отверзает очи слепым» ( Пс.145:7–8 ), мы могли благодарить Бога чрез Иисуса Христа, Господа нашего ( Рим.7:25 ). 3. Другое покаяние, действие коего совершается в течение всей жизни, которую проводим мы здесь, должно сопровождаться постоянной, смиренной молитвой. Потому что всякий, кто истинно желает вечной, нетленной, безсмертной жизни, должен прежде всего искренно сокрушаться по поводу настоящей жизни, временной, тленной и смертной. И не так человек вступает в новую жизнь чрез таинство крещения, чтобы подобно тому, как освобождается он там от всех прежде содеянных грехов, так же точно освобождался от смертности и тленности самой плоти. Если же это так, истинно, следовательно, то, что написано, и силу чего каждый испытывает в себе самом, пока живет здесь, что «тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум» ( Прем.9:15 ). Но так как этого не будет в той блаженной жизни, когда «поглощена будет смерть победою» ( 1Кор.15:54 ), кто станет сомневаться, каким бы временным счастием ни пользовался он, что нужно нам каяться в этой жизни и со всей ревностию стремиться к тому нетлению. И апостол говорит также, «что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – ибо мы ходим верою, а не видением» ( 2Кор.5:6–7 ). Но кто хочет действительно возвратиться к своему отечеству и к созерцанию Бога лицом к лицу, если не тот, кто скорбит о своем устранении от Господа? Из такого именно чувства кающегося рождается следующий скорбный вопль: «Горе мне, что странствование мое продолжительно!» И чтобы ты не думал, что это говорит еще неверующий, – смотри, что следует: «я пребываю... у шатров Кидарских. Долго жила душа моя с ненавидящими мир. Я мирен: но только заговорю, они – к войне» ( Пс.119:5–7 ). Не только к человеку верующему относить можно эти слова, но также и к ревностнейшему проповеднику истины и к неустрашимому мученику, святому апостолу Павлу. Ведь тот же апостол говорит следующее: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Ей приснилось, будто она слышит стройное пение святых жен. Она возрадовалась духом и хотела было войти в дом, откуда лились голоса и петь вместе с ними. Но привратник у входа не пустил ее. Он сказал, что к отроковицам Божиим не могут входить те, кто не принимает монашеский образ. От его слов она преисполнилась стыда и смущения... и проснулась. Не мешкая она отправилась к святому, рассказала ему о своем сновидении и попросила совершить то, от чего она так долго и упорно отказывалась. Итак, приняв монашество, мать преподобного стала во всем подобна остальным сестрам. Посадив множество ростков праведности, она теперь с радостью пожинает плоды бессмертия. В. Из Патерика Старец говорил: «Поверьте мне, чада, великая похвала и великая слава царю, который отрекся от престола и стал монахом. И так же велик позор монаху, снявшему с себя монашескую одежду и ставшему царем. Ибо умопостигаемое несравнимо достойнее чувственного». 2. Один великий прозорливый старец засвидетельствовал, что благодатную силу он видел во время Крещения и точно такую же силу видел при постриге человека, когда тот облачался в монашеское одеяние. Г. Из Ефрема Брат, не торопи время принятия ангельского образа 65 . Ведь это враг внушает некоторым неразумное желание удостоиться монашеской мантии, когда к тому еще не пришло нужное время. Но ты, возлюбленный, изо всех сил старайся угодить Богу, терпи и внимай словам апостола: Если и можешь сделаться свободным, то лучше сделаться рабом 66 . Посмотри на древние поколения и увидишь, что святые всегда терпением и стойкостью достигали обещанного (Богом) и каждый день просили о том, чтобы стать Его сонаследниками в Царстве Небесном. Вспомни, патриарх Иаков разве не за Рахиль работал на своего шурина Лавана четырнадцать лет в Месопотамии, где днем зной, а ночью (лютая) стужа? А Иосиф Прекрасный? Разве не проработал он много лет на чужбине? Как сказано в Писании: Иосиф, семнадцати лет, пас скот (отца своего) вместе с братьями своими, и дальше: Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице Фараона ( Быт. 41:46 ). Моисей, слуга Господа, прожил сорок лет в земле Мадиамской. И сыны Израиля только после сорока лет странствий вошли в землю обетованную. Но прежде всего, посмотри на Авраама: сколько лет ему пришлось ждать обещанного. Только проявив терпение, все святые получили обещанное. Итак, со смирением потерпи Господа, и в нужное время Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень ( Пс. 36:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

— Делать мне операцию или само рассосётся? — А вот прививки ставить ли или ну их? — А гормоны-то, гормоны? И тут ещё говорят, что ВИЧ — это выдумка. Может, не лечиться всё-таки? — А что вы думаете о гомеопатии, иридодиагностике, кинезиологии и прочей стукотологии? И батюшка без медицинского образования смело даёт ответы как доктор Хаус или святой прозорливец А батюшке иной раз и названия такие неведомы. Нет в духовных школах медицинских дисциплин. Никто в семинарии не готовил будущего пастыря к врачевству или прорицательству. Однако бывает так, что, считая себя знатоком всего на свете, священник, не имеющий медицинского образования, смело даёт ответы. Не то доктор Хаус, не то святой прозорливец, дошедший до врат Небесного Царствия. Лично я не боюсь признаваться прихожанам в том, что не имею достаточных знаний в медицине, рекомендуя найти хорошего специалиста для консультации, диагностики и лечения. Но что, если я действительно знаю нечто? — Батюшка, так что там с прививками-то? — Вы знаете, один именитый иммунолог нашего города считает, что польза вакцинации эфемерна, а вред явный. А другой, не менее известный, придерживается диаметрально противоположной точки зрения, — отвечаю я. — Ну, а вы сами-то прививаетесь? — Я — нет, поскольку аргументацию первого специалиста нахожу более убедительной. И никаких игр в нострадамусов и пифийских оракулов. Надеяться ли на всемогущество медицины и конкретного врача? Нет, ибо никто из людей не застрахован от ошибки. Надеяться ли на Бога, отвергая помощь врачей? Но Священное Писание говорит: Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен (Сир. 38, 12). Противникам изучения Ветхого Завета, особенно неканонических его книг, хочу напомнить, что преподобный Иоанн Дамаскин и святитель Афанасий Александрийский вслед за 85-м апостольским правилом рекомендуют эту книгу для юношей и оглашаемых к Святому Крещению. Справедливым может быть следующий вопрос: если так написано в Библии, то почему столько случаев, когда и врач хорош, и лекарства новейшие, а больному всё хуже? В иное время и в их (врачей — авт.) руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни (Сир. 38, 13–14), — заканчивает свою мысль Иисус, сын Сираха.

http://pravoslavie.ru/102190.html

В Евангелии подробно сказано о том, как должны выдвигаться такие обвинения: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15-17). Допустим, нам чем-то не угодил священник и мы в приступе «праведного гнева» готовы растерзать его. Задумаемся, христианское ли чувство нас посетило? Уверены ли мы, что священник действительно поступил неправильно? Настолько ли хорошо знаем церковные каноны, чтобы выступать судьями? Мне в пастырской практике достаточно часто приходится сталкиваться с совершенно нелепыми обвинениями и упрёками в адрес священнослужителей. Обычно этим грешат так называемые захожане, люди, редко посещающие храм Божий, плохо знающие устав Церкви, маловерующие. Зачастую обвиняют там, где как раз батюшка и поступил правильно, согласно церковным правилам. Не допущенный ко святому крещению, или временно отлучённый от причастия, или укорённый в смертном грехе на исповеди, человек хочет немедленно сообщить об этом правящему архиерею, а лучше – сразу Святейшему. Можно представить, какое количество таких писем приходит в Патриархию. Сейчас, к сожалению, у многих в голове своя религия и никакие Вселенские соборы им не указ. Что уж говорить о том, когда обвинения выдвигают атеисты, закоренелые безбожники или еретики? На II Вселенском Соборе установлено: если кто-то обвиняет священника или епископа в том, что может привести к лишению сана, Церковь должна неукоснительно следовать принципу рассмотрения лица. Обвинять священника в каноническом преступлении имеет право только православный, состоящий в каноническом общении с Церковью, не пребывающий ни под каким отлучением или обвинением и не обращавшийся по этому вопросу ни к каким мирским инстанциям. Тот, кто этому критерию не соответствует, от всякого обвинения должен быть отстранён уже потому, что с высокой вероятностью это может быть враг Церкви, который стремится к её разрушению, к личной мести или внесению смуты. С таким даже разговаривать не о чем – даже если его обвинение справедливо (не говоря уж о случае, если оно несправедливо): очевидно, что он выдвигает его не чтобы очистить Церковь от порока, а для того, чтобы нанести ей вред.

http://pravoslavie.ru/45761.html

Но есть один абсолютный предел послушанию: отступление пастыря от чистоты исповедания истины, потому что в нем — самое великое непослушание, может быть, худшее, чем непослушание первого человека. Потому Христос и говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). И апостол Павел пишет: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8). В отличие от католиков, наша Церковь не делится на учащих и учащихся. Каждый христианин принял в крещении и миропомазании полноту даров Духа Святого. Если епископ или священник неправильно учит об истине, то мирянин не освобождается от ответственности за свой выбор. «Подобает более слушаться Бога, нежели человеков». Крайне опасным представляется весьма распространенное заблуждение о том, что миряне слишком малые величины, чтобы заниматься вопросами веры. Такое умаление себя странным образом может сочетаться с непослушанием Церкви в вопросах, давно решенных на Вселенских и Поместных Соборах, которые начинаются словами: «Изволися Духу Святому и нам». Хотя странного здесь нет ничего, потому что в том и другом случае совершается упразднение христианства — непослушание Христу Богу. И есть нечто худшее, чем все ереси вместе взятые, — сознательная и открытая ненависть ко Христу. Знаменитый философ талмудист XII века Маймонид, именем которого названа сегодня в Москве высшее учебное заведение, говорил: «Подобает убивать и бросать в ров погибели Иисуса из Назарета и всех Его последователей». Сам Христос отвечает ему в Евангелии: «Вы ищете убить Меня, потому что отец ваш диавол». Какое может быть общение у христиан с диаволом? И святые отцы двенадцати соборов разных веков особыми определениями призывают «святителей, священников и всех людей (т.е. мирян), как говорит преподобный Иосиф Волоцкий, не входить ни в какие сделки с противниками истины и совести». Неужели после этого кто-то, ссылаясь на благословение своего духовного отца, дерзнет вменить ни во что слово Христа и всей Церкви?

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Ветхозаветные многого и другого не могли принять и вместить по несовершенному состоянию в отношении к духовной жизни. Св. апостол Павел уже в Новозаветной церкви писал Коринфским христианам: «я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе; я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах» ( 1Кор.3:1–2 ). Подобное он писал и в послании к евреям ( Евр.5:12–14 ; 1Пет.2:2 ). В самой христианской церкви есть периоды или постепенность в усвоении или яснейшем определении Святых Истин веры. Если самая первая, основная, отличительная истина веры христианской – о Боге едином по существу и троичном в Лицах, открытая через Новозаветные Писания, уяснялась и определялась в продолжении первых четырех столетий, то что удивительного, если почитание святых икон немалое время встречало себе там или здесь противников и в первые века христианской церкви по разным причинам, о коих скажем ниже, не было распространено и утверждено, как впоследствии 5 . Теперь возьмем заповедь об обрезании. Обрезание было чрезвычайно важное действие для людей ветхозаветных: через него евреи вступали в завет с Богом. Апостол сравнивает его с великим таинством Крещения, которое и заменило его в христианской церкви ( Кол.2:11–12 ). Сам Господь Иисус Христос не дал прямой заповеди апостолам отменить обрезание; и однако же оно отменено апостолами. Как это случилось? Святые апостолы Павел и Варнава, проповедуя Евангелие язычникам на острове Кипр и в разных городах Азии, многих из них обратили ко Христу, но так как обрезание для язычников было тяжело и могло повредить распространению св. веры, то они крестили уверовавших язычников, не совершая над ними обрезания; однако Дух Святой, по возложении на них рук апостолами (ибо тогда еще руковозложение служило вместо помазания св. миром), сходил на крещеных язычников ( Деян.13:52 ). Хотя апостолы крестили веровавших язычников без обрезания, но Дух Святой продолжал совершать через них великие чудеса, служившие к обращению и других язычников. Между тем христиане из иудеев, несмотря на это, утверждали, что без обрезания нельзя спастись и смущали христиан из необрезанных язычников. Тогда составился в Иерусалиме апостольский собор, на котором, по долгом рассуждении, св. апостол Петр напомнил, как после проповеди его в доме Корнилия сотника в Кесарии Палестинской Дух Святой сошел на всех, слушавших слово его, необрезанных язычников и они стали говорить разными, неизвестными им, языками ( Деян.10 ); потом апостолы Варнава и Павел рассказали, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников и для обращения язычников, которых они крестили без обрезания, и собор апостолов в послании к уверовавшим христианам из язычников написал: «угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» ( Деян.15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Апостол же спросил бесов, почему они не связали Филита, как повелел им сделать это Гермоген. Бесы на это отвечали: – Мы даже и мухи не можем тронуть в твоем дому. Тогда Апостол сказал Филиту: – Господь наш повелел за зло воздавать добром, посему и ты освободи Гермогена и избавь его от бесов. После этого Апостол сказал Гермогену. освобожденному от бесовских уз: – Господь наш не желает иметь слуг по принуждению, но желает иметь слуг добровольных; посему ты ступай, куда пожелаешь. Но Гермоген сказал: – Как только я выйду из твоего дома, меня тотчас убьют бесы, ибо я знаю, как велика их ярость; знаю также, что мне невозможно избавиться от них, если ты не защитишь меня. Тогда Апостол дал ему в руки свой жезл, который он употреблял в пути. Гермоген пошел с тем жезлом в свой дом и по дороге не претерпел от бесов ничего худого. Познав таким образом силу Христову и увидав немощь бесов, Гермоген собрал все свои волшебные книги, принес их к святому Иакову и, припав к ногам его, воскликнул: – Истинный раб Истинного Бога, избавляющий от погибели души людей. Помилуй и меня, и прими твоего врага в ученики себе! Наученный Иаковом святой вере, Гермоген принял крещение, по повелению Апостола, сжег свои волшебные книги и сделался истинным слугою Христовым, так что именем Иисуса Христа творил чудеса. Иудеи, видя всё совершившееся, пришли в сильную ярость и уговорили царя Ирода 2838 воздвигнуть гонение на Церковь Христову и умертвить Иакова: «Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, – тогда были дни опресноков, – и, задержав его, посадил в темницу» ( Деян. 12:1–4 ). Евсевий 2839 , епископ Кесарии Палестинской, повествуя о святом Иакове, пишет, что когда он был осужден Иродом на смерть, некий человек, по имени Иосия, один из донесших Ироду на Апостола, видя мужество и дерзновение святого Иакова и уразумев невинность и святость его, а также истину сказанных им слов (о пришествии Мессии – Христа), уверовал во Христа и сделался исповедником Христовым. Тотчас и он, вместе со святым Апостолом Иаковом, был осужден на смерть. Когда они вместе шли на место казни, то на пути встретили расслабленного, лежащего при дороге, и святой Апостол исцелил его. Когда же они приклонили свои головы на усечение, Иосия молил святого Иакова, дабы он простил ему грех, соделанный им по неведению, – простил ему, что он донес на него царю. Апостол, обняв и облобызав его, сказал ему: «мир с тобою», – и оба они, преклонив свои головы на усечение, вместе скончались 2840 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010