Со всеведением тесно связано другое Божеское свойство, на которое указывается в известных словах псалмопевца Давида: «Куда пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего куда убегу?» Мы говорим о вездесущии, по которому Бог в одно и то же время находится во всех местах, и нет такого места, где бы Его не было. Что свойство это принадлежит и Духу Божию, в этом можно убедиться уже на основании одного простого умозаключения. Ежедневно в разных местах в одно и то же время тысячи людей приемлют Таинство Святого Крещения и прочие Таинства, через которые действует и нисходит на верующих Дух Святой. Не ясный ли это знак того, что Дух Святой находится всюду, и что нет такого места, где бы Его не было. Более того, во всех благочестивых христианах Дух Святой обитает постоянно, как в благоугодных Ему храмах, о чем ясно свидетельствует апостол в словах: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» Поэтому верно то, что Дух Святой вездесущ. В Послании к ефесянам апостол увещевает христиан: «и не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». Дух Святой оскорбляется грехами нашими. Если же бесчисленное множество христиан, живущих в разных местах, могут оскорблять Духа Святого грехами, то отсюда следует опять, что Духу Святому известны действия всех людей, и что Он находится вблизи всех их и есть всеведущ и вездесущ. В Слове Божием Дух Святой изображается преимущественно Совершителем нашего освящения, и этим приписывается Ему Божественная святость. Таким образом, мы узнали, что Дух Святой есть вечен, всеведущ, вездесущ и свят, как и Бог Отец, и Бог Сын. Нам нет нужды доказывать здесь, что Ему принадлежат и все другие Божеские свойства, поскольку уже из сказанного ясно видно, что Святой Дух по существу Своему есть истинный Бог. Но где есть Божеские свойства, там есть и Божеские дела. И действительно, в Священном Писании Духу Святому ясно приписываются Божественные дела. Так в 1 и 2 стихах Книги Бытия о Духе Святом говорится: «и Дух Божий носился над водою».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Отношение Троицы Божественных Лиц к Церкви и к каждому ее члену с полной ясностью выражено Иисусом Христом в последний период Его земной жизни, когда Он говорил уже без притч. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим... Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:16, 23, 26 ). Ранее Иисус говорил своим ученикам о земном образце единства: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:20 ). Таким образом, существенное пребывание Троицы в Церкви по благоволению Отца вследствие крестного подвига Воплотившегося Сына благодатью Святого Духа проявляется через соборность даже минимального количества членов Церкви, собранных во имя Иисуса Христа. Никто в Церкви не одинок, ибо каждый есть член ее, а все вместе – ее единое тело. Ни пространство, ни временные границы не нарушают кафолической соборности Церкви и ее единства с Триипостасным Богом. Славословие Троицы составляет необходимую часть сакраментального служения Церкви. Крещение начинается славословием «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа» и совершается через троекратное погружение в воду с призыванием Лиц Святой Троицы. В Евхаристии доксология Троицы неоднократна: начальное славословие «Благословено Царство...», начало анафоры в чине литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоуста : «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа», «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Аскетический подвиг христианина проникнут верой в непосредственное Богообщение с Живоначальной Троицей, что прекрасно выражено в молитве преподобного Иоанникия Великого: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе». Православная экклезиология раскрывает отношение Троицы к миру в следующей формуле: Отец приводит нас к Сыну (свидетельствует о Сыне) водою (крещением Иисуса Христа от Иоанна и крещением всякого христианина, приходящего в мир); Сын приводит к Духу кровию (отданной за нас сначала предвечно, затем, в исполнение времени, на Кресте, и каждодневно в Новом Завете проливает в Евхаристии); Дух возвращает к Отцу (в Благовещении, Пятидесятнице, в последующем Домостроительстве Церкви). Духом – с самой Пятидесятницы – движется вся жизнь Церкви: вероучительная (изволися Святому Духу и нам – Деян.15:28 ), таинственная (устрояетесь в жизни Божиим Духом – Еф.2:22 ) и нравственная (Духом водимся и живем, и пожинаем плод духа – Гал.5:18, 22, 25 ). Так, три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном ( 1Ин.5:7–8 ). Это двоякое свидетельство есть откровение о Богочеловеке Иисусе Христе и Его деле. 5. Тринитарная экклезиология и Крест Христов

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Что значит – «Духом Святым»? Дух Святый является как бы наставником для плоти Спасителя; не в том смысле, что Бог Слово бессилен управлять Своею плотью, но в том, что Духу Святому приписывается то, что делал Бог-Слово. Кто изгонял бесов? Не Бог ли Слово? Но, однако, Бог-Слово говорит: «если же Я Духом Божиим изгоняю бесов» ( Мф.12:28 ). Свои дела Он приписывает Духу, так как природа их едина и сила неразделима. Что Его Святое тело как бы водилось и руководилось силою Святого Духа, об этом свидетельствует Писание так: «Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню» ( Лк.4:1 ; Лк.3:21 ; Мф.3:16 ). Что значит – «поведен»? Значит плоть Его была наставляема. «Поведен был Духом в пустыню». Так мы по подражанию Спасителю водимся, как говорит Павел: «если же вы духом водитесь, то вы не под законом» ( Галат.5:18 ). Поэтому Спаситель называет Себя Источником жизни, а Духа Святого водою живой. Видишь, как Он подтверждает неразделимость существа? Говорит Спаситель: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:37–38 ), «текущей в жизнь вечную» ( Ин.4:14 ), и тотчас прибавляет евангелист Иоанн, поясняя, что такое эта вода живая: «сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин.7:39 ). 4. Будьте внимательны. Если Дух Святой есть вода живая, и Его принимают верующие, почему – Ты сказал: «кто жаждет, иди ко Мне», а не сказал: кто жаждет, иди к Духу Святому? Конечно, и говоря: «ко Мне», Он сказал истину, – потому что один источник того и другого: «у Тебя источник жизни, во свете Твоем узрим свет» ( Пс.35:10 ). Но так как Спаситель назвал Духа Святого водою живою, то почему Он говорит о воде как живой? Чтобы ты узнал, что Она из источника Божия. Вода живая – Дух, источник воды живой – Бог, чтобы ты, когда узнаешь источник, понял, откуда вода живая. «Из чрева потекут реки воды живой». «Сие сказал Он» – воды – «о Духе, Которого имели принять верующие». Если Дух есть вода живая, поищем же его источник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И поставили для них седалища, и святой начал сеять для них семена жизни – учение Христа. И тотчас воссиял свет Христов в мыслях всех тех, которые слушали учение его. И умоляли святого и просили его, чтобы не уходил он от них, пока не преподаст им знамение крещения. Тогда святой попросил места, чтобы основать на нем храм. Они же показали ему красивый дом, основание которого было изукрашено, и вошел он и отделил в нем место, и поставил на нем жертвенник, и помазал стены и жертвенник святым елеем. И тотчас приготовил себе все сосуды для чинопоследования крещения. И приблизил святой их всех и прочитал оглашение (руковозложение) и крестил в продолжение трех дней всех свободных и всех их домочадцев и всю их деревню. И устроили они на три дня великий праздник и учил он их обычаям и порядкам христианским; и завещал им отдавать сыновей своих в училище. И бодрствовал с ними до полуночи, уча их. У владельца селения была сестра, очень любимая им. И было у ней три года течение крови; и этою болезнью она была так ослаблена, что не могла стоять на ногах, но ее постоянно переносили. Тогда она попросила братьев сказать святому, что она войдет пред него; ибо пока она еще не крестилась, потому что говорила в мыслях своих: «Я не могу сойти ко крещению». Когда же вошли ее братья и сообщили о ней святому, он повелел ей войти пред него. Когда же она вошла, то воскликнула и сказала: «Раб Божий, помилуй меня». Он же, увидев мучения и страдания ее, повелел тем, которые держали ее, чтоб нести ее к нему; и когда она была поднесена к нему, он простер руку свою к ней и трижды начертал знамение креста: «Жена, исцелит тебя Господь наш Иисус Христос ». И тотчас по слову святого остановилось течение крови ее, а на следующий день он крестил ее; и ушел оттуда с великою радостью, предавши их благодати Господа. А Мар Иаков пошел во внутреннюю страну Кердо, чтобы учить язычников. Святой же Мар Авген совершал обратное путешествие в свою обитель и прибыл в полночь к реке Тигр и нашел укрепление Бед Зевдей. И не было лодки на той стороне у того места, где они стояли. Старец Мар Авген поднял руку свою и положил ее на плечо того юноши, которого он освободил от пасти льва (имя его было Лазарь, ибо так он назвал его с того времени, как оживил его), и начал идти по воде и сказал юноше: «Ступай со мною по воде». И когда они достигли середины Тигра, святой обернулся, посмотрел назад и увидел десять смелых старцев, подобно ему следовавших за ним, а прочие остались по немощи. Тогда сказал святой: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа дерзайте и посмейтесь над смертью ». Те же, надеясь на слово его, начали силою Господа и по повелению старца идти по воде. И после того, как перешли все, они вошли и приветствовали старца епископа и всех его клириков. Но это не утаилось от епископа и от всего города, ибо люди, которые лежали в лодке у места переправы, видели это и рассказали всем, что было. 22. Проповедь аравитянам

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Во имя Твое, Господи Боже истины, и Единородного Сына Твоего и Святого Духа Твоего возлагаю руку мою на раба Твоего (имя), удостоенного прибегнуть к святому имени Твоему и сохраняться под покровом крыльев Твоих. Отбрось от него тот ветхий обман и наполни его верой в Тебя, надеждой и любовью, чтобы он понял, что Ты один истинный Бог и Единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос, и Святой Твой Дух. Даруй ему ходить во всех заповедях Твоих и делать угодное Тебе... Напиши его в книге жизни Твоей, присоедини его к стаду наследия Твоего, чтобы в нем прославилось святое имя Твое и возлюбленного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, и Животворящего Твоего Духа. Пусть очи Твои всегда взирают на него милостиво, а уши слышат голос моления его. Возвесели его в делах рук его и в потомстве его, чтобы он исповедал Тебя, поклоняясь и славя имя Твое великое и высокое, и восхвалял Тебя всегда, во все дни жизни своей... Отметим, что молитва начинается словами «О имени Твоем», что священник говорит о крещаемом как о сподобившемся прибегнуть к святому имени Божию и молится о том, чтобы крещаемый славил имя Божие «великое и вышнее». В дальнейших молитвах чинопоследования Таинства крещения имя Божие упоминается многократно. Сама крещальная формула, заповеданная Христом, состоит в произнесении имени Отца, Сына и Святого Духа. Раннехристианская Церковь , как мы указывали в другом месте, придавала огромное значение имени Божию. Иоанн Златоуст , говоря об имени Божием, восклицает: «Им мы совершаем священные Таинства». Особую силу, по учению Златоуста, имя Божие имеет в Таинстве крещения: ...Этому имени нет ничего равного; оно всегда дивно... И кто произнес его, тот сразу же исполняется благоухания... Вот как столь много совершается этим именем. Если слова «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ты произнес с верою, то ты все совершил. Смотри, сколько ты сделал: ты воссоздал человека и произвел все прочее в Таинстве крещения... Этим именем возрождены мы, и если не оставляем его, то просветляемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Хочет, чтобы Бог простил ему грехи, а сам простить не хочет. Видишь, как лукаво и неправо сердце такого человека. Но это ли только велено нам, христианин? Нам сказано Господом нашим: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф. 5, 44 ). Недостаточно христианину любящих себя любить, ибо это и язычники делают, которые истинного Бога не знают и Христа не принимают. Так говорит Господь: если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники ( Мф. 5, 46–47 )? Христианам должно превосходить в любви язычников и превосходство и совершенство на себе показывать. Поскольку христиане святым Крещением возрождены и обновлены к вечной жизни и новому святому житию, то не только друзей, но и врагов своих им должно любить. Ибо из этого истинная христианская душа познается. Так и Отец Небесный творит: повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф. 5, 45 ). Ему христиане, как чада отцу, должны подражать, по увещанию апостольскому: подражайте Богу, как чада возлюбленные ( Еф. 5, 1 ). Скажешь: «Невозможно мне любить врагов и творить им добро». Неправда. Возможно было Давиду, который плакал о своих погибших врагах Сауле и Авессаломе ( 2Цар. 1, 17 ). Ибо плачь о погибели врагов – это явный знак любви к врагам. Возможно было святому Стефану, который за врагов своих, бьющих его камнями, молился: Господи! Не вмени им греха сего ( Деян. 7, 60 ). Возможно было и всем святым. Возможно это и тебе. Ты человек, и они людьми были. Ты немощен, и они такую же немощь имели. Дети, обучающиеся читать книги, прежде учат буквы, потом слоги, а далее и читать научаются. Так должно и христианам в христианском учении поступать. Сперва должно им научиться добром за добро воздавать, то есть иметь благодарность; потом злом за зло не воздавать, досаждением за досаждение, обидой за обиду, и не мстить ни словом, ни делом обидевшему; а далее и врагов любить, и добро творить ненавидящим, и добром за зло воздавать.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

— Воистину, не схватишь меня, пока не присоединишься к моей церкви, а если не захочешь присоединиться, опять придет к вам мурин. С этими словами убежал из того дома. На другой день, опять в тот же час, бес, как и накануне, в образе эфиопа, вошел в то же овощное хранилище и сделал то же, что и первый раз. Тогда все живущие в том доме, не медля, присоединились к православной церкви. Также и еврей один, хулитель имени Иисуса Христа обращен был ко Христу преподобным Симеоном. Тот еврей (так как Бог указывал ему путь ко спасению) увидел раз моющегося старца и двух ангелов, с ним беседующих и, поняв, что он угодник Божий, хотел объявить о нем (то, что видел) в народе. Святой же, явившись ему во сне, запретил кому бы то ни было рассказывать виденное. Еврей же, наутро, вышед на площадь не был в состоянии сохранить тайну; но когда он хотел обратиться к народу с рассказом о Симеоне, тотчас явился ему святой и коснулся его уст, изображая на них крест, и сделал его немым, а сам бежал от него, скача и играя среди народа, а жидовин оставался немым. Тогда он пришел к святому, кланяясь и поматыванием головы показал ему, что он должен креститься. После во сне старец явился ему, говоря: — Или крестись, или оставайся нем. Итак крестился еврей и, когда вышел из святой купели, тотчас стал владеть языком и начал прославлять Бога. Тогда привел он ко святому крещению и всех своих домашних. Такой чистоты и бесстрастия достиг святой, что и, играя, среди женщин, пребывал, как чистое золото среди огня, и много раз бесстыдные женщины срамно щекотали его, влагая руки в его недра, но он оставался как будто мертвый, подобный бесчувственному дереву, освобожденный, по благодати Божией, от всякого естественного вожделения. Рассказывал он о себе ранее названному диакону Иоанну: — Когда я был в пустыне и сначала имел много беспокойства от плотских страстей и молил Бога об облегчении брани, явился мне святой Никон с вопросом: — Как живешь, брат? А я отвечал: — Жестоко страдаю, отче, и если ты мне не поможешь, не знаю, что и делать, потому что плоть сильно восстает на меня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

— Воистину, не схватишь меня, пока не присоединишься к моей церкви, а если не захочешь присоединиться, опять придет к вам мурин. С этими словами убежал из того дома. На другой день, опять в тот же час, бес, как и накануне, в образе эфиопа, вошел в то же овощное хранилище и сделал то же, что и первый раз. Тогда все живущие в том доме, не медля, присоединились к православной церкви. Также и еврей один, хулитель имени Иисуса Христа обращен был ко Христу преподобным Симеоном. Тот еврей (так как Бог указывал ему путь ко спасению) увидел раз моющегося старца и двух ангелов, с ним беседующих и, поняв, что он угодник Божий, хотел объявить о нем (то, что видел) в народе. Святой же, явившись ему во сне, запретил кому бы то ни было рассказывать виденное. Еврей же, наутро, вышед на площадь не был в состоянии сохранить тайну; но когда он хотел обратиться к народу с рассказом о Симеоне, тотчас явился ему святой и коснулся его уст, изображая на них крест, и сделал его немым, а сам бежал от него, скача и играя среди народа, а жидовин оставался немым. Тогда он пришел к святому, кланяясь и поматыванием головы показал ему, что он должен креститься. После во сне старец явился ему, говоря: — Или крестись, или оставайся нем. Итак крестился еврей и, когда вышел из святой купели, тотчас стал владеть языком и начал прославлять Бога. Тогда привел он ко святому крещению и всех своих домашних. Такой чистоты и бесстрастия достиг святой, что и, играя, среди женщин, пребывал, как чистое золото среди огня, и много раз бесстыдные женщины срамно щекотали его, влагая руки в его недра, но он оставался как будто мертвый, подобный бесчувственному дереву, освобожденный, по благодати Божией, от всякого естественного вожделения. Рассказывал он о себе ранее названному диакону Иоанну: — Когда я был в пустыне и сначала имел много беспокойства от плотских страстей и молил Бога об облегчении брани, явился мне святой Никон с вопросом: — Как живешь, брат? А я отвечал: — Жестоко страдаю, отче, и если ты мне не поможешь, не знаю, что и делать, потому что плоть сильно восстает на меня.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Далее совершается крестообразное пострижение волос головы нового христианина – во свидетельство того, что весь человек, все его мысли, чувства и сама жизнь теперь принадлежат Богу и Вечной Жизни. По обычаю новокрещенного подносят (если это маленький ребенок) или подводят к сердцу храма – святому престолу. Мужчин и мальчиков вводят в алтарь и обводят вокруг престола, так как именно мужчинам поручено совершать служение священства. Женщин и девочек подводят к святому престолу с западной стороны, то есть со стороны царских врат, не вводя в алтарь. Это различие объясняется не меньшим достоинством женщины по сравнению с мужчиной, а их разным призванием в служении Богу и Церкви. И мужчины, и женщины равночестны перед Богом и, как сродненные с Богом в Таинстве Святого Крещения и усыновленные Ему через Иисуса Христа, могут приобщаться к тайне и святыне будущего обновленного мира и уже на земле становиться гражданами нового неба и новой земли (см. Откр. 21, 1). И вот человек крещен. Произошло таинственное усыновление христианина Богу и освящение его души и тела, всей его жизни в земном мире. Вопросы: 1. В чем духовный смысл троекратного хождения вокруг купели? 2. В чем духовный смысл обряда пострижения волос после Таинств Крещения и Миропомазания?   9. Таинственное участие православных христиан в Тайной Вечере Накануне Крестной смерти в Великий Четверг Иисус Христос совершил Тайную пасхальную Вечерю со Своими апостолами. На ней Иисус Христос непостижимым для нашего ума образом соединил их жизнь со Своей: Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28). Сын Божий воплотился, стал человеком для того, чтобы в Крещении взять на Свои плечи всю тяжесть человеческого греха, через Свою смерть на Кресте и Светоносное Воскресение разорить царство ада, лишить смерть своей силы. По словам пасхального канона, «мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой Вечной Жизни» (2-й тропарь 7-й песни пасхального канона в русском переводе). Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Говоришь: «Верую в Духа Святаго, Господа», – хорошо. Но смотри, не противишься ли Духу Святому жестокосердием и нераскаянным житием, как святой Стефан обличает Иудеев: «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому» ( Деян.7:51 ). Говоришь: «Верую во едину святую Соборную и Апостольскую Церковь », – хорошо. Но смотри: истинный ли ты член святой Церкви? Она свята, Кровью Христа, Сына Божия, освящена и освящается ( Еф.5:26–27 ), " служит Богу своему в святости и правде пред Ним» ( Лк.1:75 ). Хранишь ли ты святость, верою дарованную тебе в Крещении ( 1Кор.6:11 )? Если же потерял ты ее нерадением, ищешь ли ее покаянием, переменой жизни и верой? Удаляешься ли «от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 )? Если нет этого, то ты не член Церкви святой. Церковь «свята и непорочна» ( Еф.5:27 ), следовательно, и членам ее подобает быть святым и непорочным. Говоришь: «Чаю Воскресения мертвых и жизни будущего века», – хорошо. Это есть знамение надежды. Но смотри, не имеешь ли таких нравов, которые показывают, что воскресения мертвых нет? Не живешь ли так, как звери и скоты, которые делают только то, что хотят, и чувства свои представляют, при скончании которых и дух исчезает? Не творишь ли таких дел, которые закрывают двери к вечной жизни? «Не обманывайтесь, – говорит апостол, – ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9–10 ; Гал.5:19–21 ). О таковых делах свидетельствуется и в прочих местах Писания. Кто сердечно верует во Христа и чает воскресения мертвых и жизни будущего века, тот от таких дел бережется, как апостол написал: «всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» ( 1Ин 3:3 ), поскольку в вечную жизнь ничто не войдет скверное и нечистое (см. Откр.21:27 ). «А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» ( Откр.22:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010