Закрыть О подготовке ко Святому Причащению 31.03.2016 1368 Время на чтение 14 минут 1. Цель и смысл Причащения Святых Христовых Таин и подготовки к нему Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Тела и Крови Христовых, верующие таинственно соединяются со Христом Спасителем, составляют Его единое Тело - Церковь, получают освящение души и тела. Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» (Мф. 16, 18). Веруя слову Спасителя, мы верим, что «Церковь Бога Живаго» есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15) во все времена своего исторического существования. В основе своей она неизменна, а изменяющееся в ней изменяется под действием Духа Святаго и наиболее соответствует изменившимся условиям жизни. Человек становится членом Церкви через Крещение и Миропомазание. Крещение омывает наши грехи, примиряя нас с Богом, а миропомазание сообщает нам благодать Святаго Духа, дающего нам дар молитвы и силы для преодоления греховных навыков и стяжания добродетелей. В Церкви христианин имеет доступ ко всем дарам Святаго Духа, включая высший из них - Причащение Святых Христовых Таин. Но: «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» (Мф. 7, 21). Есть два пути - спасительный и погибельный - по слову Господа: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь и немногие находят их» (Мф. 7, 13-14). «Жизнь», о которой говорит Спаситель, это восстановление (с огромным избытком) общения человека с Богом, Богообщения, утерянного Адамом в раю. В этом общении жизнь, свет, радость, блаженство вечное. Вне же Богообщения - вечная тоска, непрестающее мучение, то есть, та погибель, о которой предупреждает Господь. В чем же состоит узкий путь? В самоотвержении. «Кто хочет идти за Мной - говорит Христос - отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф. 17, 21). То есть, это подвиг отсечения своей воли и исполнения воли Божией. Но подвиг должен сообразовываться с возможностями человека. Нужна рассудительность, то есть смиренная расчетливость (см. Лк. 14, 28-32). Нельзя брать на себя подвиг не по силам (на что подмывает нас наша гордость). Но при этом христианин должен себя готовить к тому, что, возможно, придется пожертвовать ради Христа всем своим имуществом и самой жизнью. Тогда, когда жизнь (а через нее сам Господь) поставит нас в такие условия, надо твердо верить, что Он же и даст силы остаться верным Ему.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил (Деян 6:9-10). На примере Стефана свидетельствуется исполнение обетования Господа о том, что Дух Святой научит верующих перед лицом гонителей что и как говорить (Лк 12:12). Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы (Деян 7:51). Речь св. Стефана отсылает слушающих к Быт 6:3, где также выражена мысль о том, что грешные люди отвергают и противобоорствуют Духу Божию, действия Коего в мире направлены на приведение человека к миру с Богом. В новой эпохе — эпохе Духа Святого весь человеческий мир делится на две части: тех, кто принимает Духа Святого посредством исповедания Христа и крещения, и тех, кто противится Ему — отрицающим Христа образом мыслей, греховным образом жизни или прямым гонением верующих. Неудивительно поэтому, что сопричастность Духу Святому является тем, что определяет принадлежность обществу спасенных, и встретив учеников Крестителя, ап. Павел первым делом сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый (Деян 19:2). Даже не слышали о существовании Духа Святого — раннехристианская проповедь, это проповедь и о Духе Святом, как то, что отличает Церковь от наследия Крестителя, но вместе это и преподание возможности стать сопричастным Духу: и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать (Деян 19:6). Дух Святой подается после крещения и возложения рук апостольских. Случай с Корнилием (Деян 10:45) — исключение настолько неожиданное, что вызвало изумление у самих апостолов и всех верующих, исключение продиктованное тем, что имело знак благословения проповеди инородцам. В эпизоде с Симоном (Деян 8:17-19) подчеркивается, что, хотя Дух Святой подается всем верующим, власть подавать Духа Святого принадлежит исключительно одним апостолам, попытка приобрести эту власть материальными средствами является тягчайшим грехом.

http://pravoslavie.ru/1510.html

Около тридцатого года своей жизни, Иисус Христос вышел из своего уединения, чтоб явить себя миру. Святому Иоанну Крестителю определено было быть вестником о явлении Его на служение миру. Иоанн, еще с самого юного возраста, начал вести строгую, пустынническую жизнь. Камень в пещере был ему постелью, немного дикого меду служило для поддержания его жизни, пустыня была единственным его собеседником. Когда настало время, он явился в стране соседней с рекою Иорданом и начал проповедовать: «Покайтеся, приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). Строгость его жизни, славное царство, о котором, он проповедовал, приводили народ к мысли, что он обещанный Христос. И со всех сторон приходили спрашивать его: «Ты ли Христос? Нет, – отвечал он, – я – голос, вопиющий в пустыне: приготовьте путь Господу! За мною грядет больший и сильнейший меня, у которого я не достоин, наклонясь, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом святым» ( Ин.1:20 ; Мк.1:3, 7–8 ). К сему-то святому и великому мужу, пришел Иисус на берег Иордана и крестился у него. Иоанн отказывался, говоря: «Я должен просить у тебя крещения, а ты грядешь ко мне!» ( Мф.3:14 ) Как только крестился Иисус Христос, тотчас разверзлись небеса и Дух Божий, в виде голубя, сошел на Иисуса и послышался голос с неба: «Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение!» ( Мф.3:17 ). После своего крещения, Иисус Христос отведен был Духом в пустыню. Там Он был, как замечает Евангелист, со зверьми и также в сообществе Ангелов. Он не ел здесь ничего в продолжение сорока дней и сорока ночей. Сатана, которого удивляло все это, и который только смутно знал божественные тайны, приступил к Нему для искушения Его, надеясь, что и этот новый Адам также поддастся его искушению и соблазну, как Адам древний. Он искушает Его тремя человеческями похотями: удовлетворением чувственности, гордостью, честолюбием. Иисус короткими изречениями из св. Писания восторжествовал над искусителем. Подвергаясь такому смирению, Иисус Христос хотел здесь, как и во всей своей жизни, представить образец для нашего подражания. Самый опасный наш враг в мире – это искушения. Они бывают обыкновенно троякого рода: «Стремись к приобретению многого имущества, переходи от одного удовольствия к другому, старайся возвышаться над другими», – вот что сатана постоянно нашептывает человеку. Когда он приближается к нам, братие, то у нас всегда должен быть готов ответ ему: «Есть нечто выше удовольствий, выше почестей, выше всех благ, и это – Господь, Бог мой». Немного требуется, чтобы поразить сатану, потому что сила его больше кажущаяся, чем действительная; одного святого слова, сказанного от веры, от души, от сердца достаточно, чтобы обратить его в бегство.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Помимо направления апостольской миссии, Дух Святой поставляет епископов быть блюстителями, пасти Церковь ( Деян.20:28 ), исполняет радости всех верующих ( Деян.13:52 ), так что Церкви по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались ( Деян.9:31 ). Употребление paraklesei подразумевает, что Дух Святой по отношению к Церкви является parakletos – подробнее об этом говорится в писаниях ап. Иоанна. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил ( Деян.6:9–10 ). На примере Стефана свидетельствуется исполнение обетования Господа о том, что Дух Святой научит верующих перед лицом гонителей что и как говорить ( Лк.12:12 ). Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы ( Деян.7:51 ). Речь св. Стефана отсылает слушающих к Быт.6:3 , где также выражена мысль о том, что грешные люди отвергают и противобоорствуют Духу Божию, действия Коего в мире направлены на приведение человека к миру с Богом. В новой эпохе – эпохе Духа Святого весь человеческий мир делится на две части: тех, кто принимает Духа Святого посредством исповедания Христа и крещения, и тех, кто противится Ему – отрицающим Христа образом мыслей, греховным образом жизни или прямым гонением верующих. Неудивительно поэтому, что сопричастность Духу Святому является тем, что определяет принадлежность обществу спасенных, и встретив учеников Крестителя, ап. Павел первым делом сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый ( Деян.19:2 ). Даже не слышали о существовании Духа Святого – раннехристианская проповедь , это проповедь и о Духе Святом, как то, что отличает Церковь от наследия Крестителя, но вместе это и преподание возможности стать сопричастным Духу: и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать ( Деян.19:6 ). Дух Святой подается после крещения и возложения рук апостольских. Случай с Корнилием ( Деян.10:45 ) – исключение настолько неожиданное, что вызвало изумление у самих апостолов и всех верующих, исключение продиктованное тем, что имело знак благословения проповеди инородцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Раба Божия Пелагия ничего не оставила из своего имущества даже на пропитание себе, но питалась за счет Романы диаконисссы: ибо поклялась ничем не пользоваться от богатства греховного. Призвав всех своих слуг и служанок, она отпустила их на волю, дав каждому достаточно серебра и золота. «Я освобождаю вас от временного рабства, — сказала она им, — вы же постарайтесь освободить себя от рабства суетному миру, исполненному грехов, дабы нам, жившим в мире сем совместно, сподобиться пребывать вместе и в блаженной жизни». Сказав сие, Пелагия отпустила слуг своих. В восьмой день, когда надлежало ей, по обычаю новокрещенных, снять белые одежды, полученные по крещении, (день был воскресный), Пелагия, встав весьма рано, сняла белые одежды, в которые была одета при крещении и облачилась во власяницу. Взяв ветхую одежду блаженного Нонна, она тайно от всех удалилась из Антиохии и с того времени никто не знал, где она находилась. Диаконисса Романа скорбела и плакала о ней. Но всеведущий Бог открыл блаженному Нонну, что Пелагия ушла в Иерусалим, и утешал Нонн Роману, говоря: «Не плачь, дочь моя, а радуйся: Пелагия, подобно Марии, которая «избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:42). Немного дней спустя, мы были отпущены архиепископом и возвратились в Илиополь. Чрез три года явилось у меня желание идти в Иерусалим — поклониться святому воскресению Господа нашего Иисуса Христа [ 13 ], и я просил епископа моего, блаженного Нонна, отпустить меня. Отпуская меня, он сказал: «Брат Иаков! Когда придешь в святые места, поищи там некоего инока, которого зовут Пелагием: он евнух [ 14 ], весьма добродетелен и живет несколько годов в затворе. Найдя его, побеседуй с ним, и получишь от него великую пользу, ибо он — истинный раб Христов и инок, достигший совершенства». Это говорил Нонн о рабе Божией Пелагии, которая около Иерусалима устроила себе келлию на горе Елеонской [ 15 ], где некогда молился Господь наш и, затворившись там, жила для Бога. Но сего Нонн не открыл мне. Собравшись, я пошел к святым местам, поклонился святому воскресению Господа нашего Иисуса Христа и честному Кресту Его, а на другой день отыскал монаха, по имени Пелагия, как заповедал мне епископ мой; келлию его нашел я в горе Елеонской. Келлия эта отовсюду была заграждена и дверей не имела; только малое оконце увидел я в стене, постучал в него и когда его открыли, я увидел рабу Божию. Она узнала меня, но не открыла мне себя. Я же не узнал ее. Да и как я мог узнать ту, великая красота коей так быстро увяла, как увядает цветок? Очи ее глубоко ввалились, от многого и безмерного воздержания обнаружились кости и суставы лица ее. Вся страна иерусалимская считала ее евнухом, ни один человек не знал, что то — женщина, да и я сам не ведал того: ибо епископ мой говорил мне о евнухе — иноке, и я получил благословение от нее, как от инока — мужа. Она сказала мне:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Взрослым до Крещения нужно наставление из Слова Божьего, ибо от слушания Слова Божьего зачинается вера, по сказанному: вера от слышания, а слышание от слова Божия ( Рим. 10, 17 ). И святой апостол Петр говорит к верным: возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек ( 1Петр. 1, 23 ). Поэтому взрослым необходимо наставление до Крещения, а младенцам крещеным – как только начнут в возраст приходить и учение понимать. Как в плотском рождении духовно мертвыми рождаемся все, ибо в беззакониях зачинаемся и во грехах рождаемся (см.: Пс. 50, 7 ), так в духовном рождении, или Крещении, которое бывает водою и Духом, из мертвых духовно восстаем. Крещением сообразуемся смерти и воскресению Христову. Ибо как Христос умер за грехи наши и восстал плотью, так и мы в Крещении умираем греху, которым духовно умерщвлены были, и восстаем духовно, и начинаем жить для Бога. Крещение наше есть духовное наше восстание и воскресение. Крещение наше умертвило нас греху и оживило для Бога, и так обновило, возродило и но вою тварью нас сделало, по учению апостола: кто во Христе, тот новая тварь ( 2Кор. 5, 17 ). Поэтому Крещение святое апостол называет банею возрождения: спас нас Бог банею воз рождения ( Тит. 3, 5 ). Называется баней, ибо этой спасительной баней омывается человек крещаемый от скверн греховных; возрождения – ибо вновь начинает жить умерщвленный грехом; оживляется благодатью Святого Духа и, греху умирая, начинает жить для Богу. Посему Крещение святое есть новое, духовное, святое, второе рождение, или возрождение, ибо в нем вновь рождаемся, духовно рождаемся, обновляемся обновлением Духа Святого ( Тит. 3, 5 ); второй раз рождаемся или перерождаемся к новому, лучшему, благочестивому, святому и небесному житию. Поэтому при Крещении отрицаемся сатаны и всех дел его злых, и обещаемся служить Богу. Христианин в святом Крещении верой во Христа оправдался и чистым перед Богом учинился так, как будто он никакого греха не сотворил. Потому служитель Божий этой спасительной Божией благодатью приветствует крестившегося: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего». То же и апостол Христов говорит христианам: но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Первое свидание их случилось через три года по обращении Павла ( Гал. 1, 18 ; Деян. 9, 26–50 ). Приняв св. крещение от Анании в Дамаске, Павел тотчас с дерзновением начал проповедовать имя Христово и между тем ходил в Аравию, откуда опять возвратился в Дамаск. Потом он отправился в Иерусалим и покушался пристать к ученикам Христовым; но все боялись его, не веря, что он ученик Христов и перестал гнать верующих во имя Христово. Варнава, известный церкви Иерусалимской своей ревностью по вере и удостоверившийся в искренности обращения Павлова, представил его апостолам и рассказал им, как на дороге явился ему Господь и как он в Дамаске небоязненно проповедовал имя Иисусово. С сего времени Павел постоянно обращался с апостолами в Иерусалиме и свою проповедь соединил с их проповедью. Такое общение с апостолами было весьма утешительно для Павла и полезно для будущего его служения Евангелию Христову. По слову самого Павла, целью путешествия его в Иерусалим, между прочим, было – соглядати Петра (1, 18), увидеться и познакомиться с ревностнейшим из апостолов. Первым и самым естественным побуждением к свиданию должно почитать непреодолимое влечение благочестивой души Павловой к святому общению с ближайшими учениками – самовидцами Слова, слышавшими радостную весть о спасении от Самого Спасителя, видевшими боголепное лицо Господа Иисуса: такое общение есть потребность святых душ. Павел пробыл у Петра пятнадцать дней – очень довольно для того, чтобы удовлетворить святому желанию – видеть друг друга и утешить друг друга взаимной беседой. Хотелось бы знать, о чем они беседовали? О том, конечно, что более всего любили – о Господе Иисусе, Которого оба любили пламеннейшей, чистейшей, истинно апостольской любовью. Естественно, Петр должен был говорить более, а Павел – более слушать; какой повествователь и какой слушатель! какая беседа и какие собеседники! – Враги креста Христова в Иерусалиме вооружились против Павла и искали убить его; христиане, узнав о сем, препроводили его в Кесарию и потом в Тарс ( Деян. 9, 29, 30 ). Так кончилось первое свидание апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

В первом члене символа веры сказано, братие, верую во единаго Бога Отца. Сказано: «верую», не просто «во единаго Бога», но прибавлено Отца. Это должно понимать в отношении к Таинству Св. Троицы, потому что Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Св. Дух Троица единосущная и нераздельная. Эта тайна особенно открылась при крещении Иисуса Христа. Иисус Христос – второе лицо Св. Троицы крестился в Иордане от Иоанна Крестителя. В то время как Он выходил из воды, Дух Святой сошел на Него в виде голубя и слышен был голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Учение о Св. Троице ясно и определенно выразил нам Иисус Христос. Посылая учеников на проповедь , Он сказал им: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Здесь Отцу и Сыну и Святому Духу приписывается единство, ибо сказано во имя, а не во имена. В своих беседах с евреями и учениками Иисус Христос в отдельности учил о Боге Отце, о Себе, как Сыне Божием, и о Св. Духе. Ясно выражает то же учение о Св. Троице и евангелист Иоанн. Трие суть свидетельствующие на небеси, Отец, Слово и Св. Дух; и сии три едино суть, – говорит он ( 1Ин.5:7 ), – говорит о Троих и приписывает им единство. Учение о Св. Троице известно было и в Ветхом Завете, до Иисуса Христа, например, пророку Исаии. Исаия видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и серафимов, взывавших друг к другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его ( Ис.6:3 ). Здесь троекратным повторением славословия пророку было открыто, что Бог Троичен в Лицах. Но впрочем особенно ясных указаний на учение о Св. Троице в Ветхом Завете не было, потому что люди до Рождества Христова не могли бы усвоить этого возвышенного учения. Итак, братие, по учению Православной Церкви мы веруем, что Бог есть един, но Троичен в Лицах. Это выражаем мы и в церковных молитвах, когда говорим, напр., «Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу». Обращаемся к Отцу, Сыну и Св. Духу, но говорим не вам слава, а Тебе. При этом мы веруем, что Лица Св. Троицы совершенно равного Божеского достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, и Дух Святый есть истинный Бог; но притом так, что в трех Лицах есть един только Бог. При указанном равенстве есть и различие между Лицами Св. Троицы, именно: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святый предвечно исходит от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Прежде всего мы не должны смешивать естественный дар кротости с евангельской добродетелью кротости. Мягкий от природы характер — не кротость. Также как неведение — не невинность, и робость — не смирение. Вот почему критика, с которой известные антихристиане нападают на христианские добродетели, всегда только карикатура. Добродетель кротости есть отражение дара силы. Это непротивление мучеников, противостоящих могуществу тиранов. Но надо иметь много силы, надо употребить огромное усилие, чтобы достигнуть подлинной кротости, той, которой обещана Господом земля. Новое небо и новая земля. Разве Христос не принес на землю «огонь и меч»? «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, — говорит Он, — не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10, 34). «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12, 49). «Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 15-16). «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16, 16). Мы должны приобщиться кротости Божией, которая одновременно есть явление Его силы и любви. Святому пророку Илии Бог не открывается ни в бури, ни в землетрясении, но в «гласе хлада тонка» — в веянии тихого ветра. Горящему грозной ревностью апостолу Иоанну Богослову Господь говорит с упреком, утишая его юношеский пыл: «Не знаете, какого вы духа». Поистине, подлинная кротость христианина — приобщение кротости Божией. Она есть дар мудрости, говорит апостол Иаков, и плод Духа Святого, говорит апостол Павел. Мы не можем подражать кротости Христовой как внешнему для нас идеалу, но мы должны учиться быть послушными Духу Святому, Которым мы запечатлены в таинстве крещения. Дух Святой явился в виде голубя и в виде огня, чтобы мы знали о двойном Его действии — в кротости и в силе. Видение святых пред Престолом Агнца в Откровении — раскрытие в истории человечества дара Пятидесятницы. Тот же самый Дух дал апостолом, вышедшим из Сионской горницы, силу говорить, а толпам, собравшимся в Иерусалиме — благодать понимать. Тот же Самый Дух освящает нас, соделывает нас святыми, если мы приходим с нелицемерным покаянием к Богу. В мире, лежащем во зле, ничего подлинно великого не бывает без великого труда и скорби. Но надо, чтобы этот труд и скорбь были соединены в вере с Крестной скорбью Христовой. Вот почему блаженны нищие, плачущие, гонимые — ради Господа. «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, — говорит апостол Петр, — а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4, 15).

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Называешь Бога Отцом, Господом, Царем, Защитником и Помощником, как в молитве Господней, псалмах и прочих песнях верные Ему молятся и поют, – хорошо, это признак веры. Он верным – Отец, Господь, Царь, Защитник и Помощник. Но смотри, стараешься ли Ему как Отцу послушание показывать и подобные Ему нравы иметь? Ибо сын отцу подобен. Служишь ли Ему как Господу своему? Не служишь ли маммоне и прочим идолам? Не царствует ли над тобой грех, когда Его Царем своим называешь? Не ищешь ли защиты и помощи от сынов человеческих и прочего создания? Услышь, что Бог об устном исповедании, но не от сердца происходящем, и о таком, с которым сердце не согласно, говорит через пророка: приближаются ко Мне люди сии уста ми своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня ( Мф. 15, 8 ; Ис. 29, 13 ). Говоришь: «Верую во Христа, Сына Божия», – хорошо. Но принимаешь ли сердцем Его святое Евангелие? Следуешь ли Его учению, написанному в Евангелии? Не стыдишься ли смирения, нищеты, терпения Его? Несешь ли свой крест, который Он всем верным предлагает: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф. 16, 24 )?.. Не тот верный раб Христов, кто устами исповедует Христа, но тот, кто и сердцем верует во Христа, и не стыдится Его и слов Его, следует смирению, нищете, терпению и кротости Его, как и Сам Он учит нас: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф. 11, 29 ), – и носит крест свой, и до смерти верен пребывает. Говоришь: «Верую в Духа Святого, Господа», – хорошо. Но смотри, не противишься ли Духу Святому жестокосердием и нераскаянным житием, как святой Стефан обличает иудеев: жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому ( Деян. 7, 51 ). Говоришь: «Верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь », – хорошо. Но смотри, истинный ли ты член святой Церкви? Она свята, Кровью Христа, Сына Божьего освящена и освящается ( Еф. 5, 26– 27 ), служит Ему в святости и правде пред Ним ( Лк. 1, 75 ). Хранишь ты ли святость, верою дарованную тебе в Крещении (см. 1Кор. 6, 11 )? Если же потерял ты ее нерадением, ищешь ли ее покаянием, переменой жизни и верой? Удаляешься ли от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор. 7, 1 )? Если нет этого, то ты не член Церкви Святой. Церковь свята и непорочна ( Еф. 5, 27 ), следственно, и членам ее подобает быть святыми и непорочными.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010