Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Свято-Троицкая Сергиева Лавра Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:не ранее 1345. Ссылки:     Адрес: Россия, Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра Координаты: 56.31019, 38.13276 Проезд:на автомобиле: по Ярославскому шоссе (трасса М8) — до Сергиева Посада (54 км от МКАД); автобусом: маршрут 388 (экспресс) от ст. м. ВДНХ; пригородным электропоездом: с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево Изменить описание объекта < > Карта и ближайшие объекты Троице-Сергиева лавра основана в 1345 г. (по другим сведениям в 1337 г.) как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший вскоре монашеское пострижение с именем Сергий, вошел в историю России как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизни идеи нестяжательства и трудолюбия. В 1355 г. в Троицком монастыре был введен общежитийный устав, регламентировавший все стороны монашеской жизни. Новый порядок, а также увеличение числа иноков вызвали перестройку всей обители. Вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. Эту схему плана монастырь сохранил до наших дней. Особый этап в истории монастыря - канонизация его основателя Сергия Радонежского в 1422 г. Это событие было отмечено торжественной закладкой белокаменного Троицкого собора над гробом Сергия. В 1608-1610 гг. шестнадцать месяцев Троице-Сергиев монастырь находился в осаде 30-тысячного отряда польско-литовских интервентов. Ратный подвиг защитников монастыря приобрел широкую известность в стране и способствовал дальнейшему росту авторитета обители. В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула " лавра " В середине XVIII в. Троице-Сергиева лавра по количеству принадлежавших ей земель и душ была первой не только среди духовных, но и среди светских феодалов. Во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны.

http://sobory.ru/article/?object=00497

После получения извещения о кончине митрополита Лавра 16 марта с.г., епископ Домодедовский Евтихий поведал мне следующее: в конце февраля он сослужил митрополиту Лавру в московском Сретенском монастыре. После службы владыка Лавр сказал владыке Евтихию следующее: " Ну вот, мы с тобой и послужили вместе последний раз " . Владыка Евтихий пытался возразить, что, мол, Бог знает, может и еще послужим, и не раз. На это митрополит Лавр ответил: " Бог, конечно, знает, да только уж это последний раз " . В Интернете размещено много фотографий этой последней поездки митрополита Лавра в Россию. Моя матушка обратила внимание на то, что, как правило, все, кто находится рядом с Владыкой Лавром, улыбаются. Такова сила истинного монаха с любящим сердцем, человека с удивительным соответствием того, что он говорил, тому, что делал. Узнав о кончине Владыки Лавра, мы с матушкой (да и почти все клирики нашей Западно-Американской епархии, которые учились в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвиле), полетели на отпевание господина и отца нашего. Мы прибыли в Свято-Троицкий монастырь в среду 19 марта, незадолго до начала литургии Преждеосвященных Даров. Перед входом в храм меня охватил некий страх: неужели его больше с нами нет, как я выдержу его вид, бездыханный, " не имущий вида " ? Но как только я увидел руки владыки Лавра, наступило спокойствие, пусть и скорбное. У Владыки Лавра были удивительно благородные руки с тонкими и красивыми пальцами. Его руки нельзя было не узнать и у меня даже отпало желание видеть его лик. Тогда я понял, почему в Русской Церкви закрывается лик духовенства. Паства должна помнить живой лик своих духовных наставников, а когда наставник в гробу его лицо может быть мирным, но в глазах и губах уже нет жизни. А руки священнослужителя носят таинственный характер: физически мы больше всего входим в контакт именно с благословляющими и утешающими руками архиереев и пастырей. Своими руками они благословляют святые Дары, освящают иконы и наши дома, преподают святые Тайны, благословляют верующих, а архиереи своими руками еще и рукополагают. Так, увидев руки блаженнопочившего митрополита Лавра, я увидел самое главное в его жизни: служение алтарю Господню. Апостолькая преемственность, в том числе и благодать священства, были митрополитом Лавром сохранены и переданы именно посредством его рук.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Мы не можем ссылаться на Писание, защищая эту традицию, поскольку Писание об этих вещах глубоко и таинственно молчит. Эти праздники объясняются только изнутри аскетического и подвижнического Предания. А мир наш рассеян и не молитвен. Очевидно, что некие праздники превращаются в подвиг исповедничества по высоте содержания и по отсутствию прямых данных Откровения. Слышите, на какой труд свидетельства нас Бог зовет? Конкретно тема храма дает обилие тематической пищи. Храма не было в раю и не будет в Небесном Иерусалиме. Пространство храма отвоевано у греха и суеты для службы Небесному Богу. Чем не тема для прекрасной проповеди? Храмом называется не только культовое здание, но и тело человека. Сказано, что вы — храм Святого Духа (ср.: 1 Кор. 3, 16). Вот и еще тема, не менее грандиозная. Храм восстановленный — это воскресшее Тело восставшего из мертвых Христа, о чем Он заранее говорил: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2, 19). Это — тема всех тем. Это — Пасха Христова. Да и храм Соломона сам по себе — довольно интересная тема, если изложить его историю языком чистым и разумным, не вдаваясь в предания, а руководствуясь одними только библейскими данными. Созидание, разрушение, восстановление, опять разрушение… Таким образом, мы имеем под рукой полдюжины серьезнейших тем, которых втайне жаждут души нашей паствы. Нужно только перенести центр сознательной тяжести на таинство слова, на проповедь, на беседу, разговор, поучение. Это насыщает. Это лечит и преподает Духа. И нам, как «несмысленным галатам», пора напоминать ту прописную истину, что Духа мы получаем не от дел закона, а от слова благодати. И если слово не прозвучит, то праздник рискует превратиться в пышную пустоту, сколь торжественную для одних, столь и бесполезную для других. Бесполезную, поскольку непонимаемую. Непонимаемую, поскольку никем не объясненную. Учить людей. Учить, пока не поздно. Пока новый большевик не начал разряжать в нашу сторону новый маузер. Для людей эта учеба будет праздником, а для нас она — священный труд. Мы же сами потом отдохнем и попразднуем. Потом.

http://pravoslavie.ru/61875.html

Иисус – обичайно еврейско име – гръцка форма на еврейската дума Иешуа, съкратено от Иегошуа), със значението помощ от Йехова (Яхве) или Спасител. Произхожда от евр. дума «спасявам, изпратен да спаси». Това име носят различни хора в Св. Писание, и най-вече Господ Иисус Христос – извършителят на нашето спасение. Виж Христос, Иисус Христос. ИИСУС ХРИСТОС е второто Лице на Светата Троица, предвечно роден от Отца. Той стана човек и във въплъщението Си е бил изцяло Бог и изцяло човек. Идването Му на земята е предсказано от пророците в Стария Завет ( Uc. 9:7; LV:3 ; Иерем. 23:5; Иез. 34:23, 37:25 ; Амос 9:11 и др.). Христос е сърцето на християнството и Православната църква отделя най-голямо внимание на общуването с Него и предаването на Неговото учение. Произнасяйки Символа на вярата, православните християни непрестанно потвърждават историческата вяра по отношение на Христа като Божи Син: «Вярвам... в единия Господ Иисус Христос, Божия Син, единородния, Който е роден от Отца преди всички векове: Светлина от Светлина, Бог Истинен от Бог Истинен, роден, несътворен, единосъщен на Отца, чрез Когото всичко е станало; Който заради нас човеците и заради нашето спасение слезе от небесата и се въплъти от Духа Свети и Дева Мария, и стана човек; и бе разпнат за нас при Пилат Понтийски, и страда, и бе погребан; и възкръсна в третия ден според Писанията; и възлезе на небесата, и седи отдясно на Отца; и пак ще дойде със слава да съди живите и мъртвите, и Царството Му не ще има край». Икона (от гр. eikon – образ, портрет, изображение) – прието от Църквата и осветено изображение на Иисус Христос, ангелите и светиите, както и на различни събития от Библията и църковната история. За разлика от монументалните повествувателни цикли, които илюстрират Св. Писание, иконата е съкровен молитвен образ. По време на формирането на християнското изкуство във Византия икона наричали всяко изображение, независимо дали то е графично, скулпторно или произведение на монументалната и приложната живопис. Историята на иконите датира от най-ранните дни на Църквата. Според църковното предание св. ап. Лука пръв е нарисувал образа на Св. Богородица. Виж иконоборство.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

XII. Продолжение рассказа о явлении благодатной помощи о. Серафима после кончины его Заявления четырнадцати лиц о получении ими благодатной помощи по молитвен старца Божия. – Письмо генерал-лейтенанта Врасского. – Общий взгляд на благодатные явления помощи от о. Серафима и пути Промысла в его жизни В предыдущих главах после изображения подвижнической жизни старца Божия и сказаний о тех чудесных действиях милости Божией, которые по его предстательству совершились над прибегавшими к его помощи еще при жизни его, рассказано и о тех чудотворениях, которые совершились по молитвам его после его преставления. Рассказы об этих чудотворениях доведены до 1860-х годов, когда вышло 1-е издание книги. В настоящей главе эти рассказы продолжены, так как источник милости Божией по молитвам блаженного старца Серафима никогда не иссякал и не иссякает до сих дней. Из 80 письменных заявлений от лиц, получивших благодатную помощь по его молитвам в течении времени от 1860-х по 1890-е годы, – заявлений, проверенных духовною комиссией, о чем упомянуто в предисловии к этой книге, здесь приводятся заявления 14 лиц, над которыми по молитвам о. Серафима совершились особенно замечательные проявления милости Господней. Приводам прежде всего письмо г-жи Жуковской к игуменье Серафимо-Дивеевского монастыря Марии: однажды дочь наша, будучи лет пяти, захворала всеми признаками скрытой скарлатины, кинувшейся на мозг. Зная по опыту весь ужас этой болезни, я просила моего мужа, чтобы он побывал у отца Назария, священника Придворной госпитальной церкви, что у Полицейского моста в С.-Петербурге, и попросил-бы батюшку скатить водицу с камешка св. старца Серафима. Узнав о болезни нашего ребенка, о. Назарий был так добр, что уделил нам и частицу камешка; сказав мужу, что когда будем скачивать с него воду, то в это время следует прочитать 3 раза «Отче наш» и столько же «Богородице Дево радуйся», опустив самый камешек в воду. – Перед возвращением мужа от о. Назария был у нас доктор, который мне объявил, что если болезнь примет дурной оборот, то больная будет жаловаться на головокружение, которое будет сопровождаться рвотой. Не успел доктор уйти, как все это обнаружилось, и больная стала бредить с открытыми глазами. В это время мой муж возвратился домой. Узнав все мои опасения на счет больной, он мне сказал, подавая камешек: «вот тебе лекарство», объяснив, как надо воду скатить. С благоговением поцеловала я этот камешек и немедленно приготовила водицу. Это было часов в 12 дня. Мой муж ушел на службу и возвратился в 4; в этот промежуток я старалась чаще поить больную с чайной ложечки; к приходу отца она вышла из забытья, а к вечеру спросила игрушки. Доктор, навестивши больную часов в 8 вечера, думал ее найти в опасном состоянии. Велико было его удивление, когда он нашел ее здоровой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Некогда Церковь, придя к крестьянам, вобрала в себя (воцерковила) их быт, их заботы, их календарь. Любая крестьянская работа оказалась связана с памятью о том или ином святом православной традиции. Любое крестьянское дело имело благословение и соответствующую молитву. Городских интеллигентов XIX–XX веков это сближение церковного обряда и крестьянского быта даже смешило и раздражало: «Вы только посмотрите — чем вместо духовно-нравственного просвещения занимается эта наша православная церковь! В ее требниках есть «Чин молитвен на копание кладезя», «Чин благословения вина и елея и меда или инаго пития, или яди коея-либо, в ней же приключися животну некоему скверну власти», «Чин саждения винограда», «Чин благословения сеяния», «Чин благословения гумна или житницы», «Чин благословения стад овчих или иных скотов», «Чин благословения начатков новых овощей»…!». Наличие таких молитв и обрядов не свидетельство примитивизации Церкви, но свидетельство ее пастырской здравости. Она смогла осознать заботы крестьянина и начала молиться о том, о чем естественно молиться именно ему. Но вот сейчас нам пора задуматься над тем, что для большинства населения и огромной части наших прихожан эти нужды выглядят чужими. Русская деревня по сути уничтожена. Остатки сельских жителей хранят верность скорее колхозному, чем православному укладу жизни и мысли. Так не пора ли православию заговорить на языке горожан? В начале XVIII века такие предложения уже были: 21 января 1723 года Берг-Коллегия попросила Синод «не возможно ли об оном в службе Божией во ектеньях или в молитвах прошение ввесть, дабы Творец произвождение минералов и металлов в здешней Империи благословил и ко умножению оных Свою помощь подать соизволил… Может народ, услыша оное, принять за великое и государству полезное дело и оною молитвою, мнится, что в произвождение рудных дел из народа противность может искорениться» . Синод поручил составить молитву епископу Тверскому Феофилакту. Правда, О ее судьбе мне ничего не известно… Зато известно, что в 1910 году Синод утвердил составленные (будущим) митрополитом Нестором (Анисимовым) молитвы для камчадалов — на лов, на освящение рыбы, рыбных снастей и сетей .

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

Определение Синода состоялось в следствие представления святителя нашего. В журнале Светоч в февральской книжке помещена —695— 1862 г. ядовитая статья, оскорбительная для духовных журналов и вообще для Церкви – под заглавием: «Новое обвинение против Петра I (против Письма Московского священнослужителя об особой молитве, прилагаемой на сугубой ектеньи). Не мешало-бы обратить на сие внимание. Духовенство называется темным царством, препятствующим распространению истинного света и сравнивается с филином; – оно лучше смотрит в темноте, чем при свете, – вводит в заблуждение темных людей. Тактика их называется всеглупейшею; предсказывает автор, что это темное царство никогда не может остановить свободной мысли в народ. Душеполезное Чтение называется юродивым. Не оставьте меня грешного в святых молитвах, и примите уверение в неизменной моей преданности и почтении, с коими пребуду всегда Знаменский а. Игнатий». Письмо Московского священнослужителя (как известно, митр. Филарета) об особой молитве, о котором упоминает о. архим. Игнатий, напечатано в 1-й части Душеполезного Чтения 1862 г. (стр. 3–9). 1871 Письмо это написано в Петербург по поводу распространившегося в Московских церквах, при богослужениях, приложения на сугубой ектеньи следующего молитвенного прошения: «еще молимся – о еже милостиву и благоуветливу быти благому и человеколюбивому Богу нашему, отвратити всякий гнев на ны движимый и избавити нас от належащаго и праведного своего прещения, и помиловати нас». – Приложение это допущено было сначала в домовой церкви преосвящ. митрополита. Он, как бодрый страж Христовой церкви, зорко следил за всеми событиями и явлениями религиозной и гражданской жизни России, и в виду, с одной стороны, превратного и антирелигиозного направления современной русской литературы, а с другой, – мятежного настроения умов в пределах Польши, он не усматривал иного, лучшего способа к отвращению грядущего на Россию бедствия, кроме церковной общественной молитвы. Вслед за тем, в ответ на извещение о молитвен- —696— 1862 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«По совершении, егда священник совершает святую Литургию и поминает имя умершего, тогда Ангел Господень взем ту часть (поминальную) на небо радостен отходит». А перед этим в предисловии говорилось именно о поминовении усопших за Литургиею. Далее делается ссылка на 7 вселенский собор. На 7 же листе говорится: «Сия бо суть книги животныя, иже есть во святых Божиих Церквах Синодики заупокойные»... «И егда священник над просфорою помянет тех отшедших душ, иже вписаны в Синодик сей.... се ангел Господень, радостен на небо отходит, тамо написует имена тех в вечных обителех... Тем же и вы возлюбленная моя братия драгая о Бозе разумейте и размыслите и познайте: коль велик чин поповский, или паче Епископский, и колико честен Архиепископ при Церквах».... Это наводит на мысль, что Синодик сей был составлен при первом Холмогорском Архиепископе Афанасии. О том же времени говорят и вирши: «Архиерей свят Иаков брат Божий, Усопшим душам путь молитвен дает гожий. В службе бо души кия поминают Радостей многих оных исполняют».... Душы умерших кому поминати, Оны имена изволь зде в Синодик вписати. Молитвами бо грехов свободятся Небесных благих тамо насладятся.... Может быть эти вирши были составлены кем-либо из лучших учеников архиерейской школы того времени, как напр. М. Ломоносовым. Общество древней письменности фототипически издало этот Синодик в 1878 году, но не сказало о нем ни слова. И первичная надпись, сделанная в приличном и послестатейном кружке, нашла возможным сказать только: «Книга Синодик сиречь помянник Холмогорской Епархии». Из имен здесь прежде всего называются патриархи, далее князья, начиная с Владимира святого и оканчивая Вел. князем Василием, в монасех Варлаамом. Из царей первым называется Иоанн, в монасех Иона, а последним Иоанн. Из княгинь первая Ольга, в крещении Елена, а последнею инокиня Марфа. Из цариц Анастасия и Наталия. Из царевичей Иоанн и Александр. Из царевен Анна и Феодосия. На последнем (18) листе говорится: «Зде поминай роды и имена тех, которые давали к сим (?) святым церквам в казну всякие церковные потребы и церковную всякую утварь (и книги) в вечное поминовение по душах своих и служителем церковным в прокормление вотчинные свои угодия».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В новозаветном Писании есть также несколько указаний, свидетельствующих о существовании веры в молитвы святых, переселившихся в мир загробный. Ап. Петр выражает уверенность, что и по отшествии из этой жизни он будет заботиться поддерживать в просвещенных им христианах память о его наставлениях: «буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это (т. е. его наставления) на память» ( 2Пет.1:15 ). На чем основывается эта уверенность апостола, как не на общецерковной вере в возможность молитвен- —311— ного общения и ходатайства пред Богом умерших за живых? Св. Иоанн Богослов видел в откровении, как «двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Апок.5:7 ). Он же слышал, как святые мученики вопияли громким голосом, обращаясь к Богу: «доколе, Владыка святой и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Апок.6:10 ). Важно здесь свидетельство о самом факте молитвенного обращения святых к Богу; если же содержанием молитвы является в настоящем случае просьба об отмщении врагам Христовым, то тем естественнее признать возможность молитвенного ходатайства святых о милости Божией их братиям по вере. Так, на основании вышеуказанных свидетельств слова Божия, а еще более – на основании того общего библейского воззрения, что Церковь земная и Церковь небесная составляют единое живое тело Христово, члены которого находятся в тесной связи и взаимообщении любви, наша православная Церковь никогда не переставала и не перестанет обращаться к молитвенному предстательству святых небожителей, памятуя слова псалмопевца, что «очи Господни обращены на праведников, и уши Его к воплю их» ( Пс.33:16 ). Не так, однако, умствуют сектанты наши, пашковцы. Они, не долго задумываясь, объявляют врагом Божиим всякого, кто обращается за ходатайством к кому-либо кроме Иисуса Христа, и в частности – молитвенное призывание святых, отшедших в вечность, кощунственно приравнивают чародейству и волшебству духовызывателей, т. е. в сущности тоже объявляют тягчайшим преступлением против Бога. 309 Иначе, впрочем, и быть не может. Если православный догмат о молитвенном предстательстве за нас святых стоит в неразрывной связи и составляет только обратную сторону другого догмата – о нашей молитве за усопших, то там, где отрицается этот последний, не может быть принят и первый. Поставляя дело спасения каждого человека в исключи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

“ПОСТАНОВИЛИ:[...] 7) В виду того, что освобождение означенных лиц политически вредно – поручить ГПУ немедленно их арестовать и на следующем заседании Комиссии поставить вопрос о деле ТИХОНА вообще”. – Там же, л. 50–51. Протокол 44 от 13 февраля 1924 г. “ПРИСУТСТВОВАЛИ: т.т. КРАСИКОВ, ПОПОВ, СМИДОВИЧ, МЕНЖИНСКИЙ, ЯКОВЛЕВА, ТУЧКОВ и приглашенные по вопросу о страховании] молитвен[ных] домов – т. ЕФРЕМОВ”. “Слушали:[...] 5. О деле Тихона и о дальнейших директивах по вопросу о новом стиле и поминании его за богослужением”. “Постановили:[...] 5. а) Директивы по вопросу о новом стиле оставить прежние и никаких уступок не делать.     б) Сделанное распоряжение НКЮ, запрещающее поминание Тихона – оставить в силе.     в) Предложить тов. Курскому не давать Тихону принцип[иальных] ответов без предварительного обсуждения Комиссией.     г) Поручить т. Тучкову затребовать из суда дело Тихона и продолжать по нему следствие”. – Там же, л. 52–53. Протокол 49 от 8 апреля 1924 г. “ПРИСУТСТВОВАЛИ: т.т. ПОПОВ, МЕНЖИНСКИЙ, КРАСИКОВ, ТУЧКОВ”. “Слушали:[...] 7. О введении КРАСНИЦКОГО к ТИХОНУ в Управление”. “Постановили:[...] 7) Принимая во внимание, что введение КРАСНИЦКОГО к ТИХОНУ в Управление политически 215 выгодно, поручить тов. ТУЧКОВУ, таковое осуществить и если одних словестных воздействий будет не достаточно, тактично применить другие меры, могущие оказать на Тихона и его приближенных] епископов соответствующее воздействие.”. – Там же, л. 59-об. [ 14 ] См. о судебном процессе над католическим архиепископом Я. Г. Цепляком комм. 12 к д. 25. [ 15 ] Документы о привлечении обвинителей на процесс над патриархом Тихоном см.: П-161, П-163. [ 16 ] См. о судебном процессе над католическим архиепископом Я. Г. Цепляком и прелатом К. Ю. Буткевичем комм. 12 к д. 25. О международной реакции на расстрельный приговор Верховного Суда РСФСР см. статью М. Милича “Процесс римско-католического духовенства” в рубрике “Судебные процессы” журнала “Революция и церковь ” (1923. 1–3. С. 111–116). [ 17 ] Постановление АРК об этой комиссии по руководству процессом патриарха Тихона (в протоколе 17 от 23 марта 1923 г.), о билетах на процесс (в протоколе 18 от 3 апреля 1923 г.) и о переводе патриарха во внутреннюю тюрьму ГПУ (в протоколе 19 от 10 апреля 1923 г.) – см. комм. 13 к д. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010