Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в своем выступлении рассказал о своем личном знакомстве с протоиереем Всеволодом Шпиллером, с которым он однажды беседовал об истоках экуменизма. По словам митрополита Кирилла, для него это было очень важно, потому что он, будучи тогда совсем молодым человеком, нуждался в интеллектуальной поддержке тех людей, которые лучше знали и понимали, что происходило и происходит с современным христианством. Далее митрополит Кирилл говорил о протоиерее Иоанне Мейендорфе и об отце Александре Шмемане. «Обмен мнениями с такими людьми, в том числе и с отцом Георгием Флоровским, которого я тоже хорошо знал с 1968 года, помогал мне формировать трезвенное и православное отношение к инославию», — сказал митрополит Кирилл, особо подчеркнув, что через общение и знакомство с известными пастырями и богословами он связан с истоками Свято-Тихоновского университета. Говоря о протоиерее Всеволоде Шпиллере, архипастырь обратил внимание на то, что в нем сочетались различные и очень важные грани человеческой личности: «С одной стороны, он был очень талантливым, хорошо образованным человеком — русским интеллигентом. И при этом он был человеком глубоко православным и церковным. Сочетание образованности, интеллигентности, современности, глубокой веры и традиционной церковности является неким паролем для многих современных православных людей. К сожалению, в советское время отец Всеволод не мог в полной мере раскрыть свой талант, хотя вокруг него всегда была талантливая, интересующаяся вопросами веры молодежь». Существование Свято-Тихоновского университета рядом с храмом Святителя Николая в Кузнецах, где служил протоиерей Всеволод Шпиллер, свидетельствует о том, что часть нереализованных тогда возможностей отца Всеволода воплотилась в создании по инициативе его ученика, протоиерея Владимира Воробьева, первого православного богословского института. Это светское учебное заведение открывает возможность людям вне зависимости от их положения в обществе и пола получить богословское образование и стать полезными Церкви, подчеркнул Патриарший Местоблюститель.

http://e-vestnik.ru/reports/sobr_bogoslo...

«Христос Сам говорит, каким должен быть пастырь, — замечает ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев . — Он должен знать своих овец и должен с ними общаться: Овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его... (Ин. 10, 3–4). Священник — это пастырь, который должен жить одной жизнью со своей паствой и поэтому обязан хорошо ее знать. Часто постоянные прихожане нуждаются в серьезном, глубоком контакте со священником, они хотят о себе рассказать что-то важное, попросить совета». Поэтому задача священника — сделать все, чтобы выслушать и найти нужное слово для каждого: на исповеди, если мало народа, или выделив особое время для разговора. Быть свидетелем покаяния, а не собеседником Длительных бесед во время исповеди лучше избегать, в противном случае священник забывает свою роль и пытается занять не свойственное ему место, объясняет митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин . По его словам, духовник должен твердо помнить, что смысловой стержень исповеди — таинство Покаяния человека перед Богом, а священник при совершении таинства — «всего лишь свидетель, запечатлевающий это покаяние, свидетельствующий о нем пред Богом. Беседа — это все же нечто другое». Но отмалчиваться на исповеди, по словам митрополита, тоже неправильно. «Действительно, люди нуждаются в утешении, в наставлении и вразумлении, — добавляет архипастырь. — Собственно говоря, для этого и существует Церковь, Господь для того ее и создал. Научиться утешать можно только опытом, если выработать в себе привычку жалеть людей, не отмахиваться от них, как бы ты ни был занят. Это очень важное качество для священника — держать свое сердце открытым навстречу людям, их горю, проблемам и радостям». Как же почувствовать эту меру: подобрать нужные слова, не превращая таинство в беседу? Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Димитрий Смирнов († 2020) предлагал простой принцип: не становиться человекоугодником. «Пришедшего нужно направить в сторону Христа — вот главная пастырская задача, которую священник должен иметь в виду», — считал он. Заботиться нужно не о том, чтобы ответить на все запросы и ожидания, которые предъявляет к священнику человек, а о том, чтобы плавно и гармонично ввести его в церковную жизнь. И тут многое зависит от личностных особенностей исповедника, замечал отец Димитрий: «Один хотел бы побеседовать подольше — его надо удержать от многословия на исповеди; другой говорит " во всем грешен " и хочет, чтобы его оставили в покое, — вот у такого как раз можно что-то спросить».

http://e-vestnik.ru/church/zolotaya_sere...

В 1990 г. экстерном закончил Московскую Духовную семинарию, а в 1991 г. — Московскую Духовную академию, получив ученую степень кандидата богословия. В 1991 г. ему присвоено ученое звание доцента Московской Духовной академии. С 1994 по 2000 г. преподавал также в Российском Православном университете св. Иоанна Богослова и в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, читая там курсы патрологии. В 1997 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II утвержден в ученом звании профессора; соответственно стал профессором Московской Духовной академии и Православного Свято-Тихоновского богословского института. В 1999 г. защищал магистерскую диссертацию по теме «Древнее монашество в истории и литературных памятниках» в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, но решением Специализированного Ученого Совета этого института ему за выдающуюся научно-педагогическую деятельность и большое количество научных работ была присуждена ученая степень доктора церковной истории. Данное решение Ученого Совета утвердил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Сфера научной деятельности А.И. Сидорова преимущественно охватывает область патрологии и истории древней Церкви. Ему принадлежат более 100 научных работ (из них 10 книг). Значительная часть этих работ — переводы творений святых отцов Церкви и древнецерковных писателей, снабженные обширными вступительными статьями и массивными комментариями. Именно в подобном классическом жанре комментированного перевода изданы следующие его книги, посвященные творениям преподобного Максима Исповедника, аввы Евагрия, блаженного Феодорита Кирского, преподобного Анастасия Синаита, святителя Григория Паламы, древним памятникам аскетической и монашеской письменности. Кроме того, перу А.И. Сидорова принадлежит серьезное учебное пособие, предназначенное для Духовных Академий и Богословских Институтов: Курс патрологии. Возникновение церковной письменности , а также книга, рассчитанная на широкий круг читателей: Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества .

http://bogoslov.ru/person/30475

Оно объединило духовные общины известных московских протоиереев Владимира Воробьева, Аркадия Шатова, Димитрия Смирнова и др. Братство активно строило и реставрировало храмы, готовило новых священников и просило об их рукоположении. Очень много внимания и сил уделялось делам милосердия и благотворительности: открытие Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия, благотворительной столовой, работа в больницах, помощь многодетным семьям и сиротам и многое другое. Другим важнейшим направлением работы была просветительская деятельность братства. Им была создана православная Свято-Петровская школа (изначально называвшаяся Традиционной гимназией 1), которая сформировалась в недрах общеобразовательной школы 91 на Арбате. Священники братства читали лекции во дворцах культуры и клубах. Позже были созданы Катехизаторские курсы. Именно из Катехизаторских курсов, в свою очередь, вырос Православный Свято-Тихоновский богословский институт, ныне ПСТГУ. - Можно ли сказать, что ПСТГУ вызрел в рамках Братства во имя Всемилостивого Спаса? - ПСТГУ - это общецерковный проект. Все началось с того, что наше Братство устраивало просветительские лектории. Через некоторое время слушатели стали просить сделать образование более систематичным, и мы создали богословские курсы. Первым ректором этих курсов мы выбрали отца Глеба Каледу. Вскоре отец Глеб перешел работать в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, а ректором курсов выбрали меня. Наши курсанты стали просить, чтобы образование стало более полным. Тогда мы решили преобразовать курсы в институт. - Были ли какие-то образцы, на которые Вы ориентировались при создании университета? - Большинство наших преподавателей - инициаторов создания университета - сами учились в МГУ, поэтому у нас было университетское представление о вузе. Учебные планы по богословию мы брали из духовных школ, а по светским специальностям, таким, как история, филология, философия и так далее, мы ориентировались на обычные университетские стандарты. - В чем тогда заключается главное отличие ПСТГУ? С одной стороны, есть светские вузы, с другой стороны - духовные школы. Что дает ПСТГУ, чего не дают они? - В российской системе образования обучение до сих пор осуществляется на базе атеистического мировоззрения, хотя прошло уже 20 лет после краха советской власти. Наша Конституция закрепляет право людей иметь разное мировоззрение, - и образование может строиться на основе разных мировоззрений. Но этого пока практически нет, за редким исключением. Нашей целью было православное высшее учебное заведение, которое давало бы признаваемый государством диплом. Что касается духовных школ, то их главной целью является подготовка клириков, пастырей для Церкви. Они не готовят собственно филологов, историков или философов. А Церкви нужны православные специалисты во всех областях. Для того чтобы в нашем обществе звучало слово веры, верующие люди должны быть везде - в том числе и в науке. Сокурсник так и не поверил

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

С 1993 по 2008 год А. И. Сидоров работал в Институте мировой литературы РАН на должности ведущего научного сотрудника, возглавляя группу византийской литературы.С 1994 по 2005 год преподавал также в Российском православном университете святого Иоанна Богослова и Православном Свято-Тихоновском богословском институте , а с 2008 года — в Сретенской духовной семинарии, читая там курсы патрологии и церковной истории. В 1991 году ему было присвоено ученое звание доцента Московской духовной академии , а в 1997 году он стал профессором Московской духовной академии и Православного Свято-Тихоновского богословского института. В 1999 году А. И. Сидоров защитил в Православном Свято-Тихоновском богословском институте магистерскую диссертацию по теме «Древнее монашество в истории и литературных памятниках». Но решением Специализированного Ученого совета этого института ему за выдающуюся научно-педагогическую деятельность и большое количество научных работ была присуждена ученая степень доктора церковной истории. Данное решение Ученого совета утвердил Пат­риарх Московский и всея Руси Алексий II. За свою долгую научно-церковную деятельность А. И. Сидоров стал научным руководителем десятков кандидатских, магистерских и дипломных работ в духовных школах. Издал более 100 научных статей и рецензий. Особенно стоит отметить его труды по переводу и изданию творений святых отцов и церковных писателей, снабженных его предисловиями и комментариями. С участием Алексея Ивановича вышли три многотомных серии в издательствах «Мартис», «Паломник», «Сибирская Благозвонница». В последние годы Алексей Иванович трудился над изданием серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе», в которой вышло уже девять объемных томов и готовится к изданию новые. За два месяца до его кончины вышел том этой серии, посвященный преподобному Иоанну Кассиану Римлянину. Важным свершением научной деятельности покойного профессора стало итоговое издание пяти томов его научных трудов в издательстве «Сибирская Благозвонница». Это «Святоотеческое наследие и церковные древности» (М.: Сибирская Благозвонница, 2011–2017). Добавим, что к изданию готовится еще два тома в этой серии.

http://e-vestnik.ru/obituaries/stremleni...

В 1991-1993 гг. преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в МДАиС. В 1992-1993 гг. преподавал Новый Завет вПравославном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете. В 1993 г. был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководствомепископа Диоклийского Каллиста (Константинопольский Патриархат) работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», совмещая учебу со служением на приходах Сурожской епархии. В 1995 г. окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии. С 1995 г. работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, с августа 1997 г. до начала 2002 г. возглавляя секретариат по межхристианским связям. В 1995-1997 гг. преподавал патрологию в Смоленской и Калужской духовных семинариях. В 1996 г. читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной духовной семинарии на Аляске (США). С января 1996 г. состоял в клире храма святой великомученицы Екатерины на Всполье в Москве (подворье Православной Церкви в Америке). В 1996-2004 гг. — член Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви. В 1997-1999 гг. читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского университета (Великобритания). На Пасху 2000 г. в Свято-Троицком храме в Хорошеве (Москва) митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан игумена. Решением Священного Синода от 27 декабря 2001 г. избран епископом Керченским, викарием Сурожской епархии. 7 января 2002 г. в Успенском кафедральном соборе Смоленска митрополитом Смоленским Кириллом возведен в сан архимандрита. Хиротонисан 14 января 2002 г. за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении десяти архипастырей.

http://radonezh.ru/authors/alfeev

В 1992 году в Москве открылся Православный Свято-Тихоновский богословский институт . На его презентации 8 декабря 1992 года был поднят вопрос о возвращении бывшего Епархиального дома и передаче его новому учебному заведению, что позволило бы полностью вернуть бывший Епархиальный дом к его первоначальному предназначению. Однако ответа со стороны московских властей не последовало. Более 10 лет велась борьба за возвращение бывшего Епархиального дома Русской Православной Церкви. Наконец, благодаря совместным усилиям Церкви и Попечительского совета Православного Свято-Тихоновского университета при поддержке Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при участии Администрации Президента России В.В. Путина в 2004 году здание бывшего Епархиального дома было возвращено Русской Православной Церкви и передано для нужд Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. На средства, привлеченные Свято-Тихоновским фондом поддержки православного образования, в 2006 году начались строительные и реставрационные работы по воссозданию исторического облика Епархиального дома. 17 ноября 2008 года, в канун дня памяти Патриарха Тихона, над восстановленным золотым куполом Князь-Владимирского храма был установлен крест. 20 февраля 2010 года в устроенном в нижнем этаже здания храме в честь св. Патриарха Тихона и участников Поместного Собора, прославленных в лике священномучеников, была совершена первая Литургия. В тот же день Епархиальный дом посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, благословил продолжение работ по возрождению здания и обещал свое содействие. После этого началось полномасштабное восстановление Епархиального дома. Велось оно в рамках мероприятий подготовки к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира (28 июля 2015 г.). Была полностью воссоздана снесенная колокольня с крыльцом, а также фасад дома, увеличена площадь 3-го этажа, возведен мансардный этаж, восстановлены утраченные элементы лепнины и декора Соборной палаты и других исторических помещений, произведена художественная роспись храма.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4946283...

Я убежден, что завершится время трудностей для нашего Свято-Тихоновского гуманитарного университета, но люди, которые прошли обучение в эпоху этих трудностей, всегда будут о них вспоминать. И никогда эти внешние обстоятельства не будут темными воспоминаниями — как и мы, прошедшие в советское время суровую школу борьбы, никогда не вспоминаем те годы как мрачное время, хотя уж как много было трудностей. Мы вспоминаем то время как время борьбы, созидания, как время свидетельства в тяжелейших условиях, хотя, конечно, не забываем о том, какими были эти условия, и сознаем необходимость сделать все для того, чтобы Церковь через такие внешние условия больше не проходила. Поэтому я хотел бы просто ободрить всех вас и сказать, что Господь проводит нас через испытания и часто таким образом, что в результате этих испытаний мы становимся сильнее и лучше. Дай Бог, чтобы внешние трудные обстоятельства жизни Свято-Тихоновского гуманитарного университета содействовали усилению духовной жизни, возрастанию интеллектуальной силы, формированию в студентах способности сопротивляться непростым жизненным обстоятельствам. Абсолютный комфорт и нега бытия не являются лучшими условиями для возрастания личности. Я бы хотел напомнить, что сегодняшний день — день избрания на Патриарший престол святителя Тихона — в настоящее время отмечается как церковный праздник, а инициатором этого празднования был Свято-Тихоновский институт. Это была хорошая инициатива, и дай Бог, чтобы и другие инициативы так же воспринимались церковным обществом и церковным сознанием. Я хотел бы сказать об этих инициативах. Одна из них — получение богословского образования не только будущими пастырями, но и мирянами, которые призваны трудиться как в церковной сфере, так и в иных сферах общественной жизни — в науке, в школе, в социальных учреждениях, в СМИ. Мы — как народ, как Церковь — очень нуждаемся в них, мы нуждаемся в формировании корпуса православной интеллигенции. Вы знаете, что именно интеллигенция несет на себе особую ответственность за народ, за будущее, за страну. Именно исторические заблуждения нашей интеллигенции и обусловили трагическое развитие истории России в XIX-XX столетиях, а, может быть, и раньше. Одной из главных проблем России было отсутствие связи между интеллигенцией и Церковью, отсутствие мощного корпуса православной интеллигенции, которая была бы способна к самоорганизации, к оказанию реальной поддержки Церкви. Церковь воспринималось как «ведомство православного исповедания», как некая замкнутая корпорация, потому что не было среди мыслящей, элитарной части общества достаточного количества людей, способных демонстрировать своей личностью, своей жизнью важность связи с Церковью. Интеллигенция была нецерковной, а чаще всего — антицерковной. Я не говорю о советском времени, но, пропуская этот период нашей истории, я хотел бы сказать о том, как важно сегодня формировать корпус православной интеллигенции.

http://patriarchia.ru/db/text/939506.htm...

Отец Георгий призвал слушателей задуматься над вопросами и привел свои размышления на этот счет. Затем кандидат исторических наук, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе Киевской духовной академии и семинарии В.В. Бурега зачитал сообщение «Киевское христианство в имперском интерьере. XVIII век». Он рассказал о постепенной унификации Киевской митрополии с остальной территорией империи в течение 1686-1796 годов, в результате которой многие исторически сложившиеся особенности жизни Киевской митрополии были упразднены. Однако автор отметил, что значительный процент иерархов на территории Великороссии в этот период были выходцами из Украины, поэтому именно они во многом определили характер церковной жизни в России. С докладом «Конфессиональный вектор внешней политики России: к истории взаимодействия МИДа и Святейшего Синода в XIX веке» выступила доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН И.Ю. Смирнова. На примере деятельности Русских духовных миссий она рассмотрела межведомственное взаимодействие Министерства иностранных дел и Всероссийского Святейшего Синода при организации церковно-дипломатической работы за рубежом. Кандидат богословия, доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Г.В. Бежанидзе и кандидат исторических наук, доцент кафедры «История, философия, политология и социология» Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I А.Г. Фирсов представили сообщение «Становление ведомства православного исповедания в первой трети XIX века». Авторы рассказали слушателям об истории появления первой правительственной структуры по делам Православной Церкви — отделения духовных дел греко-российского исповедания, создание которого следует рассматривать в контексте формирования министерской системы в царствование Александра I. С заключительным докладом «Правда Христова в общественной жизни: из опыта Православной Российской Церкви начала ХХ века» выступила доктор филологических наук, ученый секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института Ю.В. Балакшина. В своем сообщении она рассмотрела попытки членов Русской Православной Церкви отреагировать на события революции 1905 года. Один из путей общественно-церковного взаимодействия был предложен группой «32-х» петербургских священников, Христианским братством борьбы и создателем Крестовоздвиженского трудового братства Н.Н. Неплюевым. Автор отметила, что одним из ключевых понятий риторики той эпохи стало выражение «правда Христова».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5809953...

15 июня 1992 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен настоятелем возрождающегося Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря (Холмогорский район Архангельской области). В том же году в июле месяце указом Святейшего Патриарха Алексия II удостоен сана игумена. С конца 1994 г. по 2010 г. – руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации С сентября 1995 г. по 2008 г. руководил образованным по благословению Святейшего Патриарха Архангельским филиалом (Центр дистанционного обучения) Православного Свято-Тихоновского Богословского института. С 1999 г. – председатель епархиальной церковно-археологической комиссии. К Пасхе 2000 г. указом Его Святейшества возведен в сан архимандрита. В 2007 г. закончил Московскую Духовную академию. Диплом на тему «История формирования архитектурного ансамбля Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря» защитил «на отлично» 30 ноября 2015 г. С марта 2000 г. – главный редактор газеты «Духовный сеятель», приложения к ней «Педагогический семинар» и с ноября 2001 г. – церковно-исторического альманаха «Сийский хронограф». В феврале 2001 г. награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, в июле 2002 г. награжден орденом Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского III степени, в январе 2003 г. почетным знаком УИН МЮ РФ, в 2006 г. – почетным знаком «100 лет Подводного флота России». С 26 октября 2009 г. по 16 июня 2011 г. прошел профессиональную переподготовку в Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 27-28 января 2009 г. С 2007 г. – член Союза журналистов России. В 2010 г. принят в Екатеринодарскую и Кубанскую епархию. 1 сентября 2013 г. Высокопреосвященным митрополитом Екатеринодарским и Кубанским назначен на должность настоятеля прихода храма Всех Святых г. Краснодара. 20 апреля 2014 г. к празднику Святой Пасхи указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по представлению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора награжден «Правом служения Божественной Литургии с отверстыми царскими вратами до Отче наш…».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/15/sk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010