Православные христиане Святой Земли во времена крестовых походов (1099–1187) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 21 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 Ретроспективный обзор к 900-летию взятия Иерусалима Самое позднее к весне 1099 года, когда в Палестине распространились одновременно две вести — о том, что западное рыцарское войско, собравшееся два года назад, уже близко к цели, и о том, что мародерствующие мусульмане в ярости и страхе перед угрожающей им катастрофой растерзали 15 мая пятнадцать монахов богатого традициями монастыря святого Саввы, — палестинским христианам стало ясно, что меч, который приближался к ним с намерением освободить их от угнетения и рабства, для них — меч обоюдоострый[ 1 ]. И действительно, немного спустя, 15 июля, участники Первого крестового похода после длительных и тяжких усилий и сражений захватили Святой Град Иерусалим. Они следовали призыву римского папы Урбана II (1088–1099) придти на помощь христианству Востока, которому все больше угрожала опасность со стороны мусульман — арабов и сельджуков. 1. Мать всех Церквей Однако о местных христианах, спасать которых вроде бы собирались крестоносцы, теперь, когда они пришли на Восток, уже не было речи. О них скромно умалчивают и современные им латинские хронисты, и научная историография наших дней. В Эдессе (современная Урфа на турецко-иракской границе), в Антиохии (ныне Антакия) и в самом Иерусалиме крестоносцы после успешного завоевания установили не только светское правление (графство Эдесса, княжество Антиохия, королевство Иерусалимское), но и поставили епископов (в Антиохии и Иерусалиме — патриархов), как будто бы до их прихода там не было ни Церквей, ни епископата. А ведь речь идет о древнейших восточных Церквах и о древнейших епископских кафедрах христианства вообще. С незапамятных времен в Антиохии и Иерусалиме находились патриархи, предстоятели самостоятельных Церквей, которые, будучи во главе епископатов, представляли независимые юрисдикционные образования.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-hristian...

Святой и время В руце Господни власть земли, и потребнаго воздвигнет во время на ней ( Сир. 10:4 ). Святой потребен своему времени. Вчитываясь в его житие, мы можем найти в нем не только образец для подражания, но и различить знамения времени. Когда-то таким потребным для русской земли святым человеком стал священномученик Сергий (Мечёв). Можно думать, что потребность в таком святом породил самый ход русской жизни, во многом берущий свое начало от Петровских реформ. По тонкому замечанию Батюшкова, Петр «много сделал и – ничего не кончил». Не кончил Петр и своей реформы церковного быта. Жизнь русская расслоилась. Крестьянство и духовенство сохранили дореформенный церковный быт, и, что не маловажно, именно эта среда стала главным «поставщиком» русского монашества в XIX веке – монашества простонародного по преимуществу: «Крестьянское царство» – не случайно именно так назывался известный очерк Вас. И. Немировича-Данченко о жизни Валаамского монастыря. При этом надо заметить, что это было царство, весьма неохотно принимавшее в себя выходцев из иной среды: судьба святителя Игнатия (Брянчанинова) , искренне стремившегося и так и не прижившегося в нем, – наглядное тому свидетельство. Теперь не просто сказать, справедлив или нет был его упрек даже оптинскому монашеству в преобладании телесного «простонародного» подвига над умным деланием, но как бы то ни было, это царство, эта среда во многом не знала проблем образованного общества, не знала именно в силу сохранения церковно-бытового уклада жизни. Если именно этот народ назван был Достоевским народом- богоносцем, то здесь богоносец легко заменялось на бытоносец. Известно, что именно из жизни этого «народа-бытоносца» было взято и перенесено в богословский обиход понятие общины, подразумевающее живую напряженность христианской, прежде всего, евхаристической жизни, в отличие от ее формального омертвения, связываемого теперь с понятием прихода. Однако нельзя не признать, что в этом своем значении начальное понятие было переосмыслено самым решительным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Скачать epub pdf Память святого священномученика Ипатия чудотворца, епископа Гангрского Память 31 марта Святой великий угодник Божий Ипатий, епископ города Гангры, в Пафлагонии 2285 , был один из триста восемнадцати святых отцов, участвовавших на I Вселенском Соборе, собранном в царствование Константина Великого . Здесь он с прочими святыми отцами, исполненный Святого Духа и одушевленный ревностью к православию, изобличил Ария в ереси и предал его анафеме. Святой Ипатий имел от Бога великий дар чудотворения; он исцелял различные недуги и изгонял бесов. В одном селении он претворил текущий с гор источник горькой воды в сладкий; а в другом месте, по его молитве, потек из земли источник теплой воды, имеющий целебные свойства. Однажды в темную ночь он ходил возле реки, и вот из воды появлялись огни, указывавшие ему дорогу, чтобы он не сбился с нее и не попал в реку. Он умертвил также страшного змея. При Констанции 2286 , воцарившемся по смерти брата своего Константина 2287 , к царскому дворцу неизвестно откуда приполз очень большой змей. Окружив царскую сокровищницу, где лежало много золота и другого богатства, он положил голову при входе в эту комнату и никому не давал войти в нее. Царь Констанций пришел от этого в ужас и послал сказать святителю Божию Ипатию, чтобы он пришел в Царьград, ибо имя святого было славно благодаря чудесам, совершаемым им благодатию Христовою. Царь с честью встретил святого, поклонился ему до земли и просил его своею молитвою прогнать от царской сокровищницы змея, которого не могла изгнать никакая сила человеческая, – так как даже многие духовные лица, вооружившись молитвою, пытались изгнать его, но без всякого успеха; некоторые же из них при этом даже пострадали. Святой же сказал на это царю: – Царь! Если наша молитва и будет бессильна, то не тщетна будет твоя вера пред Богом. Затем, пав на землю, он молился довольно долго. Потом, поднявшись, Ипатий сказал царю: – Среди конского ристалища 2288 , где находится статуя твоего отца, вели поставить печь и накалить ее как можно сильнее, в ожидании когда я приду туда.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Святая Русь Как часто в дореволюционной России приходилось слышать слова «Святая Русь». Их произносили тогда, когда шли, ехали или плыли на богомолье, а делалось это вовсе не редко: шли поклониться образу, мощам, шли просто в святое место. Их вспоминали и тогда, когда, услышав недобрую весть с фронта или весть о недороде, стихийном бедствии, молились и верили: «Бог не допустит гибели Святой Руси». Что такое эта «Святая Русь»? Это вовсе не то же, что Россия; это не вся страна в целом со всем греховным и низким, что в ней всегда было. «Святая Русь» – это прежде всего святыни Русской Земли в их соборности, в их целом. Это ее монастыри, церкви, священство, мощи, иконы, священные сосуды, праведники, святые события истории Руси. Все это как бы объединялось в понятие Святая Русь, освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и очищенное, получало существование и вне земного, реального и было бессмертно. Вот почему понятие «Святой Руси» и смиренной Руси не противостояли друг другу, и в самом представлении о святости Руси не было бахвальства или гордыни. Главное, что принадлежало «Святой Руси», – это ее святые, представленные иконами, мощами, памятными местами, источниками, урочищами и предметами, а главное – «житиями». Что такое жития святых? Это не просто рассказы о жизни святых и их посмертных заботах о людях, чудесах, покровительстве верующим. Это еще как бы их литературные эмблемы, почитаемые творения – нечто вроде икон, но в словесном, а не красочном изложении. Рассказ о жизни сопровождается текстами служб святому, и эти последние служили как бы ризами для икон. Вот почему к житиям нельзя предъявлять строгих требований полноты, детальности и реализма рассказа. Чтение житий святых входило в состав богослужения, монастырского распорядка жизни, обихода благочестивого человека. Случалось, что для житий не хватало фактов, жизнь святого ко времени его прославления подзабывалась и тогда святому приписывалось то, что было известно о другом святом, схожем с ним по типу своей святости. В этом не было обмана: просто у составителя жития была уверенность, что за сходное добродеяние должна была бы последовать сходная награда, что доброму делу должна была предшествовать молитва , за победу должна была последовать благодарность Богу и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Страдание святой мученицы Дорофеи и с нею Христины, Каллисты и Феофила Память 6 февраля В стране Каппадокийской, в городе Кесарии 1238 , жила одна благочестивая дева, по имени Дорофея. Всё время она проводила в служении Богу, со смирением и кротостью, в чистоте, духовном трезвении и целомудрии. При этом она была девицею столь премудрою, что даже ученые люди не могли в этом сравниться с нею. И все знающие ее прославляли имя Господа нашего Иисуса Христа, имеющего рабою Своею такую деву: и взор ее был исполнен благоговения, и житие свято, и премудрость несравненна, и девство не порочно. В любви же Христовой она была столь совершенна, что вполне была достойна небесного чертога. Но она ради Его еще более усугубила свой подвиг. Побеждая плоть свою и диавола, святая Дорофея сплела себе сугубый венец: венец девства и венец мученичества; и радуясь, отошла к Жениху Своему Христу. А как она за Него пострадала, – об этом передаст дальнейшее повествование. Когда слава о святой Дорофее разнеслась между людьми, слух о ней дошел и до игемона Саприкия, – гонителя христиан. Он немедля отправился в город Кесарию и, схватив святую деву, велел представить ее на свой неправедный суд. Святая же Дорофея, представ пред нечестивым судиею, молилась в душе Господу и призывала на помощь Бога и Спасителя своего. Саприкий спросил ее: – Скажи мне, как ты именуешься? Святая отвечала: – Мое имя – Дорофея. – Я для того тебя призвал, – продолжал Саприкий, – чтобы ты, по повелению наших славных царей, принесла жертву великим богам. Святая Дорофея отвечала: – Бог, – Царь небес, заповедал мне, чтобы я Ему одному служила. Так и в Писании оказано: «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). «Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» ( Иер.10:11 ). Посему надо рассудить: повелению какого царя мы должны более повиноваться – земного или небесного? и кого должны слушать, – Бога или человека? Что такое цари? – не более как смертные люди; таковы же и ваши боги, идолам которым вы поклоняетесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Содержание I II III IV Приложение А Учреждения в Святой Земле А. Протестантской общины Б. Латинской общины В. Православных Приложение Б Отчет патриарха иерусалимского Свод миссий латинского патриархата в Иерусалиме Учреждения и миссии, не содержимые патриархатом, но находящиеся в его заведывании     Для большинства нас, русских, нет более знакомой и в тоже время менее знакомой страны – как Святая земля. С первым детским лепетом, привыкли мы произносить священные имена: Иерусалима, Иордана, Назарета, Вифлеема и имена эти, в нашем детском воображении, сливаются как-то, с родственными для нас именами: Киева, Москвы, Владимира и Новгорода. Кто из нас, сидя еще на школьной скамейке, не следил за странствованиями ветхозаветных патриархов, за судьбами народа иудейского, наконец, за событиями человеческой жизни Того, кто ради божественной любви к роду человеческому не остановился перед смертью – смертью же крестною. Но именно эта масса священных воспоминаний, с которыми мы с детства сжились, делает, что для одних Иерусалим земли иудейской, как бы сливается с Иерусалимом горним; для других же вся Святая земля представляется как бы застывшею в минуту Вознесения Спасителя и с тех пор неизменившеюся. Нельзя отвергать, что в том и другом представлении Святой земли есть своя доля правды. Правы те, которые нынешний Иерусалим отождествляют с Иерусалимом горним, и справедливость этого представления поймут лишь те, на долю которых выпало счастье, в ночной тиши, молиться на Голгофе, падать ниц перед гробом Господним и в молитвенном настроении, приближающем вас к Богу, забывать все земное. Не менее правы и те, для которых Святая земля представляется тою же, какою была за тысячелетия назад. Когда вы стоите на горе Елеонской, вы можете утвердительно сказать: да, на этих горах и долинах покоился взор Богочеловека при Его Вознесении. Когда вы смотрите на исполинские камни, опоясывающие Святую Святых, вы опять с уверенностью можете сказать: да, на эти камни указывал Спаситель своим ученикам, когда плакал над грядущею судьбой Иерусалима. Когда произносилась нагорная проповедь , перед глазами Говорившего и слушавших, расстилалась та же, как и теперь, гладкая лазурь Тивериадского озера. Вот гробница Рахили, колодезь Иакова, погребальная пещера Авраама. Все это воочию олицетворяется перед вами, все это существует, как существовало тысячелетия назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

Документы по истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 1838–1918. Раздел 1: Предыстория и первый период деятельности Русской Духовной Миссии под начальством архимандрита Порфирия (Успенского) 1838–1855 1. Письмо русских иноков из Святой Земли к А.С. Норову, зачитанное в заседании Св. Синода 3 августа 1838 г. Иерусалим, Лавра Саввы Освященного без даты (1838). Подлинник Мы, нижеподписавшиеся, покорные единоотечественные русские, числом 10 человек, богомольцы во святой обители в Лавре Саввы Освященного, непрестанно просим милость от Всевышнего Бога за крестоносителя и богохранителя императора Николая Первого, и царя всея России, о многолетном здравии и благополучном управлении и победу на сопротивных врагов христианских. Еще молим Бога о Святейшем Правительствующем Всероссийском Синоде, дабы Господь подал мудрость и благоразумие пасти словесное Христово стадо и, наставляя в православной по Евангельским учениям, радостно исполнять слова истины. При сем приносим Святейшему Синоду чрез Вашего Превосходительства нашею покорностию благодарение за церковные книги, которые послали для сей святой обители – целый церковный круг 16 . Радуемся, что в дальней сей стране нас не забывает, но утешает нас в сей дальней святой пустыне. Уведомляем же Ваше Превосходительство, что Его Блаженство Иерусалимский Патриарх послал было нам русского священника, но он поехал из Константинополя в Святую Афонскую Гору по своем имении и там умер от чумной заразы. Ныне же в обители Лавры Святого Саввы ежедневный священник и наш духовник, именем отец Иоасаф 17 , знает русской грамоте и читает нам правила и служит нам божественную литургию на росском языке чрез день, и теперь остаемся благодарны, покуда найдется русский священник, который бы мог сносить здешний южный климат, несравненный вредный смрад и солнечные жары. Господь Бог , молитвами богоносного отца нашего, святого Саввы, да даст и всему христолюбивому Вашему семейству благополучие и многолетие и да сподобит Вас в царствие небесное. Остаемся нижайшие и смиренные Ваши богомольцы во святой обители Саввы, схимонахи:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Господь Спаситель не уходил от красот этого мира...»: из иерусалимских Дневников о.Киприана (Керна) 19.08.2012 460 Время на чтение 17 минут Архимандрит Киприан (Керн) известен русскому читателю как один из видных богословов русского зарубежья, ученик митрополита Антония (Храповицкого) и профессор Свято-Сергиевского Богословского Института в Париже. Недавно были обнаружены его дневники, которые велись в течение 1928-1930 гг. Эти страницы являются одним из интереснейших свидетельств как о жизни самого отца Киприана, так и о Палестине тех лет. Вниманию читателей предлагаются отрывки из дневников, относящиеся к сентябрю-октябрю 1929 г. О. Киприан (Керн) (1899-1960) известен русскому читателю как один из видных богословов русского зарубежья, ученик митр. Антония (Храповицкого) и профессор Свято-Сергиевского Богословского Института в Париже. В 1928-1930 гг., еще относительно молодым человеком, о. Киприан провел два года в Иерусалиме, будучи начальником Русской духовной миссии. Впрочем, его «начальствование» было ограничено постоянным присутствием на Святой Земле русского архиерея - архиеп. Анастасия (Грибановского), в будущем - первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Главным результатом пребывания о. Киприана на Святой Земле стала книга о его предшественнике и одном из «отцов» Русской Палестины - архим. Антонине (Капустине). До сегодняшнего дня эта монография - лучшее, что написано об о. Антонине . Годы жизни о.Киприана на Святой Земле проходили во время британского правления (1917-1948). Он стал свидетелем и одной из первых интифад - арабского восстания 1929 г. против британского правления, а также еврейского заселения Святой Земли. Благодаря англичанам на Святой Земле было сохранено русское имущество, и даже речи не было о его передаче Советскому Союзу. Образованное духовенство Русской миссии оказалось в постоянном контакте с многочисленными европейцами, жившими на Святой Земле. Русская миссия в Иерусалиме, как и русская эмиграция на Западе, стала подлинным свидетелем о Православии среди инославных, таким образом вновь став миссией.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Преподобный Акакий Кавсокаливит Святой Акакий родился в 1630 году в деревне Голица неподалеку от города Аграфы Фессалийские. Его семья была бедной, и он еще в юном возрасте был вынужден взять на себя обеспечение родных. Святой не получил иного образования, кроме того, которое заключалось в изучении Закона Божия, в чтении житий святых и посещении церковных служб. Акакий бежал из родительского дома, чтобы избежать женитьбы, которую готовила для него мать, и удалился в монастырь Святой Троицы в Загоре, основанный святым Дионисием Олимпийским (память 23 января). Вечером того дня, когда святой принес монашеские обеты, ему было видение, будто он держит в руках светильник, озаряющий все окрестные земли. Тогда Акакий понял, что монах должен быть подобен светильнику, который просвещает других людей сиянием своих добродетелей. И он ревностно начал духовную битву за святые добродетели, прежде всего за смирение, посредством полного отсечения собственной воли. Он с радостным сердцем брался за самую тяжелую работу и снискал расположение всех братий. Любовь ко Господу, пылавшая в сердце Акакия, часто побуждала его удаляться в лес, чтобы предаваться созерцанию. Духовная жажда святого все возрастала, поэтому он оставил монастырь и отправился на Афон. Переходя от кельи к келье, он искал совета людей Божиих, затем на год поселился в пещере рядом с монастырем Григориат вместе с двумя отшельниками. Достаточно постранствовав по разным местам Святой Горы, он обосновался в краю великих подвижников – на юге Афонского полуострова. Там, в Преображенской келье, он прожил 20 лет, питаясь одним хлебом и дикорастущими плодами не чаще одного раза в три дня. Отложив всякое житейское попечение, преподобный Акакий всем сердцем обращался ко Господу, с силой противостоя искушениям, которыми бесы пытались отвратить его от непрестанной молитвы. По прошествии этого времени он удалился в маленькую пещеру недалеко от берега, где в свое время подвизался святой Максим Кавсокалив (память 13 января). Он вел превосходящую человеческие возможности духовную брань, сражаясь с бесплотными силами. Преподобный ел ровно столько, сколько было необходимо для поддержания жизни, а иногда крошил камни в коренья, которые принимал в пищу, так что у него шла горлом кровь. Бесы с еще большей яростью стали приступать к нему и пытались сломить его мужество отвратительными помыслами, пугающими явлениями и различными недугами. Но Акакий обращал их в бегство пламенной молитвой, которая исходила от самого его сердца, всегда бодрствующего.

http://pravoslavie.ru/53125.html

Святая гора Афон (Фото) Святая Гора Афон глазами Владимира Ходакова. 2 апреля, 2013 Святая Гора Афон глазами Владимира Ходакова. Почему гору Афон называют Святой горой? Какие монастыри находятся на греческом полуострове? История Афона и с фотографии святогорских обителей. Содержание статьи Гора Афон, которую называют Святой горой, находится на одноименном полуострове.  Ее высота составляет 2033 метра. Под юрисдикцией Константинопольского Патриархата на афонском полуострове находятся около двадцати монастырей. Верующие почитают Афон, как земной удел Богородицы Согласно данным за 2001 год в монастырях Афона живут 2262 человек. Афонские монахи пользуются юлианским календарем. По афонскому уставу на территорию полуострова не должны приезжать женщины. Запрет на въезд касается также животных женского пола. Паломников восхищает местная природа: горные ручьи, живописное побережье, цветущие деревья. Обширная территория святой горы славится прекрасными пейзажами. Афон Афон — самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей. Помимо монастырей по всей Святой Горе разбросаны 12 скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: келлии (обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли), каливы (из которых, как правило, состоят скиты), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере). Таким увидел Афон Владимир Ходаков. Читать также — Каждый раз Афон открывается с новой стороны Зограф Зограф относится к болгарским монастырям Святой горы. Его насельники, афонские монахи, как правило, славяне. Монастырь посвятили святому Георгию Победоносцу и в иерархии местных монастырей стоит на девятом месте. Зограф переводится как «живописец». Монастырь был основан Львом Философом и расположен практически на побережье – в трех километрах от моря. Во времена Михаила Палеолога Зограф не стал присоединяться к унии с Римом и за этот отказ в монастыре мученически погибли насельники обители.

http://pravmir.ru/afon-foto/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010