Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Антоний Римлянин: совсем не римский святой 5 мин., 15.08.2015 16 августа Церковь отмечает память преподобного Антония Римлянина. Его имя как бы само намекает на связь святого с Вечным Городом, но на самом деле духовный подвиг Антония Римлянина, и все что мы о нем знаем связано… с новгородской землей, а вовсе не с Италией. Преподобный Антоний жил в Великом Новгороде в конце 11 начале 12 века. Сегодня почти в самом центре города на берегу Волхова сохранились постройки Антониева монастыря, основанного преподобным. Кроме того, с именем святого Антония Римлянина связаны два важных для отечественной истории, хотя и весьма загадочных документа: так называемые «купчая» и «духовное завещание» преподобного Антония. Их подлинность вызывает сомнения у ряда историков, но если документы подлинные — они являются одними из наиболее ранних частных документов на русском языке, найденных в данный момент.  Документы преподобного важны для науки в первую очередь как еще одно доказательство высокого уровня культуры, экономики и общего развития средневекового Новгорода. А вот о самом преподобном Антонии Римлянине мы знаем немного. Видимо, потому что сам он не стремился к мирской славе, а его духовный подвиг был связан с молитвой и монашеским уединением. Устоявшееся предание называет его уроженцем города Рима. Считается, что святой еще на родине выбрал монашеский путь, однако жизнь его пришлась на непростую для Церкви эпоху: незадолго до этого случился великий раскол, положивший начало разделению христианского мира на католический и православный. Будучи православным Антоний на какое-то время стал отшельником и в одиночестве молился на камне. А спустя какое-то время оказался вдалеке от родины - в Великом Новгороде. Предание гласит, что он не просто пришел сюда в поисках нового места для монашеского подвига: во время бури камень, на котором молился преподобный Антоний откололся, упал в море и чудесным образом донес святого по воде до места, где ему суждено было продолжить свой духовный подвиг.

http://foma.ru/antoniy-rimlyanin-sovsem-...

Сергей Степашин, Председатель Императорского Православного Палестинского Общества: Сохраним Россию в Святой Земле! Книга, которую выдержите в руках, поистине уникальна. Тираж ее разошелся мгновенно. И вполне логично нынешнее второе издание. Сегодня оно представляет особый интерес еще и потому, что мы отмечаем в нынешнем году 135-летие ИППО, 200-летие со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина) , 160-летие со дня рождения Великого Князя Сергия Александровича, который совсем еще молодой, в 25 лет, возглавил в 1882 г. Православное Палестинское Общество. Для меня 2017 г. ознаменован еще десятилетием жизни, в течение которого по благословению Святейшего Патриарха я с радостью исполняю обязанности Председателя Общества, стремясь сохранить и укрепить его гуманистические традиции – в соответствии с изначальным уставным назначением, начертанным идеологами и создателями ИППО. Это, прежде всего, просветительная и гуманитарная помощь народам Палестины и других стран Библейского региона, помощь русским православным паломникам, для которых дорога к Богу была смыслом жизни, осознанно избранным путем, наконец, поддержка тружеников отечественной науки, исследователей Святой Земли. Думаю, предлагаемый читателю обновленный путеводитель вполне отвечает как информационной потребности наших паломников, так и требованиям научным. Обратимся для начала к историческим корням. Ведь Иерусалим и Палестина – редкое, может быть, единственное на свете место, где небо сближается с землей, политические интересы совпадают с церковными, научные – с практическими, паломнические – с хозяйственными, экономическими. Именно на этом уникальном историческом перекрестке работает вот уже более 130 лет Императорское Православное Палестинское Общество – старейшая в России научная и гуманитарная неправительственная организация, деятельность и наследие которой уникальны по своему значению в истории отечественной культуры. Православный паломник определял собой самую суть того, что мы называем сегодня русским присутствием в Святой Земле. Для него была создана в Иерусалиме в 1847 г. Русская Духовная Миссия, для него в 1858 г. учреждено Иерусалимское консульство, а в 1859 г. создан в Санкт-Петербурге надправительственный Палестинский Комитет, преобразованный позже, с 1864 г., в Палестинскую Комиссию при Азиатском департаменте МИДа. Постоянным и массовым пассажиром Русского Общества Пароходства и Торговли, исправно обеспечивавшего рейсы из Одессы в Яффу и обратно, тоже был неутомимый и терпеливый паломник. Как писал создатель Палестинского Общества В. Н. Хитрово , «только благодаря этим сотням и тысячам серых мужичков и простых баб, из года в год движущихся из Яффы в Иерусалим и обратно, точно по русской губернии, обязаны мы тому влиянию, которое имя русское имеет в Палестине».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

11 сентября 2003 г. Доклад наместника Свято-Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) «Наследие святого князя Даниила в русской истории» на конференции «Святой благоверный князь Даниил и его обитель в истории Москвы и России» Когда царь Иван Васильевич Грозный и святитель Макарий повелели составить Степенную книгу царского родословия, то среди жизнеописаний князей Рюриковичей особое место отвели князю Даниилу, младшему сыну великого русского святого Александра Невского. Повествование о благоверном московском правителе в этом первом своде русской истории дано как описание жизни святого — то есть как житие. Из этого следует, что, хотя князь Даниил и не был прославлен на Макарьевских соборах XVI века, но почитался как угодник Божий. Тогда же царем Иваном Васильевичем и митрополитом Макарием был возрожден Данилов монастырь. Соборная церковь восстановленной обители, посвященная Святым отцам Семи Вселенских Соборов, по замыслу царя и святителя должна была стать первенствующей в Москве — местом церковных собраний. Задумано так было потому, что устроителем монастыря был царский сродник и прародитель Даниил. Но царь Иван и митрополит Макарий увидели в кротком Московском князе не только родоначальника династии, созидавшей Московское царство. Они увидели в нем Государя, на многие века определившего содержание верховной власти в России, показавшего идеальный образ русского правителя. Потому и повелели запечатлеть его житие как образец для будущих владетелей России. Правление князя Даниила было поворотным в судьбе Русской земли. За тридцать лет княжения он подготовил Москву к великому служению — быть сердцем нового государства; воспитал наследника, Ивана, прозванного Калитой, которому передал образ святого управления землей и завет продолжить начатое дело собирания и объединения разрозненных русских уделов. Чаяния о единой Руси, о сильном централизованном государстве тогда, можно сказать, витали в воздухе — необходимость объединения понимали лучшие князья и святители, понимал народ. Князь Даниил создал условия для того, чтобы эти чаяния стали реальностью.

http://e-vestnik.ru/history/doklad_names...

     Когда ребенок рождается на свет Божий, его легкие, бывшие до момента рождения как бы в слипшемся состоянии, раскрываются, набирают воздух и начинают дышать. Первый глоток воздуха через раскрывшиеся легкие знаменует начало жизни новой человеческой личности. Подобно этому и Церковь, день рождения которой мы сегодня празднуем, получила свое бытие через дыхание Святого Духа. Как и человек, начав дышать однажды, во все дни своего существования дышит непрестанно, так и дыхание Духа Божьего в Церкви со дня Пятидесятницы не прекращается. Церковь дышит Духом, дышит полной грудью. Иногда тело Церкви может страдать от различных духовных болезней, но, имея такое дыхание, она бессмертна, как бессмертен и Дух, ее наполняющий. Церковь – это и есть жизнь Святого Духа в людях. Приняв в этот день Духа Божьего, она приняла вечную жизнь. Величие празднуемого ныне события имеет вселенский масштаб. Пятидесятница – это высший, кульминационный момент в духовной жизни планеты. В этот день небо соединилось с землей, Новый Завет вступил в полнокровную жизнь. В мире людей восстановилось утраченное грехопадением Царство Отца и Сына и Святого Духа. Апостольское зачало праздника Пятидесятницы читается из второй главы Книги Деяний. Кстати, это уникальный случай в богослужении, когда о событии двунадесятого праздника рассказывает не евангельское чтение, но апостольское. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян. 2:1). «Все они» – это первая Иерусалимская община учеников. В день еврейской Пятидесятницы они, как и все иудеи в Иерусалиме, праздновали дарование евреям закона. Почему же Святой Дух сошел именно в тот день? Потому что здесь «истина заменяет образ», говорит Златоуст. Задержимся немного на образе, это поможет нам понять суть самой истины. Ветхозаветный закон, данный Богом Моисею в пятидесятый день после исхода из Египта, можно условно разделить на нравственный и обрядовый. Нравственный, выраженный в десяти известных заповедях, был прославлен Христом и получил новое, духовное содержание. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17), – говорит Господь. Одно из значений слова «исполнить» – наполнить новым содержанием; восполнить тем, чего не хватало. Отныне закон спускается в глубину сердца человеческого. Теперь тот, кто гневается, становится виновным в заповеди «не убий»; смотрящий на женщину с вожделением – в заповеди «не прелюбодействуй». Для исполнения этого закона уже не только внешне, но и сердцем, и был дан Святой Дух, и не случайно в тот же самый день. Именно с этого момента и начинается христианская духовная жизнь. В Духе, а не по закону.

http://pravoslavie.ru/113272.html

Болтино. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Болтино известно с 1572 г. как дворцовое село. Оно расположено между селами Осташково и Пирогово на берегу Клязьминского водохранилища. В селе имелась деревянная церковь с колокольней. В 1866 г. на средства владельцев фабрики в селе Пирогово Чернышевых построили ныне существующую каменную церковь во имя Святой Троицы с приделами во имя Алексия, человека Божия, и преподобного Кирилла Белозерского, и богадельню. В 1932 г. церковь закрыли, разорили, разрушили ее главы. В 1990 г. храм был открыт. Сейчас он восстановлен, планируется строительство отдельного здания для воскресной школы. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=423 Храм во имя Святой и Живоначальной Троицы в селе Болтино на Клязьме известен с XVI столетия. В это время в Болтино, приселке дворцового села Тайнинского, существовала деревянная церковь, с выделенной церковной пашней и сенокосной землей. Этот деревянный храм неоднократно возобновлялся, вплоть до последней его постройки в 1771 г. Свято-Троицкая церковь была деревянного здания с колокольней, с одним престолом. Она называлась в документах XIX столетия «холодной», т.е. без устройства отопления. В 1863 г. по просьбе причта и прихожан села Болтино Московского уезда Московская губернская строительная и дорожная комиссия рассматривала проект на постройку каменной трехпрестольной церкви с колокольней. В январе 1864 г. проект утвердили и в летний строительный период того же года вплоть до 1866 г. шло строительство новой Свято-Троицкой церкви с приделами преподобного Кирилла Белозерского и святого Алексия человека Божия. Придел преподобного Кирилла был устроен в память принадлежности приходских селений Кирилло-Белозерскому монастырю, сельцо Пирогово стало монастырским владением со второй половины XVI столетия. Главными благотворителями Свято-Троицкого храма со времени построения каменной церкви стали владельцы фабрики при сельце Пирогово. Важнейшими церковно-благотворительными делами Чернышевых стало устройство в селе Болтино приходского училища и позже приходской смешанной богадельни. В 1904 г. стараниями Чернышевых в приходском сельце Свиноедкове была построена приписная каменная церковь во имя Спаса Нерукотворного образа. В сельце Пирогове при фабрике Чернышевых была построена деревянная церковь во имя Спаса Преображения.

http://sobory.ru/article/?object=09175

Глава 1. Появление христианства на Руси. Святой равноапостольный великий князь Владимир. Начало Русской Церкви. 1988 году русский народ праздновал тысячелетие Крещения Руси святым равноапостольным великим князем Киевским Владимиром, но о христианстве наши предки знали гораздо раньше. Проникновение христианства на Русь. В IV в. св. Иоанн Златоуст писал о Христианской Церкви на берегах Азовского моря, а в IX в. там уже была митрополия, то есть большой и хорошо организованный церковный округ, связанный с Константинополем. Христианство было проповедано и в греческих колониях в Крыму. Эти колонии вели живую торговлю со славянскими племенами, расселенными по «великому водному пути из варяг в греки», который проходил от Балтийского моря до Днепра и по Днепру к Черному морю. Среди варягов и восточных славян (россов – как их называли греки, отсюда и нынешнее название нашей страны) некоторые, оказавшись в Византии по торговым делам или даже попав в плен во время войн Руси с Византией (в 860, 909 и 911 гг.), становились христианами. Затем они приносили христианскую веру на Русь. Христианкой стала и бабушка князя Владимира – святая великая княгиня Ольга (правила в 945–957 гг., ум. 969). К этому времени в Киеве была своя христианская церковь во имя Пророка Ильи. Княгиня Ольга, смелая и решительная, верная языческому закону, жестоко отомстила за смерть своего мужа, великого князя Игоря, убитого древлянами за непомерное обложение их налогами. Мы не знаем, как и когда тронула ее душу христианская проповедь. Сохранились летописные сказания о ее мудром и справедливом правлении родной землей и о том, как она поехала в Константинополь, была торжественно принята императором и там крестилась. Вернувшись в Киев, княгиня Ольга пыталась обратить в христианскую веру своего сына, великого князя Святослава (942–972, самостоятельно правил с 957 г.) но он, воинственный и суровый, отказался креститься, говоря матери: – Если я приму твою веру, моя дружина меня засмеет... Принятие христианства великим князем Владимиром . Внук княгини Ольги и сын Святослава, Владимир , стал Киевским великим князем в 979 г. после долгой и упорной борьбы со старшим братом Ярополком. Известно, что после своей победы он торжественно благодарил языческих богов и поставил их деревянные изображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Вознесение Господне ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ВОЗНЕСЕНИЯ Протоиерей Валерий Захаров. 2001 г. См. также: Церковный год > > Вознесение Господне В нынешний день, братья и сестры, вся полнота Святой Христовой Православной Церкви торжественно совершает воспоминание славного и дивного события, которое произошло в 40 день после Воскресения Христа Спасителя нашего. Именно в этот день Господь, взяв Своих учеников, взошел с ними на вершину Елеонской горы и, преподавая им Свое благословение, стал удаляться от них, возносясь на небо (но не Своим Божеством, а Своим человечеством, потому что как Бог Он всегда пребывал на Престоле Своего Бога Отца). И в этот самый момент апостолам явились Ангелы, которые возвестили им о том, что ныне возносится Христос на небо, но наступит время, когда Он придет на землю судить род человеческий. Всякий православный праздник совершается, прежде всего, для того, чтобы возносить наше сердце и сознание от земли на небо. Но сегодняшний день особенный, ибо поистине небо соединилось с землей, и земля соединяется с небом. Мы с вами, братья и сестры, еще пребываем на этой земле, и эта земля нам весьма и весьма дорога по очень многим причинам: потому, что на этой земле воплотился Христос, на этой земле Он проповедовал вечно живое слово евангельской истины, на этой земле Господь умер за нас, был погребен и Воскрес, с этой земли Он вознесся, на эту землю снизошел Дух Святой — Тот Самый Утешитель, Которого Христос послал от Отца Своего. И поэтому, конечно, эта земля и близка, и дорога нам, хотя, совершая свой земной путь, каждый из нас подчас забывает о том, что ради нас, ради каждого человека приходил на эту землю Господь; забываем, что не земля является нашим истинным отеческим домом, а то небо, в которое вознесся наш Спаситель. Апостол и евангелист Лука повествует, что ученики, возвращаясь с Елеонской горы после расставания со своим Божественным Учителем, шли с радостью. Казалось бы, горевать и сожалеть нужно было от того, что Господь покинул их! Чему было радоваться? Ответ на этот вопрос мы находим в Священном Писании, в тех словах, с которыми Господь до Своего славного Вознесения обращался к Своим ученикам.

http://zavet.ru/kalendar/pasxa/vzn-002pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > К истории перенесения мощей святого великомученика Димитрия 10.11.2008 235 Время на чтение 7 минут По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 5 ноября из Греции в Россию были принесены мощи святого великомученика Димитрия Солунского. Ковчег с частицей мощей великомученика Димитрия прибыл в Москву и был торжественно помещен в Храме Христа Спасителя. Мощи сопровождает греческая делегация во главе с митрополитом Верийским, Навусским и Кампанейским Пантелеимоном. Митрополит Пантелеимон уже не в первый раз приезжает в Россию, но его нынешний приезд связан с особой миссией - сопровождением одной из величайших святынь православного мира. 6 ноября 2008 года, Московская духовная академия встречала греческого митрополита. За теплой беседой митрополит Пантелеимон рассказал о своем непосредственном участии в обретении мощей святого великомученика. Его рассказ тем более актуален, что до сих пор некоторые искренне уверены в том, что мощи святого Димитрия утрачены. Митрополит Пантелеимон подарил академии свою книгу под названием «С нами мироточивый Димитрий: к 25-летию со времени обретения мощей святого великомученика Димитрия Солунского» (Верия, 2005). Ниже кратко излагается история обретения мощей святого Димитрия на основании сведений из этой книги, дополненных устным рассказом ее автора. Согласно «Мученичеству» святого Димитрия, святой был заколот копьями на месте римских бань, в которых он был заточен. Кончина святого великомученика произошла в 306 году. Его тело было погребено христианами на месте его мученической смерти. По окончании гонений внутри римских бань была воздвигнута «молельня» в честь мученика. Правитель (эпарх) Иллирика Леонтий после своего чудесного исцеления повелел построить в 412 году на месте «молельни» величественную базилику. Позднее по приказанию императора Юстиниана (VI в.) архиепископ Фессалоникийский попытался отослать вместе с другими мощами часть мощей святого Димитрия в обновленный храм Святой Софии. Однако после начала земляных работ в том месте, где «под землей лежали всесвятые мощи», произошли чудесные знамения, воспрепятствовавшие извлечению мощей. Из земли вышел огонь и раздался глас: «более не искушайте». Вместо мощей императору была послана только земля с кровью от гроба святого Димитрия. Об этом первом чуде от мощей святого Димитрия сообщается в «Повествовании» о его чудесах, составленном в VII в. архиепископом Фессалоникийским Иоанном.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Наша свобода не подчиняется их границам Видовдан на Косовом поле 30.06.2022 565 Время на чтение 3 минуты Фото: Предоставлены автором Жара невероятная, сложно дышать. Каково же было тем воинам в их доспехах тогда, на Косовом поле. Звон Грачаницы, стая птиц в небе над полем былой битвы, молитва и кресты. Видовдан. День Косовской битвы. Все православные собираются на поле – идут стезями героев прошлых времен. Косово живо и сегодня. Не просто живо – оно сияет тем светом, который светит над этой землей с тех пор, как здесь перед своей мученической и славной кончиной причастились князь Лазарь и его витязи в далеком, но очень близком 1389 году. Видовдан, день памяти святого мученика Вита, самый большой сербский праздник. В этот день на Косово, здесь, на Газиместане, сербский народ сделал свой заветный выбор: Царство Небесное важнее царства земного. Нет серба, который бы не был сегодня в Косово хотя бы в мыслях. По всему краю служится литургия. Патриах Сербский Порфирий и архиереи Сербской Церкви вместе с тысячами людей служат в монастыре Грачаница. Потом служится заупокойная лития по нашим павшим героям – как и всегда. «Видовдан – это наши очи. Святой князь Лазарь – наши уши. Святыни Косово и Метохии – наш разум», – говорит патриарх Порфирий. В Прилепце, месте, где родился князь Лазарь, также служится лития. Народ, остающийся здесь, несмотря на все испытания и унижения, идёт тем же путем, который выбрал святой князь, я думаю. Недавно в оставшихся сербских школах дети писали сочинение на тему «Как я расту». В одном из них читаем: « Постоянные спутники моего взросления – страх и неизвестность. Часто я спрашивал себя, как живут  мои сверстники в Нише, Белграде, Новом Саде. Мне эти города даже снились, очень хотел жить там, в остальной Сербии. А что здесь? Просыпаюсь и понимаю, что живу в селе Грнчар, в Косово и Метохии. Но вместо слез у меня улыбка, а на сердце все-таки радость… Да-да: я в своем доме, над домом мои горы, а над всем этим синее небо – это мой настоящий кров. В этой синеве я живу все 14 лет, и никуда отсюда не уйду, не уеду, как и мои родители. Нет, я никакой не герой, я обычный ребенок, подросток. Но знаю твердо: пока есть мы, православные сербы, будет и Косово».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/30/na...

Монастыри западного Иерусалима Долина Креста В V столетии грузинский царь Дадиан (греч. Татиан ) построил церковь над корнем священного древа, использованного, по преданию, для создания Креста, на котором был распят Спаситель. Церковь , как и монастырь, возникший при ней, посвящены, естественно, Честному Животворящему Кресту. Потому и долину, где обитель расположена, в нескольких километрах к западу от Старого Города, стали называть Долиной Креста. Сегодня это один из городских районов Западного Иерусалима, лежащий по соседству с престижной улицей Рехавиа и знаменитым Музеем Израиля. Монастырь, четко выделяющийся среди современной застройки своими средневековыми стенами, церковным куполом и колокольней, стал, после ремонта и реставрации в конце 1960-х – начале 1970-х гг., традиционным местом посещения для православных паломников. Земля, на которой воздвигнут монастырь, была подарена в IV столетии императором Константином первому христианскому царю Грузии. Монастырь был разрушен в дни персидского нашествия 614 г. и оставался в запустении до того времени, когда его восстановили грузинские иноки почти 400 лет спустя. Одно из загадочных преданий в истории Крестного монастыря относится к эпохе императора Юстиниана (527–565 гг.). Когда полководец Велизарий отвоевал Рим у готов в 532 г., он нашел будто бы святые сосуды, вывезенные из еврейского Иерусалимского Храма после разрушения Иерусалима в 70 г. н.э. Император распорядился вернуть трофеи в Святой Город. Позже, когда возникла опасность захвата Иерусалима врагами, их поместили для надежности в монастырь Святого Креста, и монахи скрыли их глубоко под землей. ...При набеге на монастырь иноки, искавшие спасения в церкви, были перебиты в ней до последнего человека. Не осталось ни одного, кто бы помнил, где скрыты сокровища... В XII в. в Крестном монастыре жил и окончил свои дни великий грузинский поэт Шота Руставели, автор бессмертной поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Говорят, он искал за стенами обители забвения от несчастной любви к знаменитой царице Тамаре. На восточной стороне юго-западного столпа храма осталось на старинной фреске его изображение с грузинской надписью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010