Монастырь Святой Ольги В 50-х годах, после рукоположения в сан иеромонаха, я был направлен священником в Ольгинский монастырь, который в то время официально назывался Ольгинским поселком, а его церковь была зарегистрирована как приходской храм. Монастырь располагался на уступе горы, возвышающейся над Мцхета с западной стороны. К нему вела узкая дорога, проходившая между скалой и обрывом в глубокий овраг, местами сужавшаяся до тропинки, на которой трудно было разойтись двум путникам. Зимой, когда дорогу засыпал снег, путь в монастырь становился опасным; обитель делалась похожей на горное селение, отрезанное от мира. По этой дороге монахини, жившие в монастыре (а среди них большинство составляли престарелые инокини), носили не только провизию, но и уголь, которым отапливали свои келии, а также кирпичи и цемент для ремонта. Необычайна история этого монастыря. В начале XX века мимо Мцхета проводили железную дорогу, которая должна была пройти через всю территорию Грузии – от Тбилиси до Черноморского побережья. Работами руководил опытный инженер; ему в награду власти выделили поросший густым лесом земельный участок на склоне горы, и он собирался построить там себе дачу. Однажды, осматривая участок, инженер увидел большой металлический крест, скрытый среди деревьев и кустарника. Он решил выкопать крест, тем более что именно на этом месте думал выстроить дом. Рабочие начали рыть землю, и тут обнаружилось, что крест венчает собой купол церкви, засыпанной и как бы погребенной под землей. Раскопки продолжались, и через несколько недель на маленькой поляне между скалой и обрывом собравшиеся жители Мцхета увидели небольшой храм, который сохранился почти без повреждений, даже двери были закрыты на засов. Кто обитал здесь, когда в храме последний раз служилась Литургия, что заставило людей уйти отсюда – оставалось тайной. В храме обнаружили небольшую икону Божией Матери, изображенной с непокрытой головой, – очевидно, очень древнего письма. Говорят, что в пустынях есть города, погребенные в песках: жители покинули их, не выдержав борьбы с волнами песчаного моря. Так и эта церковь казалась сторожевой башней, погребенной бурями веков, но вновь выступившей в свой дозор над древней столицей Грузии.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

«НГ—Религии»: «Меж двух огней. Иерусалимский Патриарх не собирается уходить в отставку» 18 мая 2005 г. 11:04 «НГ—Религии», (161), 18 мая 2005 г. Александр Петров. Конфликт между клириками Иерусалимской Православной Церкви и ее Предстоятелем достиг своего апогея. Решением большинства епископов Святой Земли 6 мая Патриарх Ириней I (Скопелитис) был низложен. Подписи под требованием его отставки поставили 12 из 18 иерархов Иерусалимского Патриархата. Иринея обвиняют в «создании паутины лжи и церковных недоразумений, разрушении всей церковной системы, безответственном обращении с имуществом Патриархата». Голосование проходило тайно и против воли самого Иринея, поэтому решение епископов о низложении Патриарха формально не имеет силы. Главам Поместных Православных Церквей разослано специальное обращение, в котором епископы объясняют причины своих действий. «Достигнув критической ситуации в нашей Иерусалимской Патриархии, мы пришли к окончательному решению отлучить Патриарха Иринея и постановили считать его лишенным иерусалимского патриаршего престола». «Критическая ситуация» в Иерусалимском Патриархате, крупнейшем собственнике недвижимости в Иерусалиме, сложилась после того, как стало известно о том, что Патриарх якобы тайно передал в долгосрочную аренду группе еврейских предпринимателей большой участок земли (в Старом городе, возле Яффских ворот), принадлежащий Патриархии. Впрочем, скандал вокруг Патриарха Иринея раздули еще в начале года греческие СМИ, заявившие, что его избрание в 2001 году было связано с закулисными махинациями и очернением его конкурентов. Иринею были предъявлены обвинения в том, что он пользовался для своего избрания услугами авантюристов. Сообщение о незаконной передаче в аренду церковной собственности стало последней каплей, переполнившей чашу терпения духовенства и верующих Иерусалимской Церкви. Махинация с землей в Старом городе, была воспринята православными арабами, составляющими большинство паствы Православной Церкви на Святой земле, как «предательство».

http://patriarchia.ru/db/text/11865.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Митр. Халкидский Николай. Пустынник Тихон Уникальное фото покойного митр. Халкидского Николая       Митр. Халкидский Николай. Пустынник Тихон Публикуем  новые материалы о Тихоне (Голенкове), собранные для второго издания книги Старец Тихон     . Это самое первое описание встречи со старцем Тихоном и его послушником прп. Паисием, изданное еще в ноябре 1972 года митр. Халкидским Николаем под псевдонимом «Поклонника Святой Горы». Эта книга, ставшая библиографической редкостью, незаслуженно забыта. Живой и полновесный святоотеческий язык покойного митрополита, тонкие богословские замечания, необыкновенно красочное и реалистичное описание встречи с о. Тихоном, колоритная передача атмосферы вокруг старца, не претерпевшие редактуру высказывания прп. Паисия Святогорца, - заставило нас перевести книгу с греческого языка (с незначительными сокращениями) специально для второго издания. ( Иером. Серафим )   В пустыне КапсалаПустыня Капсала расположена на восточной части Святой Горы Афон в лесистой местности. А само слово Капсала указывает на обширный пожар, который некогда истребил большую часть леса в этом районе. Впрочем, в настоящее время вся Капсала снова заросла непроходимым лесом. Здесь граничат два монастыря: Ставроникита и Иверон, а с третьей стороны - территория Кариеса, столицы этого благословенного места. Эгейское море окружает Капсалу с Востока, указывая безбрежность Божественной Любви. А с Юга возвышается грандиозный пик Афона, приводя на ум слова прп. Максима: «Нерассеянная молитва возносит ум горе…». В этом удивительном месте, недалеко от дороги, идущей из монастыря Ставроникита в Кариес, подвизался и преставился ко Господу папа-Тихон.       Как только наш провожатый миновал два небольших холма, мы оказались у маленького домика, чуть возвышающегося над землей. Мы миновали ограду и последовали чуть заметной тропой к дому. С большой радостью нас встретил послушник старца Тихона Русского - отец Паисий. Тут же вспомнились слова Антония Великого: «Разделите одежды мои: епископу Афанасию отдайте одну милоть и подостланную подо мною одежду – она им мне дана новая и у меня обветшала, а епископу Серапиону отдайте другую милоть, власяницу возьмите себе. Прощайте, чада, Антоний преселяется, и не будет его более с вами!».     Здесь царствовала великая нищета!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2572

О Маронитской Церкви Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 22, 23 1999 — 2000 27 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 22, 23 1999 — 2000 1. Введение Маронитская Церковь, не будучи многочисленной, остается тем не менее одной из самых влиятельных на современном Ближнем Востоке. Более того, иногда проблемы и перспективы христианства в арабских странах односторонне сводят к одним лишь маронитам 1 . Подобное отождествление иллюстрирует значение ливанского христианства и особенно его маронитской составляющей. Рассматривая историю маронитов, необходимо учитывать, что Ливанские горы на протяжении всей своей истории служили убежищем для различных религиозных меньшинств и изгнанников, причем здесь не только сохранялись их традиции и национальная идентичность, но и задерживалось излечение их религиозных болезней. Ливан сегодня — маленькая страна; ее западная часть омывается Средиземным морем, на севере и востоке она граничит с Сирией, а на юге — с Палестинской автономией и Израилем. Столица Ливана Бейрут — один из крупнейших средиземноморских портов. Большую часть страны занимают горные хребты. Ливан играет ключевую роль в жизни Ближнего Востока, являясь перекрестком интересов арабских государств, стран Азии, Европы и Америки. История Ливана — бывшей Финикии — связана в первую очередь с Израилем и Сирией. В ветхозаветную эпоху Ливан славился своими лесами, особенно исполинскими кедрами. В Библии упоминается о ливанских снегах и о плодородии этой страны. На побережье Ливана находились великие финикийские (хананейские) портовые города Тир, Сидон (современ­ная Сайда) и Библос (современный Жбейл). Царь Соломон получал из Тира кедр и другие породы дерева для строительства храма и царскогодворца в Иерусалиме (3 Цар 5:1–18). В церковной истории Ливан связан с сирийскими землями, входившими в юрисдикцию древней Антиохийской Церкви. Сюда же, в земли Кирские, нас приводит и история появления Маронитской Церкви. Территорию современных Сирии и Ливана можно в полном смысле слова считать Святой землей. Здесь происходили многие события, о которых повествуют Евангелие и Деяния Апостольские. “Страны Тирские и Сидонские” посещал с проповедью Сам Господь наш Иисус Христос (Мк 15:21). По дороге в Дамаск, столицу нынешней Сирии, произошло обращение Савла (Деян 9:1–9). С именем святого первоверховного апостола Павла связаны многие доныне сохранившиеся святыни. В апостольские же времена в Антиохии появились первые крупные общины, члены которых впервые стали называться христианами . Сюда в 38–46 годах приходит с проповедью святой апостол Петр, от которого ведут свое преемство епископы Антиохийской Церкви. Уже в первые годы христианской миссии Антиохия Сирийская стала местом споров о сути христианской веры и членства в Церкви. Для разрешения проблемы крещения язычников в Антиохийской общине в 49 году был созван Апостольский Иерусалимский Собор (Деян 15:2–6).

http://pravmir.ru/o-maronitskoy-tserkvi/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В эти святые дни над нашей землей непостижимый мир и тишина — та самая, которая была в ту ночь над Вифлеемскими полями, и пение ангелов, возвещающих радость всем людям. И звезда стоит на месте, где родился Христос. И во всех православных храмах — ликование праздника: «Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу!» Поклонимся ему вместе со всею Церковью, всею жизнью и смертью своей, потому что Ирод сказал, что он тоже желал бы поклониться Христу, и старался выведать от волхвов, где Христос рождается. Мир на земле объявляют ангелы человечеству, и сразу же начинается кровопролитнейшая война. Вместе с ангелами поют об этом мире Вифлеемские младенцы, первые мученики Христовой Церкви — телохранители Господни, — как назвал их святитель Филарет Московский. Воистину, не мир пришел принести Христос, но меч, чтобы все узнали, какое величайшее благо есть мир, как он прекрасен и делом, и именем, что он Божий, что Бог есть его Бог, и Сам Бог именуется им, как говорит святой Григорий Богослов. «Милость и истина сретостеся» в день Рождества Христова, «правда и мир облобызастася». Где нет правды, там ложный мир. Хорошо всегда быть в мире, но с кем и с чем? С теми, кем объявлена война Самому Богу и Церкви Его? И вот мы видим сегодня триумфальное шествие зла, которое должно воплотиться, по учению Евангелия, в мировом правителе. Зло хотело бы заключить мир в первую очередь с Церковью. И это разновидность его войны с Богом — чтобы устранить все препятствия для себя, чтобы не было ему никакого сопротивления, чтобы усыпить бдительность всех. Есть война, которая кончится вечным миром, и есть мир, который кончится вечной войной. «Мир, мир, — говорят они, а мира нет. Скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет», — предупреждает пророк (Иез. 13, 10—11). И святой Григорий Богослов говорит: «Когда дело идет о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей, и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю Истины стать предателем учения веры и Истины». А пытающиеся отсидеться в стороне, уклониться от этой войны все равно принимают участие в ней — только на чьей стороне?

http://moral.ru/война-и-мир/

под редакцией  А.В. Елисеева Вторая глава 5. Исторический очерк История Святой Земли слишком велика для того, чтобы поместиться в тесных рамках нашего «Путеводителя», даже в самой краткой форме. С другой стороны, она слишком известна, чтобы краткий очерк её мог быть интересен для подготовленного читателя. Мы ограничиваемся поэтому только напоминанием в хронологической последовательности важнейших фактов из истории Палестины. Первый период (1921–975 г. до Рождества Христова). 1921 . Авраам путешествует в Ханаан и поселяется в Сихеме. 1910 . Рождение Измаила. 1897 . Авраам поселяется в Маамре. 1896 . Рождение Исаака. 1891 . Изгнание Измаила. 1856 . Исаак на 40-м году жизни женится на Ревекке. 1836 . Рождение Исава и Иакова. 1821 . Авраам умирает на 175 году жизни. 1773 . Смерть Измаила; Иаков получает право первородства. 1759 . Иаков убегает от гнева Исава и служит 20 лет Лавану. 1752 . Иаков женится на Лии и Рахили. 1749 . От Лии родится Левий. 1745 . От Рахили родится Иосиф . 1739 . Иаков возвращается в Ханаан и поселяется в Сихеме. 1739 . Иосиф продан своими братьями. 1716 . Исаак умирает 180-ти лет . 1715 . Иосиф является к фараону. 1706 . Иаков с семейством поселяется в Египте. 1689 . Смерть Иакова на 148 году жизни. 1635 . После управления Египтом Иосиф умирает 110-ти лет. 1612 . Смерть Левия. 1574 . Рождение Аарона. 1571 . Рождение Моисея. 1491 . Исход из Египта. 1451 . Моисей умирает в виду Обетованной земли. 1450 . Израильтяне переходят «яко по суху» через Иордан под предводительством Иисуса Навина. 1450 – 1444. Покорение Ханаана. Разделение земли Обетованной. Кивот Завета хранится в Силоэ. 1405 . Гофониил, первый судья, овладевает Израильской землей и побеждает Хузана Расатаима, царя Мессопотамского. 1325 . Аод убивает Еглона, царя Моавского, притеснявшего израильтян. 1285 . Деввора, жена Лапидота, исполняет обязанности судии; она смиряет Варака и царя Ханаанитян Иавина. 1245 . Гедеон побеждает Мадианитян. – Жители Сихема в продолжении девяти лет предаются служению Ваалу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Житие и страдание святого преподобномученика и исповедника Феодора и брата его преподобного Феофана 8814 начертанных Память 27 декабря Среди мучеников, пострадавших за Христа, одни подвизались за христианскую веру, противостоя защищавшим свое идолопоклонническое заблуждение язычникам, другие же, подвизаясь за правую веру против христиан же, но только неправославно веровавших, понесли не меньше трудов, чем первые, за что и получили равные с ними венцы. В ряду последних находится дивный и великий Феодор. Феодора возрастила Палестина, данная Богом в наследие Аврааму и справедливо называемая землей обетованной, так как не только из нее вышел весь лик пророков и патриархов, но и Сам Христос по плоти произошел из нее же, а также и весь собор Богоугодных апостолов. Та же страна явила миру и этот светильник веры и столп благочестия, – святого Феодора, ибо его благородные родители 8815 , все состояние и богатство коих заключалось в том, что они именовались христианами, жили во святом граде Иерусалиме. Святой Феодор еще в юности приобрел великую мудрость, и в отроческие лета он обладал уже не отроческим умом, вместо того, чтобы заниматься детскими играми или увлекаться зрелищами, он постоянно пребывал в храмах Божиих и не было для него ничего приятнее, как взирать на дела благие и честные и поучаться им. Вместе с тем он обнаруживал также беспрекословное повиновение своим родителям. Одним словом, преподобный, подобно плодоносному саду, с самого начала своей жизни показал, каков он будет впоследствии. Когда он подрос, родители отдали его в монастырь святого Саввы 8816 одному ученому и добродетельному пресвитеру, чтобы он изучил Божественные книги Священного Писания, а вместе с этим обучился и страху Божию. У Феодора был брат, по имени Феофан, моложе его по возрасту, но равный ему по добродетели. Он вместе со старшим братом находился в обучении у одного и того же пресвитера. Обладая острым умом, Феодор в короткий срок прошел всю преподанную ему книжную мудрость. Не довольствуясь этим, но стремясь к приобретению более высоких познаний, он вышел из обители и, найдя одного преклонных лет человека, преисполненного мудрости, упросил его, чтобы тот взял его к себе в ученики. От этого человека святой Феодор не только вполне усвоил всю внешнюю мудрость 8817 , но также приобрел прочный навык и в духовном ведении. Он научился от старца презирать мир и все мирское и, овладев в совершенстве обеими науками – мирской и духовной – снова вернулся в обитель святого Саввы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

IV. Первые газетные статьи 16 Церковь и Мир Со своими маленькими, краткими, и горестными жизнями, мы входим в великую, бессмертную, блаженную жизнь Церкви. Бледнеют черты земли, вырисовываются очертания неземного города. Церковь есть Город, в котором Бог обитает с людьми; где люди – сердцами – обитают рядом друг с другом. Еще – Церковь есть Древо Жизни Вечной; корни её в земле, ствол меж небом и землей, плоды все на небе. Пришел на землю час, когда, за трапезою мира и любви, высокий царедворец Рима, полунищий еврей ремесленник, свободный мыслитель эллин, и раб варвар возлегли, как братья, рядом, и стали считать себя просто и только – людьми, детьми Небесного Отца, из земли взятыми, и в землю отойти предназначенными. Все они были, и почувствовали себя зернами одной пшеницы, вошедшими в Единый Хлеб, который они приносили Богу в жертву благодарения за мир. И, принося Хлеб этот, говорили: «Благодарим Тебя, Отец наш, за жизнь и ведение, которое Ты явил нам через Иисуса Отрока Твоего. Тебе слава во веки! Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам, и, быв собран, стал единым, так да будет соединена Церковь Твоя, от концов земли, в Царство Твое, потому что Твоя есть слава и сила, через Иисуса Христа, во веки». Они любили Воплощенную Жизнь, они понимали Христово дело, входили в это дело, и оттого прибавили к словам Христовым о благословении проклинающих, и о молитве за врагов, еще свое блаженство: – пост за преследующих. Они приняли всех людей в ту славу, в которую их принял Бог-Отец. Благодарили эти люди, после Причащения, так: «Благодарим Тебя, Отец Святой, за святое имя Твое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру в бессмертие, которое Ты явил нам через Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! Ты, Владыка Вседержитель, сотворил все, ради имени Твоего, пищу же и питие Ты дал людям в наслаждение, чтобы они благодарили Тебя, а нам милостиво даруй духовную пищу, и питание, и жизнь вечную, через Отрока Твоего. Прежде всего, благодарим Тебя, потому что Ты всемогущ. Тебе слава во веки! Помяни Церковь Твою, избавь ее от всякого зла и усоверши ее в любви Твоей, и собери ее от четырех ветров, освященную в Царство Твое, которое Ты уготовал ей. Ибо Твоя есть сила и слава во веки! Да приидет благодать, и да прейдет мир сей! Осанна Сыну Давидову! Если кто свят, пусть приступит, а если нет, пусть покается. Маранафа! Аминь!»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

А.Ю. Виноградов Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный! Третье тысячелетие идем мы по стопам того, кто последовал за Христом и стал его Первозванным Апостолом. Как свидетельствует Святое Благовествование от Иоанна, Апостол Андрей был первым, кто услышал от Иоанна Предтечи свидетельство о великом чуде встречи со Спасителем, последо­вал за Крестителем и сподобился видеть Богоявление на Иорда­не. Он был первым, кто нашел своего родного брата Симона– Петра и сказал ему величественные в своей простоте слова: «Мы нашли Мессию, что значит «Христос " ». ( Ин.1, 40–41 ). А затем он, по рассказам коптских, эфиопских, сирийских, греческих, латинских и древнеславянских авторов, стал первым просвети­телем Севера, зажегшим пресветлый огонь христианства в славянских землях. Вспомним Лаврентьевскую летопись, вошед­шую в составленную преподобным Нестором «Повесть времен­ных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Достигнув самого северного предела третьего путешествия – Херсонеса Таврического, он начал искать дорогу в Рим. Узнав, что наиболее изведанный и доступный путь туда пролегает че­рез Днепр, он достиг днепровского устья и поплыл на ладье вверх по реке. Случилось так, что с наступлением ночи усталый Апо­стол пристал отдохнуть к берегу под горами, где впоследствии будет воздвигнут славный Киев – «мать городов Русских». Это свершилось по предсказанию святого Андрея, который, восстав утром ото сна и глядя с высокой горы на бескрайние просторы, произнес перед «сущими с ним» учениками знаменательные слова: здесь воссияет благодать Божия, здесь будет великий го­род, Господь просветит сию Землю Святым Крещением и воздви­гнет здесь много церквей во славу Христа Спасителя. «И взошед на горы, и благословил их, и поставил Крест». Потом он при­был в землю словен, «где ныне Новгород». О дивных делах, которые он видел здесь, святой Андрей с искренним восторгом рассказывал потом в Риме. В северных Российских краях, особенно на древнем Валаа­ме, до сих пор чтут его святую память. Еще до крещения Руси, в самом начале X века, сюда придут по стопам святого Андрея два византийских инока из Афонского монастыря – Сергий и Герман. Они станут основателями ныне возрождающегося Спа­со-Преображенского Валаамского мужского монастыря, который в христианском мире называют Северным Афоном. Незримой, но прочной нитью соединил он любовью ко Христу разноязыкие племена. Спустя века исполнилось пророчество святого Андрея: над всей Землей Русской воссиял Свет Крещения, удостоилась Господнего благословения Святая Русь.

http://azbyka.ru/otechnik/6/dejanija-apo...

Андрей Шацков Размышление в сочельник Царапая пальцами стылую твердь, Кружит, завывая, метель-коловерть Средь сосен. Но словно «безсмертье» в наградных листах Сочится сукровицей клюквы в лесах: Жди весен! Суставами веток скрипят дерева, Спеша одолеть ледяной перевал Николы. И прахом снегов по погостам пыля, Идет в наступленье зима на поля И долы. Белее венчального платья парчи. И ярого воска молебной свечи, – Свет снега. И с лютым морозом бороться устав, Река начала слюдяной ледостав От брега. Пусть выпьет простор лубяные глаза Того, кто забыл голоса, образа России! Их душ купину не согреют костры, И вороном ночь упадет на кресты Косые. Мне вечно блуждать между русских равнин, Рождеств и Крещений, святых именин Любимых, И слышать, как мерзлую землю грызет Стремящийся к солнцу зеленый народ Озимых. Рождественское Непроглядны сумерки под елками... В таинстве рождественской ночи, Холода сквозят меж рамы щелками, Щелкают поленьями в печи. Вся Россия ждет, на небо глядючи, Первозвездья драгоценный дар: Кривичи, радимичи и вятичи, По деревням, селам, городам. На земле, где мною столько хожено, Где делил с друзьями черный хлеб, Вьюгой бездорожье запорошено, Долог путь в рождественский вертеп. От острога и горючей паперти На Руси не зарекаться стать. В женщине с глазами Богоматери Узнаю свою родную мать. Над землей, которой Богом дадено Мужества на долгие века, Проплывают облаки из ладана, Мчатся снеговые облака. Но в сугробы страхи и сомнения Опадут, как прошлого листва. В полночи высокое мгновение Светлого начала Рождества! Рождество на Святой Земле Святая ночь, святое торжество – Настало, и шагами пилигрима Спускается на стогны Рождество Со стен и башен Иерусалима. В небесной грусти Гефсиманский сад. Песок и камень овамо и семо. Здесь пуп земли, так книги говорят. Здесь луч Звезды достигнул Вифлеема. Здесь нет лесов, где правят волшебство И колядуя, втайне тешат беса, Но все равно встречают Рождество Желанное и жданное... Завеса. В сочельник расточается пурги, Ложась пуховым платом на дороги.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010