Словенской иконы Божией Матери, сент. 23. Слово плоть бысть – иконы Божией Матери, 9 марта. Смоленской иконы Божией Матери, 12 окт. Сокольской иконы Божией Матери, 23 февр. Сосновской иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Софии освящение, 4 нояб. София-Соломонида , великая княгиня, 16 дек. Софроний , затворник печерский, 28 авг. Софроний мучен., 28 мая. Сохомской Богородичн. Прилож. I, стр. 7. Спасительницы утопающих иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Спиридон , патр. сербский, 20 авг. Споручницы грешных – иконы Богоматери. Прил. I, стр. 7. Старорусской иконы Божией Матери, 4 мая. Стефан , краль сербский, 24 сент, и 30 окт. Стефан грузин, 4 нояб. Стефан дечанский, краль сербс., 11 нояб. Стефан Бранкович, серб., 10 дек. Стефан Щилянович, 4 окт. Стефан , казанский мученик, 24 мар. Стефан , комельский преп., 12 июня. Стефан хирский, груз., 7 мая. Страстной иконы Божией Матери, 13 авг. Сухий , мученик грузинский, 15 апр. Тамара , царица грузинская, † 1201. Память в неделю мироносиц. Т амбовской иконы Божией Матери, 16 апр. Тарасий , преподобный глушицкий, 12 окт. Таричан грузин, 18 мая. Т еребинской иконы Божией Матери, 14 мая. Тимофей , игумен. печерский, 23 авг. Тимофей святогорский, псковский юродивый. Тит , печерский воин, 28 авг. Тихон , медынский преподобный, 16 июня. Трифон вятский, 8 окт. Трифон печенгский, 15 дек. Троеручицы иконы Божией Матери, 28 июня и 12 июля. Умиления иконы Божией Матери, 19 мар. и прилож. 1. стр. 7. Умягчение злых сердец иконы Богоматерн. Прилож. 1. стран. 7. Урош , царь сербский, 2 дек. Феликс корельский, 18 апр. Филарет печерский, 21 сент. Филермской иконы Божией Матери, 12 окт. Филипп преподобный ирапский, 14 нояб. Филипп рабангский, 15 нояб. Филипп устюжский, 17 авг. Харитина преподобная, 5 окт. Харитон преподобный сянжемский, 11 апр. Харитон кудинский, близ Торопца. Хитон Господень, 1 окт. Хлебной иконы Богоматери. Прилож. I. стр. 7 Холмской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Христофор пр. коряжеский, 25 июля. Христ албанец мученик, 28 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Убо пресвятая Богородица (по Аввакумову еретическому, якоже и по Несториеву злоумствованию ) несть Богородица, но токмо Христородица; понеже не самого (якоже они ложно блядословят) Сына Божия родила, но токмо некую силу или благодать, нареченную Христос. Но не буди нам правоверным сея ереси ниже во уме помыслити; мы бо веруем и исповедуем, яко пречистая Дева есть истинная Богородица, истинного Бога Слова рождшая, якоже веровати нас научиша святые отцы, на третьем вселенском соборе, в Ефесе на злочестивого Нестория собравшийся. И святой Иоанн Дамаскин в книзе 4, о вере, в главе 15, пишет: господственно и истинно Богородица есть и именуется. И паки: родися из неё Сын Божий воплощен не богоносный человек, но Бог воплощен 71 . И святой Митрофан, канонов творец, в гласе 3, в каноне Троичном, на недельной полунощнице, в песни 5 й, в Богородичн глаголет: из тебе родися Христос в существах и хотениях сугубых. Существо бо Божие, с существом человеческим во утробе Девыя во едино лице Христово соединися, и от самыя тоя черты времене, в нюже воплотися Христос, Бог совершенный, совершен бысть и человек: и совершенный человек, совершен бысть и Бог , в сугубых существах естеств раздельных, в едином же лице в нераздельном. Аще же и существом Божественным Сын Божий во утробе девической воплотися, обаче неразлучен бе от Отца, а не яко Аввакум со ученики своими умствует, яко аще бы самый Сын Божий существом Божественным во утробу девическую сошел, то уже бы не был на небеси со Отцем, но отсеклся бы от Него. О безумия безумных, неведущих существа Божественного нераздельного! Аще бо и на земли бяше ипостасию своею Сын Божий, обаче Божеством Отца на небесех царствующего бе неразлучен, и в единой черте времене бе во аде с душею, в рай с разбойником, и на престоле со Отцем, якоже и во утробе Девыя сый, не отступи от Отца, и с человеки живый, не отступи от Отца, еже и церковь святая в пениях вознесенского праздника на велицей вечерни в Славнике извествует поя: недр отеческих не разлучся, сладчайший Иисусе, и с земными яко человек поживе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

груз. пам. 315—326. Ркп. Моск. Рум. Муз Сев. 491/35, л. 1—20. Моск. Синод. библ. 456 л. 1—23. 1827 Ркп. Моск. Синод. библ. 381, л. 1—40. 1828 Кекелидзе , Лит груз пам. 316. 1829 Последование это, заменившее собою чин мешения теста Студ.-Ал. устава (см. выше,стр. 473) и удержанное некот. сав. ркп., состояло в след. После утрени и 1 часа. если в пекарне бывает закваска хлеба, чередной иерей идет туда в епитрахили с кадилом и в преднесении свечи, как на литию, при пении литийной стихиры храма с богородичн. в сопровождении братии; в пекарне бывает малая ектения и молитва на благословения хлеба, как на бдении (только вместо «хлеби сия» – «мешение тесто сие»); в закваску вливается агиасма и бывает отпуст «Христос истинный Бог наш молитвами преч. своея М. и всех св. труждающимся во обители сей отцам и братиям нашим подаст мзду небесную и нас помилует»... (Ркп. Моск. Синод. б. XVI в. 379, л. 290, 380, л. 22; слав. 678/386, л. 233 и др. ркп.). 1830 Дмитриевский , Святогорский (афонский) Типикон. Рук. для сельск. паст. 1887, 3. 1831 Неизменное чтение воскресного евангелия на воскресной утрене было особенностью Святогробского устава, сохранявшеюся в храме Воскресения от IV в. ( Дмитриевский , Богосл. стр. и пасх. седм. 9.225) и перешедщею в русскую церковь д.б. чрез посредство устава Великой К-польск. церкви. 1832 Мансветов , Церк. Уст. 311 и д. 1833 Характерно однако, что даже в Палестинской лавре св. Саввы, откуда вышел нынешний наш Типикон. ныне руководятся этим К-польским изд. Типикона. 1834 Плутарх . De virtute. Раре W . Griechisch-Deutsches Handworterbuch. Braunschw., 1880. S. 1162, 262. Позднее слову τπος усвоено значение указа, закона; такое значение имеет слово уже у Филострата († 240), церк. ист. Сократа V в. (Sophocles E . Greek lexicon of the roman and byzantine periods. New-York. Leipz., 1888, p. 1099); но τπος с таким значением ни у одного писателя не образует из себя прилагательного τυπικς ; у древних христианских писателей (Климента Александрийского, Оригена, Василия Великого) это прилагательное означает «символический», «прообразовательный» (см.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Ярлыково. Храмовый комплекс. Церкви Смоленской иконы Божией Матери и Флора и Лавра. Храмы комплекса: Церковь Смоленской иконы Божией Матери Церковь Флора и Лавра Карта и ближайшие объекты Храмовый комплекс: церкви Смоленской иконы Божией Матери и Флора и Лавра, сер. 18 - 1-я треть 19 в. Расположен на возвышенности в излучине р. Лемешок, в самом центре села, известного по документам с 16 в., когда оно принадлежало князю В.М. Горбатому, а позднее перешло во владение к суздальскому Покровскому монастырю. Состоит из двух церквей: Смоленской и Флора и Лавра, а также окружающей их ограды с тремя воротами и сторожкой. Существующая Смоленская церковь построена в сер. 18 в. вместо прежней, деревянной; в 1830 г. на средства прихожан сооружена церковь Флора и Лавра и ограда. Территория храмового комплекса имеет форму вытянутого по направлению восток-запад прямоугольника (северная сторона с изломами), обнесенного по периметру каменной оградой с башенками на углах. Его планировка носит регулярный характер и основана на двух взаимно пересекающихся осях. Однако храмы сдвинуты к южной стороне участка, что вносит большую свободу в планировку. При этом они расположены необычно по отношению друг к другу, на расстоянии всего около 7 м (церковь Флора и Лавра к западу от Смоленской), и как бы нанизаны на одну общую продольную ось всего комплекса. Она дополнительно закреплена западными воротами ограды, находящимися против входа в церковь Флора и Лавра. Двое одинаковых ворот, поставленных друг против друга в северной и южной сторонах ограды, фиксируют поперечную ось комплекса. Архитектурное единство ансамбля достигается объединяющим все его элементы мотивом изящных луковичных главок на тонких шейках - прием, сознательно примененный при строительстве ограды. Высотной доминантой комплекса является колокольня более древнего храма. Идущая из-за реки дорога, раздваиваясь, как бы охватывает весь комплекс петлей сельской улицы, застроенной домами только с внешней стороны. Комплекс представляет значительный интерес и как сочетание оригинальных архитектурных памятников 18-19 вв., и как удачный пример их художественного объединения.

http://sobory.ru/article/?object=05059

У нас в России название лавра с древнего времени употреблялось в смысле монастыря большого, знатного, богатого и значило то же, что именитый, преименитый (словущий, пресловущий) монастырь (а по злоупотреблению – о монастырях особножитных, которые, имея сходство с лаврами по внешнему устройству, не имели ничего общего с ними по существу). В старое время были величаемы у нас лаврами и сами себя так величали очень многие монастыри, а в виде комплимента, или любезности, можно было употребить это название и о всяком мало-мальски порядочном монастыре. В сейчас указанном смысле Троицкий монастырь называем и величаем был лаврой с самого древнего времени, именно так называет и величает его уже жизнеописатель преподобного Сергия монах Епифаний, составивший его житие в непродолжительном времени после его кончины. Но в позднейшее время названию лавра было усвоено официальное значение и оно предоставлено было как особое отличие только некоторым весьма немногим монастырям (в настоящее время таких монастырей всего четыре: Киево-Печерская лавра, Троицкая Сергиева лавра, Александро-Невская лавра и Почаевская лавра). Когда было усвоено названию лавра официальное значение, сказать не можем, но думаем, что с конца XVII века, с царской и патриаршей грамоты Киево-Печерскому монастырю от апреля и мая 1688 года, которыми монастырь делается патриаршею ставропигиею и в которых он официально называется лаврой. Троицкому Сергиеву монастырю офицальным образом усвоено название лавра указом Елизаветы Петровны от 8 июня 1744 Богатство монастырей в старое время составляли вотчины, насе-ленные крестьянами, собственное хлебопашество с содержанием коровьих стад и конских табунов, рыбные ловли и соляные варницы. Сам преподобный Сергий, как с вероятностию надлежит думать, еще не имел населенных крестьянами вотчин, а имел только вокруг монастыря свои пахотные поля, или свое под монастырем хлебопашество (см. выше, в жизнеописании, с. 43–44). Но со времени его преемника, преподобного Никона, монастырь усердно начал приобретать вотчины посредством покупки и начал усердно быть обогащаем ими посредством вкладов.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

прп. Саввы Освященного. По распоряжению прп. Григория из Палестины был привезен Устав прп. Саввы и большой гимнографический сборник. Возможно, имеются в виду палестинский монашеский Часослов и древний Иадгари . Также Л. иногда называют монастырь Шиомгвиме , монастырь Веджини в Кахети и некоторые др. обители. В соседних с Византией Балканских странах под влиянием греч. традиции крупные ставропигиальные и ктиторские мон-ри назывались Л. В Житии свт. Саввы I , архиеп. Сербского, написанном в XIII в., упоминается Лавра святых 40 мучеников в г. Тырново (ныне Велико-Тырново), столице Второго Болгарского царства ( Дoмehmujah. Животи св. Саве и св. Симеон/Прев.: Л. Београд, 1938. С. 207, 210, 213). Л. располагалась в крепости Царевец на левом берегу р. Янтра и называлась в источниках царским мон-рем (Там же. С. 202, 207). В главной церкви Л., построенной по указу царя Иоанна Асеня II в 1230 г. и освященной в честь 40 мучеников Севастийских, был похоронен свт. Савва, скончавшийся во время посещения Тырнова 14 янв. 1236 г. (в 1237 его мощи были перенесены в Сербию). По имени главной церкви мон-рь называли «Великой Лаврой святых 40 великомучеников» ( Златарски В. Н. Житие и жизнь прп. отца нашего Феодосия, иже в Търнове постничьствовавшаго, ученика суще блж. Григория Синаита: Съписано светейшим патриархом Константина града кир Каллистом//СбНУНК. 1904. Кн. 20. С. 25 (отд. паг.)). Тырновская Великая Л., по-видимому, была общежительным ставропигиальным мон-рем и рассматривалась болг. правящей династией Асеней как царская усыпальница. В источниках кон. XIV в. Л. упоминается как место проведения Соборов против богомилов и варлаамитов (см. статьи Богомильство и Варлаам Калабрийский ) ( Popov. 1979). Киево-Печерская лавра В наст. время в РПЦ титул «лавра» присвоен 5 общежительным муж. мон-рям, 2 из которых находятся на территории России ( Троице-Сергиева лавра и Александро-Невская во имя Св. Троицы лавра ) и 3 на Украине ( Киево-Печерская лавра , Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы мужская лавра и Святогорская в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (фото) В день Пятидесятницы Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра отмечает престольный праздник. Приглашаем посмотреть на этот монастырь глазами фотопаломника. 24 июня, 2013 В день Пятидесятницы Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра отмечает престольный праздник. Приглашаем посмотреть на этот монастырь глазами фотопаломника. Благовещенские ворота Александро-Невской Лавры. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра Над входом в храм – звезда Императорского Ордена святого благоверного князя Александра Невского Свято-Троицкий Собор. Первое здание этого собора, построенное архитектором Т. Швертфегером, не сохранилось. Законченную постройку пришлось разобрать до «подошвы» из-за трещин в сводах. Современный храм возведен в 1776 – 1790 годах по проекту и под наблюдением архитектора И. Е. Старова. Вид главного купола собора- Мощный купол храма, поднявшийся вместе с двумя колокольнями над монументальным шестиколонным портиком, удачно завершил формирование всего ансамбля Собор после постройки не раз подвергался ремонту, но его внутренний вид при этом не менялся. Только в 1862 году П. С. Титов заново расписал его по эскизам академика Ф. Г. Солнцева. Внутри здание очень просторно и совершенно по пропорциям. Главный неф искусно декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями Иконостас выполнен из белого итальянского мрамора. Он задуман в виде полукруглой ниши с царскими вратами На клиросе – ноты Пасхальных стихир Уборка храма Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра В соборе до революции 1917 года находилось много икон и полотен, исполненных известными художниками: образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса, картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. (На фото – «Снятие с креста» фламандского художника Якоба Йорданса) Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра Одна из наиболее почитаемых святынь, находящихся в соборе – ковчег с мощами святого благоверного князя Александра Невского.

http://pravmir.ru/svyato-troickaya-aleks...

2.      Краткие описания монастыря, его зданий и достопримечателъностей в прежнее время и теперь. История монастыря 10)       Путешествие по св. местам Русским. А.Н. Муравьева. (Троицкая Лавра и др.) С планом Нового Иерусалима. СПб., в типографии III отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1836 г., 8°, IV+155 стр. (Ольхин 2327, Березин-Ширяев). 2 изд. там же 1837 г., 8°, 148 стр. (Ольхин 2327). 3 изд. там же 1840 г., 8°, 251 стр. 4 изд. там же 1846 г., 8°. I т. –293      стр.; II–384 стр. (О Лавре стр. 1–58, 175–187 и друг.). 11)       День в      Троицкой Лавре. Ник. Иванчина-Писарева. М. в тип. Семена, 1840 г., 8°, 104 стр. (Ольхин 727 и 2335). 12)       Троицкая Сергиева Лавра. Соч. И.М. Снегирева . М. в Губерн. типографии 1842 г., 12°, 149 стр. + немеч. (Ольхин 781). Переработанное издание статьи в «Московских Губернских Ведомостях» 1842 г. 2 изд. М. там же 1843 г. 13)       Описание зданий, находящихся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. М. 1850 г., в тип. Кириллова, 12°, 14 стр. 2-ое дополненное изд. М. 1852 г. в тип. Волкова и К°, 16°, 22 стр. 14)       Св.-Троицкая Сергиева Лавра. Обозрение зданий Лавры в настоящее время. В статье Р. Штрандмана «Историческое описание памятников отечествен. святыни». Чтение для солдат. 1855 г., кн. I, отд. 2, стр. 17–60. 15)       Троице-Сергиева Лавра. Т. Толычевой. «Семейные Вечера» (старший возраст) 1868 г., 11, стр. 678–684. Мнение Учебного Комитета при Св. Синоде об этой книге-см. в «Владимирск. епарх. Ведомостях» за 1876 г., 6, стр. 262–263. 16)       Троице-Сергиева Лавра (с 2 рисунками). «Нива» за 1870 г., N° 19. –1874 г., 18, стр. 280–283. 17)       Троице-Сергиева Лавра (с одним рисунком). Изд. «Мирск. Вестника», СПб., 1871 г., 8». 18)       Троице-Сергиева Лавра. Историч. очерк Т. Толычевой. СПб. 1873 г. Отзывы: 1) «Листок духов. Библиографии» за 1873 г., 11, стр. 165–166. Рец. Н. 2) „Владнм. еиарх. вдоыостп“ за 1876 г., 6, стр. 262–293. Учебного Комитета при Св. Синоде. 3) Системат. обзор, русской народно-учебной литературы 1878 г., стр. 121.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Блюдите же, братия, како опасно ходите. Аминь». (протоиерей Белоцветов) КОНЕЦ И БОГУ СЛАВА! Библиография 1. Святые отцы о молитве и трезвении. М.: Отчий дом, 1997. 2. Антоний Оптинский, игум. Письма к разным лицам. М.: Благовест, 1996. 3. Добротолюбие: в 5 т. М.: Паломник, 1998. 4. Симеон Новый Богослов, прп. Слова: в 2 ч. М.: Правило веры, 2006. 5. Иоанн (Алексеев), схиигум. Письма о духовной жизни. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь, 2007. 6. Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. 7. Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1998. 8. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев: в 2 т. Козельск, 2007. 9. Гурьев В., прот. Пролог. М: Изд-во Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1912. 10. Софроний (Сахаров), архим. Преподобный Силуан Афонский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. 11. Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.: Отчий дом, 2006. 12. Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань. М.: Лепта Книга, 2008. 14. Ковалевский А. Житие и подвиги преподобного Иоанна, затворника Святогорского. Святогорск: Свято-Успенская Святогорская Лавра, 1880. 15. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. 16. Ефрем Сирин, прп. Творения: 1 – 4 т. М.: Изд. Отдел московского Патриархата, 1993 – 1994. 17. Ефрем Сирин, прп. Творения: 5 – 6 т. М.: Отчий дом, 1995. 18. Ефрем Сирин, прп. Творения: 7 – 8 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Отчий дом, 1995. 19. Маргарит. Избранные душеспасительные поучения. Владимир: Изд-во Владимирской епархии, 2002. 20. Варсонофий и Иоанн, прпп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. М.: Лодис, 2007. 21. Феофан Затворник, свт. Собрание писем. М.: Правило веры, 2000. 22. Иоанн Мосх, блж. Луг духовный. Козельск: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 1991. 23. Димитрий Ростовский, свт. Алфавит духовный. М.: Аксиос, 2002. 24. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. М.: АСТ, 2000.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Долгое время в коридоре на вешалке свое место занимал кожаный ремень. Ох и нелегко же было Любаве с помощью этого орудия наводить порядок в доме! Однако щадила супруга, брала на себя эту ответственную миссию. Сашуня и Светуня были очень изобретательны на шалости. А Петр, их отец (чъе имя звучит как «кифа» — камень), был непреложно тверд лишь в своей вере… Однако первым порог храма переступил именно его сын Саша (ныне иеродиакон Рафаил). В начале девяностых происходило труднообъяснимое явление — возрождение веры на Руси началось с молодого поколения. Именно дети, услышав призыв Божий, стали приводить родителей к вере. Отец Рафаил в Святогорском монастыре уже шесть лет. Светлана, его сестра, трудится в Богородичном. В девичестве Мария Войчак (в супружестве Георгица) не задумывалась, почему супругов именуют «половинками»… В Таинстве венчания благодать Божия соединяет двоих в одно. «…Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью» — говорит Господь. Тридцать пять лет Мария и Александр прожили в любви и единомыслии. Накануне отьезда супруга у матушки Марии ныло и ломило все тело… Мария Георгица: «Как-то он так вяло со мной поговорил. Я думаю: или сонный, а может, молятся. «Все хорошо, нам до Харькова осталось 140 км…» Протоиерей Иоанн Бобров: «Отец Александр был веселый. Когда отец Иоанн спросил, взял ли он права, чтобы подменять в дороге, – «Нет-нет. Хочу немного отдохнуть от руля». Водительский стаж у отца Александра немалый. В далеких семидесятых, тогда еще без сана, просто Саша, несколько лет работал водителем в АТП. Позже слесарничал, трудился в колхозе разнорабочим. Довольно богатая школа жизни… Для пастыря это плюс – уметь все, и не чураться никакой работы. А какая радость духовная – набрать полный бусик чадушек – и по святым местам!.. Протоиерей Иоанн Бобров: «И в этот раз, когда я узнал, что он едет в Святогорск – попросился. Накануне звонит: «Мы едем в Святогорск, может, и ты бы с нами поехал?» А я говорю: «Батюшка, в этот раз я хотел бы к матери поехать».

http://pravmir.ru/vechnye-pastyri-neskol...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010