В тот же день Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении мэра Москвы Ю.М. Лужкова посетил храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно. Святейший Патриарх поклонился святыням храма, приветствовал настоятеля прихода и прихожан и поблагодарил Ю.М. Лужкова за труды по воссозданию Царицынского парка. Святейший Патриарх и мэр Москвы совершили прогулку по Царицынскому парку, после чего побывали на ярмарке меда в Коломенском. 5 сентября, в праздник Собора Московских святых, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За богослужением была совершена хиротония архимандрита Нестора (Сиротенко) во епископа Кафского, викария Корсунской епархии. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви вручил новохиротонисанному епископу Нестору архиерейский жезл и произнес напутственное слово. (Подробнее читайте в следующем номере ЦВ.) Святейший Патриарх Кирилл также совершил литию по прис-нопоминаемому митрополиту Никодиму (Ротову), скончавшемуся 5 сентября 1978 года. 6 сентября, в день перенесения мощей святителя Московского Петра, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Божественной литургии Предстоятель поздравил всех собравшихся с днем памяти митрополита Московского Петра и отметил важность подвига святого для сохранения единства Святой Руси. Святейший Патриарх Кирилл обратился  к сослужившему с ним епископу Иваново-Вознесенкому и Кинешемскому Иосифу и присутствовавшему на богослужении губернатору Ивановской области М.А. Меню и пожелал духовного и материального процветания Ивановскому региону. Епископ Иосиф преподнес в дар Предстоятелю икону Шуйской-Смоленской Божией Матери с предстоящими новомучениками Иваново-Вознесенской епархии. Митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим (Грузинская Православная Церквовь), также сослуживший Святейшему Патриарху Кириллу, поблагодарил Предстоятеля Русской Православной Церкви за возможность сослужения и преподнес в дар Святейшему Патриарху панагию священномученика Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского.

http://e-vestnik.ru/news/01_sluzh0910_pa...

8/21 февраля. Служил литургию в храме Богоявления Господня в Елохове. После богослужения произнес поучение. 10/23 февраля. Служил литургию в храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» на Зубовском бульваре. Председательствовал на Церковном Соборе. 11/24 февраля. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 12/25 февраля. День памяти святителя Алексия, митрополита Московского. Служил литургию в храме митрополита Алексия Чудова монастыря. 14/27 февраля. Служил литургию в храме преподобного Марона на Якиманке. Перед богослужением совершил освящение точной копии с чудотворной иконы Божией Матери «Державная», которую поместили в особо устроенный киот на южной стене храма. 15/28 февраля. В Соборной палате Епархиального дома в 4 часа дня состоялось чествование памяти убиенного митрополита Киевского и Галицкого Владимира. Со словом, среди прочих, выступил патриарх Тихон. Председательствовал на собрании членов Союза ревнителей и проповедников православия, в начале которого совершил молебен о спасении России. 16 февраля/1 марта. Служил всенощную в Успенском соборе Кремля. 17 февраля/2 марта. День памяти священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России. Служил литургию и молебен священномученику Ермогену в Успенском соборе Кремля. 18 февраля/3 марта. Служил литургию в храме апостолов Петра и Павла на Преображенской площади (по главному престолу храм назывался Спаса Преображения) и вечерню в храме Иоанна Воина на Якиманке. 19 февраля/4 марта. Служил литургию в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Садовниках. 21 февраля/6 марта. Постановление патриарха и Синода о поручении епархиальным управлениям расследовать случаи об арестах и пролитии крови во время религиозных манифестаций или при исполнении духовенством своих обязанностей, а также о всяком насилии, имеющем отношение к Церкви, ее служителям и православным христианам, пострадавшим за веру Христову. Акты таковых расследований должно препровождать в Синод. 25 февраля/10 марта. Служил литургию в храме Христа Спасителя и вечерню в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

3 (16) декабря. Пророка Софонии (605 г. до P. X.). Преподобного Саввы Сторожевского (1406 г.), ученика преподобного Сергия Радонежского. 4 (17) декабря. Великомученицы Варвары (ок. 306 г.). Преподобного Иоанна Дамаскина (около 780 г.). Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского (1504 г.). 5 (18) декабря. Преподобного Саввы Освященного (532 г.). 6 (19) декабря. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских (около 345 г.). 7 (20) декабря. Святителя Амвросия, епископа Медиоланского (397 г.). Преподобного Нила Столобенского (1554 г.). 9 (22) декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». 10 (23) декабря. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1754 г.). II (24) декабря. Преподобного Даниила Столпника (около 490 г.) 12 (25) декабря. Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца (около 348 г.). 17 (30) декабря. Пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 г. до P. X.). 19 декабря (1 января). Мученика Вонифатия (290 г.). Преподобного Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188 г.). 20 декабря (2 января). Священномученика Игнатия Богоносца (около 107 г.) Праведного Иоанна Кронштадтского (1908 г.). 21 декабря (3 января). Святителя Московского Петра, всея России чудотворца (1326 г.). 22 декабря (4 января). Великомученицы Анастасии Узорешительницы (около 304 г.). 24 декабря (6 января). Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). 25 декабря (7 января). Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 26 декабря (8 января). Собор Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери Виленской-Остробрамской, именуемой «Трех радостей». 27 декабря (9 января). Апостола, первомученика и архидиакона Стефана (около 35 г.). Преподобного Феодора Начертанного, исповедника (около 840 г.). 28 декабря (10 января). Праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. 30 декабря (12 января). Святителя Макария, митрополита Московского (1563 г.). Январь 1 (14) января. Обрезание Господне. Святителя Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской (379 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Этот же дух согревал немощных в Марфо-Мариинской общине святой благоверной княгини-мученицы Елизаветы Феодоровны. Среди русских святых — люди самых разных национальностей: греки, татары, болгары, грузины, немцы, евреи — все воедино во Христе, все они подвизались в нашей Церкви, на нашей земле. Первосвятителями ее были греки, русские, болгары, мордвин. “Несть эллина, несть иудея, но все воедино во Христе” (ср. Кол 3:11). Древнее наше русское благочестие было связано главным образом с монастырями: они были центрами духовной и культурной жизни. С конца XIX в. стали появляться духовные центры в городских приходах. Это Андреевский собор Кронштадта, где служил всероссийский пастырь — святой пра-ведный Иоанн Кронштадтский и всея России чудотворец. Со всей России ехал к нему православный люд за молитвенной помощью и советом. Москвичам же он говорил: “А зачем вы едете ко мне — у вас же есть отец Валентин Амфитеатров”. Сколько слез и молитв было пролито на Ваганьковском кладбище у могилки этого настоятеля Архангельского собора Кремля! А оптинские старцы посылали паломников к отцу Алексию Мечеву в храм Святителя Николая на Маросейке. Вся история Церкви — это история гонений и кратких периодов спокойной жизни: мученичество первых веков, гонение на Православие арианствующих императоров и императоров-иконоборцев… Бывали притеснения Церкви и со стороны русских царей и императоров, и тогда Русская Церковь выдвигала мучеников и исповедников. Мы молимся убитому царем Иоанном Грозным святому митрополиту Московскому и всея Руси чудотворцу Филиппу и священному-ченику патриарху Гермогену. Мы чтим страдания митрополита Арсения, замурованного с вырванным языком в крепостной камере по указу императрицы Екатерины. В XVII в. русские самодержцы не разрешали ставить русских в архиереи, боясь единства народа и Церкви. Пушкин отмечал, что Екатерина своими гонениями на Церковь подорвала культуру и нрав-ственность в русском народе. Позднее был период, когда во имя христианской любви была ограничена, практически запрещена критика западных конфессий; за свое святительское слово перед императором митрополит Владимир был удален из Петербурга. Так при благоверных царе и царице начался крестный путь священномученика Владимира и закончился пытками и расстрелом при большевиках. При внешнем благо-лепии и внешней симфонии жизнь Церкви была трудной и сложной — и не надо ее идеализировать: кощунственные оргии Иоанна Грозного и Петра I, сыно-, муже- и отцеубийцы, прелюбодеи сменяли друг друга на русском престоле. Могли ли они болеть духовно за Православную Церковь! Обер-прокурором Священного Синода назначали и лютеранина, и масонов. Воспитанные в протестантизме царицы принимали православие только ради короны. Через придворные круги в Россию проникали западные проповедники, а императорская чета приглашала ко двору французских “экстрасенсов” и сомнительных личностей из Сибири. Вот где он, тот “экуменизм”, с которым якобы борются сторонники монархии Романовых.

http://pravmir.ru/den-vsex-svyatyx-v-zem...

Вскоре самозванец, как и его предшественник, был убит своими приближенными. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. Русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель отвечал, что не сделает этого, если поляки не уйдут из Москвы. Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля (2 марта) 1612 года скончался мученической смертью от голода. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Празднование в один день в честь всероссийских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено Святейшим Патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Святитель Филипп причислен к ним в 1875 году, по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского (память 31 марта (13 апреля) и 23 сентября (6 октября)), а святитель Ермоген — в 1913 г. Празднуя память святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.

http://patriarchia.ru/db/text/53437.html

Уроженец Волынский; двенадцати лет вступил в монастырь и был образцом в исполнении послушаний монастырских и в подвигах молитвы. Потом основал свой монастырь на речке Рате (ныне Ковельского уезда), где еще и «теперь видны развалины старинных монастырских зданий» (Хойнацкий, «История Прав. цер. на Волыни», стр. 182). Митрополит Киевский ив сея России с 1309. Полюбив Московского князя Иоанна Даниловича Калиту, святитель Петр с 1325 года большую часть жизни проводил в уделе его – в Москве, и убеждая князя к сооружению Успенского собора, пророчески говорил ему: «если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами Русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его, и прославится Бог в нем». Вскоре по закладке храма великий святитель преставился 21 декабря 1326 года и положен в гробнице, которую сам себе приготовил. Чудеса от мощей открылись при самом погребении, а потому преемник его митрополит Феогност, с разрешения Константинопольского патриарха и всего Собора, торжественно признал его в лике святых и уставил праздновать память его в Церкви Российской (Степен. кн., ч. I, стр. 421, 422). Житие первоначально писано Прохором, епископом Ростовским, и позднее митрополитом Киприаном, помещенное в Степенной книге. Мощи почивают открыто в Московском Успенском соборе. Поучение святителя Петра находится в рукописной общей Минее Библ. Москов. Д. Акад. (XV века N 77-й). Великий святитель занимался иконописанием: написанная им храмовая икона Успения Божией Матери стоит в иконостасе Успенского собора, подле местного чудотворного образа Всемилостивого Спаса. Там же находится икона Богородицы, именуемая Петровскою, та самая, которую св. Петр, еще игумен Ратский, поднес предместнику своему, блаж. митрополиту Максиму. У патриаршего места поставлен архипастырский его жезо, деревянный с надписью на серебряном ободке: «смиренный Петр митрополит всея Руси». – В Синодальной ризнице (бывшей патриаршей) хранится панагия св. Петра: небольшая овальная, с ониксовым камнем, осыпанная венисами и жемчугом. – По старинному Подлиннику, святитель Петр изображается на иконах маститым старцем, с недолгою, но широкою, седою бородой. (Подлинник библ. Моск. Дух. Акад., XVII в., N 433). 172. Святый Феогност митрополит, преставися в лето 6861 месяца марта в 14 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Необходимость постройки кафедрального собора в городе-герое Новороссийске обоснована и статусом города как первого кафедрального города Новороссийской епархии и малым количеством храмов. Выбор наименования кафедрального собора в Новороссийске в честь святителя и чудотворца Николая неслучаен. Николай Чудотворец является небесным покровителем моряков. Кроме того, до революции в Новороссийске был действующий Никольский собор (построен в 1846 году). В 1930 году собор был закрыт и на его территории располагался гарнизонный клуб, а в 1931 году собор был полностью разрушен. Новый морской кафедральный собор в честь святителя и чудотворца Николая будет возведен на Малой земле — значимом месте не только в истории Новороссийска, но и в истории всей России. Здесь во время Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои. На окраине мыса Мысхако советские войска вели длительную героическую оборону с 4 февраля по 16 сентября 1943 года. В итоге именно из этой обороны выросло контрнаступление, и Новороссийск был освобожден от фашистских захватчиков. Это сыграло ключевую роль во всей битве за Кавказ. После победы под Новороссийском враг был значительно ослаблен, и советские войска развивали успешные наступательные операции. Напротив будущего собора расположен Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова — крупнейшее учебное заведение водного транспорта и единственное высшее учебное заведение на Юге России, выпускающее морских специалистов для судоходных компаний, судостроительных и судоремонтных заводов, предприятий водного транспорта, портов и транспортных терминалов. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966).

http://patriarchia.ru/db/text/3806207.ht...

Игумен Филипп усердно заботился о братии. Подвижничество игумена служило для братии лучшим руководством. Он не сокращал своих молитвенных бдений и часто уединялся в избранное им место, известное как Филипповская пустынь. В 1558 году был заложен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия, который был освящен уже в отсутствие игумена Филиппа. В 1566 году игумен Филипп принял сан митрополита Московского и всея России. Святитель Филипп заступался за невинных людей, жертв опричнины, и обличал царя. Не страшили митрополита ни угрозы, ни попытки опорочить его имя. Неугодного святителя сослали в Тверской Отрочь монастырь, а в 1569 году он принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова и был погребен в этом монастыре за алтарем соборной церкви. Мощи святителя Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь по прошению игумена Иакова, которое было представлено от имени всей братии царю Феодору Иоанновичу в 1591 году. В конце XVI века монастырь становится «великой государевой крепостью». При игумене Иакове в 1582–1594 годах из природного камня вокруг монастыря были построены мощные крепостные стены и башни, о которых упомянуто выше. Очертания этих стен обители напоминают корабль. Вел строительство старец Трифон (Кологривов). Волны многих военных бурь разбивались потом о них, стихая перед их непоколебимой твердыней. Тогда же, вместе с многочисленными иноками и паломниками-богомольцами, на главном соловецком острове стали размещаться и служащие царского воинского гарнизона. Поэтому в то время наиболее ревностные искатели пустынной жизни избрали для своих духовных подвигов самый удаленный из соловецких островов – Анзер. Он самый северный из прочих. Это край земной тверди, за которым только студеный Ледовитый океан. Так, подражая подвигам первожителей-чудотворцев Савватия, Зосимы и Германа, в XVII веке на Анзерском острове появились монахи-отшельники под предводительством преподобного Елеазара. Ими был основан Свято-Троицкий скит. А позже, в начале XVIII столетия, миру открылась вторая Голгофа со скитом, основанным величайшим аскетом – преподобным Иовом, бывшим духовником государя–императора Петра I, – в схиме Иисусом. Позднее эта святая соловецкая гора обагрилась кровью многочисленных СЛОНа, созданного богоборческой властью, обратившей храмы и кельи подвижников в места пыток и тюремные камеры. Здесь приняли мученическую кончину многие православные христиане, среди которых сотни священнослужителей. Множество из них прославлено Русской Православной Церковью в лике святых новомучеников XX века ко вселенскому общецерковному почитанию. В их числе священномученик Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский и Задонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1346 Отец св. Алексия митрополита, боярин Феодор Бяконт, перешел в Москву оттого, что край Черниговский, опустошенный Батыем, не переставал терпеть нападения от хищных набегов. Под защитой же крепкого и благочестивого князя Даниила Александровича нашел он мирную и покойную жизнь. Святой Алексий родился в 1300 году. 1347 Князь Даниил Александрович, младший сын св. Александра Невского, основатель самостоятельного Московского княжества и родоначальник князей московских (1261–1303 гг.) – Впоследствии он причислен Церковью Русской к лику святых, и мощи его, обретенные нетленными в 1652 г., доныне открыто почивают в храме созданного им на берегу Москвы-реки Данилова монастыря. 1349 Это было в 1320 г. Богоявленский (1-классный) монастырь в Москве основан в 1296 г. при князе московском Данииле Александровиче. 1351 Св. Феогност управлял Русской Церковью с 1328 по 1353 г. Он окончательно утвердил пребывание митрополитов русских, вместо Владимира, в Москве. 1352 Владимир на Клязьме, престол митрополичий, до святителей Петра и Феогноста. Св. Алексий был посвящен в епископа Владимирского в конце 1352 года. Еще за 12 лет перед тем митрополит Феогност повелел Алексию жить в святительском дворе его и заведовать судебными делами Церкви, причем для св. Алексия при постоянных непосредственных сношениях со святителем греком открылись и нужды и средства прекрасно познакомиться с греческим языком. 1354 Патриарх Филофей управлял константинопольской Церковью с 1354 по 1355 г., и потом вторично с 1362 по 1376 г. 1356 Димитрий ВВ Иоаннович, великий князь Донской, родился 12 октября 1350 г.; с 1362 г. получил великое княжение; построил каменный Кремль в Москве; княжил 27 лет, жил 40 лет. Он победил хана Мамая на Дону 8 сентября 1380 г.; скончался 19 мая 1389 г. 1357 Признательный хан дал святителю в знак почести перстень, который доселе хранится в патриаршей ризнице. 1359 Этот монастырь был обетный. Когда святитель Алексий отправлялся в Константинополь для посвящения в сан митрополита Киевского и всея России, то на возвратном оттуда пути, подвергся бедствию, так что сама жизнь его была в опасности: на море поднялась страшная буря, и корабль каждую минуту готов был исчезнуть в волнах. Все бывшие с митрополитом отчаивались в спасении. Между тем святитель усердно молился Богу, причем дал обет соорудить храм во имя того святого, которому будут праздновать в день высадки пловцов на берега. Господь услышал молитву святителя. Настала тишина, и корабль пристал к берегу 16 августа. Во исполнение этого обета св. митрополитом Алексием и был основан около 1360 года вышеупомянутый монастырь в честь Всемилостивого Спаса, Нерукотворенного Его Образа. В деле созидания монастыря много помогал святителю преп. Андроник, ученик преп. Сергия, почему он и получил наименование Спасо-Андроникова (Андрониева) монастыря; ныне – второклассный монастырь. В монастыре и теперь хранится Нерукотворенный Образ Спасителя, привезенный св. Алексием из Царьграда, украшенный богатой ризой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово на освящение церкви Содержание 3-го тома Поучение на Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Поучение в неделю перед просвещением Слово на память святого праведного Симеона Богоприимца Поучение на память святого Алексия, Митрополита Московского и всея России Поучение на память девяти святых мучеников Кизических Слово на пречестную память во святых отца нашего Тихона чудотворца, епископа Амафунтского Поучение на память святых верховных апостолов Петра и Павла Слово на празднество явления пречестной иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в городе Казани Поучение на празднество Пресвятой Богородицы Смоленской, назваемой Одигитрия Поучение на празднество Успения Пресвятой Богородицы Поучение на празднество Пресвятой Богородицы Донской Поучение на память святых мучеников Адриана и Наталии Поучение на Усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи Поучение в день чуда святого Архистратига Михаила Поучение первое на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Поучение второе на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Слово в неделю по Воздвижении Честного Креста Поучение на память святого великомученика Евстафия Плакиды Слово первое в день Покрова Пресвятой Богородицы Слово второе в день Покрова Пресвятой Богородицы Поучение в честную память во Святых отца нашего Гурия, Архиепископа Казанского Слово на память святого великомученика Димитрия Слово на собор Архистратига Михаила Поучение на память святого Иоанна Златоуста Поучение на память преподобных отцов наших Варлаама и Иоасафа Индийских Поучение на память святой великомученицы Екатерины Поучение на пречестную память великого святителя Николая Архиепископа, Мирликийского Чудотворца Поучение в неделю пред Рождеством Христовым (2 декабря) и в преставление святого Петра, Митрополита Российского, чудотворца Поучение на память во Святых отца нашего Петра, Митрополита Всероссийского Слово на Рождество Христово Поучение о четвероконечном Кресте Слово о страхе Божием, который должно иметь всякому человеку

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010