И больше ничего. Но эта проповедь запечатлевалась в человеке. Она действовала на душу и сердце. Прошло более пятидесяти лет, как эта проповедь была сказана. Я ее помню. И она воздействовала точно. Если говорить фронтовым языком, она поражала точно в цель. И после этой проповеди ему запретили вообще говорить в церкви проповеди, как не имеющему семинарского образования. Эта тема уже другая. И сопротивление отца, и запреты на проповедования- это уже другая тема. Главное- то, что эта проповедь была на вход Господень в Иерусалим. Это со стороны праздника и начала седьмой седмицы. Со стороны природы в это время снег уже сходил почти полностью. И вот с правой стороны храма - склон, там был овраг, и он под лучами солнца ревел, шумел и нес бурные волны. Все мальчишки были там, конечно. После школы бежали туда. А это было очень опасно. Но мы все были там, потому что шли такие бурные потоки, торжество весны, которое совершается на глазах. Некоторые проваливались, мамы кричали: домой! Там можно было и утонуть. Это очень страшно. Но это бушевание было как раз на шестой седмице Великого поста. А на Страстной седмице все потихонечку успокаивалось. И вечером, когда идешь из церкви домой, то видишь, как поток усмирялся, его было все меньше и меньше. И только были музыкальные мелодии. Пение весенней воды. В православном календаре Вход Господень в Иерусалим, в отличие от других двунадесятых праздников, формально не имеет предпразднства, хотя Лазарева суббота накануне может рассматриваться как предпразднство, и совсем не имеет попразднства, так как за ним сразу следует Страстная седмица. Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажжённые свечи. На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (то есть пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы). Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.

http://radonezh.ru/text/besedy-o-bogoslu...

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями. Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлест, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба». Простой народ освящённым вербам придаёт особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Особой приметой Вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался: «вербный херувим». С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья святой Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз на Егория вешнего вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».   Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/text/besedy-o-bogoslu...

В различные годы читал курсы также в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте, Училище сестер милосердия при 1-ой Градской больнице. 25 февраля 1992 года ректором Московских Духовных Школ архиепископом Дмитровским Александром был рукоположен в сан диакона. 21 июля 1992 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II рукоположен в сан священника и назначен штатным священником храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве. Указом Святейшего Патриарха Алексия II 1 от 4 января 1994 года назначен и. о. настоятеля храма святой мученицы Татианы при МГУ. До января 1995 года, пока шел процесс подготовки необходимых документов, регистрации прихода, освобождения храма от прежних арендаторов, проходил приходское служение в Казанском соборе на Красной площади. К Пасхе 2000 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия Епископом Верейским Евгением, ректором Московской Духовной Академии и семинарии, был возведен в сан протоиерея. С 2001 года является членом редколлегии сборника «Богословские труды», издаваемого издательским отделом Московского патриархата. В феврале 2002 года определен членом совета Всероссийского Православного Молодежного Движения, отвечающим за работу со студенческой молодежью. С марта 2002 года является заместителем председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, главным инспектором Учебного комитета. 12 августа 2002 года награжден орденом святителя Макария III степени. 1 сентября 2002 года за успешные труды по духовно-нравственному воспитанию и просвещению молодежи получил премию «Обретенное поколение». В 2006 году присвоено звание профессора Московской духовной академии Является автором нескольких публикаций, из которых наиболее известны книги публицистического содержания: «400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни» и «200 детских вопросов и недетских ответов о вере, церкви и христианской жизни». И также принимал участие в написании первого вводного тома Православной энциклопедии, где им была написана статья «История духовного образования в Русской Православной Церкви»

http://lib.cerkov.ru/authors/462

Но Чаша – Едина, это та самая Чаша, что разделил Христос в со Своими учениками Сионской горнице на Тайной Вечери. И вот, во время Литургии Великого Четверга, когда, как никогда, переживается Единство Церкви, Единство всех любящих Христа в Боге, Единство Евхаристического благодарения, в котором Церковь, словно ракета, отделяя ступень за ступенью, поднимается в пространство вечности, в мир Царства Небесного, унося на своем борту всех любящих Бога.   В это мгновение все любимые – близкие и далекие – становятся рядом. Сердце и душа вырываются, облетают сначала Москву, город, который, несмотря ужасы нравов и архитектуры я люблю и не променяю ни на какой, даже самй красивый город мира. Душа летит, заглядывает в любимые храмы Кремль, Успенский собор, Святители московские, наше древо и история. Николокузнецкий храм, Свято-Тихоновский-институт, молодость, первые вселенские открытия. Летим на Северо-Запад: красного камня церковь Живоначальной Троицы в Останкине, бывшее Оптинское подворье, первый храм. На Юго-Запад — Андреевский монастырь, библиотека, звоны, а вот и белокаменная шатровая красавица — церковь Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищево – Великий канон, Троица, отец Сергий. Юго-Восток – Перевкинский монастырь, недавно построенные храмы в Люблино, один из которых вообще собран из строительных вагончиков…   Душа заглядывает в каждый храм, разделяет Трапезу Господню вместе со всеми «тамошними» — любимыми священниками, близкими друзьями, братьями и сестрами во Христе, и даже с самой ворчливой бабушкой, которая и в самый трепетный день не забудет сказать тебе: «Волосы-то убери под платок»… Облетев Москву, душа, словно следуя «духовной карте», ставшей образом Святой Руси на иконе Всех русских святых иконографии монахини Иулиании Соколовой, украшающей Никольский придел Маросейки, душа отправляется в города и веси, где в это мгновение тоже совершается Вселенская Божественная Литургия. Троице-Сергиева Лавра, Хотьково, Звенигород, Владимир, Суздаль, Новгород, Вологда, Ферапонтово, Санкт-Петербург, Свирь, Соловки… Соловки – особо дорогое место. Секирная гора, Преображенский собор, Анзер – с любовью и низким поклоном. На запад, на Юго-запад: Боровск, Шамордино, любимая Оптина – родина, дальше – по Киевскому шоссе…

http://pravmir.ru/velikiy-chetverg-soyuz...

Председатель Синодального отдела Русской Церкви по взаимодействию с Вооруженными силами Полностью сменить команду! У меня не было никаких ожиданий в связи с предыдущими президентскими сроками В.В. Путина, и нет никаких особых ожиданий или пожеланий в связи с его будущим сроком. Хочу пожелать Владимиру Владимировичу здоровья! Впрочем, могу повторить истину, которую высказал еще Святейший Патриарх Алексий : «Чем больше храмов — тем меньше тюрем». А если помечтать, то совершенно необходимо восстановить нравственную жизнь народа и устранить то, что ее разрушает. Надо исправлять последствия преступлений прошлого давнего и не очень и приносить плоды покаяния. То есть государство должно на бюджетные, то есть народные, деньги  восстановить все храмы, взорванные безбожной советской властью. И твердо и последовательно заняться нравственным очищением атмосферы, в которой живет наш народ, а уж потом будут и успехи в экономическом, военно-политическом и  так далее возрождении страны. Как это сделать я не знаю. Думаю, нужно решиться начать это дело, а финансовые, юридические и другие алгоритмы будут разработаны. Последнее, что я хочу пожелать Президенту — это полностью сменить команду. Без новых людей у него ничего хорошего сделать не получится. Протоиерей Сергий Правдолюбов Магистр богословия, настоятель храма Святой Троицы в Троице-Голенищеве Не препятствовать прославлению новомучеников! У меня одно пожелание: открыть архивы для возможности прославления новомучеников и не препятствовать в этом тем людям, которые читают следственные дела. Ибо Церковь укрепляется мучениками. Это самое главное пожелание. По всем существующим в мире законам 75 лет — это срок, после которого в любом случае открываются архивы. Почему этого не делает наш Президент? Откройте архивы — и оздоровится положение в стране, и расцветет Церковь. И сама Церковь будет исполнять свои обязанности перед народом гораздо лучше, чем сейчас, когда Ее все ругают. Игумен Петр (Еремеев) Ректор Российского Православного университета Добрых помощников в области образования!

http://pravmir.ru/pozhelaniya-vladimiru-...

Последними словами Константина Михайловича стали «Отче наш». Его жена рассказывает: «Я ему стала читать Господню молитву, вижу, что он умирает, и все думаю: вызвать скорую или нет? Думаю: если не вызову, буду потом себя ругать, — и все же вызвала. В 13.30 они приехали — и констатировали смерть: эта страшная прямая линия на кардиограмме... Все же чувство было какое-то светлое: главное — он причастился в этот день и умер спокойно, мирно...» Отпевание прошло в храме Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево. Храм был полон, от имени ректора и преподавательской корпорации Академии прощальное слово над гробом почившего произнес проректор по воспитательной работе игумен Вассиан (Змеев). Проникновенные слова сказал настоятель храма протоиерей Сергий Правдолюбов, ученик почившего, вспомнив, как Константин Михайлович поддержал его, тогда сельского батюшку, на защите магистерской диссертации, сделав это по своему обыкновению тактично, но твердо. Искреннее соболезнование родным выразил профессор МДА К.Е. Скурат. Прощаясь со своим другом, с которым вместе поступал в академию в далеком 1951 году, он напомнил заключительные слова одного из стихотворений святителя Григория Богослова, утвердившего православное учение о Святой Троице, которыми он молился, чтобы прийти ему «в неколебимую обитель, где моя Троица и Ее сочетанное сияние, Троица, Которой и неясные тени приводят меня в восторг». «И теперь я глубоко верю, — завершил свое слово К.Е. Скурат, что Константин Михайлович, посвятивший свою кандидатскую работу трудам святого Григория, ныне наследовал ту самую обитель, к которой так стремился и Григорий Богослов. И теперь перед ним раскрылись все тайны Святой Троицы, какие только доступны человеку. Он теперь перед Престолом Божиим молится за всех нас. Он здесь всегда с таким радушием помогал всем, кто к нему обращался, а уж там и подавно будет всем нам помогать. И я верю, что он будет крепким молитвенником и за нашу духовную школу». Константин Михайлович Комаров был похоронен в Москве на Востряковском кладбище.

http://e-vestnik.ru/obituaries/11_vechna...

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве. Троицкая церковь в Троице-Голенищеве Карта и ближайшие объекты Церковь Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве Местность на берегу реки Сетуни, где некогда находилось село Голенищево, с середины XIV до начала XVIII века принадлежала русским митрополитам и патриархам. При святителе Алексие, бывшим с 1354 до 1378 года митрополитом московским и всея Руси, здесь были устроены митрополичьи или «райские» сады. В начале XV столетия село стало любимой летней резиденцией митрополита Киприана (1390-1406 годы) Он построил в Голенищеве деревянную «опричную» церковь во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Церковь эта была деревянной и находилась на Трехсвятской горке. Особенно в Голенищеве любил бывать митрополит Иона (1448-1461 годы), много сделавший для его благоустройства. В 1474 году митрополит Геронтий (1473-1489 годы) повелел поставить здесь деревянный храм во имя святого апостола Иоанна Богослова: «…в лето 6782 преосвященный Геронтий митрополит всея Руси вниз по реке Сетуни в той же Голенищевской земле, у Алексеева Чюдотворцева сада церковь поставил Иоанна Богослова и двор сряди и с теремы и с погребы и с ледники и с всем устроил» Дата сооружения первого Троицкого храма на месте церкви Иоанна Богослова в настоящее время не установлена. Впервые деревянный храм во имя Святой Троицы упоминается в 1627 году. К этому времени село уже называлось Троицкое-Голенищево: «…великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея Русии вотчина Троице-Голенищево, а в селе церковь Живоначальной Троицы, да в придел Леонтия Ростовского, деревяныя клецки, а в церкви образы, и свечи, и книги, и на колокольне колокола, и всякое церковное строение государево патриаршее…» Менее чем через двадцать лет деревянную церковь перевели в село Троицы Сельцы, а на ее месте началось возведение великолепного каменного храма. Для того, чтобы строительство велось без задержек, митрополит Филарет Никитич повелел устроить у Воробьевых гор неподалеку три печи для обжига кирпича из местной глины. По его указу этот кирпич поставлял к месту строительства «патриаршие Саввинские слободы крестьянин Леонтий Кострикин»

http://sobory.ru/article/?object=02279

беседы о богослужениях Великого поста. У микрофона протоиерей Сергий Правдолюбов настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево. 27.03.2014 06:41:43 Кульков Сергей Андреевич - Добрый день, дорогие братья и сестры. Добрый день, слушатели радио «Радонеж». В начале этого часа вы услышите беседы о богослужениях Великого поста. У микрофона протоиерей Сергий Правдолюбов настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево  - Праздник входа Господа в Иерусалим- это такой большой праздник, такое торжество! Песнопения были особенные, молитвы, стихи. А еще я вспоминаю свое школьное отношение к празднику. Мне захотелось узнать поточнее, что происходило в Иерусалиме в этот день. Я предпринял свой маленький богословский труд. Переписал из Евангелия одного, из Евангелия другого, из Евангелия третьего. А потом стал сравнивать и совмещать. Эта работа проделана давным- давно множеством людей. Но для ребенка было полезно понять и прочувствовать, как происходило это событие. И когда я уже во взрослом состоянии посетил святой град Иерусалим, я увидел то, что в детстве себе только представлял. Это была очень большая радость, понимание и ощущение того, что написали евангелисты. И второе воспоминание праздника входа Господня в Иерусалим- проповедь моего отца. Мой отец Анатолий был такой проповедник, о котором трудно передать то, как он говорил проповеди. Это необъяснимое даже не искусство, а вдохновение и благодать. И когда настоящий проповедник говорит, то ты не можешь объяснить механизм воздействия его проповеди на тебя самого. А сам проповедник тоже не может понять и объяснить, почему он так говорит. Он сам удивляется тому, что он говорит и как. Эта проповедь моего отца никаких новых богословских мыслей не открывала. Никаких новых, нестандартных, оригинальных мыслей не приносила. Но он говорил так, как мог говорить только древний святитель. Криминал в проповеди был. Это были хрущевские годы. И отец сказал такие слова: вы запрещаете ходить детям в храм божий, вот они стоят здесь. И как Господь говорит, из уст младенцев и грудных детей устроил хвалу. И если они замолчат, то камни возопиют. Вот это я помню. Это был криминал. Нельзя было разрешать детям ходить в церковь при Хрущеве.

http://radonezh.ru/text/besedy-o-bogoslu...

К 700-ЛЕТИЮ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО 14.07.2014 07:53:35 Протоиерей Сергий Правдолюбов - Я приветствую в нашей студии протоиерея Сергия Правдолюбова, доктора богословия, нашего постоянного автора, настоятеля храма Святой Троицы в Троице-Голенищево в Москве, передачи с участием которого (беседы, проповеди) вы так любите, цените и так горячо обсуждаете. Во всяком случае, можно смело сказать, что все, что мы записали на «Радонеже» с отцом Сергием, то, что прозвучало на наших волнах, является подлинно «золотым фондом» нашей радиостанции. Сегодня мы собрались почтить память Великого подвижника Земли Русской Преподобного Сергия. 700 лет отмечаем мы в этом году… Говорят по-разному: «700 лет со дня рождения», некоторые просто: «700 лет Преподобному Сергию»… Отец Сергий, но ведь мы вспоминаем о Преподобном не только в юбилейные годы, конечно же – это нечто большее, чем «летнее воспоминание». Это символ, наверное, России, настоящий символ духовной России? - Да. Но Преподобный Сергий является не только символом: он живой человек. И он взаимодействует со всеми людьми, которые к нему как-то относятся. У Владыки Святителя митрополита Филарета (Дроздова) есть прекрасные слова: «Полюби Преподобного, и он тебя полюбит»… И еще сказаны Ключевским прекрасные слова, звучащие примерно так: «Кто покажет мне ту келию, в которой и света нету, только лишь лучина горит, а души молящихся сияют ярче всякого света». И Лавра в понимании многих – это тот древний монастырь, который всех-всех людей привлекает сегодня к себе… И если мы действительно любим, то всю жизнь, с самого ее начала, с первого паломничества в Троице-Сергиеву Лавру, и до конца ее, - мы ощущаем на себе воздействие Преподобного Сергия. Я хочу сразу оговориться: «мы» - это те люди, которые просты душой, которые молятся, которые к Богу близко. И таких людей много и очень много. Лично про себя хочу рассказать, что я всю свою жизнь (пока я еще живу) пытаюсь представить себе и понять личность Преподобного Сергия. Трудности при этом – очень большие! Он был смиренный человек, я – гордый. Он не рвался ни к каким знаниям и ученым степеням, а я – всю жизнь рвался. И как же, интересно, мне его почувствовать, как понять? Очень трудно!..

http://radonezh.ru/analytics/k-700-letiy...

В Болгарии сняли фильм о святителе Киприане, премьера состоится 14 мая София, 10 мая 2007 г. 14 мая 2007 года, в 18 часов (болгарского времени), в Большом зале Русского культурно-информационного центра в Софии состоится премьера документального фильма “Святитель” (продолжительность 54 мин.). Он посвящен святителю Киприану Болгарину – митрополиту Московскому и всея Руси. Снятый Болгарским национальным телевидением фильм расскажет о великом духовном пастыре XIV века и покажет важнейшие места, связанные с его жизнью. Зрители побывают в родном городе святителя – старой болгарской столице Велико-Тырново, в Килифаревском монастыре, где он принял монашество, и в монастыре Святой Троицы – последней обители, в которой подвизался на болгарской земле святитель Киприан. Со Святой горы Афона, связанной с определенным периодом духовного подвига святителя, киноповествование перенесет зрителя в Салоники и Константинополь. Съемка большей части фильма была осуществлена в Москве – городе, ставшем символом великого служения митрополита Киприана. Документальная лента покажет: Трехсвятительскую горку в Троице-Голенищево, где находилась загородная резиденция святителя, в которой он развивал свою огромную просветительскую деятельность и где скончался 16/29 сентября 1406 года; Сретенский монастрырь, основанный им после сретения иконы Святой Богоматери Владимирской в 1397 году; Спасо-Андроников монастырь, чей каменный храм митрополит Киприан построил на свои средства; раку с мощами митрополита Киприана в Успенском соборе Московского Кремля. Впервые перед широкой публикой будут показаны оригинальные рукописи святителя Киприана, хранящиеся в Московской государственной библиотеке. Вместе с русскими и болгарскими учеными и духовниками в фильме принял участие наместник Сретенской обители архимандрит Тихон, с которым автор фильма Горан Благоев и оператор Христо Обрешков разговаривали 30 сентября 2006 года во время чествований святителя Киприана в Сретенском монастыре. Наряду с ролью святителя Киприана как основателя Сретенской обители, Его Высокопреподобие подчеркнул и вклад святителя Киприана в возвышение Москвы в качестве объединяющего центра русских земель. Документальный фильм “Святитель” спродуцирован Болгарским национальным телевидением с благословения Его Святейшества Болгарского Патриарха Максима и Священного Синода Болгарской Православной Церкви. Премьера фильма организована при содействии Русского культурно-информационного центра в Софии, Болгарского представительства Международного Фонда единства православных народов и Русского просветительского общества “Луч” в Софии, чьим председателем является Янина Алексеева. Показ фильма по Каналу 1 Болгарского национального телевидения запланирован с 22,45 ч 21 мая 2007 г., в канун праздника 24 мая - Дня славянской письменности и болгарской культуры. 10 мая 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22004.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010