Смоленск Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 54.782635; 32.045287 Россия, Смоленск Смоленск, Смоленская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Центр области, граничащей с Беларусью. Расстояние от Москвы до Смоленска примерно 400 км к западу от Столицы. На р. Днепр. Население Смоленска – 356 тыс. Старый Смоленск расположен на пяти высоких холмах. Субъективно Ощущение большого, интеллигентного города. В белорусском акценте жителей и количестве белорусских товаров чувствуется его пограничность. Чувствуется она и в западной архитектуре старых зданий. Жителям присущи белорусские терпимость и гостеприимство. Патриархальность проявляется в котах на заборах, лае «злых» собак и снегирях на ветках (зимой). Необходимое и достаточное время знакомства со Смоленском – один день. История города [ править править код ] На перекрёстке трёх рек [ править править код ] Смоленск находится одновременно в верховьях Волги, Западной Двины и Днепра. Славянское племя смолян, поселившееся здесь, оказалось на перекрестье важнейших торговых артерий. Из одной водной системы в другую суда перетаскивали по суше. Говорят, что само название «смоляне» произошло от смоления многих судов. Так или иначе, благодаря торговле Смоленск уже в IX в. был известен в Византии как большой и многолюдный город. Варяги Аскольд и Дир, идя в 865 г. по Днепру, не отважились напасть на Смоленск и взяли более слабый город – Киев. Когда «могучий и вещий» Олег с войском плыл из Новгорода в Киев в 882 г., он без боя подчинил Смоленск власти князя Игоря. В 990 г. киевский князь Владимир Святой крестил смолян. В отличие от жителей Новгорода и многих других городов, смоляне приняли новую веру безропотно. В XII-XIII вв. это по-прежнему был богатый и сильный город. Договор с Ганзой смоленский князь Мстислав подписал от имени также Полоцка и Витебска, которые, очевидно, зависели от Смоленска. Под властью Литвы [ править править код ] До XIV в. русские часто грабили Литву и взимали с неё дань. (Тогдашняя Литва географически близка к сегодняшней Беларуси.) Однако, приняв православие и подчинившись единоначалию, она стала грозной силой. В 1404 г. литовский князь Витовт осадил Смоленск. Три месяца он обстреливал и штурмовал город без успеха. Но когда князь Юрий покинул Смоленск, отправившись в Москву за помощью, предатели сдали город.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленск

Святой благоверный великий князь Мстислав Владимирович Святой благоверный великий князь Мстислав Владимирович (во святом Крещении Феодор) родился 1 июня 1076 года. Когда ему было всего 12 лет, его дед, великий князь Киевский Всеволод (1078-1093), отправил внука княжить в Новгород. Новгородцы полюбили юного князя. В 1095 году они изгнали князя Давида, который ушел в Смоленск, и специально ходили в Ростов за благоверным князем Мстиславом. После смерти деда святой Мстислав занял свою вотчину Ростовский стол. В 19 лет юный князь одержал блестящую победу над своим дядей, Черниговским князем Олегом. Князь Олег убил его брата Изяслава и захватил Ростов и Суздаль, принадлежавшие благоверному князю Мстиславу. Святой не хотел проливать неповинной крови. Он желал примириться с дядей и просил его довольствоваться наследованным городом Рязанью. Но Олег уже собирался в поход на Новгород. Тогда благоверный князь Мстислав разбил его в сражении (1096), и Олег, потеряв Суздаль и Ростов, едва укрылся в Муроме. Святой Мстислав снова предложил мир и просил лишь вернуть пленных. Олег притворно согласился, и благоверный князь Мстислав распустил войско. В празднование великомученику Феодору Тирону, в субботу первой седмицы Великого поста, он спокойно сидел за обедом в Суздале, когда гонцы принесли ему весть, что князь Олег стоил на Клязьме с войском. В одни сутки благоверный князь Мстислав собрал войско и через 4 дня, когда к нему подошел брат, дал новое сражение. Олег в страхе бежал в Рязань, а святой Мстислав освободил пленников, вышел из Муромской земли и затем примирил Олега с великим князем Святополком (1093-1114) и своим отцом Владимиром Мономахом. Благодарный за милости Божии, благоверный князь заложил в 1099 году на Городище вблизи Новгорода храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Именно для этого храма было написано знаменитое Мстиславово Евангелие, дорогой оклад которого был сделан в Константинополе. В 1114 году благоверный князь заложил в Новгороде церковь во имя святителя Николая. Этот храм был знаком признательности святителю Николаю за исцеление. В тяжелой болезни благоверный князь усердно призывал на помощь святителя, мощи которого незадолго перед тем были перенесены в Бар (1087; память 9 мая). Святитель Николай в видении повелел послать в Киев за своей иконой, указав вид и меру. Посланные за иконой люди были задержаны на острове Липном разыгравшейся на Ильмене бурей. На 4-й день они обрели на воде ту самую круглую икону, которая была показана в видении. Больной князь приложился к иконе и получил исцеление. Впоследствии на месте явления иконы, на острове Липнем, был устроен монастырь с каменным храмом во имя святителя Николая.

http://patriarchia.ru/db/text/907714.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († сер. марта 1218, г. Торжок), блгв. кн. (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), сын новгородского, впосл. галицкого блгв. кн. Мстислава Мстиславича Удатного († 1228). В Новгородских I и IV летописях В. М. упоминается в период 2-го княжения Мстислава в Новгороде (1216-1218): отправившись в Киев в 1217 г., князь оставил в Новгороде супругу и сына (в Софийской I летописи это событие неверно датировано 1215 г.). В 1218 г. княжич сопровождал отца в Торжок, здесь В. М. заболел и умер. Из Торжка его тело было доставлено в Новгород и погребено 1 апр. в приделе Рождества Богородицы Софийского собора (см. Софии Святой собор в Новгороде ), в «головах у деда» - новгородского блгв. кн. Мстислава Ростиславича Храброго († 1180). Раки Мстислава Ростиславича и В. М. располагались в юж. Мартириевской паперти собора, где и были найдены при раскопках в 1955 г. (каменный саркофаг с остатками детской кирпичной гробницы на его крышке). Начало местного почитания В. М. можно отнести к 1439 г., когда Новгородский свт. Евфимий II (Вяжицкий) установил под 4 окт. панихидное поминовение новгородских князей и святителей, погребенных в Софийском соборе. В. М. упоминается в «Описании о Российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Местная канонизация В. М. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому установлено в 1981 г. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. М., 1997. Стб. 497, 502; Т. 3. М., 2000. С. 57, 257-258; Т. 4. С.197, 593; Т. 6. Вып. 1. Стб. 263, 274; Т. 42. СПб., 2002. С. 81-82. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 93-94; Сергий (Спасский). Т. 3. С. 553; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 74; Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. М., 1988. С. 132-134. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/150819.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Юрьев мужской монастырь Россия, г. Великий Новгород, ш. Юрьевское, д. 10. Монастырь святого великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия, на протяжении столетий традиционно именуемый Юрьев, принадлежит к числу древнейших обителей не только Новгородской епархии, но всей России. Он был основан в 1030 году сыном равноапостольного крестителя Руси, князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий и глубоко чтил своего небесного покровителя, во имя святого воина-мученика он создал монастыри в Киеве и Новгороде. Построенный князем Ярославом на берегу Волхова у самых его истоков монастырь первоначально был деревянным, как и его соборная церковь святого Георгия. Позже году повелением святого благоверного князя Мстислава Великого был заложен каменный храм. Сам великий князь Мстислав в это время находился в Киеве, попечение о строительстве собора полностью легло на игумена Юрьевской обители Кириака и сына Мстислава Всеволода, княжившего тогда в Новгороде. Величественный Георгиевский собор, по размерам уступающий только святой Софии Новгородской, по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры. Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному. Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря, было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора – мастер Петр, предположительно построивший также Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Это первое из известных имен древнерусских мастеров-строителей. Строительство собора продолжалось 11 лет. 12 июля 1130 года он был освящен во имя Георгия Победоносца Новгородским епископе Иоанном. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в нем упокоились Изяслав и Ростислав, сыновья новгородского князя Ярослава Владимировича; в 1203 году – принявший в монастыре постриг новгородский посадник Мирошка Несдинич; в 1233 году – князь Федор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году – Дмитрий Шемяка.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Освящение церкви святого мученика Георгия, что в Киеве, пред вратами святой Софии Подготовка текста, перевод и комментарии А. А. Савельева «Сказание...» – одна из русских статей Пролога, в его составе известна в списках начиная с XIV в. Однако событие, которому посвящена статья, следует отнести к началу 50-х гг. XI в., так как церковь св. Георгия в Киеве построена великим князем Ярославом Мудрым (ум. в 1054), а освящена первым русским митрополитом Илларионом (на митрополии с 1051 г.). Установленный в честь этого церковный праздник упоминается уже в начале XII в. (в месяцеслове Мстиславова евангелия, написанного до 1117 г.). Текст издавался неоднократно, последний раз Л. П. Жуковской (см.: Жуковская Л. П. Двести списков XIV–XVII вв. небольшой статьи как лингвистический и исторический источник (статья Пролога о построении церкви во имя Георгия Ярославом Мудрым)//Исторические традиции духовной культуры народов СССР и современность. Киев, 1987. С. 33–62). Текст издается по Успенскому списку ВМЧ (ГИМ, Синод. собр., 988 (786), лл. 1210–1210 об.). 26 НОЯБРЯ В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ. ОСВЯЩЕНИЕ ЦЕРКВИ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ, ЧТО В КИЕВЕ, ПРЕД ВРАТАМИ СВЯТОЙ СОФИИ Блаженный и вечно памятный всей русской земли князь Ярослав, названный в святом крещении Георгий, сын Владимира, крестившего русскую землю, брат же святых мучеников Бориса и Глеба. Захотел он создать церковь в свое имя, святого Георгия, и как пожелал, так и сделал. И как только начали строить ее, , что недостает работников. И увидев это, князь призвал тиуна и спросил: «Почему мало для церкви работников?» Тиун же ответил: «Господин, ведь дело это властительское, боятся люди, что, когда работу закончат, платы не получат». И сказал князь: «Если так, то я сделаю вот что». И приказал куны возить на возах в комары Золотых ворот. И объявили на торгу людям, что получит каждый по ногате в день; и стало много работников, и после этого быстро закончили церковь . И освятил ее митрополит Илларион месяца ноября в 26-й день, и стали в ней поставлять новых епископов. И повелел по всей Руси праздновать день святого Георгия 26 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фамилия эта принадлежит к числу древнейших в России и происхождение её покрыто мраком неизвестности. В одной из родословных книг, напечатанных во Временнике Московского общества истории и древностей, сказано, что князья Болховские происходят от правнука святого Михаила Черниговского, князя Ивана Андреяновича Звенигородского, имевшего прозвище «болх». Это несправедливо: во первых потому, что в бархатной книге князь Иван Андреянович показан бездетным и даже не сказано, чтобы он имел какое либо прозвище, а во-вторых потому, что князья Болховские не могли происходить от правнука святого Михаила Черниговского, когда сам святого Михаил Черниговский, из-за князей Болховских, ходил войною на Даниила Галицкого. Мы полагаем, что нынешние князья Болховские потомки древних князей Болоховских, первоначальное происхождение коих совершенно неизвестно, но которые были удельными князьями города Болохова в южной России, в веках двенадцатом и тринадцатом. Древний город Болохов (который недолжно смешивать с нынешним Болховом, основанным в шестнадцатом веке, в нынешней Орловской губернии) давно не существует. По разысканиям ученого Ходаковского, признанным за справедливые историографом Карамзиным, древний Болохов находился на берегах Буга восточного, по дороге из Киева в Галич (чермно-русский), в пределах нынешней Подольской губернии. Болохов и удельные князья его неоднократно упоминаются в древних наших летописях, а именно: в 1150 году Владимирко, князь Галицкий, шел из Галича в Киев чрез Болохов; в 1170 году, Мстислав II через Болохов бежал из Киева во Владимир-Волынский. В 1240 году, Даниил Галицкий взял города князей Болоховских: Деревич, Губин, Кобуду, Кудин-Бужский и Дядьков, и захватил в плен самих князей. На освобождение их вооружился, против Даниила, святой Михаил Черниговский. В следующем же году, старший сын святого Михаила, князь Ростислав, вместе с князьями Болоховскими и дружиною их, осаждал город Бакоту (на левом берегу Днестра, ниже Хотина). Князья Болоховские были, в древней России, единственными удельными князьями, не принадлежавшими к племени святого Владимира. От кого ведут они начало? от древних ли владетелей Древлянских, или от Ханов Половецких, неизвестно; несомненно только, что они были политиками искусными: долго держались на уделе, и при ужасном разгроме России Монголами, умели спасти удел свой от разорения, обязавшись сеять для Татар пшеницу и просо! Но в начале четырнадцатого века, Гедимин покорил землю Подольскую, изгнал князей Болоховских и овладел их уделом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Мучимый совестью от совершенного злодейства, Юрий нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Веневский Успенский монастырь, где и провел остаток жизни в покаянии и слезах. Раскаявшийся убийца скончался в 1408 г. и стал местночтимым святым. 15 июня. ПРАВМИР. Церковь празднует обретение мощей святой благоверной Иулиании Вяземской Иулиания была женой Вяземского князя Симеона Мстиславича. После завоевания Смоленска Литвой они разделяли изгнание из родной земли вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем. Великий князь Василий Московский дал им в удел город Торжок. Здесь князь Юрий прельстился красотой Иулиании и любыми путями пытался склонить ее к прелюбодеянию, но все усилия его были тщетны. Тогда во время пира Юрий убил мужа Иулиании, надеясь после этого насильно овладеть ею. Иулиания, защищаясь от насильника, ударила его ножом. Разъяренный Юрий гнался за ней с мечом, отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. После этого, как пишет летописец «…бысть ему грех и студ велик и с того бежал к Орде, не терпя горького своего безчестия». Произошло это в 1406 г. Мучимый совестью от совершенного злодейства, Юрий нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Веневский Успенский монастырь, где и провел остаток жизни в покаянии и слезах. Раскаявшийся убийца скончался в 1408 г. и стал местночтимым святым. Весной 1407 г. больной крестьянин увидел, что по реке Тверце плывет против течения тело убиенной княгини и услышал голос, повелевший собрать духовенство и совершить погребение тела у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка. В тот же момент больной исцелился от болезни. Воля святой мученицы была исполнена, и во время погребения многие больные чудесно исцелились. С тех пор ко гробу княгини постоянно приходили люди с верой в благодатную помощь святой. В 1815 г. разбирали старый Преображенский собор и стала видна часть гробницы. Больные, касавшиеся ее, получали исцеления. 2 июня 1819 г. В соборе был устроен придел в честь святой княгини. Драгоценная рака с мощами ее пребывала в новом Преображенском соборе. В 1918 г. собор закрыли. До 1930 г. мощи покоились в храме Архангела Михаила. С тех пор судьба их неизвестна.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-obret...

Скачать epub pdf 39. Борис Федорович Годунов (в иночестве Боголеп), царь и великий князь всей Руси потомок татарского мурзы Чета, сын царедворца Федора Ивановича Годунова от брака со Степанидой Ивановной (в иночестве Снандулия), известной только по имени. Родился (где – неизвестно) около 1551 г.; взращенный в хоромах царя Ивана IV Грозного, состоял при втором саадаке (приборе вооружения луком и стрелами) царском в походе до Серпухова в 1570 г.; был дружкой невесты на третьей свадьбе Ивана IV в 1571 г.; находился рындой при царевичах Иване и Федоре в шведском походе 1572 г.; сделан царским кравчим (шенком) и выиграл местническую тяжбу с боярином Василием Ивановичем Сицким в 1578 г.; сопровождал царя в Новгород и Псков в 1579 г.; пожалован саном боярским и на седьмой свадьбе царя Ивана IV был дружкой невесты в 1580 г.; подвергался большой опасности, засторонивая собою цесаревича Ивана от остня родительского (см. 99), и сильно изранен царем 15 ноября 1581 г.; больной и лечимый Строгановым, «купецкого чина человеком», посещен и обласкан царем в 1582 г.; по завещанию Ивана IV назначен 10 марта в состав пятичленной думы при молодом Федоре I, зяте своем, которым 31 мая, в день коронования Федора, возведен в сан конюшего с званиями ближнего великого боярина, наместника царств Казанского и Астраханского в 1584 г.; примирился с князьями Шуйскими, врагами своими, и назвался сыном князю Ивану Федоровичу Мстиславскому, первейшему боярину, которого он признал своим отцом в 1585 г.; сведав о замысле на свою жизнь и участие в нем старца князя Мстиславского, устроил невольное пострижение названного старца в монахи в 1586 г.; влиянием своим положил начало измерения и переписи земель, по крайней мере в Двинской области и на Волге, и 1587 г.; от излишней набожности потерял сына, пока единственного, велев его, больного, носить зимой в церковь (Василия Блаженного) и там поить святой водой, в 1588 г.; убедил царя Федора I учредить на Руси патриаршество в 1589 г.; находился при царе ближним, или дворцовым, воеводой в шведском походе 1590 г.; разбил под самой Москвой (на месте, где теперь Донской монастырь) Казы-Гирея, хана крымского, и награжден саном слуги, важнейшим боярского, 4 июля 1591 г.; именуясь в наказах послам «начальным человеком в земле (русской), ему приказанной», жестоко отомстил обвинявшим его в приводе, будто бы, Казы-Гирея к Москве в 1592 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

6 июля, ПРАВМИР. Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода — древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси — через Киев, Владимир и Москву. Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-vl...

Накануне дня памяти великомученика и целителя Пантелеимона Святейший Патриарх Алексий обратился с посланием ко всем верным чадам Русской Церкви 8 августа 2005 г. 16:15 Накануне праздника великомученика и целителя Пантелеимона, который Русская Церковь отмечает 9 августа, Святейший Патриарх Алексий обратился к всероссийской пастве с посланием. В нем Его Святейшество напоминает нам о подвиге великого святого и его особом почитании в России. Завтра в день памяти вмч. Пантелеимона Святейший Патриарх совершит Божественную Литургию на Афонском подворье в Москве (ул. Гончарная, 6). В богослужении примут участие архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий и епископ Дмитровский Александр. Послание Святейшего Патриарха Алексия всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 1700-летием мученической кончины святого великомученика и целителя Пантелеимона Историческая справка Святой Пантелеимон жил в III—IV веках в Малой Азии в городе Никомидия. Приняв в молодости крещение, он всю свою жизнь посвятил служению страждущим больным: посещал тюрьмы и лечил узников. Пантелеимон был арестован и предан мучительной смерти за христианскую веру. Чудотворные частицы мощей святого разошлись по всему миру. Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с XII века. Князь Изяслав, в крещении Пантелеимон, сын святого Мстислава Великого, имел изображение великомученика Пантелеимона на своем шлеме. Заступлением святого он остался жив в войне 1151 года. Почитание св. Пантелеимона на Руси особенно усилилось после 1169 года, когда русский скит на Афоне Ксилургу получил " на вечные времена " в свое владение опустевшую афонскую обитель во имя великомученика Пантелеимона, которую греки и поныне называют Россикон. В 1347 году сербский король Стефан Душан даровал обители в главу святого великомученика Пантелеимона, которая являлась родовой святыней сербского царствовавшего дома. С этого времени честная глава неизменно пребывает в русском монастыре. На Руси святой Пантелеимон целитель чтился и как покровитель воинов. В день памяти святого русские войска одержали также две морские победы над шведами (в 1714 году при Гангуте и в 1720 году при Гренгаме). Особым центром почитания Пантелеимона в России стал Петербург: в первой половине XVIII века в городе на Неве был воздвигнут Пантелеимоновский собор, ставший самым большим храмом в честь этого святого в России.

http://patriarchia.ru/db/text/31876.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010