Но чего хочет этот подходящий к нам? Потому что идет прямо к нам, и, по-видимому, доволен, что встретился с нами после многого искания. Итак, сперва послушаем, что он скажет; а затем, расставшись с ним, на свободе побеседуем о том. Это Венедикт, некогда соименный мне, теперь уже не представляется соименным; тогда назывался Евлогием, но был 4 ли таковым? Венедикт. Несправедливо поступаете, друзья, без всякого основания уклоняясь от нас и не желая быть в единении с нами. Евлогий. От чего не договариваешь – с нами, которые веруем, что Дух Святой и от Сына имеет бытие, то есть происходит как от начала, дающего Ему бытие лично по единству природы, как следовательно и от Отца происходит, кроме только, что Сын приемлет такую изводительность Духа (от Отца)? Венедикт. И в каком отношении по твоему представлению погрешают верующие так? Евлогий. Пока не об этом. А прежде скажи мне прямо, сторонник ли ты Латиням? Венедикт. Конечно. Евлогий. И, однако, до весьма недавнего времени чего худого не говорил о них, и много писал против прибавки? Венедикт. Да ведь и ты когда-то советовал войти в единение с ними. Евлогий. Не отказываюсь от этого. Потому что не настолько обезумел, чтобы не желать с ними единения, но единения благоприличного и истинного. А на столь тягостные условия мира и сам я не думал соглашаться и не надеялся, чтобы другие согласились. Наконец меня и то влекло к Латинянам, что вас. Теперь, издавна не дорожа собою (см. Деян. 20:24 ), я возвратился к начальному отеческому учению и твердо держусь его, так что все оставлю скорее, чем его, убежденный, что нет ничего истиннее. А ты, променявши его на чужое и как думаем сомнительное, еще вступаешь в борьбу, не только благоволя тому, но и обзывая древних Несторианами, против коих законно по твоему мнению сделана прибавка и думаешь, что не погрешаешь. Венедикт. Оставим это, как не важное. Но в чем нас можете обвинять? Евлогий. Если для тебя это не важно, то не любопытствуй; потому что, как примечаю, немало людей открыли путь, которым надеются все узнать без труда и всего достигать, и в силу этого представляются себе много знающими и совершающими. Итак, оставивши нас продолжать свои занятия, уходи на свое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

В 1930 году Митрополит Евлогий по своей инициативе посетил Софию. Небезызвестный Сергей Коссов представился Митрополиту и, играя роль «личного секретаря» Архиепископа Феофана, передал ему как бы от имени Владыки о желании последнего видеть его. Митрополит живо согласился на это свидание, тем более, что это можно было сделать, не выходя из здания Болгарского Синода, где Митрополиту предстояло побывать с официальным визитом. И он сразу назначил день и час. После этого Коссов явился к Архиепископу Феофану и сообщил ему, что Митрополит Евлогий хотел бы его видеть и даже указал время, когда он будет в Синоде и сможет зайти к нему. Владыка был удивлен этим желанием парижского гостя, но дал согласие на его приход, обдумывая, что следует сказать Митрополиту. Предстоящее посещение казалось ему весьма загадочным. И он молился о том, чтобы у Митрополита Евлогия было желание к примирению. В это время Митрополит Евлогий был под «Московской Патриархией» Митрополита Сергия и как будто мог искать сближения с собратьями-епископами Заграничной Церкви, потому что в отношениях с Митрополитом Сергием зашел в тупик. В назначенный день и час Митрополит Евлогий появился в покоях Архиепископа Феофана. Там и произошел короткий разговор между двумя иерархами: – Вы пожелали меня видеть, – сказал Митрополит. – Я исполняю ваше желание и прошу сообщить мне причину, ради которой вы хотели со мной повстречаться? – Простите, я не могу понять: в чем дело?! Ведь вы, как мне передано, пожелали меня видеть! – Да нет. Не я, а вы передали через вашего секретаря, что желаете меня видеть... – Как для меня, так и для вас это полная неожиданность. Что касается меня, то никакого секретаря у меня нет. А тот человек, который назвал себя моим секретарем, взял все на свою ответственность. Но я рад вас видеть, если у вас есть что-либо утешительное для умиротворения Зарубежной Церкви?! Митрополит на миг задумался и сказал: – Нет, ничего нового сообщить вам не могу. Я остаюсь на прежних позициях! – Это очень жаль! – В таком случае, нам говорить не о чем. Извините за беспокойство.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

С каждым разом все печальнее и печальнее доходили слухи об Евлогие. Говорили, что ради корысти Евлогий не останавливается ни перед чем и даже готов на бесчестные поступки. Паисием овладело отчаяние. — Господи! — молился он, обливаясь слезами.— Прости мне безумное мое обещание, разреши душу мою от страшного залога! Ведь Ты ведаешь, что я от чистого сердца просил Тебя за Евлогия, но как я ошибся! Ночью Паисий снова увидел во сне ангела. — Ты видишь сам,— сказал ему небесный посланник,— сколь безумно пытался переделать то, что сотворил Господь. Милосердный Спаситель прощает тебе твое неведение; смотри же впредь, не порицай дел Божиих. Вскоре услышал Паисий, что Евлогий разорился и ушел от знатного вельможи, который сильно на него прогневался и прогнал от себя. Прошло несколько недель. Каково же было удивление Паисия, когда однажды, возвращаясь в обитель, он снова встретил Евлогия в скромной одежде каменотеса. Старец с радостью обнял его и спросил, каким образом он снова очутился здесь. — Я вернулся на родину с грешной целью, — чистосердечно рассказал ему Евлогий, — надеясь снова найти в скале золото. Но сколько я ни трудился, стараясь найти золото, — мои труды были напрасны. Милосердный Господь сжалился надо мной, и я опомнился. Я понял, сколь грешно я употребил то добро, которое было ниспослано мне для ближних; и что Господь карает меня за мой грех. Теперь я — прежний Евлогий и постараюсь искупить свои грехи и вознаградить моих бедных и больных братьев за те нужды, которые они испытали в мое отсутствие! И снова каждый вечер Евлогий после тяжелого трудового дня выходил на дорогу и звал нищих и убогих. А Паисий со слезами раскаяния и благодарности припадал к холодному полу своей убогой кельи, прося Создателя простить ему его заблуждение и воздавая Богу хвалу за Его бесконечную щедрость. Много званых, но мало избранных Однажды утром в келью Григория, прозванного за свои душеспасительные речи Двоесловом, постукался нищий. Инок, не отрываясь от работы, впустил нищего в келью.

http://azbyka.ru/fiction/dragocennye-kam...

Антоний Великий выговорил ему строго: – Ты что, хочешь бросить его, Евлогий? Кто сотворил его, Тот его не бросает, а ты смеешь его бросать? Бог пошлет другого, который лучше тебя, и тот сотворит ему благо. Евлогий, услышав слова святого, остолбенел и не мог вымолвить ни слова. Затем святой повернулся к калеке и стал его бичевать словами: – Калека, урод, недостойный земли и неба! Когда ты прекратишь богоборствовать и гневить своего брата? Разве ты не видишь, что Христос тебе прислуживает. Как ты смеешь говорить такие речи против Христа? Разве не ради Христа он стал твоим рабом и слугой! Как следует отругав калеку, он оставил его и стал говорить с другими братьями об их духовных нуждах. Потом снова обратился к Евлогию и калеке со словами: – Возвращайтесь, чада, с миром и не разлучайтесь друг с другом, но, оставив всякую обиду, которую вам внушил бес, в чистой любви возвращайтесь в свою келью, в которой вы столько лет прожили. Это искушение устроил вам сатана, потому что он увидел, что вы вместе выдержите до конца и удостоитесь венцов от Бога, ты благодаря ему, а он благодаря тебе. Ни о чем другом не думайте, но только об одном: когда придет ангел, которого за вами пошлет Бог, вы должны быть вместе, а иначе оба лишитесь своих венцов. Мужи поспешили обратно и вернулись домой в совершенной любви друг к другу. Через три дня умер блаженный Евлогий, а еще через тридцать семь дней отошел ко Господу и калека. Телом он остался калекой, но стал крепким душой. Кроний, проводивший время в обителях Фиваиды, через сорок дней прибыл в Александрийские монастыри. Так случилось, что в этот день братья совершали сороковины по Евлогию и поминание третьего дня по калеке. Узнав об этом, Кроний изумился и рассказал братьям, что об этих людях предсказал Антоний. Ведь он там был переводчиком: Евлогий обращался к Антонию по-гречески, а тот отвечал ему и калеке по-арабски как и всем гостям, потому что другого языка не знал. Глава 34: О том, что для верующего нет ничего более неподобающего, чем дерзость и смех, а также о благоговении и его отличительных свойствах

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Он работает весь день и ничего не ест до вечера. Вечером, возвращаясь домой, он отыскивает бедных и странников, вводит их в дом свой и питает их, как ты это видел. Художеством своим он занимается от самой юности. Ему теперь более ста лет, а Господь подает ему силы трудиться, как и в юности, и он в день зарабатывает по одной златнице. Когда я был еще молод, то однажды пришел в это селение продать мое рукоделие. Он, возвращаясь вечером с работы, взял меня и несколько других в дом свой и по обычаю угостил нас. Удивляясь его добродетели, я сказал себе: “Если бы он был богат! Сколько бы он делал тогда добра всем!” И я начал поститься по целой неделе и молить Бога, чтобы Он дал Евлогию богатство. Постившись более трех недель, я изнемог до того, что был едва жив, и увидел во сне светозарного отрока, подле которого стоял Евлогий. “Лучше для Евлогия оставаться тем, кто он теперь, – сказал мне отрок, – но, раз ты неотступно просишь о нем, я наделю его богатством, если только ты поручишься мне за его душу”. – “От рук моих взыщи душу его”, – отвечал я и потом увидел, что два человека начали сыпать золото за пазуху Евлогия. Пробудившись, я понял, что молитва моя услышана, и возблагодарил Бога. Однажды Евлогий, по обыкновению занимаясь своей работой, ударил в камень и почувствовал, что он пустой, ударил в другой раз – и открылась скважина, ударил в третий раз – и увидел пещеру, наполненную золотом. Ужаснулся Евлогий и не знал, что ему делать с золотом, как его сберечь. И в тот вечер он уже не принимал нищих. Наняв лошадей, под видом перевозки камней он ночью перевез сокровище в дом, а утром нанял корабль и отправился в Царьград. Там он познакомился с вельможами, наконец сам сделался вельможей и купил себе великолепный дом. По прошествии двух лет я опять увидел во сне святолепного отрока и Евлогия, которого кто-то злообразный отогнал от отрока и влачил по земле. Пробудившись от сна, я сказал себе: “Увы мне, грешнику! Что я сделал? Погубил мою душу”. Потом оделся и под предлогом продажи рукоделия пошел в то селение, где жил Евлогий, и ожидал, что он придет и возьмет меня по обыкновению в дом свой; но я ждал напрасно.

http://azbyka.ru/fiction/nebesnaya-straz...

И ясно, что иной – Господь, о котором говорится здесь, будет проходить мимо и поражать египтян, и иной – Тот, Который не допустит губителю войти в дома израильтян и поражать их. Это же относилось и к сказанному о Валааме. Ибо Писание говорит о том, что Бог побудил его пойти к зовущим и Бог разгневался, что он пошел к ним. Ибо здесь намекается на иного Бога, побудившего его и иного – разгневавшегося на него яростью. Ибо не может быть, чтобы позволивший разгневался на исполнившего это повеление, но или позволившему не следовало бы гневаться, или если (знал) что будет гневаться на уход, то не стал бы позволять. И так Евлогий разрешает эти затруднения через омонимию. Но мне кажется, что лучше всего этот вопрос разрешается Феодоритом и другими священными мужами. Он говорит, что Давид согрешил при этой переписи и обрек народ на бедствия не тем, что исчислил народ, но, потому что народ помог отцеубийце Авессалому, поднявшему на отца враждебную руку, предпочтя власть самозванца тому, кого помазал на царство Бог. Итак, разрешив, как кажется, первое недоумение, (Евлогий) разрешает и второе. Когда в одном месте Апостол говорит: верою вселиться Христу в сердца ваши ( Еф.3:17 ), и все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал.3:27 ), великая видна разница между вселением и облечением, ибо это происходит снаружи, а то – внутри. Говорят, что различающий ум существует и как царь, и как пастырь. Царь – разумных, а пастырь неразумных, называясь так в зависимости от различного использования воспринимающих благоволением (ибо никто не скажет о царствовании над неразумными и о пастушестве над разумными). Так же следует понимать и предложенное. И как говорит этот богочестный Павел: и будучи укоренены и утверждены и укреплены в вере ( Кол.2:7 ). … Поэтому и говорим по праву, что в утвержденных Им Он Сам действительно и обитает, для других же Он становится одеянием по Своему неизреченному человеколюбию, давая укрытие, чтобы ни северный ветер, жестокий и холодный, своим дыханием не истребил попавшихся ему неправедно и душевредно, ибо от севера появляется беда и великая скорбь ( Иер.6:1 )». Читать далее Источник: П.К. Доброцветов. Святитель Евлогий Александрийский как экзегет Священного Писания//Доклад на 3-й богословской научной конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания» (МДА 29–30 ноября 2007 г.). «Издания русских святоотеческих творений в России»; Доклад на Международной конференции по Русской патрологии (МДА 2–3 декабря 2008 г.). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evlogij-Aleksa...

12. Закрытие доступа окончившим семинарию в высшие светские учебные заведения, из-за чего задерживались озлобившиеся за это насилие и заражавшие своим озлоблением других (Сергий Финляндский). 13. Отсутствие воспитания в собственном смысле (Владимир Московский, Гурий Новгородский, Тихон Пензенский, Иннокентий Тамбовский). Кроме этого, делу воспитания сильно мешало: 14. Многолюдность семинарий и училищ (Питирим Курский, Иннокентий Тамбовский). 15. Назначения на ответственные должности лиц с неустановившимся еще, вследствие их возраста, характером и взглядами (Евлогий Холмский). 16. Постоянная перемена начальствующих лиц, особенно монахов (Арсений Харьковский, Архангельский Комитет, Гурий Новгородский, Дмитрий Херсонский). 17. Общежития с большим количеством воспитанников (Назарий Нижегородский). Отсюда следовали: 18. Рознь и неприязнь между воспитателями и воспитанниками (Архангельский Комитет, Иоаким Оренбургский, Гурий Новгородский, Евлогий Холмский). 19. Упадок дисциплины (Арсений Харьковский, Евлогий Холмский, Владимир Екатеринбургский). 20. Светские преподаватели богословских наук, не знающие глубины пастырского служения, не одушевленные пастырскими идеалами (Тихон Костромской, Агафодор Ставропольский). «Преподаватель практических дисциплин по пастырству хотя и добрый, религиозный человек, не внушал нам большое доверие. Когда он в вицмундире иногда горячо говорил нам о задачах пастырства или учил церковному проповедничеству, невольно в душе возникал искусительный вопрос: почему же он, так просто трактующий о пастырстве, сам не идет по этому пути? Когда один из наших преподавателей на наших глазах сделался священником, мы почувствовали к нему особое уважение, которым он дотоле у нас не пользовался», - пишет митр. Евлогий (Георгиевский). 21. Возложение на одних и тех же лиц обязанностей учебно-административных и хозяйственных (Дмитрий Херсонский, Владимир Московский). 22. Чрезмерная нагрузка воспитателей (Дмитрий Херсонский). 23. Материальная необеспеченность преподавателей (Дмитрий Херсонский).

http://pravoslavie.ru/2220.html

И страх этот справедлив. Очнувшаяся паства не позволила бы Митрополиту Евлогию подчиниться ненавистной ей советской власти. Зато молчит страх другой – перед совестью, указующей единственно христианский, смиренный, покаянный путь. Признать должен Митрополит Евлогий все свои вины, совершенные за последние годы, вернуться к собратиям епископам, столь им поносимым и оказавшихся столь предусмотрительными, стойкими. Подчиниться снова Архиерейскому Собору. Этот путь подсказывает Митрополиту Евлогию лучшая часть «его» паствы. Но и по этому пути он не пойдет. Гордыня не допустит, масоны не разрешат. Попытки Митрополита Евлогия выйти из тупика В последнее время приходилось наблюдать, как растерявшиеся парижские смутьяны, мечась из стороны в сторону, старались придумать выходы из созданного ими же положения. Одно за другим рушились различные предположения. Пренебрегши заявлениями о своей верности «Патриаршей Церкви», полагали было отдаться под Сербскую Патриархию. Но последняя признает явную каноничность Архиерейского Собора и обращение к ней признано было безцельным. Подававшаяся Патриарху Димитрию в январе этого года группой лиц, во главе с графом Коковцевым, записка осталась без ответа. Возлагались надежды на Вселенского Патриарха, который, добиваясь подчинения себе всей зарубежной церкви, конечно, всячески потворствовал отрыву Митрополита Евлогия от Собора епископов. Как увидим выше, глава софиан Карташев допускал подчинение считавшейся им «номинальной опеке» Вселенстого Патриарха. Но теперь стало известно определение Синода Александрийской церкви, постановившей, что: «Митрополит Евлогий совершенно антиканонически поставлен в Париже, где существует другой, законно поставленный архиерей 9 . Митрополит Евлогий не может быть пастырем русских в Зап. Европе». Далее говорится, что все православные русские, проживающие в Европе, канонически подчинены Вселенскому Патриарху и епископам, только им поставленным. Александрийский Патриарх Мелетий связан тесными узами со Вселенским Патриархом Василием и определение Александрийского Синода, конечно, одобрено последним. Митрополит Евлогий оторвался от Собора, подчеркивал свою преданность власти, действовавшей против Патриарха Тихона. Вселенский Патриарх теперь и призвал его к подчинению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Архиепископ Сумский Евлогий: Настала пора испытания нашей веры и совести 21 февраля, 2014. Архиепископ Сумский и Ахтырский Евлогий (Гутченко) Того, кто повредит себя соучастием в страшных грехах пролития человеческой крови, Господь не оставит без должного наказания. Архиепископ Сумский и Ахтырский Евлогий обратился с архипастырским посланием по поводу трагических событий в Украине. Дорогие отцы, благочестивое монашество, братья и сестры во Христе! Уважаемые земляки! В эти скорбные дни каждая христианская душа содрогается от тех трагедий, которые происходят в Украине. Люди, ослепленные ненавистью, дошли до братоубийства. Зло в чистом виде породило крайнюю жестокость наших сограждан друг к другу. Пролилась кровь, погибли люди. Осознание трагических последствий братоубийства в первую очередь побуждает к молитве: Господи, не остави нас в этом нестерпимом состоянии ненависти, дай нам сил не подчиниться вихрю братоубийства, дай нам надежду выйти из состояния озлобления, остаться людьми! Поэтому призываю и благословляю, прошу и умоляю каждого приложить хоть немного, но духовных усилий, направляя к Всемилостивому Богу молитвенный дух надежды на Его милость. Отныне в каждом храме Сумской епархии вместе с молитвой о мире в Украине совершаются заупокойные молитвы за тех, кто трагически погиб. Каждый, кто желает, может присоединиться к заупокойному поминовению жертв гражданской трагедии. Дорогие! Сейчас для каждого христианина, для каждого человека пора испытания своей веры, своей совести. Той веры, о которой свидетельствует собственная жизнь, а не красноречие. Поэтому призываю каждого из вас: предел братоубийства, кровопролития — это то пространство, которое забирает душу в ад, это грех, лишающий спасения. Последствия кровопролития, с какой стороны и по какой причине оно бы ни происходило, разрушительны для каждого, кто решился лишить жизни своего ближнего, кто отдал приказ причинить смерть другому человеку, кто не избавил от смертельной опасности ближнего . Считаю своим долгом напомнить и предупредить: тот, кто сохранит свою душу в вихре жизненных испытаний, сможет с Божьей помощью преодолеть любые жизненные проблемы, найти путь для решения сложных вопросов. Но того, кто повредит себя соучастием в страшных грехах пролития человеческой крови, Господь не оставит без должного наказания. Это закономерность духовной жизни.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-sumskij-ev...

Так называемый «Священный Миланский Синод» заявил о желании присоединиться к Московскому Патриархату 13 апреля, 2011. Редакция " Правмира " 4 апреля 2011 года «митрополит Миланский и Аквилейский» Евлогий (Хесслер), Предстоятель «Священного Миланского Синода», от лица руководимой им структуры официально заявил о разрыве литургического общения со всеми неканоническими религиозными сообществами и о желании перейти в юрисдикцию Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Милан. 12 апреля. ПРАВМИР — Как сообщает редактор сайта anti-raskol.ru Александр Слесарев, известный специалист по расколоведению, 4 апреля этого года «митрополит Миланский и Аквилейский» Евлогий (Хесслер), предстоятель «Священного Миланского Синода», от лица руководимой им структуры официально заявил о разрыве литургического общения со всеми неканоническими религиозными сообществами и о желании перейти в юрисдикцию Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В своем заявлении «митрополит» Евлогий подчеркнул, что духовенство и верующие «Священного Миланского Синода» единодушно признают духовный авторитет Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, искренне желая обретения духовного единства с Русской Православной Церковью. В свое время, Евлогий (Хесслер) был рукоположен во пресвитера митрополитом Сурожским Антонием (Блумом) и в качестве клирика Западно-Европейского Экзархата Русской Православной Церкви Московского Патриархата направлен на приходское служение в Италию, где потом перешел в юрисдикцию «Православной Церкви Португалии» и был посвящен во «епископа Миланского». Подробнее о юрисдикции «Священного Миланского Синода» читайте в справке портала «Правмир» . О непростой и запутанной истории Православной Церкви на территории Италии читайте в справке портала «Правмир» . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tak-nazyvaemyj-svyashh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010