«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Легенда о граде Китеже «Легенда о граде Китеже» — один из центральных мифов русской культуры, прекрасная вариация на тему потерянного Рая. Сам текст «Легенды» составляет вторую часть памятника «Книга глаголемая летописец» в своем окончательном виде сложившимся во второй половине XVIII в. в среде одного из толков старообрядцев-беспоповцев — бегунов (однако его корни прослеживаются до XVII века, а сами предания восходят ко временам Батыева нашествия). Обе части «Книги глаголемая летописец» — рассказ о князе Георгии Всеволодовиче и Легенда о граде Китеже вполне самостоятельны. Однако вместе они образуют два такта одной темы. Князь — потомок Владимира Святого и сын святого Всеволода Мстиславовича Новгородского — само воплощения святости. Он — основатель Китежа. Проигрывая раз за разом войскам Батыя он погибает у Китежа. Это история о святости, место которой в мире — всегда Голгофа. В глазах мира святой всегда проигрывает. Это — вариация Страстей, жертвенной любви. Если так, то «Легенда» — вариация Пасхи, прекрасная иллюстрация способа каким Христос и Его Церковь борется с миром сим. Китеж — беззащитный город без стен, место без насилия, где возносятся молитвы — и войско Батыя, готовое его уничтожить. «Но врата ада не одолеют Церковь». Так и Рай невидимый для мира, незримо присутствует для верных. По мимо «Легенды» размещено либретто оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» — прекрасная, глубокая переработка «Легенды». Вот конец либретто: «Здесь ни плача, ни болезни,/сладость, сладость бесконечна,/радость вечна…». Другим источником либретто послужила «Повесть о Петре и Февронии» КНИГА, НАЗЫВАЕМАЯ ЛЕТОПИСЕЦ, НАПИСАНА В ГОД 6646 (1237) СЕНТЯБРЯ В ПЯТЫЙ ДЕНЬ   Был сей святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович сыном святого благоверного и великого князя Всеволода, псковского чудотворца, что во святом крещении наречен был Гавриилом. Сей святой благоверный и великий князь Всеволод приходился сыном великому князю Мстиславу, внуком же святому и равноапостольному великому князю Владимиру Киевскому, самодержцу Русской земли. Святой же благоверный и великий князь Георгий Всеволодович — правнук святого благоверного и великого князя Владимира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

Святой благоверный князь Всеволод, нареченный во святом крещении Гавриилом, был сыном великого князя Мстислава, сына знаменитого Владимира Мономаха 1321 . В 1117 году престарелый Владимир Мономах посадил сына своего Мстислава в Киевском Белгороде 1322 , чтобы иметь в нем помощника себе, а внука своего, сына Мстислава, блаженного князя Всеволода, поставил князем на его место в Новгороде. Блаженный князь Всеволод проводил богоугодную жизнь и справедливо управлял вверенным ему княжеством, как то и подобает православным князьям. Он отличался всякими добрыми делами и добрым нравом: был богобоязнен, правдив, тих и кроток и ко всем равно имел нелицемерную любовь. Князь Всеволод любил созидать храмы Божии, любил церковный и монашеский чин, давал им щедрую милостыню и чтил их, как братию Божию. Памятником его ревности к созиданию церквей служит построенный им на торговой новгородской площади, на Петрятине дворище, великолепный храм во имя св. Иоанна Предтечи, с придельным храмом, снабженный дорогими иконами, весьма ценным Евангелием и всеми богослужебными книгами; особой грамотой он обеспечил содержание храма и причта, частью из пошлин со всех предметов торговли, из которых также значительная часть шла на содержание Софийского собора. Благочестивый князь был заступником вдов и сирот, был милостив к нищим, упокоевал немощных и раздавал обильную пищу. В 1132 г. отец блаженного князя Всеволода Мстислав 1323 скончался в Киеве, и великий престол киевский занял брат Мстислава Ярополк, который отдал Всеволоду южный Переяславль, считавшийся старшим после Киева 1324 . С неудовольствием отпустили новгородцы Всеволода; между тем младшие сыновья Мономаха, дяди Всеволода, восстали за Переяславль против великого князя, предполагая, что он хочет сделать племянника наследником киевского престола. Один из этих князей, Юрий Владимирович 1325 , поднял оружие против Всеволода и хотел взять Переяславль. Святой же, услышав об этом и избегая междоусобия, без кровопролития ушел из Переяславля в Новгород, оставив Переяславль князю Юрию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1. Святой Благоверный Великий Князь Андрей Боголюбский Князь Андрей, второй сын Киевского Великого князя Георгия Владимировича Долгорукого – Мономаха; родился в 1110 г.; около 1135 г. вступил в брак с дочерью богатаго Суздальского боярина Кучки, или Кучковича, владельца тех мест, где ныне находится Москва 1 . По смерти отца своего, Кн. Андрей основал в 1157 г. новое Великое Княжение Суздальское или Владимирское. В молодых своих летах Князь Андрей действовал за отца , исполняя только его намерения, и потому первую половину его жизни можно назвать училищем, в котором образовывался будущий сильный Властитель Суздальский или Владимирский. От природы Андрей был крепок и силен, мужественен и неустрашим 2 . Так, в 1149 г. при осаде г. Луцка Князь, быв окружен с двумя своими воинами, толпою врагов, раненый, с переломленным копьем, под градом каменьев, сыпавшихся со стен, бился с непреодолимым мужеством; и когда кто-то из венгров занес на него свою рогатину, он убил его и вырвался из сечи 3 . Но вот особенно прекрасная черта Князя Андрея! Был он сколько храбр и неустрашим, столько же мягкосерд и добродушен. Когда Изяслав Мстиславич (Вел. Кн. Киевский), после шестинедельной осады г. Луцка, доведенный до крайности, начал просить у Георгия Владимировича мира, Андрей старался преклонить отца на милость, тогда как старший его брат, Ростислав, и особенно Юрий Ярославич (внук Ярополка), всячески побуждали его к войне. «Отче господине, говорил тогда Андрей, милостивый на свой род, а паче всего на христиан, не слушай Ярославича, примири к себе сьновца (братнего сына – племянника, не губи своей отчины.       Помяни слово Писания: «Се коль добро и красно, еже жити братии вкупе». Отец исполнил его просьбу 4 . После немалой борьбы за Киевское престолонаследие, Георгий Владимирович достиг, наконец, своей цели – взошел в 1154 г. на Великокняжеский престол. Андрею, как усердному своему сподвижнику в бранях, он дал в удел г. Вышгород (ныне село, находящееся не в дальнем расстоянии от Киева на берегу Днепра) 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Пустынки. Успенский Пустынский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1380. Адрес: Могилёвская область, Мстиславский район, Пустынки Координаты: 54.101082, 31.746551 Проезд:от Мстиславля в сторону Монастырщины до Пустынки. Возле границы с Россией Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Успенский Пустынский монастырь основал князь Симеон Мстиславский в 1380 году, в благодарность за исцеление от слепоты, на источнике где была явлена икона Божьей Матери. Здесь служил будущий митрополит Московский Филарет. После долгого запустения монастырь восстанавливается. В 2003 году начал проявляться лик Спасителя в бывшем корпусе настоятеля. Восстановлен храм над источником восстанавливают колокольню, монастырь действует. Храмы расположены в одну линию от колокольни к источнику, Успенский, Покровский, Рождества Богородицы. Пустынский Успенский монастырь, 2 класса, в 8 верстах от города Мстиславля. Основан в XIV веке родоначальником князей Мстиславских — Симеоном Лугвением, сыном Ольгерда; в 1601 году впал в унию, из которой освободился в 1839 году. В церкви Успения в киоте, за правым клиросом, хранится весьма древняя чудотворная Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая, явившаяся жившему в первой половине XII века владетельному Мстиславскому князю Симеону, который, по своим молитвам, получив исцеление от поразившей его слепоты, через омовение своих глаз водою из чудесно указанного ему в сонном видении источника, узрел в ветвях росшей над этим источником тенистой липы сияющую благодатным светом икону Богоматери. Эта святая икона, представляющая собою поясное изображение, имеет 7 3/4 вершка в высоту и 6 5/8 — в ширину; Богоматерь на этой святой иконе изображена склонившей Свою голову к приникшему с левой стороны к Ее ланите Богомладенцу, голова Которого, как и Богоматери, увенчан короной; празднование в честь этой святой иконы совершается в монастыре 15 августа. При монастыре двухклассная земледельческая школа, в которой воспитываются на полном содержании монастыря до 100 учеников.

http://sobory.ru/article/?object=18146

Легенда о граде Китеже Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Понырко Легенда о Китеже дошла до нас в литературной обработке старообрядцев: «Книга глаголемая летописец» в своем окончательном виде сложилась во второй половине XVIII в. в среде одного из толков старообрядцев-беспоповцев – бегунов. Но обе составные части памятника, достаточно обособленные и самостоятельные, уводят в XVII в. При этом в первой части, повествующей о князе Георгии Всеволодовиче, убиении его Батыем и разорении Китежа, отразились предания, восходящие ко временам Батыева нашествия. Как ни легендарно сказание и как далеко не верны приводимые исторические даты, в основу его легли действительные события. «Святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович»– это великий князь владимирский и суздальский Георгий II Всеволодович, сражавшийся с войском Батыя и сложивший голову в неравной битве на р. Сити. Связь Малого Китежа (Городца) с именем Георгия Всеволодовича имеет вполне историческую подоплеку: с 1216 по 1219 г. (до занятия Владимирского стола) князь отъезжал туда на удел; в 1237 г., когда полчища Батыя подступили ко Владимиру, Георгий Всеволодович ушел в Ярославскую землю, в пределах которой и находились оба города – Большой и Малый Китежи и где состоялась проигранная русскими битва. Конечно, легендарный образ князя не вполне идентичен историческому. Георгию Всеволодовичу придана вымышленная родословная: он ведет свой род от святого князя Владимира и приходится сыном святому Всеволоду Мстиславичу Новгородскому. Эта придуманная генеалогия, не соответствующая действительной родословной князя Георгия, усиливает мотив святости – ведущий мотив легенды. Вторая часть «Книги глаголемой летописец» – «Повестъ и взыскание о граде сокровенном Китеже» – лишена всякого исторического фона, она принадлежит к типу легендарно-апокрифических памятников, трактующих о земном рае. Образ «сокровенного» града Китежа стоит где-то посредине между «земным раем» древнейших русских апокрифов и Беловодьем, легендарным счастливым краем, ставшим столь популярным среди русских крестьян в XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н.И. Гиббенет Приложение ко второй части I. Грамоты царя Алексея Михайловича, посланные с иеродьяконом Мелетием, греком, ко вселенским патриархам с приглашением их прибыть в Москву лично или прислать вместо себя экзархов, для постановления нового патриарха московского, по случаю оставления патриархом Никоном святительского престола. 26 Декабря 1662 года. 1. К патриарху константинопольскому Дионисию Бога безначального и присносущного всеми царствующего и вся содержащего во трех ипостасях и во единстве существа славимого милостию, мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея великие и малые и белые России самодержец московский, киевский, владимирский, новгородский, царь казанский, царь астараханский, царь сибирский, государь псковский и великий князь литовский, смоленский, тверской, волынский, подольский, югорский, пермский, вятский, болгарский и иных государь и великий князь новгорода низовские земли, черниговский, рязанский, полоцкий, ростовский, ярославский, белоозерский, удорский, обдорский, кондинский, витебский, мстиславский и всея северные страны повелитель и государь Иверские земли Карталинских и Грузинских царей и кабардинские земли черкаских и горских князей и иных многих государств и земель восточных и западных и северных отчичь и дедичь и наследник и государь и обладатель. Председателю святые восточные церкви священных престолов, преблаженнейшему и благочестивейшему архиепископу Константинополя, Нового Рима, пастыреначальнику престола первозванного от первопастыреначальника, Христа, и вселенскому патриарху кир Дионисию. Нелицемерные любви, глубокого мира, и твердого постояния во благочестии церкви Христовы восточные, здравия же и благоденствия вкупе и душевного спасения, от Господа Бога и Спаса нашего, Главы нашей единой святой соборной и апостольской церкви, краеугольного нерукосечного камене Иисуса Христа, совокупившего разстоящая естества со всем сущим вашея святыни под паствою стадом, священного же и мирского сословия православия, усердно сподобитися приветствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Преподобнии отцы всечестнии, Феодоре и Давиде и Константине, добрыми детельми возшедше, аки на колесницу, к Богу востекосте, победныя почести приемлюще, и, яко милоти, телеса ваша нам, положена во гробе, отцы, остависте источати исцеления и прогонити духи лукавыя; темже блажим вас, прехвальнии. (Стихира ) Святая Православная Церковь каждогодно три раза 1 празднует память святых благоверных князей Феодора и детей его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Эти угодники Божии жили в очень отдаленное время, когда Русская Православная Церковь обиловала сонмом святых Божиих и великих подвижников. В то время обширное русское государство не находилось еще под благотворным управлением единого владыки-царя, а представляло собой сеть разрозненных княжеств, имевших отдельных князей из потомков Рюрика. Одним из замечательных князей и по внешней деятельности, полезной для блага Руси и отчины, и особенно по своему благочестивому образу жизни является в северной Руси благоверный князь смоленский и ярославский Феодор, дети которого Давид и Константин высокими нравственными качествами и христианскими добродетелями вместе со своим благочестивым родителем представляют одинаково назидательный образец жизни для христиан всех времен. Князь Феодор, получивший в истории прозвание Черного, был сын великого князя смоленского Ростислава Мстиславича, внук великого Мстислава Давидовича, праправнук Владимира Мономаха и в девятой степени потомок святого равноапостольного князя Владимира 2 . По словам древнего биографа его иеромонаха Антония 3 , князь Феодор с юных лет был воспитан в страхе Божием. Чуждаясь детских игр и обычаев и вообще самых невинных развлечений, Феодор с тщательным вниманием и усердием занимался чтением священных книг и особенно изучением божественных догматов и уставов святой Церкви, которыми с любовью наполнялось его сердце. Княжий юноша не был чужд и воинских доблестей своего возраста и мужества своего рода; необычайной силой, воинской отвагой и красотой он превосходил сверстников. Наилучшим же украшением князя Феодора было строгое соблюдение чистоты душевной и телесной, и много утешались родители его, видя в нем столь прекрасный цвет разраставшихся добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Скачать epub pdf Май 13 Гликерия праведная, Новгородская Святая праведная дева Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась она около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София – Ипостасная Премудрость Божия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные – Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский ; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столбенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский, святой князь Владимир, святая княгиня Анна, блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Кочанов; в пятом ряду святые Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

XXVII. Новгород-Северский, Путивль, Кромы Прошли безвозвратно счастливые дни Бориса Годунова. Бедствие и невзгоды посыпались на его дотоле не знавшую неуспеха голову и приучили его к неудачам. Казалось, всё вооружилось против надменного царя... Таинственное имя, ужаснувшее царя Бориса, уже перестало быть грозным призраком: самозванец хозяйничал уже в пределах Московского государства. Годунов долго колебался. Ему не хотелось воевать с бродягой, но когда все предупредительные средства не удались, пришлось принять унизительный для царя вызов. Четыре месяца Годунов медлил. Самозванец за это время перешёл Днепр, устроился в Северской области и своим именем всколыхнул народные массы. Давно была пора оказать ему противодействие!.. Царь Борис велел набирать полки. В приговоре о наборе, однако, он должен был признаться, что „войска очень оскудели: одни, прельщённые вором, передались ему; многие казаки, позабыв крестное целование, изменили; иные от долгого стояния изнурились, издержались и разошлись по домам; многие люди, имея великие поместья и отчины, службы не служат ни сами, ни дети их, ни холопы, живут в домах, не заботясь о гибели царства и святой церкви“. Поэтому царь решил произвести поголовный набор всех способных носить оружие, „чтобы все патриаршие, митрополичьи, архиепископские, епископские и монастырские слуги, сколько ни есть их годных, немедленно собравшись с оружием и запасами, шли в Калугу; останутся только старики да больные“. По областям разосланы были указы о скорейшем сборе служилых людей под угрозой всяких наказаний и лишения имений ослушникам. С каждых 200 четвертей пахотной земли приказано было помещикам и вотчинникам выставлять ратника с конём, доспехом и запасом. Но при всех стараниях и угрозах под Брянском успели собрать только от 40 до 50 тысяч войска, которое разделилось на пять полков. Главным воеводой назначен был князь Феодор Иванович Мстиславский. Одновременно царь Борис переменил в Северской области некоторых воевод, но было уже поздно. Посланные им навстречу самозванцу в Чернигов воеводы, князь Н. Р. Трубецкой и окольничий Пётр Басманов, немного не успели дойти до этого города. Узнав о сдаче его, они с отрядом московских стрельцов и брянских детей боярских, с казаками из Кром, Белева и Трубчевска бросились в Новгород-Северский и приготовили его к обороне: укрепили острог, сожгли кругом все жилые постройки, согнали в острог местных стрельцов и казаков и сели в осаду, ожидая самозванца. Когда передовой отряд поляков потребовал сдачи города якобы законному государю, им ответили из крепости:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

с предисловием и примечаниями Павла Савваитова Содержание Книга Паломник с Богом починаем сказание мест святых во Цареграде Приложение 1 Приложение 2     Се же на уведение и на память и на молитву благоверным человеком. Антоний Новгородский. Издание археографической коммиссии. В ряду «путешествий Русских людей в чужия земли» после путешествия игумена Даниила к святым местам в Палестине первое, по времени, место принадлежит путешествию Новгородского архиепископа Антония в Царьград. Антоний, в мире Добрыня Ядрейкович (Андрейкович), совершил это путешествие в самых последних годах XII и, может быть, в первых XIII столетий 1 , еще бывши мирянином. Возвратившись в Новгород из Царьграда, откуда привез с собою «гроб Господень» 2 , Добрыня поступил в Хутынский Спасский монастырь и принял в нем пострижение с именем Антония. В 1211 году, Новгородцы, недовольные своим архиепископом Митрофаном, изгнали его из Новгорода и отправили на житье в Торопец; а на его место, без всякого сношения с Киевским митрополитом, избрали Антония, и отправили в Киев для посвящения. Поставленный в архиепископа, Антоний, по возвращении в Новгород, обратил палату предместника своего в церковь во имя преподобного Антония 3 , а для Софийского храма устроил воздвизальный крест с частию древа креста Господня 4 . В 1218 году, он заложил каменную церковь святой мученицы Варвары и устроил девичий монастырь, известный уже в 1188 году 5 . В том же (1218) году удалился из Новгорода князь Мстислав, принимавший деятельное участие в избрании Антония: а в след за тем прибыл из Владимира и Митрофан. Новгородцы на первый раз назначили ему для пребывания Благовещенский монастырь 6 ; когда же Антоний, в следующем году, отправился в Торжок, они опять ввели Митрофана в архиепископский дом, а к Антонию послали сказать: «иди, куда хочешь». Однако ж он, признавая себя законным владыкою, не послушался их, и возвратившись в Новгород, остановился в Нередицком Спасском монастыре. Не зная, что делать с двумя архиепископами, князь и граждане Новгородские отправили их к Киевскому митрополиту, и с ними послали двух доверенных лиц 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010