Христианин Вождь всех страстей – неверие. Оно отверзает вход в душу и сребролюбию, и честолюбию, и скверным вожделениям, и гневу, и печали, и исполнению зол – отчаянию. Вождь и дверь всех истинных христианских добродетелей – вера. Страсти живут тайно в людях, проводящих рассеянную, невнимательную жизнь, по большей части они удовлетворяются ими, по большей части не примечаются ими, по большей части оправдываются, часто признаются за чистейшие, возвышеннейшие добродетели. Один истинный христианин, постоянно внимающий себе, поучающийся в Законе Господнем день и ночь, старающийся исполнять евангельские заповеди со всей тщательностью, может увидеть свои страсти. Чем более он очищается и преуспевает, тем более страсти обнаруживаются перед ним. Наконец, перед взорами ума, исцеленного Евангелием, открывается страшная пропасть падения человеческого. Христианин видит в себе падение человечества, потому что видит свои страсти. Страсти – знамение греховного смертоносного недуга, которым поражено все человечество. Всякий православный христианин, если захочет перейти от нерадивой жизни к жизни внимательной, если захочет заняться своим спасением, должен сначала обратить внимание на отношения свои к ближним. В этих отношениях он должен исправить то, что подлежит исправлению, принести искреннее покаяние перед Богом в том, что уже не подлежит исправлению, и предначертать себе деятельность, благоугодную Богу. «Половину имения моего,» – сказал Господу мытарь Закхей, – «я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.» Он услышал радостнейшее определение всеблагого и всемогущего Господа, пребывающего и ныне столько же благим и столько же всесильным: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» ( Лк. 19, 8–10 ). Потомок Авраама по плоти признан Богом за потомка в то время, как решился на жизнь богоугодную: из этого следует, что до того времени он не был признаваем, несмотря на право по плоти. И христианин, пока проводит произвольную греховную жизнь, противную евангельским заповедям, не признается христианином, хотя имеет право на это наименование, присовокупившись к святому христианскому племени Крещением. Что пользы в исповедании словами при отвержении делами? «Объявлю им,» небрегущим об исполнении евангельских заповедей, – обетовал Господь, – «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф. 7, 23 ). Для спасения необходимо исполнение всех постановлений Евангелия, хранимых в должной целости единой Святой Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Скачать epub pdf Святого мученика Ипполита Память 13 августа По мученической кончине святого архидиакона Лаврентия , блаженный Ипполит, военачальник и блюститель тюремный, с честью предал погребению многострадальные останки мученика, который был сначала для него узником, а потом сделался учителем; домой блаженный Ипполит возвратился лишь на третий день после погребения. Все домашние его, – числом девятнадцать человек обоего пола, – были христиане, – они были наставлены в истинах христианской веры и затем крещены святым Лаврентием. Вместе со всеми домочадцами блаженный Ипполит после общей домашней молитвы приобщился Божественных Таин Тела и Крови Христовых, а потом, по принятии духовной пищи, была предложена трапеза для подкрепления тела; но прежде чем приступили к ней, пришли воины и взяв блаженного Ипполита, повели его к царю Декию 5064 . Увидев его, царь засмеялся и сказал: – Неужели и ты стал волхвом, потому что украл тело Лаврентия? – Я не волхв, но христианин, – отвечал блаженный Ипполит. Тогда разгневанный царь приказал бить его по устам камнями, а затем – снять с него одежду, составлявшую обычное одеяние христиан. – Ты не обнажил меня, но облекаешь в более ценную одежду, – сказал на это блаженный Ипполит. – Разве ты более уже не чтишь богов, если так безумствуешь и не стыдишься своей наготы? – спросил царь. – Я мудр и не наг, – возразил блаженный Ипполит, – ибо облекся во Христа; я тогда был безумен, когда подобно тебе служил бесам, и тогда был наг, когда не имел благодати Христовой, а теперь я христианин. – Принеси жертву богам, – предложил царь, – чтобы тебе, подобно Лаврентию, не погибнуть от мук. – О, если бы я удостоился участи святого Лаврентия, имя которого ты, окаянный, своими скверными устами и произносить-то не должен! – воскликнул блаженный Ипполит. Царь велел протянуть его на земле и бить без жалости палками; святой же мученик в это время громко взывал: – Я христианин! Тогда мучитель приказал прекратить побои, поднять блаженного Ипполита с земли и одеть в обычную воинскую одежду, при этом он сказал, обращаясь к святому мученику:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

22 августа — день памяти святого апостола Матфия 21 августа 2007 г. 18:31 Святой апостол Матфий, происходивший из колена Иудина, родился в Вифлееме. С раннего детства он начал изучать священные книги и закон Божий в Иерусалиме под руководством святого Симеона Богоприимца. От него святой Матфий был наставлен в добродетельной жизни: он проводил богоугодную жизнь, строго следуя по пути, начертанному в заповедях Божиих. Настало время, когда Господь, по прошествии 30 лет со дня Своего рождения от Пречистой Девы Марии и по принятии крещения от Иоанна, явил Себя миру: собрав учеников, Он проповедовал наступление Царствия Божия, совершая в то же время неисчислимые чудеса и знамения. Святой Матфий, внимая учению Христа и видя Его чудотворения, исполнился к Нему любовью — оставив мирские заботы, он вместе с другими учениками и народом последовал за Господом, наслаждаясь лицезрением воплотившегося Бога и неизреченною радостью Его учения. Господь, Которому открыты самые сокровенные движения человеческого сердца, видя рвение и чистоту душевную святого Матфия, избрал его не только в число Своих учеников, но и для апостольского служения. Сначала святой Матфий принадлежал к числу 70 меньших апостолов, о которых в Евангелии говорится: «Избрал Господь и других семьдесят (учеников) и послал их по два пред лицом Своим» (Лк. 10:1). После же вольных страданий, воскресения и вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо и по отпадении Иуды святой Матфий был сопричислен к 11 апостолам (Деян. 1:26) как двенадцатый. Это избрание вскоре было утверждено Господом при ниспослании Духа Святого в виде огненных языков: ибо Дух Святой опочил как на прочих святых апостолах, так и на святом Матфие, даруя ему равную благодать с учениками Господа. По сошествии Святого Духа апостолы метали жребий, кому из них и в какую страну идти для проповеди евангельской. Святому Матфию досталась по жребию Иудея, где он и трудился, обходя города и веси и благовествуя о явлении во Христе Иисусе спасения миру. Впрочем, не только среди иудеев, но и среди язычников проповедовал он имя Христово. Предание говорит, что святой Матфий обращался с благовестием Христовым и к жителям Эфиопии и претерпел здесь множество различных мучений: его влачили по земле, подвергали побоям, привешивали к столбу, строгая бока железом и поджигая огнем; но, укрепляемый Христом, святой Матфий мужественно и с радостью переносил эти мучения.

http://patriarchia.ru/db/text/283944.htm...

Жизнь святого Предтечи Иоанна закончилась при событиях, которые мы в печальном чувстве молитвенно воспоминаем сегодня. Пророк не миловал в своих речах никого, обличая грешников. Под его осуждение подпал и галилейский царь – четвертовластник Ирод, который жил в большом грехе. Он женился на жене своего родного брата Иродиаде. Та была женщиной чрезвычайно властной и оказывала на Ирода большое влияние. Иоанн обличил Ирода и сказал: «не должно тебе иметь ее» ( Мф.14:4 ). Иродиада затаила злобу против Иоанна и решила с ним расправиться. И повод к этому явился. Был день рождения Ирода. В это время иудейское общество уже изменило свои нравы и обычаи, строгости Закона были попраны. Развращенность римлян сказалась и здесь: явились цирки и другие зрелища, обучающие разврату. Женщины стали пировать в обществе нетрезвых мужчин, что по Закону не полагалось. И вот на день своего рождения Ирод пригласил на пир старейшин иудейских и знать римского гарнизона. Во время пира дочь Иродиады смело вошла в общество мужчин и плясала, и угодила Ироду. В порыве увлечения этой пляской Ирод «с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице» ( Мф.14:7–10 ). Хотя Ирод и встревожился от этой просьбы, зная о почитании Иоанна в народе, но у него не хватило мужества отказаться от своего обещания. Иоанн был казнен. Закончилась жизнь великого пророка. Перед нами встает вопрос: что же сделал Предтеча Господень в нашей духовной жизни? Он был последний великий пророк, стоявший на рубеже Ветхого и Нового Завета. С него открывается Новый Завет между Богом и человеком. Он в Иорданском крещении Христа Спасителя открыл Его всему народу и был свидетелем гласа Господня: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таким образом, открытие Господа пред народом – это первое, что мы относим к святому пророку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Апостолы Христовы с прочими учениками Христа, по обыкновению, тогда молились все вместе в своем доме на Сионе. В 8-й час дня по еврейскому счету, а по нашему – в 9-й час утра, вдруг сделался шум, как будто пронесся сильный ветер, и апостолы увидели разделившиеся огненные языки, которые спускались на каждого из них, – это было знамением того, что на них сошел Святый Дух и дал им способность проповедовать Христово учение разным народам. Его дар и силу они тотчас же почувствовали в себе, в радости начали говорить и прославлять Господа на разных языках, как вразумлял их Дух Святый. На шум бури, пронесшейся над домом апостолов, сбежался народ. Туг было множество людей, пришедших на богомолье в Иерусалим, по случаю праздника, из разных чужих стран. Все они изумились, когда услышали, что апостолы говорят на разных языках. Каждый из чужестранцев слышал свой природный язык; а между тем было известно, что эти люди (то есть апостолы) природные евреи и жили в еврейской земле. В удивлении все спрашивали: «что это значит?» Нашлись и такие, которые стали насмехаться и говорили про апостолов: «они напились сладкого вина». Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими 11-ю апостолами, объяснил собравшемуся народу, что значит такое дивное происшествие. С помощью Святого Духа, он начал говорить об Иисусе Христе, показал, что Тот Самый Иисус, Которого евреи распяли на кресте, есть истинный Спаситель, Сын Божий, что Он воскрес из мертвых и вознесся на небо, и что Он теперь послал на учеников Своих Святого Духа, Который дал им такую способность говорить на разных языках. Речь Петра так подействовала на слушавших, что они с умилением стали говорить апостолам: «что-же нам делать, братия?» – «Покайтесь и примите крещение во имя Иисуса Христа, чтобы получить прощение в грехах», – ответил Петр, и много другого говорил в поучение им. От этой проповеди его в тот же день уверовало во Христа и крестилось около трех тысяч душ. С этого дня, вера христианская начинает, с Божиею помощью, быстро распространяться. Научаемые Духом Святым, апостолы смело проповедуют всем в Иерусалиме об Иисусе Христе и о воскресении Его из мертвых. Святому делу их Господь помогал знамениями и чудесами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

а) Чему пастырь должен учить в зависимости от возраста и состояния слушателей ( Тит.2:1–10 ) Истинный пастырь должен разумно подходить к своей пастве, преподавая свое учение не без разбора, но сообразуясь с возрастом, способностями, положением своих пасомых. От старцев следует требовать «бдительности», т. е. духовной осторожности, не допускающей увлечься обольщением; «степенности» в словах, мыслях, внешнем виде; «целомудрия», т. е. здравого состояния ума и чистой жизни, «здравы в вере, в любви, в терпении», чтобы эти добродетели были спасительными ( Тит.2:2 ). Стариц следует удерживать от клеветы и требовать, чтобы они прилично одевались, как подобает «святым», т. е. христианам ( Тит.2:3 ); молодых женщин наставлять любить своих мужей и детей и быть «целомудренными» (в душе) и «чистыми» во внешней жизни ( Тит.2:4–5 ). Юношей тоже следует наставлять быть целомудренными ( Тит.2:6 ). Во всем пастырь обязан показать «в себе образец» добрых дел: и в учении, и в жизни, «чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» ( Тит.2:7–8 ). Рабов следует увещевать «повиноваться своим господам» ( Тит.2:9–10 ) и жить по учению Спасители, дабы не было нарекания на учение Христово. Каждый христианин в крещении получает возрождающую благодать Духа Святого, как залог вечной жизни, поэтому временное состояние рабства на может воспрепятствовать достижению цели более высокой – вечной жизни ( Тит.2:11–3, 7 ). б) О явлении благодати Божией в мир (Тит.2:11–3, 7) Догматическим содержанием Послания является указание на пришествие в мир новой животворящей силы – «благодати Божией, спасительной для всех человеков» ( Тит.2:11 ), через воплощение, страдания, смерть и воскресение Господа Иисуса Христа, ниспослание Духа Святого и устройство Церкви Божией на земле. Явление этой благодати совершает наше спасение. Но она не насильно спасает нас, а только помогает развиться лучшему, святому в нас самих: «научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» ( Тит.2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Блудодействующий же не бесчестит ли Христа, Сына Божия, скверня в себе уды Его, и не прогневляет ли Его? Мы обручены Спасителю нашему Христу, как невеста жениху своему, по словам сосуда избранного говорящего: «Обручих вас единому мужу деву чисту, представити Христови» ( 2Кор. 11, 2 ), да будем с Ним едино не только духом, как пишется: «Прилепляйся Господеви един есть дух с Господем» ( 1Кор. 6, 17 ), но и плотию: «Уды бо есмы (по Апостолу) тела Его, от плоти Его и от костей Его» ( Еф. 5, 30 ). Святой Иоанн Златоуст говорит: «Как Сын Божий нашего существа причастен, так и мы Его существа причастны; и как Он нас имеет в Себе, так и мы Его имеем в нас» (На Послание к Ефесянам, гл. 5, беседа 20-я). Ибо мы сопряжены с Ним, как невеста с женихом, и не только в один дух, но и в одно тело. Поэтому-то святой Кирилл Иерусалимский и говорит: «Соплотними и сокровными (в Святом Причащении) Христу бываем». Итак, Христос не подвигнется ли на гнев, видя того, кого он соединил с Собою в один дух и в одну плоть, сквернящимся греховными нечистотами, как уклонившегося от него подобно жене прелюбодейце, и не восстанет ли на отмщение, по словам Псаломника: «Потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе» ( Пс. 72, 27 ). Бесчестит и прогневляет грешник Бога Духа Святого, отгоняя Его от себя скверными делами; ибо не может Дух Святой там пребывать, где совершается скверный грех . Святой Златоуст уподобляет Святой Дух пчеле, которая любит поселяться в чистых и благовонных пчельниках, а от злосмрадных мест отлетает (На Послание к Ефесянам, гл. 4, ст. 31, беседа 15-я). Человек же христианский, принявший на себя в крещении Духа Святого, подобен вместилищу для пчел, в котором, как пчела в пчельнике своем, живет Дух Святой, как говорит Апостол: «Не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор. 3,16 ). И еще: «Не весте ли, яко телеса ваша храм живущему в вас Святому Духу суть, егоже имате от Бога?» ( 1Кор. 6, 19 ). И как смрадный дым отгоняет пчелу от ее помещения, так и смрадное греховное дело отгоняет Духа Святого от человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мф.9:36–10:8 Рим.7:1–13 Видя толпы народа, изнуренные и рассеянные, Господь сказал ученикам: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы послал делателей на жатву Свою». И – послал учеников проповедовать в городах иудейских, что «приблизилось Царство Небесное». Но Господь предупредил, что далеко не все выйдут им навстречу и примут их в свои дома. Для грешного человека вообще очень непросто вынести приближение Бога. Каково было, например, евреям вступать в первый, Ветхий Завет с Ним? Каково было испытать это первое приближение к человечеству Царствия Небесного?.. Тяжело было в рабстве. Но вот Бог явился Моисею и велел вывести народ. И что же? На каждое требование Моисея фараон – наоборот – все более ужесточал их жизнь. Потом пришлось уходить ночью с поспешностью. А впереди – погоня, враги, отсутствие привычной пищи, сорокалетнее скитание в пустыне, пока, наконец, Господь не ввел в землю обетованную. А изнутри сколько поднималось ропота на Моисея, сколько они восставали против Бога, порываясь вернуться в Египет, сколько молитвенных слез пролил Моисей, спасая их от заслуженного гнева! Дело в том, что пока человек предоставлен самому себе, то есть пока он в плену у диавола, грех, живущий в нем, кажется мертвым. Человек как бы не знает о нем и не мучается. Но вот он получает от Бога закон, получает заповедь, которая говорит о чем-то: «Не пожелай». И вдруг он чувствует, что «грех ожил». Он с изумлением отмечает, что грех, «взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание», что «страсти греховные, обнаруживаемые законом», стали действовать в членах, «чтобы приносить плод смерти», что «грех ожил, а я умер… потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею». И эта страшная картина оживания и восстания греха – в той или иной степени повторяется всякий раз, когда Бог призывает человека ко святому крещению. Начинаются страхи, терзания совести, начинаются конфликты с окружающими. Люди, которые казались интеллигентными и терпимыми, начинают с дикой злобой бросаться на тебя за то, что перекрестился, за то, что стал по воскресеньям ходить в храм. Новообращенный и сам отмечает, что стал гораздо хуже. А кому-то кажется, что он вообще сходит с ума. Но что же делать? Кто виноват? «Неужели доброе сделалось мне смертоносным»?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Итак, я, Павел, апостол Христов и все находившиеся со мной братья, т. е. вся Эфесская церковь , одинаково со мной верующая и учащая, т. е. также не признающая необходимости обрезания и закона Моисеева для спасения, вам и церквам Галатийским желаем благодати и мира от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. 4 ст. Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога Отца нашего. 5 ст. Ему слава во веки веков. Аминь. Эта благодать и этот мир, которых мы вам желаем, не зависят ни от обрезания, ни от закона Моисеева, а ниспосылаются от Самого Господа Иисуса Христа. Он один для нас источник благодати, изливаемой на нас Богом, источник мира с Богом и людьми, ибо Он отдал Себя Самого за грехи наши, т. е. взял на себя грехи наши, вместо нас претерпел страдания и смерть, тем за нас удовлетворил Правду Божию, примирил нас с Богом, вернул людям благоволение Божие; мало того, Он избавил нас от настоящего лукавого века, т. е. не только примирил с Богом, возродил нас, но еще дал благодатные силы в этом лукавом, т. е. греховном мире, где все похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, выйти из под власти этого греховного мира, т. е. живя в мире, среди соблазнов побеждать в себе греховные влечения. По воле Бога и Отца нашего, т. е. и все это устроение нашего спасения в новом завете от того же Бога Отца, по воле которого совершилось ветхозаветное домостроительство. Но ветхозаветное домостроительство отменено новозаветным, ветхозаветный закон заменил закон Евангельский, обрезание телесное заменилось обрезанием духовным (таинство крещения), так что Галатам нет оснований опасаться прогневать Бога неисполнением Закона Моисеева и обрезания, как им внушали иудействующие. И за это наше спасение Ему, Богу, т. е. Отцу, Сыну и Святому Духу слава во веки веков. С 6-го стиха начинается самое послание. 6 ст. Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовой так скоро переходите к иному благовествованию. Дивлюсь я вам, Галаты, что вы, с таким увлечением, охотой принявшие учение Христово, стоявшие, по-видимому, на истинном пути, так скоро – неожиданно хотите от призвавшего вас уклониться на иной путь благовествования. Под призвавшим должно разуметь Бога Отца, как призывающего всех ко спасению благодатью Христовой, т. е. чрез Господа Иисуса Христа и дарованные Им благодатные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению» – как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься. Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов. Как известно, этот Крест, как и многие другие христианские святыни, пропал во времена крестоносцев, в XIII в., хотя его частицы до сих пор можно видеть во многих ковчежцах. Но утерянным оказался и изначальный смысл великопостного поклонения Кресту, ведь сейчас даже детское крещение у нас, к сожалению, редко связывается с оглашением и с личным исповеданием веры. Поэтому постепенно в Церкви стали переосмыслять традиционный порядок проведения Великого поста в более «спиритуализированном» ключе. И при этом стали, впрочем, не без основания, часто думать о том, что Крестопоклонная – это именно преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе. Смысл Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная. Мк., 37 зач., VIII, 34 — IX, 1. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

http://pravmir.ru/nedelya-krestopoklonna...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010