святых Бориса и Глеба на Смядыни в Смоленске (1907), Тихвинской ц. Симонова мон-ря (1907), Знаменского мон-ря в Москве (1908), Саввино-Сторожевского мон-ря (1911), Трапезной ц. в Троице-Сергиевой лавре (1911) и др.), а также монументальной живописи и иконописи (Успенского собора в Москве (1877, 1910), Успенского собора в Звенигороде (1884), Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (1885-1886, 1902-1903), ц. св. Троицы в Голенищеве (1903), ц. свт. Николая в Столпах (1903-1904), ц. Тихвинской иконы Божией Матери в с. Алексеевском (1905), ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Измайлове (1906), ц. Спаса Преображения на Бору (1907), ц. Рождества Христова в с. Измайлове (1907), Успенского собора в Троице-Сергиевой лавре (1909) и др.), в т. ч. памятников древнерус. гражданской архитектуры, а также зданий XVIII и XIX вв. в Москве (палат Аверкия Кириллова (1880, 1908), Потешного дворца и теремов Московского Кремля (1889, 1911), Сухаревой башни (1898, 1906, 1911), Дома губернского правления (1903), здания общины «Утоли мои печали» (1907), здания Мясницкой больницы (1907) и др.), оборонительных сооружений (Китайгородской стены и башен (1875, 1903, 1905-1906), крепостных стен Смоленского (1882-1884) и Серпуховского кремлей (1885-1886)). Н. провел реставрацию ц. прп. Харитона Исповедника в Огородниках в Москве (1879), придела свт. Леонтия Ростовского в Успенском соборе в Ростове (1884-1885), составил проект воссоздания собора Кабенского мон-ря (1906). В 1886 г. Н. был командирован ИМАО в Абхазию для исследования древних архитектурных памятников. По материалам экспедиции Н. составил «Отчет о поездке в Абхазию» и был привлечен к разработке программы для археологического изучения Кавказа. Архитектурные работы Н. многочисленны, но большая часть построек не сохранилась (также выявлен значительный корпус неосуществленных проектов мастера). Н., избрав основными стилистическими источниками древнерус. и визант. архитектуру, внес значительный вклад в развитие рус. и визант. стилей 2-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2565432.html

Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве — Об отце Георгии Брееве хочу сказать несколько благодарных слов. Один монах в древности глубокой со скорбью в голосе говорил: «я не монах, но я видел монахов!». Мне в своей жизни приходилось видеть много старых, исполняющих древние традиции батюшек. И это преемство православного служения, молитвы, рассудительности, проповеди, церковного строительства, которым занимались в древности святые отцы — и Андрей Критский и другие — которые вроде бы не должны были этим заниматься, но занимались. Все это мы видим в отце Георгии, и мы имеем большую радость и торжество отмечать его 70-летие. Мы приезжаем дважды в год к нему на исповедь, с трепетом входим в алтарь. И его отеческая любовь, его мудрость нам помогают жить и нам помогают сохранять внутреннюю духовную силу и стойкость, без которых ничего не было бы возможно. Он «держит» своими руками, своими молитвами половину духовенства Москвы, поскольку другая половина ездит к другому батюшке. От всей души приветствуем его семью, его прихожан и хочу ему пожелать как можно дольше служить Церкви Божией, помогать батюшкам, прихожанам, ибо это достойное служение, радостное, традиционное служение. Кланяюсь ему издалека, целую его как священник рука в руку с радостью и любовью. Храни его Господь на многая лета. Патриархия.ru за темою Патриаршее поздравление митрополиту Орловскому Тихону с 65-летием со дня рождения : та звернення] з дня народження : та звернення] монастиря м. Санкт-Петербурга з возведення в сан : та звернення] Зеленоградському з у : та звернення] з ключовими словами духовенства та   ihmepb " ю Преподобна Полоцька - княжна, Павел (Кривоногов): Якщо послух сприймати як данину Бога — все правильно Епископ Сергиево-Посадский Фома: «Мы помним заветы преподобного Сергия, поэтому всегда всех ждем и всем рады» Владикавказький Аланський Герасим: «Серце ченця завжди тягнеться в гори». (До хрещення — Духовна пам " ять алан. " ю Владикавказького Аланського Герасима Владикавказький Аланський «Час бути Кронштадтський Олександра Невського — свято для для кожногоо Фома: настанов проростуть, якщо серце буде любов " ю до Бога Дому Живоначальной Троицы на Русском Севере — 500 лет екзархат — 30  

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204269...

Хранители веры: истории, судьбы людей 30 января в культурном центре «Покровские ворота» прошла презентация нового проекта издательства «Никея» — сборника «Хранители веры» 2 февраля, 2014 30 января в культурном центре «Покровские ворота» прошла презентация нового проекта издательства «Никея» — сборника «Хранители веры» Историк и журналист Ольга Гусакова собрала в одной книге истории жизни очень разных людей, священников и мирян, которые восприняв любовь ко Христу от своих наставников, сынов Церкви прошлого столетия, пронесли ее через трудные годы безбожной России, и теперь передают это самое главное в мире знание, знание Бога, христианам XXI века. На встречу с читателями пришли не только авторы издания, но и сами герои книги. Своим опытом жизни в Церкви, внутренней жизни в Царстве Божием, на свободу пребывания в котором для настоящего, преданного  христианина не могут повлиять никакие внешние обстоятельства и политические режимы, поделились священники, стоящие у престола 60, 45, 25 лет, принявшие сан в годы, когда этот поступок был равен подвигу,  — настоятель храма Покрова Божией матери в Акулове протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма Зосимы и Савватия в Гольянове протоиерей Владимир Тимаков,  настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево протоиерей Сергий Правдолюбов,  настоятель храма Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот протоиерей Иоанн Каледа, настоятель храма Рождества пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий Бреев, историк-политолог Андрей Борисович Зубов и Феодора Никитична Кузовкова, простая женщина, по слову святителя Тихона, «белый платочек», одна из тех, на плечах которых выстояла Русская Церковь в годы гонений. «Когда находишься рядом с такими людьми, понимаешь, что сейчас происходит что-то важное в твоей жизни, связанное с самыми глубинными, основными смыслами», — открыл вечер главный редактор издательства «Никея» Владимир Лучанинов. Зал культурного центра переполнен, сюда пришли молодые пары, люди среднего,  пожилого возраста, потому что всем нам, живущим в новом тысячелетии, так важно это свидетельство живой веры, чтобы научиться верности, преданности Богу и Церкви. Даже в самом малом. И не взирая ни на что. «В первую очередь хочется сказать слова благодарности героям книги, —  призналась Ольга Гусакова. – Они поделились с нами бесценным сокровищем, я имею в виду тот опыт веры в условиях, отличных от дня сегодняшнего, опыт общения с людьми, которых уже нет с нами – с подвижниками, новомучениками, исповедниками.

http://pravmir.ru/cerkov-vsegda-byla-est...

Архив Пн В день памяти великомученика Георгия Победоносца Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Георгиевском храме на Поклонной горе 6 мая 2013 г. 13:20 6 мая 2013 года, в понедельник Светлой седмицы, день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Георгиевском храме-памятнике в честь Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе г. Москвы. У ступеней храма Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков , благочинный Георгиевского округа г. Москвы, настоятель Георгиевского храма-памятника протоиерей Серафим Недосекин, префект Западного административного округа г. Москвы А.О. Александров, глава управы района Дорогомилово г. Москвы Д.О. Чистяков, заместитель директора Мемориального комплекса «Поклонная гора» генерал-майор М.М. Михальчев. По прибытии в храм Святейший Патриарх поклонился ковчегу с частицей честных мощей святого великомученика Георгия. За Литургией Его Святейшеству сослужили: епископ Дмитровский Феофилакт ; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; протоиерей Владимир Диваков; протоиерей Серафим Недосекин; протоиерей Сергий Суздальцев, настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых Горах; протоиерей Владимир Воробьев , ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ; духовенство г. Москвы. Пели хор храма вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе (регент С.С. Тимофеев) и Православный солдатский хор инженерных войск «За веру и Отечество». На заупокойной ектении были вознесены молитвы об упокоении душ усопших рабов Божиих вождей и воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны. За Литургией Святейший Патриарх совершил иерейскую хиротонию диакона Максима Крижевского, клирика храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево.

http://patriarchia.ru/db/text/2953549.ht...

Ремонтно-восстановительные работы велись с середины 1990-х годов. Со стороны реки расчистили Ионнинский родник. А в 1999 году пристроили деревянную часовню-крестильню, которую освятили во имя святого Киприана. Ныне праздничный звон с колокольни храма разносится далеко окрест и достигает Новодевичьего монастыря и Поклонной горы. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2018 г. Первые упоминания о Голенищеве восходят к XIV веку и связаны с именами святителей Алексия и Киприана, митрополитов Московских. По сказанию летописца святителя Алексия (1354–1378 гг.), на Голенищевской земле (около теперешней Троице-Голенищевской церкви) был сад, и подле сада, без сомнения, стояли клети и кельи. Преемник святителя Алексия по всероссийской митрополичьей кафедре - святитель Киприан - особенно полюбил Голенищево. Он избрал для своего пребывания место при впадении речки Раменки в р. Сетунь. Известие о том, что именно тут жил митрополит Киприан, содержится в «Степенной книге царского родословия»: «Пребывая в своем селе на Голенищеве, между двою рек, Сетуни и Раменки, идеже тогда бысть оба полы лес мног, идеже есть церковь Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, и пребыва тамо, епископы и попы ставляше, иде же и книги своею рукою писаше, и многия святыя книги с Греческого языка на Русский язык преложи, и довольно писания в пользе нам остави, и великого Чудотворца Митрополита всея Руси [Петра] житие написа». Святитель Киприан занимался здесь переводом церковных книг (в том числе, и Кормчей) с греческого языка на славянский, положил основание Степенной Книге и написал житие своего предшественника святителя Петра, митрополита Московского: «книги своею рукою писаше, понеже место бе тихо и безмолвно и тайно от всяких плищей» (т.е. суеты и шума городской жизни). А на старости лет святитель Киприан постоянно уже жил здесь «и тамо же и разболевся лежаше несколько дний и преставися» 16 сентября 1406 года «в старости велице», на 30-м году своего святительства. Тело его было перенесено из Голенищева в Москву и предано земле в Успенском соборе Кремля. Святые мощи его были обретены при перестройке собора 27 мая (9 июня) 1472 года. Опричная (то есть особая, построенная святителем для себя) церковь во имя Трех Святителей была, по всей вероятности, деревянной. От святителя Киприана Голенищево перешло к его преемникам; имел здесь пребывание, конечно, и святитель Иона, митрополит Московский (1449–1461 гг.). Память о нем так утвердилась в Голенищеве, что в 1644 г. при построении каменной Троице-Голенищевской церкви был при ней устроен придел во имя этого святителя. Источник в овраге близ нынешнего храма сохранил имя Ионинского. До XX века дожил «Ионинский дуб», по преданию посаженный святым митрополитом, - и был спилен в годы Великой Отечественной войны на дрова.

http://sobory.ru/article/?object=02279

Современники: Павел Лунгин . После «Острова». Беседа с кинорежиссером П. Лунгиным/Беседовала Оксана Головко; Фото Владимира Ештокина//Фома. - – октябрь 2007. – С.64-69. – (рубрика « Современники »). Личное: Марина Журинская . « Ой, они нарвутся!». О сострадании и благодарности; Фото Георгия Розова//Фома. - – октябрь 2007. – С.70-71. - (рубрика « Личное »). Дело: Церковь и Россия – два неосвоенных поля журналистики , считает обозреватель газеты «Известия» Дмитрий Соколов-Митрич /Беседовал Алексей Соколов; Фото из архива Д. Соколова-Митрича//Фома. - – октябрь 2007. – С.72-75. – (рубрика « Дело »). Позитив: Светописания . Валаам глазами поэта и фотохудожника Наталии Савиной . Подборка фотографий, прокомментированных цитатами из стихотворений Н. Савиной/   Материал подготовила и написала вступительную статью Дарья Рощеня //Фома. - – октябрь 2007. – С.76-81. – (рубрика « Позитив »). Лики и лица: Максим Хаустов , студент V курса Московского института инженеров транспорта (МИИТ), прихожанин храма Св. Троицы Живоначальной в Троице-Голенищеве; Фото Сергея Тетерина//Фома. - – октябрь 2007. – С.82. – (рубрика « Лики и лица »). СМЫСЛОВАЯ ГЕОГРАФИЯ (раздел). – С.83-96. (На заставке: Икона преподобного Серафима Саровского; Вид Нижнего Новгорода – фото протоиерея Игоря Пчелинцева). Нижний Новгород: Церковь и общество: Нижний Новгород – только факты //Фома. - – октябрь 2007. – С.85,86-87. – (рубрика « Нижний Новгород: Церковь и общество »). Нижегородская область . Карта/Инфографика Юрия Зеленцова //Фома. - – октябрь 2007. – С.85. – (рубрика « Нижний Новгород: Церковь и общество »). Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий . Земля вокруг храма //Фома. - – октябрь 2007. – С.86. – (рубрика « Нижний Новгород: Церковь и общество »). Валерий Шанцев , губернатор Нижегородской области. Взгляд в будущее //Фома. - – октябрь 2007. – С.87. – (рубрика « Нижний Новгород: Церковь и общество »). « Реки, Горький, автопром ». Результаты проведенного Центром маркетинговых и социологических исследований Кадрового Дома «СуперДжоб» опроса на тему: «Нижний Новгород. Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите название этого города?»; Инфографика Анастасии Пассовой//Фома. - – октябрь 2007. – С.86-87. – (рубрика « Нижний Новгород: Церковь и общество »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-54-...

Сеять семена слова Божия: проблемы прихода десять лет назад Десять лет назад в журнале «Встреча» было опубликовано интервью с тремя опытными московскими настоятелями о проблемах современного прихода. Предлагаем вспомнить этот текст. 13 декабря, 2010 Десять лет назад в журнале «Встреча» было опубликовано интервью с тремя опытными московскими настоятелями о проблемах современного прихода. Предлагаем вспомнить этот текст. Десять лет назад в журнале «Встреча» (11), 2000) было опубликовано интервью с тремя опытными московскими настоятелями о проблемах современного прихода. Предлагаем вспомнить этот текст. Скачать статью в pdf-фopмame В настоящее время приходская жизнь — одно из главных проявлений жизни Церкви как Тела Христова. Внутри приходской общины происходит внутреннее возрастание человека, его приобщение к Богу. Преимущественно приходы совершают проповедь, социальное и миссионерское служение в мире. Недаром в советское время главные силы по борьбе с Церковью были направлены именно на разрушение приходской жизни. А как живут приходы сейчас? Как они преодолевают экономические трудности? Как протекает духовная жизнь общин? С подобными вопросами мы решили обратиться к настоятелям известных московских приходов. Своими размышлениями и опытом делятся протоиерей Георгий Бреев — настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно и храма Рождества Богородицы в Крылатском, протоиерей Сергий Правдолюбов — настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве, протоиерей Димитрий Смирнов — настоятель храма в честь святителя Митрофана Воронежского и храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Собрание или Собор? Как на сегодняшний день происходит управление приходом и каким оно должно быть по вашему мнению? Какова в наше время роль приходского собрания? Протоиерей Сергий Правдолюбов: В наше время управление приходом осуществляется в соответствии с каноническими правилами, постановлениями Соборов и Уставом Русской Православной Церкви. Таким оно и должно быть, по моему мнению.

http://pravmir.ru/seyat-seme/

Мы смиренно просим вас, всечестные архипастыри, призвать всех чад Русской Православной Церкви свято соблюдать богослужебные традиции родной нам Матери-Церкви. Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель Свято-Никольского храма в Пыжах Протоиерей Владимир Чувикин, ректор Перервинской духовной семинарии Протоиерей Николай Смирнов, настоятель храма св. мч. Иоанна Воина на Б.Якиманке Протоиерей Леонид Ролдугин, настоятель храма Рождества Христова в Измайлово, член Епархиального совета Москвы Игумен Феофилакт (Безукладников), благочинный Всехсвятского округа, председатель Богослужебной комиссии при епархиальном совете Москвы Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых, Красное Село Игумен Петр (Афанасьев), настоятель Патриаршего подворья храмов и монастырей бб. Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма св. Троицы в Троице-Голенищево Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова, декан факультета Игумен Иоанн (Ермаков), настоятель храма Иоанна Предтечи Патриаршего подворья в Сокольниках Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма св. Николы на Берсеневке Протоиерей Владимир Переслегин, настоятель Спасского храма в с. Прохорово (Чеховский р-н Московской обл.) Священник Игорь Белов, клирик подворья Валаамского монастыря в Москве Протоиерей Александр Дасаев, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках, член Богослужебной комиссии при епархиальном совете Москвы Протоиерей Андрей Правдолюбов (Рязанская епархия) Протоиерей Олег Стеняев Священник Максим Первозванский, клирик храма Сорока мучеников Севастийских, главный редактор журнала " Наследник " , духовник православного молодежного объединения " Молодая Русь " Священник Алексий Мороз, настоятель Успенской церкви в с.Морево Новгородской епархии СМ.ТАКЖЕ сюжеты: Архиерейский собор 2008 ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 28.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 8 /Русофобия " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " ,

http://religare.ru/2_55074.html

Церковнославянский: иллюзия непонятности (ВИДЕО) Лечился я как-то в Германии, а в немецком языке знаю только лишь от силы пятьдесят, восемьдесят или сто слов. Но когда женщина-врач со мной разговаривала на немецком, мы с ней понимали друг друга. Интуитивно. 2 февраля, 2012 Лечился я как-то в Германии, а в немецком языке знаю только лишь от силы пятьдесят, восемьдесят или сто слов. Но когда женщина-врач со мной разговаривала на немецком, мы с ней понимали друг друга. Интуитивно. На Рождественских чтениях 2012 года самая оживленная дискуссия разгорелась на секции, посвященной церковнославянскому языку и проблемам перевода. Правмир представляет вниманию читателей запись доклада протоиерея Сергия Правдолюбова, магистра Богословия, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве и авторскую версию доклада. Протоиерей Сергий Правдолюбов Осенью было опубликовано мое предложение – снять с обсуждения вопрос о церковнославянском языке . Это  не значит, что я полностью доволен современным состоянием церковнославянского. Конечно, нет. Но никогда нельзя делать что-либо серьезное в экстренных реформаторских «большевистских» темпах. Вот так взять и к «февралю» принять решение об изменении… Эта работа должна проводиться постоянно, регулярно, всеми научными силами. Я немножечко скорблю о том, что специалисты-филологи, люди, которые понимают и дорожат церковнославянским языком и нашей русской культурой, почему-то очень мало выступают, не понимая всей языковой беды, которую несет молодое поколение. Я не тот, кто отвергает все новое, но я и не похож на всех современных нормальных людей в том плане, что  воспитывался в сельском храме. Деревянный рубленый храм, сельский приход, и наша улица, которая называлась у местных «Попова гора», где даже матом не ругались. Я вырос в атмосфере XIX века, церковнославянский язык для меня как родной. Он существует для меня живо и органично, и я не могу представить, что возможно иначе. Потому, я и не понимаю вообще, в чем проблема? Зачем люди так волнуются и переживают. А что они хотят? Прочитать и пропеть

http://pravmir.ru/cerkovnoslavyanskij-il...

Бывало, когда старшие должны были вернуться с работы, младшие высматривали в бинокль, не идут ли — чтобы бежать помогать нести сумки. Возили все — и соль, и спички, и керосин, и морковку — зимой. Летом, конечно, был свой огород. Потом одну зиму (кажется, 1934–1935 гг.) снимали дом в Загорске, на Козьей горке. В Загорске была тогда одна действующая церковь — Ильинская. Сохранялась еще Петропавловская, но она была закрыта. В ней я был году в 32–м. Помню, на стене висела икона князя Владимира, — она и до сих пор сохранилась в этом храме. Была еще деревянная Казанская церковь — ее сожгли в 1957 г., перед фестивалем молодежи и студентов. А вот в Лавру меня никогда не водили — считали, что вид запустения на святом месте может травмировать детскую душу. Так что в Лавре я впервые побывал уже после ее открытия в 1947 г. В 1935 г., отец уже должен был вернуться и мы искали возможность поселиться рядом с Москвой — в самом городе ему жить было нельзя. После его возвращения мы переехали в село Троице–Голенищево. Там мы снимали полдома у самой церкви за алтарем. Сама церковь к тому времени была уже закрыта. рядом с нею было четыре дома (место называлось «Попов переулок»), в одном из них жила семья к тому времени уже покойного настоятеля: жена, сын, дочь, и с ними — бывшая няня дочери. По имени ее никто не называл — просто «няня». Она целыми днями пасла корову, гоняла ее по кустам и оврагам, и с утра до вечера пела Херувимскую. К корове она относилась очень нежно, звала ее не то «Дочкой», не то «Зайчиком». Чудесная была старушка. Местность выглядела совсем не так как сейчас: университета и парковой зоны не было, стояли деревеньки, окруженные фруктовыми садами. О. Владимир, в силу своего положения, не мог служить самостоятельно и обычно сослужил либо митрополиту Сергию в Дорогомиловском соборе, либо о. Михаилу Морозову — настоятелю церкви Троицы на Воробьевых горах. Иногда на большие праздники мы ходили в Елоховский собор. Отец никогда не рассказывал о своем заключении, которое он отбывал в «Дальлаге» под Владивостоком. насколько оно было тяжело, можно судить хотя бы по тому, что старший брат, поехавший навестить его во время заключения, увидев его, не узнал. Вообще за всю свою жизнь я не слышал ни от одного священника, ни от одной монахини, которые провели в концлагерях, в тюрьмах по двадцать пять и более лет, чтобы кто–нибудь из них сказал хоть одно раздраженное слово о том, что они там вынесли. таково было церковное понимание тех мучений, которые вынесла Церковь. 2. Впечатления детства

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010