Скачать epub pdf Память святого мученика Евлогия Память 5 марта Святой мученик Евлогий был родом из Палестины. Родители его были люди неверующие. По смерти их, святой раздал нищим доставшиеся ему в наследство богатства, а сам, обнищав ради Христа, стал обходить, как странник, страну Палестинскую, поучая неверных и обращая их ко Христу. Будучи оклеветан пред правителем той страны, святой претерпел многие мучения, так как не соглашался принести жертвы идолам. Наконец ему усечена была глава. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Зная будущее, Господь долготерпит, соблюдая грешников на день обращения и покаяния. III. Заключение: Итак, не смущайтесь безнаказанностью безбожников и хулителей, а удивляйтесь долготерпению Божию и прославляйте Его крайнее снисхождение и неизреченную любовь к грешнику. 7. Православная Церковь – училище благочестия «Поминайте наставников ваших, которые проповедали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ) В житиях святых указано, как можно спастись во всяком звании I. Как спастись богатому? 1) Филарет Милостивый (память 1 декабря). Всё свое имущество раздаёт бедным; отдаёт последнего вола, корову с телёнком, ульи пчёл и последнюю меру пшеницы, а также верхнюю одежду. Когда его внучка стала царицей, Филарет даёт обед «царедворцам» – т.е. нищим. Он исполнил завет Христов: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» ( Лк. 16:9 ), и по молитвам нищих был принят в «вечные обители». II. Как спастись неимущему? 1) Симеон Верхотурский (память 12 сентября). Будучи сам неимущим, он бесплатно работает на полях у бедных вдов и сирот. Научившись портняжескому мастерству, из дома в дом переходил; обошьёт всех в доме и ночью уходит, чтобы не взять платы. 2) Мученик Фока – садовник (память 22 сентября). Содержит бедных плодами своего сада. Правитель города Синопа посылает воинов убить его за исповедание Распятого. Фока, встретив воинов на пути, приводит их к себе, кормит ужином. Ночью готовит себе гроб, делает все распоряжения, поутру открывается воинам и настаивает на том, чтобы они не подвергали себя опасности из-за неисполнения приказания. Воины убивают св. Фоку. 3) Св. Евлогий (память 27 апреля) на зарабатываемые деньги принимает и питает странников, большую часть ночи проводит в молитве. 4) Св. мученица Анастасия Узорешительница (память 22 декабря) посещает в тюрьмах заключённых за веру Христову, перевязывает им раны, укрепляет молитвою и беседами их дух, приносит им пищу; упрашивает стражу – и проводит к заключённым священнослужителей со Св. Тайнами. Наконец и сама сподобляется мученического венца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Ему являлся мученик Юлиан. Мы были в Еннате, в киновии Тугара. Настоятель киновии авва Мина рассказывал нам о св. папе Евлогии. Однажды ночью, совершая у себя в домовом храме епископии правило, он увидал стоявшего близ него архидиакона Юлиана. Увидав его, он изумился, что он дерзнул войти без доклада. Однако промолчал. Окончив псалмопение, папа сделал земной поклон. Сделал то же самое и явившийся ему в образе архидиакона. Поклонившись, папа встал, но тот оставался простертым на полу. – Доколе же ты будешь лежать? – сказал папа, обратившись к посетителю. – Если ты не прострешь руку и сам не поднимешь меня, – отвечал он, – я не могу встать. Тогда авва, протянув руку и взяв его, поднял. Потом продолжал славословие. Немного спустя, оглянувшись, он уже никого не увидал. По окончании утренних молитв, он позвал своего келейника и спросил его: – Почему ты не сказал мне о приходе архидиакона, и он без доклада пришел ко мне, и притом ночью? Келейник уверял, что он никого не видал и никто не входил. Не поверив ему, папа сказал: – Поди, позови сюда привратника. Привратник явился. Папа спросил его: – Не приходил ли сюда архидиакон Юлиан? Тот с клятвою утверждал, что не приходил и не уходил. И только теперь папа успокоился. Утром явился архидиакон Юлиан для благословения. Папа спросил его: – Зачем ты, архидиакон, нарушил порядок и сегодня ночью пришел ко мне без доклада? – Молитвами твоими, владыко, я не приходил сюда, да и из дому вовсе не отлучался – до настоящего часа. Тогда великий Евлогий понял, что ему явился мученик Юлиан с целью побудить его воздвигнуть его храм, потому что от времени он разваливался и угрожал падением. Чтитель мученика, блаженный Евлогий с большой готовностью простер руку свою и воздвиг его храм, выстроив его с основания и благолепно украсив, как подобает храму мученика. Глава 147 Чудесное исправление письма блаженного папы Льва Флавиану Я, как человек, что-нибудь пропустил. Вот что еще рассказал нам авва Мина, настоятель той же киновии, как слышанное от самого аввы Евлогия, папы Александрийского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

130. Явление святого мученика Юлиана Патриарху Евлогию, из которого он понял о необходимости возобновить храм святого мученика Настоятель киновии авва Мина рассказывал о святом папе Евлогии: “Однажды ночью, совершая в домовом храме епископии правило, он увидел стоящего близ него архидьякона Юлиана и изумился, что тот дерзнул войти без доклада. Однако святитель промолчал. Окончив псалмопение, он сделал земной поклон. То же самое сделал и тот, кто явился ему в образе архидьякона. Поклонившись, папа встал, но явившийся остался распростёртым на полу. “Доколе ты будешь лежать?” – спросил папа, обратившись к посетителю. “До тех пор, пока ты не прострешь руку и сам не поднимешь меня, – отвечал тот, – я не могу встать.” Тогда святитель протянул руку и поднял его. Потом продолжил славословие. Некоторое время спустя, папа оглянулся, но уже никого не увидел. По окончании утренних молитв он позвал своего келейника и спросил его: “Почему ты не доложил о приходе архидьякона? Он без доклада пришёл ко мне, да ещё ночью.” Келейник уверил, что он не видел, чтобы кто-нибудь входил. Не поверив ему, папа сказал: “Пойди, позови сюда привратника.” Когда привратник явился, папа спросил его: “Не приходил ли сюда сегодня ночью архидьякон Юлиан?” Привратник поклялся, что тот не приходил и не уходил. И только тогда папа успокоился. Утром явился архидьякон Юлиан для благословения. Папа спросил его: “Зачем ты, архидиакон, нарушил порядок и сегодня ночью пришел ко мне без доклада?” – “Молитвами твоими, Владыко, я не приходил сюда да и из дому вовсе не отлучался вплоть до этого часа.” Тогда великий Евлогий понял, что ему являлся мученик Юлиан с целью побудить воздвигнуть ему новый храм, потому что тот, что был, от времени уже разваливался. Почитатель мученика блаженный Евлогий с большой готовностью воздвиг новый храм и благолепно украсил его, как подобает храму мученика.” (Луг духовный. С. 173). 131. Авва Силуан был восхищен на Небо и видел славу Божию Однажды пришел к авве Силуану его ученик Захария и нашел его самого в восхищении, а руки его были распростерты к небу. Затворив дверь, Захария вышел. Потом опять приходил два раза: около шестого и девятого часа – и находил его все в том же положении. Наконец, постучался в десятом часу, вошел в келию и увидел, что авва отдыхает. “Что с тобой, отец, сделалось?” – спросил Захария старца. “Сегодня, сын мой, я занемог,” – попытался отговориться старец. Но Захария, обняв его ноги, сказал: “Не отстану от тебя, авва, до тех пор, пока не скажешь мне, что ты видел.” Старец открыл ему: “Был я восхищен на Небо, видел славу Божию и находился там до этого часа, а теперь отпущен.” (Достопамятные сказания. С. 259. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Митрополит Евлогий упомянул Гирса и Карташева, как руководителей «Общества друзей витязей». Под начальством А.Ф. Гирса, тогда киевского губернатора, я служил, будучи советником губернского правления. Глубоко верующий и церковный, хороший администратор, он был потом губернатором в Минске и Нижнем-Новгороде. Тесные узы дружбы соединяли нас. Скончался он в Париже в 1957 или 1958 гг.) 7 . Много отрицательного, в церковном и политическом отношении, значится в прошлом А.В. Карташева , в течение нескольких лет близкого сотрудника митр. Евлогия. Тем более поразительным было его выступление 28 дек. (10 янв.) 1928 г. в Париже на франко-русском митинге против большевицких зверств. Хорошо помню этот день. Большой зал «Ваграм» был полон. Присутствовали Их Высочества Никита Александрович и Ирина Павловна, архиепископ Серафим, многочисленные монархисты, во главе с А.Н. Крупенским. Митрополит Евлогий, конечно, отсутствовал. В должном виде изобразил Карташев ужасы советского режима. «Нам могут сказать», продолжал он, «что в России в прежнее время царил террор и насилие. Это ложь. Наша революционная эмиграция лгала общественному мнению Европы и клеветала на прежнюю Россию. Россия всегда была свободной, культурной и великой страной. Весь тот вклад в мировую цивилизацию, о котором говорилось только что, это дело России в ее целом. Наша Родина развивалась духовно и морально. Она сказочно богатела в короткий срок до мировой войны; не могла бы всего этого достичь страна, народ которой жил бы в атмосфере насилия и бесправия. Наш всеобщий грех , что мы мало ценили прежнюю Россию, и наш долг рассеять этот обман, навеянный революционной эмиграцией. Нам неоткуда ждать спасения, но наши заступники там (указывая на небо) – там воинство мучеников за Веру и с ними Венценосный Мученик, вымолят спасет Россию!» («Двуглавый Орел». 1929 г.). Тогда это был порыв души очнувшегося русского человека, захваченного настроением противокоммунистической аудитории. Председатель собрания депутатов города Парижа Эдуард Сулье заявил, что не может огласить французского перевода речи Карташева, ибо все сказанное оратором совершенно расходится с заготовленным текстом его речи. Упоминание его позднее митр. Евлогием в соединении с правым А.Ф. Гирсом было показательным. Действительно, Гирс, познакомившись с ним близко, хвалил мне в 1936 г, его тогдашние взгляды. Тоже слышал я от ген. М.Н. Скалона, бывшего командира Стрелков Императорской Фамилии, умного и наблюдательного, и его богословски образованной супруги Екатерины Николаевны. Они часто встречались с Карташевым и его супругой, которую тоже очень хвалили. Жили они в одном из небольших городов вблизи Парижа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

19 сентября 1937 года, когда колхозники изучали положение о выборах в Верховный Совет СССР, на сей счет Попов выразился: «После опубликования новой конституции отсутствие настоящей свободы и демократии дало себя еще больше почувствовать, ибо конституция опубликована только для внешнего употребления и представляет клочок бумаги, на деле же народам СССР она абсолютно никакой свободы не дает...» В беседе с Поповым 8 октября 1937 года по вопросу «национальной политики» Попов говорил, что «советская власть ведет неправильную национальную политику. Там, где на самом деле не было ничего национального, никакой национальной культуры, большевики вопили о национальном самоопределении, о культивировании и чистоте национальной культуры. Неудивительно, что теперь сказывается результат этой политики. Потому эти люди и стали шовинистами, так как раздули национальное самоопределение и создавали национальные культуры там, где их не было. Это лишний раз говорит о несостоятельности и непрочности политики коммунизма». В заключение всего показанного мною в протоколе допроса заявляю, что Попов Иван Васильевич враждебно настроен к политике партии и советской власти. Высказываемые Поповым контрреволюционные взгляды я не разделял и всегда старался в таких случаях удаляться от Попова». В тот же день был допрошен хозяин дома, в котором жил профессор. Он показал: «Припоминаю такой разговор Попова, что «советская власть с крестьян-колхозников налоги берет разными платежами, что раньше этого не было». Он еще много таких контрреволюционных слов говорил, всего сейчас не припомнишь, и многое я у него не понял, так как немного недослышу». На следующий день, 12 октября, следователь допросил Ивана Васильевича. – Кого из знакомых вы имеете за границей, назовите их имена, фамилии и адреса. – Из знакомых за границей, например в Париже, проживает мой бывший товарищ по академии митрополит Евлогий Георгиевский; Иван Александрович Ильин , бывший профессор Московской Духовной академии, проживает в Швейцарии, а Павел Иванович Новгородцев в Праге. Связи с ними я никакой не имею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

Он произошел почти одновременно с первым. Когда Августин оставался еще в Милане, его ученик Евлогий занял место преподавателя риторики в Карфагене. Готовясь к лекции, которую он должен был читать три дня спустя, молодой и самолюбивый преподаватель натолкнулся на такое место в очередном чтении из Цицерона, которого сам не мог прокомментировать. Ожидаемая неприятность до такой степени его озабочивала, что он едва мог уснуть. «В эту ночь, – продолжает свой рассказ Августин, – явился ему во сне я и истолковал, что он не понимал, или, лучше, не я, а образ мой без моего ведома, так как в это время далеко за морем я или занимался чем-нибудь другим, или сам что-нибудь видел во сне и вовсе не заботился о его тревогах. Как это происходит, я не знаю, но как бы оно ни происходило, почему мы не думаем, что видение мертвого происходит так же, как и видение живого, во всяком случае так, что ни тот, ни другой не знает и не заботится, кто, где и когда видит во сне его образ?». 2225 Другой пример сложнее. Обстоятельства дела таковы. В Туллиенской городской общине, отстоявшей недалеко от Иппона, было два гражданина с именем Курма – один дуумвир, но бедный и необразованный, другой кузнец. 2226 Первый, подвергшись тяжкой болезни, впал в летаргию. Несколько дней он лежал без движения, без пищи, ничего не чувствовал, не реагировал на внешние возбуждения и только потому не был погребен живым, что рука, поднесенная к его ноздрям, ощущала едва заметное дыхание. Когда он очнулся, то, открывая глаза, сказал: «Пусть кто-нибудь сходит в дом Курмы-кузнеца и посмотрит, что там делается». Оказалось, что кузнец умер в тот момент, когда пробудился дуумвир. Во время обморока больной находился во власти видений, о которых подробно рассказал окружающим. Сначала он видел себя в одном поместье в обществе местных клириков, из которых один пресвитер очень убеждал его креститься в Иппоне у Августина. Затем ему казалось, что он действительно отправился в Иппон и там принял крещение. После этого он перенесен был в страну мертвых, встретил там души ранее этого умерших знакомых, видел райское блаженство праведных и получил совет креститься у Августина, если хочет быть вместе со святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

126 Hinc enim illud est, «Qui me vidit, vidit et Patrem»: sed et illud, «Verba quae loquor, non a me loquor» (Joan. XIV, 9, 10). Nam dum non a se loquitur, auctori eum necesse est debete quod loquitur: sum autem se viso Pater videtur, naturae conscientia est, quae ad demonstrationem in se Dei, non aliena a Deo in Deum nata substiterit. Vel illud, «Pater quod dedit mihi, majus est omnibus» (Joan, X, 29); et rursum, «Ego et Pater unum sumus» (ibid., 30). Nam et datio paterna sumptae nativitatis professio est et quod unum sunt, proprietas ex nativitate naturae est. Vel illud, «Sed judicium omne dedit Filio, ut omnes honorificent Filium, sicut honorificant Patrem» (Joan. V, 22, 23). Nam dum judicium datur, nativitas non tacetur: dum vero exaequatur honor, natura retinetur. Ve! illud, «Ego in Patre, et Pater in me»; et rursum, «Pater major me est, (Joan. XIV, 11, 28). In eo enim, quod in sese sunt, Dei ex Deo divinitatem cognoscë it. eo vero, quod Pater maior est. confessionem paternae auctoritatis intellige (De Tr. XI, 12). 127 Ut cum aliud sit ante hominem Deus, aliud sit homo et Deus, aliud sit post hominem et Deum totus homo lotus Deus; non contundas temporibus et generibus dispensationis sacramentum, cum pro qualitate generum ac naturarum, alium ei in sacramento hominis necesse est sermonem fuisse non nato, alium adhuc morituro, alium jam aeterno (De Tr., IX, 6). 128 Подробнее толкование этого мест из первого послания к Коринфянам содержится в VIII кн., п. 35. У нас оно приводится ниже, при изложении учения Илария о единство Отца и Сына. 129 Афанасий Алекс., Григорий Наз. (Orat. XXXVI, 62), Кирилл Алекс. (Thesauri, р. 221) приписывают неведение человечеству Христа. Но эта мысль другими осуждалась. В книге Ленория, подписанной Августином, анафематствуется: «quia dici non licei, etiam secundum hominem ignorasse Dominum prophetarum». При Юстиниане темнетиане, или агносты, защищали мысль о неведении Христа по человечеству, против которых Евлогий писал Комментарий, одобренный папой Григорием I (lib. VIII, epist. 42). Существует сочинение «Agobardi contra Felicem», утверждавшего то же.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

В таком же смысле выразился, впоследствии, о сем предмете и мученик – диакон Евлогий, который, глубоко чтя своего епископа Фруктуоза и, готовясь вслед за ним последовать на мученическую смерть, когда дал ему вопрос судья-язычник Емелиан: «Неужели и ты почитаешь Фруктуоза», отвечал так: «Фруктуоза я не почитаю, но почитаю Бога, которого почитает и Фруктуоз», разумея здесь, конечно, не иное, как только почитание божеское, которого одного доискивался язычник Емелиан, и, вместе с сим, само собою предполагая при этом другого рода чествование, которым он, подобно прочим христианам, чтил Фруктуоза, как истинного чтителя того Самого Бога, Которого чтут все христиане и за Которого, как Фруктуоз пострадал, так и он готов пострадать. Так, именно, между прочим, понял и изъяснил сии слова мученика Евлогия бл. Августин, видя в них наставительный пример того, как можно чествовать мучеников, и, вместе с мучениками, почитать Бога 392 . Понятно, поэтому, как неосновательны и недобросовестны попытки позднейших противников почитания святых 393 видеть, в сейчас приведенных нами, фактах свидетельства, будто бы, того, что древнейшие христиане, исповедуя, что они почитают единого Бога, тем самым отрицали всякое почитание святых, тогда, как этим они отвергали только одно божеское почитание всего, находящегося вне Бога, тварного, не исключая и святых. Такого же точно рода попытки их видеть то же и в учении всех древних апологетов христианских, которые, будто бы, тем самым, что твердо отстаивали поклонение и служение единому Богу, вовсе исключали почитание святых, тогда как они, что сейчас увидим, имея в виду язычников, этим отстраняли только всякое божеское почитание чего-либо тварного, но, при этом, вовсе не имели той мысли, чтобы воспрещать христианам достойно чтить святых, как угодных слуг Божиих. Так, напр., св. Иустин в своей апологии писал: «Мы не приносим множества жертв, не делаем венков из цветов в честь тех, которых сделали люди, и, поставивши в храмах, назвали богами» 394 . А, что поклоняться должно одному Богу, так убеждает Христос: «Наибольшая заповедь есть следующая: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи от всего сердца твоего, и от всей крепости твоей, Господу Богу, сотворившему тебя 395 . Утверждая же, что не должно поклоняться делу рук человеческих, мы говорим то же, что Менандр комик и другие, подобные, мыслители, говорившие, что художник выше произведения» 396 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Блаженный Василько, или Василий, был князем в Ростове. Отец его, великий князь Константин Всеволодович, сам был человеком очень благочестивым, в благочестии воспитал и сына. Василько был набожен, добродушен, кроток, сострадателен к бедным. Памятником его благочестия служит доселе построенный им собор в Ростове. В 1238 г. Василько помогал дяде своему, великому князю Георгию, в войне с татарами; Георгий был разбит, и Василько взят в плен. В плену предложено было ему вступить в службу к татарскому хану Батыю; князь смело отверг предложение. Тогда татары бросились на него с мечами и убили. Тело св. князя было брошено в лесу между городами Кашином и Калязином. Там нашел его один благочестивый человек и привез в Ростов, где в соборе оно и было погребено. Преподобный Герасим родился в Киеве, где и пострижен был в иноки. В 1147 г. из Киева удалился он и поселился на берегах реки Вологды, в дремучем лесу, и здесь основал обитель. Поселившись тут, св. Герасим много содействовал распространению и утверждению веры Христовой в этой дикой и глухой стране. Скончался в 1178 г. Мощи его почивают под спудом в основанном им Троицком храме, который, за упразднением обители в 1764 г., обращен в приходский. 5-е число Мученик Конон Исаврийский был сыном свв. Нестора и Нады, современников апостольских. Пострадал от епарха Исаврии. Мученик Конон градарь жил в панфилийском городе Мандоне и занимался возделыванием огородов, отчего и называется градарем. Правитель области, где жил Конон, Публий, узнав, что он исповедует веру Христову, потребовал от него отречения от Христа. Когда же Конон отказался исполнить волю правителя, то приказал подвергнуть его разным истязаниям, от которых св. мученик и скончался. Жил он в III веке. Мученица Ироида. Читать о ней под 23 сентября. Мученики Евлогий, Евлампий и Онисий были палестинскими жителями, усечены мечом за веру Христову. Св. Евлогий, получив богатое наследство от своих родителей, раздал его все бедным и сам, в виде нищего, ходил по Палестине и обращал ко Христу неверующих, за что и пострадал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010