Постановлением Президиума Карагандинского областного суда от 28 ноября 1957 года постановление Тройки УНКВД по Карагандинской области от 20 октября 1937 года в отношении иеромонаха Феофана (Адаменко) отменено»за недоказанностью состава преступления». Память с собором новомучеников. I. Nopядok Всенощного Богослужения. Молитва при входе в храм. «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень. И я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. Господи, путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой, чтобы мне без преткновения прославить одно Божество Отца и Сына я Святого Духа ныне и всегда и во веки веков. Аминь». (Пс. 121; I, 5; 8–9). Молитва по входе в храм. «Поклоняюсь Тебе, Господу Богу моему, Своею благодатию пребывающему в этом святом храме, особенно же в Пречистых и Животворящих Тайнах; преклоняю колена сердца моего пред Тобою, истинным Христом Спасителем моим. Поклоняюсь и Твоей Пренепорочной Матери, Пречистой Госпоже Деве Марии Богородице, Помощнице, Заступнице, Ходатаице, единственной Надежде и Упованию в спасении моем. Почитаю святого Ангела, служителя Твоего, всегда охраняющего Божественный Твой Алтарь. С любовию лобызаю и всех святых Твоих, изображенных на иконах и мощами почивающих. И молю Тебя, благого Владыку моего: да будут уши Твои всегда внимательны к молитвен» ному голосу людей, молящихся Тебе в этом святом храме; почивших же прихожан его вспомни в небесном Твоем Царстве, прощая все их согрешения, как вечно Благий и Милостивый. Аминь». Священник, придя в святой храм, надев епитрахиль и став пред Царскими Вратами, возглашает: «Благословен Бог наш всегда, ныне и непрестанно и во веки веков». Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, вездесущий и весь мир наполняющий, Источник благ и Податель жизни, прийди и вселись в нас; очисти нас от всякой скверны и спаси, Благий, души наши». «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас». (Трижды).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Этими местами св. Писания выясняется, что каждый добродетельный христианин с его телом и душою есть храм Божий и храм Духа Святого, так как в них почил Дух Господень; однако такие люди Божий храм усердно посещали, как напр. прор. Давид: Пс. 5:8; 26:4 ; апост. Павел: Деян. 22:17; 24:18 . Сектанты еще ссылаются в отрицании храмов на Деян. 2:46 ; но эта ссылка не столько подрывает, сколько утверждает достоинство храмов Божиих. Здесь повествуется о том, что первые христиане для молитвы («единодушно») ежедневно являлись в храм иерусалимский, для совершения же «преломления» собирались у себя в домах. Последнее делали, очевидно, потому, что в храме иерусалимском им иудеи этого не дозволили бы. Когда эти «дома» и «горницы» христиане приспособили нарочито для молитвы и богослужения («но обыкновенно был молитвен, дом», «в горнице было довольно светильни ков»: Деян. 1:13; 20:8 ), – тогда у них явились свои св. храмы, настоящие храмы христианские. Разумеется, это приспособление и устройство требовало времени, и потому по необходимости первые христиане преломление совершали временно «по домам». Сами сектанты признают необходимость нарочитых домов для молитвы, или что то же, св. храмов, но только по своей злонамеренности, упорству неразумно путают в названиях, исключительно применяя к человеку название – «храм», к молитвенной же постройке – «дом»; между тем человек, хотя и называется «храмом» и «домом», но тем не менее живет по большей части в доме (квартире) вещественной, да наконец и само слово Божие безразлично применяет названия «храм» и «дом», как к человеку, так и к зданию, что видно из тех же мест св. Писания, которые приведены сектантами: напр. к человеку ( 1Кор. 3:16–17; 6:19 ; 1Пет. 2:5 ; Евр. 3:6 ) и к свящ. постройке: Пс. 121:1–2 ; Ис.56:7 ; Мф. 21:12 ; Деян. 22:17 . Пс. 5:8 . А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. Пс. 26:4 . Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать (святый) храм Его. Деян. 22:17 . Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление. Деян. 24:18 . При сем нашли меня очистившагося в храме не с народом и не с шумом. Деян. 1:13 . И пришедши взошли в горницу, где и пребывали,Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома. Деян. 20:8 . В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Пс. 121:1 Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень. 2 . Вот, стоят ноги наши в вратах твоих, Иерусалим. Ис. 56:7 . Я приведу на святую гору Мою. и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем: ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. Мф. 21:12 . И пошел Иисус в храм Божий. Деян. 22:17 . Когда же возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

361 Один о. депутат мотивировал свое несогласие на устройство общежития при училище таким силлогизмом: «в свободе человека выражается образ Божий; заключить детей в общежитие – значит лишить их свободы; следовательно...» (X. Еп. В. 1873 г., 5). 372 Статистика населения Херсонской губернии, за время пребывания пр. Димитрия в Одессе, наглядно показывает на взаимное численное отношение народностей и вероисповеданий. Берем статистику за 1865 год, как средний из времени Димитриева архиерейства, и находим следующие показания: православного населения в губернии считается 886,706 (обоего пола); римско-католиков 25,129; протестантов разных 21,072; армян-грегориан 1,336; евреев 79,557 и караимов 946. Православных храмов в епархии 487; католических костелов 16 и часовен 19; протест. кирок 9 и часовен 35; армянских церквей 3; еврейских раввинских синагог 39 и молитвенных домов 125. Смесь населения особенно заметна в Одессе. При 16-ти приходских и 9-ти домовых церквах православных в городе есть великолепный католический костел (с настоятелем суффраганом), лютеранская кирка св. Павла, церковь армяно-грегорианская, церковь английская, церковь евангелическо-реформатская, бадзал – молитвен. дом анабапдистов, четыре богатых еврейских синагоги, магометанская молельня и две молельни старообрядцев-беспоповцев. О численности евреев можно судить по тому, что в 1865 г. в Новороссийском университете на 322 студента православн. приходилось 178 евреев; на 6,500 учеников городских школ – 3000 еврейских мальчиков. 374 «Из прошлого Одессы». (Сборн. 1894 г., стр. 376). Первые миллионеры в городе были греки. Пр. Димитрий застал торговые дома – Анатра, Пораскева, Маврокордато, Родоконаки и др. греков, которые почитали доброго архипастыря и помогали ему в делах благотворительности. 376 «Из прошлого Одессы» (стран. 379). – «В 1812 году одесские греки пожертвовали на нужды войны 110.000 рублей; пожертвования же их на благотворительные учреждения города нужно оценивать в миллион рублей». 377 Пр. Димитрий застал в Одессе почтенного о. протоиерея Родостата, после которого долгое время настоятелем был архимандрит Е. Вулизма, один из самых горячих почитателей Димитрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

е. сделанными в один день. След этого благочестивого обычая, охватывающего много рабочих людей, остался до сих пор. В Москве есть церковь, которая так и называется: Илья Обыденный. Теперь это каменный храм; конечно, каменный строился не в одни день, но когда-то на том месте была воздвигнута в один день деревянная церковь. Теперь подумаем, какие дивные явления сопровождали это чудесное событие. Может быть, кто-либо сомневающийся спросит: возможно ли это? Ответ один: где вера, там и чудеса. Епископ Прохор был очень благочестив, молитвен и достоин того, чтобы ему было явлено чудо. Он не сомневался, потому чудо и совершилось. И вообще тогда в народе была вера в чудеса более крепкая, чем сейчас. Поэтому и ответ народный на это событие такой быстрый и благочестивый. Теперь вспомним саму икону Толгскую. Копия ее находится здесь, а подлинник – в нашем музее и доступен обозрению каждого. Особенность этой иконы в том, что Матерь Божия изображена печальной. Почему так? Явление иконы произошло в 1314 году. когда Русь страдала под игом Орды, и вот эту печаль от порабощения разделяла и Пресвятая Дева Богородица. В чем же Она находит радость? А радость Она находит в Своем Сыне – Богомладенце Господе нашем Иисусе Христе, который, как бы утешающим жестом, приложился к Ее щечке. Это редкий случай; обычно мать утешает свое дитя! А тут показано, что Дитя-Богомладенец утешает свою Мать. Действительно, Русь не до конца была оставлена в рабском положении – восторжествовала ее государственная свобода. Скоро в ней появились такие великие мужи, как Преподобный Сергий Радонежский, который много содействовал объединению Росси. А затем произошло знаменитое благословение Преподобным Сергием Радонежский Димитрия Донского, и состоялось победоносное сражение на Куликовом поле за Доном. Так что молитва Пресвятой Девы не оставила и не оставляет нас. Аминь. Слово в день памяти Святителя Иоанна Златоуста 26 (13) ноября 1985 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Господь наш Иисус Христос проповедуя Царствие Божие, сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:13 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Надо радоваться тем немногим, что готовы слушать нас, а не тратить жизнь в негодованиях по поводу тех, кого наши слова оставляют равнодушными. Апостолам не заповедано пикитировать врата тех городов, в которых не желают слушать их проповеди. Им повелено в таких случаях просто идти в другие дома. 10. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ГОРОД Еще одна черта современного мира, которую необходимо заметить и трезво учесть – это радикальное изменение нашей «социальной базы». Христианство перестало быть крестьянской религией. Оно вернулось в города. Именно – вернулось. Христианство начиналось как городское движение. В составе Нового Завета нет послания, адресованного «На деревню, дедушке». Послания Павла направлены к крупнейшим городским общинам – в Рим, Коринф, Фессалоники, Эфес… В течение целого ряда столетий христианство оставалось в городах и мало затрагивало быт и верования сельских жителей. Именно в ту эпоху слово «селянин» приобрело значение «язычник» (это значение слова paganus фиксируется в кодексах византийских императоров Юстиниана и Феодосия, а также в церковной литературе). И уже в этом значении paganus пришло в русский язык и стало звучать как «поганый». Но в конце концов христианство совершило свой второй величайший миссионерский прорыв (первым прорывом был выход за рамки Израиля: обращение к «язычникам»). Оно смогло стать понятным и любимым жителям лесов и деревень. И на Руси селяне даже стали именовать себя «христианами» («крестьянами»). Церковь вобрала в себя (воцерковила) их быт, их заботы, их календарь. Любая крестьянская работа оказалась связана с памятью о том или ином святом православной традиции. Любое крестьянское дело имело благословение и соответствующую молитву. Городских интеллигентов XIX-XX веков это сближение церковного обряда и крестьянского быта даже смешило и раздражало. Вы только посмотрите – чем вместо духовно-нравственного просвещения занимается эта наша православная церковь – в ее требниках есть «Чин молитвен на копание кладезя», «Чин благословения вина и елея и меда или инаго пития, или яди коея-либо, в ней же приключися животну некоему скверну впасти», «Чин саждения винограда», «Чин благословения сеяния», «Чин благословения гумна или житницы», «Чин благословения стад овчих или иных скотов», «Чин благословения начатков новых овощей»… Наличие таких молитв и обрядов не свидетельство примитивизации Церкви, но свидетельство ее пастырской здравости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Старица лежала величественная и покойная, так и не ушел бы от Нея. Тело ея погребено у собора рядом с блаженными Пелагией Ив. и Наташинькой. Стоит на ея могилке Крест, горит лампадочка, служ. панихиды. В келии ея в продолжении 40 дней читали псалтирь о упокоении Праведной ея души, а теперь и о всех благодетелей. Горят свечи, масло и служат панихиды ежедневно. На молитвен. память посылаю Вам поясок, которым послед. дни она была опоясана и держала своими ручками, и карточку. Я верю, что Вы молитесь о ней. Убедительно прошу Вас о получении письма меня уведомить. Душевно рада за Вас, что вы живете под Покровом Царицы Неб. и уже привыкли. Слава Богу! Да хранит Вас Матерь Божия за молитвы старицы во все дни жизни Вашей. Прошу Св. молитв Ваших, греш. послуш. Пелагия. 1916 г. Мая 11 дня. P.S. Новых книг о старице пока еще нет3. Примечания 1 Игумения Александра (Траковская). 2 Иоаким (Левитский), архиепископ Нижегородский и Арзамасский в 1910–1918 гг. 3 Отдельные жизнеописания Паши Саровской помимо содержащегося в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» были изданы еще при ее жизни: Паша Саровская юродивая. М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1904. Юродивая Паша Саровская, старица и подвижница Серафимо-Дивеевского женскаго монастыря. М., 1904. Саровская Паша юродивая подвижница. СПб.: Изд-во А.А. и Н.И. Холмушиных, 1906. Паша, Саровская юродивая. Полное жизнеописание подвижницы. Одесса: Тип. Е.И. Фесенко, 1909. Последнее жизнеописание блаженной пользовалось особенно широкой известностью. В 1912 г. в Одессе было напечатано второе издание. По свидетельству А.С. Волжского (Глинки): «Книгу эту здесь (в Дивееве) продают всюду. Ею благословляет сама Паша — из рук ея дают книжку ухаживающия за П[р]асковьей Ивановной послушницы» (Волжский А.С. В обители преподобного Серафима. М.: Путь, 1914. С. 61). Краткое жизнеописание Блаженная Параскева Дивеевская, более известная как Паша Саровская (в миру Ирина Ивановна), родилась в селе Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Торбеевский район Мордовской Республики). Точная дата ее рождения неизвестна и определяется приблизительно между 1795 и 1807 годами. Согласно свидетельству ее первого биографа священномученика Серафима (Чичагова), автора труда под названием «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовского уезда», блаженная Параскева была дочерью Ивана и Дарьи, крепостных крестьян помещиков Булыгиных. Кроме нее в семье было еще трое сыновей и две дочери.

http://e-vestnik.ru/church/pasha_sarovsk...

Помоги вам Господи терпеть, уповать и благодушествовать. Спасайтесь! 1 декабря 1891 г. 882. Наши небесные покровители. Тишина Вышенской обители и ея Авва Милость Божия буди с вами! Вчера преподобный Сергий ходатайствовал за всех обращавшихся к нему, – ныне то же творит св. Иоанн Богослов... Возблагодарим Господа за сей небесный покров, простертый над нами. Сподобил ли Господь причаститься вам вчера? Если да, слава Богу. Да укрепит вас сие причащение в добрых ваших порядках и внешних и паче внутренних, – и утешение всякое да исполнит сердце ваше! Именины ваши прошли тихо с родственными утешениями. Да утешает вас Господь и всегда такими утешениями! Вот доберетесь до Выши, и, вероятно, протянется день утешения вашего. У нас по монастырю так тихо, что дивиться подобает. Это дело нашего Аввы... Он очень молитвен... и кажется, приял дар непрестанной молитвы. Спаси его Господи и дни жизни его преумножи! Благослови вас Господи, желаю вам всего хорошего, веселого и покойного. 883. Изменчивость духовного настроения. Добрый гостинец к посту Милость Божия буди с вами! Я получил ваше письмо, что шло по почте – 1 ноября, и не спешил ответить, потому что нужда никакая не надлежала. Но вот и другое... и у вас все, слава Богу, как обычно. Жалуетесь на изменчивость настроения. В житейском быту не то, что в келье иноческой... От вас ведь и не требуется, что требуется от иноков. Коли есть страх Божий и желание во всем поступать по заповедям, – и довольно, если приложить терпение и благодарение. Молитвенные же высокие состояния бывают только, как Божии посещения. Пост уже на дворе – и вот предлежит духовное утешение, коего чаете. 4-й том Добротолюбия – писания св. Феодора Студита . Он был духом горящий – и слово лилось из сердца с теплотою и силою. Даруй вам Господи напитаться духом его. Троицкие листки – хороши... Есть такие же и Афонские... Спаси Господи трудящихся! Очень рад слышать, что М. любит это чтение и слушание. Благослови вас Господи всяким благословением. Спасайтесь! Ваш доброхот

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Религиозная и молитвен потребность в массе народной, не находя себе места и удовлетворения в так называемой «установленной», государственной церкви, стала искать исхода в вольных самоуставных церковных собраниях и в разнообразных сектах. Деление церковного обряда здесь непомерное между жителями самого незначительного местечка. Самая «установленная» церковь делится на три партии, и сторонники каждой из них (так называемой Высокой, Низкой и Широкой церкви) имеют обыкновенно свою церковь и не ходить в чужую. В небольшой дерев не, где не более 500 человек постоянного населения, существуют нередко три церкви англиканские и, кроме того, три церкви методистов трех разных толков, которые, различаясь в очень тонких и капризных подробностях, отрешаются от общения между собою. Особливая церковь– для первоначальных или Веслеевых методистов, потом для конгрегационистов, потом для так называемых библейских христиан: последние–те же методисты, но отделились несколько лет тому назад только из-за того, что полагают, в несогласии с прочими, невозможным иметь женатых в звании церковных евангелистов. Вот сколько церквей–и капитальных, красивых и обширных церквей в одной деревне! Все эти секты и собрания отличаются особенностями вероучений, иногда очень тонкими и капризными, или совсем дикими; но, помимо догматических разностей, во всех выражается одно и то же стремление к вольной всенародной церкви, и многие из них проникнуты ожесточенною ненавистью к «установленной церкви и к её служителям. Кроме отдельных секта посреди самой «установленной церкви образовалась издавна многочисленная партия во имя вольного церковного общения.–Частные люди и отдельные общества употребляют свои средства для доставления простому народу возможности участвовать в богослужении: для этого приходится строить отдельные церкви или нанимать отдельные помещения, театры, сараи, залы и т. и. Все это движение произвело уже ощутительную реакцию в обычаях caмoq «установленной церкви, побудив ее шире раскрыть свои двери. Но не странно ли, что здесь приходится брать с бою то, что у нас от начала вольно, как воздух, которым мы дышим?

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Рассуждение Протестанты «забрали» у Бога силу чудотворить через материальные предметы. Полагали они этим сделать христианскую веру более духовной, а на самом деле обеднили ее и изуродовали. Отказались они признать действие Божией силы через иконы, через мощи святых, через крест и, наконец, некоторые из них – и через [Святые Дары] Евхаристии. Если бы шли они последовательно этим превратным путем, то должны были отвергнуть и чудеса, имевшие место от живого тела Господа Иисуса: ведь и тело Его было материальным; равно как и чудеса от прикосновения рук апостольских и святительских, ибо и те руки вполне вещественны, не говоря уже о жезле Моисея, о ризе и поясе Пресвятой Богородицы, об убрусах [(опоясаниях)] апостола Павла и т.д. В этом своем отрицании протестанты идут [в серб. букв.: стоят. – Ред.] наперекор всей древней Церкви. Вот одно из тысячи тысяч свидетельств того, что Бог действует через [материальные] предметы, особенно когда хочет прославить Своих святых. В Александрии была воздвигнута громадная колонна со статуей императора Феодосия в монашеском облачении и с монашеским жезлом в руке – в память победы, которую этот царь, одетый в рясу преподобного Сенуфия, одержал над врагом. Если Бог хочет, то и ряса святого побеждает грозные полчища неверных. Кто посмеет ограничить действие и способы действия силы всемогущего Бога? Созерцание Да созерцаю чудесное исцеление десяти прокаженных ( Лк. 17:12–14 ), а именно: 1) как Господь могучим словом исцелил десять прокаженных, просивших Его об этом; 2) как и меня, духовно и нравственно прокаженного, Господь способен исцелить, если взываю я к Нему. Проповедь о святости По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. 1Пет. 1:15 Святость – это, братья, добродетель, объемлющая все прочие добродетели. Отсюда [и] святой – это, братья, человек, украшенный всеми добродетелями. Ведь если человек молитвен, но не милосерд, то его нельзя назвать святым. Или если некто терпит, но без веры и надежды, – такой не относится к святым. Или если кто-то чрезвычайно милосерд, но без веры в Бога, – воистину такой не входит в число святых. Святой – это совершенный человек: такой, каким был Адам в раю; или, лучше [сказать], – такой, каким был Новый Адам, Господь Иисус Христос. Вот Святой всех святых. Вот Сеятель святости на земле и Воспитатель святых в истории. Он призвал нас в достоинство святых. Он явил нам пример подлинного святого. Он – Прототип святых, равно как и Прообраз человека. Настоящий человек, братья, есть не кто иной, как [человек] святой. Святой и человек – это одно и то же. Господь Иисус Христос показал нам, что значит быть человеком, или что значит быть святым. А Его апостол Петр заповедует нам: Будьте святы во всех поступках ! Святой свят не одним каким-то делом, а всей жизнью. В каждой части и даже частичке нашей жизни мы обязаны быть святыми, чтобы сопричислили нас к святым, то есть к людям – по Прототипу святых и [по] Прообразу человека, [по] Господу Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

  " Они приходят в скит, — говорит насельник обители Ксилургу иеромонах Николай (Генералов), - дабы насладиться тиши ной (тишина здесь просто осязательна), проникнуться простотой и прикоснуться к древности, напитать душу молитвен ным духом, навеянным здесь нашими святыми предками в течение тысячи лет и более. Паломники также стараются поисповедаться и причаститься в этой древнейшей русской обители, по преда нию в которой подвизался наш русский подвижник и начальник русского мона шества прп. Антоний Киево-Печерский " .     Любопытно, что с появлением в скиту современных насельников в пос ледние три года в обитель стали прихо дить лесные обитатели - дикие горные кабанчики, которые уже настолько привыкли к монахам, что нередко пищу берут прямо из рук. И их появлению иноки и паломники стараются припасти какие-либо пищевые отходы, чтобы на кормить лесных посетителей, вносящих в жизнь иноков библейское отношение к Божьей твари по слову Писания " бла жен, кто и скоты милует " .     Храм Успения Божией Матери в скиту Ксилургу - самый древний русский храм в мире. Церковь Успения Пресвятой Богородицы возник ла не позднее X века еще до принятия Русью христианства и остается действующим храмом поныне. Отмечались неоднократно не только его древность, но и неповторимость: " Соборный храм скита, — писал очевидец, — освященный в честь Успения Богородицы, по своей глубокой древности и по своему особен ному типу, весьма замечателен " . Купола на древнем храме Успения Божией Матери сложены из плоского местного камня. Для того чтобы соорудить такую кровлю, требуется особое мастерство. Но зато таким куполам не страшны сильные вет ры, которые нередки на Афоне.   О былом богатстве Успенской церкви говорит сохранившаяся иму щественная опись 1143 года, в кото рой упоминаются русские рукописные богослужебные книги, древние церков ные принадлежности и даже вышитые пелены русской работы. Из этой описи, скрепленной подписью игумена Ксилургу и игумена монастыря Кацари, известно, что иконостас храма имел ряд икон Гос подских праздников: " ...темплон святой церкви один, с золотою резьбой, имеет Господские праздники " .

http://isihazm.ru/1/?id=370&c_pid=1

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010