архиепископ Антоний (Мельников) Содержание Глава I. Перед подвигом Глава II. Подвиг Глава III. Завершение     Последняя канонизация в Русской Православной Церкви совершилась в 1970 году. Канонизован архиепископ Николай Японский (в миру Иван Димитриевич Касаткин), смоленский уроженец, скончавшийся в Японии 3 февраля 1912 года. При канонизации за свою миссионерскую деятельность в этой стране он получил наименование равноапостольного- одно из высочайших духовных наименований. Самые эти факты имеют глубокое значение: казалось бы, во второй половине XX века умаляется вера, но ясным светом загорается новая звезда на церковном небосклоне, свидетельствуя о непрерывности возрастания Церкви как Царства Божиего. Самое же наименование святого «равноапостольным» говорит об этой непрекращающейся связи современной Церкви с первохристианской, апостольской. Нам привычно представление об апостольстве в плане историческом как о явлении, уже завершившем в мире свое дело. Между тем апостольство – прежде всего явление духа, одна из форм святости. Святость едина, но многообразна. Она всегда – стяжание Духа Святого, по словам преподобного Серафима Саровского в беседе с Н. А. Мотовиловым, но путей этого стяжания много; чтобы выйти из узкоисторических рамок, нам надо понять самую духовную природу апостольства. Оно открывается нам в Евангелии и посланиях святого апостола Павла. Господь Иисус Христос избрал из Своих многочисленных учеников сначала 12, потом 70 апостолов. Большинство из них были простыми, необразованными галилейскими рыбаками, но были среди них и мытари, был врач и художник – будущий евангелист Лука. Но у всех этих избранников при разнице их характеров и социального положения было одно общее и непременное, сказанное Христа святым апостолом Петром: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» ( Мф. 19, 27 ). Эти люди еще не были святы, они и после избрания и падали, и занимались местническими спорами, и отрекались, как сам Петр, и даже могли духовно погибнуть, как Иуда, но их избранию предшествовал их выбор: оставаться в прежней жизни или оставить все прежнее и дорогое и идти за Христом, оставить рыбацкую сеть в день самого богатого улова, а не в день скудости. Призвание этих галилейских рыбаков подробнее всего рассказано у святого евангелиста Луки. Симон, напрасно трудившийся с товарищами всю ночь, по слову Христа, закидывает сеть, и «они поймали великое множестве рыбы, и даже сеть у них прорывалась». Это было богатство для них и для их семей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

М.Н. Боголюбов Святитель Николай Японский . Фотопортрет святителя Николая Японского хранится в отделе рукописей Российской Национальной Библиотеки (Фонд 124. П. Л. Ваксель. Опись 1. 3071). Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние (Исаия 49, 1). Предисловие Русская Православная Церковь при канонизации Николая, архиепископа Японского, совершившейся 10 апреля 1970 г., нарекла святителя равноапостольным, тем уподобив его ревностный учительский подвиг деяниям основателей древних Поместных Церквей. Титул апостола Японии присваивается святителю Николаю уже при его жизни: так высоко было оценено в русском и японском обществе, в русской и японской духовной среде его миссионерское служение. В православном календаре память святого Николая Японского отмечается 16 февраля, в день его кончины, на попразднестве Сретения Господня; он – первый святой ныне автономной Японской Православной Церкви. Покойный протоиерей Прокл Ясуо Ушимару, профессор Токийской Православной Семинарии, основанной в свое время святителем Николаем, в завершение своего доклада о «Японском православии и культуре периода Мэйдзи», прочитанного им 24 июля 1986 г. на Международной церковно-исторической конференции, состоявшейся в Киеве, сказал следующее: «Святитель Николай желал, чтобы японцы сами создавали свой духовный мир. Он хотел иметь японских архитекторов, японских иконописцев и японские хоры. Необходимы были японские катехизаторы и священники для евангелизации всей страны в послушании требованиям Евангелия. Для помощи им необходимы были книги Священного Писания , книги по вероучению и духовности. Должны были выходить журналы для поддержания ежедневной духовной жизни. И, наконец, необходимо было теплое и тесное общение верующих. Без преувеличения можно сказать, что святитель Николай достиг всего этого при основании японской православной культуры периода Мэйдзи. Нет сомнения в том, что широкая публика вокруг новоучрежденного им православного присутствия находилась под влиянием его духовности. Это влияние не было ограничено узкой сферой, но распространилось во всем японском обществе, где оно сохраняется и по сей день. Необходимо признать, что благодаря именно этому влиянию Православие приобрело реальное значение в истории Японии» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Миссионерский подвиг святого равноапостольного Николая в Японии Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 9 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 86 лет назад 3 февраля 1912 г. святитель Николай архиепископ Японский почил о Господе. В те дни глубоко скорбела вся Церковь Православная. Скончался, почил от дел своих святой муж, который на исходе второго тысячелетия христианства показал всей своей жизнью, что существует и в XX веке призвание апостольское и возможны апостольские труды. В Японии архиепископа Николая почитали не только христиане, но и язычники. После императора не было в Японии человека, который пользовался бы таким уважением, такой известностью, как он, глава Русской Духовной Миссии. Один из современников Владыки писал в 1912 г.: “Нам неодно­кратно приходилось быть свидетелем, как язычники, совершенно незнакомые Владыке, с шумным восторгом приветствовали его на ули­це и их мощное «банзай Никорай» частенько раздавалось в японских кварталах. А дети, милые японские дети, постоянно окружали его кольцом и, как бабочки на огонь, вихрем неслись навстречу сурово­му на вид, но с добрым, ласковым сердцем Святителю… Должно заметить, что беспрерывный, тяжелый апостольский подвиг, праведная жизнь, особая прозорливость, чему мы сами были неодно­кратно свидетелем, давно уже между верующими православной Японии составили убеждение, что святитель Николай особенно близок и уго­ден Господу, что Он его прославил небесною славою. Даже язычники, и те помещали в газетах его портреты с сиянием и нимбом и часто называли его «Сей да кео», то есть «святой архиепископ»” 1 . Шли годы. Время не затмило памяти святителя Николая. 10 ап­реля 1970 г. Русская Православная Церковь причислила архиепископа Николая к лику святых. При канонизации за свою мисси­онерскую деятельность в Японии он получил наименование равноапос­тольного — одно из величайших духовных именований. “Самые эти факты, — пишет митрополит Санкт-Петер­бург­ский и Новгородский Антоний (Мельников), — имеют глубокое значение: казалось бы, во второй половине XX века умаляется вера, но ясным светом загорается новая звезда на церковном небосклоне, свидетельствуя о непрерывном возрастании Церкви как Царствия Божия. Самое же наименование «равно­апос­толь­ный» говорит о непрекращающейся связи современной Церкви с первохристианской апостольской” 2 . Официально было провозглашено то, что жило в сознании православных людей со дня кончины святите­ля, который, будучи равноапостольным в подвигах, причислен к лику равноапостольных святителей и ныне возносит свои молитвы о всей Церкви Православ­ной.

http://pravmir.ru/missionerskiy-podvig-s...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

ЖМП 10 октябрь 2012 /  19 сентября 2012 г. 09:08 Патриарх Кирилл посетил Японию 14–18 сентября состоялся первосвятительский визит Предстоятеля Русской Церкви в Японию Визит Святейшего Патриарха Кирилла в пределы Японской Автономной Православной Церкви приурочен к столетию преставления святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, которое отмечается в этом году. За пятьдесят лет служения в Японии святитель основал православную общину, которая к концу его жизни насчитывала более 30 000 членов. " Одна из причин успеха миссии святителя Николая — это подлинное отождествление себя с культурой того народа, которому он проповедовал. Он полюбил этот народ, и японцы, почувствовав его искренность, ответили ему любовью " , — отмечает Святейший Патриарх Кирилл. По прибытии в Японию Святейший Патриарх Кирилл направился в Воскресенский храм города Хакодате — старейшую православную церковь в Японии, где возглавил молебен святому равноапостольному Николаю. За богослужением молились иерархи и клирики Японской Автономной Православной Церкви, члены делегации Русской Православной Церкви, многочисленные верующие, собравшиеся в этот день в храме. По окончании богослужения со словом приветствия к высокому гостю обратился Митрополит Токийский и всей Японии Даниил. Предстоятель Японской Церкви выразил радость по поводу визита Святейшего Патриарха и поблагодарил за материальную поддержку, которая была оказана Японии, пострадавшей в прошлом году от стихийного бедствия. Затем с первосвятительским словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл. Предстоятель Русской Церкви отметил значение подвига святителя Николая Японского, апостольское служение которого началось в Хакодате. " Святой равноапостольный Николай Японский помогает нам понять, при каких условиях люди другой культуры, нации, других обычаев принимают веру, которую исповедует православный человек. Это происходит, когда проповедник отождествляет себя с народом, к которому обращает свое слово, говорит с ним на том же языке, разделяет культуру, которая становится и его культурой, и — это самое главное условие — когда проповедник любит народ, к которому обращается " , — подчеркнул Святейший Патриарх. Предстоятель Русской Церкви также подчеркнул, что материальная помощь, направленная в прошлом году Японии, — деньги обычных верующих людей, откликнувшихся на горе своих собратьев по вере. " Это не была жертва от государства, от банков или корпораций — это деньги, которые собрали простые люди, многие из которых сами живут бедно. Делая добро друг другу, мы становимся ближе. Как показывает нам притча о милосердном самарянине, ближний — это тот, кому ты делаешь добро. И мы можем сказать: та помощь, которую оказывали наши соотечественники Японии после землетрясения и цунами, действительно сблизила наши народы " , — сказал Святейший Патриарх Кирилл.

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_kirill...

Святой равноапостольный Николай (Касаткин) Святой равноапостольный архиепископ Николай (Касаткин И.Д. 1836–1912) – выдающийся русский миссионер в Японии, где он трудился более пятидесяти лет; основатель Японской Православной Церкви. Из десятков тысяч японцев, обращенных в Православие благодаря его трудам, значительную часть составляли буддисты, и в числе его помощников были бывшие буддистские монахи («бонзы»), как, например, Павел Савабе. Изучение буддизма святитель совершил в первые восемь лет своего пребывания в стране, когда, по его собственным словам, он «старался со всей тщательностью изучить японскую историю, религию и дух японского народа» 23 . Святой Николай предложил целостный очерк буддизма в своей работе «Япония с точки зрения христианской миссии», опубликованной в 1869 г 24 . Это было самое первое описание японского буддизма, которое стало доступно русскоязычному читателю. Из этого очерка видно, что автор изучил буддизм довольно основательно, но, по понятным причинам, ограничиваясь японским материалом. Если архиепископ Нил, знакомясь с буддизмом на бурятском материале, видел в нем лишь одну из разновидностей язычества, то святой Николай дает этому учению гораздо более высокую оценку. Он определяет буддизм как «лучшую из языческих религий, геркулесовы столбы человеческих усилий составить себе религию, руководствуясь теми темными остатками богооткровенных истин, которые сохранились у народов после рассеяния вавилонского» (С. 44). Обстоятельно изучив его, святой Николай, тем не менее, не испытывал интереса к буддизму как таковому, и рассматривал его исключительно с практической миссионерской с точки зрения. Такой взгляд позволил ему заметить то, на что другие исследователи буддизма и полемисты не обращали внимания. В частности, на миссионерские методы буддизма. Святитель упоминает о «гибкости буддизма и способности его приноровляться к обычаям страны, куда он является» (С. 44). В качестве иллюстрации автор указывает, что, по буддистским верованиям, будды и бодхисатвы клялись «рождаться в разных невежественных странах для привлечения их к спасению» (С. 45). Это позволяло буддистам объявить Аматерасу и других японских богов воплощениями будд и бодхисатв, предпринятыми для того, чтобы «приготовить его к восприятию истинного учения буддизма… Таким образом буддизм нарек японским богам свои имена, принял их под этими именами в свои храмы и зажил роскошно в Японии» (С. 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, в миру Иван Димитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 года 16 февраля. ПРАВМИР. Церковь празднует память свт. Николая, архиепископа Японского. Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, в миру Иван Димитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 года в Березовском погосте, Бельского уезда, Смоленской губернии, где его отец служил диаконом. Пяти лет он потерял мать. Окончив Бельское духовное училище, а затем Смоленскую духовную семинарию, в 1857 году Иван Касаткин поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 24 июня 1860 года в академическом храме Двенадцати Апостолов епископ Нектарий совершил пострижение его в монашество с наречением имени Николай. В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня, инок Николай был посвящен во иеродиакона, а 30 июня — в престольный праздник академического храма — в сан иеромонаха. Затем по его желанию отец Николай был назначен в Японию, настоятелем консульского храма города Хакодате. Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. По словам самого отца Николая, «тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Восемь лет ушло на то, чтобы изучить страну, народ, язык, нравы, обычаи тех, среди кого предстояло проповедовать, и к 1868 году паства отца Николая насчитывала уже около двадцати японцев. В конце 1869 года иеромонах Николай в Петербурге доложил Синоду о результатах своей работы. Было принято решение: «Образовать для проповеди между японскими язычниками Слова Божия особую Российскую Духовную Миссию». Отец Николай был возведен в сан архимандрита и назначен начальником этой Миссии. Фото: tvereparhia.ru Вернувшись в Японию, будущий святитель передал Хакодатскую паству иеромонаху Анатолию, а сам перенес центр Миссии в Токио. В 1871 году в стране началось гонение на христиан, многие подвергались преследованиям (в том числе первый православный японец, знаменитый впоследствии миссионер-священник Павел Савабе). Только к 1873 году гонения несколько прекратились, и стала возможна свободная проповедь христианства.

http://pravmir.ru/segodnya-cerkov-prazdn...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский августа 1836-†3 февраля 1912 Прославлен в 1970 г. Память празднуется 3 (16) февраля Святой равноапостольный Николай (Иван Дмитриевич Касаткин) родился в селе Березе (Смоленская губерния) в семье диакона. В 1856 г., закончив Смоленскую семинарию, он поступил в Петербургскую Духовную академию. По окончании четвертого курса он откликнулся на предложение Синода занять место настоятеля посольской церкви в Японии. 24 июня 1860 г. Иван Дмитриевич был пострижен в монашество с именем Николай, 29 июня рукоположен в иеродиакона, а 30 июня, в день Собора Двенадцати Апостолов – в иеромонаха. Иеромонах Николай прибыл в Японию, в город Хакодате, где находилось российское консульство, 2 июля 1861 г. И здесь молодой миссионер обнаружил, что проповедь Евангелия в этой стране практически невозможна. Дело в том, что японцы тогда крайне нетерпимо относились ко всем иностранцам. Открытая проповедь христианства была запрещена, а японцу-христианину грозила смертная казнь. Но отец Николай не впал в уныние. Он ревностно принялся за изучение японского языка, местных обычаев и религиозных верований. При знакомстве с Японией он проявил необыкновенную широту ума и открытость, которые позволили ему преодолеть агрессивную отчужденность местных жителей. Очень скоро он стал вхож во многие японские дома, а среди его друзей появились и представители буддийского духовенства. “В начале завоевать любовь, а потом нести Слово”, – эти слова стали его руководящим принципом, обеспечившим успех всей его последующей деятельности. В 1864 г. он обратил ко Христу первого японца. С этого момента начинается трудный и опасный период тайной проповеди иеромонаха Николая и его помощников из новообращенных. К весне 1868 г. их уже насчитывалось около 20-ти человек. 6 апреля 1870 г. указом правительствующего Синода в Японии была открыта Духовная миссия, начальником которой был назначен иеромонах Николай с возведением его в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. По словам самого отца Николая, «тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». 16 февраля. ПРАВМИР. Церковь чтит память святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского. Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, в миру Иван Димитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 года в Березовском погосте, Вольского уезда, Смоленской губернии, где его отец служил диаконом. В возрасте пяти лет он потерял мать. Окончив Бельское духовное училище, а затем Смоленскую духовную семинарию, в 1857 году Иван Касаткин поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 24 июня 1860 года в академическом храме Двенадцати Апостолов епископ Нектарий совершил пострижение его в монашество с наречением имени Николай. В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня, инок Николай был посвящен во иеродиакона, а 30 июня — в престольный праздник академического храма — в сан иеромонаха. Затем по его желанию отец Николай был назначен в Японию, настоятелем консульского храма города Хакодате. Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. По словам самого отца Николая, «тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Восемь лет ушло на то, чтобы изучить страну, народ, язык, нравы, обычаи тех, среди кого предстояло проповедовать, и к 1868 году паства отца Николая насчитывала уже около двадцати японцев. В конце 1869 года иеромонах Николай в Петербурге доложил Синоду о результатах своей работы. Было принято решение: «Образовать для проповеди между японскими язычниками Слова Божия особую Российскую Духовную Миссию». Отец Николай был возведен в сан архимандрита и назначен начальником этой Миссии. Вернувшись в Японию, будущий святитель передал Хакодатскую паству иеромонаху Анатолию, а сам перенес центр Миссии в Токио. В 1871 году в стране началось гонение на христиан, многие подвергались преследованиям (в том числе первый православный японец, знаменитый впоследствии миссионер-священник Павел Савабе). Только к 1873 году гонения несколько прекратились, и стала возможна свободная проповедь христианства. В тот же год архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви и школы на пятьдесят человек, а затем и духовного училища, которое в 1878 году было преобразовано в семинарию.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010