Архангельская епархия и Северный Арктический федеральный университет подписали соглашение о сотрудничестве 25 марта 2020 г. 10:15 24 марта 2020 года митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий и ректор Северного Арктического федерального университета им М.В. Ломоносова Елена Кудряшова подписали соглашение о сотрудничестве. Приветствуя Е. Кудряшову, митрополит Корнилий отметил, что продолжаются дни Великого поста, которые для каждого православного человека являются временем особого духовного осмысления. «В том, что сегодня мы собрались для подписания нашего соглашения о многоплановом сотрудничестве, я вижу глубокий духовный смысл, — сказал глава Архангельской митрополии . — Русский Север искони был землей духовного подвига и духовно-нравственного просвещения. Первыми миссионерами Поморья были монашествующие, которые принесли на эту северную землю семена веры и знания. Сегодня их имена известны всем: это преподобный Кирилл, преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, преподобный Антоний Сийский. Известным православным просветителем был архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий, а также уроженец Пинежского уезда святой праведный Иоанн Кронштадтский. Как свидетельствует история, о трудах православной миссии помышлял и наш знаменитый ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Поэтому сегодня особенно радостно осознавать, что мы продолжаем путь, начатый нашими благочестивыми предками — через духовно-нравственное просвещение и образование стремимся преобразить наш Русский Север, определить вектор развития нашего общества». Владыка Корнилий поблагодарил Елену Владимировну за поддержку инициатив духовенства и мирян Архангельской епархии по организации и обеспечению сотрудничества с Северным Арктическим Федеральным университетом: «Позвольте заверить Вас в том, что Архангельская епархия всегда с особым вниманием будет относиться к вопросам образования в Архангельской области и всемерно поддерживать инициативы университета, направленные на достижение наших общих целей». Ректор вуза поблагодарила митрополита Корнилия за теплое приветствие. «Все, что за десять лет создавалось в федеральном университете, было освящено, в том числе наш интеллектуальный центр. За эти годы было сделано много добрых дел. И мы надеемся, что эти добрые дела не просто продолжатся, а умножатся благодаря вашему благословению», — обратилась Елена Владимировна к архипастырю.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери. В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло. Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

Валаам: остров Преображения Монахи не раз принимали мученическую смерть, но обитель возрождалась вновь 24 сентября, 2016 Монахи не раз принимали мученическую смерть, но обитель возрождалась вновь «Вспоминается слово, сказанное нам схимником о. Сысоем, в скиту Коневском, неосознанное тогда, теперь, для меня, раскрывшееся: “Дай вам Господь получить то, за чем приехали”. Тогда подумалось – а за чем мы приехали? Так приехали, ни за чем… проехаться. И вот определилось, что – за чем-то, что было надо, что стало целью и содержанием всей жизни, что поглотило, закрыло жизнь, – нашу жизнь». С этими словами писателя Ивана Шмелева согласится большинство тех, кто когда-либо приезжал на Валаам. Об острове тишины и молитвы рассказывает Евгения Новосельцева. История, природа и искусство – три мощные воспитательные силы в нашем обществе. На Валааме они соединены с необычайной прочностью. Д. С. Лихачев Есть места, которые удивляют, потрясают или просто не оставляют равнодушными большинство их посетителей. Есть и такие удивительные места, которые преображают душу, оставляя в ней глубокий след. В такие уголки нашей планеты хочется вернуться вновь и вновь, они словно манят к себе изумленного человека. И это является удивительной тайной. Одним из таких мест, на мой взгляд, является остров Валаам , который недаром монастырский гимн называет дивным. Сегодня Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный монастырь отмечает один из престольных праздников своего главного храма – день преподобных Сергия и Германа Валаамских. Центральный собор обители расположен на горе Фавор. На Руси существовала благочестивая традиция называть географические пункты по аналогии со Святой землей, чтобы и на родине были места, которые бы напоминали о земной жизни Христа. Наряду с Троице-Сергиевой лаврой, Новым Иерусалимом на Истре, Соловками, Валаам не стал исключением: здесь путешественник, не выезжая из России, может взойти на вершину горы Сион, чтобы посетить храм, построенный по подобию храма Гроба Господня, пройти через поток Кедрон к Гефсиманскому саду, побывать в Иосафатовой долине…

http://pravmir.ru/valaam-ostrov-preobraz...

Грамотою царевичей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны монастырь «ради скудности и нищенства» был наделен землей и несколькими душами крестьян для обработки той земли. Земля эта (26 га) находилась подле деревень Ягодина и Палкина, на правой стороне р. Ваги, что на Перевозе, в полуторых верстах от монастыря. В это время ценные дары и пожертвования монастырю присылали бояре Нарышкины, Милославские, Морозовы, Хитровы, Голицыны, вклады делали важские воеводы и коменданты Козловский, Мышецкий, Вяземский, Соловьев. Последний построил на собственные средства церковь во имя Святой Троицы и снабдил ее церковной утварью. В 1717 г. Указом императора Петра I монастырь из дворцовых земель был вновь наделен землею – Новоприсадным островом, что в Федорогорсой волости, где находилось свыше 27 десятин (29 га) покосу. В 1719 г. на колокольне монастыря были установлены часы с боем, ход которых заводился, по древнему обычаю, на два отделения: дневное и ночное. В следующем году граждане города построили около монастыря новую рубленную ограду, крытую на два ската. В начале царствования Екатерины II была проведена секуляризация – перераспределение церковной и монастырской собственности в пользу государства. В 1764 году последовало Высочайшее повеление – все бедные монастыри и пустыни упразднить, вследствии которого Шенкурский Свято-Троицкий девичий монастырь, признанный бедным, вместе с Богословским монастырем и всеми вышеуказанными пустынями, был упразднен, а 4 монахини его были переведены в Холмогорский Успенский женский монастырь. Монастырь был переименован в Свято-Троицкую белохрамную церковь, а через 15 лет состоялся обратный процесс: был образован заштатный мужской монастырь с тем же названием и настоятелем его определен игумен Макарьевской пустыми Ириней. Таким образом, это был единственный монастырь, возродившийся в Шенкурских краях. В 1800 г. Монахи получили для рыбной ловли озеро Лум (Святое). В 1857 г. земельные владения монастыря пополнились лесным участком в 150 десятин (163 га) в Уздринской лесной даче.

http://sobory.ru/article/?object=21350

Ежово. Мироносицкий женский монастырь. Мироносицкая пустынь Карта и ближайшие объекты Возрожден в 1994 г. Святыни: чудотворная икона Божией Матери " Мироносицка " , икона вмч. Пантелеймона, части: мощей свт. Игнатия Брянчанина, ап. Варнавы, свтт. Алексия Московского, Димитрия Ростовского, прп. Нила Московского, блгв. кнн. Петра и Февронии Муромских, свв. кнн. Василия Константина Ярославских. История Ежово-Мироносицкого монастыря (Мироносицкая пустынь) началась 1 мая 1647 г. с явления чудотворного образа Богоматери и святых жен Мироносиц. Мироносицкая пустынь была " учреждена по грамоте царя и великого князя Алексия Михайловича и построена 1647 г. иждивением монастырским с помощью стрельцов города Царевококшайска " . Ее первым настоятелем считается черный поп Иосиф. Царской грамотой 1652 г. было закреплено право пустыни на владение землей, и во второй половине XVII в. она имела в своем распоряжении свыше 110 дес. земли. Свои земли пустынь получала не только от царя, но и покупала. Известен факт приобретения земли у крестьянина Шумилы Алферова, проживающего в деревне Юшково. Земельная собственность увеличивалась путем вклада, обмена или отдачи под залог. Мироносицкая пустынь имела 3 оброчные мельницы на р. Манаге и одну на р. Кокшаге. К концу XVIII в. пустынь развернула широкую хозяйственную деятельность и из бедной обители превратилась в феодального собственника, имеющего земли, угодья, мельницы и многое другое. Основное место в жизни монахов занимала религиозная деятельность, церковные службы, крестные ходы. Монахи были обязаны строго соблюдать духовный регламент, содержащий правила монашеской жизни. Но им приходилось заниматься и другими делами: управлять хозяйством монастыря, вести строгий учет денежных средств, руководить монастырскими крестьянами, составлять отчетные ведомости, участвовать в судебных делах, осуществлять торговые операции. Три раза в год в пустыни проводилось большое богомолье. Это 1 мая, в день явления образа, в неделю жен Мироносиц и 23 июня, в день Владимирской Божией Матери в память святой мученицы Агриппины Купальницы.

http://sobory.ru/article/?object=26341

Закрыть itemscope itemtype="" > Крещение Смоленской земли 15.04.2013 1847 Время на чтение 11 минут «Владимир раздели землю сыном своим, и посажа их по градом, по княжением: ...Станислава, Святославля брата, в Смоленске». Тверская летопись По преданию крещение народов, проживавших по всей Смоленской земле, произошло в 1013 году при правлении князя Станислава Владимировича. В 1882 году в «Смоленском вестнике» и в 1883 году в «Смоленских епархиальных ведомостях» историк-краевед И. Красноперов опубликовал статью «Учреждение в Смоленске епископии (1137 г.)». В ней, на основании рукописи, хранившейся в фонде М.П. Погодина в Санкт-Петербургском отделении Императорской публичной библиотеки, он писал: « святой Владимир крести (л) всю землю смоленскую в 6521-е лето », т.е. в 1013 году . (1) Исторических документов, подтверждающих факт крещения всей Смоленской земли именно в 1013 году к настоящему времени не обнаружено. Но опираясь на предания и относя к этому времени управление Смоленской землей сыном святого Владимира князем Станиславом, как верным чадом своего отца, нельзя исключить, что в период его правления (989 (995-?) -1014 гг. -?) были приложены многие усилия для крещения всех народов, находившихся в подчинении Смоленску. 1013 год, как дату крещения всей Смоленской земли, приводит И.О. Осипов, автор статьи «Краткая история г. Смоленска и Смоленской губернии», в Приложении XIV, фрагмента книги без выходных данных, вероятно учебника истории для высших и других начальных училищ Смоленской губернии, вышедшего начале XX века. В главе «Христианство в Смоленске (990 г.)» он пишет: «В 988 г. положено было на Руси начало христианства Св. Владимиром. Из Киева христианство быстро стало распространяться и по другим областям и городам русским. В Смоленске христианство было введено при Владимире Св. в 990 г., а по всей Смоленской земле в 1013 г., когда кривичи приняли крещение от проповедников и священников, посланных Владимиром Св. по всей Русской земле и, значит, в Смоленскую область». Материал к учебнику, о христианстве в Смоленске, подготовлен И.О. Осиповым позже, чем опубликована статья И. Красноперова, и возможно, что он составлен не без ее влияния. (2)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Находки и утраты Монашеское облачение XVI века и останки 40 монахов 04.08.2021 604 Время на чтение 5 минут Фото: regnum.ru Многолетний опыт георадарных исследований, сотрудничества с археологами Института археологии РАН имеет Архангельская митрополия, и на вопросы ИА REGNUM ответил благочинный монастырей Архангельской епархии игумен Варлаам (Дульский). Антирелигиозная кампания 1918−1920-х годов привела к уничтожению практически всех захоронений святых. Если их мощи хранились в раках, шансов уцелеть не было — только если священник и прихожане прятали их. Но следы спрятанных останков святых всегда терялись. Мощи святых имели шансы, если находились под землей, как святой преподобный Антоний Сийский. После 1991 года возрождение православия подняло волну поиска святых останков. Их искали по чердакам, копали без археологов и с ними. В единичных случаях святые открывались, в большинстве раскопки заканчивались ничем — что не снижало желания священников и прихожан продолжать поиски. Многолетний опыт георадарных исследований, сотрудничества с археологами Института археологии РАН имеет Архангельская митрополия, и на вопросы ИА REGNUM ответил благочинный монастырей Архангельской епархии игумен Варлаам (Дульский). Владимир Станулевич: Что значат мощи святого мощи для православного человека? Игумен Варлаам (Дульский): Почитание мощей — древнейшая церковная традиция, живая по сей день. Как и почитание икон, это важная часть православной культуры. Можно привести примеры особо любимых нашим народом святых, к мощам которых всегда стоят очереди. Наверное, самый известный русский угодник Божий — преподобный Сергий Радонежский. Со всей страны люди едут в Сергиев Посад, чтобы приложиться к его мощам. Есть множество свидетельств о чудесах, происходящих по молитвам к преподобному Сергию и к другим святым. Самые разные люди почитают святые мощи, и многие получают от Бога исцеление от недугов и утешение. Владимир Станулевич: Церковная археология — в основном это исследования захоронений подвижников Церкви, поиск мощей святых. Светские люди говорят — пусть святые лежат в могилах, зачем их тревожить?

http://ruskline.ru/opp/2021/08/04/nahodk...

Закрыть Старец молится за всю землю Русскую Архимандрит Кирилл (Павлов) и Русское Приморье 22.09.2022 825 Время на чтение 5 минут Источник: Русь Державная   В разговоре с Андреем Николаевичем Печерским, главным редактором газеты «Русь Державная», Андрей Николаевич вспоминал своего духовного отца архимандрита Кирилла (Павлова), у которого окормлялся, спрашивал духовного совета и много доброго сделал по благословению любимого православным народом старца. Накануне нашей беседы Господь сподобил меня побывать на могилке батюшки в Троице-Сергиевой Лавре. Я упомянул об этом в разговоре с Андреем Николаевичем и вспомнил также, что отец Кирилл крепко связан с нашим Русским Приморьем. Тогда главный редактор «Руси Державной» предложил мне написать об отце Кирилле и о том, что для него значило Приморье. Уже более пяти лет прошло, как ушел в мир иной любимый русским народом знаменитый подвижник Русской Церкви архимандрит Кирилл (Павлов). Батюшка был великим молитвенником на земле, и сейчас многие-многие православные слышат сердцем его молитвы на небесах, замечают его благодатную помощь. Вся Русь стремилась к батюшке за советом в Троице-Сергиеву Лавру и потом — в подмосковное Переделкино. А теперь вся православная Россия идет к могилке батюшки в Лавре. Велико сердце отца Кирилла, всю нашу Русь Великую вмещает оно в свои духовные объятия. И мы, живущие на окраине России, у берегов Тихого океана, тоже чувствуем, что батюшка с нами. У батюшки еще в его земной жизни была давняя связь с нашей Приморской землей. Здесь, в Русском Приморье он проходил суровую службу в армии и получил крепкую закалку, которая помогла ему в годы войны, в тяжелые дни обороны Сталинграда. В Приморье живет и молится митрополит Вениамин (Пушкарь) — духовный сын отца Кирилла. В этом году в святой День Рождества Пресвятой Богородицы исполняется ровно тридцать лет, как Владыка был назначен правящим архиереем на Владивостокскую и Приморскую кафедру, которой управлял до 2018 года. Митрополит Вениамин родился и вырос в Приморском крае, а по окончании школы поступил в Московскую Духовную семинарию, где и стал окормляться у батюшки.

http://ruskline.ru/opp/2022/09/22/starec...

Земля святая Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 Постепенно иссякли в светской печати разговоры о необходимости всеобщего покаяния. Напоследок мелькали уже вовсе странные рассуждения либо о том, что каяться вовсе и не надо, потому что не в чем, либо о том, что то, что сделал Горбачев — это и есть всеобщее покаяние, либо, наконец, о том, что Церковь, конечно, виновата… а кроме того, получается, никто и ни в чем не грешен. Конечно, прискорбно видеть, что энтузиазм национального покаяния, не успев по-настоящему возникнуть, тут же и иссяк. Однако удивляться здесь нечему: если не знать, перед Кем следует каяться, то и смысл, и само содержание покаяния исчезают. К тому же остается неясной и сама цель покаяния — зачем? Для успехов? Вроде в нынешней жизни успех не от этого зависит. Для чистой совести? Да она как-то и так не беспокоит… Ведь и сам голос совести — дар Божий; как не может болеть мертвое тело, так не может скорбеть о своих грехах мертвая душа. К тому же в рассуждениях о необходимости покаяния смешивались два разных понятия: национального покаяния и личного покаяния. Первое понятие распространяется на человека в силу национальной солидарности и имеет исторический характер, второе касается личных грехов. При смешении этих понятий исчезает сама сущность того, о чем идет речь. Человеку следует помнить. Не для того даже, чтобы учиться на собственных ошибках; их ведь мало кто видит и признает, — все больше чужие, и к тому же человеческой слабости свойственно спотыкаться всякий раз на том же самом месте, — а для того, чтобы просить Бога Его непредставимой силой и милостью очистить от последствий греха не только душу грешника, но и весь мир. В церковных таинствах, незримо, но действенно соединяющих нашу Церковь — Церковь здесь и сейчас пребывающих — с Церковью святых, покаяние становится реальной силой, способной изменить и состояние человеческой души, и положение вещей в мире. В молитвенно преображенном мире уже нет места отчаянию, озлоблению, проклятиям, и земля, политая человеческой кровью, становится святой землей.

http://pravmir.ru/zemlya-svyataya/

КНИГА VIII 1. Как только ясная весна сменила мрачную зиму, император тотчас поднял крестное знамя и стал спешить [с походом] против тавроскифов. Прямо из. дворца он отправился помолиться Богу во всеми почитаемый храм Христа Спасителя, находящийся в Халке Увидев, что место для молящихся очень узко, ибо там едва могут поместиться пятнадцать человек, а вход извилист, неудобен и походит на витой лабиринт или убежище, [Иоанн] тотчас же приказал перестроить храм от самого основания, расширить и сделать более светлым. Он сам обозначил очертания стен; некое вдохновение внушило ему это усердие и распорядительность, и храм достиг такой красоты и величия, которые присущи ему теперь. [Выступив] оттуда, он пришел в знаменитый святой храм божественной Премудрости и стал молиться о ниспослании ангела, который бы двигался впереди войска и руководил походом; затем при пении гимнов он направился в славный храм богоматери, расположенный во Влахернах Вознеся надлежащим образом мольбы к Богу, он поднялся в находившийся там дворец чтобы посмотреть на огненосные триеры. Они колыхались, расставленные рядами, в заливе Босфора там, где удобная и надежная пристань для грузовых кораблей простирается, плавно изгибаясь, до моста и реки, которая за мостом впадает в море Полюбовавшись искусным плаванием кораблей в боевом строю и показательным сражением между ними (было их вместе с ладьями и челнами, которые теперь в народе называются галеями и монериями более трехсот), император наградил гребцов и воинов деньгами и послал их на Истр для охраны речного пути,- чтобы скифы не могли уплыть на родину и на Киммерийский Боспор в том случае, если они будут обращены в бегство. Говорят, что Истр - одна из рек, вытекающих из Эдема, и что название ее Фисон. Начинаясь на востоке, она, по неизъяснимой мудрости Сездателя, скрывается под землей, а затем бьет ключом из Кельтских гор, описывает извилистую линию по Европе и впадает, разделяясь на пять устьев, в Понт, называемый Евксинским. Некоторые же считают, что Фисон - река, пересекающая Индийскую землю; обычно эту реку называют Гангом; близ нее добывают камень смарагд

http://sedmitza.ru/lib/text/433434/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010