Рождественская оратория Премьера нового музыкального произведения — «Рождественской оратории» епископа Венского и Австрийского Илариона состоялась в Вашингтоне, Москве, Нью-Йорке и Бостоне. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил участникам и слушателям российской премьеры оратории приветственное послание. В декабре епископ Иларион подробно рассказал читателям ЦВ о своем новом произведении (см. ЦВ 23, 2007).  Мировая премьера оратории состоялась 17 декабря в Вашингтоне в рамках культурной программы Издательского Совета Русской Православной Церкви.   В Вашингтоне и Бостоне перед началом концерта к слушателям обратился министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С. Соколов. Он отметил, что исполнение «Рождественской оратории» имеет исключительное значение: «Впервые в новейшей истории музыкальное произведение епископа Русской Православной Церкви исполняется в самом большом католическом храме Америки». Затем Александр Соколов представил епископа Илариона и рассказал о его творческом пути. В исполнении «Рождественской оратории» приняли участие 180 музыкантов из России, представляющих разные музыкальные коллективы, в том числе Центральный симфонический оркестр Министерства обороны, хор Государственной Третьяковской галереи, хор музыкального колледжа при Московской Консерватории. Среди исполнителей — протодиакон Храма Христа Спасителя Александр Агейкин, протодиакон Свято-Никольского собора в Вене Виктор Шиловский, а также группа солистов Московской хоровой капеллы мальчиков. Дирижировал премьерой главный военный дирижер России генерал-майор Валерий Халилов. В финале оратории к российским музыкантам присоединился Вашингтонский хор мальчиков, разучивший песнопение «Слава в вышних Богу» на славянском языке. По окончании концерта благодарная публика стоя приветствовала автора и музыкантов. Аплодисменты и овации не смолкали в течение нескольких минут. На концерте в Национальной базилике в Вашингтоне присутствовали более трех тысяч слушателей, в том числе Предстоятель Православной Церкви в Америке Митрополит Американский и Канадский Герман, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий, иерархи и клирики Поместных Православных Церквей и Римско-Католической Церкви.

http://e-vestnik.ru/culture/rozhdestvens...

Слюдянка. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты На месте, где сегодня стоит Свято-Никольская церковь, в начале века стояла небольшая часовня. Она была построена еще до закладки знаменитого Слюдянского вокзала. Согласно устоявшемуся обычаю, при возникновении более или менее крупного поселка или станции вначале ставили часовню, реже церковь. История первой Слюдянской церкви такова. Возвращаясь из кругосветного путешествия из Японии, Великий князь Николай Александрович, будущий император Всероссийский Николай II, по пути в Иркутск побывал в Слюдянке. Рассказывают, что он предложил, чтобы из ворот будущего вокзала к дверям будущего храма вела аллея, обсаженная деревьями, чтобы каждый приехавший мог войти в храм и возблагодарить Бога за благополучное окончание пути. Об этом рассказывал и бывший настоятель Слюдянской церкви протоиерей Владимир Шарунов, скончавшийся в мае 2004 года. Было решено перенести уже готовую церковь из пади «Половинка» Кругобайкальской  железной дороги.  Там ее поставили еще в 1903 г. К августу того же года хотели освятить. Но последовало указание перенести ее. Первоначально решили установить церковь на станции Малый Баранчик, но затем остановили свой выбор на быстро растущем пристанционном поселке Слюдянка. Сюда церковь перенесли в начале 1906 г.  Освящена она была в этом же 1906 году священником соседней Култукской церкви Иннокентием Чуриновым, так как, по-видимому, пока еще не был назначен священник в Слюдянскую церковь. Ее описание найдено в Клировых ведомостях Култукской Николаевской церкви за 1907 год: «Здание деревянное, одноэтажное с такою же колокольней. Один престол во имя святителя Николая, святителя Иннокентия и мученицы Татианы. Храм отапливается одной печью. Утвари еще не достаточно. Причта: один священник и псаломщик. Живет в железнодорожном доме. До 1907 года причт жалованием из казны не пользовался. С 1 января положено жалование от Забайкальской железной дороги: священнику – 1200 рублей в год, псаломщику – 720 рублей. Приписных церквей в приходе нет. Священник – Мустафин Николай Андреев, сын чиновника. По окончании Иркутской духовной семинарии в 1906 году рукоположен преосвященным Тихоном в Слюдянскую церковь. Псаломщик – Маков Владимир Еремеев. Староста церкви – Торопцев ВасилийМихайлов»..

http://sobory.ru/article/?object=21832

А.В. Окунева Духовное наследие: проповеди, слова, поучения, избранные стихи Архимандрит Исаакий. Алма-Ата. Проповедь в Свято-Никольском соборе 9 марта 1952 г. Торжество Православия Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Когда во время литургии мы все единогласно поем Символ веры : «Верую во Единаго Бога Отца...», то не всегда мы представляем себе, ценою каких усилий и борьбы выковывалось это исповедание, полученное нами в наследие от наших благочестивых предков. Некоторые современные нам отступники и еретики упрекают нас в том, что мы будто бы отошли от Писания, и называют нас «историческою» Церковью, забывая о том, что история – это и есть истина, факты. Да, мы признаем историю, и история Церкви не кончена еще и в настоящее время, как не закончена книга Деяний апостольских. В ней не содержится даже крайне интересных для нас сведений о мученической кончине святых апостолов Петра и Павла, рассказом о трудах которых наполнена эта книга. Как бы знаком того, что история Церкви не закончена, является то, что в книге Деяний не стоит в конце слово «Аминь», как во всех других книгах Нового Завета. И мы с благодарностью чтим память тех святых отцов, которые потрудились на пользу Церкви в течение почти двух тысячелетий, не исключаем и себя самих из числа тех, кто могут внести свою скромную лепту в общий исторический ход. Когда в первые века христианства сонмы мучеников отдавали за распятого Христа свой покой, благополучие и самую жизнь, им некогда было рассуждать о тонкостях своего вероисповедания. Достаточно было того, что они верили в Христа Искупителя, и как читается в акафисте святой великомученице Варваре, капли их мученической крови слаще меда были Пресладкому Иисусу, а тела их, обезображенные многочисленными ранами, подобны были прекрасному соту, содержащему чистый мед их глубокой и искренней веры. Но прошло время гонений. Сами императоры римские и византийские, тогдашние владыки вселенной, смиренно склонили свою главу к подножию Креста. Глубокий мир наступил в Церкви. И, сожалея о тех временах, когда можно было путем страданий за Христа получить венец мученический, тысячи верующих уходят в пустыни, подвергают себя добровольным лишениям, налагают на себя трудные подвиги, чтобы через узкие врата войти в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Велятичи. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Согласно рукописным данным, деревня Велятичи известна с XVI века. В 1562 году она указана как деревня, принадлежащая шляхтичу. Новый Спасо-Преображенский храм (старинное здание было разрушено в 1953 г.) был освящен 24 июля 2000 года при участии Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси в сослужении 13 священников Борисовского, Крупского и Березинского благочиния, певчих Свято-Никольского храма д. Большая Ухолода. blagobor.by › hram/velyacichy/history Согласно рукописным данным, деревня Велятичи известна с XVI века. В 1562 г. она указана как деревня, принадлежащая шляхтичу. Имеются сведения о том, что в 1834 г. в Велятичах из унии в православие присоединено 709 мужчин и 689 женщин. В этом же году Велятичский приход признан самостоятельным. В клировых ведомостях за 1837 г. Борисовского уезда Велятичской церкви значится: «Построена неизвестно когда, зданием деревянная, с такою же колокольнею, совершенно ветхая. Престол в ней во имя Преображения Господня. Утварью недостаточна, а книги, нужнейшие для Богослужения, имеются... Священник Павел Лисевич, дьячок Антоний Богдановский и пономарь Михаил Погадицкий». В 1848 г. по Указу Его Императорского Величества об устройстве православных церквей в государственных имениях, в имении Велятичи было освящено место под строительство православной церкви, типовой проект которой был разработан в 1835 г. В 1851 г. была построена новая деревянная Спасо-Преображенская церковь. По данным 1864 г., прихожан мужского пола 693 души и женского 738 душ. При церкви находилось казённое училище для детей. К церкви тогда принадлежали: 1. Построенная прихожанами в этом же селе кладбищенская Покровская деревянная церковь, называемая Монастырок, в ней находится местночтимая чудотворная икона Богоматери. Ее оставили жившие здесь монахи, пришедшие сюда из Киева. 2. Кладбищенская Миотченская Рождества Богородицы деревянная церковь, построенная в 1837 году прихожанами. 3. Кладбищенская Селищинская деревянная церковь, также построенная прихожанами.

http://sobory.ru/article/?object=39184

Здехово. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты До 1699 года в деревне Здехово была деревянная церковь. В 1699 году по инициативе стольника А.Я. Дашкова построена каменная церковь и отдельно от неё колокольня. В 1825 году по прошению бригадира Н.И. Муханова построена трапезная, объединяющая храм и колокольню. Храм имел один придел освящённый в честь преподобного Сергия Радонежского. Церковь была закрыта в 30-х годах ХХ века, использовалась как склад киноплёнки, и была возвращёна Русской Православной Церкви в 1992 году. Храм находится в стадии восстановления. Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни. В храме имеется чтимая икона Божией Матери " Взыскание погибших " . Недалеко от церкви находится целебный источник. Каменная церковь свт. Николая Чудотворца была построена в 1699-1700 гг. на средства вотчинников, стольника Андрея Яковлевича и его сына, Ивана Андреевича, Дашковых. Храм типа " восьмерик на четверике " был выстроен в стиле московскього барокко. В 1821-1825 гг., согласно прошению бригадира Н.И. Муханова, церковь была реконструирована в стиле ампир: восьмерик переделан в ротонду, изменен внешний декор. Тогда же выстроены трапезная с теплым приделом прп.  Сергия Радонежского и трехъярусная колокольня. Некоторые переделки происходили и в конце XIX- начале ХХ вв., в частности, изменено завершение колокольни. Церков была закрыта в 1941 г. и превращена в склад. Было утрачено внутреннее убранство, за исключением остатков настенной росписи XIX в. В 1992 г. храм был возвращен верующим и к 1995 г. восстановлен. С 1997 г. церковь носит статус Патриаршего подворья и приписана к церкви Троицы в Свиблове (Москва). Чтимой иконой храма является образ Божией Матери " Взыскание погибших " . При церкви зарегистроровано православное Свято-Никольское сестричество для попечения о престарелых, инвалидах, одиноких и нуждающихся людях. Недалеко от храма расположен святой источник. В настоящее время церковь реставрируется, причем старейшая часть - " собственно храм " восстанавливается в первоначальных формах (вместо ротонды воссоздается изначальный восьмерик).

http://sobory.ru/article/?object=18155

Новолуговое. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь, Свято-Никольский храм Карта и ближайшие объекты В 1914 году деревня Новолуговая входила в состав Барышевского прихода. В деревне имелась церковно-приходская школа. В середине 1920-х годов верующие Новолугового решили строить собственный храм. Пока неизвестны фамилии всех, кто трудился на строительстве храма, но некоторые имена уже сегодня можно назвать. Это Степан Александрович Сбоев, Иван Корлыханов и Прохор Павлович Проскоряков. Прохор Павлович позднее был председателем церковного совета Новолуговского храма. Около 1926 года храм был уже построен и освящен во имя святителя и чудотворца Николая. Первым настоятелем стал священник Андрей Бирюков. Бирюков Андрей Владимирович родился в 1881 году в Пермской губернии. Окончил 4 класса Тобольской духовной семинарии. Рукоположен во священника около 1920 года, перед назначением в Новолуговскую церковь был священником церкви села Барышевского. В 1930 году о. Андрей был в первый раз арестован, но через полтора месяца выпущен на свободу. После ареста в Новолуговом, видимо, не служил. В 1937 году он стал вторым священником Успенской церкви Новосибирска. 20 ноября был арестован, а 2 декабря 1937 года расстрелян в Новосибирске. Реабилитирован в 1956 году. С 1935 по май 1937 года настоятелем Никольского новолуговского храма был архимандрит Сергий (Скрипалыциков). Архимандрит Сергий (Степан Захарович Скрипалыциков) родился в селе Балахта Ачинского уезда Енисейской губернии 28 декабря 1896 года в крестьянской семье. Окончил Красноярскую духовную семинарию, ректором которой в то время был протоиерей Николай Асташевский - будущий митрополит Новосибирский Никифор. В начале 1920-х годов иеромонах Сергий служил в Покровской церкви Новониколаевска. Осенью 1924 года в Новониколаевск прибыл назначенный Патриархом Тихоном епископ Никифор (Асташевский). Иеромонах Сергий стал келейником владыки Никифора. В списках священнослужителей Новосибирской епархии 1928 года отец Сергий значится игуменом, настоятелем Вознесенской церкви Новосибирска - кафедрального храма. В 1932 году архимандрит Сергий был арестован и осужден по ст. 58 п. 10 УК РСФСР, приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Вернулся из лагеря в Новосибирск в 1935 году и был назначен настоятелем Никольского храма села Новолугового Новосибирского района. В ночь с 4 на 5 мая 1937 года архимандрит Сергий вновь арестован и доставлен в новосибирскую тюрьму, где находился до расстрела 29 июля 1937 года.

http://sobory.ru/article/?object=13925

Санкт-Петербург. Троицкая Александро-Невская лавра. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Церковь Святителя Николая Чудотворца Александро-Невской лавры В 1861 году в связи с нехваткой мест на кладбищах Лавры решено было отвести под захоронения место между Невой и оградой монастыря. Четкий регулярный план с разбивкой на разряды составил епархиальный архитектор Г. И. Карпов. С 1868 года кладбище именовалось Засоборным, а в 1877 году получило название Никольского по имени церкви Николая Чудотворца, построенной в 1868-1871 годах по проекту Г. И. Карпова на средства купца Н. И. Русанова. Среди погребенных на Никольском кладбище - писатели и артисты, военные деятели, журналисты, ученые. В начале XX века здесь похоронили первых русских авиаторов: С. И. Уточкина, Л. М. Мациевича, В. М. Абрамовича. На кладбище сохранилось много захоронений, связанных с историей Петербургской епархии и Русской Православной Церкви в целом. Особым почитанием пользуется часовня-склеп, где в 1904 году был похоронен петербургский затворник блаженный Матвей Татомир. Северо-западный участок кладбища, так называемая Братская площадка, с конца XIX века служил для погребения насельников Лавры и Петербургских митрополитов. Согласно опии 1909 года, на этом участке находилось 74 могилы насельников Лары, большая часть из них была утрачена. Сейчас на Братской площадке находится около 180-ти захоронений, большинство из них появилось в послереволюционное время. В 1932 году Никольскую церковь и кладбище закрыли. В середине 1930-х годов некоторые захоронения были перенесены в музейные некрополи, однако систематическое уничтожение памятников с целью добычи полированного камня привело к утрате сотен захоронений. В 1980-е года здание Никольской церкви было передано верующим, восстановлено и в 1985 году освящено. Мощи блаженного Матфея стараниями митрополита Ленинградского Антония (Мельникова) были в середине 1980-х гг. перенесены в алтарь Никольской кладбищенской церкви. сайт лавры За алтарём Свято-Троицкого собора находится небольшая калитка. Она ведёт на Никольское кладбище - самое молодое из трёх лаврских кладбищ. В 1861 году участок земли между монастырём и Невой был отведён под кладбище. По первоначальному плану здесь предполагалось разбить сад, но монастырь очень нуждался в месте для захоронений. Первое упоминание о его существовании относится к 1863 году, когда здесь похоронили вдову бывшего служителя Сергея Тимофеева. Пока на кладбище не была построена своя церковь, оно именовалось Засоборным. В 1869-71 годах возвели кладбищенскую Никольскую церковь, и к концу 1870-х за кладбищем утвердилось название " Никольское " .

http://sobory.ru/article/?object=05278

Состоялось заседание Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, по итогам работы за 2011 год 21 декабря 2011 г. 19:01 16 декабря 2011 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось заседание Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, посвященное подведению итогов работы Совета в 2011 году. Заседание возглавил председатель Научно-редакционного совета, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент . В заседании приняли участие заместитель председателя Научно-редакционного совета, заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви игумен Евфимий (Моисеев), заместитель председателя Научно-редакционного совета, профессор Института мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ РАН), доктор филологических наук М.И. Щербакова; ответственный секретарь, сотрудник коллегии научно-исследовательских проектов Издательского Совета С.В. Лизунов; научный секретарь, преподаватель Петрозаводского государственного университета Н.И. Соболев; члены Научно-редакционного совета: настоятельница Свято-Успенского Вышенского монастыря игумения Вера (Ровчан); вице-президент Международного общества Ф.М. Достоевского, заместитель директора Российского гуманитарного научного фонда, доктор филологических наук, профессор В.Н. Захаров; доктор филологических наук В.В. Каширина; эксперты Научно-редакционного совета: ведущий сотрудник Российского государственного архива древних актов Е.Н. Горбатов; преподаватель Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК), кандидат филологических наук Е.В. Никольский; исследователь-архивист, секретарь Московского генеалогического общества А.Е. Лукьянова; исследователь-архивист А.Н. Свирин; исследователь-архивист Н.Б. Чуткова; редактор томов издания И.В. Судникова; дизайнер-полиграфист А.Г. Ярославцев; старший библиограф В.В. Тарасов, а также руководитель Секретариата информационных технологий Издательского Совета Русской Православной Церкви С.В. Буянов и веб-программист С.А. Казарин.

http://patriarchia.ru/db/text/1845229.ht...

ЦВ 17 (342) сентябрь 2006 /  10 сентября 2006 г. Бывшие рокеры и хиппи становятся активными миссионерами Противники диалога Церкви и рок-культуры давно и часто выступают в православной прессе, поэтому тот факт, что официальная газета Русской Православной Церкви предоставила слово миссионерам, ведущим такой диалог, представляется чрезвычайно позитивным. Если бы поколение нынешних тридцатилетних встретило диакона Андрея Кураева или игумена Сергия (Рыбко) тогда, когда нам было шестнадцать, на концерте Шевчука или Гребенщикова, если бы концерт «Рок к небу» или встреча рокеров с митрополитом Кириллом состоялись лет пятнадцать назад, то путь к Церкви многих людей был бы короче, было бы меньше кривых дорог и изломанных судеб. Рассказывать об обитателях питерского рок-клуба и «Сайгона», московской рок-лаборатории и «Гоголей» (Гоголевский бульвар; в этих местах собиралась «антикомсомольская» публика самых разных взглядов, убеждений, направлений), ставших протоиереями, игуменами (вероятно, скоро появятся и епископы), ответственными работниками синодальных учреждений, можно много, долго и интересно. Ведь лучшее свидетельство того, что рок-культура была и есть не сатанизм, как утверждают противники рока, а богоискательство, — это количество выходцев из кругов, связанных с рок-культурой, позднее принявших священный сан. Почти в каждой епархии есть такие батюшки. Достаточно упомянуть имена протоиерея Бориса Развеева, настоятеля Свято-Никольского храма в городе Вероне Италийского благочиния, который отсидел за веру в тюрьме; священника Александра Ионова из Саратовской епархии, в прошлом — соиздателя и автора известного журнала «Контркультура»; самоотверженного миссионера Белгородской и Магаданской епархий игумена Агафангела (Белых). Мой добрый знакомый священник Алексей Ястребов, настоятель прихода святых Жен-мироносиц в Венеции, тоже пришел в Церковь через «систему». Он вспоминает, как двое хиппи, с которыми он познакомился в известном кафе «Этажерка» на Тверской, привели его к протоиерею Димитрию Дудко, и с этого началось его воцерковление. Узнав о моем намерении написать этот текст, отец Алексий не просто разрешил упоминать этот период своей жизни, но и подчеркнул, что он был для него важной ступенью на пути к Церкви.

http://e-vestnik.ru/analytics/byvshie_ro...

Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав: «Все, что происходит сегодня, является логическим продолжением и развитием служения Церкви» 9 февраля 2012 г. 18:24 4-5 февраля 2012 года Алма-Ату посетил архиепископ Томский и Асиновский Ростислав . В эти дни владыка ответил на вопросы корреспондента официального сайта   Митрополичьего округа в Республике Казахстан . — Ваше Высокопреосвященство, Вы впервые посещаете Казахстан? Каково Ваше впечатление от знакомства с духовенством и мирянами Митрополичьего округа? — В Казахстане я во второй раз. В первый раз довелось посетить вашу страну в 2000 году по приглашению владыки Алексия (ныне — митрополит Тульский и Ефремовский) для того, чтобы принять участие в освящении нового храма в Экибастузе. В Павлодаре мне пришлось совершить чин закладки новой часовни, которая, кстати, уже построена. Тогда же в Экибастузе проводился фестиваль православных хоров Казахстана. Участвовать в этом мероприятии пригласили и хор Томской духовной семинарии, поэтому приезжал я не один, а со студентами семинарии. Что же касается Алма-Аты, то здесь я действительно впервые. Что произвело на меня глубокое впечатление — так это храмы, в которых я побывал. Удивительно, что храмы, которые я посетил, были деревянными, но выполнены так искусно, что вначале создается впечатление, будто это каменные храмы. Внутри храмов чувствуется обилие святынь, чувствуется, что сами стены в них «намолены» благочестивым народом. То же самое я почувствовал и во время богослужения в кафедральном соборе, когда видел лица людей, видел реакцию прихожан на проповедь священнослужителя — очень живая и естественная реакция глубоко верующих людей. Особые чувства испытываешь перед мощами святителя Николая Алма-Атинского, которые почивают в Свято-Никольском соборе г. Алма-Аты. Я молился этому угоднику Божию за свою томскую паству. В кафедральном соборе Томска находится частица мощей исповедника Христова. В Томске мы раздавали иконки святителя Николая, освященные на его мощах в Алма-Ате. Его имя хорошо известно в Томске, и я был искренне рад представившейся возможности самолично помолиться у его святых мощей. Незабываемым осталось и посещение почитаемой могилы приснопамятного митрополита Иосифа. Вместе с владыкой Геннадием , епископом Каскеленским, мы совершили там краткую литию, помолились об упокоении души этого удивительного человека, который в тяжелое для Церкви Христовой время управлял Алма-Атинской епархией, будучи для нее действительно покровом, оплотом, щитом и ограждением.

http://patriarchia.ru/db/text/2007052.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010