В 1889 году в Японии была объявлена полная веротерпимость. В связи с этим Миссия смогла шире развернуть свою деятельность. Крещение принимали тысячи японцев, и к концу столетия в стране насчитывалось уже около 25 тысяч православных, объединенных в 226 общин с 28 священниками. Общины были необычайно самодеятельны. При них открывались общества содействия религиозно-нравственному воспитанию. На собраниях обществ читались Священное Писание и жития святых, общества занимались благотворительными делами. В стране подвизалось 149 катехизаторов. Нравственным испытанием для новорожденной Японской Церкви стала русско-японская война 1904–1905 годов. Мудрый архипастырь, оставаясь русским патриотом, келейно молился за победу своего Отечества и в общественных Богослужениях, на которых возносились молитвы о победе Японии, не участвовал, но православным японцам он благословил оставаться верноподданными своего правительства, чтобы не дать повода для обвинения их в измене родине. Благодаря этому, православные приходы не подвергались преследованиям, а сам святитель снискал глубокое уважение со стороны японцев. Ему разрешили посещать лагеря русских военнопленных. Духовным окормлением пленников занимались и православные пастыри японской национальности. За свои подвижнические труды в годы войны святитель был удостоен сана архиепископа. Святой равноапостольный Николай скончался 3 февраля 1912 года. Созданная им Японская Церковь насчитывала тогда более 33 тысяч человек. Японская паства чтила почившего святителя как праведника, молитвенника и святого. Велико было уважение к его памяти и со стороны японцев, не принадлежавших к Православной Церкви. Его могила на Токийском городском кладбище даже язычниками и поныне почитается как национальная святыня. В 1970 году святитель Николай причислен к лику святых Православной Церкви с титулом равноапостольного. Преемником просветителя Японии стал епископ Сергий (Тихомиров) († 1945), впоследствии удостоенный сана митрополита. Вступая на кафедру, епископ Сергий сказал: «Все, что есть в Японской Церкви доброго, до последнего христианина в церквах, до последнего кирпича в постройках, до последней буквы в Богослужебных переводах, есть дело просвещенного ума, широкого сердца и твердой, как скала, воли почившего святителя, счастливо сочетавшихся с непоколебимой верою его в святость своего дела и с благочестивым его жизненным подвигом».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 2012 г. исполнилось 100 лет со дня преставления святого равноапостольного Николая Японского. 16 февраля 1912 г. святитель Николай, архиепископ Японский, почил о Господе. Скончался святой муж, который на исходе второго тысячелетия Христианства показал всей своей жизнью, что и в XX веке возможны апостольские труды. 10 апреля 1970 г. Русская Православная Церковь причислила архиепископа Николая к лику святых. За свою миссионерскую деятельность в Японии он был прославлен в сонме равноапостольных мужей – людей, своими трудами повторивших подвиги учеников Христа в деле проповеди Евангелия. Построенный его трудами Воскресенский кафедральный собор в Токио известен в столице Японии как храм " Николай-до " . В этом именовании выражается уважение простых японцев к памяти великого сына России. Данный раздел экспозиции посвящен служению святого Николая в Японии, его просветительской и миссионерской деятельности, утверждению Православия в Стране восходящего солнца, а также современной жизни Японской Православной Церкви. В экспозиции будут представлены посвященные святителю издания, которые вышли в разные годы на русском и японском языках, выпущенные в Японии богослужебные книги, православная литература, учрежденные в честь равноапостольного Николая награды Русской Православной Церкви. Материалы выставки помогут посетителям больше узнать о письменном наследии равноапостольного Николая и истории его прославления; также будет представлена фотолетопись визита Святейшего Патриарха Кирилла в Японию в сентябре 2012 года. Еще одна часть этого раздела посвящена роли святого Николая в жизни основателя самбо В. Ощепкова. Экспозиция подготовлена Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата. Православный Петербург Экспозиция отражает основную идею выставки: обретение единства Церкви, власти и народа на основе исторического опыта государства. Санкт-Петербургу выпала особая миссия. С самого основания город формировался как столица православная, о чем говорят уникальные соборы и храмы, представленные на центральном фасаде экспозиции. Их красота, величие и те святые и святыни, ради которых они воздвигались, создают особую атмосферу Петербурга.

http://religare.ru/2_97677.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Девять с половиной десятилетий прошли со дня преставления архиепископа Николая. К гробнице святителя поныне приходят православные и инославные христиане, а также и нехристиане, выражающие тем самым ему свое благоговение. Священным Синодом Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Алексием (Симанским; † 1970) было принято постановление о прославлении святителя Николая в лике святых с именованием «равноапостольный». В Японии православные почитают святителя Николая как великого праведника и молитвенного предстателя пред Господом. Галина Гуличкина Письмо святителя Николая к архимандриту Леониду (Кавелину) Ваше Высокопреподобие, высокочтимый отец наместник! Христом Богом и Его угодником преподобным Сергием умоляю Вас, помогите в крайней нужде, в ка­кую ныне поставлена Миссия! Вы можете, можете и можете, это выше всякого сомнения! Судите сами: собор здесь, строимый Миссиею, почти готов; не дальше, как в июне, должно быть освящение; колоко­ла подняты и подвешены, и видны они на всю столицу, ибо собор среди столицы на холме. Был я уверен, что в добытыи звонаря из Москвы или Петербурга не будет никакого затруднения; когда настало время, писал я и в Москву, и в Петербург – по нескольку раз, из обеих столиц одновременно получил телеграфный ответ: «Звонаря нет». Я просто в отчаянии! Если бы знал это прежде, не поднимал бы колоколов. Теперь же что делать? В один мы звонить можем, но трезвонить в восемь кто же может, не учась? И такой-то позор нам будет, так-то смеяться над нами станут язычники и инославные! «Подняли-де колокола, а пользоваться ими не умеют!» Итак, ради Бога и святителя Сергия, помогите в нашей беде: пришлите звонаря! Если не можете дать навсегда, то пришлите на время, пока научатся здесь японцы трезвонить. Так или иначе, только избавьте нас от позора и дайте возможность украшать наши богослужения и празднества благозвучным трезвоном. Ведь восемью колоколами можно истинно красный звон производить, то умиляющий душу и трога­ющий до печали, то возбуждающий праздничное и торжественное настроение.

http://pravoslavie.ru/41329.html

В те же годы у отца Нестора и зародилась мысль о создании Православного Камчатского братства со многими отделениями в крупных городах Российской Империи. Для осуществления этого замысла, с благословения местного архиерея, отец Нестор и выехал в Петербург. Все перипетии хлопот об учреждении Братства описаны в публикуемых воспоминаниях. Здесь скажем лишь, что успех миссии отца Нестора, несмотря на противодействие Святейшего Синода и особое упорство его тогдашнего обер-прокурора С.М. Лукьянова 18 , стал возможен исключительно благодаря личной поддержке Государя Николая Александровича и Императрицы-Матери Марии Феодоровны. В числе основателей созданного в 1910 г. Православного Камчатского братства во имя Нерукотворенного Образа Всемилостивейшего Спаса 19 были: архиепископ Тверской и Кашинский Антоний (Каржавин), епископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский) , епископ Холмский Евлогий (Георгиевский), епископ Гомельский Митрофан (Краснопольский), епископ Гдовский Вениамин (Казанский), духовник Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонах Ипполит (Яковлев), настоятель Петропавловского придворного собора протоиерей Александр Дернов, член Государственной Думы священник Савва Богданов, Государственный секретарь А.А. Макаров, член Государственного совета, сенатор, бывший обер-прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер 20 , академик А.И. Соболевский, профессор Н.И. Веселовский, А.А. Вырубова. В состав учредителей братства входили: А.А. Майков, Г.В. Бутми, А.З. Назаревский, Л.Е. Катанский и другие 21 . Особое участие в деятельности братства принимали князья Жеваховы: Николай Давидович (24.12.1874–1947) – будущий товарищ обер-прокурора Святейшего Синода и его брат Владимир Давидович (1874–1938), впоследствии епископ Могилевский Иоасаф, а также их двоюродный брат – доктор Сергей Владимирович Жевахов. Все трое были удостоены награды Братским крестом 2-й степени, причём князь Н.Д. Жевахов получил награду в марте 1911 г. как учредитель Братства 22 . Членом Совета Православного Камчатского братства состоял также святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Ловко вспахал”. Так и здесь. Николай. Сергий. Роль наша не выше роли сохи. Вот крестьянин попахал-попахал, соха износилась. Он ее и бросил. Износился и я. И меня бросят. Новая соха пахать начнет. Так смотрите же, пашите! Честно пашите! Неустанно пашите! Пусть Божье дело растет! Пусть посрамятся католики. Дайте слово! А все-таки приятно, что именно тобой Бог пахал… Значит, и ты не заржавел. Значит, за работой на Божией ниве и твоя душа несколько очистилась. И за сие будем всегда Бога благодарить». 2 (15) февраля. «Сердце исправилось, и мы еще вместе поживем. Итак, завтра же принимаюсь за перевод Миней. Будет даром дорогое время терять». 3 (16) февраля. Итак, 3 февраля в 7 часов вечера, а по-петербургски – около 12 часов дня, не стало Высокопреосвященного Николая, архиепископа Николая Японского. Он мирно, без каких-либо предсмертных страданий, но после долгой и тяжелой болезни преставился ко Господу на 76-м году своей жизни, на 52-м году своего служения Церкви Божией, на 51-м году со времени своего прибытия в Японию. Горько заплакал я, стоя у постели владыки, только что покинувшего меня одиноким. Последние четыре года моя жизнь переплелась с личностью владыки. И вот я стою у его ног. «Владыка, владыка!» – зову я. Но молчит он. А только сейчас вот дышал, хотя и тяжело дышал. Тайна великая воли Божией. Но сердцу от этого не было легче, и оно плакало. В 7 часов 15 минут раздался с колокольни удар за ударом звон нашего колокола. Даже не предупрежденные о смысле 12 ударов (а они раздались в Японии по случаю смерти впервые), обитатели семинарии и женской школы с плачем прибежали в Миссию. 4 февраля вся Япония уже знала о смерти «Никорая». В понедельник, 6 февраля, утром и вечером в Крестовой церкви, где находилось тело архиепископа Николая, были совершены панихиды в переполненной церкви. Христиане приходили с вечера и бодрствовали до утра, слушая чтение Евангелия. Но мне не забыть одной ночи. Потянуло к владыке. Пошел. Открываю дверь. И что же? Вокруг тела владыки сидят по-японски девочки нашей женской школы, человек 40.

http://pravoslavie.ru/41330.html

Но сквозь всю историю человечества молниями прорезаются явления народных просветителей, личный подвиг которых перекрещивается и сливается с их общественным служением. Так было в IV веке с императором равноапостольным Константином, утвердившим христианство в Римской империи и этим предопределившим духовную жизнь и культуру входивших в нее народов. Так было со святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием – просветителями славян, которым обязаны и чехи, и балканские народы, и мы, русские, не только христианским просвещением, но и начатками нашей культуры. Так было и со святым равноапостольным киевским князем Владимиром, крестившим Русь. О нем мы знаем, как после крещения в корне изменились его характер и личная жизнь, как он стал милосердным, целомудренным и справедливым, как боролся он со следами язычества в собственной душе, но удостоен он наименования равноапостольного за свое общественное служение. Святость не есть совершенство. Святость – это пламенное стремление к совершенству, и чем оно интенсивнее, тем она выше. Совершенен только Бог . В земной жизни путь святости – это крестный путь, и чем выше святость, тем менее она замыкается в заботу о своем личном спасении. Для апостола же забота о своем спасении перекрывается заботой о людях, обращенных им. Личная жизнь как бы сгорает в огне этой великой любви. Поэтому Церковь и не прославляет в наименовании личного подвижничества апостолов, ни их поста, ни бессребреничества, ни целомудрия, ни даже мученичества,– весь личный их подвиг перекрывается словом «апостольство». Нам кажется, что апостольство отодвинулось в глубь истории, что на великом князе Владимире, отстоящем от нас «почти на тысячу лег, апостольство в России обрывается, если не считать связующим звеном проповедь святого Стефана Пермского, друга преподобного Сергия, проповедь воистину малому стаду, малому племени. Но в мире еще были миллионы людей, не знавших Христа или не желавших даже узнать христианство , как чуждое им миросозерцание Западные Церкви посылали своих миссионеров в Африку и в азиатские государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Посылая апостолов на проповедь, Господь сразу сказал о всемирном ее значении. То, что во всех народах должно быть проповедано Евангелие, и указано Христом как один из признаков приближения второго пришествия и Страшного суда ( Мф. 13, 10 ); не сказано, что все народы примут Евангелие, но что всем оно будет открыто, чтобы люди могли сделать свободный выбор: принять или отвергнуть его. Посылая же на проповедь 70 апостолов, преподав им почти аналогичное первому напутствие, Господь подчеркнул еще одно: всем людям, принимающим благовестие и равно не принимающим, говорить, что «приблизилось к вам Царствие Божие» ( Лк. 10, 9 ). Эта весть о приближении Царствия Божиего должна быть провозглашена даже тем недостойным городам, прах которых должен быть отрясен с ног апостолов. Из области благовестия не исключается ни один народ, ни один город, ни один дом, ни один человек, хорош он или плох. Так дана заповедь о всемирности апостольства. Апостол Павел говорит, что через Господа Иисуса Христа получены благодать и апостольство, чтобы «во имя Его покорять вере все народы» ( Рим. 1, 5 ), т. е. всемирность проповеди есть назначение апостольства. Но деятельность апостолов не ограничивалась проповедью, они основывали и устрояли церкви, они, как «мудрые строители», клали твердое основание, и «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » ( 1Кор. 3, 11 ). «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» ( 1Кор. 4, 1–2 ). Проповедь и домостроительство церковное есть совокупность апостольского делания, которое не прервалось в Церкви до сего дня – все две тысячи лет. Если последующие периоды церковной истории в основном были посвящены усвоению Евангелия уже уверовавшими людьми и вопросам личной святости, преподобию людей, т. е. устремлению к богоподобию и возрастанию нового человека, то и апостольство не угасало, так как еще не все народы слышали евангельскую проповедь, или пребывая в национальной изоляции, или в духовном первобытном младенчестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Вернувшись из Церкви, я застал у себя «коочёо» Сенума – тоже трактовать о том, что Кавамата хочет учиться для поступления на церковную службу, а родители лишают его за это содержания. Сказал Сенума, чтобы истребовать у родителей свидетельство, что они отдают сына на службу Церкви, тогда и будет принят на церковное содержание. 6/18 января 1899. Среда. Богоявление Господне. Утром было крещение, между прочим, дочери Ивана Акимовича Сенума и его супруги Елены, которая, как молодая мать, пресмешно обращается с своей дочкой, точно с куклой, – все смеется на нее и тормошит, хотя та спит невозмутимо. Нет приятнее подобного зрелища – матери, возящейся с своим чадом, и какое это драгоценное чувство Творец внедрил родителям, – любовь к своим порождениям! Холода настоящие крещенские; оттого, должно быть, и в Церкви мало было: впрочем, благочестивые люди все пришли и с любовью брали освященную воду в сосуды для своих домов. Между прочими встретился на крыльце, выходя из Собора, Иов из Одавара (что был в «Сооси»), столь ссорящегося с о. Петром Кано; сунул под благословение свою дочку и показывает в платке бутылку с святой водой. «Вот, пришел взять святыни для своей хижины», – говорит. Я его благословил и дал просфору. «А примирился ли?» – Спрашиваю. – «Нет еще, но на пути к тому», – отвечает. Вечером не переводил, а занимался отчетами, чтобы поскорее кончить дело. С сегодняшней Владивостокской почтой пришло известие, что Финляндский архиепископ Антоний назначен Петербургским митрополитом. Каков-то будет для Миссии? От Петербургской митрополии немало зависит благосостояние ее. Без Высокопреосвященного Исидора, вероятно, Японской миссии и не существовало бы. 7/19 января 1899. Четверг. Регулярные занятия по школам. Представлялся новый учитель физики Мацуми, брат математика, некогда преподававшего и у нас. Мы с Накаем переводили паримии. После обеда перечитал письма; все больше еще поздравительные, или описательные празднований; из Маебаси, например, красноречивое письмо Павла Оонума, в котором, между прочим, говорится, что у них на Рождество во время Литургии молился, да еще, кажется, в облачении, епископальный миссионер иностранец, и очень усердно кланялся в землю; описывается «фукубики», не совсем благочестивое, видимо, по неразумению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010