«В ряду монументальных построек Петербурга, где встречаются неизгладимые следы трудов Петра Великого, первое место занимает Невский монастырь». («Старый Петербург») «Радуйся земли Российстей похвало, радуйся славному граду Святого Петра утверждение, радуйся Императору Православному помощниче, радуйся отечеству твоему заступниче, и молитвенниче о душах наших». (Служба Св. Александру Невскому, стих на хвал.) I Наименование Лавры дается по высочайшему повелению тем монастырям, которые особенно прославились и оказали важные заслуги родине. В России много монастырей. Есть между ними очень выдающиеся и дивно прославленные. Но четырем только обителям присвоено почетнейшее имя Лавр. Первая и самая древняя Лавра – Киевская, иначе–Киево-Печерская, в г. Киеве. Выдалась эта обитель тем, что с первых веков начала христианства на Руси она разливала свет Христова учения на юге родины нашей. Имена великих подвижников святых Антония и Феодосия связаны тесно с началом этой обители. Затем следует Лавра под Москвой – Троицкая, или Троице-Сергиевская. На Севере России обитель эта имела такое же значение, какое Лавра Киевская имела на юге. И имя великого основателя обители преподобного Сергия Радонежского так же тесно связано с историей этой обители, как имена препод. Антония и Феодосия – с историей обители Киевской. На юго-западной окраине обширного отечества нашего находится знаменитая Лавра – Почаевская. Эта обитель основалась и благоустроилась там, где русской народности и православной вере больше всего угрожала опасность, благодаря близости к западной границе и соседству с миром католическим. Начало и устроение этой обители неразрывно связано с именем её игумена – преподобного Иова. Кто желает ближе познакомиться с этими святилищами русской земли, тот может обратиться к описаниям их, сделанным нами же особо, а именно: 1) Киево-Печерская Лавра, 2) Троице-Сергиевская и 4) Почаевская («Живописное обозрение русских святых мест», Одесса, 1873–1894 гг.). В настоящей же книжке мы познакомим нашего читателя с Лаврой Александро-Невской, находящейся в царственном граде Санкт-Петербурге и достойной полного внимания каждого русского человека. Говоря же об этой Лавре, мы должны будем подробно остановиться на жизни и подвигах того, чьей памяти посвящена обитель, именно – на житии и подвигах Святого благоверного Князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все работы осуществляются по правилам и контролируются комиссией, состоящей из персонала Комитета. Существенным результатом деятельности Министерства культуры является и повышение профессионального опыта сотрудников, что дает возможность выйти на качественно новый уровень и реставраторам произведений искусства и памятников Святой Горы, и службам охраны. В то же самое время очень важно наличие серьезной материально-технической базы, созданной на протяжении многолетней работы Комитета, что вносит существенный вклад в скорейшую реализацию программ. Проекты, осуществляемые сегодня в районе Святой Горы, таковы: раскопки (Лавра, Ватопед, Ивирон, Хиландар, Ксиропотам, Зограф); реставрация переносных икон (Лавра, Ватопед, Ивирон, Ставроникита, Пантократор, Дохиар, Зограф); проведение реставрационных работ (Лавра, Ватопед, Ивирон, Кутлумуш, Ксиропотам); реставрация рукописей (Лавра, Ватопед, Пантократор, Дохиар, Ксенофонт, Ксиропотам, Кутлумуш); реставрация миниатюрных предметов (Лавра, Ватопед, Ивирон, Ксиропотам); реставрация фресок (Лавра, Ватопед, Ивирон, Хиландар, Зограф, Дохиар, Ксенофонт, Ксиропотам, Симонопетра, Кутлумуш, Протат, Ставроникита, Пантократор, Филофей, скит Святой Анны, скит Святого Димитрия, Зограф); работы с мраморными полами и иконостасами. В общей сложности в первом полугодии 2006 г. Министерство культуры провело 174 такие работы, что в целом составило одно из наибольших по объему и многообразию направлений деятельности. Существенной частью трудов Министерства культуры является и деятельность двух научных комиссий, которые занимаются Протатом и Хиландарским монастырем. Особые проблемы важнейшего святогорского храма (Протат) в столице Кариес, а также великой Хиландарской обители, значительная часть которой пострадала в 2004 г., решаются при возможно полном представительстве как ученых-специалистов, так и монахов. Можно отметить, что запланированные работы в некоторых монастырях уже завершены, особенно на небольших объектах. Восстановлено и склеено собрание священных глиняных потиров, являющееся особым достоянием мировой культуры и найденное в разбитом состоянии во время раскопок священного колодца в Ватопедском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Свято-Успенская Святогорская лавра. Мужской монастырь Украина, Донецкая обл., г. Святогорск, ул. Заречная, д. 1. Торжества по случаю присвоения Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса лавры прошли 24–25 сентября 2004 года. Святогорский монастырь был создан в качестве южного сторожевого поста Российского государства. Это произошло примерно в начале XVI beka. Святость живших здесь еще до XVI века иноков и подвижников стяжала и соответствующее название самому этому месту – Святые Горы. По древнему преданию «Святое место», находящееся недалеко от Святогорского монастыря, закрытое с трех сторон неприступными отвесными горами и густым лесом, было также крепостью. Обитель, находящаяся в пограничном районе, подвергалась частым татарским разграблениям. В трудные для монастыря минуты его поддерживали русские государи. Из грамоты 1620 года известно, что государь Михаил Федорович «пожаловал Святогорского монастыря, что на Северском Донце, игумена Ефрема с братиею, двенадцать старцев, велел им давать своего Государева жалованья годовыя руги по 12 четвертей ржи, по 12 четвертей овса, по 10 рублей денег». Одна из Святогорских челобитных XVII века говорит о разорении монастыря в 1628 году: «Государское жалование, церковное строение, ризы и стихари, и книги, и сосуды церковные, и то у них все церковное строение поймали татарове, как приходили ко Святым Горам». Один из немногих избежавших татарского плена старец Александр просил великого князя Михаила Федоровича выделить для разоренной обители различной церковной утвари и богослужебных книг. С древних времен монастырь жил своими трудами. Главным источником доходов был перевоз через реку Северский Донец, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители. В XVI b. этот перевоз был, по существу, единственной переправой в этих краях. Поэтому им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название Посольский шлях. В середине 60х годов XVII b. перевоз был переведен отсюда. Обитель радушно принимала под свой кров всех, кто нуждался в ее помощи. Она была некоторого рода богадельней, где находили себе приют раненые, бежавшие пленники и странники. Нравственное влияние монастыря было так велико, что даже воровские черкасы приходили туда на покаяние и богомолье.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Приезжают в Святогорскую лавру и многочисленные посетители, чтобы поклониться чудотворным иконам обители. Одна из них - образ Святого Николая Чудотворца с частицей его мощей. Считается, что икона является копией, написанной в XVII веке с образа, некогда обретённого в скале Святогорья. В годы Великой Отечественной войны святыня была вывезена в Германию, но в 1999 году её выкупил в одном из антикварных магазинов неизвестный меценат и преподнёс в дар Святогорской лавре. Сегодня чудотворный образ находится в Покровском надвратном храме обители, и известно немало случаев его благодатной помощи. Так, несколько лет назад в лавру привезли маленького мальчика с обваренными кипятком ногами. По прогнозам врачей, ребёнка ожидала ампутация повреждённых конечностей, но после молитвы его бабушки у чудесной иконы несчастный получил полное исцеление. Немало чудес произошло в лавре и у иконы Богоматери Святогорской, дарящей бесплодным женщинам счастье материнства. Она была написана в середине XIX века неким афонским монахом. Считается, что этот образ был укрыт в 1918 году иноками обители в доме одного прихожанина по подсказке самой Богородицы. После открытия монастыря в 1992 году икона вернулась в обитель - в храм Иоанна Предтечи, где она и хранилась до революции. В конце стоит упомянуть, что Святогорскому монастырю статус лавры был присвоен Священным синодом Украинской Православной церкви 9 марта 2004 года. Таким образом, он стал третьей лаврой Украины, после Киево-Печёрской и Почаевской. Из журнала: " Тайны ХХ века "/Елена Лякина. Лавра в Святых горах. Монастырь основан в 1624 г. в местности Святые горы, где монахи селились, начиная с XV в. В течение XVI в. здесь был один из донецких Дозоров, выставлявшихся против татар. Первоначально монастырь содержался в пещерах, выкопанных в меловой горе в течение XV в. в середине XVII в. на верхней террасе горы возведена каменная Николаевская церковь. В 1679 г. татары опустошили монастырь, после чего он был перестроен. В 1783 г. во время секуляризации монастырских поместий он был закрыт, а в 1844 г. восстановлен под названием Святогорской Успенской пустыне. Вслед за этим здесь осуществлены самые значительные строительные работы: 1847–1851 г.г. возведена трапезная с Покровской церковью и колокольней, 1859–1868 г.г. – Успенский собор, 1877 г. – гостиница, 1887 г. – два корпуса келий, в 1900 г. к трапезной пристроен дом игумена.

http://sobory.ru/article/?object=02883

27 мая 1980 года комплекс памятников истории и культуры Славяногорска объявлен государственным историко-архитектурным заповедником, в связи с чем были проведены реставрационные работы зданий бывшего Святогорского монастыря. Из книги-путеводителя: Иванова Нелли Ивановна, Шабельник Наталья Михайловна " Славяногорский историко-архитектурный заповедник " . - Донецк, издательство " Донбас " , 1983 Есть красивая легенда о том, что монастырь над Северским Донцом сам по себе появился из-под земли, - так гармонично его постройки дополняют пейзаж этого старинного места. Однако не только своим великолепием известна Свято-Успенская Святогорская лавра. Её вырубленные в горе пещеры хранят немало секретов, а о великой силе чудотворных святынь этой обители знают православные всего мира. Первое официальное упоминание о Святогорском монастыре Донецкой области в исторических документах датировано началом XVI века, однако, согласно преданиям, иноческая жизнь в горах над Северским Донцом зародилась гораздо раньше. Легенда гласит, что именно здесь нашли прибежище монахи, бежавшие из Византийской империи в VIII веке, во времена иконоборчества. Переселенцы прорубили в горе над рекой первые пещеры, дабы укрываться там от преследователей и воинственных кочевников. Именно там были устроены скрытые от посторонних глаз первые часовни и храмы. Они и положили начало будущей обители. Спустя несколько столетий в монастыре поселились насельники из Киево-Печёрского монастыря, разрушенного во времена нашествия Батыя. Считается, что тогда горы над Северским Донцом были названы Святыми, и это имя закрепилось за ними навсегда. Однако существует и другая легенда, объясняющая это название. Когда монахи из Византии копали в горе первые пещеры, в одном из меловых столбов они нашли образ Николая Чудотворца. Икона стала главной святыней этого места, а её многочисленные чудеса прославили место обретения образа на века. Ныне монастырская гора (прозванная монахами и паломниками " Фавором " ) представляет собой поистине удивительное место.

http://sobory.ru/article/?object=02883

Купель ( слав. – водоем, место для купания; ванна) – сосуд для совершения таинства Крещения; представляет собой большую чашу на высокой подставке с круглым основанием для поставления ее на пол и с ячейками для трех свечей во образ Святой Троицы, освящающей и просвещающей людей Божественной благодатью. В К. обычно крестят младенцев, но также и взрослых при отсутствии баптистерия. Кутия – см. коливо. Л Лавра ( греч. Λαρα) – название некоторых крупнейших мужских монастырей. В V-VI веках в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений (например, лавра св. Саввы Освященного). В Русской Церкви Л. являются: Киево–Печерская Л. (с 1598, Киев), Троице–Сергиева Л. (с 1744, Сергиев Посад), Александро–Невская Л. (с 1797, Санкт–Петербург), Почаевско–Успенская Л. (с 1833, Почаев) и Успенская Святогорская Л. (с 2005, Святогорск). Ладан ( греч. λδανον – смола кустарника λδον) – ароматические смолы, выделяемые некоторыми растениями и дающие при сгорании в кадиле благоуханный дым (фимиам), используемый для каждения. Лампада ( греч. λαμπς) – сосуд с маслом, зажигаемым перед иконой; множество возжигаемых при богослужении Л. символизирует духовную радость. Лжица ( греч. λαβς – клещи) – специальная ложка с длинной ручкой, которой совершается причащение мирян. Лития ( греч. Λιτ – усердное моление) – 1. Часть великой вечерни на всенощном бдении, во время которой совершается исхождение на середину храма (или в притвор) для освящения хлеба, пшеницы, вина и елея (усиленное моление выражается в многократном повторении прошения «Господи, помилуй»). Л. может совершаться вне храма, соединяясь тогда с молебном и крестным ходом. 2) Л. заупокойная, краткое моление об умерших. Литургия ( греч. Λειτουργα – общественное дело) – 1. Синоним слова «богослужение» как в значении отдельного законченного обрядового действия, так и в значении всей совокупности культовых действий. 2. Главное из общественных богослужений, во время которого совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

А уже в декабре 1996 года, в день памяти великомученицы Екатерины, в строящемся храме была отслужена первая Божественная литургия. В память об этом событии ежегодно 7 декабря в соборе проходят особые торжества. Трудами настоятеля — благочинного Краматорского округа протоиерея Иоанна Устименко — и прихожан в настоящее время в храме завершены все строительные работы, его территория полностью благоустроена. Адрес: 84300 Украина, Донецкая область, г. Краматорск, ул. Парковая, 8а. Телефон: +38 (0626)44-21-67 Подробнее... Где остановиться [ править править код ] Гостиница для паломников при Свято-Успенской Святогорской Лавре [ править править код ] Для посетителей Святогорской Лавры в течении 3-х дней предоставляется жилье в паломнической гостинице (корпус для мужчин и отдельно корпус для женщин); с учетом поселения не чаще одного раза в месяц. Поселение в гостинице осуществляется только через регистратуру при наличии документов удостоверяющих личность (паспорт с пропиской, пенсионное удостоверение, водительские права и др.). Паломникам в монастырской гостинице запрещается самовольное заселение в номера. Корпус открывается в 5.00, закрывается в 23.00. Паломники обязаны в 5.30 и 16.30 освобождать занимаемые номера и присутствовать на монастырских богослужениях. Стоимость проживания в монастырской гостинице — пожертвование. Стоимость комплекта постельного белья — 5 гривен или 20 российских рублей. Паломническим группам и отдельным частным лицам места в паломнической гостинице не бронируются, поселение по прибытии. Родителям с грудными детьми, молодым девушкам (до 30 лет) не благословляется пребывать в монастырской гостинице более 1 суток. Обитель не несет ответственность за недосмотр родителей за своими детьми. Адрес: Свято-Успенская Святогорская Лавра, ул. Заречная, 3, г. Святогорск, Донецкая область, Украина, 84131. Телефоны: +38-066-483-30-07 , тел./факс: +38 (06262) 5-30-24 (деж. с 6.00 до 22.00). Действует при монастыре: Свято-Успенская Святогорская Лавра . Гостиница для паломников при Свято-Успенском Николо-Васильевском монастыре [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Донецкая_облас...

Что касается человека, который сочетался с вдовой своего дяди, бывшей до того замужем за своим двоюродным братом и потом принявшей священный покров, и который объявил, что получил от нашего блаженной памяти предшественника разрешение на этот пагубный брак, – не может того быть, чтобы наш предшественник допустил подобное. Наш Апостольский престол не издает решений, противных постановлениям отцов или канонов. Не переставай, дражайший брат, наставлять, увещевать, укорять их, доколе они не отступятся от этого преступного брака, чтобы не погибнуть вовеки. Пусть они вспомнят, что они искуплены Христовой кровью, и пусть не возвращаются по своей воле во власть диавола, оставаясь в этом кровосмесительном браке, но пусть вверятся Богу и Сыну Его Христу и Святому Духу, во имя Которого они избавлены от власти древнего врага. Потрудись о них, святейший брат, ибо ты знаешь написанное: Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов ( Иак. 5:20 ). Ибо и мы направили ему по этому поводу увещание. Что до январских календ и прочего: гаданий, оберегов и заклинаний и других языческих обычаев, которые, как ты сказал, можно встретить у блаженного апостола Петра или в городе Риме, – мы объявляем, что это отвратительно нам и всем христианам и пагубно, по слову Бога: Не ворожите и не гадайте ( Лев. 19:26 ); и еще говорит Писание: «Нет ворожбы в Израиле и гадания в доме Иакова (см.: Чис. 23:23 )». Поэтому мы считаем, что нужно сторониться ворожбы и гаданий, ибо отцы учат нас, что все это миновало. И так как по наущению диавола подобные обычаи снова пустили ростки – с того дня, как Божественная благодать велела нам занять апостольское место (хотя мы того и недостойны), мы тотчас пресекли их. Желаем, чтобы подобным же образом и ты, святой брат, проповедовал подвластным тебе народам и приводил их к пути вечной жизни. Ибо и по постановлению священной памяти предшественника и воспитателя нашего господина папы Григория все это было благочестиво и благоверно пресечено и весьма многое подобное, что по внушению диавола произрастало среди Христова овчего двора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Исцелити сподоби – исцели (удостой исцелить). Песнь 8 Ирмос: Царя Небеснаго, Егоже поют вои ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки. Пресвятая Богородице, спаси нас. Помощи яже от Тебе требующия не призри, Дево, поющия и превозносящия Тя во веки. Пресвятая Богородице, спаси нас. Неможение души моея исцеляеши и телесныя болезни, Дево, да Тя прославлю, Чистая, во веки. Слава: Исцелений богатство изливаеши верно поющим Тя, Дево, и превозносящим неизреченное Твое рождество. И ныне: Напастей Ты прилоги отгоняеши и страстей находы, Дево: темже Тя поем во вся веки. Вои ангельстии – ангельские воинства. Помощи яже от Тебе требующия – тех, кто просит Твоей помощи. Верно – с верой. Рождество – здесь: роды (то есть речь идет не о Рождестве – рождении Богородицы, а о событии Рождества Христова). Прилоги – нападения, натиски, прибавления. Песнь 9 Ирмос: Воистинну Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с безплотными лики Тя величающе. Пресвятая Богородице, спаси нас. Тока слез моих не отвратися, Яже от всякаго лица всяку слезу отъемшаго, Дево, Христа рождшая. Пресвятая Богородице, спаси нас. Радости мое сердце исполни, Дево, Яже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи. Пресвятая Богородице, спаси нас. Пристанище и предстательство к Тебе прибегающих буди, Дево, и стена нерушимая, прибежище же и покров и веселие. Слава: Света Твоего зарями просвети, Дево, мрак неведения отгоняющи, благоверно Богородицу Тя исповедающих. И ныне: На месте озлобления немощи смирившагося, Дево, исцели, из нездравия во здравие претворяющи. С безплотными лики – то есть с ангельскими чинами. Тока – потока. Яже от всякаго лица всяку слезу отъемшаго, Дево, Христа рождшая – Дева, родившая Христа, отирающего каждую слезу с каждого лица (порядок слов в фразе иной, чем был бы в современном русском языке). Дево, Яже радости приемшая исполнение – Дева, принявшая полноту радости (исполнение – полнота, совершение). Греховную печаль потребляющи – уничтожив печаль греха ( потребляти – уничтожать, истреблять).

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

Слава, глас 3: Спаси нас Твоею благодатию, Пресвятая Троице,/Содетелю всех и Содержателю,/сохрани нас чисты, в настоящем убо житии благоверно служащих Ти,/в будущем веце сподоби соучинитися нам/Божественному лику избранных Твоих,/идеже шум чист празднующих и глас неизреченнаго веселия. И ныне, Богородичен: Славословие великое. На Литургии служба преподобническая. Преподобный Максим Грек Был сыном богатого сановника в городе Арте (Албания). В юности он много путешествовал, изучая языки и науки во Франции и Италии. В Париже преподобный Максим обучался у известного своей ученостью грека Иоанна Ласкариса. Свое образование он довершил во Флоренции и Венеции. Иночество преподобный Максим Грек принял на Святой Горе Афон в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами Андроником Палеологом (1376 – 1379) и Иоанном Кантакузеном (1341 – 1355). В то время великий князь Московский Василий III Иоаннович (1505 – 1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился на Афон с просьбой прислать ученого монаха. Выбор афонских старцев пал на преподобного Максима. В 1517 году инок Максим отправился в Москву и дорогой изучил русский язык. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько богослужебных книг. Поселившись в Чудовом монастыре в Кремле, преподобный Максим старался исполнить все поручения, с усердием устраняя обнаруженные им неточности в богослужебных книгах. Митрополит Московский Варлаам (1511 – 1521) высоко ценил труды преподобного Максима. При митрополите Данииле (1522 – 1539) положение изменилось. Митрополит Даниил потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык «Церковную историю» Феодорита. Преподобный Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария». С присущей ему прямотой преподобный Максим обличал установившийся в то время обычай иноков владеть недвижимым имуществом. Эти обстоятельства вызвали недовольство у митрополита Даниила. Несмотря на возникшие трудности, преподобный Максим продолжал трудиться на ниве духовного просвещения. Он перевел толкования святителя Иоанна Злотоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также писал собственные полемические сочинения против магометан и язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010