Скачать epub pdf Житие святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца 1134 Память 3 февраля Святой благоверный князь Роман Угличский жил в тяжкую пору нашествия татар на русскую землю. Он был второй сын второго угличского удельного князя Владимира Константиновича и внук Константина Всеволодовича, сначала удельного князя ростовского, ярославского и угличского, а потом великого князя владимирского 1135 . Владимир Константинович получил в удел Угличе поле, или город Углич, в раннем детстве 1136 . Вступив в брак с княжной Фотинией, он имел двух сыновей – Андрея и Романа 1137 . В княжение в Угличе Владимира разразилась страшная гроза над русской землей, а вместе и над Угличем: Батый, по разорении Москвы и Владимира и избиения здесь семьи великого князя, двинулся за Волгу, куда великий князь Юрий Всеволодович удалился, собирая войска. На этом пути татары подчиняли своей власти все попадавшиеся города, а те, которые не хотели покоряться, разоряли и избивали их жителей. Ввиду явной и неотвратимой опасности угличский князь Владимир решил не сопротивляться бесплодно, а спасти город и жителей изъявлением покорности татарам. Впрочем, сам он с семейством не хотел вынести позора и искал спасения на севере, удалившись в новгородские пределы. После несчастной битвы на реке Сити и гибели великого князя Юрия русские князья должны были признать власть татар и платить им дань. Этой участи должен был покориться и угличский князь, который по удалении Батыя на юг подобно другим князьям по миновании опасности вернулся в Углич и стал править, уже как подручник хана. Неизвестно, ходил ли князь Владимир в орду с изъявлением покорности хану, как это требовалось и как должны были делать все владетельные князья. Предание, записанное в пространном житии, гласит, что в орду Владимир не пошел, но, во избежание ответственности, не оставался и в Угличе, а проживал по другим городам и скончался во Владимире в 1249 году 27 декабря. Тело его тогда же было перенесено женой и детьми в Углич и погребено в Преображенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово 36. О себе самом и к говорившим, что св. Григорий желает Константинопольского престола 1. Дивлюсь! Что располагает вас столько к словам моим? Отчего берет над вами такую силу моя речь, речь чужеземца, может быть слабая и не имеющая никакой привлекательности? Даже кажется, что у вас такое же ко мне влечение, какое у железа к магниту, потому что вы держитесь на мне, емлясь и каждый взаимно друг за друга, и все за Бога, из Которого и в Котором всяческая ( Рим. 11:36 ). Подлинно, это чудная цепь, и ее соплетает Дух Святой, связуя неразрывными узами! А если спросите о причине, то, сколько сознаю сам себя, не вижу в себе преимущественной перед другими мудрости; разве иной примет за мудрость то самое, что признаю себя и немудрым, и не близким к истинной и первоначальной Мудрости, – как думать о себе весьма нужно нынешним мудрецам, потому что всего легче обманывать самого себя и, надмеваясь пустой славой, почитать себя чем-то, будучи ничем. Не я первый проповедал вам учение Православия, за которое вы всего крепче держитесь. Я шел по чужим следам и (сказать правду) по следам вашим. Ибо вы ученики знаменитого Александра, великого поборника и проповедника Троицы, который и словом и делом искоренял нечестие, и помните ту апостольскую молитву, которая начальника нечестия 265 поразила в месте, достойном нечистого сего языка, чтобы за поругание наказан он был поруганием и за неправедную смерть обольщенных им душ опозорен был праведно постигшей смертью. 2. Итак, мы не новый отверзли вам источник, подобный тому, какой показал Моисей в безводном месте спасаемым из Египта ( Исх. 17:6 ), но раскрыли закрытый и засыпанный землей, подражая рабам Исаака великого, которые не только искапывали новые кладези воды живы, но и очищали загражденные филистимлянами ( Быт. 26:16 ). С другой стороны, я не из числа краснословов, не имею приятности в обхождении, не умею похищать благосклонность ласкательством, к чему способных много вижу между вызывающимися ныне священствовать. Эти люди и наше благочестие, которое просто и чуждо искусственности, обратили в искусственное и в какой-то новый род управления, перенесенный с торжищ во святилище и с зрелищ в недоступное взорам многих тайноводство, так что у нас (если должно выразиться смелее) два представления, и между ними то единственно различие, что одно открыто для всех, а другое для некоторых: на одном возбуждается смех, на другом – уважение; одно называется зрелищным, а другое – духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

У многих жизнь с годами становится скучной и серой, они не знают о дивных секретах и великих тайнах, сокрытых под покровом повседневности. 24 августа в итальянском городе Римини начался крупнейший в Европе христианский форум, в котором принимают участие сотни тысяч людей из разных уголков мира. 29 августа с докладом «Как научиться любви» в рамках форума выступил викарий Святейшего Патриарха епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, — сообщает Пресс-служба Синодального отдела по благотворительности . Полный текст доклада: Дорогие друзья, я очень благодарен вам за приглашение принять участие в этой встрече в Римини. Мне хотелось бы поговорить с вами о самом главном. О любви. Любовь с большой буквы – это Сам Бог (1 Ин.4:16), Святая Троица, Отец, Сын и Святой Дух. Мы будем говорить и о любви с маленькой буквы. О любви человеческой. Не только о том, что Бог в Самом Себе есть Любовь и не только о Любви Бога к нам. Мы будем говорить и о любви человека к человеку. Когда мои дочери были маленькими, они очень любили делать «секретики». Выкапывалась ямка и в нее помещалось что-нибудь красивое: цветочки, разноцветные камушки, фантики от конфет. Потом ямка закрывалась маленьким стеклышком и засыпалась землей, и только мои милые дочки знали о том, какая красота там скрывается. По секрету, на ушко об этом сообщалось и мне, и я приглашался, чтобы разделить их тайную радость. Они тихонько разгребали землю, и я восхищался всегда новой красотой «секретика». У многих жизнь с годами становится скучной и серой, они не знают о дивных секретах и великих тайнах, сокрытых под покровом повседневности. Мы все любим тайны, любим разгадывать загадки, делиться секретами. Кое о чем лучше бы и не знать, но есть тайны, не поняв которых, не найдешь счастья. Узнать Тайну любви — главную, великую Тайну — вот цель человеческой жизни! К сожалению, некоторые в детстве не знали даже любви матери или отца. Как часто подростками мы тосковали, не имея лучшего друга или подруги! Как мучились в юности от несчастной, неразделенной любви! Сколько людей вдруг узнавали, что в их браке, оказывается, нет любви! Сколько родителей страдают от того, что дети их не любят! Бедные, бедные мы люди! Имея внутри себя вложенную при нашем создании способность любить и быть любимыми, мы не знаем об этом и не можем реализовать то, что является сущностью человеческой природы.

http://pravmir.ru/episkop-panteleimon-ka...

Уже, казалось бы, довольно давно закрылся фестиваль православных фильмов, теле- и радиопередач " Радонеж " , а все никак не отойду от него, все вспоминаются эти дни, будто прожил я их не в богоспасаемой Москве, а в Святой Руси. Среди рабов Божиих и воинов Христовых. Удивительные, высветленные светом Христовым глаза, смотрели мне в душу, вознесен­ные над суетой дня открывались предо мною судьбы страдальцев за веру православную, звонили к заутрене и вечерне колокола возрожденных храмов, возносились и опускались на мою голову епитрахили священ­ников и молитвенные голоса, как утренний молочный туман, стелились над грешной землей... Разве можно упомянуть все фильмы фестиваля? Легко ли - двести студий сотрудничает с " Радонежем " ! Это и радостно - рост их числа показывает верность избранного фестивалем пути, но и очень трудно: а вдруг что-то пройдет мимо нашего внимания, вдруг кого-то обидим? Вернется съемочная группа домой, придет в епархию, а архиерей ска­жет: " И снимать мы вам помогали, и в дорогу собирали, а вы даже и малой грамоты не привезли " . Конечно, вероятность ошибки была. Но скажу с уверенностью, что все значительные работы отмечены. Пусть скромными призами, но отмечены. Хотя почему скромными: десять серебряных медалей, отчеканенных во славу преподобного Сергия Радонежского, да плюс к этому иконы, Православная Энциклопедия, дорогие альбомы, книги, наконец, поезд­ка к святителю Николаю в Бари - это все памятно. Кроме того, полученные всеми Дипломы участников фестиваля. Но думается, самое значительное - это сами по себе эти счастливые дни общения приехавших в Москву чернорабочих экрана и эфира. Спаси­бо президенту фестиваля Е.К. Никифорову, организовавшему такой вну­шительный сбор творческих групп со всех концов России и зарубежья, спасибо директору Паломнического центра С. Ю. Житеневу за размещение приехавших. Спасибо и тем, кто приходил на ежевечерние просмотры конкурсных фильмов в кинотеатр " Литва " на площади Индиры Ганди. Каковы же итоги Десятого, юбилейного, фестиваля " Радонеж " ? Он растет и количественно и качественно. Все больше конкурсан­тов из все большего числа областей, республик, и стран. Все больше рас­ширяется география и тематика работ.

http://radonezh.ru/analytics/v-soglasyi-...

Успение Богородицы. Особенности богослужения Особенности богослужения на Успение Пресвятой Богородицы 26 августа, 2004 Особенности богослужения на Успение Пресвятой Богородицы Святая Церковь прославляет блаженную кончину и всякого праведника, потому что эта кончина есть конец его земных трудов и подвигов и начало безсмертной жизни и славы Небесной; но преимущественно ублажает она всечестное преставление честнейшей Херувимов Пресвятой Матери Господа. Успение Богоматери есть одно из величайших торжеств Церкви, к которому и приготовляемся особенным постом. Сие событие, после Вознесения Господня, есть славнейшее для самой Церкви Небесной, которая восприняла Душу, во всем человеческом роде святейшую и блаженную, и всерадостное для Церкви земной, потому что Матерь Божия, вознесенная во славу Небесную, отселе сделалась могущественнейшей и неусыпной защитницей и помощницей всех верующих на земле. Посему, воспоминая Успение Богоматери, Святая Церковь прославляет его торжественными и сладостными песнопениями. «О чудо! — восклицает Церковь (на стихирах вечерни) — Источник жизни полагается во гробе и гроб делается лествицею к Небу!» Обращаясь же к Самой Виновнице торжества, поет: «Дивны тайны Твои, Богородице! Ты явилась престолом Всевышняго, и ныне преставилась от земли к Небу; Успение Твое славят Власти и Престолы, Начала и Господства, Силы, Херувимы и Серафимы; земнородные же радуются о Божественной славе Твоей». Вспоминает и чудесное собрание апостолов к святейшему одру великой Усопшей, как «по мановению Божиему восхищенные на высоту на облаках, богоносные апостолы от всех стран достигли пречистаго и живоначальнаго тела». Умственные взоры верных возводятся к миру горнему, и они созерцают, как «превышшия Небесныя Силы, пришедши со своим Владыкой, Богоприятное и Пречистое тело предсылают и невидимо вопиют к превышшим чиноначалиям: се, Всецарица Богоотроковица прииде, возьмите врата и поднимите Матерь присносущнаго Света!» Три паримии, усвоенные праздникам Богородичным, читаются и в настоящий праздник: первая (Быт. 28: 10-17) представляет лествицу Иаковлеву, соединяющую Небо с землей, изображая тем одушевленную лествицу, которой сошел на землю Сам Сын Божий. Вторая (Иез. 43: 27; 44: 1-4) говорит о таинственных вратах храма, виденного Иезекиилем. Врата сии, зрящие на восток, затворены, и Дух Святый возвещает, что они всегда затворены будут и никтоже пройдет сквозь их, яко Господь Израилев вошел ими, и будут затворены; вот преобразование девственной Матери Господа, Которая и прежде Рождества, и в Рождестве, и по Рождеству была и пребыла непорочной Девой! Третья паримия (Прем. 9: 1-11) изображает премудрость, создавшую Себе дом и уготовившую для нас трапезу. По разумению Святой Церкви, премудрость есть Сын Божий, а дом Его, первее всего, есть Пресвятая Дева, вместившая в Себе Невместимаго.

http://pravmir.ru/uspenie-bogoroditsyi-o...

Храмы и Лики Православие на Руси 1. Начальный период (от упоминания о первой русской митрополии (861 г.) до Крещения Руси (988 г.)). 861 Крещение на юге Руси 200 семейств св. братьями Солунскими. Константинопольский патриарх Фотий посылает возглавить эту первую Русскую Церковь епископа Михаила, ставшего первым русским митрополитом (впоследствии канонизирован). 866 Поход киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь и принятие ими христианской веры. 955 Киевская княгиня Ольга отправляется в Царьград, где принимает святое Крещение с именем Елена. 965 Построение в Киеве деревянного храма в честь Святой Троицы. 983 Мученическая смерть в Киеве святых варягов Феодора и Иоанна. 987 Киевский князь Владимир принимает Святое Крещение именем Василий. Св. равн. ап. кн. Владимир закладывает в Киеве первую каменную церковь св. Василия «на княжьем дворе». 2. Киевский период (от Крещения Руси (988 г.) до нашествия татаро-монголов (1237 г.)). 988 Принятие христианской веры киевлянами и впоследствии всей русской землей. В Киеве закладывается каменный храм в честь Успения Богородицы именуемый «Десятинный», первый кафедральный собор. Построение в Новгороде деревянного храма во имя Софии, Премудрости Божией. 989 - 1015 Создание первого русского церковного устава св. Владимиром. 994 Освящение Десятинной церкви в Киеве. 996 Заложение церкви Преображения в Киеве. 998 Построение в Переяславле церкви в честь Воздвижения Креста Господня. 1007 Перенесение мощей св. равн. ап. княгини Ольги в Десятинную церковь. 1015 Преставление св. равн. ап. кн. Владимира. Закладка Ярославом в Киеве величественного Софийского собора. 1044 Крещение костей князей Олега Древлянского и Ярополка Киевского. 1045 Освящение Софийского Собора в Новгороде. 1049 (около) Преставление митрополита Феопемпта. 1051 Избрание первого русского митрополита Илариона (автор " Слова и законе и благодати " ) Прибытие с Афона прп. Антония Печерского. Основание пещерного Печерского монастыря Антонием и Феодосием в Киеве. 1055 Назначение митрополита Ефрема.

http://expo.pravoslavie.ru/expo/churches...

Царица Небесная простирает Покров над землей нашей. 14 октября 2014 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском храме Московских духовных школ в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Евгений, архиепископ Верейский, ректор Московской духовной академии! Дорогие отцы, братия и сестры! Профессора, преподаватели, студенты Московской духовной академии! Я всех вас поздравляю с юбилеем — с 200-летием духовной академии у Святой Троицы. Это замечательный юбилей, который совпал с 700-летним юбилеем преподобного Сергия. И замечательно, что эти даты так совпали, потому что если бы не было преподобного Сергия, то не было бы Лавры и, наверное, где-то в другом месте была бы Московская духовная академия. Но по Промыслу Божиему академия после Наполеонова нашествия, из разоренной Москвы, была переведена сюда, но уже на новых началах. Образовалась школа нового типа — духовная академия, которой раньше не было в России. Мы знаем, какой блистательной была история Московской духовной академии в дореволюционные годы. Мы знаем, как много замечательных архипастырей, пастырей, богословов вышло из этих стен. Совершенно справедливо сейчас было сказано, что в годы лихолетья многие из выпускников Московских духовных школ, многие из профессоров и преподавателей прошли подвигом исповедничества и мученичества, засвидетельствовав верность Церкви Божией, верность тем духовным принципам, которые были заложены еще при Крещении Руси и которые расцвели и принесли богатые плоды в жизни нашего народа. Видимо, неслучайно также и то, что именно день Покрова был избран в качестве престольного праздника Московской духовной академии. Праздник этот соединил Византию и Русь особыми духовными связями, и об этом нужно сказать особо. Как получилось, что историческое событие, имевшее место на берегах Босфора, — спасение царствующего града от нашествия иноплеменников, дивное видение преподобным Андреем Пречистой Богоматери с распростертым омофором во Влахернском храме, — почти полностью ушло из исторической памяти местной Константинопольской Церкви, но с необычайной силой было усвоено здесь, на нашей земле?

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-pokrov...

Энциклопедия церковной жизни нашего времени Книга архимандрита Тихона разошлась мгновенно. И не только потому, что написана она прекрасным русским языком, порою с добрым юмором, и всегда с теплым чувством и любовью к своим героям. Каков жанр этой книги? Может быть, это современный патерик, или сборник жизнеописаний подвижников благочестия нашего времени, или просто собрание личных воспоминаний? Пожалуй, точнее всего эту книгу можно назвать энциклопедией церковной жизни нашего времени, причем не официальной, а внутренней и духовной. О ком только из наших современников не упоминается здесь! Многие герои книги здравствуют и поныне. С большинством же из тех, кто уже ушел в мир иной, автор был связан узами личной дружбы и духовной близости, поэтому и встают они перед нами на страницах этой своеобразной энциклопедии как живые. Но прежде всего перед читателем предстает наша недавняя история – 90-е годы – незабываемое время для Церкви, когда она, вырвавшаяся из оков советского плена, стала восстанавливать и возрождать свои святыни, возвращать свои храмы, возвращаться на намоленные места. Автору книги удалось с удивительной точностью передать тот неповторимый дух времени, когда не только восстанавливались из руин храмы Божии, но возрождались и воскресали храмы души православного народа. И тут является еще одна – важнейшая – черта замечательной книги отца Тихона. И храмы Божии, и храмы наших душ воскресали не на пустом месте. Ибо в годы гонений, когда, казалось бы, невозможно было и вздохнуть свободно Церкви Христовой, хранилось и зрело на Святой Руси «семя свято». Невозможно читать без душевного трепета очерки о подвижниках Псково-Печерского монастыря, единственного в России монастыря, помимо Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, который, как твердыня, как мощная крепость, хранил свет православного духа и русского благочестия. «Вредный отец Нафанаил», легендарный архимандрит Алипий, грозный и смиренный наместник архимандрит Гавриил… «Я, Воронов Иван Михайлович, гражданин Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, и мои товарищи, которые живут за этой стеною, ветераны и инвалиды Отечественной войны, многие потерявшие руки и ноги, получившие тяжелые ранения и контузии, поливали эту землю своей кровью, очищали этот воздух от фашисткой нечисти; а также мои товарищи, живущие здесь, труженики заводов, фабрик и полей, старые инвалиды и пенсионеры, старые отцы, потерявшие своих сыновей в боях за освобождение этой земли и этой воды, и все мы, проливавшие свою кровь и отдававшие свои жизни, не имеем права пользоваться своей землей, водой, воздухом и солнцем, – всем тем, что вырвали у фашистов для себя, для своего народа?» Так говорит обкомовским работникам, в очередной раз хотящим отнять у монастыря его землю и воду, наместник архимандрит Алипий, тринадцать лет державший оборону Псково-Печерского монастыря против могущественной силы атеистического государства и одержавший победу!

http://pravoslavie.ru/49744.html

Скачать epub pdf Аннотация Для христианина Святая Земля – понятие не только географическое, но и духовное, связанное с историей человеческого Спасения. Описывая свои паломничества на Святую Землю, протоиерей Геннадий Фаст не просто вспоминает соответствующие библейские сюжеты, но делает Священную историю живой и близкой современному человеку. Эта книга – удивительное сочетание путеводителя и дневника: читатель найдет здесь богатый фактический материал, поэтичные зарисовки, глубокое понимание библейского текста и опыт личного переживания Священного Писания . Часть I. Семь дней на Святой Земле От автора Из глубокой ночи, пролетев над Малой Азией, навстречу утру вынырнул самолет авиакомпании «Эль Аль», что в переводе означает «над нами только Бог». Какое чудное название! Мы летим над Землей. А над нами только Бог. Сей есть Бог наш... Он явился на земле и обращался между людьми ( Вар. 3: 36, 38 ). В иллюминаторе начинает светать. Над нами Бог , а внизу, сквозь утреннюю дымку, просматривается уже та Земля, на которой Он явился и жил между людьми… Обетованная Земля. Земля, дарованная праотцу Аврааму. Земля, исхоженная пророками. Земля Святая. Земля Иисуса. Земля Срединная. Ибо Господь соделал спасение посреди земли! ( Пс.73:12 ) Охватывают непередаваемый трепет и волнение. Вспоминается пророк Моисей, когда он издали увидел всю Святую Землю, окинул взором вожделенный край. Вся его жизнь была посвящена достижению этой земли. Ради нее оставлено всё. Ради нее отдано всё. Прожиты годы и годы. И вот она перед ним... И вот она предо мной... Она со мною от материнских колыбельных песен, от рассказов по Священной истории, которым внимал с детской впечатлительностью. Всё, связанное с этой землей, и есть то, во что я с детства верил. И это не земное, это – Небесное, Божественное. Святая Земля не вспоминается по урокам географии, она воспринимается из Божественной литургии, из Слова Божия, пребывающего вовек. И вот земля моей веры предо мною. Как некогда Моисей, жадно впитываю ее своим взором. Немало приходилось мне путешествовать. От одной земли к другой. Но это всегда земля. Это переход от подобного к подобному. А ныне будто кончилась та жизнь там – на земле. И вот пред моим взором уже то, во что верю, что бесконечно люблю. Здравый разум говорит, что ведь и это земля. Пусть она самая святая, но это еще не небо. Однако сердце чувствует всё иначе... Когда я вернулся в Енисейск, не было ощущения, что путешествовал где-то по другим местам и вот вернулся домой. Впечатление было совсем иное. Как будто закончилось некое видение, не знаю даже, где оно было, на небе или на земле, и вновь вернулся я на обычную землю, к обычной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава 12 1–2. Цель милостивого наказания Богом людей – покаяние и исправление. 3–11. Пример древних хананеев. 11–14. Милосердие суда Божия вытекает не из опасения кого-либо, 15–18. но имеет свое основание во всемогуществе Божием. 19–20. Чему научает израильтян судьба хананеев. 23–28. Наказание египтян. Прем.12:1 . Нетленный Твой дух пребывает во всем. 1 ст. заканчивает мысль предшествующей главы о том, что все существующее сохраняет свое бытие любовию и волею Божиею. «Нетленный Твой дух пребывает во всем», проникает все существующее (ср. Прем.1:7, 7:22, 8:1 ) и является во всем животворящим и сохраняющим принципом. Прем.12:2 . Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи. 2 . Мысль 2-го стиха является выводом из предшествующего. Если Бог любит все существующее ( Прем.11:24–12:1 ст.), то Он с такой же любовью относится и к людям, даже «заблуждающимся». Их Он «обличает мало-помалу», с бережливой постепенностью, и наказывает их так, что самые наказания напоминают им об их грехах. (Ср. Прем.11:16–17 ). Цель такого наказания – вразумление: «чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи». Некоторые толкователи на основании сопоставления 2 ст. с 10–11 ст. XI гл. относят его к евреям, но связь с предшествующим (XI:24-XII:1) говорит за то, что здесь речь идет об отношении Бога к людям вообще и даже, может быть, на первом плане писатель разумел «заблуждающихся» язычников, так как далее он приводит пример наказания хананеев. Прем.12:3 . Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, 3–11 . Высказанную во 2-ом стихе мысль, что посылаемые Богом наказания имеют своею целью прежде всего вразумление и исправление «заблуждающихся», писатель подтверждает в этом отделе (3–11 ст.) примером хананеев, называя их «древними обитателями святой земли» (Божией). Под «святой землей», несомненно, разумеется Палестина, названная так, как место средоточия истинного богопочтения: за это далее она называется «драгоценнейшей всех у Бога» (7 ст.). Выражение «возгнушавшись древними обитателями» не противоречит 25 ст. XI гл.: Ты «ничем не гнушаешься». Из 8 и 10 ст. видно, что Бог и хананеями, как людьми, не гнушался, поэтому это выражение означает только «отвращение» Божие к тем извращениям религиозного чувства у хананеев, о чем речь идет дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010