" Высокопреосвященный Николай, Архиепископ Японский " , в кн.: Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков, Том дополнительный, ч. 1. кн. 2. Июль-декабрь. Москва, 1912, 35-61. Кониси, профессор университета " Doshisha " (Киото), " Воспоминания японца об архиепископе Николае " , Христианин, т. 1, январь-апрель, 665-669. Сергий (Тихомиров), епископ, " Памяти преосвященного Николая, Архиепископа Японского (к годовщине его кончины 3 февраля 1912 года) " , Христианское чтение, 1913, ч.1, 3-76. Сергий (Тихомиров), епископ, Памяти высокопреосвященного Николая, архиепископа Японского, Санкт-Петербург, 1913. Платонов, А., Апостол Японии. Очерк жизни архиепископа Японского Николая, Петроград, 1916. Казем Бек, " Апостол Японии Архиепископ Николай (Касаткин). (К 100-летию Православия в Японии) " , Журнал Московской Патриархии, 1960, июль, 43-58. Марк (Лозинский) , игумен, профессор, " Святой Николай, Архиепископ Японский " , в кн.: Доклады и статьи, (машинопись), Т. 1, г. Загорск: Лавра, МДА, 185-230. Антоний (Мельников) , архиепископ Минский и Белорусский, " Святой Равноапостольный Архиепископ Японский Николай " , Богословские труды, сборник 14, Москва: Издание Московской Патриархии, 1975, 5-61: Георгий (Тертышников) , архимадрит, Святой Равноапостольный Николай Архиепископ Японский, Издание подготовлено при участии Афонского Подворья в Москве, 1995: http://www.sam.hi-ho.ne.jp/podvorie Георгий (Тертышников), архимадрит, " Миссионерский подвиг святого равноапостольного Николая в Японии " , Альфа и Омега, 3(17), 1998 г.: http://ao.orthodoxy.ru/arch/017/017-tert.htm (переиздано в портале sedmitza.ru 16.II.2007 под названием " 95 лет со дня кончины свт. Николая Японского " .) Чех, Александр, Николай-до. Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание. Выдержки из дневников, Санкт-Петербург: Библиополис, 2001. Бесстремянная, Г. Е., Христианство и Библия в Японии. Часть 1. Исторический очерк и лингвистический анализ; Часть 2. Церковнославяно-японский православный словарь, Москва: ОВЦС МП, 2006.

http://drevo-info.ru/articles/3472.html

Однако Минея Русской Православной Церкви включает имена 22 святых, которым присвоен почетный титул равноапостольных , а также троих просветителей отдельных земель. Критерии, по которым равноапостольные, начиная со святой Марии Магдалины (пам. 22 июля) и завершая Николаем, архиепископом Японским (†1912, пам. 3 февраля), могут быть отличены от других святых миссионеров, равно как и те, которые отделяют просветителей, не совсем ясны и нуждаются в специальном церковно-историческом изыскании. Если же постараться выяснить, как равноапостольные угодники Божии рассматриваются современным церковным литургическим сознанием, то исходя из богослужебных текстов (16 равноапостольных святых имеют свои службы), можно различить несколько “литургических групп”. Сопоставление литургических текстов, читаемых в дни их памяти (прокимен, стих, Апостол, аллилулиарий, Евангелие, причастен, а в некоторых случаях и паремии) позволило нам прийти к выводу, что Церковь различает по крайней мере четыре таких группы: 1) равноапостольные жены; службы святым Фекле (I в.) и Марии Магдалине содержат общий прокимен, стих и аллилуарий; равно как и службы святым Нине и Ольге; 2) равноапостольные святители; службы святителям Аверкию Иерапольскому (†167) и Николаю Японскому содержат совершенно идентичные элементы; четыре общих элемента в службах святителям Аверкию, Клименту Охридскому (†916) и Николаю; три — в службах святым Аверкию, Клименту, Иннокентию, апостолу Сибири и Америки (†1879), и тому же Николаю Японскому; 3) равноапостольные преподобные; три общих элемента содержат службы преподобному Науму, чудотворцу Охридскому (IX в.), и Герману Аляскинскому (†1837); литургически объединен весь “собор” седмочисленных болгарских просветителей, в который входят, правда, помимо пяти не-иерархов — святые Кирилл Философ (†869), Наум, Савва, Горазд и Ангеляр (IX–X bb.) — также святители Мефодий (†885) и Климент; в целом службы этим равноапостольным достаточно близки службам святителей; 4) равноапостольные цари; идентичны службы святым Борису Болгарскому (†907) и Константину (†337) и Елене (†327); служба святому Владимиру (†1015) в трех пунктах сближается со службой святому Борису, в четырех — святым Константину и Елене; Древних западных святых, на почитании которых настаивал владыка Иоанн, можно соотнести по крайней мере с тремя из этих групп.

http://pravmir.ru/svyatoy-ravnoapostolny...

         XIX век . [Историческая справка. Как православное христианство пришло из     России в Японию]. Ил.: Участники Всеяпонского Православного   Собора 1882 г. В центре - святой равноапостольный Николай      Японский. Фото//Фома. – Спецвыпуск. 2015/Герои. – С.68-69. –     (раздел « Герои »). Константин Логачев . Святитель Николай Японский. Христианин в стране самураев . Ил.: Архиепископ Японский Николай. Фотопортрет; На улицах Токио. Фото 1905 г.; Отец Павел Савабе; Кафедральный собор; Семинария в Японии. В центре - о. Николай; Император Мейдзи//Фома. – Спецвыпуск. 2015/Герои. – С.70-73. – (раздел « Герои » , статья «Святитель Николай Японский »). Имеется биографическая справка « Святитель Николай Японский » (С.71) и краткая информация « Автономная Православная Церковь Японии » (С.73). ранее//Фома. – – октябрь 2014. – С.48-51.          ХХ век. [Историческая справка посвящена событиям начала ХХ века, когда         страна была раздираема политическими страстями. Революционные        настроения, террор, корысть, ложь и злоба перекатываются по русским      просторам. В этих условиях героизмом иногда было просто остаться в стране,      продолжать заниматься своим делом, исполнять свой долг. Такими людьми            были Сергей Александрович и Елизавета Федоровна Романовы]. Ил.:          Елизавета Федоровна и Александра Федоровна Романовы на      торжествах прославления преподобного Серафима Саровского. Дивеево, 1903//Фома. – Спецвыпуск. 2015/Герои. – С.74-75. –          (раздел « Герои »). Валерия Михайлова . Елизавета Федоровна и Сергей Александрович Романовы. История любви. История лжи . Ил.: Супруги великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна в год свадьбы.1884; Великий князь Сергей Александрович.1861; Принцесса Гессенская и Великобританская Элла. Начало 1870-х гг.; Великокняжеская чета в гостях у дармштадтских родственников; Сергей Александрович и Елизавета Федоровна на Святой земле. Гефсимания, храм святой Марии Магдалины, 1888; Великая княгиня Елизавета Федоровна за занятиями живописью. Конец 1880-х гг.; Лазарет Елизаветы Федоровны в Ильинском. 1906 г.; Великий князь Сергей Александрович незадолго до гибели; Остатки кареты великого князя Сергея Александровича после взрыва; Великая княгиня Елизавета Федоровна - настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия. 1910-е гг.//Фома. – Спецвыпуск. 2015/Герои. – С.76-83. – (раздел « Герои » , статья «Елизавета и Сергей Романовы »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

Владыку здесь, конечно, вся Япония знает, конечно, не лично, а просто как “Николая”; и само Православие здесь большей частью известно под именем “учения Николая”; так как он один ведь здесь и положил начало и вел до сих пор это дело. И жаль мне его, бедного: как будто всегда он один и был, и есть, и будет, а мы все какие-то временные работники, постоянно готовы убежать, то рассорившись с ними, то заболевши». Во время русско-японской войны 1904–1905 годов на долю святителя Николая и его паствы выпали тяжелые испытания. Деятельность епископа Николая, много помогавшего русским военнопленным, была по достоинству оценена: церковным священноначалием он был возведен в сан архиепископа и ему усвоен титул «Японского». Преодолевая послевоенные трудности, умудренный опытом 70-летний старец продолжал руководить основанной им Церковью. В марте 1908 года помощником архиепископа Николая стал епископ Киотский Сергий (Тихомиров; 1871–1945), впоследствии митрополит Японский. Архиепископ Николай видел в своем преемнике истинного миссионера. 3 февраля 1912 года на 76-м году жизни приснопамятный святитель Японский мирно отошел ко Господу. В тот же день Святая Церковь празднует его память. Архиепископ Николай для японской православной паствы был не только проповедником слова Божия, но и любящим пастырем и отцом, отдавшим ей и свое сердце, и свою жизнь. Девять с половиной десятилетий прошли со дня преставления архиепископа Николая. К гробнице святителя поныне приходят православные и инославные христиане, а также и нехристиане, выражающие тем самым ему свое благоговение. Священным Синодом Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Алексием (Симанским; † 1970) было принято постановление о прославлении святителя Николая в лике святых с именованием «равноапостольный». В Японии православные почитают святителя Николая как великого праведника и молитвенного предстателя пред Господом. Галина Гуличкина Письмо святителя Николая к архимандриту Леониду (Кавелину) Ваше Высокопреподобие, высокочтимый отец наместник!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В 1889 году в Японии была объявлена полная веротерпимость. В связи с этим Миссия смогла шире развернуть свою деятельность. Крещение принимали тысячи японцев, и к концу столетия в стране насчитывалось уже около 25 тысяч православных, объединенных в 226 общин с 28 священниками. Общины были необычайно самодеятельны. При них открывались общества содействия религиозно-нравственному воспитанию. На собраниях обществ читались Священное Писание и жития святых, общества занимались благотворительными делами. В стране подвизалось 149 катехизаторов. Нравственным испытанием для новорожденной Японской Церкви стала русско-японская война 1904–1905 годов. Мудрый архипастырь, оставаясь русским патриотом, келейно молился за победу своего Отечества и в общественных Богослужениях, на которых возносились молитвы о победе Японии, не участвовал, но православным японцам он благословил оставаться верноподданными своего правительства, чтобы не дать повода для обвинения их в измене родине. Благодаря этому, православные приходы не подвергались преследованиям, а сам святитель снискал глубокое уважение со стороны японцев. Ему разрешили посещать лагеря русских военнопленных. Духовным окормлением пленников занимались и православные пастыри японской национальности. За свои подвижнические труды в годы войны святитель был удостоен сана архиепископа. Святой равноапостольный Николай скончался 3 февраля 1912 года. Созданная им Японская Церковь насчитывала тогда более 33 тысяч человек. Японская паства чтила почившего святителя как праведника, молитвенника и святого. Велико было уважение к его памяти и со стороны японцев, не принадлежавших к Православной Церкви. Его могила на Токийском городском кладбище даже язычниками и поныне почитается как национальная святыня. В 1970 году святитель Николай причислен к лику святых Православной Церкви с титулом равноапостольного. Преемником просветителя Японии стал епископ Сергий (Тихомиров) († 1945), впоследствии удостоенный сана митрополита. Вступая на кафедру, епископ Сергий сказал: «Все, что есть в Японской Церкви доброго, до последнего христианина в церквах, до последнего кирпича в постройках, до последней буквы в Богослужебных переводах, есть дело просвещенного ума, широкого сердца и твердой, как скала, воли почившего святителя, счастливо сочетавшихся с непоколебимой верою его в святость своего дела и с благочестивым его жизненным подвигом».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

К сожалению, уже мало людей знает святителя Николая Японского. Но Токийский кафедральный собор Воскресенья Христова известен всем как «Николай-до», то есть храм Николая. Также старинный храм в Хакодатэ является достаточно известной достопримечательностью. — Много ли православных храмов Японии удалось вам повидать? — Я жил в храмах Токио и Киото. Неоднократно посещал церкви в Осака и Кобэ, так как они находятся близко от нашего храма в Киото. Трижды бывал в Сендайском храме: один раз сопровождал делегацию, возглавляемую Святейшим Патриархом Кириллом, который посетил Японию в 2012 г. по случаю празднования 100-летия со дня преставления равноапостольного Николая Японского. Это был второй в истории Японской Церкви Патриарший визит. В другой раз мне удалось сослужить владыке Серафиму (Цудзиэ), архиепископу Сендайскому. — Как давно вы в России? — Я живу в Москве уже 2 года. Учусь на втором курсе магистерской программы Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, созданной в 2009 г. решением Священного Синода по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла. Ректором этого учебного заведения является митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Программа у нас содержательная и интенсивная. Особое внимание в учебе уделяется изучению иностранных языков, в частности, английского. Преподавателями Общецерковной аспирантуры являются сотрудники Отдела внешних церковных связей. Особо меня интересует предмет «Межправославные отношения». Преподаватели этой дисциплины — сотрудники ОВЦС, которые знакомы с самыми насущными вопросами в этой области. Помимо изучения обязательных предметов, я пишу магистерскую работу по книге Владимира Лосского «Очерк мистического богословия Восточной Церкви». В своей работе мне хотелось бы показать, насколько эта книга интересна и актуальна для православных верующих Японии. — А где вы служите? — Будучи иеродиаконом, я служу в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке. По приезде в Россию я стал иподиаконом настоятеля этого храма, владыки Илариона. 30 апреля 2013 г. здесь же Высокопреосвященнейшим Иларионом, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, я был пострижен в монашество, а 5 мая 2013 г., в день Святой Пасхи, им же рукоположен в сан иеродиакона. Священнослужители, трудники и прихожане храма — хорошие и добрые люди. Синодальный хор поет замечательно. Для меня этот храм в честь образа Богородицы является любимым, родным и занимает важнейшее место в моей душе.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Кончина и прославление Владыка Николай скончался 3 февраля 1912 года и с разрешения императора был похоронен в пределах Токио, на престижном кладбище Янака, оставив после себя собор, 8 храмов, 175 молитвенных домов, 276 приходов, епископа, 34 священника, 8 диаконов и 115 проповедников. Общее число православных японцев достигало 34110 человек, не считая 8170 человек, усопших ранее. Среди множества прощальных подношений был и венок от японского императора Мэйдзи, такой чести иностранцы удостаивались впервые. Святой равноапостольный Николай и сейчас пользуется большим почитанием в Японии. 10 апреля 1970 года он был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью. Во время канонизации верующие хотели перенести святые мощи в Воскресенский собор, но власти не разрешили, указав, что святой Николай принадлежит всему японскому народу, поэтому останки его должны остаться на народном кладбище Янака (на возникшем со временем православном участке). Но некоторые извлеченные частицы мощей были переданы в разные храмы: в Токийском соборе есть мощевик святителя Николая, икона с частицами мощей имеется в Хакодате, в 2003 году митрополит Токийский Даниил передал еще одну частичку приходу на родине святителя в деревне Береза, а в 2008 году — в Успенский храм Владивостока. В Японии имеется несколько храмов, освященных во имя святого: часовня на территории Воскресенского собора в Токио, один из приделов этого храма; церковь святителя Николая в Маэбаси. В России в 2000е годы во имя святителя были освящены храмы в поселке Мирном и в Москве. В начале 1990х годов в Российском государственном историческом архиве Санкт-Петербурга нашлись дневники святителя Николая, которые в 1994 году были изданы в Японии. Наследие и наследники Приемником архиепископа Николая стал магистр богословия, бывший ректор Санкт-Петербургской Духовной академии (в 1905–1908 годах) епископ Киотский Сергий (Тихомиров). 21 марта 1908 года он был назначен помощником начальника, а мае 1912 года — начальником Японской Православной Миссии с титулом епископа Японского (с 1921 года — архиепископ, с 1931 года — митрополит).

http://aquaviva.ru/journal/russko-yapons...

В те же годы у отца Нестора и зародилась мысль о создании Православного Камчатского братства со многими отделениями в крупных городах Российской Империи. Для осуществления этого замысла, с благословения местного архиерея, отец Нестор и выехал в Петербург. Все перипетии хлопот об учреждении Братства описаны в публикуемых воспоминаниях. Здесь скажем лишь, что успех миссии отца Нестора, несмотря на противодействие Святейшего Синода и особое упорство его тогдашнего обер-прокурора С.М. Лукьянова 18 , стал возможен исключительно благодаря личной поддержке Государя Николая Александровича и Императрицы-Матери Марии Феодоровны. В числе основателей созданного в 1910 г. Православного Камчатского братства во имя Нерукотворенного Образа Всемилостивейшего Спаса 19 были: архиепископ Тверской и Кашинский Антоний (Каржавин), епископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский) , епископ Холмский Евлогий (Георгиевский), епископ Гомельский Митрофан (Краснопольский), епископ Гдовский Вениамин (Казанский), духовник Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонах Ипполит (Яковлев), настоятель Петропавловского придворного собора протоиерей Александр Дернов, член Государственной Думы священник Савва Богданов, Государственный секретарь А.А. Макаров, член Государственного совета, сенатор, бывший обер-прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер 20 , академик А.И. Соболевский, профессор Н.И. Веселовский, А.А. Вырубова. В состав учредителей братства входили: А.А. Майков, Г.В. Бутми, А.З. Назаревский, Л.Е. Катанский и другие 21 . Особое участие в деятельности братства принимали князья Жеваховы: Николай Давидович (24.12.1874–1947) – будущий товарищ обер-прокурора Святейшего Синода и его брат Владимир Давидович (1874–1938), впоследствии епископ Могилевский Иоасаф, а также их двоюродный брат – доктор Сергей Владимирович Жевахов. Все трое были удостоены награды Братским крестом 2-й степени, причём князь Н.Д. Жевахов получил награду в марте 1911 г. как учредитель Братства 22 . Членом Совета Православного Камчатского братства состоял также святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

«Съезжу. Только если и там толку не будет, то дня через три-четыре вернусь домой. Одна канитель. Работать нужно. А тут эта дрянь привязалась», – недовольно рассуждает владыка. Госпиталь святого Луки. Больница принадлежит Американской миссии. Владыке отвели перворазрядную комнату «Святой Троицы». На двери комнаты владыки повесили надпись: «Входить к больному и разговаривать с ним абсолютно воспрещается». К счастью, эта надпись не простиралась на меня. (Епископ Сергий (Тихомиров) вызвал иереев и преподавателей семинарии и с ними решил начать ежедневные моления за владыку). Уехал в Цукидзи владыка… Как будто солнышко красное удалилось из Суругадая. Все ходят пасмурные. На душе скверно. После разговора с докторами понял, что надежды на поправку нет никакой. «Никорай-китоку», – вечером выкрикивали уже на улицах газетчики, продавая газеты… Итак, всему Тоокео (Токио) оповестили: «Николай при смерти». 15 (28) января. Воскресенье. Собор переполнен христианами. Я совершал литургию. Как сиротливо в соборе! В левом приделе, бывало, стоит он, коленопреклоненный, и усердно молится во время херувимской. Нет с нами нашего молитвенника и сомолитвенника! Вместо этого на ектениях поминаем «болящего архиепископа Николая», читаю молитву о даровании ему исцеления после сугубой ектении. Слышны всхлипывания. Ох, крепкие нужны нервы, чтобы в такой обстановке и самому не заплакать. 21 января (3 февраля) владыка занимался с Павлом Накаи проверкой перевода Цветной Триоди. 23 января (5 февраля) владыка готов к переезду из госпиталя в Миссию (в Суругадай). «Я всю свою жизнь отдал Японской Церкви. А теперь пришла пора отдать ей же и тело. Мое тело, видите, обратится в японскую землю. И пусть будет оно залогом, что моя душа всегда будет с Японскою Церковью. И там я за нее буду молиться. Чувствую, что слабею. Ежедневно слабею. Хоть бы скорее кончалась эта трагедия. Ведь раз я не могу работать – какая же это жизнь! И на что мне “это” (показывая на тело)? Говорят некоторые, что человек только тело, что души у него нет.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Но сквозь всю историю человечества молниями прорезаются явления народных просветителей, личный подвиг которых перекрещивается и сливается с их общественным служением. Так было в IV веке с императором равноапостольным Константином, утвердившим христианство в Римской империи и этим предопределившим духовную жизнь и культуру входивших в нее народов. Так было со святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием – просветителями славян, которым обязаны и чехи, и балканские народы, и мы, русские, не только христианским просвещением, но и начатками нашей культуры. Так было и со святым равноапостольным киевским князем Владимиром, крестившим Русь. О нем мы знаем, как после крещения в корне изменились его характер и личная жизнь, как он стал милосердным, целомудренным и справедливым, как боролся он со следами язычества в собственной душе, но удостоен он наименования равноапостольного за свое общественное служение. Святость не есть совершенство. Святость – это пламенное стремление к совершенству, и чем оно интенсивнее, тем она выше. Совершенен только Бог . В земной жизни путь святости – это крестный путь, и чем выше святость, тем менее она замыкается в заботу о своем личном спасении. Для апостола же забота о своем спасении перекрывается заботой о людях, обращенных им. Личная жизнь как бы сгорает в огне этой великой любви. Поэтому Церковь и не прославляет в наименовании личного подвижничества апостолов, ни их поста, ни бессребреничества, ни целомудрия, ни даже мученичества,– весь личный их подвиг перекрывается словом «апостольство». Нам кажется, что апостольство отодвинулось в глубь истории, что на великом князе Владимире, отстоящем от нас «почти на тысячу лег, апостольство в России обрывается, если не считать связующим звеном проповедь святого Стефана Пермского, друга преподобного Сергия, проповедь воистину малому стаду, малому племени. Но в мире еще были миллионы людей, не знавших Христа или не желавших даже узнать христианство , как чуждое им миросозерцание Западные Церкви посылали своих миссионеров в Африку и в азиатские государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010