под редакцией  А.В. Елисеева ПРИЛОЖЕНИЯ К I выпуску «ПУТЕВОДИТЕЛЯ ПО СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ» I. Язык жителей Св. Земли. Во всей империи Османов официальным, государственным языком служит турецкий. Однако во всех городах, посещаемых иностранцами, есть туземцы, говорящие на своем родном языке, а также на языках европейских: по-французски, по-итальянски, по-немецки, по-английски, по-гречески, по-испански, даже по-русски. Народный язык туземцев Св. Земли есть арабский. Не лишним считаем привести здесь несколько арабских слов и фраз, с переводом на русский язык, в которых может встретиться надобность для паломника на месте и из коих некоторые часто встречаются в нашем «Путеводителе». Относительно грамматики арабского языка сделаем лишь несколько кратких замечаний: 1) звук л произносится в арабском языке всегда мягко, как бы после него было поставлено русское ь; 2) буква джимъ произносится как ж; 3) начало глагола в арабском языке находится не в неокончательном наклонении, как почти во всех языках, напр, идти, писать, а в третьем лице совершенного времени, вслед за которым ставится третье-же лицо настоящего времени, напр. рах, орух,-катаб, ектуб, – буквально: он пошел, он идёт, – он написал, он пишет. Эта особенность объясняется тем, что эти формы, отвечающие нашему неокончательному наклонению, грамматически суть самая простая, из которых образуются все прочие формы и времена. Составленный нами русско-арабский словарь и разговоры приняли на себя труд проверить профессор С.-Петербургского университета В. Д. Смирнов и доктор А. В. Елисеев. которым мы и приносим здесь нашу искреннюю благодарность. II. Краткий русско-арабский словарь. Аист – беллар-эдж англичанин – инглези по-английски – инглези аптекарь – аттар. араб, – араби по-арабски – араби апельсин – шина апрекарь – аттар Баран -кебаш баранина-харуф башмаки-на’аль башня-бурдж башня – минарет бедуин – бедеви битвы место – макталь близюй-кариб болото-хадир больной-айен большой – кебир брат -аху бумага-кар’ет буря-дзау бежать -ракад белый-абжад

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Аннотация Для христианина Святая Земля – понятие не только географическое, но и духовное, связанное с историей человеческого Спасения. Описывая свои паломничества на Святую Землю, протоиерей Геннадий Фаст не просто вспоминает соответствующие библейские сюжеты, но делает Священную историю живой и близкой современному человеку. Эта книга – удивительное сочетание путеводителя и дневника: читатель найдет здесь богатый фактический материал, поэтичные зарисовки, глубокое понимание библейского текста и опыт личного переживания Священного Писания . Часть I. Семь дней на Святой Земле От автора Из глубокой ночи, пролетев над Малой Азией, навстречу утру вынырнул самолет авиакомпании «Эль Аль», что в переводе означает «над нами только Бог». Какое чудное название! Мы летим над Землей. А над нами только Бог. Сей есть Бог наш... Он явился на земле и обращался между людьми ( Вар. 3: 36, 38 ). В иллюминаторе начинает светать. Над нами Бог , а внизу, сквозь утреннюю дымку, просматривается уже та Земля, на которой Он явился и жил между людьми… Обетованная Земля. Земля, дарованная праотцу Аврааму. Земля, исхоженная пророками. Земля Святая. Земля Иисуса. Земля Срединная. Ибо Господь соделал спасение посреди земли! ( Пс.73:12 ) Охватывают непередаваемый трепет и волнение. Вспоминается пророк Моисей, когда он издали увидел всю Святую Землю, окинул взором вожделенный край. Вся его жизнь была посвящена достижению этой земли. Ради нее оставлено всё. Ради нее отдано всё. Прожиты годы и годы. И вот она перед ним... И вот она предо мной... Она со мною от материнских колыбельных песен, от рассказов по Священной истории, которым внимал с детской впечатлительностью. Всё, связанное с этой землей, и есть то, во что я с детства верил. И это не земное, это – Небесное, Божественное. Святая Земля не вспоминается по урокам географии, она воспринимается из Божественной литургии, из Слова Божия, пребывающего вовек. И вот земля моей веры предо мною. Как некогда Моисей, жадно впитываю ее своим взором. Немало приходилось мне путешествовать. От одной земли к другой. Но это всегда земля. Это переход от подобного к подобному. А ныне будто кончилась та жизнь там – на земле. И вот пред моим взором уже то, во что верю, что бесконечно люблю. Здравый разум говорит, что ведь и это земля. Пусть она самая святая, но это еще не небо. Однако сердце чувствует всё иначе... Когда я вернулся в Енисейск, не было ощущения, что путешествовал где-то по другим местам и вот вернулся домой. Впечатление было совсем иное. Как будто закончилось некое видение, не знаю даже, где оно было, на небе или на земле, и вновь вернулся я на обычную землю, к обычной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Всяк, убо иже исповест Мя пред человека, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. А иже отвержется Мене пред человека, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех» ( Мф. 10:32–33 ). Это сказал Господь ученикам Своим, которые тогда стояли пред лицом Его; это сказал всевидящий Господь, взирающий на отдаленное будущее как на настоящее, сказал всем без исключения ученикам Своим всех времен и стран; сказал это Господь и вам, стоящим здесь, в храме Его, вписавшим себя в число учеников Его святым Крещением. Как молния быстро протекает с одного края небес до другого, ничего не утрачивая в блеске своем, так определение Господа достигло нас чрез восемнадцать столетий, во всей силе и ясности своей возвещено нам сегодня во Евангелии. Ученики Господа – не те только, которые от имени Его именуются христианами, не те только, которые приняли на себя обеты служения Ему: ученики – те, которые действительно исповедуют Его Господом своим, исповедуют полновластным Владыкою над собою и вечным Царем, последуя его учению как учению Господа, исполняя Его заповеди как заповеди Господа. Исповедание должно быть совершаемо умом, сердцем, словом, делом, всею жизнью. Стыд, робость, колебание – нетерпимы при исповедании. Исповедание требует решительного самоотвержения. Оно должно быть торжественное. Оно должно быть исполнено, как бы на открытом позорище, пред всем человечеством, пред ангелами святыми и пред ангелами падшими, пред взорами земли и неба. «Позор быхом миру и ангелом и человеком» ( 1Кор. 4:9 ), говорит о себе и о прочих святых апостолах святой апостол Павел. Апостолы не устыдились и не устрашились исповедать казненного поносною казнью Богочеловека, осужденного судом церковным и гражданским, не устыдились и не устрашились исповедать пред судом церковным и гражданским, пред сильными и мудрыми земли, пред тиранами и мучителями, пред лицом пыток и казней, пред лицом насильственной смерти. Такое же исповедание Господа принесли Господу святые мученики, напоившие все пространство земли кровью своею, огласившие всю землю святым свидетельством истинного богопознания и богопочитания. Исповедали Господа невидимым мученичеством и постоянным самоотвержением в течение всей жизни преподобные иноки: они служили союзом земли с небом, ангелов с человеками, принадлежа небу во время пребывания своего на земле, вступив во время пребывания своего на земле в общение с ангелами и в лики их. Исповедали Господа презрением и попранием начал мира те угодники Божии, которые подвизались среди мира, к которым с такою справедливостью можно отнести слова Евангелия: «сии в мире суть, и не суть от мира» ( Ин. 17:11, 16 ). Исповедание Господа, сопровождаемое решительным и полным отречением от мира и от себя, было знамением всех святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Глава третья. Третье Богоявление Аврааму. Явление Бога Аврааму в Сихеме по вхождении его в Ханаан И прошел Авраам по земле сей [по длине ее[ до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда (жили) хананеи. И явился Ягве Аврааму, и сказал [ему]: потомству твоему отдам землю сию. И создал там Аврам жертвенник Ягве, Который явился ему ( Быт. 12:6–7 ). 3.1. Сихем. Авраам – это земля твоя! Ур – Халдейский, Харран, Дамаск в Сирии... Все дальше передвигается со своими стадами Авраам, далеко позади отеческая земля. Вот он уже на западном берегу Иордана. Он еще не знает, где та земля, которую обетовал Бог ему и потомству его. Он все еще странник в неизвестное, не знающий, где главы приклонить. «Поскольку намерение дать землю сию Аврааму Бог утаил от него до вступления в нее, то надобно, чтобы он имел прежде, по крайней мере, некоторые знамения, по которым мог бы давать направление своему пути. Какие они были, неизвестно» 430 . И прошел Авраам по земле сей Ханаанской [по длине ее] до места Сихема. Медленно передвигается караван. Пройдена уже половина Ханаанской земли по долине ее. Вот место Сихема, дубравы Море. Где же та земля, в которую ведет являвшийся в Уре и Харране Бог?.. И вот, в Сихеме, в центре Ханаанской земли, Бог в третий раз является Аврааму и говорит ему: потомству твоему отдам Я землю сию, Авраам! – ты уже дома! Авраам! – оглянись вокруг, ты в Земле Святой, ты в Земле Моей, ты прошел уже до середины земли, которую Я обещал тебе. Здесь, в Сихеме, Авраам узнает, что он уже давно в Земле Обетованной. Авраам, сказано, прошел до места Сихема. Позднее, при внуке Авраама Иакове говорится о городе Сихеме ( Быт. 33:18 ). (Шхем) или «Сихем» означает «плечо». Вполне возможно, что это название появилось уже после Авраама, по имени Сихема, сына Эммора [см. Быт. 34:2 ], князя земли той. С этим городом после Авраама будут связаны различные события священной истории. Там Иаков закопает под дубом [дубрава Море] языческих идолов [ Быт. 35:4 ], там будут пастбища Иакова [ Быт. 37:12–14 ]. В Сихеме Иаков купит часть поля у сынов Еммора, отца Сихемова, и недалеко от того места ископает колодец [ Быт. 33:19 ; Ин. 4:12 ]. Там заблудился Иосиф, когда искал братьев своих, будучи потом продан ими в рабство египетское [ Быт. 37:15 ]. Сихем станет одним из городов-убежищ Израиля [ Нав. 20:7 ]. В Сихеме Иисус Навин собрал колена Израилевы перед смертью [ Нав. 24:1–25 ] и в нем же были погребены кости Иосифа [ Нав. 24:32 ]. После отпадения десяти колен Израилевых от Иерусалима, Иеровоам-мятежник сделает Сихем столицей Северного десятиколенного Царства [ 3Цар. 12:25 ]. Господь Иисус Христос здесь у колодца Иакова беседовал с самарянкой. Римляне возобновили это город, назвав его новым городом – Неаполем. Видоизменившись, это название превратилось в Наблус.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Скачать epub pdf Предисловие Разных природу вещей и быстротекущего века (saeculum) Коротко я изложил в главах совсем небольших, Раб божий Беда; а ты, мой читатель, прошу, со вниманьем К вечному дню – в небеса мысли свои обрати. Глава 1. О четырех сторонах Божьего творения 1 Божественная деятельность, которая сотворила мир 2 (saeculum) и управляет им, может быть разделена и рассмотрена с четырех точек зрения. Во-первых, мир сей в замысле слова Божьего не создан, а существует вечно: по свидетельству апостола, Бог предназначил нас для царства до начала времен этого мира. Во-вторых, элементы мира были сотворены в бесформенной материи все вместе, ведь [Бог], живущий вечно, создал все одновременно. В-третьих, эта материя в соответствии с природой одновременно созданных [элементов] не сразу преобразовалась в небо и землю, но постепенно, за шесть дней. В-четвертых, все те семена и первопричины [вещей], что были сотворены тогда, продолжают [развиваться] естественным образом на протяжении всего времени, в какое существует мир, так что вплоть до сего дня продолжается деятельность Отца и Сына, до сих пор кормит Бог птиц и одевает лилии. Глава 2. О формировании мира В самом начале творения были созданы из ничего небо, земля, ангелы, воздух и вода. Затем в первый день был создан свет, также из ничего; во второй день – твердь посреди вод; на третий – образ моря и земли вместе со всем тем, что в земле укоренено; на четвертый – небесные светила, из того света, что был создан в первый день; на пятый день – морские рыбы и птицы; на шестой – все прочие земные животные и человек, плоть которого была создана из земли, а душа из ничего; он был поселен в раю, который Господь насадил с самого начала. В седьмой же день отдыхал Господь – но не от управления сотворенным, ведь благодаря ему мы только и можем жить, двигаться и существовать, – а от творения новой субстанции. Глава 3. Что такое мир Мир есть вся вселенная, состоящая из неба и земли, образованная из четырех элементов и имеющая форму абсолютного 3 шара; [образована же она] из огня, которым светят звезды; из воздуха, которым дышит все живое; из вод, опоясывающих и пронизывающих землю и тем самым укрепляющих ее; наконец, из самой земли, которая пребывает в равновесии в середине и в самом низу мира 4 и висит неподвижно, в то время как вселенная вращается вокруг нее. Названо же небо словом mundus из-за своего совершенного и абсолютного изящества, так же как и у греков оно называется KOSMOS из-за своей красоты 5 . Глава 4. Об элементах 6

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Сортировать по Исключить новости Иди. И еще помни, отец Мардарий, что сказал Христос книжникам: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». Вот и ты помни, что святой мученик Мардарий рядом с тобой. Поселок назывался Хэ, и Митрополит Петр, сколько ни пытался, так и не мог узнать у местных жителей, что это значит в переводе на русский язык. «Хэ» да «хэ» — может быть, это возглас, вырвавшийся у человека, впервые пришедшего сюда. Он увидел море, которое сразу начиналось там, где кончалась тундра, и сказал: «Хэ». Плоская поверхность земли как бы сама собой переходила в студеную воду — такую вот, как сейчас, серебристо-матово отсвечивающую под тусклым солнцем, скрытым полупрозрачной пеленой облаков, рассеянных в безконечности неба. Как только выдавалось время, свободное от забот, Владыка Петр шел сюда, к берегу, и гулял вдоль него, до самого заворота земли, где она закруглялась, образуя полукружье. Здесь он поворачивал и шел назад, сколько хватало сил, потому что еще одного далекого полукружья не было видно за пеленой, висящей над водой. Этот залив назывался Обской губой, и поселок Хэ находился неподалеку от берега. Митрополит не мог сказать, что это «Богом забытое место». Но что это край земли — вполне можно сказать, потому что здесь действительно кончалась земля и начинался водный простор, переходящий в застывшую ледяную равнину, которая называлась Северным Ледовитым океаном. Где-то там, впереди, находилась макушка земли — кратчайшее расстояние до центра земного шара — Северный полюс. Владыка дышал и, казалось, не мог надышаться морским воздухом. После вонючих, полутемных или вовсе темных тюремных камер дана ему как бы в награду эта водная серо-голубая гладь, отливающая свинцово-серебристым цветом в короткие летние дни. Недолго радоваться теплу, солнцу, которое нет-нет да и проглянет сквозь облака. Но все-таки его можно увидеть. А в московских тюрьмах и в Суздальском изоляторе он не видел солнца по году и больше — на так называемые прогулки Владыку выводили, когда наступал вечер. Ретивый Иван Кравец из Суздальского НКВД и вовсе прогулки определил не вечером, а ночью.

http://pravmir.ru/aleksej-solonicyn-svet...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Перхавко В. Б. Русские купцы на Святой Земле Еще с IX–XIII вв. древнерусские гости посещали далекие страны Европы и Азии, добирались даже до Северной Африки. Их торговые маршруты пролегали порой у православных святынь Царьграда и Афона, Палестины и Египта. И, будучи людьми любознательными и религиозными, живя не только торговыми заботами, они, очевидно, находили время для их посещения. Но мало кто из них изложил свои впечатления об увиденном на бумаге. Нередко паломничества по святым местам совершались по обету, в связи с кончиной близкого человека, для искупления земных грехов . Жанр купеческих хождений (хожений) зародился в XV в. под воздействием знакомства торговых людей с описаниями путешествий по святым местам паломников из среды духовенства (прежде всего монашества) Некоторые из них делали путевые заметки, другие же надеялись на свою память. После возвращения купцов из заморских странствий в тогдашнем дипломатическом ведомстве России - Посольском приказе - на основе их опроса составлялись отчеты с описаниями дальних стран – «скаски». Наряду с более ранними материалами эти «скаски» затем использовались и самими путешественниками, и редакторами-книжниками при составлении хождений. Предметом рассмотрения в данной статье являются поездки русских торговых людей в Палестину и на Синай, совершавшиеся на протяжении нескольких столетий и практически неизученные в социально-профессиональном плане в отечественной и зарубежной историографии Какие личные впечатления от посещения Святой Земли остались у выходцев из купеческой среды? Что было общего и чем отличались от других аналогичных сочинений хождения купцов XV–XVII столетий? Продолжались ли путешествия представителей русского купечества в Палестину и на Синай позже, в XVIII–XIX вв.? Чтобы ответить на поставленные вопросы, начну свой обзор с самого раннего (из известных нам) описания купеческого путешествия по святым местам.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251265/

В древности гора эта имела вид острова, будучи отрезана от материка каналом, прорытым через перешеек персидским царем Ксерксом, во время войны его с Грецией, в видах более удобных сообщений персидского флота; но впоследствии искусственный канал завален, и теперь едва только заметен след его. Пространство Афонской горы – от 80 до 100 верст в длину и около 20 верст в ширину; а высота горных вершин, нередко покрытых туманом, более 2-х верст над уровнем моря. По середине Афона тянется узкий хребет, по которому пролегает дорога. По обеим сторонам этого хребта вся местность Святой горы изрыта бесчисленными потоками и оврагами, которые, пересекая друг друга в различных направлениях, представляют взорам путешественников самые разнообразные виды, но зато самое путешествие делают очень трудным. Почва Святой горы камениста и суха, лишь с редкими потоками, животворно орошающими ее, и только при подошвах гор находятся небольшие участки плодородной земли, возделываемые трудами иноков, образовавшиеся из наносов окрестных горных кряжей, химически разлагающихся от дождя, солнца и воздуха. Климат на Святой горе здоровый, освежаемый от знойных лучей полуденного солнца влажным дыханием окрестного моря. Горные вершины, задерживая и сгущая около себя поднимающиеся к ним морские испарения, обращают их или в быстрые нагорные потоки прозрачной воды, или в освежающие землю и воздух дожди. Снег появляется там зимой на несколько лишь дней и только на самых высях Афона держится дольше. Растительность горы разнообразна, но не обильна: каменистая почва дает мало пищи для трав и деревьев, только на одной половине горного хребта Афонского растет строевой лес, на другой же половине хребта растительность самая скудная; по местам растет кустарник, но в концу горы и того нет; лишь на покатостях и отлогостях в изобилии растет лавровое и камарневое (ложечное) дерево, да плющ лоснящейся своей зеленью пышно прикрывает наготу скал. У подошвы же гор, вокруг келлий, виднеются ореховые, смоковничные, масличные, каштановые, кипарисовые и разные фруктовые деревья, виноградные лозы и огороды с овощами, разведенные трудами пустынников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Аудио: Начало обычное Аще иерей: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. (Аще ли мирский: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.) Перевод: Если читает священник, то он возглашает: Благословен Бог наш, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. (Если мирянин: По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.) Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.) Перевод: Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Перевод: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Перевод: Святейшая Троица, помилуй нас; Господь, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святый, прииди и уврачуй бессилие наше — для Твоей славы. Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Перевод: Отче наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Господи, помилуй. (12 раз) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-za-bo...

Святой Антоний был одним из первых подвижников, поселившихся в пустыне. Однажды, недоумевая, как ему жить, чтобы спастись, он обратился в молитве к Богу: «Господи, что мне делать, как проводить дни, как жить?» И увидел перед собой ангела, который принял его образ и стал исполнять разную работу: плести корзины, ибо этим занимались в пустыне, затем читать книгу, потом он видит, что тот молится, затем отдыхает, а после этого ест. Так ангел показал ему, как должен проходить его день, и сказал: – Если будешь делать так, спасешься! Потому и ты приведи в порядок свою жизнь, и когда просыпаешься, чтобы знал, что ты будешь делать и как жить. Это связано и со словами святого Антония: «Кто хочет ковать железо, тот заранее обдумывает, что будет создавать и какую форму этому придаст» . Надо знать, чего ты хочешь в жизни. Хочешь выковать из железа серп? Топор? Нож? Вот так ты будешь ударять молотом, если хочешь сделать нож, и вот так – если серп, топор и прочее. Не правда ли? Мы ведь не куем железо как попало. Ты ковал железо, но не знал как, и поэтому утруждал себя напрасно Святой говорит, чтобы у нас была цель и чтобы мы знали, что делать в жизни. Я говорю это потому, что многие ребята садятся читать и много времени проводят над книгами, но у них нет системы, нет порядка и дисциплины, чтобы сказать себе: «Два часа я буду учить математику». Хлопают ушами, зевают налево и направо, а время проходит, и потом оказывается, что они ничего не сделали и не добились хорошего результата. Ты ковал железо, но не знал как, и поэтому утруждал себя напрасно. Иногда и двух-трех движений достаточно, чтобы достичь результата, надо знать только способ, каким мы будем действовать. Это очень хорошие и мудрые советы, сказанные в III веке по Рождестве Христовом. В другой раз святой Антоний размышлял о жизни человеческой и о противоречиях в ней и говорил себе: «Богатые и бедные, красивые и безобразные, молодые и старые, больные и здоровые… Боже мой, почему в жизни есть такие противоречия? Почему существуют такие проблемы? Почему молодые умирают так бесславно, так рано, хоть были хорошими людьми? А в то же самое время старики иногда живут в разврате, роскоши и грехе, но здоровы, совершают столько несправедливостей и умирают в столетнем возрасте? Почему случаются землетрясения и исчезают с лица земли города и люди?»

http://pravoslavie.ru/118966.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010