 130 епархий, около 170 архиеерев, 700 монастырей, количество приходов – более 27000, воскресных школ – около 10000. Более половины епархий имеют духовные училища или семинарию. В Москве храмов и часовен -720, священников и диаконов более 1500. 1. Подготовка духовенства и миссионеров. Главной нашей заботой и бедой была и остается проблема спасения, образования и воспитания детей и юношества. Дух стяжательства и разврата захватил подавляющее число детей и молодежи первых лет перестройки. Во всех 52 детских домах Москвы дети несли продавать вещи из детского дома. На сегодняшний день количество бездомных, бродячих, одичавших детей оценивается в два миллиона человек. Все усилия Церкви в первые года перестройки были направлены прежде всего на спасение детей и молодежи, которые уже стали ходить в Церковь. Это воскресные школы, паломнические и другие экскурсии, летние лагеря и т.д. Для налаживания работы воскресных школ в 1991г. был создан Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации (иеромон. Иоанн (Экономцев), о. Глеб Каледа и другие), была создана, в основном о. Глебом Каледой, концепция развития миссионерско-катехизаторских работ Церкви. Он же был первым организатором Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ПСТБИ) в Москве (сегодня Православный Свято- Тихоновский Гуманитарный Университет, ПСТГУ).

http://pravmir.ru/propovedovat-veru-xris...

Но главной проблемой был недостаток преподавателей. Учитывая малочисленность православного населения, не представлялось и не представляется до сих пор возможным учредить и содержать высшее учебное заведение православного богословия. Подготовка педагогических кадров для преподавания православной религии осуществляется на заочных и дистанционных формах обучения российских вузов. Установлены академические связи с Православным Свято-Тихоновским богословским институтом (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет). Благодаря этому стало возможным обучение студентов из Литвы на заочном секторе педагогического факультета. Предпринимаются шаги по установлению контактов с педагогическими вузами Литвы (Клайпедский университет, Каунасский университет им. Витаутаса Великого, Университет эдукологии Литвы, кафедра катехетики) в области подготовки кадров для преподавания религии. Для аттестации педагогов создана смешанная комиссия при министерстве просвещения, в которую входят представители епархии, имеющие богословское образование, и эксперты эдукологии. Наравне с преподавателями других предметов учителя религии имеют право получать квалификационные степени: старший учитель, методист и эксперт. Уроки православной веры преподаются в русскоязычных школах. В настоящее время в них трудятся около 50 дипломированных специалистов. Тогда как в начале 90-х специалистов вовсе не было. В школы пошли добровольцы – представители местной русскоязычной интеллигенции, для которых преподавание религии стало своеобразным миссионерством. Многие из них имели только высшее техническое образование, поэтому им пришлось срочно переквалифицироваться, чтоб быть допущенными в государственные общеобразовательные учебные заведения. Их вера, готовность потрудиться во имя возрождения духовности среди детей и подростков принесли свои плоды. Эти уроки дали многим детям возможность приобщиться к православной вере. Нередкими были случаи, когда воцерковившиеся дети приводили в храм и своих родителей.

http://religare.ru/2_95429.html

Особенное место памяти новомучеников – Бутовский полигон. Там среди двадцати тысяч расстрелянных около тысячи церковных людей. Это и священнослужители, и монахи, и старосты, и певчие, и сторожа… Вся церковная Москва и не только: в Бутове расстреливали и арестованных в Подмосковье и даже в соседних областях. Московская область тогда включала, например, часть Рязанской области и некоторых других регионов. Расстрелянных там мы знаем поименно. Большая часть прославленных Бутовских новомучеников – это священники, служившие в Москве и в Подмосковье. Есть и архиереи во главе с митрополитом Ленинградским и Гдовским Серафимом (Чичаговым). Монашествующие, как, например, последний настоятель Троице-Сергиевой лавры перед ее закрытием – архимандрит Кронид (Любимов). И другие монахи, монахини, миряне – целый сонм подвижников. Те, кто был в Церкви, кто жил ее интересами, а значит, кого преследовала власть. Так было не только в столице, повсеместно была примерно та же картина. – Можно ли сказать, что особую роль в преследовании церковных людей сыграли их монархические убеждения? – Если смотреть ситуацию 1918 года, то да – первый удар был нанесен по наиболее ярким фигурам, как отец Иоанн Восторгов. А в 1937 году просто тот факт, что ты священник, монах или монахиня, мог быть достаточным для расстрела. – Расскажите, пожалуйста, о базе данных «За Христа пострадавшие», созданной в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, где вы преподаете. Какую роль она сыграла при подготовке к церковному прославлению новомучеников и исповедников? – В конце 1980-х годов в Советском Союзе началась реабилитация жертв политических репрессий. Она осуществлялась силами прокуратуры без участия Церкви. Однако родственники репрессированных церковных людей стали обращаться в Патриархию в поисках информации о своих близких. Приходили тысячи писем схожего содержания: дед был священником, в 1937-м арестован, и больше о нем не слышали. В 1992 году по благословению Патриарха Алексия эти обращения передали в Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Вскоре появилась возможность проверять и дополнять эту информацию, и под руководством профессора Николая Емельянова была разработана база данных. Ее пополняли не только письма родственников. В начале 1990-х стали публиковаться первые расстрельные списки, например в «Вечерней Москве». Активно действовало общество «Мемориал». Иногда находились энтузиасты среди сотрудников органов. Был случай, когда прокурор прислал нам необходимые материалы по своей области.

http://pravoslavie.ru/110463.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010