Прямое указание на то, что Святой Дух является Богом, в Священном Писании только одно. В Деян. 5, 3-4, апостол Петр обличает Ананию, который утаил часть от цены проданного имения: " Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? Ты солгал не человекам, а Богу " . Кроме этого имеются косвенные свидетельства о Божественном достоинстве Духа. Например, апостол Павел, говоря о человеческом теле как храме, употребляет в качестве синонимов выражения " храм Божий " и " храм Духа Святого " . Например 1 Кор. 3, 16: " Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас " . Косвенным указанием на Божественное достоинство Духа является и заповедь о крещении (Мф. 28, 20), и апостольское приветствие апостола Павла (2 Кор. 13, 13). В Свщ. Писании Духу Святому усвояются, так же, как и Сыну, Божественные свойства. В частности, всеведение (1 Кор. 2, 10): " Дух все проницает, и глубины Божий " , причем, из контекста видно, что слово " проницает " здесь употребляется в смысле " знает, постигает " . Святому Духу усвояется способность и власть отпущения грехов, что также может совершать только Бог (Ин. 20, 22-23) " Примите Духа Святаго: кому простите грехи тому простятся; на ком оставите, на том останутся " . Духу Святому приписывается участие в творения мира. В Быт. 1, 2 говорится о Духе Святом, носившемся над водами. Речь идет не просто о механическом перемещении в пространстве, а о Божественном творческом действии. Об участии Духа Святого в творении говорится в Иов. Здесь речь идет о творении человека: " Дух Божий создал меня и дыхание Вседержителя дало мне жизнь " . Приписывая Святому Духу божественные свойства, Священное Писание нигде не поставляет Святого Духа среди тварей. В 2 Тим. 3, 16 сказано: " Все Писание богодухновенно " . В пятой книге " Против Евномия " (которая традиционно приписывается Василию Великому, но по единодушному мнению современных патрологов ему не принадлежит, наиболее распространено мнение, что ее написал современник Василия Великого, александрийский богослов Дидим Слепец) есть такие слова: " Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно " .

http://sedmitza.ru/lib/text/431688/

   В Священном Писании Святой Дух прямо называется Богом только один раз. Ап. Петр, обличая Ананию, утаившего часть от цены проданного имения, говорит: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:3-4).    Кроме этого, в Священном Писании имеются косвенные свидетельства о божественном достоинстве Духа Святого. Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет в качестве синонимов выражения «храм Божий» и «храм Духа Святого»: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор.3:16).    Косвенным указанием на божественное достоинство Духа являются также заповедь о крещении (см.: Мф.28:20), апостольское приветствие у ап. Павла (см.: 2 Кор.13:13), рассмотренные выше слова евангелиста Иоанна (см.: 1 Ин.5:7).    Так же как и Сыну, Духу Святому в Священном Писании усвояются Божественные свойства, например всеведение: Дух все проницает, и глубины Божии (1 Кор.2:10). Причем из контекста очевидно, что слово проницает здесь употребляется в смысле «знает, постигает».    Святому Духу усвояется способность и власть отпущения грехов, что может совершать только Бог: Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:22-23).    Духу Святому приписывается участие в творении мира: Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь (Иов.33:4).    В то же время, приписывая Святому Духу Божественные свойства, Священное Писание нигде не поставляет Святого Духа среди тварей.    Ап. Павел говорит, что все Писание богодухновенно (2 Тим.3:16). Ап. Петр, говоря о ветхозаветных пророчествах, замечает, что их изрекали святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1:21), т. е. Священное Писание богодухновенно, потому что его писали люди, движимые Духом Святым. В пятой книге «Против Евномия» в доказательство божественного достоинства Святого Духа приводится следующий аргумент: «Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

К сожалению, есть и такие из нас христиане, которые не радят о Святом Причащении. Мы знаем некоторых крещеных евреев, которые под разными предлогами не приобщались Святых Тайн даже года по два и более; одни говорили, что они будто бы признают себя недостойными этого таинства, оправдывая себя словами священного Писания: кто будет есть хлеб сей, или пить чашу Господню, недостойно, виновен будет против тела и крови Господней (1 Коринф. 12, 27); другие просто оставались равнодушными к святому делу Причастия, не имея как будто бы никакой надобности в нем. Ах! как много вредят душе своей подобные христиане! Тех, которые не приобщаются под предлогом своего недостоинства, спросим: когда же они сделаются достойными соединиться со Христом? И какой христианин, взвесив беспристрастно все деяния своей жизни, углубившись в себя и во все окружающее и смущающее его, осмелится сказать, что вот он теперь сознает себя вполне достойным приступить к Святому Причастию? Однако же, истинный христианин исполняя повеленное Церковью , каждый год говеет и, очистив себя исповедью, приступает, хотя со страхом, к Святому Причастию. И как может верный сын православной Церкви отказать себе в этом, имея в виду заповедь Господа: ежели не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его; то не будете иметь в себе жизни ( Иоан. 6, 53 )? Разве Господь не знал и не знает наших грехов и немощей? Однако Он, по благоволению своему и милосердию к нам, грешным, не только не воспрещает нам причаститься Святых Таин, но даже требует сего от нас. Чем мы слабее и немощнее в духовном отношении, тем более должны искать подкрепления немощам своим в всемощной силе Божией, в святом причастии, которое освящает, укрепляет и оживляет нас. Чем более сознаем, что наши грехи так велики, что удаляют нас от Бога, тем более должны мы стараться приближаться к Нему, но никак не удаляться от Него, имея в виду, что Спаситель пришел на землю не праведников спасать, а погибающих грешников ( Луки 15, 7 ). Но во всяком случае, если бы кто из вас, братия мои, действительно страшился приступать к Святому Причастию, чтобы не сделаться повинным телу и крови Господней, то пусть усилит покаяние и плачет о грехах, – и слезы покаяния очистят всякое беззаконие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Книга III. О единстве и безмерности Господа 7. Каковы характеристики отдельных Лиц Троицы . Ибо о каждом отдельном Лице мы можем сказать нечто истинное, чего не можем сказать о Троице в целом. Так как мы истинно исповедуем, что Один Отец родил, Один Сын родился от Отца, то истинно говорим и то, что Один Дух Святой исходит от Отца и Сына. Ибо Троица не родила Сына, и Троица не родилась от Отца, и Троица не произошла от Отца и Сына. Поэтому есть частности, которые хотя и не принадлежат Троице, но принадлежат, тем не менее, каждому из Лиц Троицы. Как тот голос, который прозвучал с небес при крещении Иисуса (Мф. 3:16, 17), принадлежит только Отцу, так как он не может принадлежать ни Сыну, ни Святому Духу; и то, что Сын увидел Духа Божия, сходящего, как голубь, на Него, так принадлежит одному Сыну, как это совсем не подобает Отцу, ни Святому Духу; что Он в телесном виде как голубь сошел на Иисуса, это принадлежит только Святому Духу, так это нельзя приписать ни Отцу, ни Сыну. Следовательно, есть некоторые вещи, которые приятны каждому Лицу и не согласуются с тремя; однако нет ничего, что не принадлежало бы одному Лицу и не могло бы принадлежать Трем Лицам одновременно. Ибо в самой Троице, хотя одно дело, чтобы Сын родился от Отца, и другое, чтобы Святой Дух исходил от Отца (так как исхождение Святого Духа не то же самое, что рождение Сына) Однако Сыну и Святому Духу свойственно происходить от Отца; хотя Дух Святой один исходит как от Отца, так и от Сына. Но поистине Отцу свойственно не быть рожденным никем, и не иметь творца природной сущности. 8. Святой Дух наполняет мир таким образом, что Он всегда находится и на небесах . Безмерность Отца, и Сына, и Святого Духа едина. Разве ты не знаешь, что Христос есть сила Божия и премудрость Божия (1 Кор. 1:24)? Об этом свидетельствует Божественное речение, потому что оно от Господа Бога, и было с Ним всегда, и есть прежде веков (Еккл. 1, 1). Но так как невидимое Его видно через творения, то, когда сказано в Писании: кто исчислил песок морской и капли дождя и дни мира? Кто измерил высоту неба, широту земли и глубину бездны (Еккл.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Если воцерковляются взрослые новокрещенные, то при словах воцерковления они осеняют себя крестным знамением и творят поясные поклоны. В алтаре воцерковляемые мужчины совершают перед святым престолом земные поклоны. Воцерковление заканчивается обычным отпустом, после чего бывает целование креста. Вход в храм Божий мы получили через страдания за нас на Кресте Сына Божия. И новый член Церкви Христовой вводится в храм через образ креста, который начертывается младенцем при словах воцерковления. Ибо всякому человеку, принявшему Крещение, предстоит взять свой крест и последовать за Христом (см.: Мк.8:34 ). Краткий молитвослов для готовящихся принять Святое Крещение Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь. ( Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. ) Молитва мытаря Боже, милостив буди мне грешному. ( Боже, будь милостив ко мне грешному. ) Молитва Святому Духу Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, вездесущий и вес мир наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и поселись в нас; очисти нас от всякой нечистоты и спаси, Благой, души наши. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. ( Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда и во веки веков. Аминь. ) Молитва Господня Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Отец наш Небесный! Да прославляется святость имени Твоего, да настанет Царство Твое, да исполнится воля Твоя так же на земле, как на Небе. Хлеб, необходимый для нашего существования, дай нам сегодня; прости нам долги (грехи) наши, как и мы прощаем виноватым перед нами; и не допусти нас впасть в искушение, но избавь нас от лукавого. Символ веры

http://azbyka.ru/rozhdenie-v-vechnuyu-zh...

А знаете ли, к какому стаду вы присоединены? К святому и избранному стаду Христову, к обществу избранных Божиих. Вы присоединены к Церкви Христовой, к святому Телу Христову, коего Он есть Глава. Думаете ли вы об этом? Дорожите ли этим? Благодарите ли Господа? Любите ли Его? Просите ли Его помощи на то, чтобы вам уподобиться Ему в благости, правде, кротости и прочих добродетелях? Желаете ли вечного Его царствия, к которому вы позваны через крещение? Какой почести сподобляет Господь душу верующую и любящую Его, называя Себя ее Женихом, а душу Своею невестою, если она вся предается Ему всем существом! Христос возлюбил Церковь (верующих) и предал себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 26-27). Какая требуется от нас жизнь, какая святость! Нетленные вечные блага ожидают верных христиан. Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). А враг льстит здешними благами (мнимыми) и всякой суетой. Человек, где ты? Куда ты пошел? Господь ждет тебя, иди навстречу, отзовись! Вот я, заблудший, оставивший Тебя, Живота моего и Источника всех благ. Господи! Взыщи нас, влеки нас. Не будьте, как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе (Пс. 31,6), когда они не идут к Тебе. Слава Тебе, Господи, долготерпящему нам! Потерпи и еще на нас и привлеки к Себе силою благодати Твоей! В какой высокой среде поставлен христианин, к какому высочайшему святому обществу он приписан как христианин и член Церкви! Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2,19-20). Помни это, христианин, и живи достойно звания, во всякой добродетели. Помни, в каком святом, духовном, небесном, Божественном союзе ты состоишь (разумею Церковь небесную и земную), в союзе живом и самом тесном (причастие Св.Таин) с Самим Богом, с Богоматерью, со святыми ангелами, со всеми святыми человеками и с земною Церковью - со всею иерархией) и верными христианами. (Состав проскомидии и литургии оглашенных и верных.) Достигай этого союза и мудрствуй и чувствуй сообразно. В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

промышление , особенно в царстве благодати.Так Духу Святому усвояется поставление пастырей Церкви: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которому Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20:28 )возрождение человека – грешника:«Если кто не родится от воды и Духа, говорит Иисус Христос Никодиму, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ), отпущение грехов, ибо Христос говорил Своим ученикам по воскресении: «примите Духа Святого, – кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том остатутся» ( Ин. 20:22–23 ). Наконец, Духу Святому усвояется Священным Писанием бесконечное величие и честь, что ясно видно из слов Спасителя, что «всякий грех и хула простятся человеком; а хула на Духа не простится человеком ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф. 12:31–32 ). Поэтому Священное Писание научает, что духу Святому надлежит воздавать божеское почитание. Это видно, например, из заповеди о крещении, где имя Святого Духа стоит наряду с именем Бога Сына, а также из апостольских приветствий, в которых имя Святого Духа также поставляется наряду с именем Отца и Сына ( 1Петр. 1:2 ). Правда, в Священном Писании встречаются иногда выражения, указывающие, по-видимому, на низшее и починенное значение Святого Духа. Этими изречениями пользовались издревле противники верования церкви в божество Духа Святого, чтобы подтвердить правильность своих воззрений на Святого Духа, как существо тварное и низшее Отца и Сына. Однако, на самом деле эти изречения совсем не имеют того значения, какое усвояли им духоборы. Указывали, например, на слова Спасителя, Который говорил о Святом Духе: «ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» ( Ин. 16:13 ).Но и Сын, – говорит святитель Василий Великий , – от Себя не глаголет, а свидетельствует: «пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» ( Ин. 12:49 ). Однако в обоих этих изречениях указывается на то, что Отец есть виновник Сына и Святого Духа, и что у Них одна сила, одна воля, одно желание, одна сущность.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Учение Откровения о Божестве Святого Духа более кратко, чем учение о божественном достоинстве Сына. Причину этого объясняет свят. Григорий Богослов , согласно которому «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, но не с такой ясностью Сына. Новый – открыл Сына и дал указания о Божестве Духа... Небезопасно было, прежде нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде нежели признан Сын, обременять нас проповедью о Духе Святом и подвергать опасности утратить последние силы, как бывает с людьми, которые обременены пищей, принятой не в меру, или слабое еще зрение устремляют на солнечный свет. Надлежало же, чтобы Троичный Свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями... продвижениями от славы в славу...» 339 . В Священном Писании Святой Дух прямо называется Богом только один раз. Ап. Петр, обличая Ананию, утаившего часть от цены проданного имения, говорит: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу ( Деян.5:3–4 ). Кроме этого, в Священном Писании имеются косвенные свидетельства о божественном достоинстве Духа Святого. Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет в качестве синонимов выражения «храм Божий» и «храм Духа Святого»: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор.3:16 ). Косвенным указанием на божественное достоинство Духа являются также заповедь о крещении (см.: Мф.28:20 ), апостольское приветствие у ап. Павла (см.: 2Кор.13:13 ), рассмотренные выше слова евангелиста Иоанна (см.: 1Ин.5:7 ). Так же как и Сыну, Духу Святому в Священном Писании усвояются Божественные свойства, например всеведение: Дух все проницает, и глубины Божии ( 1Кор.2:10 ). Причем из контекста очевидно, что слово проницает здесь употребляется в смысле «знает, постигает». Святому Духу усвояется способность и власть отпущения грехов, что может совершать только Бог: Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

3, 5). Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном — Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков — это основано на словах апостола Петра: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). Причастным Духу Святому можно сделаться через таинства и усердную молитву: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13). Церковь едина, потому что Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4, 4–6). Церковь Святая, потому что Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 25–27). Церковь Соборная, или, что то же, кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной, или Правоверующей. Крещение — это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды. Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Жизнь будущаго века — это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего суда Христова. Слово Аминь, завершающее Символ веры, означает «Истинно так». Церковь хранит Символ веры с апостольских времен и будет хранить его вечно. Никому и никогда нельзя ни убавить, ни добавить что-либо к этому Символу. Молитва 1-я, святого Макария Великого Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://pravmir.ru/tolkovanie-utrennix-mo...

Закрыть itemscope itemtype="" > О подготовке ко Святому Причащению 31.03.2016 1358 Время на чтение 14 минут 1. Цель и смысл Причащения Святых Христовых Таин и подготовки к нему Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Тела и Крови Христовых, верующие таинственно соединяются со Христом Спасителем, составляют Его единое Тело - Церковь, получают освящение души и тела. Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» (Мф. 16, 18). Веруя слову Спасителя, мы верим, что «Церковь Бога Живаго» есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15) во все времена своего исторического существования. В основе своей она неизменна, а изменяющееся в ней изменяется под действием Духа Святаго и наиболее соответствует изменившимся условиям жизни. Человек становится членом Церкви через Крещение и Миропомазание. Крещение омывает наши грехи, примиряя нас с Богом, а миропомазание сообщает нам благодать Святаго Духа, дающего нам дар молитвы и силы для преодоления греховных навыков и стяжания добродетелей. В Церкви христианин имеет доступ ко всем дарам Святаго Духа, включая высший из них - Причащение Святых Христовых Таин. Но: «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» (Мф. 7, 21). Есть два пути - спасительный и погибельный - по слову Господа: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь и немногие находят их» (Мф. 7, 13-14). «Жизнь», о которой говорит Спаситель, это восстановление (с огромным избытком) общения человека с Богом, Богообщения, утерянного Адамом в раю. В этом общении жизнь, свет, радость, блаженство вечное. Вне же Богообщения - вечная тоска, непрестающее мучение, то есть, та погибель, о которой предупреждает Господь. В чем же состоит узкий путь? В самоотвержении. «Кто хочет идти за Мной - говорит Христос - отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф. 17, 21). То есть, это подвиг отсечения своей воли и исполнения воли Божией. Но подвиг должен сообразовываться с возможностями человека. Нужна рассудительность, то есть смиренная расчетливость (см. Лк. 14, 28-32). Нельзя брать на себя подвиг не по силам (на что подмывает нас наша гордость). Но при этом христианин должен себя готовить к тому, что, возможно, придется пожертвовать ради Христа всем своим имуществом и самой жизнью. Тогда, когда жизнь (а через нее сам Господь) поставит нас в такие условия, надо твердо верить, что Он же и даст силы остаться верным Ему.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010