Отдел третий. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ. ХРИСТОЛОГИЯ 7. Нераздельное поклонение Иисусу Христу и как Богу, и как человеку Так как в Господе Иисусе Христе два естества ипостасно соединены нераздельно, то следствием такого единения является нераздельное поклонение Иисусу Христу и как Богу, и как человеку. Воплотившись, Бог Слово принял человеческое естество в единство Своей Божественной Ипостаси на всю вечность, и оно соделалось человеческим естеством Бога Слова, а посему и ему мы обязаны поклонением. Как до воплощения, так и по воплощении Бог Слово нераздельно один и Тот же, отсюда и поклонение подобает Ему как присно одному и Тому же Богу и Господу. Такого поклонения Себе – и как Богу, и как человеку – Спаситель требует, говоря: «Да вси чтут Сына, якоже чтут Отца. Иже не чтит Сына, не чтит Отца, пославшаго Его» ( Ин.5:23 ). Богоносный апостол, вдохновенно говоря о спасительном воплощении и вочеловечении Бога Слова и Его крестной смерти, как естественное и логичное возвещает единое и нераздельное поклонение Иисусу Христу и как Богу, и как человеку, благовествуя: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Флп.2:10 ). Ему как Богу и как человеку покорено всё во всех трех мирах ( 1Кор.15:27 ), и Ему как Таковому поклоняются все Божии Ангелы ( Евр.1:6 ). Навсегда ипостасно соединенный с плотью, Господь Иисус вознесся с ней на небеса, и как Таковой Он достоин, чтобы Ему поклонялось всякое создание на небе, на земле и под землей ( Откр.5:11–13 ). Эта Божественная истина Священного Писания о нераздельном поклонении Господу Иисусу Христу сильно засвидетельствована Священным Преданием через священные слова святых Отцов Церкви. Так, святой Афанасий пишет: «Созданному телу Господню должно воздавать подобающее (φειλομνως) поклонение, ибо оно стало телом несозданного Слова, и поклонение приносится Тому, Чьим телом оно стало. Итак, должное воздается ему поклонение – поклонение, приличествующее Божеству, ибо Слово есть Бог, а тело есть Его собственное тело. В Евангелии говорится, что жены-мироносицы, «приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему», что значит: ухватились за ноги, поклонились Богу; ноги для прикосновения имели кости и плоть, но были Божиими, и жены поклонились Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Приложения. Жития святых Скачать epub pdf Начало времен Первый из числа всех месяцев есть месяц март 1 . У евреев он назывался до пленения вавилонского 2 первым месяцем ( Исх.40:2 ; Лев.23:5 ; Чис.9:1; 28:16 ; 2Пар.29:3 ; Иез.45:18 ) 3 , а после пленения – Нисаном 4 . Именно об этом месяце сказал Господь Моисею 5 и Аарону 6 во время пребывания евреев в Египте 7 : месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года ( Исх.12:2 ). В этот месяц Господь создал видимый мир и владыку его – первого человека – Адама, для которого Он насадил рай на востоке. Сюда Господь ввел Адама, повелев ему господствовать над всей землей – зверями, скотами, гадами, рыбами, плавающими в морях, и птицами, летающими под небесами. В этом месяце Господь заповедал израильтянам в Египте праздновать Пасху и вывел их отсюда Своей крепкой рукой, осушив перед ними море и потопив в нем гнавшегося за израильтянами фараона со всем его воинством. В этот месяц снишел на землю и Сам Единородный Сын Божий, Слово Отчее Вечнопребывающее, Которое, будучи Богом, вселилось в утробу Непорочной Отроковицы, Пресвятой Девы Марии во время наития на Нее Духа Святого при благовестии Архангела. В этот месяц была принесена за нас в жертву наша Пасха – Христос, Который, будучи погребен, как человек смертный, воскрес со славою, как Бог Бессмертный, и извел с Собою из ада, как некогда Израиля из Египта, Адама и с ним всех праотцев и вообще всех праведных людей, потопив князя адова в Чермном море 8 Своих кровавых страданий. Итак, в этот месяц воссиял нам свет спасения; в этот месяц древний Адам с Евой был обновлен и получил новый рай, превосходящий рай древний; в этот месяц был побежден ад, отверзлось небо, уничтожена смерть, была дарована жизнь, упразднено тление, взамен которого наше бренное естество облеклось в нетление; в этот месяц род человеческий освободился от рабства греху и получил свободу и наследие Царствия небесного. Потому-то этот месяц, – в который при начале времени был создан свет видимый, при конце же времен воссиял свет невидимый – святой веры, – есть начало всех месяцев и всякого времени, по счету первый месяц. От первого числа этого месяца начинается исчисление кругов солнечнаго 9 и луннаго 10 , вруцелета 11 , високоса 12 , равноденствия 13 и вообще с этого месяца начинается течение дней каждого нового года. Поэтому с этого именно месяца, а не с сентября, следовало бы начинать и летосчисление 14 . Сентябрь самым своим наименованием показывает, что он не первый по счету месяц, но седьмой 15 от марта, а март – первый месяц от сотворения мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

прот. Лев Лебедев “Откуду есть пошла русская земля... и откуду Русская земля стала есть” 988 год... Русские люди со страхом и верою погружаются в освященные воды Крещатика, Почайны и Днепра, чтобы принять Святое Крещение. Время свивается, словно свиток, и воистину тысяча лет, как день вчерашний! ( Пс. 89, 5 ). Ныне мы ликуем вместе с киевлянами, вместе со всей Русской землей, разделяя с ней радость просвещения светом Божией благодати, обретения истинной веры, единения со Христом! Немало значений у русского слова «земля». Это и особая область творения Божия, отличная от бытия «неба» как мира ангельских существ, это и первичное вещество всего видимого космоса, это и планета людей, это и почва, кормящая земледельца, это и государство или область, край, населенный народом или народами, это, наконец, и сам народ... [V, 2, См. главу «Источники и литература»; римская цифра указывает раздел, арабская – источник.) Именно это последнее значение вложил в слово «земля» преподобный Нестор Летописец , когда написал: «Се повести временных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть». Для Нестора эти вопросы больших загадок не содержали, но для нашего современника историческое, национально-этническое, географическое содержание понятия «Русская земля» неоднозначно. Достоверно неизвестно, когда именно и как пришли славянские племена на просторы между Балтикой и Уралом, в причерноморские степи, в северные леса. Кто может точно обозначить, где кончается собственно русская земля и начинаются земли зырян, мордвы, мари... Приблизительные пределы известны. Но точных границ не было и нет, они размыты... И тем не менее всем всегда было ясно, что русский народ отличается от других, соседних с ним, что Русская земля – историкогеографическая реалия. Откроем первые страницы «Повести временных лет». Святой киево-печерский монах – преподобный Нестор, прозванный Летописцем, составил этот труд, как полагают, около 1113 года. Ученые считают, что он использовал по крайней мере три до него созданных летописных свода [I, 1, с. 418 – 419]. Они представляли собой перечень наиболее примечательных событий с указанием времени происшествия. Но только «под пером Нестора «Повесть временных лет» превратилась в стройное, подчиненное единой концепции и литературно совершенное произведение о первых веках русской истории», – свидетельствует акад. Д. С. Лихачев [I, 1, с. 419]. И, пожалуй, самым замечательным (во всяком случае, для нас теперь самым интересным) явилось обширное историко-географическое введение в летопись. Привлекая тексты Библии , хроники Георгия Амартола (IX – X вв.), древние предания, Нестор поведал своим современникам и потомкам о происхождении славян, месте русского народа среди других племен славянских, очертил необъятные пределы русских земель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Лев Лебедев Десять московских патриархов 26 января 1589 года в Успенском соборе Кремля в блеске золота, серебра и драгоценных каменьев, в сиянии множества светильников, при огромном стечении народа во главе с самодержцем единственного в мире могучего православного Русского царства совершалось поставление первого русского патриарха и тем самым учреждалось патриаршество в России... Тогда это представлялось как закономерный и глубоко символичный акт наследия Русской землей церковного значения и славы древней Византии, подпавшего под османское владычество «второго Рима», на смену которому приходит «третий Рим» во всем великолепии и могуществе православного Московского государства. Так оно и было, но только – с одной стороны! Другая сторона открывается ретроспективно. Теперь мы знаем, что весь первый период русского патриаршества продолжался до 1700 года, то есть объемлет собою целиком семнадцатый век... А семнадцатый век в истории России – это эпоха того глубинного коренного перелома русской жизни, который с поразительно прямой логикой приводит к «семнадцатому году», а через него к настоящему и возможному будущему русского народа и Русской Православной Церкви. Духовно-смысловым центром XVII столетия является эсхатологический 1666 год, совпадающий с числовым шифром «имени зверя» – 666 ( Откр. 13, 17–18 ), год начала Большого Московского собора, осудившего как патриарха Никона , так и его противников – старообрядцев, то есть всех, кто по-разному ревновал об одном и том же – об укреплении Церкви, о Святой Руси как норме жизни для всего российского общества в целом. До этого Россия пережила великую смуту и феномен самозванства, явление «лжецарей» – этих прообразов последнего лжецаря и лжемессии – антихриста. После этого Россия переживала великий раскол между Церковью и государством, раскол внутри Церкви и начало царствования Петра I, человека, который в концепции «третьего Рима» навсегда покончил с идеей «Нового Иерусалима» как духовного содержания этой концепции и явно предпочел идеи, укладывающиеся в понятие «Вавилон» 1 , навсегда расколов русское общество на две почти несовместимые части.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» 1. Начальный период (от образования миссийной русской митрополии (861 г.) до Крещения Руси (988 г.)). Крещение на юге Руси 200 семейств св. братьями Солунскими. Константинопольский патриарх Фотий посылает возглавить эту первую русскую Церковь миссийного епископа Михаила, ставшего первым русским митрополитом (впоследствии канонизирован). Поход киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь и принятие ими христианской веры. Киевская княгиня Ольга отправляется в Царьград, принимает торжественно христианскую веру и нарекается Еленой. Построение в Киеве храма Святой Троицы. Мученическая смерть в Киеве святых Феодора и Иоанна варягов. 987 или 988 Князь Владимир принимает Св. Крещение и нарекается Василием. 2. Киевский период (от Крещения Руси (988 г.) до нашествия татаро-монголов (1237 г.)). 2.1 От Крещения Руси (988 г.) до учреждения Киевской митрополии Константинопольского патриархата (1037 г.). Принятие христианской веры всей русской землей. Князь Владимир закладывает в Киеве Церковь св. Василия (позднее на ее древнем остатке построена Трехсвятительская церковь). Заложение Десятинной церкви в Киеве, первого русского кафедрального собора. Построение в Новгороде храма во имя Софии, Премудрости Божией. 989 – 1015 Создание первого русского церковного устава св. Владимиром. Возникновение епархий в Новгороде, Полоцке, Турове, Тмутаракани, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском и Белгороде (в настоящее время местечко Белгородка под Киевом). 990е годы Предположительно создание Устава св. Владимира, данного на имя храма Пресвятой Богородицы (сохранился лишь в списке конца XIII века в Новгородской Кормчей). 9901022 около Князь Владимир с двумя епископами проповедует Евангелие в земле Суздальской, закладывает Владимир-на-Клязьме и строит в нем деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. “Летопись новгородских Владык” сообщает о прибытии в Киев Льва (Леона) митрополита Киевского (по некоторым данным это — возглавитель автокефальной Охридской митрополии Лев, являвшийся номинальным главой еще не сформировавшейся миссионерской русской Церкви).

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Разделы портала «Азбука веры» Николай Иванович Пирогов " decoding="" title="" Николай Иванович Пирогов – русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник военно-полевой хирургии, основатель анестезии. Биографы хирурга Николая Ивановича Пирогова (1810–1881) обычно не сообщали, что он был глубоко верующим человеком. Из жизни ученого вычеркивались целые периоды глубоких духовных поисков. По достоинству оценил их лишь православный философ С.Л. Франк , перечитав в парижской эмиграции его работы и признав, что Пирогов – «редкий, едва ли не единственный в России тип мыслителя, который в одинаковой мере одушевлен и пафосом научного познания, и пафосом религиозной мысли». Детство Мыслитель считал, что в детстве закладывается основа личности, и поэтому подробно описал его на склоне лет в своем «Дневнике старого врача». Мальчик рос в религиозной московской семье, проживавшей в доме близ церкви Святой Троицы в Сыромятниках. Его няня Катерина Михайловна мягко и ненавязчиво говорила с ним о Боге : «Я не слыхал от нее никогда ни одного бранного слова; всегда любовно и ласково останавливала упрямство и шалость; мораль ее была самая простая и всегда трогательная, потому что выходила из любящей души. «Бог не велит так делать, не делай этого, грешно!» – и ничего более. Помню, однако же, что она обращала внимание мое и на природу, находя в ней нравственные мотивы. Помню как теперь, Успеньев день, храмовый праздник в Андроньевском монастыре ; монастырь и шатры с пьяным, шумящим народом, раскинутые на зеленом пригорке передо мной как на блюдечке, а над головами толпы — черная грозовая туча; блещет молния, слышатся раскаты грома. Я с няней у открытого окна и смотрим сверху. «Вот смотри, – слышу, говорит она, – народ шумит, буянит, а не слышит, как Бог грозит; тут шум да веселье людское, а там, вверху, у Бога – свое». – Это простое указание на контраст между небом и землей, сделанное, кстати, любящей душой, запечатлелось навсегда, и всякий раз как-то заунывно настраивает меня, когда я встречаю грозу на гулянье».

http://azbyka.ru/way/hirurg-nikolaj-piro...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иона: история пророка, который хотел ослушаться Бога 11 мин., 10.05.2023 По бескрайнему морю идет корабль. Попутный ветер раздувает паруса, на водной глади сверкает лазурь... И вдруг в одно мгновение всё меняется! Начинается ужасный шторм! Огромные волны одна за другой обрушиваются на палубу, трещат мачты, команда в ужасе мечется, силясь понять, за что разгневались небеса. Может быть, причина в ком-то из них? Вскоре они поймут, что правы. На борту — необычный человек, великий пророк. Он-то и навлёк бурю на корабль. Но как такое возможно, чтобы избранник Божий стал причиной беды? Задание от Бога Пророки — это особые люди. Они жили на земле в древние времена. Бог говорил с ними напрямую. Через пророков Господь доносил до людей Свою волю, через них призывал к исправлению жизни. Многие пророки ходили по местам, которые сегодня мы называем Святой Землей, и проповедовали иудейскому народу, прозревали будущее, давали мудрые советы царям и властителям. Одним из пророков был Иона. Это он оказался в тот день на корабле, попавшем в шторм на море. Но что он там делал? И почему началась эта страшная буря? Дело было так. Однажды Бог призвал Иону и повелел: — Встань, Иона! Иди в Ниневию — город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. Что означали слова Бога? Ниневия была одним из крупнейших городов великого Ассирийского государства. Ассирийцы — язычники — не верили в Единого Бога и считали, что богов много. Они постоянно ссорились с соседями и вели кровопролитные войны. Жестокость считалась среди них великой доблестью. В конце концов ассирийцы так прогневали Бога, что Он решил стереть с лица земли их город. Получив повеление от Бога, Иона... очень испугался! Прежде он возвещал волю Божию только своему народу, а теперь ему предстояло отправиться к чужим людям, верившим в совсем других богов. Да ещё и с такой страшной новостью! Иона представлял себе, как будет рассказывать людям о неведомом Боге и о том, что и их городу, и им самим предстоит погибнуть! Представлял, как жители Ниневии ополчатся на него за это!

http://foma.ru/iona-istorija-proroka-kot...

Святейший Патриарх Кирилл встретился с послом Сирии в России 25 марта 2014 г. 23:46 25 марта 2014 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Чрезвычайным и Полномочным Послом Сирийской Арабской Республики в России Риадом Хаддадом. Во встрече приняли участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архимандрит Филарет (Булеков) , секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев. Дипломатического представителя Сирии в России сопровождали сотрудник Посольства Нофаль Калтум, а также Юсеф Арбаш. Приветствуя Риада Хаддада, Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, сколь большое место в повестке дня Русской Православной Церкви занимает озабоченность положением на Ближнем Востоке и, особенно, в Сирии, где уже три года продолжаются столкновения. «Мы знаем, что в результате этой борьбы многие и многие люди — более миллиона жителей — покинули вашу страну, более ста тысяч людей погибло, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Знаем, что среди миллиона тех, кто покинул Сирию, родное для себя место, было очень много христиан. Известно также, что много христиан среди погибших. Мы одинаково близко к сердцу принимаем смерти и христиан, и мусульман, и не делим при этом людей по религиозному признаку, потому что незаслуженные, несправедливые страдания каждого человека вызывают скорбь». Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что христиане являются меньшинством и в Сирии, и вообще на Ближнем Востоке, в то же время Сирия — это земля, где возникли одни из первых христианских общин, где последователи Христа впервые стали называться христианами; это страна, в которой находятся важнейшие памятники христианской истории, это часть ареала, именуемого Святой землей. «Исчезновение и ослабление христианского присутствия означает изменение очень важных культурных, исторических балансов», — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выразив глубокую озабоченность сложившейся тенденцией. «Мы говорим об этом, где только можем, так же, как и о необходимости немедленного прекращения всяких военных действий на территории Сирии, о том, что можно и нужно решать сирийскую проблему только мирным путем. К сожалению, два тура женевских переговоров пока не привели ни к каким особенным результатам, тем не менее, другого пути нет: нужно договариваться, нужно решать имеющиеся проблемы мирным путем», — выразил уверенность Святейший Владыка.

http://patriarchia.ru/db/text/3612242.ht...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под Успение Пресвятой Богородицы             День Успения Божией Матери – наш общий престольный праздник, праздник всей Владимиро-Московской Руси, потому что и во Владимире, когда святой благоверный князь Андрей Боголюбский сделал его стольным градом, был воздвигнут Успенский храм, и Москва, став столицей Руси, тоже выстроила себе Успенский храм, и Успенские храмы возводились в других главных городах. Этот праздник особо любим русским народом, который давно осознал и на собственном духовном опыте убедился, что без молитв ко Пресвятой Богородице никак нельзя спастись. И действительно, Церковь ко всем святым обращается: молите Бога о нас, а к Богородице: спаси нас! Хотя спасает Господь, но молитва Богородицы столь сильна, что если Она чего-то просит у Сына Своего, то Он Ей никогда не отказывает, ибо не было на земле человека ближе Ему, чем Пресвятая Богородица. А почему именно праздник Успения выбран самым любимым, самым главным, ведь Богородица в этот день почила, он должен быть днем скорби? Да, душа Ее в этот день отошла от земли, но из Матери Иисуса Она стала Царицей неба и земли. И отныне не только ученики Христовы, которые с Ней встречались в жизни, могли просить Ее молитв, утешения, вразумления, но и каждый человек может получить помощь Спасителя за молитвы Пресвятой Богородицы. Потому-то русские люди так и возлюбили Покров Божией Матери над своей землей, что стали посвящать Ей главные храмы. Наш главный Успенский храм в Кремле пока еще не открыт, но его обязательно откроют, и обязательно там будет богослужение. Конечно, сатана сразу не может сдаться, но мы видим, что, несмотря на страшные гонения, которые претерпела Церковь – а таких гонений за все две тысячи лет не было, – тем не менее Церковь все равно в который раз победила без единого выстрела. Опять враги посрамлены, все до одного – те, кто гнал, кто гноил, кто убивал, кто ломал; все те, кто похвалялись, что устроят пятилетку безбожия, искоренят имя Божие. Хрущев вообще обещал по телевизору последнего попа показать. Но Бог не в силе, а в правде, и Церковь побеждает одним только терпением, как и Христос. Он же Себя не защищал, но победил мир. Так и апостолы не защищали себя, не жалели своей жизни и победили. Вот так и мы с вами если не будем себя щадить и будем терпеливо нести свой крест, все то, что на нашу жизнь выпадет, то Господь и в нашем сердце победит, и нас благодать Божия спасет. Часто нам бывает трудно, но надо всегда помнить, что у нас есть такая Заступница, такое утешение, такая могущественная помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Глава ХХ Небесное покровительство св. Александра над Русской землей. – Исцеления, полученные по молитве к св. угоднику Якоже в животе, тако и по преставлении сей чудный самодержецъ Александр не оставляетъ, не забываетъ свою паству, но всегда въ нощи и во дни снабдевая и заступая от враговъ видимыхъ и невидимыхъ, и вся благая подавая требующимъ. (Степенная книга I, 374) Яко велие солнце явился еси, блаженне, вселенней, чудесы страшными просвещая весь мир! (Служба св. Александру Невскому, конец XVI в.) Радуйся, скорый предстателю наш, егоже призываху отцы наши в нуждех и озлоблениих. Радуйся, в борьбе с татары князю Дмитрию Донскому вспоможение явивый. Радуйся, царю Иоанну на казанцы одоление исходатаивый. Радуйся, исцеления многоразличныя всем подаваяй. (Акаф., ик. II) «Не оставил и после преставления блаженный Александр своей паствы, день и ночь о ней бдящий как живой, заступая ее от врагов видимых и невидимых. Отселе начинается ряд его посмертных подвигов, столь же светлых, как и во дни временной жизни», – говорит о чудесах св. Александра благочестивый описатель его жития. «То достойно внимания, что сей благоверный поборник земли Русской, всю жизнь подвизавшийся для ее спасения, действовал в том же духе и за пределами гроба, проявляя небесный покров свой в самые тяжкие годины испытания» 409 . Прошло около ста лет после блаженной кончины Александра, и его надежды на лучшее будущее своего отечества блистательно оправдались: идя по пути, указанному великим предком, московские князья, при помощи самих татар, успешно действовали в смысле собирания и объединения сил русской земли. Вместе с тем, по мере возвышения Москвы, Орда ослабела вследствие непорядков, грозные признаки которых обозначились уже во время Александрово: в Орде сразу являлось по нескольку ханов, споривших за престол и свергавших один другого. Сыновья убивали отцов, братья – братьев-соперников, и ханы беспрестанно сменялись: во второй половине XIV столетия было десятилетие, в которое сменилось 15 ханов...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010