Конечно, Херсонес с его легендарной историей преизобиловал нетленными мощами. Но правитель Руси предпочтение отдал святыне вселенской – мощам папы Римского Климента, бывшего апостолу Петру «другом в монашестве (“в инокости”), учеником в вероисповедании, восприемником в чести (потому что Климент, вслед за Петром, стал епископом Римским. – О.К. ) и, наконец, наследником в мученичестве» . Обратим внимание и на эстетический аспект. Мы имеем в виду гимн, который сочинил святой Кирилл в Херсонесе сразу после обретения им мощей священномученика Климента. Знаменитый церковный ученый и переводчик второй половины IX века Анастасий Библиотекарь в письме к епископу Веллетри Гаудериху писал: «Но существует также два его прославленных сочинения, именно коротенькая повесть и одно торжественное слово, переведенные мною языком неуклюжим и далеко отступающим от блистательного красноречия его. Свиток же гимна, который тот же Философ (святой Кирилл. – О.К. ) издал во славу Божию и блаженного Климента, я не решился перевести, потому что в латинском переводе… не было бы складной, ладящей с напевом гармонии» . Этот гимн равноапостольного Кирилла сразу же вошел в славу. Допустим, его и два других творения солунского святого слышал великий князь Владимир, когда пребывал в Херсонесе. И возможно, красота великого Кирилловского слова сыграла не последнюю роль в выборе князем христианской веры. Как святой просветитель славян Кирилл, так и святой креститель Руси Владимир упокоение нашли подле мощей священномученика Климента: первый – в римской базилике Сан Клементе, второй – в Успенской Десятинной церкви, названной побывавшим в Киеве в 1015 году Титмаром Мерзебургским «Климентовским храмом». Обладание мощами «святого и подобного апостолам» Климента наделило правом великого князя Изяслава Мстиславича и шестерых епископов впервые пренебречь мнением Константинопольского патриарха и самим поставить на митрополичью кафедру русского схимника Климента (Клима) Смолятича – «книжника и философа, которого не было на Руси и потом не будет».

http://pravoslavie.ru/4378.html

Между добрыми нравами и обычаями, которые насадило у нас христианство, одни оставались в прежней силе, а другие еще более раскрывались и усиливались. Мы уже видели, до какой степени простиралась тогда ревность к построению храмов Божиих и святых обителей; некоторые князья и другие достаточные люди созидали не по одной, а по нескольку церквей, не по одному, а по нескольку монастырей, и важнейшие города — Владимир, Новгород, Ростов были наполнены церквами и монастырями. Видели также, как велико было уважение к пастырям Церкви и инокам, как сами князья обращались к ним за советами и наставлениями, слушались их голоса, заботились о содержании их, оказывали им подобающую честь в разных случаях. В частности, любовь и уважение к монашеству выражались тем, что многие даже из княжеских фамилий принимали на себя иноческий образ, большею частию пред своею кончиною. Из князей, принявших таким образом монашество и схиму, летописи упоминают о Святославе киевском (1194), Всеволоде Мстиславиче (1195), Давиде смоленском (1197), Владимире Всеволодовиче (1227), Давиде муромском (1228), Мстиславе Мстиславиче (1228). Из княгинь — о Евфросинии, княжне полоцкой († 1173), о Марии Казимировне (1179), Евфросинии, сестре великого князя Всеволода (1183), Марии, супруге того же князя Всеволода (1206), о супруге князя смоленского Давида (1197), о супруге князя киевского Рюрика (1206), супруге князя галицкого Романа (1213), супруге великого князя владимирского Константина (1218), супруге князя Святослава Мстиславича, внука Данилова (1228) . Благочестивые путешествия для поклонения святыне сделались у нас довольно обыкновенными. Владимирко, князь галицкий, овладев вместе с Юрием Долгоруким Киевом (1150), отправился в Вышгород для поклонения святым мученикам Борису и Глебу, оттуда приехал к святой Софии киевской, затем — к святой Богородице Десятинной, наконец — к святой Богородице в Печерский монастырь. Юрий Долгорукий, находясь (1151) в Переяславле, когда настал праздник святых мучеников Бориса и Глеба, ходил для богомолья вместе с детьми своими на реку Альту, где вкусил мученическую смерть святой Борис и где существовала церковь во имя святых страстотерпцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/435846/

В первые годы юная монахиня вела обыкновенную иноческую жизнь. По благословению епископа Полоцкого Илии юная монахиня стала жить при Софийском соборе, подражая тем самым пребыванию Пресвятой Богородицы в Иерусалимском храме. Здесь она не только изучала книги в библиотеке собора, но и занималась их переписыванием. Вырученные деньги от продажи книг преподобная Евфросиния тайно раздавала нищим. Однажды в сонном видении святой Евфросинии явился Ангел Господень, который внушил ей основать обитель недалеко от Полоцка в местечке под названием Сельцо. Это видение повторилось еще дважды. С тем же наставлением Ангел явился и епископу Полоцкому Илии. Через некоторое время – это уже было при князе Борисе Всеславиче († 1128) в 1125 году – епископ Илия с подобающим торжеством передал святой Евфросинии Преображенский храм в Сельце для основания при нем женского монастыря. Отправляясь туда, преподобная Евфросиния взяла с собой только свои книги – «все свое имение». Постепенно, год за годом, Спасо-Преображенский монастырь расширялся, число его насельниц возрастало. Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная – Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная – дочь князя Бориса Евпраксия (в миру Звенислава). Преподобная учила молодых послушниц грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам, чтобы с юности они знали закон Божий и имели навык к трудолюбию. Основанная святой Евфросинией при монастыре школа способствовала быстрому росту обители. В 1130 году дом полоцких князей постигло несчастье. Великий князь киевский Мстислав, за неоказание помощи ему против половцев, изгнал полоцких князей с их семьями. Они нашли временный приют у своего родственника – греческого императора Алексея Комнина, сын которого был женат на дочери Всеслава, сестре полоцких князей. Тем не менее князьям дорога была родина и по смерти Мстислава двое из них воротились в Полоцк в 1140 году, а другие еще прежде того. Ревнуя о благолепии обители, Евфросиния вместо деревянной церкви устроила в 1161 году каменный храм во имя Спасителя. Его строителем был мастер Иоанн, который сам пришел к преподобной, наставленный Духом Святым, повелевшим ему принять участие в храмоздательстве. В этот храм преподобная Евфросиния пожертвовала напрестольный крест, украшенный золотом, с частицами мощей многих святых, а также с частью Животворящего Креста Христова. Внутри храма, по сторонам хоров, были устроены две тесные келлии, в одной из которых жила преподобная Евфросиния. Отсюда слушала она богослужения, а сквозь небольшое окно, пробитое в стене, открывались ее взору обширные поля, вид города с его храмами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Самая ограда Кремлевская, местами угрожающая падением, свидетельсгвует о пастырских заботах по охранению вверенной им паствы, ибо почти вся сооружена была иждивением Владык, и каждые из пяти ее врат ограждены были церковью. Какая благочестивая мысль – осенять святынею все входы, ведущие в город к главному святилищу Святой Софии! Начало деревянному детищу, или Кремлю Новгородскому, положил храмоздатель собора Святой князь Владимир Ярославич в 1097 году, и он был обновлен после пожара, в 1113 году другим благочестивым князем Новгородским Мстиславом, сыном Мономаха; но церкви, сей ограды были каменные. Святой архиепископ Мартирий соорудил первую из них, в честь положения пояса Богоматери, в исходе XI века, а Святитель Спиридон другую, во имя Святого Феодора, над вратами, бывшими со стороны Неревского конца, позади собора. Владыка Климент поставил церковь Воскресения Христова над вратами Литовскими, выше закладенными, на южной оконечности Кремля, где кончалась Епископская улица, по случаю взятия Кексгольма у шведов. А в 1211 году архиепископ Давид построил над вратами, бывшими на противолежащем конце Кремля, церковь во имя равноапостольного князя Владимира, замечательную потому, что она была первою во имя сего нового угодника, причтенного к лику заступников земли Русской. Была еще одна церковь, Покрова Богоматери, над Южными вратами, уже не существующими, построенная усердием посадников, которую заменила впоследствии нынешняя Покровская церковь, что близ ограды. Только в 1336 году начал строить каменную ограду знаменитый Владыка Василий от Неревских ворот и церкви Вдадимирской до нынешней обыденной Андрея Стратилата, для большего охранения Софийского собора со стороны Торговой и Волхова. Архиепископ Иоанн III продолжил ограду сию в 1410 году до Литовских или Воскресенских ворот, а Геннадий довершил ее кругом всего Кремля уже в 1490 году – частию иждивением Великого князя Иоанна, частию же на собственное – в той части, где располагались Архиерейские палаты. Она существует и доныне с ее девятью башнями, круглыми и четвероугольными, из коих одна, близ Покровской церкви, трехъярусная, вероятно, служила теремом для дома наместников и заключала в себе также церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В Покровском храме организовали магазин мелкооптовой торговли. В прекрасную уникальную лепнину врезаны балки, часть ее безвозвратно уничтожена, утеплено все сооружение магазина в храме стекловатой, врезаны батареи отопительной системы, вместо фресок стены стали синего цвета и т.д. Колокольня и монастырская ограда были уничтожены и разобраны на кирпичи накануне Великой Отечественной войны. При приспособлении Никольской церкви под склад почти полностью разобраны окружавшие ее с юга и запада галереи. На их месте из силикатного кирпича в прежних габаритах построены подсобные помещения. С 2005 года, наперекор всем невзгодам и неурядицам, теплится, словно лампада, монашеская жизнь в Торопецком Свято-Тихоновском женском монастыре, учрежденном Священным Синодом в 2005 году на месте бывшего Николаевского Особного монастыря XI века. Вместе с новым названием обитель приобрела еще одного небесного покровителя и молитвенника – святейшего Патриарха Тихона, земляка торопчан, стоящего во главе Собора Новомучеников и Исповедников Российских. Канонизация Святейшего Патриарха Тихона была первым шагом к прославлению новомучеников и новых исповедников Российских (в честь которых при монастыре есть миссионерский центр, пострадавших в годы революционной смуты и большевистского террора). Но не только патриарх Тихон является яркой фигурой в истории города Торопца, тесно связанного с историей православия на Руси и в Росси. Здесь, на родине своей матери Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, княжны Торопецкой,  венчался святой благоверный князь Александр Невский. Храмы обители: Никольский (1666 г.) действующий и Покровский (1766 г.) реставрирующийся – памятники федерального значения.  Информация с сайта монастыря http://st-tihon.ru/architecture/ Колокольня монастыря Стоявшая неподалеку от Никольского и Покровского храмов квадратная в плане колокольня по своим архитектурным формам и вертикальному построению почти полностью соответствовала Покровской церкви. Её нижний ярус с арочным проездом как бы отвечал нижнему объему храма, второй ярус с широкими арками звона, соответствовал восьмерику и наконец, третий, венчающий объем колокольни, также снабженный арочными проемами, перекликался с фонарём церкви.

http://sobory.ru/article/?object=07066

Наконец сын великого Ярослава, юный Владимир, княживший в Новгороде, с благословения второго епископа, Луки, начал строить в 1045 году из дикого камня и кирпича собор Софийский и, совершив его в течение семи лет, обнес каменным Кремлем. На праздник Воздвижения 1051 года освящен был великолепный храм сей, не уступавший Софии Киевской, на который истощал богатство свое великий Ярослав; зодчие византийские строили тот и другой, и остатки мусии в алтарях обоих свидетельствуют о древнем их убранстве. Двадцать три сажени высоты в Новгородском соборе до вершины его купола; громада сия была поддержана впоследствии каменными быками с северной и западной стороны, как и образец ее, Цареградская София. Несколько раз опаляем был собор страшными пожарами во время волнений народных: однажды при знаменитом Владыке Василии, в 1335 году, а в XIV веке, при архиепископе Иоанне III, трижды в продолжение двенадцати лет, и каждый раз усердие Святителей и граждан обновляло растопившийся свинец на пяти его главах. Архиепископ Мартирий устроил, в исходе XII века, златую паперть с южной стороны собора, которая сохранила его имя, и вместе с древнею, так называемою Корсунскою, служит усыпальницею Владык Новгородских. Такова краткая летопись собора. Два великих подвижника, князь и епископ, лежат, как бы на страже, у входа Святой Софии, в первой ее придельной церкви – Рождества Богоматери. На расстоянии ста лет друг от друга в сей временной жизни, они соединились на вечный покой под сению бедного храма. Древний Киев был начальным поприщем обоих, но какими различными путями достигли они Небесного Царствия и встретились в ликах Святых! Один, строгий затворник Печерский, Никита, послан был святительствовать в Новгород, где имел утешение успокоить Святого труженика Антония Римлянина, приплывшего на своем камне. Тринадцать лет он пас свое духовное стадо и дважды силою молитвы охранил его от страшного пожара и убийственной засухи; капли слез его разрешились обилием дождя. Другой витязь, воитель Мстислав, славнейший из сынов Ростислава Смоленского и всех современных князей, гроза Суздаля и щит Киева от честолюбивых замыслов боголюбезно возводивший старших князей на великое княжение, а сам, подобно Мономаху, всегда довольный своим уделом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

О-5. Л. 194, список 40-х гг. XVII в.; Сиренов. 2006. С. 409). Однако в нек-рых рукописях этого времени среди погребенных лиц имя М. А. было пропущено (РНБ. Погод. 1563. Л. 94 об., список 40-х гг. XVII в.; Сиренов. 2006. С. 410). Вместе со старшим братом св. блгв. кн. Изяславом Андреевичем он также не был упомянут в «Описании во граде Владимире, где положены святые мощи в Соборной церкви» (РНБ. Солов. 888/998. Л. 225 об.- 227, список 80-х гг. XVII в.; Сиренов. 2003. С. 37-39). Смерть и погребение блгв. кн. Мстислава Андреевича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 290 об.) Смерть и погребение блгв. кн. Мстислава Андреевича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 290 об.) Со 2-й пол. XVII в. о местном почитании М. А. свидетельствует его упоминание вместе с отцом и братьями в ряде списков «Росписи, что во Владимире у Пречистые Богородицы лежат благоверные и великие князи и княгини и их дети и епископы», а также в «Описании о российских святых» (Описание о российских святых. С. 215-216). По наблюдениям А. В. Сиренова, в XVII-XVIII вв. наряду с др. вел. князьями, княгинями и епископами М. А. почитался не только как местный святой, но и как исторический деятель ( Сиренов. 2006. С. 401). В кон. XVII в. в надгробном листе св. блгв. кн. Глеба Андреевича сообщалось, что на его похоронах присутствовал отец, Андрей Боголюбский, и брат, М. А., к-рые «положиша честное тело его зде, в славном граде Владимире в соборной церкви Пресвятыя Богородицы Златоверхия, на сем месте». Отдельный надгробный лист во владимирском Успенском соборе был посвящен М. А. В нем отмечаются его сила, мужество, личная храбрость и подчеркивается, что князь «повелением отца своего многие грады и земли сопротивных непокаряющихся разорил и попленил и под нозе покорил». При этом особо упоминались действия М. А. в Волжской Булгарии, где он «всю землю поимал и попленил и многих во святое крещение просветил, а непокаряющихся мечю предавал».

http://pravenc.ru/text/2564280.html

Эта беглая заметка древней русской летописи примечательна вдвойне. Она не только подтверждает, что именно Мстислав Владимирович Храбрый был заказчиком строительства черниговского собора, но и отмечает любопытный промежуточный этап работ. Вероятно, к 1034 году, судя по указанию на возможность всадника, стоящего в стременах, дотянуться до верхнего на тот момент ряда кладки, высота стен собора составляла около четырёх метров. Если сооружение храма велось без перебоев и длительных остановок, такого состояния здания, учитывая его размеры, скорее всего, можно было достичь не менее чем за пару строительных сезонов (особенности климата обуславливали проведение строительных работ только в течение тёплого времени года). После смерти Мстислава Владимировича в 1036 году, согласно Повести временных лет, по Ипатьевскому списку со стройки собора, имевшему тогда высоту стен около 4 метров, мастера-зодчие были сняты для постройки храма Святой Софии в Новгород. Окончен черниговский собор был только в середине века. После смерти Мстислава Храброго все его земли были объединены под властью Ярослава Мудрого. Великий князь Киевский Ярослав, снова безраздельно властвовавший на Руси, посадил на черниговский стол своего сына Святослава. Считается, что Святослав поощрял строительную деятельность в своём княжестве. В числе каменных построек, возведённых в годы его правления на землях Черниговщины, был и окончательно достроенный Спасо-Преображенский собор, который стал кафедральным храмом Черниговской епархии (окончательно местопребывание епископов Черниговских в городе по названию их титула утвердили только в 1672 году). Учреждённая ещё в конце Х века епархия являлась третьей по своему иерархическому статусу во всей Руси. На некоторое время во второй половине XI века правящий черниговский архирей даже получил митрополичий титул. Святослав Ярославич Черниговский вслед за своим дядей Мстиславом Храбрым упокоился в Спасо-Преображенском соборе. С 1246 года в храме покоились мощи мучеников - убитых в ставке Батыя князя Михаила Всеволодовича и его боярина Феодора.

http://sobory.ru/article/?object=01656

Это было не очень удобно проезжающим, но при обороне от неприятеля значительно помогало бы защитникам города сдерживать натиск. Впрочем, польская осада 1609 г. оказалась в истории ярославской крепости последней, и крепостные стены больше не вставали на пути неприятеля. Во время пожара 1711 г. деревянный шатер с дозорной вышкой на Власьевской башне «подверглись пламени» и больше уже никогда не восстанавливались. На стенах башни были написаны две иконы-фрески: Божией Матери Знамение - на восточной и Спасителя - на западной стене отводной башни. Иконы эти очень почитались ярославцами. Поэтому, когда генерал-губернатор А.П. Мельгунов хотел было в 1785 г. снести башню, поскольку ему был нужен кирпич на постройку Дома призрения ближнего, купцы во главе с городским головой Андреем Александровичем Барсовым выступили против. Чтобы спасти башню, а вместе с нею и иконы, ярославские купцы выдали губернатору 15 000 шт. кирпича. Как отмечал Алексей Лебедев, написание иконы Знамение «предание относит ко времени самого устройства башни. Это отчасти доказывается тем, что икона писана по сырому грунту (альфреско). Знатоки иконописания письмо иконы называют новгородским». С новгородской иконой Пресвятой Богородицы связано чудо спасения Новгорода в 1170 г. Суздальский князь Андрей Боголюбский решил было подчинить себе новгородцев. Вместе с ним 25 февраля Новгород осадили князья смоленский, муромский, полоцкий и рязанский. Предводительствовал ими сын заболевшего Андрея Боголюбского Мстислав. Три дня жители города, руководимые князем Романом, отбивали атаки. Четвёртый день должен был стать решающим. Ночью новгородский архипастырь Иоанн, трое суток молившийся о спасении Новгорода, услышал голос, повелевший ему идти в церковь Спаса на Ильинской улице, взять оттуда икону Божией Матери и вознести её на городскую стену. Утром после усердной молитвы владыка Иоанн так и поступил. В это время враги пошли на приступ. Одна из стрел, выпущенная со стороны суздальцев, вонзилась в икону. Внезапно Святой Лик Свой Она отвратила от нападавших и обратилась к городу.

http://sobory.ru/article/?object=01105

Не долго пробыл Мстислав Мстиславич в Торопце, присматриваясь к тому, что происходило в соседних землях. Не прошло и трех лет, как новгородско-владимирские противоречия дали ему шанс заявить о себе. Зимой 1210 г. торопецкий князь для всех неожиданно объявился в Торжке. Его дворяне схватили местного посадника, назначенного владимирским князем Всеволодом и его сыном - очередным наместником Новгорода Святославом. Новгородцам же Мстислав послал гонца со словами: " Кланяюсь Святой Софии и гробу отца моего и всем новгородцам. Пришел к вам, слыша насилье, творимое над вами владимирскими князьями, потому, что жаль мне своей отчины " . Это был точно рассчитанный ход. Возможно, что кто-то из противников владимирской партии сам предложил его Мстиславу. Во всяком случае, новгородцы, уставшие от поборов и владимирского произвола, откликнулись на призыв сына любимого ими князя и, не думая о последствиях, свергли Святослава Всеволодовича, посадив его под стражу. Мстислава же позвали " с великою честью " княжить в Новгороде. Он торжественно въехал в город " и рады были новгородцы " , посадив его на " отне столе " . Это означало войну, и Мстислав с новгородским войском двинулся вновь к Торжку, но кровопролития удалось избежать. Возможно, что старый и больной Всеволод, уже утратил необходимую твердость и, к тому же, беспокоился о судьбе сына. Во всяком случае, он удовлетворился формальным признанием Мстиславичем формального вассалитета: " ты ми еси сынъ, а яз тобе отечь " и отпуском Святослава с его людьми. В 1212 г. Мстислав, подобно отцу, совершил поход в землю чуди - Юго-Восточную Эстонию " и много плениша ихъ и скота бещисла приведоша " .В начале зимы того же года он снова водил новгородцев на земли эстов, теперь уже на город " ...рекомый Медвежью Голову " (эст. Отепя, нем. Оденпе). В результате " чудь " признала свою зависимость от Новгорода, заплатив дань, а, вернее - отдалась под покровительство русских перед угрозой немецкого завоевания, предпочтя меньшее зло. Следующий поход на Запад состоялся в 1214 г. Ведомое Мстиславом Мстиславичем новгородское войско прошло Эстонию вплоть до моря, разоряя села, сжигая укрепления и встало " под городом Воробеином " (замок Варбола). И здесь была взята дань. Впрочем, немецкий хронист считал, что главной целью русских был поиск в Эстонии немецких войск и защита своих интересов. В походе участвовали многочисленные родственники-союзники Мстислава: брат Владимир, племянник Давыд из Торопца, псковский князь Всеволод Борисович. Войско вернулось домой без потерь и с огромным полоном. Одна треть добычи была отдана новгородцами князю и поделена между его дворянами.

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/29/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010