Первым настоятелем (1924-1936 гг.) был протоиерей Александр Иванович Крылов. Вторым — сщмч. Александр Троице-Голенищевский (Орлов), зять прот. Александра Крылова; осужден и казнен на Бутовском полигоне осенью 1937-го. Как сказано в выписке из протокола заседания Тройки при УНКВД от 9 октября 1937 года: «…агитировал женщин водить детей в церковь». Причислен к лику святых в 2007 году. Оба священника до переезда в сельцо Семёновское служили в домовой церкви Святителя Николая Чудотворца в Доме призрения имени братьев Боевых на Стромынке (г.Москва). Храм Пресвятой Троицы в селе Семеновском (Троицкая Церковь) был построен в 1924 г. на средства и силами жителей села по инициативе семьи священников Крылова и Орлова. Интересной деталью истории Семёновского стало то, что православная каменная Троицкая церковь - едва ли не последняя из возникших в годы советской власти на территории современной Москвы. Рядом с ней было устроено кладбище. Последним настоятелем храма был протоиерей Александр Орлов, расстрелянный на полигоне в Бутово в 1937 г. Канонизирован Русской в лике Священномучеников. Храм функционировал до 1938 г., затем в нём располагалась фабрика игрушек, с начала Великой Отечественной войны и до 1946 г. склады. Разрушена она была в середине 1950-х годов во время застройки Семёновского. Сейчас на её месте находится «Зоомагазин» (Ленинский проспект, д. 70). Что касается кладбища, оно было сравнено с землей в конце 1930-х гг. в связи с прокладкой дороги — будущего Ленинского проспекта. Перезахоронения были сделаны в селе Воронцово. В 1929 г. в селе был основан колхоз, но загнать всех жителей Семёновского в него удалось лишь к 1931 г. после раскулачивания трёх местных семей — Костигиных, Филипповых и Находившееся в ближайших пригородах столицы, село в 1958 г. было включено в городскую черту, а к 1964 г. окончательно исчезло с лица земли, уступив место массовой жилой застройке. К сожалению, его название никак не отражено в современной городской топонимике. В настоящее время единственный православный храм – строящийся храм святых равноапостольных князя Владимира и Ольги.

http://sobory.ru/article/?object=34870

Проект документа «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века», подготовленный Межсобоным присутствием РПЦ, собрал уже немало откликов. Предлагаем читателям нашего портала мнение об этом документе протоиерея Сергия Правдолюбова, настоятеля московского храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево. В ходе обсуждения Проекта Межсоборного присутствия «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века» не раз высказывались мнения о том, что Проект не решает проблемы «понимания» богослужения нашей Церкви, которое следует просто перевести на русский язык. Такое суждение было высказано на сайте Свято-Филаретовского института и священником Георгием Кочетковым, сообщившим, что сам он прошел все стадии адаптации церковнославянского языка и в конце концов пришел к выводу, что его следует вовсе упразднить. Это же мнение высказывают на форумах и его приверженцы. В связи с актуальностью данной темы предлагаем статью о результатах такой деятельности – о переводах на русский язык Херувимской песни архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана (Елецких). 16 июня 2011 Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства в период в период с 29 января по 01 октября 2010 года. 13 апреля 2011 года проект был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха. Рассмотрев проект 15 июня 2011 года, президиум Межсоборного присутствия постановил разослать его в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов и опубликовать с целью дискуссии. На портале «Богослов.Ru» и в Официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающим предоставляется возможность оставлять свои комментарии. 16 июня 2011 Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства в период в период с 29 января по 01 октября 2010 года. 13 апреля 2011 года проект был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха. Рассмотрев проект 15 июня 2011 года, президиум Межсоборного присутствия постановил разослать его в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов и опубликовать с целью дискуссии. На портале «Богослов.Ru» и в Официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающим предоставляется возможность оставлять свои комментарии.

http://bogoslov.ru/prisutstvie/?page=3?p...

Изображения А. как юного мученика, с крестом в руке, в рост или полуфигурно, широко распространены на фресках Каппадокии: капеллы 1 (Аль-Назар), 9, 11 (ц. св. Евстафия) в Гёреме, кон. X в.; в Тавшанлы-килисе, 950-960 гг.; капелла 4, 913-920 гг., и Айвалы-килисе в Гюлю-Дере; в Хуазинтен-килисе в Ихларе, нач. X в.; в Белли-килисе I в Соганлы, кон. X в.; в ц. вмц. Варвары в Соганлы, 1021 г. Если в большинстве указанных храмов А. изображен в типе мученика, облаченного в плащ с таблионом и с крестом в руке, то на фреске в капелле 23 (Каранлык-килисе) в Гёреме, 1210 г., А. представлен в рост в воинских доспехах, с копьем в руке. В настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и нартексе ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг., изображено мученичество - усекновение мечом А. и с ним пострадавших; на рус. минейной иконе (на март) кон. XVI в. из Вологды (ВГИАХМЗ), в настенном минологии ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг., представлен только А. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., называет усеченными вместе с А. святых Пуплия, Ромила, Тимолая, двух Александров и Дионисиев; там же есть указание на то, что мучеников А. и Пуплия следует изображать старцами, остальных - юношами (Ч. 3. § 22. Март 15). Строгановский иконописный подлинник, посл. треть XVIII в. (БАН. Строг. 67.1) предлагает изображать А. вдвоем с мч. Александром, напр. на рус. минейной иконе сер. XVII в. из собрания музея в Реклингхаузене. А. посвящен сев. придел в московском храме Св. Троицы в Троице-Голенищеве, XVII в., где находится совр. икона А. и пострадавших с ним. Ист.: BHG, N 1193; Euseb. De mart. Palaest. 3; ActaSS. Mart. T. 3. P. 476-477; SynCP. P. 537, 558; ЖСв. Март. С. 315-316. Лит.: Δουκκης. ΜΣ. Μρτιος. Σ. 225; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 8. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 209; Сорок сороков. М., 1995. Т. 4. С. 89-92. 23; В. Календар у старом живопису српском: (Фреске с. у Старом Нагоричину)//Старинар. 3-я сер. Београд, 1923. N 1. C. 6; Restle. Bd. 2. N 128; Lechner M.//LCI. Bd. 5. Sp. 44; Менолог. С. 277, 295, 386; Abb. 20, 146, 230, 388, 436.

http://pravenc.ru/text/63108.html

В Московской епархии прошло пастырское совещание Москва, 17 апреля 2008 г. 16 апреля в Новоспасском мужском ставропигиальном монастыре в Москве под председательством викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председателя Богослужебной комиссии Русской Православной Церкви архиепископа Орехово-Зуевского Алексия прошло пастырское совещание Московской епархии, посвященное проблеме нарастания модернистских, неообновленческих тенденций в Русской Православной Церкви. С докладами и сообщениями выступили: наместник Сретенского мужского ставропигиального монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), настоятель храма святителя Николая в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма св. Иоанна Воина на Якиманке протоиерей Николай Смирнов, член Епархиального совета Москвы протоиерей Леонид Ролдугин, настоятель храма Троицы Живоначальной в Троице-Голенищево протоиерей Сергий Правдолюбов, протоиерей Владимир Переслегин, клирик подворья Валаамского монастыря в Москве священник Игорь Белов, протоиерей Андрей Правдолюбов (Рязанская епархия), председатель Богослужебной комиссии при епархиальном совете Москвы игумен Феофилакт (Безукладников), настоятель патриаршего подворья при Николо-Перервинском монастыре протоиерей Владимир Чувикин, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках, член Богослужебной комиссии при епархиальном совете Москвы протоиерей Александр Дасаев, клирик храма Сорока мучеников Севастийских, главный редактор журнала «Наследник», духовник православного молодежного объединения «Молодая Русь» священник Максим Первозванский, главный редактор журнала «Благодатный огонь» Сергей Носенко, преподаватель Николо-Угрешской семинарии, кандидат богословия Валерий Духанин, ученый секретарь Научного совета по религиозно-социальным исследованиям Отделения общественных наук РАН, ответственный редактор журнала «Проблемы развития» Владимир Семенко  и др. Участники совещания выразили серьезную обеспокоенность тем, что в ситуации, когда Святейший Патриарх совершенно четко и недвусмысленно высказывается против каких-либо принципиальных реформ в Русской Православной Церкви, в том числе и богослужебных (каковая позиция разделяется подавляющим большинством членов Церкви), находятся отдельные миряне, клирики и даже епископы, которые говорят о планомерной подготовке ими таких реформ, под предлогом «миссионерской» доступности навязывают всевозможные искажения нашей святыни – апостольского и святоотеческого Предания, пытаются сокращать богослужение, переводить его на современный русский язык, осуществляют либерализацию пастырской и духовнической практики, призывают к сокращению и ослаблению постов, сокращению и ослаблению молитвенного правила, особенно перед причастием, что является путем к профанации таинств, прежде всего центрального таинства - Евхаристии.

http://pravoslavie.ru/26437.html

Возможно, в пику заезжим проповедникам они и сами стали собирать свою, куда, впрочем, меньшую аудиторию на хоккейных стадионах. Там в местах для публики четыре сектора, усади всех тогда поплотнее – в один сектор за воротами они все и поместились бы. На тот момент это и была вся православная интеллигенция столицы. Если бы Господь попустил, а кто-то вознамерился бы с нею расправиться, в Москве верующих интеллектуалов могло и не остаться… Но эта чета, Алексей Валерьевич и Искра Андреевна, очень многих обратили и из среды идеологически некогда выкованной гуманитарной и технической интеллигенции. На открытии всяческих выставок, на разнообразных встречах они произносили речи, которые в те годы воспринимались как вызов – это было более чем смело. Такая дерзновенность изумляла и цепляла… На эту безоглядную на власть имущих и советские предрассудки миссию их благословил подвижник наших дней – старец Кирилл (Павлов). Они при его молитвенном попечении, под самым носом у парторганизации, через общество «Знание» даже семинар по древнерусской культуре с разбором святых отцов да иконописи устроили. Это было что-то ошеломляющее! Причем не то что блеснуло и исчезло, а длилось из среды в среду неопустительно целое десятилетие, пока уже не стали открываться храмы и участники семинара не принялись за их восстановление, причем многие – приняв сан. Переселенцы, для которых святые – свои К началу 1990-х годов мы, оказавшись с Алексеем Валерьевичем и мать-Александрой соседями по району на Мосфильмовской улице, все вместе получили благословение тогда еще отца Тихона (ныне митрополит Псковский и Порховский) – позаботиться о восстановлении храма Троицы Живоначальной в Троице-Голенищеве. Втроем мы стали ходить ночами вокруг церкви крестным ходом, молились там… Икона святителя Тихона, написанная Алексеем Валерьевичем Артемьевым. 1992 г. В самом храме тогда еще действовали какие-то склады… Но Алексей Валерьевич с Искрой уже приволокли туда из каких-то северных мест, видимо, из разрушенного храма тябла – это такие деревянные брусья для установки икон в иконостасе. Что-то уже, смотрю, сколачивают… Так воссоздание и началось – с их неуемной энергии и находчивости. Чего они потом только ни тащили из дома в этот храм! – будто скорее в вечности, чем у себя в квартирке, обустроиться пытались. Так, наверно, на Руси и относились к Церкви.

http://pravoslavie.ru/126833.html

Спасать, чтобы Подготовила Алла Митрофанова. Фото Николая Федорова //Фома. - – 2005. – С.58-61. – (рубрика « Дело »). московской службы «Милосердие – Ночной автобус», занимающиеся спасением бездомных на зимних улицах ночного города, дают развернутые ответы на вопросы корреспондента: «Зачем вы это делаете?», «Почему тратите столько сил и времени на людей, которых многие ненавидят и презирают?». Илья Кусков , бригадир. Среди них есть мои друзья. – С.58; Ирина Сечина, медсестра. Из чувства противоречия . – С.58-59; Михаил Груздев , бригадир. Потому что бывал в шкуре бродяги . – С. 59-60; Валерий Решетняк , бригадир. Хочу доказать, что мы веруем по-христиански. – С.60; Алексей Яшин , сотрудник службы. Надоело быть беспомощным. – С.60. Юлия Мельник , медсестра. Никогда не чувствовала себя настолько нужной . – С.61; Олег Вышинский, фельдшер. Это и служение, и любимая работа. – С.61. Чем помочь бездомным . (Информация и объявления службы «Милосердие – Ночной автобус»)//Фома. - – 2005. – С.61. – (рубрика « Дело »). Современники : Константин Кинчев . По лезвию. Разговор с лидером рок-группы «Алиса», автором музыки и текстов, о том, как он живет, встав на путь Православия. Беседовала Елена Меркулова. Фото из личного архива К. Кинчева (?)//Фома. - – 2005. – С. 63-67. – (рубрика « Современники »). Имеется биографическая справка « Константин Евгеньевич Кинчев …» (С.62). Мужчина и женщина : Светлана Ульянова . Свидетельство о рождении . Дневник молодой мамы . Фото Евгения Глобенко//Фома. - – 2005. – С.68-70. – (рубрика « Мужчина и женщина »). Лики и лица : Мария Макарова (род. в 1983), студентка Московской Государственной Консерватории по классу скрипки, прихожанка храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево (г. Москва). Фото Василия Клейменова//Фома. - – 2005. – С. 71. – (рубрика « Лики и лица »). ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ (раздел). – С.72-89. (на заставке фото – Евгения Глобенко) Острый угол :   Какой язык доведет нас до Неба? Споры по-русски о церковнославянском . Рис. Веры Маханьковой//Фома - – 2005. – С.74-79. – (рубрика « Острый угол »). Свое мнение высказывают специалисты:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-25-y...

Потратим бумагу и время не на отчеты, а на качественные буклеты о вере Документом об оглашении может быть красивый знак, грамота, но никак не справка 6 июня, 2016 Документом об оглашении может быть красивый знак, грамота, но никак не справка О том, что главное в оглашении перед крещением, на что лучше потратить бумагу, которая идет на отчеты, и зачем всё-таки нужны беседы – священник Максим Крижевский, заместитель декана по учебной работе миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, клирик храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево. Пробудить веру и покаяние Священник Максим Крижевский Мы не нуждаемся в апологии оглашения, Крещение – единственное таинство, в чинопоследовании которого есть след обязательного для духовного рождения человека предварительного оглашения. Это литургическая память Церкви. Другой вопрос, в каком объеме и качестве оглашение должно присутствовать в сегодняшней церковной практике. Думаю, что этим вопросом задавались христиане всех времен. Значит, единого огласительного формата на все времена в Церкви никогда не было. Были периодически переосмысливаемые практики оглашения. Но всегда они подчинялись общим критериям: возвещение Евангелия оглашаемому, пробуждение веры и покаяния. Глаза в глаза? Для того, чтобы соответствовать таким критериям, оглашение должно быть понятным. Это как раз тот уровень, на котором перевод проповеди на язык современников уместен и необходим. Кроме того, поскольку речь идет о вере и покаянии конкретного человека, оглашение должно быть личностным. Трудно обойтись без обобщений, методик и прочих технологий проповеди, но они никогда не должны заслонять собой живое слово, произносимое и слышимое «глаза в глаза». Для этого оглашающий должен быть знаком с картиной мира оглашаемого хотя бы в самых общих чертах. Это необходимый герменевтический круг, которым пользовались уже апостолы (см. Деяния святых апостолов (8:26-40) о крещении каженика эфиопской царицы). Катехизатор должен быть образованным! Как подготовить катехизатора?

http://pravmir.ru/glavnoe-vstrecha-ostal...

25 февраля 1992 г. ректором Московских духовных школ архиепископом Дмитровским Александром  рукоположен в сан диакона. 21 июля 1992 г. Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен в сан священника и назначен штатным клириком храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве г. Москвы. Указом Святейшего Патриарха Алексия II 1 от 4 января 1994 г. назначен и.о. настоятеля храма мученицы Татианы при МГУ  г. Москвы. До января 1995 г., пока шел процесс подготовки необходимых документов, регистрации прихода, освобождения храма от прежних арендаторов, проходил приходское служение в Казанском соборе на Красной площади. К Пасхе 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия ректором Московских духовных школ  епископом Верейским Евгением  возведен в сан протоиерея. С 2001 г. — член редколлегии сборника «Богословские труды», издаваемого Издательством Московской Патриархии . В феврале 2002 г. определен членом совета Всероссийского православного молодежного движения, отвечающим за работу со студенческой молодежью. С марта 2002 г. — заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, главный инспектор Учебного комитета. В 2006 г. присвоено звание профессора Московской духовной академии. Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. ( журнал 14 ) назначен на должность первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. С декабря 2010 г. по июнь 2012 г. — секретарь комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям. Решением Священного Синода от 6 июня 2012 г. ( журнал 44 ) освобожден от обязанностей секретаря комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и назначен секретарем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 31 августа 2012 г.  освобожден  от должности настоятеля храма мц. Татианы при МГУ и назначен настоятелем Патриаршего подворья — храма прп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245654...

Прот. Сергий Правдолюбов: Ради мира церковного проект о церковнославянском языке следует снять с рассмотрения Сегодня решается один из ключевых вопросов нашей церковной жизни – вопрос о том, дерзнем ли мы сделать первый шаг по пути пренебрежения многовековыми устоями нашей Матери-Церкви, дерзнем ли встать на путь погибельный – на путь обновленчества. 22 августа, 2011 Сегодня решается один из ключевых вопросов нашей церковной жизни – вопрос о том, дерзнем ли мы сделать первый шаг по пути пренебрежения многовековыми устоями нашей Матери-Церкви, дерзнем ли встать на путь погибельный – на путь обновленчества. Проект документа «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века» , подготовленный Межсоборным присутствием РПЦ, собрал уже немало откликов. Предлагаем читателям нашего портала мнение об этом документе протоиерея Сергия Правдолюбова, настоятеля московского храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево. Проект, предложенный ныне на обсуждение, затрагивает не частные вопросы исправления церковнославянского языка и прояснения якобы «непонятных» мест церковнославянского богослужения. Это – начало процесса разрушения православной традиции во всех сферах церковной жизни: в богослужебном языке, в литургическом уставе, в церковном Предании. Остановить этот разрушительный поток обновлений и «реформ» будет крайне трудно и даже, пожалуй, невозможно. Сегодня решается один из ключевых вопросов нашей церковной жизни – вопрос о том, дерзнем ли мы сделать первый шаг по пути пренебрежения многовековыми устоями нашей Матери-Церкви, дерзнем ли встать на путь погибельный – на путь обновленчества. Этот путь уже был пройден западными Церквями, на него вставали и Церкви славянских православных народов – болгарская и сербская, – он много раз был соблазном для Церкви греческой. Что касается последней, то греческий народ успешно противостоял этим гибельным тенденциям, сохраняя свои многовековые устои и, в частности, свой богослужебный язык, гораздо более отличающийся от разговорного греческого, чем церковнославянский – от современного русского. Церкви же тех стран, где движение по пути обновленчества все же совершилось, в полной мере познали горечь его плодов, так и не добившись желаемых результатов привлечения к себе бóльшего числа верующих.

http://pravmir.ru/prot-sergij-pravdolyub...

Приготовления к празднику начинались обыкновенно гораздо раньше Троицына дня. Эти приготовления находились в зависимости от древнейшего обычая христиан, перешедшего к ним еще от евреев, – в день Пятидесятницы убирать храмы и дома молодой зеленью и цветами, для патриарха и царя в Москве заготовляли травы и листья древесные без стебельков и ими устилали собор, а также веник или пук цветов, с которым стояли во время вечерни. Так «в 1679 году июня 6 посланы патриаршие дети боярские в село Троицкое-Голенищево, село Владыкино, – велено взять крестьянских подвод в первом 25, во втором 20 с телеги и с проводники и ехать в домовой (патриарший) лес и насечь ветвия с листвием ото всяких дерев и связать в веники, чтоб на всяком возу было 200 веников, и привезти к Москве к Соборной церкви июня в 8 день, на праздник Св. Троицы, поутру на первом часу дни» 21 . Здесь соборные сторожа щипали лист и отделяли его от стебельков. Со стороны царского двора шли точно такие же приготовления. Царские «веники» из цветов и душистых трав перевязывались красной материей и красным шелком. Для этого приказывалось (например, 1693 года) «купить в шатерную палату к празднику к Троицыну дню на обвязку веников четверть аршина тафты красной, 8 аршин снурку шелковаго, полфунта шелку краснаго». Накануне праздника, перед малой вечерней, выносили на аналой икону праздника Сошествия Св. Духа. Ко всенощному благовест был в большой успенский колокол, а звон после благовеста с валовыми. Благовест к обедне и звон после чтения часов были точно такие же. У вечерни и у всенощной непременно бывал в Успенском соборе патриарх со всеми властями, то есть со всеми находившимися в то время в Москве митрополитами, епископами и архимандритами, «и облачение патриарху со властьми непременно бывало». В этот праздник патриарх никого из властей не отсылал служить «в придел к Троице на ров» и другие троицкие церкви, но непременно со всеми сам служил обедню в соборе. На всенощном Воскрение Христово не пели, евангелие целовали на хвалитных, после канона, а икону праздника целовать святейший патриарх не указал. Иногда после всенощного ключари приказывали сторожам про великого государя и про патриарха лист теребить без стебельков».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010