1Пет.3:21 .  Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, 1Пет.3:22 .  Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы. В понятии исторического всемирного водного потопа Апостол теперь берет не карательную, а спасительную его сторону, чем обусловливается и конструкция речи 1Пет.3:20 : «спаслись от (точнее с греч. δια: посредством) воды " . Апостол «представил, что спасение проповедовалось людям от начала, но они по наклонности своей к суете пренебрегали им, и в то время как людей было бесчисленное множество, только восемь душ покорились проповеди и спаслись в устроенном ковчеге. Так как спасение было в воде, то он кстати относит это к святому крещению и говорит, что вода эта указывала на наше крещение, ибо и оно погубит непокорных бесов и спасает с верою приходящих в ковчег, т. е. в церковь , и как вода смывает нечистоту, так и крещение, только оно производит отложение нечистоты не плотской, но при посредстве внешнего знака производит омытие скверны душевной. Оно есть как бы залог и вручение доброй совести пред Богом» (блаж. Феофил.). Крещение, преобразованное потом ( νττυπον), Апостол по существу определяет частью отрицательно, противополагая его многообразным иудейским омовениям, очищавшим только телесную, но не душевную нечистоту, – частью положительно как «обещание Богу доброй совести» ( συνειδσεως αγαθς περτημα εις θεν), чем Апостол выражает и даруемую при крещении от Бога благодать прощения или очищения грехов и примирения с Богом, с другой же стороны – и молитву крещаемого о сохранении этой доброй совести и на будущее время. Эта сила крещения коренится в воскресении Иисуса Христа и последующем вознесении Его на небо, причем Ему, как Богочеловеку, свободно покорились небесные духи (ст. 22. Ср. Евр 1:4 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Первое Соборное Послание святого апостола Петра. 304-339 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слова Спасителя святому Крестителю: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф.3:15 ), – святой Ипполит изъясняет следующим образом. «Оставь, Иоанн; ты не мудрее Меня. Ты смотришь как человек, а Я провижу как Бог... Я – Исполнитель закона и не желаю оставить в нем чего-либо неисполненным, чтобы после Меня Павел мог громко возвестить: «Конец закона» (в сербск. тексте букв. «полнота закона. – Примеч. пер».) – «Христос, к праведности всякого верующего» ( Рим.10:4 ). Крести Меня, Иоанн, чтобы никто не пренебрегал крещением. Я принимаю крещение от тебя, раба, чтобы никто из царей и власть имущих не презирал принять крещение от смиренного священника. Допусти Меня сойти во Иордан, чтобы люди могли слышать Отчее свидетельство и познать силу Сына. – Тогда Иоанн допустил Его. – «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:16–17 )». «Скольких многочисленных и разнообразных даров имели бы мы лишиться, если бы Господь уступил Иоанну и отказался от Крещения! И действительно, до Крещения Спасителя небеса были заключены; вышняя область недоступна. Мы нисходили в дольние места, но не восходили в горние. Но, как только Господь крестился, Он тут же воссоздал ветхого человека и вновь доверил ему скипетр усыновления. Ибо Ему немедленно отверзлись небеса (см. Мф.3:16 ). И совершилось примирение видимого с невидимым; небесные Чины исполнились радости, земные немощи исцелились, открылись неизреченные истины, враги стали друзьями». В святой день Богоявления совершено великое таинство очищения человеческого естества через Крещение Господа Иисуса. «Ныне Господь Иисус Христос крещается Иоанном, – говорит святой Григорий Нисский , – чтобы очистить оскверненного, свыше низвести Духа и вознести человека на небеса; чтобы падший восстал, а ниспровергнувший его посрамился». «Крестившись Сам, Иисус освятил крещение, – говорит святой Кирилл. – Однако крестился Он не для того, чтобы получить прощение грехов (ибо Он был безгрешен), но, будучи безгрешным, крестился для того, чтобы крещающимся даровать Божественную благодать и достоинство. Ибо как по примеру людей, имеющих плоть и кровь, Он и Сам воспринял на Себя это, дабы мы, став участниками Его пришествия во плоти, причастились вместе с тем и Его Божественной благодати, – так Иисус и крестился, чтобы мы через это опять стали с Ним общниками и получили вкупе со спасением славу. По словам Иова (см. Иов.40:18, 19 ), в водах был дракон, могущий поглотить Иордан. Поскольку, следовательно, надлежало сокрушить главы дракона, то Он, сойдя в воды, связал сильного, чтобы мы получили от Него власть наступать на змиев и скорпионов (см. Пс.73:14 ; Лк.10:19 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

О воде Поскольку Господь определил совершать крещение посредством воды, то и начнем с самых первых стихов Библии , с самой первой главы книги «Бытие». «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:1–2 ). Все материальное, что Бог сотворил, Он наделил и определенными духовным свойствами. Так и вода с самого начала предназначена в том числе и для очищения. А что такое очищение? Это смерть одного ради жизни другого. Так на плодовом дереве одни ветви отсекают, чтобы другие были крепче. Так сорные растения выдергивают, чтобы благородные приносили больше плода. Так, в особенности, и вода. Она способна уничтожить все живое, и в то же время все живое именно через воду получает жизнь. Однажды вода по велению Божию очистила землю, погубив весь растленный в грехах человеческий род, а праведного Ноя вода же держала на своей поверхности в спасительном ковчеге ( Быт.6:5–8:19 ). Через воду Бог провел Свой народ, выводя из Египетского рабства, водою же отсек и погубил погоню ( Исх.13:20–14:21 ). И когда Бог давал через Моисея Своему народу закон, Он постановил, чтобы водой в ряде случаев, например, в случае прикосновения к тому, что Бог повелел считать нечистым, совершалось очищение. Оскверненный должен «вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера» ( Лев.15:6 ). Водой должен был омываться ветхозаветный священник перед посвящением, как бы смывая с себя все чуждое его святому служению. А также еще задолго до пришествия в мир обещанного Спасителя было назначено, что именно посредством воды люди будут готовиться к встрече с Ним, смывая с себя все чуждое. Пророк Исайя, словно перенесясь на семь веков вперед, восклицал: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» ( Ис.1:15–20 ). Читать далее Источник: Твое Крещение/Протоиерей Вячеслав Резников. – Москва : ООО " Соверо-принт " , 2005. - 64 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Слово в неделю пред просвещением И проповедаше (Иоанн) глаголя: грядет Креплий мене во след мене, Емуже несмь достоин преклонися разрешити ремень сапог Его. Аз убо крестих вы водою: Той же крестит вы Духом Святым ( Мк. 1:7–8 ) С новым годом благости Господней приветствую всех вас и желаю всем от искреннего сердца обновления в духе, в вере, в уповании, в любви, во всем житии так, чтобы всем быть новою тварию, по апостолу: аще кто во Христе – нова тварь 6 . Прошел светлый праздник Рождества Христова; приближается другой светлый праздник Просвещения – Крещение Христово, бывшее 30 лет спустя по Рождестве Христовом. С этого времени надлежало Иисусу Христу вступить в открытое, славное Свое служение спасению человеческого рода. Для приготовления людей к принятию столь славного Царя неба и земли, Творца веков, единородного, собезначального Отцу и Духу Святому, – Сына Божия, – послан был великий провозвестник и пророк, Предтеча Господень и Креститель Иоанн, человек жизни в высшей степени строгой, праведной и святой. Ему повелено было от Бога в пустыне, в которой он жил, идти на берега Иордана и там проповедывать стекавшемуся народу крещение покаяния во оставление грехов. Об этом великом Предтече и ангеле во плоти было предсказано пророком Малахием, память которого воспоминалась третьего дня: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. И вот явился Иоанн, крестя в пустыне, и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордан, исповедуя грехи свои 7 . Крестились от Иоанна люди грешные, подобные нам; но для чего, спросите вы, крестился от Иоанна безгрешный, святейший Господь? – Для того, братья мои, чтобы освятить для нас воды крещением Своим и, чтобы установить и узаконить для нас таинство св. крещения, через которое все мы очищаемся от скверны греха и возрождаемся в новую духовную, благодатную жизнь, – освящаемся и делаемся чадами Божиими, народом святым, царственным священством, наследниками Божиими и сонаследниками Христовыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В-третьих, Святой Дух явился в виде голубя по причине присущего крещению следствия, а именно отпущения грехов и примирения с Богом, поскольку голубь является нежной тварью. Поэтому, по словам Златоуста, «как во времена Потопа эта тварь воротилась, неся в клюве масличный лист и вместе с ним весть о наступившем повсюду мире, так и теперь голубь явился при Крещении, указав на нашего Избавителя» 141 . В-четвертых, Святой Дух нисшел на Господа при Его крещении в виде голубя, чтобы обозначить общее следствие крещения, а именно устроение единства Церкви. В связи с этим [в Писании] сказано: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (чтобы освятить ее, очистив «банею водною» посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна)» ( Еф. 5, 25 – 27 ). Поэтому Святому Духу приличествовало явиться при Крещении в виде голубя, твари любвеобильной и общительной. По этой же причине о Церкви сказано: «Единственная – она, голубица моя» (Песнь. 6, 9). Что же касается апостолов, то на них Святой Дух нисшел в виде огня по двум причинам. Во-первых, чтобы показать, каким сердечным пылом им, окруженными повсюду врагами, надлежит подвигаться в проповедовании Христа. Поэтому Он и явился им в виде огненных языков. В связи с этим Августин говорит, что Господь «явил» Святого Духа «двояко», а именно «в виде спустившегося на крестившегося Господа голубя и в виде нисшедшего на собравшихся вместе учеников огня. В первом случае обозначена простота, а в последнем – пыл. На примере голубя мы научаемся тому, что освященные Духом должны быть бесхитростны, а на примере огня – что их простота не должна становиться холодной. И пусть никого не беспокоит разделение языков, ибо голубь указывает на единство». Во-вторых, потому, что, по словам Златоуста, «коль скоро грех должен был быть прощен», что происходит в результате крещения, «потребовалось смирение», и на это указывает голубь, «однако по обретении благодати нам должно готовиться к суду», и на это указывает огонь. Раздел 7. Был ли настоящим тот голубь, в виде которого явился Святой Дух?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Правило 33 Лаодикийского Собора предписывает: «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем». Правило 45 святых Апостолов заповедует: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен». Правило 10: «Аще кто с отлученным от общения церковнаго помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен». Правило 46 святых Апостолов гласит: «Епископа или пресвитера, приявших крещение или жертву (=Евхаристию) еретиков, извергати повелеваем». Святой Василий Великий в Первом Каноническом Послании святому Амфилохию Иконийскому , Правило 1, говорит: «От начала бывшим Отцам угодно было крещение еретиков совсем отметати; крещение раскольников, яко еще не чуждых Церкви, приимати». Соборность Церкви? – Она всецело зависит от Богочеловеческого апостольства (апостоличности), от Богочеловеческой святости, от Богочеловеческого единства. И еще: от нашей богочеловеческой веры, от нашей богочеловеческой любви, от нашей богочеловеческой жизни, от нашей богочеловеческой молитвенности, от нашего богочеловеческого подвижничества, от нашего богочеловеческого единения со Христом. Одним словом – вся соборность Церкви зависит от Богочеловека, Господа Иисуса Христа: «все и во всем Христос» ( Кол.3:11 ) «все... одно во Христе Иисусе» ( Гал.3:28 ). « Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... Все Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви... дабы иметь Ему во всем первенство» ( Кол.1:16–18 ). « Церковь ... есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:23 ). В Христовой Церкви, которая есть Тело Христово, всё имеет свое богочеловеческое место; всё согласовано, всё богочеловечески устроено и сочленено. Владыка Христос – Глава Церкви – содержит в Богочеловеческой соборности все миры, видимые и невидимые. И в самом деле, Богочеловек, Господь Иисус Христос – это и есть вся глубина, вся высота, вся широта соборности. Он – всё в нас и всё во всем нашем: всё в вере, всё в любви, всё в любом нашем подвиге, всё в каждом нашем святом таинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Кто любит Бога, тот старается делать только угодное Богу; тот находит отраду и утешение в исполнении заповедей Божиих; для того святое слово Господне – это пища и питие, а непрестанная молитва к Господу – это жизнь и дыхание. Такая совершенная любовь к Господу является той жизненной силой верующей души, которая влечет ее ко всему доброму, святому, небесному, соединяет в один дух с Господом, вселяет в нее Господа Иисуса Христа со Отцом и Святым Духом. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, – говорит Господь, – а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и к нему придем, и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:15, 23 ) 15 . Краткое наставление о том, что должно содержать в памяти всякому христианину от младенчества до смерти 16 Всякий при святом Крещении, через крестных отца и мать, отрекся от сатаны и всех дел его, и служения ему, и гордыни его; и это подтвердил троекратным отрицанием. Сатана, как дух лукавый, всегда и любым способом ищет погибели человека. Ангелы его – также духи злые, нашему роду враждебные. Дела его – дела злые и Богу ненавистные. Это идолослужение, чародейство, волхвование, гордость, высокоумие, памятозлобие, зависть, вражда, объедение, пьянство, блуд, прелюбодеяние и всякая нечистота, сребролюбие, разбой, хищение, воровство, сквернословие, пустословие, скверные песни и все, что противится здравому разуму. Служит сатане тот, кто в этих и подобных делах исполняет его злую волю. Помни же, возлюбленный, что ты от всех грехов при Крещении троекратно отрекся и на все поплевал. Остерегайся же к ним возвращаться. Отрекшись от сатаны, ты троекратно же обещал служить Христу, Сыну Божию, со Отцом и Святым Его Духом. Итак, ты при Крещении записался на службу Христу и присягнул так же, как воины и прочие люди записываются на службу к земному Царю и ему присягают. Поэтому должно служить Ему верно, даже до смерти. А как служить Христу? Послушай: иметь веру в Него и жизнь свою благочестиво проводить, с верой, в страхе Божием, благоговейно, и Ему, как Начальнику и Царю всех, по возможности, подражать.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Аминь. Слово в неделю пред Просвещением И проповедаше (Иоанн) глаголя: грядет Креплий мене, во след мене, Емуже несмь достоин преклонся разрешити ремень сапог Его. Аз убо крестих вы водою: Той же крестит вы Духом Святым ( Мк.1:7–8 ). С новым годом благости Господней приветствую всех вас и желаю всем от искреннего сердца обновления в духе, в вере, в уповании, в любви, во всем житии так, чтобы всем быть новою тварию, по Апостолу: аще кто во Христе – нова тварь 92 . Прошел светлый праздник Рождества Христова; приближается другой светлый праздник Просвещения, – Крещение Христово, – бывшее 30 лет спустя по Рождестве Христовом. С этого времени надлежало Иисусу Христу вступить в открытое, славное Свое служение спасению человеческого рода. Для приготовления людей к принятию столь славного Царя неба и земли, Творца веков, единородного, собезначального Отцу и Духу Святому, – Сына Божия, – послан был великий провозвестник и пророк, Предтеча Господень и Креститель Иоанн, человек жизни в высшей степени строгой, праведной и святой. Ему повелено было от Бога в пустыне, в которой он жил, идти на берега Иордана и там проповедовать стекавшемуся народу крещение покаяния во оставление грехов. Об этом великом Предтече и ангеле во плоти было предсказано пророком Малахиею, память которого воспоминалась третьего дня: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою 93 . И вот явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и иерусалимская и крестились от него все – в реке Иордане, исповедуя грехи свои 94 . Крестились от Иоанна люди грешные, подобные нам; но для чего, спросите вы, крестился от Иоанна безгрешный, святейший Господь? – Для того, братья мои, чтобы освятить для нас воды крещением Своим, чтобы установить и узаконить для нас таинство Св. крещения, чрез которое все мы очищаемся от скверны греха и возрождаемся в новую духовную благодатную жизнь, – освящаемся и делаемся чадами Божиими, народом святым, царственным священством, наследниками Божиими и сонаследниками Христовыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

21 Егоже воображение ныне и нас спасает крещение, не плотския отложение скверны, но совести благи вопрошение у Бога, воскресением Иисус Христовым, 22 иже есть одесную Бога, возшед на небо. Связь такая: так и нас спасает ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но вопрошение или выпрашивание доброй совести пред Богом. Ибо сознающие за собою доброе, т. е. привязанные к жизни непорочной, они-то и прибегают ко святому крещению. Что же делает крещение спасительным? Воскресение Христово. Ибо прежде страданий и воскресения своего Христос объявил: «если кто не родится от воды и духа» и так. дал. (Иоан. 3, 5), а по воскресении заповедал крестить все приходящие народы во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28, 19). Покоршымся ему ангелом и властем и силам. Кому это ему? Принятому Им в единение с Собою человеку. ГЛАВА 4 1 Христу убо пострадавшу за ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся. В ту же мысль вместо: по тому же стремлению, по той же цели. Ибо недостает предлога κατα, потому что сказано с опущением. Рассказав о домостроительстве спасения, о сошествии Господа во ад, и о том, для чего Он сходил туда, именно — для спасения содержимых во аде, апостол находит в смерти Господа иной повод к увещанию к добродетели. Если Христос умер за нас плотию (ибо, без сомнения, не бессмертным и божеским своим естеством), то и мы, в отплату Ему, должны для него умереть греху, не вдаваться более в человеческие похоти, но остальное во плоти время жить по одной воле Божией. Зане пострадавый плотию, преста от греха, 2 во еже не ктому человеческим похотем, но воли Божией прочее во плоти жити время. Пострадавый вместо: умерший. Петр говорит подобно Павлу: «если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим. 2, 11), и: «будем мертвыми для греха, живыми же для Бога» (Рим. 6, 11). 3 Довлеет бо вам мимошедшее время жития, волю языческую творившым, хождшым в нечистотах, в похотех, в скотоложстве, в помыслех, в пиянстве, в козлогласованиих, в лихоимании, и богомерзских идолослужениих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Господь видит толпу людей, бегущих отовсюду. Они представляют весь народ Ветхого Завета, устремленный к чаемому Мессии. В этих людях – восемнадцать веков надежды и ожидания. Перед Господом – толпа грешников, жаждущих очищения: алчных мытарей, блудниц, продажных судей, воинов, служащих за деньги римскому оккупационному режиму, саддукеев, несчастных политиков и фарисеев, впервые увидевших, что и им можно себя в чем-то упрекнуть. Господь узнает в них их предков, которые так часто забывали призывы Иеговы, поклоняясь лживым богам на высотах, но которые также могли возвращаться к истинному Богу и каяться, когда на них обрушивались беды. Господь пришел ради всех. Всюду, где Он будет проходить, Он будет творить добро, и исцелять всех, кто был под властью бесов. Ибо, как сказано в Евангелии, «Бог был с Ним». «Бог был с Ним» – тайна присутствия Господа на земле, вершина которой – Крест. Тот, Кого называли сыном Иосифа, явился Единородным Сыном Божиим. Святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Чтобы Иисус стал Христом (Помазанником), надо было явиться Тому, Кто помазует, – Отцу, и Тому, Кто есть Помазание, – Духу Святому. Вне Троицы слово «Христос» не имеет смысла. Никогда до этого Бог не являл Своего Божества – ни Ангелам, ни человекам – в Трех Лицах. Здесь, на Иордане, во время Крещения Христова, Бог открывает Себя впервые. Во время Крещения Христос молился. Он молился, как и все молились, но Его молитва была о раскрытии Отчего благовестия к Нему, и о схождении на Него Духа Святого. То, что было обещано Христу, Он должен получить молитвой. Как сказано в псалме: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли в ведение твое». ( Пс.2:8 ) И когда Он молился, отверзлось небо. Грех закрыл человеческому роду небо, но молитва Христова открыла его снова. Молитва во Христе отверзает небо. «Стучите, и отверзется» ( Лк.11:9 ). «И Дух Святый сошел на Него в телесном виде, как голубь». «Дух Господень на Мне» – говорит Христос, начиная Свою проповедь. А теперь Дух Святый нисходит на Него видимым образом. Как было сказано до этого Иоанну Крестителю, по этому знамению он узнает Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010