Крестовоздвижение: Каждый имеет возможность принять любовь Божию (+ВИДЕО) Этот праздник Всемирного Воздвижения Креста есть единственный двунадесятый праздник, который был учрежден не как событие жизни Христа и Божией Матери в их жизни, описанной в Евангелии. 27 сентября, 2014 Этот праздник Всемирного Воздвижения Креста есть единственный двунадесятый праздник, который был учрежден не как событие жизни Христа и Божией Матери в их жизни, описанной в Евангелии. Проповедь на праздник всемирного Воздвижения Креста Господня настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова. Поздравляю вас дорогие, браться и сестры, с праздником Воздвижения Креста Господня! Этот праздник утвержден в IV веке, уже после того, как при императоре Константине утвердилось православие, которое победило язычество. Христианство было воспринято, как религия всех. Формально она получила равноправие, но это означало победу христианства и начало его торжественного шествия, по крайней мере, в течение тысячелетия, по многим странам. Вскоре после этого события святая царица Елена поехала в святой город Иерусалим, в котором были проведены раскопки на месте распятия и погребения Христа Спасителя, и был обнаружен Крест. Эту историю все знают, но думаю, ее можно еще раз сегодня повторить. Были найдены все три креста, на которых был распят Господь Иисус Христос и разбойники рядом с ним. Их никто никуда не уносил, а оставили рядом и засыпали землей. Они сохранились в течение ряда столетий, и это неудивительно, так как почва там сухая и песчаная. Не было ясно, на каком из этих Крестов был распят Спаситель, так как все Кресты были одинаковыми. Тогда была совершена молитва, и — сколько было веры у людей! – взяли тело мертвого человека, приложили его ко всем трем крестам, и он воскрес, когда был приложен к тому Кресту, на котором был распят Спаситель. Когда я читаю об этом событии, я всегда думаю: как это удивительно, что люди нисколько не сомневались в воскрешающей силе Господа Иисуса Христа! Эта вера, в которой не было сомнений в воскрешающей силе, победила в противостоянии с государством, которое настаивало на язычестве, вплоть до кровавых преследований и казней. Христианство явило несомненную веру во время этих тяжелых гонений, которых было порядка десяти за эти три столетия, и после этого, и в этом удивительном событии – воскрешении мертвого человека силой Господней. Вообще воскресение мертвых — это крайне редкий случай во всех церковных историях — и в Библии, и в житиях святых. Но тут  публично, при всех: при патриархе Макарии, при царице Елене, при сонме клириков человек был воскрешен.

http://pravmir.ru/krestovozdvizhenie-kaz...

Лазурное царство Тургенев И.С. Лазурное царство/Сост., предисл., примеч. Т. А. Соколовой. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 464 с. — (Серия «Библиотека духовной прозы») В книгу вошли произведения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883): роман «Дворянское гнездо» (1859), избранные рассказы из цикла «Записки охотника» (1852), рассказ «Муму» (1854), несколько «Стихотворений в прозе», стихи. Русские праведники Ивана Тургенева Необходимо всем писателям сплотиться вместе и встать на защиту святой веры от врагов ее. И.С. Тургенев Орловщину недаром называют землей Тургенева. Здесь 28 октября (9 ноября) 1818 года он родился в фамильном имении «Спасское-Лутовиново» Мценского уезда в семье офицера кирасирского полка, участника Отечественной войны 1812 года Сергея Николаевича Тургенева и Варвары Петровны (урожденной Лутовиновой). Здесь, взращенный слугой-камердинером, полюбил всем сердцем «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Отсюда в возрасте девяти лет вместе с родителями переехал в первопрестольную, где занимался сначала в пансионе Вейденгаммера, а затем — в знаменитом Лазаревском институте, после чего поступил на словесный факультет Московского университета (после была учеба в Петербургском университете и, наконец, в Берлинском, где Иван Тургенев слушал лекции по истории римской и греческой литературы, одновременно совершенствуясь в языках, — он свободно владел английским, не­­мец­ким и французским Но где б ни был он, в России ли, за границей (а с начала 1860х он почти постоянно жил за рубежом, в основном в Германии и Франции), при всякой оказии наезжал в Спасское. В 1852м и вовсе оказался в ссылке в родовом поместье, вызвав гнев властей некрологом на смерть Гоголя. Страстный охотник, он исходил все окрестные леса с двустволкой за спиной. А сколько творческих задумок возникло тут! Иван Сергеевич и сам признавался: «Работать по-настоящему можно только живя в русской деревне».). В Орле происходит действие, пожалуй, самого волнующего, самого поэтичного романа Тургенева — «Дворянское гнездо» (1859). Главная героиня его, Лиза Калитина,— один из наиболее трогательных, поэтичных образов во всей нашей литературе. Она воистину тургеневская девушка, мечтательная, светлая, чистая. Сродни «русской душой» пушкинской Татьяне Лариной из «Евгения Онегина», Лиза вовсе не считала себя патриоткой. Но «ей было по душе с русскими людьми; русский склад ума ее радовал». Наделенная глубоким внутренним миром, характером вдумчивым, созерцательным, она сторонилась пошлости окружающей жизни, зная, что всё — от Бога. Воспитанная истово веровавшей крепостной Агафьей, Лиза слушала ее, «и образ вездесущего, всезнающего Бога с какой-то сладкой силой втеснялся в ее душу, наполнял ее чистым, благоговейным страхом, а Христос становился ей чем-то близким, знакомым, чуть не родным». «— Христианином нужно быть,— говорила Лиза,— не для того, чтобы познавать небесное… там… земное, а для того, что каждый человек должен умереть».

http://pravoslavie.ru/49209.html

Луи Дюшен (католик) Глава XIV. Восточное монашество Египет – родина монахов. – Антоний и анахореты. – Нитрийские монахи. – Пахомий и киновийная жизнь. – Шнуди. – Монашеские добродетели. – Паломничества к египетским отшельникам. – Палестинское монашество: Иларион, Епифаний; Синай, Иерусалим. – Сирийские и месопотамские монахи. – Монашество в Малой Азии: Евстафий и Василий Великий . – Отношение к монашеству со стороны церкви и правительства. Арианская ересь, мелитианский раскол, продолжительная борьба и стойкость Афанасия отводят Египту исключительно выдающееся место в христианской истории IV века. Великие соборы в Никее, в Тире, в Сардике, в Римини; распри, раздиравшие церковь , низложение и изгнание епископов, их преследования полицией благоверного императора; изложение веры в символах; извращение религии в непримиримых столкновениях, – все эти бедствия имели свое начало в стране Нила. Впрочем, Египет не был предметом соблазна. Несмотря на беспорядки, причиною которых был Афанасий, последний, благодаря своей высокой и ясной добродетели и особенно своему непобедимому мужеству, всегда оставался предметом всеобщего восхищения. Все лучшие люди того времени инстинктивно группировались вокруг него. Было хорошо известно, что он был не один, что все епископы, все христиане в Египте поддерживали его своей преданностью, и что эта преданность очень дорого им стоила, – что они поплатились за нее беспрерывно возобновлявшимися гонениями со времен Константина и до конца царствования Валента. Египет был святилищем православия, классической страной исповедников веры. Но он имел и другие права на уважение: он был родиной монашества. К прославленному имени Афанасия в благочестивых рассказах присоединяли имена Антония и Пахомия, обоих Макариев и многих других лиц, которые в религиозном сознании современников вскоре явились воплощенным идеалом христианской доблести. Страна, где жили эти святые люди, где процветали получившие от них начало учреждения, вскоре сделалась второй Святой Землей. Сюда совершались паломничества не для посещения знаменитых могил или мест, бывших свидетелями великих библейских событий, но чтобы почтить живых святых, созерцать их изможденные аскетизмом лица и запечатлеть в себе их назидательные речи. С 373 г. знатная римская матрона, Мелания старшая, открывает ряд западных паломничеств такого характера. Задолго перед тем Иларион, Евстафий, Василий приходили сюда из Палестины и Малой Азии. Благодаря этим путешествиям, слава египетских монахов распространялась; их пример вызывал подражателей; их образ жизни вдохновлял на те реформы, каким всюду постепенно подвергался древний аскетизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН († 6.06.1673, близ Переяславля Рязанского (ныне Рязань)), митр. Рязанский и Муромский. Отца И. звали Иаковом. До принятия монашества И. служил священником в с. Лыскове (ныне город в Нижегородской обл.). В этот период сблизился с Аввакумом Петровым , позднее в «Книге бесед» вспоминавшим о своей «древней любви» с И. и о взаимной поддержке: «Помнишь, камением-тем в тебя бросали на Лыскове-том у мужика-тово, как я к тебе приезжал?» (Памятники истории старообрядчества XVII в. Л., 1927. Стб. 304). Очевидно, лысковские знакомства (с этим селом были связаны И. Неронов , Коломенский еп. Павел , патриарх Никон ) сблизили И. с ревнителей благочестия кружком , большинство членов к-рого были связаны с Нижегородской землей. Овдовев, И. принял монашеский постриг в находившемся напротив Лыскова, на др. берегу Волги, Макариевом Желтоводском во имя Святой Троицы монастыре . Обитель была возобновлена в 1620 г., в 40-х гг. здесь развернулось активное каменное строительство. Находясь под особым покровительством царствующего дома, мон-рь стал центром церковно-общественного движения в поддержку деятельности новой династии по обновлению и укреплению страны после Смутного времени . Мн. члены кружка ревнителей благочестия имели отношение к Желтоводскому мон-рю. В 1-й пол. 20-х гг. XVII в. здесь жили буд. патриарх Никон и Неронов. В монастырь делал вклады прот. Стефан Вонифатьев . Вместе с И. в обители подвизался Аввакум, вспоминавший об их совместных аскетических трудах: «Помнишь ли, как на комарах-тех стаевано на молитве? ...А ты, мила голова, нарочит бывал и бесов молитвою прогонял» (Там же). Из записки иподиак. Ф. Трофимова «О винах патриарха Никона» (МДИР. 1878. Т. 4. С. 295) известно, что И. был духовным сыном Никона. Возможно, установление этих отношений произошло во время пребывания И. в Желтоводском мон-ре. В 1649-1656 гг. И. являлся настоятелем Желтоводского мон-ря в сане архимандрита. В 1656-1657 гг. возглавлял нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня монастырь .

http://pravenc.ru/text/389167.html

монахиня Екатерина Личность преподобного старца Посланник Божий Таким был святой Порфирий Кавсокаливит , совершенным подражателем любви и человеколюбия Христова. Он был не просто соединен со Христом в единстве, он был послан Богом. Подлинный человек, истинный пример – так как его жизнь была подлинно апостольская. Душа его была украшена «красотой прекраснее всех». Пример жизни ангельской, потому что он был «подражателем ангелов». Он стал «вместилещем добродетелей», «живописцем точной добродетели», спасительным раем, неземным проповедником Христа при жизни и по смерти, небесным гражданином и Божьим помощником. «Преподобен Богу и небесножитель». Предугаданный и предизбранный Склонность к монашеству было даром Божьим и знаком Святого Духа. С малых лет он принимает это призвание. «Призыв и обращение» были богоустроительными и спасительными силами, которые преобразились Христом в таинственную возлюбленную встречу и общение. И «пребывал он в любви Его» 87 . Он был предугадан и предизбран Господом, предназначен и призван Им в ангеловидное жительство. Поэтому «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». 88 Аскетичный, трезвенный, деятельный Страдания, добровольное многообразное подвижничество, духовные подвиги – такой путь привел старца к блаженному бесстрастию и духовному счастью. «Насадитель Царствия небесного» «поспешающим помыслом и трезвым разумом» с самого начала сделал его монастырь «земным небом и непорочной землей его тела». Еще молодым монахом в Кавсокаливе он с божественным рвением предался аскезе. Босым ходил он по труднопроходимым тропам, не обращая внимания на снег, дождь, солнце и жару. Подражая подвижникам, он устраивал ложе прямо на земле, на полу, покрытом тонким покрывалом. А в основном он даже не спал, а бодрствовал в молитвах, коленопреклонениях, пении и чтении. Он переносил труды с благодарностью, и его терпение становилось лекарством стойкости, которая даровала ему мирное духовное состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Н.И. Державин Домашняя церковь и общественная жизнь Домашняя церковь Есть в христианстве такое понятие – домашняя церковь . Это понятие скорее духовного плана, включающее в себя всю полноту христианской жизни: повседневный быт, досуг, проведение отпусков, воспитание детей, поведение, обустройство своего жилища. Невозможно представить себе дом православного христианина, в котором не было бы икон. Иконы сопровождают верующих людей на протяжении всей их жизни. Раньше в России был такой обычай: при рождении ребенка родители в иконописных мастерских заказывали так называемую мерную икону. Она изготавливалась в рост новорожденного с изображением небесного покровителя младенца. Человек хранил этот образ всю жизнь, а потом он передавался по наследству. Сейчас эта традиция почти забыта. Но иконы небесных покровителей всех членов семьи непременно занимают свои места в домашнем красном углу. Некоторые люди приобретают много икон для коллекции, а не для молитвы, но для верующих христиан картины и иконы – это совсем не одно и то же. Иконы – святыни, и поэтому православные не используют их для украшения интерьера. Если можно говорить о некотором «необходимом минимуме», то, как правило, у православных русских людей обязательно будут иконы Спасителя, Богородицы, свт. Николая Чудотворца, образа небесных покровителей. Очень важно правильно воспринимать икону. Христиане молятся не иконам, в собственном смысле этого слова, иначе это было бы идолопоклонство (в чем обвиняли Церковь иконоборцы и протестанты). Святые Отцы подчеркивали, что честь, воздаваемая иконе, восходит к ее первообразу (то есть к тому, кто на ней изображен). Иконы служат связующими символами между миром духовным и материальным. Иногда верующие не ограничиваются просто домашней молитвой перед образом того или иного святого, но едут туда, где хранятся чудотворные иконы или находятся иные христианские святыни. Это и пещеры одиноких отшельников, вокруг которых образовывались целые монастыри еще во время жизни самих подвижников, и места обретения чудотворных икон, и целительные источники – все, что отмечено Божественным прикосновением. Такие поездки называются паломническими. Разумеется, главные святыни христианского мира связаны с земной жизнью Спасителя, со Святой Землей. Но немало святынь можно посетить и путешествуя по другим странам.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

На Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (II) Сегодня Святая Церковь торжественно воспоминает обретение Честного Креста Господня. Это радостное событие последовало, как известно, спустя три века по Воскресении Господа и совершилось усердием святой царицы Елены, матери равноапостольного царя Константина. Долгим и трудным путем смирения вошел в Свою славу Господь Иисус Христос, и еще несравненно долее продолжалось уничижение Животворящего Древа, на котором Господь принес Себя в жертву за наши грехи. Спаситель мира уже был на Небе, а орудие спасения содержалось в недрах земли; уже славою Распятого огласились все концы вселенной, а о Древе Креста никто не знал и в тех местах, которые были смежны с самою Голгофой. Но вот мир начал убеждаться, что слово о кресте для погибающих юродство есть, а для спасаемых – сила Божия ( 1Кор. 1:18 ), и Древу Креста нужно было явиться миру для его радости, для торжества и украшения Церкви. Константин Великий , сам неоднократно испытавший силу Креста, вознамерился найти самое то Древо, на котором был распят наш Спаситель. Священный труд этот приняла на себя достохвальная мать его, императрица Елена. Дух Святый внушил этой равноапостольной царице, чтобы она употребила усилие и усердие на взыскание Креста. Но как найти это сокровище? По совету Патриарха Иерусалимского Макария созваны были старейшие по годам иудеи, и на вопрос, где утаили предки их Крест Христов, они указали на некоего Иуду, который, приведши царицу и архиепископа к северо-восточной стороне Голгофы, сказал им: «На сем месте, где стоит капище Венеры, вы найдете Крест вашего Христа». Капище срыли и после долгих трудов – так как Крест был завален мусором и землей – Крест Спасителя – а вместе с ним и кресты распятых с Господом разбойников – был найден. Еще до обретения их ощущалось исходившее из земли благоухание. Но поскольку найдено было три креста, чтобы определить, какой из них есть Крест Господень, Патриарх Макарий повелел приложить к крестам лежавшую на смертном одре болящую благочестивую женщину. Когда была приложена она к первым двум крестам, то они не произвели никакого действия и перемены в состоянии страждущей, но прикосновение к третьему не только восставило ее с одра болезни, но и даровало ей б!ольшие силы, нежели какими она обладала прежде. После этого, воздавая славу Богу, все единодушно признали чудотворный крест Крестом Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

На международной конференции, посвященной 900-летию хождения игумена Даниила в Святую Землю, обсуждались проблемы современного паломничества Москва, 29 марта 2007 г. Международная конференция «Дабы не в забыть было то, что показал мне Бог»: хождение игумена Даниила в истории Русской Церкви и культуры (1107-2007)» открылась 29 марта в Паломническом центре Московского Патриархата, сообщает Благовест-инфо . Форум проходит в рамках программы мероприятий, посвященных 900-летию древнейшего из дошедших до нас русских описаний паломничеств во Святую Землю, одного из ярчайших произведений древнерусской литературы - «Хожения Даниила, Русской земли игумена». Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл зачитал приветствие Патриарха Алексия II к участникам конференции. В послании говорится о значении древнего литературного памятника не только для истории и культуры, но и для современных паломников, которые «вслед за игуменом Даниилом и многими поколениями православных богомольцев имеют возможность своими глазами зреть святыни Палестины». «Через 10 дней исполняется ровно 900 лет с той Великой субботы, когда русский человек впервые затеплил у Гроба Господня лампаду от Святого огня, чтобы принести его на Русь», - начал свой доклад митрополит Кирилл. Он отметил, что «Хождение» Даниила, к которому обращались на протяжении веков, стало не только «образцом для всей последующей паломнической литературы», но и своеобразным «путеводителем - не только по святым местам, но и по всему тысячелетнему пространству нашей духовности и культуры». Время игумена Даниила - рубеж XI-XII веков - это время крестовых походов, когда Европа в лице крестоносцев впервые соприкоснулась со Святой Землей, продолжил докладчик. В отличие от рыцарей, русские паломники «никогда не облачались в военные доспехи, отправляясь в Святую Землю как странники». Русско-палестинские связи оказали влияние не только на духовную жизнь Руси, но и влияли на «государственную, державную инициативу», отметил глава ОВЦС.

http://pravoslavie.ru/21574.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июль 2017 г. 01.07.2017 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Как понимать слова Спасителя, сказанные апостолам, а значит и всей Церкви до конца времен: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»? В. Антонов, г. Серпухов Чтобы понимать эти слова, надо помнить всегда о том, как постигают святые первоверховные апостолы самое главное, что есть на свете. Апостолу Петру открывается Христос как явление Отца, как Сын Бога Живаго. Но это дар Духа Святого, а не то, что апостол Петр постиг своим сердцем и умом. И апостол Павел был гонителем Церкви Христовой, но Бог открыл ему, что Иисус есть Христос, Мессия. Этот дар дается нам всем в Церкви Христовой. Дух Святой зовет, собирает, просвещает и освящает всю Церковь на земле и хранит ее с Отцом и Божественным Сыном. Христос обещает Петру, что Он созиждет Церковь Свою. И внутри этой Церкви Бог будет знаем верными Ему людьми. Его святая воля управляет небом и землей, и она будет узнаваема теми, кто ищет исполнить ее. Вот что значат слова Спасителя, что Церкви будут даны ключи Царства Небесного. Все что связано на земле, будет связано на небесах. И все что разрешено на земле, будет разрешено на небесах. Это, разумеется, не означает, что Церкви будет дана такая власть, которой она могла бы манипулировать как угодно. Мы помним, как Христос обличал книжников и фарисеев за то, что они взяли ключи разумения тайн Божиих, однако сами не входят в Царство, и другим не дают войти. Разве может Церковь открыть для кого-то небеса пред лицом явного Божия отвержения? И, конечно же, не для того эти слова сказаны Господом, чтобы устрашить людей, объявив им, что если Церковь так пожелает, то может и не простить какие-то особенные грехи, какое бы человек не приносил покаяние. И это не означает также, что Церковь имеет такую власть, что может назвать добром то, что Бог называет злом, и наоборот. Нет, напротив. Это означает, что Бог и Его Церковь неразделимы.

http://moral.ru/dom_07_2017/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — январь 2013 г. 21.03.2013 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Вопрос о Церкви. Многих внешних смущает сегодня то, с какой властью выносит она свои суды о самом главном. Всегда ли справедливы эти суды? И кто дал ей такую власть? Но разве это не тот же самый вопрос, с каким обращались и ко Христу Его враги, прежде чем взять Его и предать смерти: «Скажи нам, какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?» (Лк. 20,2). Антон Караваев, г. Челябинск Этот вопрос, который задают враги Господа с целью уловить Его, имеет — вне зависимости от намерения вопрошающих — и добрый смысл. Такой вопрос должны бы задавать себе все священники, все, кто наделен властью, и давать на него ясный ответ. «Какой властью я это делаю? «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе», — говорит Христос Своим служителям. Если определения Церкви следуют тому, что установил Христос, Его суды будут следовать установлениям Церкви. Ибо Христос не может позволить, чтобы Его собственные установления кем-то попирались. Христос не примет как Своих тех, кого Церковь предала анафеме и запрещению. Но если определения Церкви несправедливы, милосердный Христос найдет тех, кто изгнан из нее, и утешит их, как утешил Он изгнанного из Церкви первосвященниками и фарисеями исцеленного Им слепорожденного. «И что разрешите на земле, то будет разрешено на небе», — добавляет Господь. Христиане как бы связуют Бога. Какая страшная ответственность! Между небом и землей, между временем и вечностью есть связь. Откровение Христово совершенно ясно: то, что нам удается связать или развязать здесь и сейчас, оказывается связанным или развязанным в Боге навеки. И не только для нас, но и для других. Никакое определение Церкви не связывает так крепко на небе, как разрешение от греха нелицемерно кающегося на исповеди грешника. Наказание, которое он понес, достигло своей цели, и теперь он должен быть прощен и утешен. «Примири и соедини его святей Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе нашем», — молится священник во время таинства. Принятый снова в общение с Церковью грешник, если покаяние его глубоко, может узнать в своем сердце, что прощение его действительно совершилось на небе. Власть вязать и решить — это то, благодаря чему Церковь становится Церковью. Это то, где мы узнаем Христа посреди нас, и где Дух Святой являет Свое водительство, и люди обретают способность говорить друг с другом во имя Божие.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010