Послесловие И подвизахся, скорбный... И сподоби Мя Бог великих видети святынь, И поклонихся при Господнем Гробе Молитвами святых Его. Аминь. Такими словами (нам принадлежит лишь поэтическое переложение) завершил пятьсот лет назад свое «Хождение» московский гость Василий (ни отчества, ни фамилии он, по скромности, не счел нужным указать). Итак, мы тоже, в меру сил и разумения, «подвизались». Мы прошли по дорогам и тропам Святой Земли, видели великие города древности, обращенные Богом в прах и руины, и убогие часовни и вертепы, сохранившие на протяжении тысячелетий память о священных событиях и смиренных подвижниках. Главное чудо в истории Святой Земли – неоскудевающее присутствие Божие, зримо явленная благодать самосохранения, дарованная Христом основанной Им на земле Церкви: «И врата адовы не одолеют ее». Святыня – даже для обыденного нашего сознания – это нечто, вещь или место, где небо особенно тесно коснулось земли, где реализуется встреча Божественной благодати с человеческой свободой. Научные методы и инструментарии «не дотягивают» до того, чтобы «работать» с этими таинственными касаниями и встречами. Богословы и историки все еще в большом долгу перед простым богомольцем-паломником, который и две тысячи лет назад, и тысячу лет назад своими ногами исходил мир православных святынь и сердцем ощутил высоту этого понятия и осознал его место в церковном предании. Целые поколения историков и археологов, особенно западные, протестантские, копают, исследуют, пытаются доказать подлинность того или иного библейского места. Но вот в чем беда науки. Она не пытается доказать подлинность, у нее всегда презумпция заподозрить – а действительно ли это источник «того самого времени», а действительно ли это камни «того самого Капернаума»? Церковное предание совсем по-другому связывает и развязывает узелки реальной истории и современной жизни святынь. Практически во всех случаях, когда речь идет о святом месте, мы имеем дело не с археологически точной, измерителем в руках или археологическим заступом подтвержденной «достопримечательностью», а со святым намоленным местом многовекового христианского почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  4.2 из  5) Оглавление Диск с записью произведений в авторском прочтении и фотографиями Святой Земли выйдет в конце декабря 2014 г. Часть первая. Святые образы Святая Земля Неисчерпаемы образы те, Что живут на земле, нареченной святою. Как семя они прорастают в душе. И вспоминается притча о посеянном в тайне И в тайне растущем духовном подарке от Бога, Что создал составы души. Хотя и прошли мы от края до края Обетованной Земли, Которая равной казалась Вселенной, Мы знали: не насытилось зрение, не натешился слух, Не устало сжиматься от радости сердце, а ум удивляться. И, покидая Священную Землю, Уже начинали грустить. И скучать обо всем, Что мы там повидали. Но время прошло, и внезапно В сердце проклюнулся первый росток: В светлые дни Рождества В скромном кладбищенском храме стояли, А мнилось — стоим у Звезды Вифлеема, Видим овечек на поле окрест его, Пенье протяжное слышим греков-монахов И Матерь Небесная смотрит с иконы С улыбкою кроткой. И радость над миром простерта. Малый росток превратился В цветущую розу на Пасху. В храме домовом мы были в тот день, А душа предстояла Гробу Святому, Пройдя перед этим от Львиных ворот И до Судных Путь скорби и поднялась на Голгофу. И так оживали виденья святые, В дни праздников наших – Преображенья, Успенья, в день обретенья Креста, В Вознесенье, в Крещенье, и в постные дни. А иногда и без всякой причины, Как будто повеет «глас хлада тонка» И в путь позовет. Воспоминанья святые Вдруг оживут, и пред оком душевным Явственно встанут горы, долины, Море Святой Палестины, храмы ее, Иордан многоструйный и лица, путников Тихо идущих. Вспомнится снова Притча Господня о малом горушном зерне И раскидистой кроне горчичного древа, Что собой осеняет весь мир. Птицы небесные, облюбовавшие крону, Песни приносят из райского сада, Что душу питают весельем нездешним. «Пуп Земли» Сердце расширить Святая Земля помогает, Там ощущаешь себя не насельником малого края, А мира всего. И ясен становится символ – Тот, что стоит в средоточьи Великого храма

http://azbyka.ru/fiction/pritchi-svyatoj...

Празднуя ныне память святых апостолов Петра и Павла, воспоминая честные их страдания, возлюбим их истинную веру, святую жизнь, возлюбим неповинность, страдания их 12 июля. ПРАВМИР. В настоящий день Церковь Святая благочестно воспоминает страдания святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», — удостоился от Спасителя услышать в ответ. «Блажен еси, Симоне… Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь мою» (Мф. 16, 16-18). На «сем камени» (petra), на том, что ты сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», на этом исповедании твоем созижду Церковь Мою. Ибо «ты еси Петр»: от «камня» (petra) Петр (Petrus), а не от Петра (Petrus) «камень» (petra), точно так же, как от Христа христианин, а не от христианина Христос. Хотите знать, от какого «камня» (petra) апостол Петр (Petrus) так назван? — Послушайте апостола Павла: «Не хощу же вас не ведети, братие, — говорит апостол Христов, — яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море проидоша: и вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори. И вси тожде брашно духовное ядоша, и вси тожде пиво духовное пиша: пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос» (1 Кор. 10, 1-4). Вот от какого «Камени» Петр! Господь наш Иисус Христос, в последние дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать Апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место (Мф. 10, 2) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: «и дам ти ключи Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех» (16, 19). Ибо эти «ключи» и право «вязать и решить» получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь. А что действительно Церковь получила это право, а не одно исключительно лицо, то обратите внимание на другое место Писания, где Господь то же самое говорит и во всем Апостолам Своим: «Приимите Дух Свят», — и вслед за тем: «Имже отпустите грехи, отпустятся им: и Имже держите, держатся» (Ин. 20, 22-23); или: «елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех» (Мф. 18, 18). Так, Церковь связывает, Церковь разрешает; Церковь, основанная на краеугольном Камне — Самом Иисусе Христе (Еф. 2, 20), связывает и разрешает. Да убоятся же и связанные, и разрешенные: разрешенные, чтобы не подпасть опять тому же; связанные, чтобы не остаться навсегда в том же состоянии. Ибо «пленицами своих грехов, — говорит Премудрый, — кийждо затязается» (Притч. 5, 22); а кроме Святой Церкви нигде нельзя получить разрешения.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Скачать epub pdf Аннотация Клеман вдохновляясь библейским образами, святоотеческим богословием, русской религиозной философии и современными философским выкладками в книге «Смысл Земли» пытается выстроить православное богословие материи. Клеман поэтапно разбирает тайну тварного бытия (акцентируя внимание на его «плотности», реальности, весомости, но и «прозрачности» для Бога), космическое измерение Боговоплощения (взятие на Себя Христом плоти мира) и (может быть, самое ценное) проблемы техники. «Православная космология геоцентрична – по той простой причине, что она христоцентрична. Соединение нетварного и тварного, метакосмического «неба» и панкосмической «земли» происходит во Христе на нашей земле, и поэтому земля находится в центре – не физически, но духовно. В святой плоти Христа, которая объемлет все чувственно воспринимаемое творение, две бесконечности Паскаля – а точнее, неопределенности – наполняются славой Бога – единственного бесконечного». Об авторе Оливье Клеман – один из крупнейших современных православных богословов, историк, философ, профессор Свято-Сергиевского православного института в Париже, попечитель ББИ. Книга Оливье Клемана посвящена попыткам религиозно-философского выражения православной космологии или философии материи. Она охватывает анализ библейских образов, богословие восточных отцов церкви, русскую религиозную философию, проблемы современного богословия. «Православная космология геоцентрична – по той простой причине, что она христоцентрична. Соединение нетварного и тварного, метакосмического «неба» и панкосмической «земли» происходит во Христе на нашей земле, и поэтому земля находится в центре – не физически, но духовно. В святой плоти Христа, которая объемлет все чувственно воспринимаемое творение, две бесконечности Паскаля – а точнее, неопределенности – наполняются славой Бога – единственного бесконечного» Оливье Клеман Введение: космология, церковный гнозис От восьмой главы Послания к Римлянам до патристики и от патристики до важнейших аспектов современной русской религиозной философии, через паламизм и «Добротолюбие», великая православная традиция настаивает: существует христианская космология, и она есть одно из знаний, которые мы получили в вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/s...

Скачать epub pdf Сентябрь 25 Сергий, игумен Радонежский, преподобный чудотворец – преставление «Слава Богу, показавшему нам житие мужа свята и старца духовна, преподобного Сергия в земли нашей Рустей» – так начинает сказание блаженный Епифаний о житии преподобного спустя 26 лет после его смерти. Велико значение преподобного как верного служителя Святой Троицы в истории Русской Церкви, русского подвижничества, русского просвещения и нравственного воспитания русского народа. Около 70 монастырей только было открыто преподобным, его учениками и учениками его учеников. В 1992 году исполнилось 600 лет со дня преставления преподобного Сергия, столпа Российстей Церкви, воспитавшего поколение святых и объединившего духом Православия полуязыческие племена северной и средней России в целое великорусское племя; преподобный – носитель крепкого, народного, русского, православного духа. Преподобный Сергий стал игуменом всея России и возбранным воеводой Русской земли. Это почувствовали у гроба его многие миллионы душ человеческих как у очага благодатного огня, забывая суету земную и духом переносясь в родную древность, в леса Радонежские, Древнюю Русь, воспевая: «Радуйся, от чрева матерня освященный и прежде рождения прославивый Святую Троицу». Великий печальник и заступник земли Русской родился от родителей Кирилла и Марии, добрых и богоугодных. Они строго хранили церковные уставы, помогали бедным. Их сын – краса Православной Церкви и опора родной земли – был избранник Божий. В воскресный день в храме на литургии младенец трижды возгласил во чреве матери – перед чтением Евангелия, во время пения Херувимской песни и при возгласе «Святая святым». Младенец прежде рождения явил всем знамение, что он будет служителем Святой Троицы. Мы знаем, что пророка Иеремию Бог от чрева матери предызбрал и освятил, также пророка Исаию. А Предтеча Иоанн еще во утробе матери узнал Господа, и матерь его с радостью пророчески возопила: Прииди Мати Господа Моего ко мне ( Лк. 1, 44 ). Господь досточудно еще до рождения преподобного явил ему Свою благодать и Божественное промышление.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Утешения пастве в бедствиях войны Отклик по поводу начала войны с Японией Письмо митрополита Московского Владимира императору Николаю II 102 Ваше Императорское Величество, Благочестивый Государь. Пятьсот лет тому назад тяжко томилась Святая Русь под игом татарским. Точно грозные тучи, от времени до времени поднимались с востока дикие орды монголов и всеразрушающей бурей проносились по градам и весям родной земли, но в эти тяжкие годины великих испытаний Милосердный Господь посылал ей великих печальников и молитвенников. И в сонме сих угодников Божиих, как светлое солнце среди звезд небесных, сияет смиренный Радонежский игумен, преподобный Сергий, сей воистину игумен всея Руси, возбранной воевода и небесный гражданин русской земли. Когда в 1380 году надвинулась на Русь орда нечестивого Мамая и великодержавный князь Димитрий Иоаннович не мог умилостивить этого гордого монгола ни дарами, ни покорностью, тогда благодатный старец благословил Московского князя идти противу полчищ Мамаевых и, отпуская в помощь двух своих витязей бояр-схимников, изрек ему чудное пророчество: «Дерзай, княже, победиши враги твоя». И свершилось дивное слово Сергиево: впервые после покорения Руси монголами Русь стеной повалилась на монголов и сокрушила их силу на поле Куликовом. Отошел к Богу из земной жизни великий старец. Но он остался верным сыном родной земли. Проходили столетия; великие беды и скорби обрушивались на Русь православную; дважды Москва была в руках вражьих, но нога вражья не переступала порога его обители. «Неотступно буду от места сего», – рекла ему некогда Царица Небесная, и непреложно было Ее обетование. Именно тогда-то, когда казалось все потеряно и неоткуда было ждать земной помощи, тогда-то восставал на защиту родной земли Сергий – и все беды исчезали, как дым, и враги бежали со стыдом, и снова Русь сияла во всем величии своего родного православия и христоподражательного народного смирения, страшная своим врагам. Жив он, угодник Божий, жив и ныне в сознании православного русского народа. Сотнями тысяч идут к нему со всех концов православные русские люди – идут и как живому поверяют все скорби свои, все заботы свои, повергаясь до праха земного у подножия его раки святой. Мы, недостойные иноки его святой обители, мы – постоянные свидетели этого благодатного общения нашего народа с его небесным печальником, заступником и молитвенником пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

На Святой Земле От издателей Постоянным желанием Владыки Мефодия еще во времена его служения Господу архимандритом было посещение Святой Земли. Он горячо желал этого и для самого себя и для русских православных людей, в былые времена так часто совершавших паломничество на Святую Землю. Путешествие это представлялось тогда очень затруднительным во всех отношениях, но наконец, после многих попыток и поисков, Владыка решил в 1951 году примкнуть к группе паломников из университета города Lille (Лилль – город на севере Франции) и совершил с ними свое первое посещение Святой Земли. Вернувшись в Париж, он прочел приводимый ниже доклад. О подготовительной поездке в Святую Землю в 1951 году Путешествие в Святую Землю я совершил с группой французов. В конце августа мы погрузились в Марселе на греческий, значит, православный пароход и пошли вдоль берегов, сначала Франции затем Италии. Зашли в Геную, ночью прошли около огнедышащего вулкана Страмбули – было красиво и жутко. На четвертый день оказались у греческих берегов. Прошли Коринф, тот Коринф, где некогда проповедовал святой апостол Павел, тот Коринф, жителям которого написал он свои два послания, входящие в состав Нового Завета. Вошли в узкий глубокий Коринфский канал и дальше шли уже «по путям» апостола Павла. Подошли к Пиреи, порт Афин, и задержались здесь на сутки. Как приятно провести хотя бы и сутки в православном городе, в православном государстве! Всюду храмы православные, открытые целый день. В них горят лампады, свечи; все время заходят люди помолиться, слышится звон колокольный. Здесь и воскресные дни, и праздники, и посты соблюдаются. Из Пиреи мы пошли прямо через Средиземное море в Александрию. Александрия когда-то была центром христианской богословской мысли, откуда вышло множество православных подвижников, где подвизался защитник православия Александрийский патриарх Афанасий Великий , где раскаялась проводившая свою жизнь в грехе преподобная Мария Египетская, где шла борьба против ереси Ария, отвергнутая впоследствии I Вселенским Собором. Александрия встретила нас восточной пестротой, шумом, гамом, криками толпы. Пройдя пограничные формальности, мы сели в автобус и направились в Каир. Путь наш лежал через пустыню. Сначала попадались верблюды, одинокие пальмы, а потом мы оказались среди моря песка, по которому мы неслись на автомобиле около трех с половиной часов. Жара была жгучая. Протянутую из автомобиля руку обжигало, как в горячей печи. Вспоминались египетские пустынники, бегство Святого Семейства из Вифлеема в Египет... На полпути был оазис, в котором мы передохнули, утолили жажду. Вдали нам показывали коптский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Собиратели земли Русской В Москве прошла конференция «Первый Русский царь Иван IV Грозный» Редакция РНЛ   19:27 01.03.2024 393 Время на чтение 10 минут 28 февраля в Московском Доме национальностей в формате выступления экспертов прошла научно-практическая конференция «Собиратели земли Русской. Первый Русский Царь Иван IV (Грозный)», сообщает наш корреспондент. Конференция проходила в рамках совместного просветительского проекта Общественного международного фонда славянской письменности и культуры (ОМФСПиК) и информационно-аналитической службы «Русская народная линия» «Монументальная летопись России». Игумен земли Русской Конференция открылась общей молитвой, затем заместитель генерального директора ОМФСПиК Леонид Юрьевич Редкий, который был ведущим конференции, поприветствовал участников мероприятия и зачитал приветствие игумена Хиландарского монастыря Святой горы Афон архимандрита Мефодия. В своём послании о.Мефодий отметил, что связь сербского и русского народов существует с древних времён. Ещё в 12-м веке русские Афонские монахи приходили на двор сербского Великого жупана (князя) Стефана Немани (в монашестве преп.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/01/so...

Глава 3. Период татарского ига. Святой благоверный князь Александр Невский. Преподобный Сергий Радонежский Татаро-монгольское нашествие. В 1237 г. из Азии надвинулась на Русь грозная туча – татаро-монголы. Под водительством своего вождя Чингисхана монголы завоевали Китай, Индию, Среднюю Азию, земли персов, грузин и армян и после этого двинулись на Русь. Сперва ими были опустошены Рязанское и Владимирское (на Клязьме) княжества. Население было вырезано, церкви и монастыри опустошены. Во Владимире-на-Клязьме погибли великий князь Владимир Всеволодович со всей своей семьей и епископ Митрофан. Разрушительной волной прошло татаро-монгольское нашествие по Руси. Разорены были один за другим Коломна, Москва, Ростов, Ярославль, Тверь. Вся юго-западная Русь от " Чернигова до Киева была разграблена и сожжена. К Киеву татары привели огромное войско. От скрипа татарских телег, рева верблюдов, ржания лошадей киевляне не могли слышать друг друга. Стенобитными орудиями были разрушены стены города. В конце сражения жители с митрополитом во главе заперлись в древней Десятинной церкви, построенной Владимиром святым, и там погибли, когда рухнули стены церкви. Киево-Печерский монастырь был разрушен и даже могилы монахов разграблены, а все монахи или убиты, или разошлись по лесам. После первого нашествия татаро-монголов из ста пятидесяти семи русских поселений, известных в начале XIII в., сто пять прекратили свое существование, четырнадцать городов исчезли с лица земли, еще тридцать пять было разрушено и превратились в села. В середине XIII в. Киев представлял собой небольшой городок, в котором было всего двести дворов. Русь под татарским игом . Сохранилось много рассказов о героической гибели некоторых князей, но беда была не только в гибели людей и разорении земли, а в тяжелом порабощении всей страны. Почти на два с половиной века многие русские земли оказались под татарским игом. Князья должны были являться к хану, чтобы получить от него разрешение княжить, а в каждый город назначался татарский чиновник – баскак – для сбора дани. Являясь к хану, каждый русский князь должен был пройти целый ряд церемоний, унизительных и чуждых христианской вере: проходить между огнями для очищения, кланяться хану и войлочным идолам, став на колени. Князь должен был обещать исполнять все приказания хана, являться в Орду по первому вызову, признавать его власть над собой, а себя считать его рабом. Некоторые князья исполняли все это, и летописец их не осуждает, потому что этим они спасали свой народ от новых бед. Другие князья отказывались так унижаться и погибали в Орде. Так, Михаил Черниговский твердо ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Глава III. Иерихон. – Мертвое море «Сынове ваши, иже востанут по вас, и чуждый иже приидет от земли далекия, и узрят язвы земли оныя и недуги ея, яже посла Господь на ню, жупел и соль сожженую: вся земля ея не насеется, ни прозябнет, ниже возникнет на ней всяк злак: якоже опровержеся Содом и Гоморр, Адама и Севоим, яже опроверже Господь в ярости и гневе Своем». ( Втор 29:23 ) На пути от горы Сорокадневной к селенью Риха встречаются остатки монастыря Св. Евфимия, который, конечно, устроен был в одном из зданий Иерихонских. При тщательном изыскании следы Иерихона могли бы быть обозначены яснее. К Иерихону прилегали Иродов замок Кипрос с горной стороны и местечко Архелаис, построенное Архелаем. Сам Иерихон имел несколько более 20 стадий в окружности, что составляет только около 4 верст 82 . Он был преддверием Обетованной Земли израильтян. Гора Навав или Небо, которой вершина господствует над хребтом Аравийских гор по ту сторону Иордана, против самого Иерихона, сделалась таинственною гробницею великого вождя Израиля. «И не уведа никто-же погребения его даже до дне сего» ( Втор 34:6 ). Оттуда Господь показал Моисею все концы Земли Обетованной. Иисус Навин повел Израиля прямо на Иерихон. Скиния Завета разрушила его враждебные стены. Клятва Иисуса Навина, кажется, доселе лежит на Иерихоне ( Нав 6:25 ). Ирод, который последний возобновил Иерихон во времена Спасителя, кончил здесь жизнь свою, обремененную преступлениями, в мучениях. Чувствуя приближение смерти и угадывая радость своих подданных, он заповедал сестре своей Саломее и мужу ее собрать в самое это время знатнейших граждан в амфитеатр Иерихонский, окружа его войском, с тем, чтобы они все после его смерти были умерщвлены. Саломея не исполнила завещания убийцы младенцев. Но обратимся к предметам утешительным для сердца христианина. Здесь Иисус был в доме Закхея. Долго показывали остатки этого дома и даже дерево, с которого раскаявшийся грешник смотрел на вход Иисуса в Иерихон. Здесь даровал Спаситель зрение бедному слепцу, воззвавшему к Нему с распутья: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!»

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010