Митрополит Иларион (Алфеев) полагает, что спор между имяславцами и имяборцами в значительной степени представлял собой спор между молитвенным благочестием и богословской ученостью. Иисусова молитва и учение об имени Божием были частью одной – монашеской молитвенной традиции, не пересекавшейся с другой – традицией духовных академий, где о монашеской практике почти ничего не говорилось. Основные противники имяславия – архиепископы Антоний (Храповицкий) и Сергий (Страгородский), профессор С. В. Троицкий – принадлежали к традиции богословских школ, ни один из них никогда не состоял иноком в монастыре. По мнению командированного на Афон члена Святейшего Синода и Государственного совета архиепископа Никона (Рождественского), широкому распространению нового учения способствовало то, что в церковно-административном отношении русские иноки на Афоне были совершенно независимы от Российской Церкви вследствие подчинения афонских монастырей и принадлежащих им скитов Вселенскому Патриархату. Различие же в языках ставило русских монахов практически вне контроля греческих цер­ковных властей. Поэтому монахи отвыкли от власти епископов, и русские обители были достаточно автономны . Игумен Свято-Пантелеймоновского монастыря архимандрит Мисаил (Сапегин) к указанным обстоятельствам добавлял невежество и неопытность русских иноков в решении догматических проблем . Архимандрит Мисаил отмечал, что «книга схимонаха Илариона “На горах Кавказа” не имела первоначально большого распространения среди нашей братии. Когда против этой книги открыто высказался иеросхимонах Фиваидской пустыни Алексий и его стали поддерживать многие из братии, а также когда появилась... рецензия инока Ильинского скита Хрисанфа на книгу, тогда только... началось некоторое движение, не столько в пользу книги... Илариона, сколько против... Алексия и Хрисанфа» . Действительно, среди первых противников книги «На горах Кавказа» был иеромонах Хрисанф (Потапьев; 1833–1916 гг.) из русского афонского Свято-Ильинского скита, имевший известность в России и, в частности, состоявший в переписке с митрополитом Арсением (Стадницким). В 1909 г. о. Хрисанф по поручению духовника и антипросопа Свято-Пантелеймоновского монастыря иеросхимонаха Агафодора (Буданова) написал крайне резкую рецензию на книгу. Сам о. Агафодор впоследствии вспоминал об этом так: «Отец Иларион просил меня письменно узнать от здешних подвижников, занимающихся Иисусовой молитвой, какого они мнения о его книге, и между ними просил узнать и отца Хрисанфа, Ильинского скита. Этот, последний, ответил отцу Илариону целой рецензией на его книгу. По просьбе отца Хрисанфа я послал эту рецензию к отцу Илариону, так как отец Хрисанф за незнанием адреса прислал ее ко мне для пересылки, сказав, что рецензия эта написана по его [схимонаха] просьбе лишь только лично для него, но не для печати» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10034006/

А. Лебедев, Н. Б. Тихомиров и А. А. Турилов. Экспедиция проводилась под эгидой Археографической комиссии при Президиуме АН. 27 февраля 1984 года в конференц-зале библиотеки Академии Наук в Ленинграде состоялось заседание, на котором архимандрит Иннокентий сделал сообщение о результатах работы научной экспедиции на Афоне и об изучении рукописей Свято-Пантелеймоновского монастыря. В этот же день научные материалы экспедиции были переданы в рукописный отдел БАН, где, согласно ранее принятому решению, организовано хранилище рукописных материалов, связанных с историей Святой Горы. Эта работа отечественных исследователей представляет большую ценность ещё и потому, что рукописи, хранящиеся в святогорских обителях, подвергаются разного рода опасностям. Так, в 1968 г. в Свято-Пантелеймоновском монастыре возник пожар. По свидетельству насельников обители, пламя стало быстро распространяться и уже охватило постройки, прилегающие к библиотеке, в огне была дверь книгохранилища, но именно в этот момент пожар удалось потушить. Это счастливое обстоятельство позволило сохранить бесценные рукописи, в противном случае они разделили бы судьбу манускриптов Андреевского скита. В настоящее время библиотека монастыря содержит более 1320 греческих и около 600 славянских рукописей, написанных как на пергаменте, так и на бумаге67. В библиотеке также имеется более 20 тысяч печатных книг на русском и греческом языках, среди которых встречаются довольно редкие издания... В архивах Свято-Пантелеймоновского монастыря имеется больше всего материалов, связанных с историей многовековых духовных связей святогорских обителей с Русской Православной Церковью. Архимандрит Августин (Никитин), доцент Санкт-Петербургской духовной академии См. Rouillard G., Collomp P. Actes de Lavra, p. 52. Цит. по: Дуйчев И. Центры византийско-славянского общения и сотрудничества. Труды Отдела древнерусской литературы 19. М.-Л., 1967, с. 123. По другим данным — 1142 г. (См. Соловьев А. В. История русского монашества на Афоне.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=212...

Святитель Феофан мирно скончался 6 января 1894 года и был погребен в склепе Владимирского придела Казанского собора Вышенской Пустыни. Над его могилой воздвигнуто великолепное надгробие из белого мрамора, на котором изображены три книги святителя – «Добротолюбие», «Толкование Апостольских Посланий», «Начертание христианского нравоучения». После кончины епископа Феофана интерес к его личности непрестанно возрастал. «Его имя будет приобретать все больше известности и славы, как имя великого духовного просветителя, умевшего давать ответы на самые насущные вопросы духовной жизни», – писал современник. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви святитель Феофан, Затворник Вышенский , был причтен к лику святых. Печатные труды 1399 . Без труда не спасешься: Из книги «О покаянии» преосвященного Феофана. – Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1901. – 16 с. 1400 . Беседовательное толкование 2-го Послания к солунянам. – М.: Унив. тип. (Катков), 1873. – 142 с. 1401 . Богоугодная жизнь вообще: Слова епископа Феофана/Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М.: Типо-лит. Ефимова, 1893.– 108 с. То же. – 2-е изд. – М.: Типо-лит. Ефимова, 1899. То же. – Репр. изд. – [М., 1998]. – 113 с. – На тит. л. дан. ориг.: М., 1899. 1402 . Взыщите Господа: Из писем святителя Феофана Затворника . – [Сергиев Посад): Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1990. – 31 с. 1403 . Внутренняя жизнь: Из Слов к Тамбовской и Владимирской паствам, 1859–1866 гг./Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М.: Типо-лит. Ефимова, 1893. – 138, II с. То же. – 2-е изд. – 1899. То же. – Репр. изд. – М.: Галактика, 1994. – 138, II с. 1404 . Во дни Великого поста. – Саратов: Братство Святого Креста, 1911. – 53 с. – Из: Братский листок. – 1911. 1405 . Востани, спяй: Собрание святоотеческих писаний, направленных к пробуждению человека от сна греховного для бодрствования о Христе/Изд. Святой Горы Афонской. – СПб.: Тип. Духов, журн. «Странник», 1868. – VI, 200 с: ил. Тоже. – 2-е изд. – СПб., 1871 – 200 с. То же. – 3-е изд. – Одесса, 1886. – 165 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

112 Великий князь Константин Константинович в Русском монастыре в августе 1881 г. Но не только на Афоне упрочилось положение монастыря. С устройством на Кавказе отцами Иеронимом и Макарием Ново-Афонского монастыря русские афонские иноки стали постоянными гостями как на Кавказе, в Одессе, Ростове-на-Дону, Таганроге и других местах юга России, так и в Москве и Санкт-Петербурге. Пантелеимоновская часовня, устроенная обителью в Москве, и подворье Ново-Афонского монастыря в Петербурге, служа приютом для русских святогорских иноков в русских столицах, поставили их под защиту и покровительство русского правительства, дали возможность иметь прямые сношения с родной Россией и наглядно знакомили ее народ, чем и как живет достославная и чтимая им Афонская Пантелеймонова обитель. Открытие сбора пожертвований при хозяйственном управлении Святейшего Синода для Пантелеймонова монастыря и Андреевского и Ильинского скитов – ясные доказательства того, что эти обители находились под особым покровительством русских духовных властей. В 1880-х годах были продолжены визиты в Свято-Пантелеимонов монастырь высочайших особ русского императорского дома и русских высокопоставленных лиц. Так, в августе 1881 года обительпосетил великий князь Константин Константинович. «Была устроена встреча с крестным ходом, и великий князь благоволил простоять почти все бдение и своим усердием подивил нас, монахов... Затем его высочество благоволили осчастливить своим посещением и мою келлию, где был чай, и беседовали с духовником отцом Иеронимом, у которого и исповедовались», – сообщает о памятном для обители событии отец Макарий 158 . Особенно внимателен к нуждам Пантелеймоновой обители был русский посол при Оттоманской Порте А. И. Нелидов, получивший эту должность в 1882 году, всегда приходивший на помощь монастырю, когда того требовали обстоятельства. При внимательном отношении русского правительства и неоскудевающей материальной поддержке со стороны благочестивого и милостынелюбивого народа России вслед за Свято-Пантелеимоновым монастырем и русские афонские скиты, и все русские афонцы стали ощущать прочность своего положения на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Содержание Введение 1910 год Письмо монахов пустыни Новая Фиваида игумену Свято-Пантелеимоновского монастыря Мисаилу с рассуждениями об имени Божиим и доказательствами о Его Божественности Статья «Религиозное смущение на Старом Афоне. (Из частного письма)» Соборное рассуждение о Имени Господа нашего Иисуса Христа в пустыни Новая Фиваида на Афоне Жалоба братии Свято-Андреевского скита в монастырь Ватопед о еретичестве Иеронима, игумена скита Жалоба иеросхимонаха Антония (Булатовича), поданная в Святейший Синод на архиепископа Волынского и Житомирского Антония Открытое письмо святогорцев-исповедников имени Божия к архиепископу Никону Листовка Союза для противодействия распространяющемуся имяборчеству и для предохранения себя от общения с имяборцами «Обращение ко всем православным...» Доклад игумена Русского на Св. Афонской горе Пантелеимоновского монастыря архимандрита Мисаила Священному Киноту Св. Горы Афонской с ответами на вопросы по поводу смуты в монастыре Извещение Святейшего Синода Русской Православной Церкви Константинопольскому Патриарху Герману V о посылке архиепископа Никона на Афон для умиротворения русских иноков Статья «Прибытие архиепископа Никона на Афон» Журнал Комиссии, образованной при Правлении Добровольного Флота для обсуждения вопроса о посылке одного из пароходов на Афон для доставки оттуда в Одессу русских монахов Список монахов Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря, следующих на пароходе «Херсон» в Россию по распоряжению русского правительства Заявление братии Русского на Афоне Св. Пантелеймонова монастыря доктору Добровольного флота о получении ими ран при выселении из монастыря со списком пострадавших Телеграмма Обер-Прокурору Святейшего Синода В. К. Саблера товарищу Министра внутренних дел В. Ф. Джунковскому по вопросу о снятии духовного сана с иноков, возвращающихся с Афона Секретные телеграммы посла в Константинополе М. Н. Гирса с предложениями о мерах по отношению к афонским монахам, прибывающим в Одессу Журнал совещания о мерах по устройству и распределению афонских монахов афонских монахов, задержанных в Одессе с объяснительной запиской В.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Только этим путём и могли бы вполне раскрыться все богатства афонских архивов»55. Издание актов Пантелеймоновской обители было высоко оценено и зарубежными специалистами того времени. Так, профессор Афинского университета Спиридон Ламброс писал по этому поводу: «Мы вправе ожидать и от других обителей того же, что сделано русскими святого Пантелеймона, издавшими в подлиннике и в русском переводе акты своего монастыря и обогатившими это издание множеством примечаний... Настало время не скрывать хризовулы, а предавать их гласности»56. Напечатание актов и хризовул Свято-Пантелеймоновского монастыря, засвидетельствовавших о давности права русских святогорцев на обитель, неожиданно вызвало недовольство греков, которые стали требовать, чтобы все подлинные акты были переданы в их руки. С их стороны начались соответствующие действия в надежде на опору Протата. Видя такое враждебное отношение, духовники — русские насельники Иероним и Макарий сначала думали, что кротостью и уступками можно будет умиротворить враждующих, и потому с христианским смирением отдали насильственно требуемые от них хризовулы и печать, но это не смогло упразднить напряжённость в отношениях, и примирение состоялось лишь в 1874 году57. К 1874 году число русской братии в Свято-Пантелеймоновском монастыре достигло 300 человек, греков к этому времени насчитывалоь около 200 насельников. Престарелый игумен — грек Герасим сам назначил своим преемником в качестве наместника монастыря русского инока Макария, который и был выбран в игумены в 1875 году, правда, не без определенного противодействия. С этого времени монастырь снова становится под водительство русских иноков, хотя в нём по-прежнему жили насельники и из греческой братии, ради которых служба в старом соборе совершалась на греческом языке. Настоятельство архимандрита Макария (1875-1889) было блестящим периодом в истории Пантелеймоновского монастыря. При игумене Макарии монастырь предпринял обширную просветительско-издательскую деятельность, распространяя среди верующих миллионы листков, брошюр и книг религиозно-нравственного содержания.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=212...

Посещения именитых гостей, умножение русской братии в Свято-Пантелеимоновом монастыре, все большее благоустроение ими обители благодаря богатому притоку пожертвований из России, расширение их деятельности за пределы Святой Горы – все это возбуждало по человеческой немощи подозрение и опасение греческого братства Пантелеймонова монастыря и всего греческого Афона, что русские иноки займут в обители выдающееся положение и захватят в свои руки кормило правления. Но эти же обстоятельства позволяли русским осознать свой материальный и моральный перевес. Избрание отца Макария в преемники игумену вызвало новое неудовольствие, которое могло бы со временем исчезнуть, как надеялся избирательный собор, но к этому обительскому делу примешались другие афонские и внеафонские события, с которыми так или иначе связывалось понятие «русский», и усилили междоусобную распрю в Русской обители. Обстоятельства эти сами по себе или мало, или совершенно не касались ее, но они возбуждали и поддерживали неприязненные в то время на Востоке чувства к русским вообще, а через то и к русскому братству Свято-Пантелеимоновой обители. Кратко остановимся на них. При вступлении на Константинопольский престол патриарха Анфима весь Афон был обрадован, надеясь, что он, будучи сам святогорцем, возобновит самые мирные отношения Святой Горы с Великой Церковью . Но, увы, афонские отцы ошиблись в этом. В скором времени игумен Свято-Павловского монастыря, забрав все акты монастырские, приехал в Константинополь и там, имея в своих руках печать монастырскую, делал постоянные долги. Братия святопавловская выразила неудовольствие, вследствие чего патриарх прислал свою экзархию для расследования этого дела, которая не согласилась с мнением афонского протата, отчего неудовольствие усилилось. В то время были назначены от всех монастырей поверенные по этому делу, также и от Русского монастыря был назначен отец Евгений, грек, который по этому делу выказывал свою энергию против экзархии, что делал с намерением, чтобы выставить монастырь перед Великой Церковью в нехорошем виде. Потом протат убедил русскую братию Пантелеймонова монастыря ходатайствовать перед русским послом о святопавловском деле. Пять монастырей, державших сторону святопавловского игумена, всевозможным образом доносили на Русик патриарху и марали наш монастырь, говоря, что это не что иное, как противление русских. Тогда же появились в печати нападки сначала на Русик, а потом и на всех русских афонцев. Затем получена была от патриарха бумага, чтобы игумен не избирал себе преемника и чтобы будущий игумен был непременно уроженцем Турции. Это было не что иное, как противодействие избранию отца Макария. С этого времени в Русском монастыре греческие отцы начали разные притязания к русским, хотя русские делали им всевозможные уступки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

А посему, соборный подотдел об афонском движении, для полного и точного уяснения собору истинной сути афонского движения и связанных с ним раздоров в названном монастыре и скитах, просит ваше высокопреподобие и братию ответить в ближайшее время на нижеследующие вопросы: Кто в большинстве населяет Свято-Пантелеимоновский монастырь и его скиты и келлии – великороссы или малороссы? Кем приобретен от греков Свято-Пантелеимоновский монастырь: великороссами или малороссами? Кто был первым начальником сего монастыря по переходе его в русские руки: великоросс или малоросс? Какого племени были последующие настоятели сего монастыря до начавшейся имябожнической смуты и во время ее? Каковы были в Пантелеимоновском монастыре и его скитах отношения между великороссами малороссами до смуты, связанной с почитанием имени Божия? Не стремились ли малороссы до смуты этой захватить в свои руки власть в монастыре и скитах? Где сначала появилась распря об учении книги «На горах Кавказа»: в монастыре или в скитах его? Насколько велико было число сознательных имябожников в Пантелеимоновском монастыре и его скитах? Каким способом главари имябожников вербовали простецов на свою сторону? Защищавшие учение книги «На горах Кавказа» малороссы, не имели ли в виду использовать этот спор для захвата в свои руки власти в монастыре и его скитах? Не были ли имябожниками-малороссами заранее подготовлены кандидаты-малороссы на случай свержения с игуменства архимандрита Мисаила? Были ли у них попытки сместить игумена Мисаила и заменить его своим избранником? Какого племени монах Ириней, стоявший во главе имябожнического движения, и был ли он действительным инициатором этого движения, или же только показным, а вдохновляли и руководили движением, прикрываясь его именем, другие? Не имел ли влияния на ход имябожнического движения в Пантелеймоновом монастыре и его скитах иеросхимонах Антоний Булатович? Не было ли тесной связи между главарями имябожников Пантелеймонова монастыря и главарями имябожников Андреевского скита, и не помогали ли одни другим в устройстве волнений и беспорядков? По чьей инициативе 23 января 1913 года был собран в Пантелеимовском монастыре братский собор, на котором было постановлено избрать на помощь игумену «Правящий собор» из 12 человек, и кого оказалось больше в последнем: великороссов или малороссов, а также при каких обстоятельствах игумен Мисаил согласился на избрание их?

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

М. И.: У нас самые теплые и уважительные чувства к Афону. Мы не хотим подсказывать афонским старцам, как им действовать. История показывает, что когда Афон чем-то обеспокоен, они находят способы донести это до Константинопольского патриарха. Когда, например, Константинопольский патриарх Афинагор встретился с Папой Римским, то Афонские монастыри выражали протест, некоторые даже перестали поминать Константинопольского патриарха. Но это внутреннее дело Афона. (В 1964 году Константинопольский патриарх Афиногор встретился с папой римским Павлом  VI . Во время встречи главы церквей сняли друг с друга взаимные анафемы ,  существовавшие с Великой схизмы - разделения христианства в 1054 году). А что касается наших бизнесменов, которые жертвуют на Афон, то я бы посоветовал им переключить свое внимание на российские монастыри и вкладываться туда. У нас есть свои святыни, свой Афон: Соловецкий монастырь, Валаамский монастырь, Псково-Печерский, Киево-Печерская лавра, Троице-Сергиева Лавра. То есть если есть желание свои средства пожертвовать на богоугодное дело, то у нас есть не меньше святынь, а на самом деле гораздо больше, чем на Святой горе. На Афон любят ездить многие российские бизнесмены и политики. Например, единоросы Андрей Турчак и Евгений Ревенко поехали на Святую гору накануне заседания синода РПЦ Фото: INSTAGRAM/@ER_TURCHAK Би-би-си: Что будет с русскими монахами на Афоне? Например, с теми, кто живет в Свято-Пантелеймоновом монастыре, который исконно считается нашим? Президента России там, как известно, принимают по особому протоколу. Куда теперь бежать монахам? М. И.: Им никуда не нужно бежать, им нужно продолжать свое существование и свою деятельность. Я не думаю, что в положении монастыря что-то изменится. Би-би-си: Но в Свято-Пантелеймоновом монастыре во время богослужений поминают Вселенского патриарха, при этом он существует за счет русских жертвователей, в монастыре есть VIP-keльu для высокопоставленных паломников, которых возит паломническая служба " Святогорец " .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Дело Варлаама об устроении Пантелеймоновского монастыря продолжал его преемник игумен Киприан, родом из Харькова. В 1720 году он приехал в Москву за помощью для монастыря и, увозя щедрые пожертвования, наряду с церковной утварью вёз пополнение для Свято-Пантелеймоновского книгохранилища.В 1726 году Афон в первый раз посетил Василий Григорович-Барский. Он с чувством радости описывал, как ему было приятно оказаться среди своих соотечественников в монастыре святого Пантелеймона. Но он писал также, что нашел в нём всего четырёх иеромонахов: двух русских и двух болгар (с игуменом болгарином во главе монастыря). Монастырь «ещё же и того ради называется русский, яко от древних царей русских милость и призрение к нему большее показавашеся, нежели к иным, их же и хризовулы тамо видех еще хранимы»,40 — писал В. Г. Барский. Второй раз В. Г. Барский смог посетить Афон только лишь в 1744 году. За это время в Свято-Пантелеймоновском монастыре произошли значительные перемены. Новые войны времён императрицы Анны Иоанновны опять сделали трудным положение русских монахов на Афоне, и в 1735 году монастырь святого Пантелеймона населили греки. Поэтому во время своего вторичного посещения Афона в 1744 году В. Г. Барский не нашёл ни одного русского инока в обители святого Пантелеймона. Он объяснял эту перемену следующими причинами: «егда стало невольно российским монахам выходи-ти из своего отечества в чужие страны (по случаю войны 1734–1739 гг.), взяша его во власть свою греки и до днесь обладают»41. По словам В. Г. Барского, греки «россам же или сербам или болгарам отнюдь в нём жительствовать не попущают, бояшися, да не како его благословно возьмут в свою власть, аки древнюю свою обитель». Богатую славянскими рукописями и печатными книгами Пантелеймоновскую библиотеку греки к этому времени почти всю распродали, о чём также со скорбью писал В. Г. Барский: «Бяху же тамо, якоже слышится, и книги многи, печатныя же и древния рукописныя славянския; в прибытие же мое тамо малочисленныя обретошася, некия точию правильные и отеческия, но и те готовы бяху продати греческие тамо живущие отцы»42.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=212...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010