протопопы поют вечную память, a по крылосом певчие поют також «Вечную память» (Чиновн. Моск. Успенск. соб., стр. 91; Чиновн. Новг. соб., стр. 169) 211 «И в ту пору ключари в минеях в полотенцах по росписи приискивают, которые иконы целовати, а дияконы подносят те святые иконы к патриарху на целование (там же, стр. 91) 212 «А святых отец святителей и преподобных носят ко святителю на целование, каждо своея обители святого» (Чиновн. Новг. Собора, стр. 168) 213 «Всем православным царем грецким, иже по благочестии поборавшим, вечная память» (Древн. Росс. Вивлиоф., VI т., 2 изд., стр. 432) 216 «И архидиакон начнет кликати многолетие государю, царю высочайшим гласом, а патриарх со властми встанет от горнего места, и станет против престола, и возмет крест золотой. И как прокликнет архидиакон государю царю многолетие, и государь придет и станет близ царских дверей, а патриарх здравствует государя на много лета и благословляет государя крестом. А потом царице… И архидиакон кличет многолетие патриарху, и государь с места своего соидет, и станет близ царских дверей, и здравствует патриарху» (Чиновн. Моск. Соб., стр. 92) 217 Протодиакон кличет многолетие... и князем и бояром, и всем правосл. христианом» [Чин. Новг. соб. стр. 169] 222 Ркп. Св. Варсонофия, л. 134 об.–135. Указание на это же можно находить в типике XVI в. 25, рукопись собрания графа Толстого. 233 «Экипаж, на котором везли вербу, назывался санями, хотя и был на колесах». Забелин Ив. «Домашний быт русск. царей», ч. 1, стр. 351 234 Это свидетельство архид. Павла подтверждается и другими. (Флетчер. «О Государстве Русском», стр. 117; Олеарий, стр. 91–92). 235 Чин. Моск. Усп. Соб. «Книга записная», стр. 250–253; Дубровский. «Патриаршии выходы», стр. 7–10. 237 В малом облачении в 1685 г. и 1693 г. [Там же, стр. 60. Дубр. «Патриаршие выходы», стр. 25–26]. 241 Чиновн. Московск. Успенск. собора «Указ о звону и о чину», стр. 107 и «Книга записная», стр. 253. 245 Флетчер. «О государстве русском», стр. 117. Олеарий–«Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию», стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Засим в той же книге: «Чин священнослужения» сказано, что совершение водоосвящения ныне совершается после литургии, именно: Во 190-м году, т. е. 1081 г. великий господин святейший Иоаким, Патриарх Московский и всея России, указал сему действу быть после литургии, а литургию служат по рану, посоветовав с сыновы своими, с преосвященными митрополиты, архиепископы и епископы» (Чин свящ. и обряд., наблюд. в Больш. Успенск. соборе, см. 5 янв.). На Соборе 1667 г. в Москве указано в навечерие действовать освящению св. воды в церквахь, а по утрени на реке (Деян. Моск. Соб. 1666–1667 изд. Братств. св. Петра, л. 15. 889 Собор Московский 1667 г. определил совершать освящение воды на вечерне и после литургии праздника Богоявления одинаковым образом (Дополн. к актам истор., τ. V, стр. 472) и указал различие в этом двукратном действовании водоосвящения в том, что вечернее водоосвящение должно. совершаться в церкви, а утреннее вне ее – на реке (Иордане). (Правосл. Собеседн. 1863 г., дек., 369–362, Определ. Моск. Собора 166 6 / 7 г., снести заметку о сем в Типиконах печатанных при императрице Екатерине II, напр., в 1785 г., изд. в Москве, и см. Истор. раскола пр. Игнатия 1863 г., стр. 193). 890 По Уставу, иногда в навечерие Богоявления не полагается принимать пищи, прежде вкушения освященной воды, именно: если навечерие будет не в субботу и не в воскресение. Ибо предписывается в навечерие Богоявления пить освященную воду прежде вкушения антидора. В Требнике сказано: «И прежде пивше освященную воду, вземлем от священника антидор» (Требн., послед. велик. освящ. воды, в конце; см. то же и в книге: «Чин свящ. и обряд., наблюд. в Больш. Успенск. соборе» 5-го янв.). Антидор же, как выше видели, должно вкушать прежде всякой другой пищи. Если же навечерие Богоявления случится в субботу или Неделю (воскресение), то, после литургии, хотя в трапезу не входим, но сказано в Типиконе: «в притворе церковном седшым нам трапезарь даеть по уломку хлеба коемуждо, или по малу хлебцу пшеничному, и мало смоквий и финик, и по единой чаше вина, яко да не наречется пост» [Тип., послед. 6-го янв. Сн. правило св. Феофила Александрийского (4-го века), в Книге правил апостол, и Соборов]. А после вечерни, после освящения воды, «пивше священную воду, входим в трапезу и ядим совершенно с древяномаслием, и пием вино» (Там же). Но если, с одной стороны, ради достоинства освященной воды, внушается пить ее прежде другой пищи, то, с другой стороны, говорится в Типиконе и то: «известно буди всем о святей воде, яко иецыи суть отлучающе от святыя воды вкушения ради (пищи прежде нее), не добре творят, ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Тем же во всяких местех и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть: и где есть сих разум, еже не пити ея; но да увеси, яко не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду» (Тип., послед. 6 янв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Успенский собор, 1859—1860 гг. Памятник кирпичный, оштукатуренный, квадратный в плане, с полукруглыми апсидами и, вероятно, пристроенным позднее западным притвором, трехнефный, пятикупольный. Стоит на террасе, на которую с северной стороны ведет парадная лестница. Выполнен в древнерусских формах, его украшают пучковые полуколонки, кокошники, бусины. Купола на восьмигранных барабанах с шатровым завершением. Центральный купол — световой, угловые — декоративные. В интерьере сохранилась тематическая роспись в барабане и парусах. Здание пострадало в годы Великой Отечественной войны, восстановлено в 1950-е годы, интерьер переделан полностью. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 139издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Сооружение большого соборного храма было заветной мечтой настоятеля архимандрита Арсения (Митрофанова). Проектирование его он предложил сделать известному петербургскому архитектору, академику А.М. Горностаеву. Характерной чертой проекта явилось совмещение византийских форм и традиций русского зодчества. «Для построения этого прекрасного храма, – свидетельствует Григорий Кулжинский, – пришлось преодолеть много трудностей». Теснота места, где предполагалось строить собор, потребовало отсекать горы, укреплять их кирпичными стенами, засыпать неровности оврага. Ровно через месяц после закладки собора, 12 октября 1859 года, архимандрит Арсений скончался, и многотрудное дело созидания этого храма перешло в руки его преемника – архимандрита Германа. 4 сентября 1868 года Успенский собор был освящен Высокопреосвященнейшим Макарием, архиепископом Харьковским и Ахтырским. Внушительны его размеры: высота – 53 метра, длина по линиям восток-запад – 42 метра. Успенский собор представляет собой большой четырехстолпный крестовокупольный храм с пятью главами и тремя невысокими апсидами. Храм трехпрестольный: центральный придел его посвящен Успению Богоматери, южный придел – святой великомученице Варваре и мученице Татиане, северный придел – святителям Димитрию Ростовскому, Митрофану Воронежскому и Тихону Задонскому. После закрытия монастыря советской властью соборный Успенский храм был кощунственно перестроен под кинотеатр.

http://sobory.ru/article/?object=05582

Источник: Донбасс Православный. http://www.sedmitza.ru/text/749586.html По названию меловых Святых гор на берегу Северского Донца названы не только Святогорская лавра, но и город Святогорск. Наука и монастырская братия расходятся во мнении относительно даты основания обители. Монахи ссылаются на монастырский Синодик 1710 г., где сказано, что «Начало сей Святогорской обители: кто оное святое пустынное жительство изобрел и в горе сей святую церковь и келии устроил и начал жительствовать... здесь в святой обители писания не обретохом» (письменно не подтверждается). В соответствии с Афонским уставом погребения умершие монахи захораниваются на обычном монастырском кладбище. Спустя три-четыре года, когда останки очистятся от плоти, их откапывают и устраивают в специальной пещерной усыпальнице — костнице, причем головы складываются отдельно. Подобный обряд перезахоронения костей умерших отвечает традициям христианских некрополей Византии и сохранился до наших дней в современной Греции. Тот факт, что византийский погребальный обряд практикуется и в Лавре, указывает на сохранение традиций греческих монахов — выходцев из Византии. Иконостас для пещерного храма Рождества Иоанна Предтечи был сделан в 1848 г. на средства помещика И.В. Малиновского — сына директора Царскосельского лицея и одноклассника великого поэта Александра Пушкина. Малиновский со своими крестьянами сам, на руках, доставил иконостас в храм. Создатель проекта собора Успения Пресвятой Богородицы — академик Алексей Горностаев, до этого создавший храмы на Валааме (Никольский и Белый скиты), в Троице-Сергиевой пустыни (Сергиевская и надвратная церкви), Старой Ладоге (церковь Иоанна Златоуста Никольского монастыря), Соловецком монастыре. Алексей Горностаев — автор 50-метрового Успенского кафедрального собора в Хельсинки, крупнейшего православного храма в Северной Европе. К 20-летию возрождения Святогорской обители в 2012 г. на колокольне Покровского храма установили часы с боем: на север и юг смотрит циферблат с арабскими цифрами, на восток — с римскими, на запад — с церковно-славянскими.

http://sobory.ru/article/?object=02883

Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Расположена на верхней площадке меловой горы. Трехмастная,трехглавая. Неф и притвор возведены из кирпича, а остальная часть вырублена в меловой породе горы. Неф перекрыт куполом на высоком световом восьмигранном барабане. Два его залома подчеркнуты в интерьере поясками. Купол завершен высоким фонариком с главкой, над восточной частью — декоративная главка, завершение западного притвора утрачено. Декоративный образ создают барочные наличники окон, ряды поребрика, венчающие барабан, мягкая линия поребрика над его окнами. Вытянутые пропорции здания подчеркивают стройный вертикальный силуэт. Сооружение сильно пострадало во время Великой Отечественной войны. Памятник реставрирован в 1969—1979 гг. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 139, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 гг. Церковь святителя Николая Чудотворца (XVII в.) - своеобразная " визитка " Святогорска. С её площадки открывается великолепный вид на всё Святогорье. Николаевская церковь - уникальное сооружение. Её алтарь, расположенный, как принято, в восточной части, высечен в массиве скалы. Отличительная особенность храма - композиционное единство с меловой скалой и окружающим природным ландшафтом. В конце XVI века на его месте располагалась церковь Успения Пресвятой Богородицы. После оползня, разрушившего вершину утёса, возникла необходимость построить новый храм. История сооружения храма имеет вековую легенду. Согласно ей, строительство велось в тайне, за меловой стеной, оставленной для маскировки перед фасадом здания. После окончания постройки в одно прекрасное утро, на рассвете, стена была обрушена, и на месте голого утеса встал красивейший храм. За это в народе он получил название «Меловая церковь». В XVII - начале XVIII вв. Николаевская церковь служила не только храмом, но и укрытием, крепостью, где держали оборону сторожа и монашествующие. Не случайно первоначальные оконные проемы XVII века имели форму бойниц.

http://sobory.ru/article/?object=05585

Файл 16890.jpg:   Размер: 1030x1500, 1.55 MPix, 583 Kb. Дата: 2012-04-07, участник [ Mary ]. Рейтинг изображения: 3 (240) , (7) . Описание: Благовещение Устюжское. Конец XVI века. Дерево, левкас, темпера, серебро, камни, золочение, чеканка. 146 х 98 см. Место создания: г. Москва. Государственный исторический музей, Москва. Файл 33635.jpg:   Размер: 500x750, 0.38 MPix, 151 Kb. Дата: 2019-05-15, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (96) , (1) . Описание: Список Устюжского чудотворного образа в Святогорской пустыни (Свято-Успенская Святогорская Лавра, г. Святогорск, Донецкая область). Источник: Святогорский листок. 1888 г. В описании Святогорской пустыни конца XIX века, в перечне образов и святых мощей находим упоминание о списке этой иконы: «Икона Благовещения Божией Матери есть точная копия с чудотворного образа, находящегося в Успенском соборе Московского кремля. На сей иконе предвечный Младенец изображён в персях Приснодевы, воплотившимся в м[...] Файл 34052.jpg:   Размер: 864x1024, 0.88 MPix, 369 Kb. Дата: 2019-07-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (68) , (1) . Описание: Список чудотворной Устюжской иконы Благовещения. Свято-Успенская Святогорская Лавра, г. Святогорск, Донецкая область. " В 2001 году в обители начались первые работы над иконостасом центрального придела Успенского собора Святогорской Лавры, иконы для которого были написаны в г. Елец Липецкой области преподавателями и выпускниками иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры. Одна из этих икон образ Благовещения Божией Матери, именуемый «Устюжским», выполненная мастером-иконописцем Зданович Анн[...] Файл 34053.jpg:   Размер: 657x800, 0.53 MPix, 207 Kb. Дата: 2019-07-22, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (112) , (1) . Описание: Икона «Благовещение (Устюжское)». Начало XII в. ГТГ. Просмотр с увеличением на сервисе проекта Google Arts & Culture (по поиску «Благовещение Устюжское»: The State Tretyakov Gallery. Ustyug Annunciation. 30th-40-th of the 12 century. Фактические размеры: w168 x h238 cm), а также на сервисе Яндекс.Карты (по поиску " Третьяковская галерея " зайти в Панорамы, а оттуда в музей и спуститься на 1-й этаж в залы " Древнерусское искусство " )

http://pravicon.com/icon-29

Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Преображенская церковь /// Объект утрачен Согласно готовящейся к изданию книге «Историко-статистическое описание Свято-Успенской Святогорской Лавры», идея построить в обители храм в честь Преображения Господня принадлежала архимандриту Арсению (Митрофанову). После освящения Николаевской пещерной церкви в 1848 г. и закончившейся в 1851 г. реконструкции наскального храма того же угодника Божия, он задумал посвятить возобновленный храм Преображению Господа нашего Иисуса Христа. Церковь стояла почти на вершине Святогорского Фавора — горы, возвышающейся над меловой скалой и своим местоположением напоминающей Преображенский храм на горе Фавор в Палестине. Однако давность посвящения этого места Мирликийскому архипастырю удержала святогорских возобновителей от этого шага, и наскальный храм в 1851 г. снова был посвящен святителю Николаю. В 1859 г. архимандрит Арсений на вершине горы (для большего сходства с Палестиной) совершил закладку нового храма. Установлено имя автора этой прекрасной церкви и обнаружен её проект. Создал её известный архитектор, профессор Август-Вильгельм Фридрихович Петцольд (1823-1891 гг.). Проект Преображенского храма найден в музейном фонде Воронцовского дворца в Крыму. Вполне вероятно предположить, что столь отдалённый адрес нахождения проекта связан с Татьяной Борисовной Потёмкиной, которая могла хранить его у себя в крымском имении под Ялтой. После революции и национализации имения Потёмкиных часть их архива попала в музей. Двухэтажная, изящной архитектуры церковь Преображения Господня сооружена на средства Т.Б. Потёмкиной и графинь Варвары и Софии Ланских. В «Ведомости о церквах» за 1870 г. пишется: «…Внутри и снаружи оштукатурена; покрыта листовым железом, окрашенным зелёною краскою; средний купол покрыт белым листовым железом; на куполе, алтаре и над входом храма утверждены железныя вызолоченныя главы с такими же крестами». Верхний Престол освятил в 1864 г. Высокопреосвященнейший архиепископ Макарий (Булгаков) в честь Преображения Господня. На средства графинь Ланских в верхнем храме установили резной, с древневизантийскими орнаментами, иконостас из дуба, «некрашеный и без позолоты», с Царскими вратами из кипариса и 19 иконами хорошей живописи по золотому фону, писанными на железных досках. Иконостас, сделанный в Санкт-Петербурге, обошёлся в 7000 рублей. Престол Преображенской церкви был облачён белым серебряным глазетом, обложенным сребропозлащенным гасом. Крест с его передней стороны вышит золотом и украшен недорогими камнями. Т.Б. Потёмкина пожертвовала для храма двухъярусное медной латуни посеребренное паникадило с 25 подсвечниками (весом 1 пуд 3 фунта и стоимостью 50 рублей серебром). На полу в храме стояли два медной латуни посеребренных подсвечника весом 24 фунта каждый, один такой же подсвечник весом 26 фунтов и ещё один из того же материала весом 9 фунтов.

http://sobory.ru/article/?object=45670

Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Трапезная с Покровской церковью с колокольней, 1847—1851 гг. Кирпичная, оштукатуренная, двухэтажная. К прямоугольному в плане основному объему с востока примыкает полукруглая апсида, с запада — прямоугольный притвор. Над ней высится трехъярусная колокольня: первый ярус — квадратный с большими арочными окнами, углы подчеркнуты пилястрами; второй — невысокий восьмигранный, грани украшают килевидные арочки; третий — круглый с круглыми окнами, чередующимися со спаренными полуколонками. Колокольня увенчана полусферическим куполом. Стены трапезной расчленены пилястрами, увенчаны стройными килевидными арочкдми. Этот мотив повторяет обрамление окон первого этажа. Своеобразен декоративный ритм второго этажа, в котором чередуются одинарные, спаренные и строенные окна. Памятник поврежден в годы Великой Отечественной войны. Восстановлен и реконструирован в 1950 г. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 141, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Проект этого храма, ставшего первым крупным сооружением после возобновления монастыря в 1844 году, был сделан профессором архитектуры в Харьковском университете г. Тоном. Благодаря деятельному участию в возведении церкви благочестивой четы Потемкиных, доставивших необходимые материалы и рабочих, в 1850 году строительство было завершено. Барабан колокольни над Покровским храмом опирается на восьмерик, украшенный кокошниками. Классические формы колокольни подчеркивает колоннада с коринфскими капителями. Завершает колокольню шлемовидный купол синего цвета с позолоченными звездами. На колокольне были установлены боевые часы недельного завода, над которыми много потрудился монах Антонин. Церковь была построена двухэтажная, в нижнем этаже размещалась ризница и Святые врата, в верхнем — сама церковь. По парапетам церкви были поставлены параллельно 6 позолоченных главок с крестами и монограммой Богородицы. Архитектура храма отличалась богатством декора. Фасады были украшены насыщенным лепным орнаментом сложного рисунка. В 1855 году архимандрит Арсений устроил на хорах храма придел в честь святого Филарета Милостивого.

http://sobory.ru/article/?object=05583

Но потом стали называть у Греков лаврами, как и в настоящее время называют, всякие большие и многолюдные монастыри. У нас в России название лавра с древнего времени употреблялось в смысле монастыря большого, знатного, богатого и значило то же, что именитый, преименитый (словущий, пресловущий) монастырь (а по злоупотреблению – о монастырях особножитных, которые, имея сходство с лаврами по внешнему устройству, не имели ничего общего с ними по существу). В старое время были величаемы у нас лаврами и сами себя так величали очень многие монастыри, а в виде комплимента, или любезности, можно было употребить это название и о всяком мало-мальски порядочном монастыре. В сейчас указанном смысле Троицкий монастырь называем и величаем был лаврой с самого древнего времени, именно так называет и величает его уже жизнеописатель преподобного Сергия монах Епифаний, составивший его житие в непродолжительном времени после его кончины. Но в позднейшее время названию лавра было усвоено официальное значение и оно предоставлено было как особое отличие только некоторым весьма немногим монастырям (в настоящее время таких монастырей всего четыре: Киево-Печерская лавра, Троицкая Сергиева лавра, Александро-Невская лавра и Почаевская лавра). Когда было усвоено названию лавра официальное значение, сказать не можем, но думаем, что с конца XVII века, с царской и патриаршей грамоты Киево-Печерскому монастырю от апреля и мая 1688 года, которыми монастырь делается патриаршею ставропигиею и в которых он официально называется лаврой. Троицкому Сергиеву монастырю офицальным образом усвоено название лавра указом Елизаветы Петровны от 8 июня 1744 года 142 . Богатство монастырей в старое время составляли вотчины, населенные крестьянами, собственное хлебопашество с содержанием коровьих стад и конских табунов, рыбные ловли и соляные варницы. Сам преподобный Сергий, как с вероятностию надлежит думать, еще не имел населенных крестьянами вотчин, а имел только вокруг монастыря свои пахотные поля, или свое под монастырем хлебопашество (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

великих Псалтырях напечатано явствует. февр. 12. Лука 24, зач. 114, ст. 50 и зач 113, ст. 30, и Евангельская стихера 5. Древняя история о принесенной на Тихвину святыню ангелами по воздуху богородичн. иконы. Минея праздничная в каноне иконы Тихвинския, в 3-м тропаре 5-й песнь. Таже и в прочих службах явлению богородичных икон, в месячных минеях, напечатанных в Москве при древних царех и патриархах. Св. Максим Грек в сл. 40. Таже во Псалтыре со возследованием, в слове о крестном знамении, и в Катихизисе великом, и в прочих древлепечатных книгах. Иоанн I, зач. I, ст. 1 Псалтирь со возследованием, в слове о крестном знамении. Св. Максим Грек в слове 40, таже и во Псалтыри со возследованием. Номоканон свят. Отец Афонския горы, в правилах о вселетнем посте. Кормчая от правил св. Апосгол 69, и прочих свят, соборов. Книга Сборник, от многосложного свитка восточных свят. отец числом 1455 подписавшихся, гл. 28, л. 391. В Евангелии новом, святий Леонтий папа Римский, в неделю 1-ю поста. Беседа 1-я на посл. 1-е в Галатам, зач. 199, ст.1477, гл. 1,ст.7, 8 и 9. †) Соборник гл. 28, л. 389. Лука гл. 15, зач. 78, ст. 4, 5 и 6. Иоанн гл.10, зач. 36, ст. 16. Стих тотже. 1 Исключению подвергаются главным образом многочисленные, приводимые в тексте и особенно в примечаниях, подлинные выписки из раскольнических и иных сочинений, на основании коих излагается ход событий; исключаются также все примечания, в которых опровергаются неверные, большею частью самоизмышленные сказания о повествуемых событиях автора „Исторических очерков поповщины “ г. Мельникова. Считаем достаточным сделать здесь общее замечание для читателей, чтобы они с осторожностью пользовались собственно историческими произведениями сейчас названного автора, который был необыкновенно талантливым беллетристом, но не особенно дорожившим историческою истиною историком. 2 Кроме Павла Коломенского, по уверению раскольников, были против соборного исправления церковно-богослужебных книг, и вообще приняли будто бы сторону раскола, епископы: Макарий Новгородский, Маркелл Вологодский и Александр Вятский (Денис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010