Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Высказывания католиков об Афоне Афон, Русский Свято-Пантелеймонов монастырь, История обители     Высказывания католиков об Афоне Афон, Русский Свято-Пантелеймонов монастырь Одна из причин, которая побудила меня посетить рус­ский монастьфь Святого Пантелеймона: красивый и гостеприимный, им 11освящен Святому Пантелеймону, мученику трогательной истории и небесному покровителю Равелло, моего любимого города,  в Святом Пантелеймоне жил святой Сильван Афонский, одна на неличайпгах душ всей афонской истории. Нзванный также Руссиком или Россиконом из-за того, что в нем жили русские насельники, этот монастырь несравним ни с чем. Не будучи окруженным стенами (построен в XVIII веке, когда нашествия пиратов были уже далеким воспоминанием), его грациозные здания  издали, покрытые замечательными зелеными куполами в виде луковиц, которые украшают кафоликон, т.е. главную церковь или ообор... История его, как и всех афонских общежительных монастырей (киновий), очень мучительная. В XVI веке из-за русско-турецкойвойны он был вынужден даже закрыться.   В первой половине XIX века греческая община, жившая тогда в нем, формально обратилась к русским монахам (основателям первой ячейки Святого Пантелей­мона) с просьбой вернуться в монастырь и для Руссика началось воз­рождение. Во второй половине того же века, именно, когда рука не­известного составляла «Сказания русского паломника», Пантелеймо­нов монастырь начал период наивысшего великолепия. Если бы отшельник, жаждавший дара неугасимой молитвы Иису­совой, мог осуществить свою мечту посетить Афон, то, несомненно, не пропустил бы монастыря своих соотечественников и был бы сви­детелем замечательного разгара, который ознаменовал расцвет Свя­того Пантелеймона.   И, действительно, благодаря поддержке царя за несколько десятков лет Руссик превратился в маленький действу­ющий город, снабженный больницей, аптекой, складами и мастер­скими, фотографической лабораторией, печатней и странноприимным домом, способным принять две тысячи паломников.

http://isihazm.ru/1/?id=2003

Содержание Введение 1910 год Письмо монахов пустыни Новая Фиваида игумену Свято-Пантелеимоновского монастыря Мисаилу с рассуждениями об имени Божиим и доказательствами о Его Божественности Статья «Религиозное смущение на Старом Афоне. (Из частного письма)» Соборное рассуждение о Имени Господа нашего Иисуса Христа в пустыни Новая Фиваида на Афоне Жалоба братии Свято-Андреевского скита в монастырь Ватопед о еретичестве Иеронима, игумена скита Жалоба иеросхимонаха Антония (Булатовича), поданная в Святейший Синод на архиепископа Волынского и Житомирского Антония Открытое письмо святогорцев-исповедников имени Божия к архиепископу Никону Листовка Союза для противодействия распространяющемуся имяборчеству и для предохранения себя от общения с имяборцами «Обращение ко всем православным...» Доклад игумена Русского на Св. Афонской горе Пантелеимоновского монастыря архимандрита Мисаила Священному Киноту Св. Горы Афонской с ответами на вопросы по поводу смуты в монастыре Извещение Святейшего Синода Русской Православной Церкви Константинопольскому Патриарху Герману V о посылке архиепископа Никона на Афон для умиротворения русских иноков Статья «Прибытие архиепископа Никона на Афон» Журнал Комиссии, образованной при Правлении Добровольного Флота для обсуждения вопроса о посылке одного из пароходов на Афон для доставки оттуда в Одессу русских монахов Список монахов Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря, следующих на пароходе «Херсон» в Россию по распоряжению русского правительства Заявление братии Русского на Афоне Св. Пантелеймонова монастыря доктору Добровольного флота о получении ими ран при выселении из монастыря со списком пострадавших Телеграмма Обер-Прокурору Святейшего Синода В. К. Саблера товарищу Министра внутренних дел В. Ф. Джунковскому по вопросу о снятии духовного сана с иноков, возвращающихся с Афона Секретные телеграммы посла в Константинополе М. Н. Гирса с предложениями о мерах по отношению к афонским монахам, прибывающим в Одессу Журнал совещания о мерах по устройству и распределению афонских монахов афонских монахов, задержанных в Одессе с объяснительной запиской В.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

инок Дамиан Приложение. Новый Афон А. С. БОЧКОВ, член Русского исторического общества. Мысль об устроении православного монастыря в Абхазии возникла в русских правительственных кругах сразу после её вхождения в состав России в 1810 году. Было учреждено «Общество восстановления православного христианства на Кавказе». Его деятельность ознаменована строительством в некогда православной Абхазии православных храмов, открытием православных школ, основанием православного монастыря. Русское правительство и обратилось за помощью в этом святом деле к Свято-Троице-Сергиевой Лавре. 18 июля 1872 года был подписан указ об основании при Пицундском храме мужского монастыря с миссионерскими целями и о назначении содержания монастырю в размере 1200 рублей в год. Святитель Иннокентий назначил настоятелем нового монастыря архимандрита Свято-Троице-Сергиевой Лавры Феофила, избравшего из монахов Лавры для монастырских должностей во вновь открываемой обители иеромонаха, иеродиакона и пять послушников. Эта монашествующая братия прибыла в Пицунду в 1873 году и ревностно занялась великим делом устроения святой обители. Однако скудные средства, отпущенные на содержание монастыря, не позволили продолжить строительство. В это время русские иноки Святой Горы Афон стали хлопотать о переселении в Россию. Они постоянно испытывали притеснения со стороны греческого духовенства, стремившегося к господству на Востоке и на Афонской Горе. 1874 год был тяжёлым для русской братии Пантелеймонова монастыря. Судебный процесс с греками был в полном разгаре. Протатом (правительством Афона) было решено, чтобы Пантелеймонов монастырь больше не назывался русским, чтобы игуменом в нём всегда был грек и русская братия ему во всём всегда подчинялась. Игумену было предоставлено право самому определять численность братии и выдворять из монастыря неугодных монахов. Так открыто формулировалось определение Протата. А тайно велись приготовления для полного удаления русских из Пантелеймонова монастыря и перемещения иноков силами турок в Малую Азию в один из заброшенных монастырей. Более того, в результате происков греков газеты Стамбула обсуждали возможность высылки русских иноков в дебри экваториальной Африки. Игумен Пантелеймонова монастыря отец Макарий и духовник обители отец Иероним обратились к русскому посланнику в Константинополе графу Н. П. Игнатьеву с просьбой об организации переселения русских афонских иноков в русские владения на Кавказе. Для принятия русских монахов с Афона в Россию были созданы благоприятные условия.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Аристоклий Афонский (1838–1918)                   Прп. Аристоклий Афонский (1838–1918), память 24 августа      Старец Аристоклий родился на Урале в благочестивой крестьянской семье, предположительно в 1838 году, при крещении был назван Алексеем. Отца Алексей потерял в раннем детстве. В десятилетнем возрасте после тяжёлой болезни у него отнялись ноги. Матушка Алексея, Матрона, долго слёзно молила святителя Николая о предстательстве пред Господом об исцелении сына, в те дни дала обет уйти в монастырь, как только сын войдет в иноческий возраст, и в этой жизни с ним больше не встречаться. В день празднования Церковью святителя Николая, 6/19 декабря произошло чудесное исцеление Алексея.   Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона удалилась в монастырь, а Алексей по благословению матери отправился на Святую Гору Афон. При постриге послушнику Алексею было дано имя Аристоклий, в честь Кипрского священномученика пресвитера Аристоклия Саламинского. Более четверти века подвизался иеромонах Аристоклий в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре на Святой Горе, а в середине 1880-х годов был направлен в Москву на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, расположенное на Большой Полянке. Десять лет он возглавлял подворье и был настоятелем часовни святого великомученика Пантелеймона. Люди тянулись к доброму пастырю, по молитвам которого совершались чудесные исцеления больных. Старец вразумлял, наставлял, молился за своих чад, всей душой желая им спасения. Слухи о прозорливом старце быстро разлетелись по столице. Сотни людей нуждающихся в молитвенной помощи старца ежедневно бывали на подворье афонского монастыря. Многочисленные пожертвования верующих старец отдавал нуждающимся людям: оплачивал обучение детей из неимущих семей, устраивал жизнь многих людей.   Благодаря стараниям старца на Афонском подворье с 1888 года начал издаваться журнал “Душеполезный Собеседник”, который рассказывал о жизни русских монахов на святом острове, знакомил с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам, мудрыми мыслями святых отцов. Благодаря его просветительской деятельности русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми молитвенниками за землю Русскую. На щедрые пожертвования россиян восстанавливались пострадавшие от пожаров постройки старинных монастырей, возводились новые храмы в честь почитаемых на Руси святых. Однако в 1894 году после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться в родную обитель.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1190

Троекурово. Троекуровский Дмитриевский Иларионовский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Димитриевский монастырь, общежительный, в селе Троекурове, в 11 верстах от города Лебедяни. Основан в 1871 году из существовавшей с 1854 года женской общины. Здесь находится чудотворная Владимирская икона, именуемая «Явленною»; по преданию, она обретена была одним полесовщиком в начале XIX века в росшем на занимаемом ныне монастырем месте густом лесу в урочище, называемом Лепяги, на дереве, с струившимся из-под него источником, где ныне устроен колодец, из которого богомольцы благоговейно почерпают воду. В монастыре находится келья затворника Илариона, над могилой которого в 1893 году выстроен новый храм. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В селе Троекурово, в 20 километрах от Лебедяни находится Свято-Димитриевский Илларионовский женский монастырь, основанный в 1871 году из существовавшей с 1854 года женской общины. Своим появлением монастырь обязан лебедянскому мещанину Иллариону Фокину, более 30 лет жившему в Троекурово при местной Димитриевской церкви. Он согласился на предложение помещика села Троекурово Ивана Ивановича Раевского в 1824 году поселиться в его имении в специально устроенной для него келье близ храма. Живя затворником, он снискал себе широкую известность. Местные жители и жители соседних губерний почитали затворника Иллариона Троекуровского наравне с епископом Тамбовским Питиримом и Серафимом Саровским. Еще при жизни вокруг подвижника в Троекурово начала складываться небольшая община, руководимая Александрой Николаевной Голдобиной. В 1859 году здесь была построена деревянная Владимирская церковь. Еще раньше, в 1814 году на средства помещицы Прасковьи Раевской был выстроен храм в честь Димитрия Солунского, вместо прежней деревянной церкви. В 1865 году было завершено строительство каменной ограды с двумя башнями. С 1880 года в Троекуровском монастыре ведется обширное строительство: в 1880-1893 годах на месте деревянной Владимирской был сооружен Владимирский собор над могилой затворника Иллариона и с небольшой подземной церковью во имя Мефодия и Феодосия. Святитель Феофан пожертвовал иконостас для храма и им написанный образ Владимирской иконы Божией Матери. В 1870 году обитель получила в дар часть животворящего Креста Господня от братии русского Пантелеймонова монастыря со Святой горы Афон. В 1880 году над западными воротами построена надвратная Ильинско-Покровская церковь. Из других построек в монастыре находились двухэтажный корпус старой трапезной и одноэтажный странноприимный дом. Дом игуменьи, здание келий и просфорня были деревянными в один этаж. Монастырю принадлежало 560 десятин земли.

http://sobory.ru/article/?object=10543

1910 год Письмо монахов пустыни Новая Фиваида игумену Свято-Пантелеимоновского монастыря Мисаилу с рассуждениями об имени Божиим и доказательствами о Его Божественности 10 декабря 1910 года Ваше Высокопреподобие, Всечестнейший батюшка игумен, отец Мисаил! Благословите! Вам известно, что в братстве Фиваиды, с некоторого времени, произошло смущение. Поводом к сему послужило – 1-е: рецензия Ильинского монаха о. Хрисанфа, в коей он позволил дерзко выражаться об имени «Иисус» Христовом, совсем отвергая Его обоготворение 19 ; 2-е: сем бедные выражения иерос- химонаха о. Алексия, который говорил иеромонаху Мефодию, и другим об Имени Иисус Христовом, сравнивая Его с простым именем человеческим. Свободные выражения о. Алексия о Имени «Иисус» Христовом стали известны братству, и по сему многие у него не берут благословения. В настоящее время о. Алексий не повторяет прежних дерзких выражений о Имени Иисус Христовом, теперь он называет Его Божественным, но оно (по его мнению) не Бог , и сии слова о. Алексия поддерживал (а теперь неизвестно) наш старец иеросхимонах Аврамий: в одно время о. Аврамий сказал в церкви братии, что у о. Алексия было одно лишь недоразумение; не сказал, что была ошибка, и этим произвел в братстве смущение, которое и до сих пор не утихает; ибо ошибка о. Алексия известна братству, а сознания в ошибке со стороны о. Алексия нет, напротив, ему дает поддержку, он и теперь стоит на своем, что имя «Иисус» Христово – не Бог. Мы желаем, чтобы о. Алексий и другие с ним единомысленные исправили свою ошибку, и сказали бы, что имя «Иисус» Христово есть Бог . Если это будет ими сказано, и они впредь не будут говорить, что имя Иисус Христово – не Бог, то у нас по- прежнему будет мир, спокойствие и единомыслие. Мы веруем и в духе исповедуем, что святейшее имя Иисус Христово – есть Бог; они – сие имя Иисус Христово неотделимо от существа Сына Божия и Бога – оно Едино с Ним. Сам Господь Иисус Христос во св. Евангелии сказал о Своем Имени «Иисус», называя Его Своим – оно Едино с Ним. И по сему, мы, несомненно, веруем, что Имя Иисус Христово в Боге и Бог в своем Имени присутствует, невидимо и непостижимо, как Бог везде сый и вся исполняй.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Вышний Волочёк. Казанский монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты В 1877-1882 гг. по проекту известного московского архитектора А.С. Каминского был возведен холодный Казанский собор. Его архитектура в целом повторяет другую постройку А.С. Каминского того же времени - Пантелеймоновскую часовню на Никольской улице в Москве. Кирпичное на гранитном цоколе оштукатуренное здание имеет центрическую композицию. На крещатое основание, усложненное скругленными выступами лестниц, поставлена массивная купольная ротонда с главой, окруженная 14-ю башенками и малыми главками. Разнообразный кирпичный, белокаменный и штукатурный декор представлен аркатурно-колончатыми поясами, килевидными, стрельчатыми и многолопастными кокошниками, зубчатыми поясами. В большие арочные ниши нижнего объемы вписаны трехчастные проемы. Ротонда опирается на угловые пилоны, паруса и арки. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами с распалубками. По материалам: Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО " Тверское княжество " , 2002. До 1930-х годов в Вышнем Волочке сосуществовали два Казанских собора. Один из них – главный герой нашей статьи, возведенный в 1882 году на территории Казанского же монастыря. Второй – старше на век, построен в 1771 году на месте регулярно уничтожаемых пожарами деревянных предшественников, история которых уходит в глубокую вышневолоцкую древность – собственно, это место и считается историческим ядром города. Собор 1771 года уничтожен в 1935 году – свято место занял постамент с Ильичом, указывающим куда-то в сторону ж/д вокзала. Причем, судя по статистическим данным, свидетельствующим о катастрофической убыли местного населения за последние 40 лет – более чем на треть по сравнению с “застойными” брежневскими семидесятыми – в постперестроечный период народ принял призывный жест пролетарского вождя за руководство к действию… До 1724 года на оживленной Торговой площади Вышнего Волочка стояли два деревянных храма, в одном из которых хранился список с чудотворной Казанской иконы Богоматери (считается, что оригинал этой одной из самых чтимых русских икон, авторство которого приписывается самому Евангелисту Луке, был утерян в самом начале XX века). Церкви погибли в пожаре, но список успели спасти – и поместили во вновь отстроенном опять же деревянном храме, простоявшем до опять же очередного пожара 1742 года. На этот раз из горящего здания икону вынести не смогли – как не смогли и обнаружить при последующем разборе пепелища, о чем весьма горевали.

http://sobory.ru/article/?object=05477

М. В. Шкаровский. Возникновение и развитие имяславской смуты на Афоне       Одним из самых значительных событий в истории русских обителей Святой Горы Афон в XX в. была так называемая афонская смута – спор о сущности имени Божия, переросший в массовое религиозное движение, которое охватило широкие слои русских святогорцев. В основе движения, участники которого называли себя имяславцами , находились сугубо догматические вопросы, касавшиеся толкования имени «Иисус», однако оно быстро приняло острые формы, и было подавлено российским правительством с применением военной силы, что нанесло тяжелый удар всему русскому Афону. В прошлые века внутри христианской Церкви неоднократно возникали столкновения по поводу учения об имени Божием. Богословский спор, в результате которого возникло движение имяславцев, разгорелся в России после того, как схимонах Иларион (Домрачёв; около 1845–1916 гг.) в 1907 г. выпустил книгу «На горах Кавказа» , посвященную описанию жизни отшельников в Кавказских горах. Отец Иларион 19 лет (с 1872 г.) был насельником русского Свято-Пантелеймоновского монастыря на Афоне (Руссика), где принял постриг в рясофор с именем Иоанн, а затем – в мантию с именем Иларион, большую часть времени исполняя послушание письмоводителя в монастырской канцелярии. В 1881 г. он поселился на Кавказе, будучи приписан к Ново-Афонскому монастырю во имя св. ап. Симона Кананита, куда первоначально отправился в качестве учителя монастырской школы . Описывая собственный духовный опыт Иисусовой молитвы, схимонах изложил учение, согласно которому «в самом имени, в самом слове Иисус Христос уже присутствует божество», и утверждал, что «имя Иисус – есть сам Бог», так как неотделимо от Его сущности . В книге отца Илариона также подчеркивалось, что вне имени Иисуса никакое спасение ни для монаха, ни для мирянина невозможно. Предисловие написал один из защитников имяславия, известный богослов московский священник Павел Флоренский.Прошедшая духовную цензуру книга не вызвала существенных откликов в России, но в русских обителях на Святой горе Афон учение о. Илариона привлекло многих сторонников. Как выяснилось позже, схимник не предполагал, какую бурную реакцию вызовет его книга средирусских афонитов.

http://sedmitza.ru/lib/text/10034006/

Д. Яламас получает медаль Св. Равноапостольных Кирилла и Мефодия от Фонда славянской письменности и культуры Справка: Димитриос Афанасьевич Яламас – дипломат, исследователь русско-греческих литературных и культурных связей, специалист в области неоэллинистики, палеографии и кодикологии. В 1986-м году окончил Афинский национальный и каподистрийский университет. Во время учебы дополнительно изучал греческую палеографию в Историко-палеографическом архиве МИЕТ. В рамках научных экспедиций изучал на Афоне греческие и славянские рукописи и старопечатные книги в библиотеках Ивирского, Ваттопедского, Ставроникитского, Симонопетрского и Свято-Пантелеймонова монастырей. В 1986-м году поступил в аспирантуру при кафедре русского языка филологического факультета МГУ. В 1992-м году защитил кандидатскую диссертацию «Филологическая деятельность братьев Лихудов в России». В 2001 году – докторскую диссертацию «Значение деятельности братьев Лихудов в свете греческих, латинских и славянских рукописей и документов из российских и европейских собраний». В 1996-2009 г.г. – заведующий Кафедрой византийской и новогреческой филологии. Афон – не место для туризма – Димитриос Афанасьевич, грекам очень повезло: они могут взять – и на выходные поехать на Афон… – Афон – это не такое место, куда можно поехать на один-два дня. Мы настолько перегружены нашими заботами, что два-три дня уйдет только на то, чтобы разрядиться от всего этого и настроиться на совершенно иной ритм. Перестать думать о сиюминутных проблемах и деловых вопросах и сосредоточиться на духовной жизни: молитве, богослужении. Поэтому я не верю, что на Афоне бывают туристы. От туризма спасает то, что туда нельзя женщинам, поэтому семьей туда не поедешь. А чтобы мужчина бросил все и на неделю поехал на Афон, для этого должна быть веская причина. Один старец мне однажды сказал, что случайно сюда никто не приходит. Афон – это сад Богородицы и туда никто не приходит просто так, если сама его не позовёт. – В первую поездку надо как-то по-особому настроиться?

http://pravoslavie.ru/37862.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве звонят колокола из баварского Пассау 27.01.2024 126 Время на чтение 4 минуты Источник: Проза.ру Про все звучит венец металла, И поучителен им звон. Ф. Шиллер. Песнь о колоколе. Подъезжая воскресным утром к баварскому городу Пассау, расположенному на слиянии трех рек, слышишь звон церковных колоколов. В ударах колокола скрывается какая-то дивная сила, вливающая в сердце верующего человека небесную гармонию. Баварцы любят колокольные звоны и приписывают им способность не только отгонять бесов, но и очищать зараженный воздух. Впервые колокола появились не в Византии, а в Западной Европе. Сохранилось предание, где изобретение колокола в нынешней его форме приписывается святому Павлину в конце IV - начале V века. Однажды св. Павлин во сне увидел себя среди полевых цветов. Среди них были и знакомые нам колокольчики, якобы издававшие при легком дуновении заоблачно-волшебные звуки. После этого сна святой велел отлить колокола, форма которых напоминала полевой цветок. Известно, что в ветхозаветной церкви верующие созывались на богослужения не колокольным звоном, а звуками особых труб. К IV веку стали использовать била или кандии (деревянные доски), а потом и клепала - согнутые в полукруг железные или медные полосы металла. По одной из версий, само название " колокол " произошло от немецкого " Glocke " . Первые колокола в Германии клепали из листового железа. Использовались и так называемые кимвалы - бронзовые кольца, подвешенные за петлю. Такие кимвалы сегодня можно увидеть в Свято-Пантелеймоновом монастыре на Святой горе Афон. В баварском местечке Хагенсбах сохранился с 1144 года самый старый колокол на территории Германии. Первоначально немецким колоколам давали мужские имена, а позже - только женские. Специалисты колокольного звона различают три формы колоколов: западноевропейскую, русскую и китайскую. Литью колоколов обычно предшествуют молитвы об удачном исходе дела. Об этом автоору рассказали в Пассау мастера колокололитейного искусства всемирно известной фирмы «Rudolf Penner GmbH & Co. Glockengisserei».

http://ruskline.ru/opp/2024/01/27/v_mosk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010