Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе. 17 февраля. В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился в Храме Христа Спасителя за великопостной утреней, часами и изобразительными. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил вечерню и первую в 2010 году Литургию Преждеосвященных Даров. Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. 18 февраля. В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным утренним богослужением в Донском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы. В Храме Христа Спасителя состоялась встреча Его Святейшества с членами паралимпийской сборной России. В Тронном зале Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл встретился с Президентом Республики Абхазии С.В. Багапшем и его супругой М.Г. Багапш. Вечером Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 19 февраля. В пятницу первой седмицы Великого поста Предстоятель Русской Церкви возглавил братский молебен преподобному Сергию, игумену Радонежскому, у раки с честными мощами Преподобного в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. После братского молебна Святейший Патриарх Кирилл молился в алтаре Троицкого собора при чтении утренних молитв и полунощницы. По окончании полунощницы Предстоятель перешел в Успенский собор, где молился за утреней, часами и изобразительными. Затем в Успенском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню и Литургию Преждеосвященных Даров. По окончании Литургии Святейший Владыка возглавил молебное пение святому великомученику Феодору Тирону и освятил коливо. 20 февраля. В субботу первой седмицы Великого поста, день памяти святого великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста в храме прп. Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря. По окончании Литургии Предстоятель передал в дар обители ковчег с частицей мощей святителя Московского Петра, всея России чудотворца, основавшего обитель в начале XIV века, и совершил освящение главного благовестника звонницы Высоко-Петровского монастыря — восьмитонного колокола «Святитель Петр».

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

3. Церковь во имя Святого Петра, митрополита всея России. 4. Соборная церковь в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалях Утешение». Главная святыня ее –чудотворная икона Богоматери того же названия. 5. Надтрапезная церковь во имя Пресвятой Троицы. 6. Церковь во имя святителя Иннокентия, епископа Иркутского. 7. Церковь во имя Святого вмч. и целителя Пантелеимона при братской больнице. 8. Церковь во имя всех святых Афона, двухэтажная, на братском кладбище, за оградой скита. В нижнем этаже ее, по афонскому уставу, сложены кости упокоившихся здесь иноков, вынутые из земли через три года по смерти каждого из них, а на стенных полках лежат черепа их. 9. Близ кладбища церковь в два этажа: верхняя во имя святителя Николая Чудотворца и нижняя – во имя трех святителей – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. 10. Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы при кельи скончавшегося старца-молчальника, схимонаха Андрея. 11. Церковь во имя прп. Михаила Клопского и святой вмчц. Варвары, при кельи скончавшегося схимонаха Иннокентия. 12. Церковь во имя пророка Ильи при скитской водяной мельнице. 13. Но самым лучшим из храмов не только в русском Свято-Андреевском скиту, но и на всем Афоне, будет, без сомнения, благолепно украшенный внутри и снаружи, громадный, восьмикупольный собор во имя Св. апостола Андрея Первозванного, с приделами в честь Св. благв. князя Александра Невского и равноап. Марии Магдалины. Освящен собор в 1900 г. 14. Церковь во имя Св. Алексия, митрополита Московского. Для приюта и успокоения паломников, отправляющихся в Иерусалим, на Афон и Синай, скит имеет подворья: 1) в Константинополе, с церковью во имя Св. ап. Андрея, 2) в Одессе, с церковью во имя прп. Сергия Радонежского, и 3) в Ростове на Дону. Свято-Ильинский скит. Он расположен на северо-восточной стороне Афона, на правом берегу горного потока Иофта, среди зелени лесов и кустарников. В начале в. здесь стояла великая келья с церковью во имя Св. прор. Илии, принадлежавшая греческому монастырю Пандократору. Эту келью в 1759 году выпросил себе знаменитый иеросхимонах и подвижник русский Паисий Величковский , который и поселился здесь со своими 12 учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

4. При оном же Троицком соборе, с Южной стороны, имеется так называемая Серапионовская палатка, вновь в 178З году перестроенная: вся внутри расписана иконным писанием, по местам с позлащением. В ней гробы Святых угодников под спудом: 1) Преосвященного Серапиона, бывшего Архиепископа Новогородского. 2) Святейшего Иоасафа Скрипицына, Митрополита Всероссийского. 3) Архимандрита Дионисия, мужа Святого и толико подвизавшагося во время смутное Польских нахождений. В сей же палатке была, по преданию, келлия Сергиева, где он удостоился в видении узреть Пресвятую Матерь со Апостолы. 5. Успенский Собор, среди Лавры стоящий: Церковь великая о пяти больших главах, сделанные наподобие Московского большого Успенского Собора, в длину с алтарём, кроме крыльца, на 19ти саженях и со стенами, а в ширину на 1З саженях с аршином и со стенами: вышины до 10 саженей, а с Полуденной стороны и более, украшенная внутри стенным писанием. Она построена при Царе и Великом Князе Иоанне Васильевиче; освящена же в 1585 году 15 дня Августа Дионисием, Митрополитом Московским и всея России, в присутствии Государя Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича и Супруги его Благоверной Царицы и Великой Княгини Ирины Феодоровны, стенным же писанием украшена в 1681 году по повелению Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича на вкладные деньги 4000 рублей, данные Преосвященным Моисеем, Архиепископом Рязанским, который в том Соборе в 1651 году и погребен. В алтаре оныя Церкви имеются три придела, из коих два освящены были в 1585 году, в тот самый день, в который и главная Церковь освящалась, в знак благодарности за посещение Государю Царю и Великому князю Феодору Иоанновичу и Государыне Царице Ирине Феодоровне, во имя их Царских Ангелов Святого Великомученика Феодора Стратилата и Святыя мученицы Ирины. А третий освящен в 1609 году, Мая 9 дня, во имя Святого Николая чудотворца, во время осаждения Монастыря от Поляков, для испрошения у Бога, с помощью молитв Святителя, освобождения от усилившейся на многих осажденных цынготной болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ныне сень хранится в Донском монастыре как экспонат Научно-исследовательского музея архитектуры имени Щусева. Высокое мастерство исполнения присуще также храмовым скульптурам и иконам. В архивных источниках особо отмечались иконы старого письма, относящиеся к XVI в. и бывшие, вероятно, еще в древнем разобранном храме: «Живоначальная Троица», «Успение», «Благовещение», «Покров», «Святители Петр, Алексий, Ион, Московские и всея России чудотворцы», «Святой апостол и евангелист Лука», «Моденский» образ Божией Матери. Икона священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского XVI в. имела ковчежец с частицами их нетленных мощей. Прикрепленные к доске этого образа три креста содержали более чем тридцать частиц святых мощей. Авторы путеводителя «По Москве» 1917 г. писали: «Издали, на фоне Замоскворечья, и вблизи храм с пятью его куполами производит одинаково сильное впечатление своей спокойной красивой громадой. Очень хороши окна второго этажа и идущая поверх здания ажурная железная решетка тонкого рисунка». Даже в советское безбожное время никто не мог остаться равнодушным к грандиозной и величественной красоте пятиглавой церкви во имя священномученика Климента, папы Римского. Удивляла ее оригинальная и изысканная ограда сложной конфигурации. Выдающимся явлением русской архитектуры эпохи барокко был признан входной храмовый павильон, который являлся одновременно и Святыми вратами, и «прикладезным» строением над святым источником. К сожалению, этот уникальный памятник московского зодчества снесли во второй половине 1930-х гг. Вдоль южной границы участка Свято-Климентовского храма благодеянием Козьмы Матвеева были возведены богадельня, дома для духовенства и церковнослужителей, а также доходный дом, который причт сдавал внаймы. Разумеется, эти здания перестраивались и реконструировались. До сих пор они сохранились, и хорошо просматриваются в фасадах многоэтажных домов, выходящих на церковный двор. Служители Свято-Климентовского храма получали от К.М. Матвеева небольшое жалованье, а викарных священников Иоанна Семенова и Матфея Федорова он полностью содержал на свой кошт.

http://sobory.ru/article/?object=02177

Предание говорит, что на самом этом месте была келья св. Сергия, где удостоился он видеть пришествие к нему Пресвятой Богородицы с Апостолами Петром и Иоанном Богословом; тут на стене есть и изображение этого явления. В этой палатке почивают под спудом мощи: св. Серапиона, бывшего игумена Лавры, а потом архиепископа Новгородского и св. Дионисия, знаменитого здешнего архимандрита; тут же стоит каменная гробница Иоасафа (Скрипицына), митрополита всея Руси, бывшего прежде здесь игуменом; близ этой палатки погребен келарь Арсений Суханов , известный Иерусалимский путешественник XVII века. – 3) Соб. Успения Божией Матери – огромнейший пятиглавый храм, подобный Московскому Успенскому же; сооружен царем Иоанном Васильевичем Грозным, а освящен в 1585 году 15 августа, Дионисием, митрополитом Московским, в присутствии царя Феодора Иоанновича и супруги его Ирины Феодоровны. Внутренние стены его расписаны фресками в 1681 году на вкладные деньги Моисея, архиепископа Разанского. При сем соборе три придела, в алтаре: Феодора Стратилата и Великомученицы Ирины (в честь царя Феодора и царицы Ирины) и Николая Чудотворца; из них первые два освящены в одно время с главным престолом, а последний устроен уже в начале XVII века и освящен 1609 года мая 9, в самое время Литовской осады при громе неприятельских пушек, для испрошения у Бога, с помощью молитв этого Святителя, освобождения от усилившейся между осажденными цинготной болезни, от которой в шесть месяцев погибло около 3000 человек. В иконостасе замечательны образа: Софии Премудрости Божией, называемый Новгородским, и Положения Ризы Господней; в алтаре, за престолом, находится большой двуглавый орел, вырезанный из дерева, с крестом на верху, поставленный здесь в память избавления во время стрелецкого бунта Петра I, который скрылся от убийц под престолом. – В Успенском соборе погребены: родственница царя Иоанна Васильевича Марфа Владимировна, супруга датского принца, единственного короля Лифляндского, Магнуса; дочь их, королевна Евдокия; Моисей, Архиепископ Рязанский; Иосиф, епископ Вологодский, бывший прежде архимандритом в Лавре, и Августин, архиепископ московский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Литургия в день перенесения мощей святителя Петра, всея России чудотворца, в Успенском соборе Кремля. 6 сентября 2012 г. 6 сентября 2012 г. Мы снова проходим через испытание верности святителю Петру, верности идеалам Святой Руси 6 сентября, в день памяти перенесения мощей святителя Московского Петра, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся честные мощи первого Московского святителя. По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня у нас особый день. Мы празднуем перенесение мощей святителя Петра в этот Успенский собор, которое произошло в далеком 1479 году. Это событие взволновало Русь, которая вошла в очень ответственный период своего исторического развития — то была эпоха завершения всех процессов, направленных на воссоздание единого русского государства. И личность митрополита Петра, память о нем имела огромное значение для понимания того, что делал царь Иван III, для понимания того, что происходило в Отечестве нашем. Жизнь святителя Петра удивительна. Он как бы олицетворяет собой всю историческую Русь, Святую Русь. Он родился на юго-западе Руси, на Волыни, которая тогда входила в Галицкое княжество. Сегодня, говоря о западе Украины, мы сразу вспоминаем о межконфессиональных трудностях, о тех бедах, которые постигли, в том числе и в наше время, православных людей, о тех жителях Западной Руси, чье национальное самосознание не связывает себя с Православием и уж тем более с Московским Патриаршим престолом, — хотя и там есть люди, которые сегодня как исповедники несут православное самосознание. Так вот, им в помощь — в первую очередь святитель Петр, который родился на западе современной Украины, с 12-летнего возраста воспитывался в монастыре, получил хорошее книжное образование, а затем стал замечательным пастырем и духовником.

http://e-vestnik.ru/docs/petr_mitropolit...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея России, чудотворец (+ 1612) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 17 февр. в день преставления, 12 мая в день прославления и 5 окт. вместе с Собором пяти московских святителей и всея России чудотворцев После свержения татарского ига (1480) и падения Золотой Орды на Волге образовались небольшие ханства: Казанское и Астраханское. Оттуда татары совершали набеги на Русь, грабили и уводили пленных. Будущий Патриарх всея России Ермоген (Гермоген) родился в Казани в 1530 г. и был наречен во святом Крещении Ермолаем. Отец его принадлежал к тем отважным русским людям, которые не боялись селиться в этом разбойничьем гнезде. Детство и юность будущего Первосвятителя земли Русской прошли среди суровых рассказов и впечатлений: за год до его рождения на русском кладбище был погребен юный пленник Иоанн, замученный за веру (память его 24 янв.). Когда Ермолай был уже взрослым, татары замучили двух его новокрещеных сограждан-татар — Петра и Стефана (память их 24 марта). На его глазах непрерывно прибывали в Казань толпы русских пленных. Наконец в 1552 г. царь Иоанн Васильевич IV завоевал Казань. Тогда только смогло облегченно вздохнуть христианское население Казани. Была учреждена Казанская епархия. Ермолай удостоился лично знать и быть в духовном общении с великими просветителями своего родного города: это был казанский первосвятитель архиепископ Гурий, кроткий молитвенник и ревностный проповедник-радетель просвещения (память его 4 окт.); помощником его был, во-первых, архимандрит Герман (память его б нояб.), преемник его по кафедре, известный своей просвещенностью и неустрашимостью. Друг и заступник священномученика Филиппа, митрополита Московского, он и сам стал священномучеником, будучи зарублен за него опричниками 6 ноября 1568 г. Будущий Патриарх Ермоген, положивший душу свою за землю Русскую, был его учеником: он окончил школу в Зилантьевом монастыре, основанном архимандритом Германом, и всегда называл его своим «учителем».

http://sedmitza.ru/lib/text/436940/

Николо-Гора. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Впервые появляется информация о селе в 1627-1629 гг. (в писцовой книге). В это время здесь уже есть деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом великого чудотворца Николая. При храме служит поп Никифор Иванов, дьячок и просвирница, да 15 келей. Живут в них нищие, питаются от церкви Божьей. Село Николо-Гора в разные времена носило названия: Корчкодом, Золотая гора, Никольский погост. За 400-летнюю историю претерпевала многие административные изменения: так оно входило в состав Московской губернии, в 17 веке в состав стана Стужень, в Ярославский уезд, в составе Чёрного стана вместе с Любимом было приписано к г. Галич Костромской провинции, затем в Любимский уезд Ярославской губернии. Принадлежало село Даниловскому району Ивановской Промышленной области, Пречистинскому и, наконец, Первомайскому району Ярославской области. В 1801 году тщанием прихожан в селе была построена церковь во имя святителя Николая, уже каменная. Храм расписан профессиональными художниками в стиле академической живописи 19 века. В 1903 году к церкви пристроены боковые приделы на средства Петербургского купца первой гильдии Петра Воеводского в честь Рождества Пресвятой Богородицы и святителя Петра Московского. Информация об истории села и храма предоставлена краеведом И. Копыловой Село Корчкодом (Никольское на Горе). Никольская церковь каменная, о трех престолах: свят. и чуд. Николая, Рождества Пресвятой Богородицы и свят. Петра, Митрополита Московского и Всея России, чудотворца. Построена церковь в 1801 г. тщанием прихожан и расширена в 1903 г. на средства с.-петерб. 1-й гильдии купца Петра Ефимовича Воеводского. Часовня в дер. Дору-Ваганском деревянная. Земли церковной 36 десятины 82 кв. саж. Церковных домов 4: для жительства священника - деревянный, на каменном фундаменте, крытый тесом; для жительства диакона и псаломщика и церковного сторожа. Церковного неприкосновенного капитала 2346 руб. 93 коп. Прихожан в приходе всего 675 муж. пола и 858 жен. Село расположено на горе, реки нет.

http://sobory.ru/article/?object=09272

поиск:   разделы   рассылка Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии церковно-общественного форума " Духовно-нравственные основы демографического развития России " Уважаемые представители органов государственной власти Российской Федерации! Ваши Превосходительства, уважаемые члены президиума, преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне на форум, посвященный демографической ситуации в России. Мы начинаем свою работу в день памяти пяти Московских святителей и чудотворцев - Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, которые, находясь на высоте церковного служения, проявляли заботу о жизни народа и судьбах Отечества. Пусть же их молитвами работа форума будет способствовать улучшению жизни людей в нашей стране и укреплению Российского государства. Вот уже более десяти лет население России неуклонно уменьшается и это не может не вызывать серьезную тревогу и озабоченность всех, кому дорого будущее нашего Отечества. Без преувеличения можно сказать, что демографическая ситуация в России становится уже общенациональной проблемой, и поэтому Русская Православная Церковь приняла решение провести широкий церковно-общественный форум, дабы обсудить вопросы демографического развития России с представителями светской власти, общественными деятелями, людьми науки и культуры. Благодарю всех, кто откликнулся на наш призыв и изъявил желание принять участие в работе этого представительного форума. Для серьезного и вдумчивого обсуждения данной проблемы необходимо четко определить причину сложившейся ситуации и, в соответствии с этим, наметить необходимые меры к ее преодолению. Прежде всего, следует сказать, что глубокий демографический кризис в России, когда нация теряет в год до 1 млн. человек, явление неоднозначное и требует комплексного подхода в его решении. Одной из основополагающих причин, вызывающих сокращение численности населения, является духовное неблагополучие нации, забвение высоких нравственных ценностей, и, прежде всего, утрата благоговения перед священным Божиим даром жизни. По существу, сегодня мы уже стоим перед выбором: быть или не быть нашему Отечеству в будущем.

http://religare.ru/2_10984.html

Поучение второе на день памяти иже во святых отца нашего Петра, Митрополита Всероссийского, месяца декабря, в 21 день («Вот Агнец Божий!» (Ин. 1:29)) Празднуя любовью всечестную память иже во святых отца нашего Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца, когда внемлю истории святого его жития и вначале слышу то, что мать его пред рождением видела в сонном видении, как будто она держит агнца на руках своих, приходят мне в ум слова евангельские: «Вот Агнец Божий!» Слова эти изрек святой Иоанн Предтеча о Христе Спасителе, как рассказывается в Евангелии: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий» ( Ин. 1:29 ). Однако пусть не прогневается святой Иоанн, пусть не прогневается и Господь мой на то, что я назову этими же словами и святого митрополита Петра. Вот агнец Божий, явленный родительнице его под видом агнца, сохранивший в жизни своей кротость, смирение и незлобие, приличествующее агнцу, явивший себя истинным последователем Христа, Агнца Божия. Вот агнец Божий! Обратим же наши мысленные очи на этого духовного агнца, на угодника Божия, великого в святителях митрополита Петра, и присмотримся к его агнчему нраву на пользу нашу, «при Господнем содействии» ( Мк. 16:20 ). В Божественном Писании агнец является образом кротости, смирения, незлобия, ибо это животное по естеству своему кроткое, смирное, незлобивое, никому не противящееся. Все другие животные обнаруживают свой гнев, ярость, сопротивление: одни бодают и убивают рогами, другие кусают зубами и пожирают чужую плоть, третьи бьют и попирают ногами, иные терзают когтями. Одно только агнчее естество не имеет в себе ничего такого, не раздражается, не свирепеет яростью, не противится обижающему его. Потому-то пророк Исайя уподобил этому животному Господа нашего, Который должен был прийти на вольную страсть. " Как овца, – говорит он о Нем, – на заклание ведом и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих» ( Ис. 53:6 ). Все эти упомянутые добродетели: кротость, смирение и незлобие – можно считать за единое, ибо кротость ходит вместе со смирением, как говорит Господь: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф. 11:29 ); и еще: «На кого призрю, только на кроткого и смиренного?» ( Ис. 66:2 ). А незлобие не отстает от них и, как дружественное им, обретает вместе с ними благодать у Господа, приближаясь к Нему, как сказал и Давид от лица Самого Господа: «Незлобивые и праведные объединились со мною» ( Пс. 24:21 ). Однако каждая из этих добродетелей имеет особое истолкование своей силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010