4. Святитель Иннокентий Московский . Его перу принадлежат «Записка о детском воспитании», краткая записка о воспитании детей духовенства и статья «Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества». Множество советов для воспитателей, педагогов рассеяно в письмах святителя. В этом отношении интересны его письма дочери. 5. Оптинские старцы. Творения оптинских старцев – это преимущественно их письма. В них встречаются ценные советы о воспитании детей, об отношениях в семье. 6. Святитель Феофан Затворник . Педагогические мысли содержатся во многих его творениях. Прежде всего стоит отметить «Начертание христианского нравоучения» и «Путь ко спасению». Мысли свт. Феофана Затворника о воспитании высоко оценил русский философ Иван Ильин . 7. Святой праведный Иоанн Кронштадтский . Пастырь, молитвенник и чудотворец, он обладал огромным пастырским и педагогическим опытом. Педагогические мысли находятся в разных его творениях. Важнейшим в деле воспитания для святого Иоанна было воспитание сердца для принятия Христа. 8. Святой равноапостольный Николай Японский . Великий миссионер и организатор ряда учебных заведений в Японии, выдающийся педагог. Его творения – это письма и дневники. 9. Священномученик Владимир Киевский. Главный его педагогический труд – «Азбука православного воспитания». Следует обратить также внимание на его проповеди, в том числе обращенные специально к детям. 10. Святитель Макарий Московский (Невский). Святитель прожил долгую жизнь, значительная часть которой была посвящена миссионерской и педагогической деятельности. Основные его творения – проповеди. 11. Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской. Святой Фаддей обладал значительным пастырским и педагогическим опытом. Он является автором ценного труда под названием «Записки по дидактике (общей) и методике Закона Божия и славянского языка: для учителей церковно-приходских школ». 12. Святитель-исповедник Лука (Войно-Ясенецкий) , архиепископ Симферопольский, профессор медицины, апологет и миссионер. Его творения – это, прежде всего, многочисленные проповеди. В них ы находим немало наставлений о воспитании детей, о правильном формировании личности. Следует выделить слово святителя Луки «О воспитании детей».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Апостол же Петр ответил Симону волхву: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия» ( Деян. 8, 20–21 ). И, как бы откликаясь на эту заповедь апостолам, святой апостол Павел пишет коринфянам, которые стали приписывать своим апостолам и духовным руководителям большее значение, чем самой христианской идее: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог... Насаждающий же и поливающий суть одно... ибо мы соработники у Бога» ( 1Кор. 3, 6, 8, 9 ). Господь предупредил апостолов о тяжести и опасности их подвига. Посылая их на проповедь , Господь говорит: «Будьте, как агнцы среди волков» ( Мф. 10, 16 ). В первой главе второго Послания к коринфянам святого Климента, епископа Римского, современника святых апостолов Петра и Павла, и, по преданию, ученика апостола Петра вероятно, с его слов рассказывается несколько подробнее, чем в Евангелии, об этой беседе Господа с апостолами. «Петр же в ответ на это (эти слова Спасителя) говорит: «А если волки растерзают агнцев?» Иисус сказал Петру: «Агнцы не должны бояться волков после смерти своей. И вы не бойтесь убивающих вас и не могущих ничего более сделать, но бойтесь Того, Кто после смерти вашей имеет власть над душою и телом, власть ввергнуть их в геенну огненную» (срав. Мф. 10, 28 ; Лк. 12, 4, 5 ) 1 . Таким образом, последние слова Спасителя, являясь ответом на вопрос апостола Петра, указывают еще на одно условие апостольства: на готовность умереть за свое служение, на земное бесстрашие и единственный страх – страх Божий. Христос сказал двенадцати апостолам: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать, ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф. 10, 19–20 ). В этом напутствии Христовом апостольство открывается в силе чудотворений, вплоть до воскрешения умерших, что мы видим в воскрешении апостолом Петром Тавифы, и в силе слова, когда говорит не сам человек, а Святой Дух, обитающий в нем, ибо, только подобными дарами наделенные, могли эти люди пройти до края земли (а они прошли и до скифских степей, и до Индии, не говоря о Риме, Греции, Македонии, Африке) и обратить ко Христу тысячи людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Симон «припал к коленам Иисусовым и сказал: «Выйди от меня. Господи! Потому что я человек грешный»; ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных, также и Иакова, и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: «Не бойся: отныне будешь ловить человеков». И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним» ( Лк. 5 6–11). «Ловить человеков» – из моря греха – смысл апостольства. Об этом первое слово Господа об апостольстве, а первое деяние призванных – все личное оставить для Господа и следовать за Ним. А вот подробное наставление двенадцати апостолам, когда Христос посылал их на проповедь : «Больных исцеляйте, прокаженных очищай те, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте, даром получили, даром давайте» ( Мф. 10, 8 ). Это слово «даром» имеет не узкоматериальное значение. Это- и не продавайте творимых вами чудес, но это – и не прославляйте себя, не приписывайте себе, не используйте чудесных даров лично для себя. В «Деяниях святых апостолов» рассказывается о волхве Симоне который «изумлял народ самарийский, выдавая себя за кого-то великого» ( Деян. 8, 9 ). Когда же в тот город пришел с проповедью святой апостол Филипп, го многие уверовали в Иисуса Христа и крестились. Примечательно, что тогда уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа, видя совершавшиеся великие силы и знамения. Находящиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого ( Деян. 8, 13–15 ) Симон же, увидев, что через возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: «Дайте и мне власть сию. чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» ( Деян. 8 18–19). Симон, несмотря на о, что «уверовал», помыслил, что благодать и апостольство можно купить и продать и использовать для своей личной выгоды и славы. Он с самого начала хотел именно ее, выдавая себя «за кого-то великого». Ведая, что это искушение свойственно падшей человеческой природе даже верующих людей. Господь, направляя Своих учеников на проповедь , подчеркнул полное бескорыстие подвига апостольства: благодать и подается апостолу и передается им даром, в самом широком и духовном, и материальном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В предпоследнем письме, писанном 2 (15) декабря, владыка как бы в жизненное наставление мне писал: «Берегите здоровье. Ох, как надо беречь здоровье. Будете невнимательны к своей карада, очень пожалеете потом». На койку владыка почти перестал и ложиться, ибо его сразу же начинало душить. Вот что сам владыка заносил на календарные листочки: 1 января 1912 года: «Ни один год не начинался так скверно, как нынешний. В церкви был, но не служил… По возвращении из церкви я никуда не выходил из теплой комнаты и поздравителей не принимал… Целый день мучила астма…» Выход в холодный собор в день русского Нового года, кажется, окончательно свалил его в постель. И как я просил его не ходить! Вечером удалось уговорить, и ко всенощной он не пришел… Но когда я пришел к нему в Новый год утром, нашел владыку крайне расстроенным. «Все в церкви… Один я сижу дома… Скука смертная… Не могу выносить… Сегодня пойду в церковь», – говорит Владыка. Я начинаю уговаривать. Ссылаюсь на запрещение доктора. Но последняя ссылка испортила дело: «Я – свободный человек… Сделаю, как захочу. До свиданья». Но мне все еще хотелось верить, что владыка послушается голоса благоразумия. Однако во время малого входа действительно пришел и пошел в алтарь. Стоял всю литургию. Тяжело дышал и охал. А литургия, как нарочно, была продолжительна, ибо было посвящение корейца в диаконы. Когда после литургии я зашел поздравить владыку с Новым годом, он сидел в кресле, вытянув ноги на кровать, и что-то просматривал. «Где справедливость? Сходил помолиться – и страдаю, как никогда», – говорит мне владыка. Было много и других причин, которые сильно расстраивали владыку. Владыка не любил говорить о своей болезни; не любил и расспросов о здоровье. Но в последний год жизни он не мог равнодушно слушать о смерти, особенно близких и знакомых лиц. Между тем умирает его брат, младший по возрасту. Умирает Иркутский святитель, архиепископ Тихон, товарищ владыки по академии. Умирают другие архиереи, протоиереи. Но едва ли не больше всего расстраивали его неудачи по сбору средств на построение церкви в Хакодате. Нужда в церкви настоятельная.

http://pravoslavie.ru/41330.html

Владимир Легошин , спасатель . Я перестал бояться смерти /Беседовала Елена Меркулова. Фото ИТАР ТАСС//Фома. - – февраль 2006. – С.28-29. – (рубрика « Тема номера: Эликсир молодости »). Имеется краткая биографическая справка « Владимир Данатович Легошин …» (С.28). Вместо послесловия /Подготовили: Ирина Левина и Виталий Каплан: Рисунок Николая Кочергина//Фома. - – февраль 2006. – С.30-32. – (рубрика « Тема номера: Эликсир молодости »). Тему номера комментируют: Этнограф: Надежда Константиновна Рогожина , научный сотрудник Российского Этнографического музея. Молодильные яблочки, или путь в Царствие Небесное. – С.30-31; Врач: Николай Николаевич Никольский , академик РАН, главный редактор журнала «Цитология», президент Общества клеточной биологии. Омоложение: надежды не оправдались. Пока? – С.31-32; Библеист: священник Димитрий Юревич , кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии. Старая молодость или молодая старость? – С.32. ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА (раздел). – С.33-50. (на заставке – фото Лилии Чагиной) Ортодоксия: Болезнь или преступление? / Автор - протоиерей Константин Гипп , преподаватель Калужской духовной семинарии//Фома. - – февраль 2006. – С.35-37. – (рубрика « Ортодоксия »). Тема статьи - учение Церкви о «грехе». Числа: Февраль . (Памятные даты февраля)//Фома. - – февраль 2006. – С.38-39. – (рубрика « Числа »). – Представлены и прокомментированы даты: 5 февраля (25 января по ст. ст.) 1721 г. – 285-летие церковной реформы Петра I и учреждения Святейшего Синода; 7 февраля – память священномученика Владимира , митрополита Киевского и Галицкого (1918 г.); 9 февраля 1881 г. умер Федор Михайлович Достоевский (1821-1881 гг.), великий русский писатель; 16 февраля – память святого равноапостольного Николая , архиепископа Японского (1836-1912 гг.); 24 февраля – память святой благоверной царицы Феодоры , восстановившей почитание святых икон (ок. 867 г.). Владислав Петрушко , шеф-редактор сайта «Седмица Ru». 3 февраля (21 января по старому стилю) – 450-летие преставления преподобного Максима Грека . Суд человеческий и Суд Божий //Фома. - – февраль 2006. – С.39. – (рубрика « Числа »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-34-f...

Деятельность отца Марка в академии может быть охарактеризована как усерднейшее служение святому делу подготовки пастырей Церкви. Сочетая труд в академии с послушанием инока, отец Марк часто проповедовал в обители, участвовал в богослужениях в Лавре и академии, с большой любовью нес труды по Церковно-археологическому кабинету. Здесь он активно помогал заведующему, проводил экскурсии, устраивал выставки, читал лекции, руководил работой сотрудников. Немалый труд нес отец Марк по проверке проповедей учащихся, по подготовке их к произнесению в храме. Не оставлял он научной работы. Он собрал и систематизировал огромный изданный и архивный материал из наследия епископа Игнатия (Брянчанинова) , составил учебные пособия по гомилетике, подготовил несколько томов, содержащих примеры из святоотеческой жизни, собирал и изучал материалы по Оптиной пустыни, рецензировал кандидатские и магистерские работы, всего себя отдавая труду, превозмогая изнуряющую болезнь и усталость. Внеурочные лекции и доклады, с которыми отец Марк выступал в академии, всегда собирали многочисленных слушателей и получали неизменно высокую оценку. Святейший Патриарх Алексий о его докладе «Великий учитель Русской Церкви (к со дня кончины Феофана Затворника )» в журнале Совета академии (март 1969 года) написал: «Очень хороший доклад о приснопамятном святителе Феофане». Митрополит Пимен по поводу доклада «Святой Николай, архиепископ Японский» отметил в журнале Совета академии (март 1971 года):      «Очень приятно было прочитать обстоятельный доклад профессора игумена Марка о жизни и деятельности равноапостольного Николая, просветителя Японии». Несколько обстоятельных статей отца Марка было опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» (1965, 1967, 1968, 1970 гг.), в бюллетене Среднеевропейского Экзархата «Stimme der Orthodoxie» (Голос Православия) (1968, 1969, 1970, 1972 гг.), в сборнике, издаваемом Московской Патриархией, «Богословские труды», 1971, 6. Статьи отца Марка публиковались также в журнале Патриарших приходов а США «One Church» (Единая Церковь ) и в «Вестнике Русского Западноевропейского Экзархата Московского Патриархата». Им написана статья о святителе Тихоне Задонском для религиозно-нравственной энциклопедии, изданной в Афинах в 1968 году, В настоящем номере журнала публикуется статья игумена Марка (Лозинского) «Из истории Патериков» (см. с. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Епископ несет особую ответственность за паству. Чужие горести и радости он должен делать как бы своими. Епископ обязан заботиться о душах, воздействуя на них в первую очередь мерами прощения, но и строгостью, а главное - личным примером. " Епископ должен принадлежать всем, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - и носить тяготы всех. Епископ принадлежит суду всех - и мудрых, и неразумных. Будешь действовать сильно - прослывешь жестоким, а если не сильно - холодным. Как многих вынужден бывает он огорчать вольно или невольно " . А вот какой совет дает святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский: " Имей мудрость, умей выбирать людей! А не сумел выбрать хороших, так постарайся сделать дурных хорошими... [следует] держаться ровней, избегать всевозможных резких слов и вспышек. Да будет слово твое от сего времени - кротость, крайняя снисходительность и любовь " . Епископское служение призывает тебя, возлюбленный брат, к многим подвигам, к готовности переносить трудности, скорби и испытания. Будь терпелив, всегда помни слова Господа, сказанные Апостолу Павлу: " Сила Моя совершается в немощи " (2 Кор. 12, 9). Возлагай все упование на Господа, на предстательство Его Пречистой Матери и молитвы святых угодников Божиих. Промыслом Божиим нареченное тебе при пострижении в монашество имя Серафим значит " пламенный " . Зовет оно к тому, чтобы всегда пламенеть в своих трудах и молитве, быть ревностным созидателем нерукотворенных храмов Божиих в сердцах паствы. Совершая богослужения в храмах твоей епархии, постоянно памятуй, что в день празднования памяти этого великого русского подвижника и твоего Небесного покровителя ты воспринял явленную тебе милость Господню - в благодати архиерейства. Как тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим на камне: " Боже, милостив буди мне, грешному " , - так молится он и сейчас о каждом из нас, в том числе и о тебе, когда обращаются к нему за молитвенным предстательством. Познавая глубину, соединяющую его святость с твоим предстоящим архипастырским служением, да откроешь ты для себя смысл его слов: " Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся " .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Япония до сих пор практически не была знакома с институтом православного монашества. Хотя уже несколько лет здесь существует один действующий монастырь в Тиба, где служит старейший православный пастырь Японииархиепископ Николай (Саяма), но формально этот монастырь относится к подворью Русской Православной Церкви в Японии, и здесь подвизаются монахини из Владивостока. Открытый на территории Воскресенского кафедрального собора Свято-Никольский монастырь стал первой обителью Японской Православной Церкви. Таким образом, воплотилась в жизнь мечта архиепископа Николая Японского, предвидевшего возникновения монашеского делания в Стране восходящего солнца и потому так желавшего перевести полный круг богослужения и все книги Священного Писания на язык своей паствы. К сожалению, равноапостольному миссионеру не удалось полностью завершить православный перевод. Однако искренний интерес православных верующих Японии, собравшихся из многих приходов, чтобы послушать в Осака лекцию об истории монашества, служит надеждой на продолжение православного перевода богослужебных книг и Священного Писания. В часовне святителя Николая Японского был возведен алтарь и установлен иконостас. Для того чтобы больше людей могли участвовать в молитве, с внешней стороны часовни был установлен специальный навес, так что образовался притвор для десяти-двадцати человек. Все богослужения в монастыре совершаются на японском языке. Основание монастыря привело к необходимости перевода на японский язык некоторых православных молитв и тропарей. Семинар 12 февраля начался с торжественного молебна. Затем отец Исайя Сакаи, настоятель храма святого апостола и евангелиста Матфея в Тоёхаси, рассказал о становлении монашества на Святой горе Афон. Священник поведал и о своем опыте соприкосновения с отшельничеством. Как-то в детстве ему очень захотелось испытать, что означает находиться в полном удалении от людей. Поэтому он отправился в горы, остановился в удаленном пустынном месте и наблюдал, как постепенно сначала к вершинам, а затем и к подножию гор подступала темнота. Вдруг в полной тишине и кромешной тьме раздался пронзительный крик диких кабанов. Мальчику стало смертельно страшно, и он стремглав побежал домой.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В 1872 г. к нему прибыл помощник, что позволило начальнику Миссии перебраться в Токио. Следующий, 1873 г. стал определяющим в судьбе японского Православия: в этом году были отменены старые антихристианские указы. Проповедь Христа теперь могла стать открытой. В последующие годы число христиан-японцев продолжало увеличиваться. В 1875 г. был рукоположен первый священник-японец, а к 1878 г. их было уже шестеро. 30 марта 1880 г. в Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры архимандрит Николай был возведен в сан епископа. Его труды продолжались в трех направлениях. Во-первых, пастырское окормление. Святитель почти ежедневно объезжал ту или иную часть своей епархии, проверял нравственное состояние приходов, служил, проповедовал. Во-вторых, религиозное образование: в начале 1880-х гг. в Токио было четыре церковных училища, в том числе одно женское. В Миссии издавался ряд журналов. В-третьих, всю свою жизнь, каждый день владыка трудился над переводом на японский язык Священного Писания и богослужебных книг. Святителем Николаем был также написан ряд научных востоковедческих работ. Много внимания он уделял делу знакомства японцев с классической русской и европейской культурой. В этом направлении трудилось основанное им “общество переводчиков”. Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. святитель с риском для жизни остался со своей паствой, хотя имел возможность выехать в Россию. 30 июня 1910 г. в Токио был торжественно отпразднован 50-летний юбилей его служения в Японии. К этому дню преосвященный Николай был возведен в сан архиепископа. Это празднование отчетливо показало, как благодаря подвигу всей его жизни в Японии изменилось отношение к Православию. Святителя чествовали не только его чада, но и светские власти и пресса. Сам же архиепископ Николай воспринимал свое делание исключительно как творение Воли Божией. “Разве есть какая-нибудь заслуга у сохи, которою крестьянин вспахал поле?”, – говорил он. Архиепископ Николай похоронен на токийском кладбище Янака. Как образец истинного христианского миссионера он был прославлен первым из русских святых, канонизированных нашей Церковью во второй половине ХХ в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По завершении выступления ректор семинарии преподнес митрополиту Илариону памятную панагию. В числе принявших участие в актовом дне были и представители других духовных школ — и.о. проректора по воспитательной работе Сретенской духовной семинарии иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе Рязанской духовной семинарии священник Дионисий Патрушев, проректор по учебной работе Николо-Перервинской духовной семинарии диакон Никита Стратилат. На мероприятии выступил также Чрезвычайный и Полномочный посол Японии в Российской Федерации Тоёхиса Кодзуки, подчеркнувший, в частности, что равноапостольный Николай «стал своеобразным мостом, который соединяет Россию и Японию». Обратившаяся далее к присутствовавшим глава городского округа Дзержинский Л.С. Иванова подарила главе японской дипломатической миссии икону святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. Секретарь Ученого совета Николо-Угрешской семинарии диакон Владимир Алешков огласил приветствие председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова . Затем митрополит Иларион вручил награды преподавателям, благотворителям и воспитанникам духовной школы. Усердные преподавательские труды настоятеля храма Рождества Богородицы в Капотне протоиерея Димитрия Медведева были отмечены орденом святителя Макария, митрополита Московского (III степени); преподаватель семинарии протодиакон Владимир Василик удостоен медали святителя Макария, митрополита Московского. Во внимание к многолетней финансовой помощи Николо-Угрешской духовной семинарии Патриаршая грамота была вручена генеральному директору ООО «Изумруд-сервис» Б.И. Купинцу. За усердные труды на благо Святой Церкви медалью святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, награждены ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин), руководитель Благотворительного фонда «Достойно есть» И.Ф. Аристов, член Попечительского совета проекта «Собрание трудов равноапостольного Николая Японского» Г.В. Заболоцкий, научный сотрудник Николо-Угрешской духовной семинарии И.В. Кузьмина, заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «Вектор права» Н.В. Разоренов, директор издательства «Пенаты и книга» Н.Г. Пескова, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Д.И. Петровский, проректор по науке Николо-Угрешской духовной семинарии иерей Николай Щеглов и председатель правления ТСЖ «Арбат-32» А.В. Ястребов.

http://patriarchia.ru/db/text/5592935.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010