О духовном же состоянии Курской области во весь этот период, до явления в ней чудотворной иконы, мы имеем лишь одно частное известие в рукописном житии Св. Петра Митрополита Московского и всея России Чудотворца. Там повествуется, что Святитель этот, будучи родом из Волынской земли, по достижении 12-летнего возраста, оставил родительский дом и бежал в один из окрестных монастырей, где поселившись, принял пострижение во иноческой образ, удостоился священнического сана и между прочим изучил иконное писание. Потом оставив этот монастырь и обходя многие места и пустыни, нашёл безмолвное место на реке Рати протекающей от бывшего города Курска в 15 верстах и впадающей в реку Сейм, и здесь устроил себе жилище, воздвигнул церковь , построил кельи, и собрал не малое число братии, по просьбе коих вынужден был принять в созданном им монастыре игуменство 2 2. Однажды, говорит жнзнеописатель Святителя, когда «по преданному уставу Митрополит Максим (1283 – 1308), шествова по градам, поучения ради людей Божиих», случилось ему проходить близ Ратского монастыря; узнав о сем, блаженный Игумен Пётр вышел на встречу Святителю со всею братией, для принятия его архипастырского благословения, при чем поднес ему в дар Икону Божией Матери, им самим написанную. Митрополит Максим принял эту икону с великою любовью и достигши града Владимира, поставил её честно в тамошней соборной церкви. По смерти же Митрополита Максима, Великий Князь и все Бояре, следуя совету почившего о Господе Святителя, умолили Ратского Игумена Петра принять Святительский престол, который он занимал с честью с 1308 по 1326 год, скончался же в Москве «где богоприятное тело его и поныне видимо, источает чудеса с верою приходящим». За 13 лет до описанного выше события, то есть, до избрания Игумена Ратской обители на престол Всероссийской Митрополии, и через 60 лет по разорении Курска Батыем, Господь Бог благоволил прославить окрестность Курска явлением чудотворной Иконы Знамения Божией Матери; после того, икона эта через 300 лет светила Курской области; наконец была виною восстановления областного её города связавшего с тех пор навсегда судьбу свою с этой драгоценнейшей из местных Святынь своих, которой по сему и усвоено преимущественно перед другими наименование Курской.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Из-за политической ситуации в России, старообрядческий епископ Иосиф, находясь вынуждено в Харбине, не мог сам лично освятить возвращенную святыню. В своем послании от 7 марта 1923 г. священноиерею о. Иоанну Мартемьяновичу, настоятелю Тарбагатайской старообрядческой церкви во имя святых верховных апостол Петра и Павла, он дает разрешение занять Единоверческую церковь в Тарбагатае. В своем письме епископ Иосиф шлет благословение и наставления по освящению церкви переданной властями «в полное распоряжение древлеправославным христианам». (ГАРБ. Ф. 478. Оп.1. Д. 3. Л. 231.) Возвращенная старообрядческая церковь была освящена священноиереем отцом Иоанном Емельяновым 17 марта 1923 г. Много сил и трудов в этом трудном, но богоугодном деле положил Амвросий Феофанович Федотов - житель с. Тарбагатай. Он стал инициатором и активным организатором передачи властями насильно захваченной древлеправославной святыни старообрядцам. Епископ Иосиф Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока назначил священноиерея Иоанна Емелянова старшим священником в Тарбагатае и благословил служить в большом новом освященном храме настоятелем. Но по просьбе старообрядцев станицы Доно Забайкальской обл. и нехватки священства отец Иоанн 17 апреля 1924 г. отбыл к ним. Настоятелем храма во имя святителя Николы Чудотворца с. Тарбагатай стал священноиерей Амвросий Федотов. 30 июня с/с 1924 г. о. Амвросий в письме первоверховному святителю «Высокопреосвященнейшему кир Мелетию, архиепископу Московскому и всея России» с гордостью пишет о Тарбагатайской старообрядческой церкви: «Храм древний, построен вскоре по переселении сюда, за Байкал, наших предков. Живопись св. икон в храме чудная, даже не уступит рогожским храмам…[…] «Антиминс» в храме патриарший, освящен в 7148 лете 2 мая Варлаамом, архиепископом Вологодским при царе Михаиле Федоровиче и царице Евдокие. Патриарх не указан, но полагаю, что в 1-е лето патриаршества Иоасафа Московского…». В 1929 г. по настоятельной просьбе старообрядческих приходов Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока вдовствующей епархии о. Амвросий Федотов, настоятель Тарбагатайской Никольской церкви, становится правящим епископом с наречением в иночестве именем Афанасий. С этого момента церковь во имя Святителя Николы Чудотворца с. Тарбагатай Верхнеудинского округа становится главным кафедральным храмом Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии Древлеправославной Христовой Церкви. Какие хиротонии проводил в кафедральном храме епископ Афанасий, к сожалению, не известно, но в 1935 г. он рукоположил в чин священосца отрока Увеналия, своего внука – сына старшей дочери Екатерины (Думнова Увеналия Андреевича).

http://sobory.ru/article/?object=52998

И сегодня, как вы знаете, непросто складываются наши отношения с Константинополем. Не потому, что Русская Церковь этого хочет, но потому что она желает и стремится быть свободной от всяких инородных влияний, каким бы образом они ни распространялись на наш народ и нашу Церковь. И потому некая отстраненность, которая сегодня имеет место, порождена не богословскими расхождениями, а некой нашей осторожностью, с тем чтобы иные влияния, действительно опасные для Русской Православной Церкви, не присутствовали в нашей жизни. Но верим, что Господь приклонит Свою милость и восстановится полное общение всех Поместных Православных Церквей. Потому что этого разделения и жаждут силы, враждебные Православию, и много усилий и разного рода стратегий было направлено на то, чтобы оторвать православный Восток от России, от Русской Церкви! Говорю это не понаслышке и не по догадкам — говорю на основании тех документов, которые были в моих руках. Это был сознательный замысел — используя различные, весьма незначительные, впрочем, разногласия, сделать так, чтобы пролегла пропасть между Россией и наследниками Византии. И сегодня, вспоминая святителя Петра, мы ему молимся, чтобы нестроения в Церкви Православной как можно быстрее минули всех нас. Чтобы те, кто помрачен умом и кто сейчас стремится быть как можно дальше от России и от Русской Церкви, осознали, что это пагубно для единства всего Православия. Мы же со своей стороны будем делать все для того, чтобы воссоединились Божии Церкви, чтобы было преодолено разномыслие и чтобы никакие внешние политические влияния, даже самые могущественные, были способны отделить Святую Русь от православных Востока, так чтобы возник новый раскол, подобный тому, который разделил Церкви Востока и Запада. Поэтому сегодня наша молитва святителю Петру — о соединении Святых Божиих Церквей, о единомыслии среди всех Поместных Православных Церквей. Но, конечно, особая наша молитва — о Церкви Русской, о том, чтобы Господь хранил нашу Церковь от внутренних разделений и расколов, хранил наш епископат и духовенство в единомыслии, в осознании той огромной роли и того огромного значения, которое сегодня имеет Русская Православная Церковь для сохранения Православия во всем мире.

http://radonezh.ru/2023/01/04/svyateyshi...

Собор московских святых: Знает ли Москва своих святых? Московская Русь: рожденная святыми     Православные праздники 3 сентября Прп. Аврамия Смоленского (XIII). Авраамий Смоленский прославился иноческими подвигами, написанием известных икон и неутомимой пастырской деятельностью. На проповедях Авраамий призывал паству помнить о смерти и молиться день и ночь, что бы не быть осужденным на Страшном Суде. Был игуменом Ризположенского монастыря, получившем впоследствии его имя – Авраамиев монастыря. Канонизирован на Макарьевском соборе в 1549 году.     Православные праздники 4 сентября  Грузинской иконы Божией Матери (1650). Икона была написана в Грузии, но затем захвачена иранским шахом и увезена в Иран. В 1625 г. ее купил русский купец Лыткин и подарил Черниговскому монастырю под Архангельском, где ей стали проявляться чудеса. В 1654 г. икона была привезена в Москву во время эпидемии чумы и помогла исцелением множеству страждущих. По указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, в день появления иконы в монастыре, было установлено празднование.   Православные праздники 5 сентября  Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.   Отданием называется последний день празднования двунадесятых праздников, которые длятся много дней. В этот день верующие завершают праздник Успения Пресвятой Богородицы.   Успение   Православные праздники 6 сентября  Перенесение мощей свт. Петра, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1479). Святитель Петр, митрополит Московский, создал Московскую митрополичью кафедру в 1325 году, пророчески предсказал освобождение Руси от татарского ига и возвышение Москвы как центра Русского Государства.  Празднование было установлено в 1479 году, в честь второго перенесения мощей, после освящения вновь построенного Успенского Собора.     Посох святителя Петра, митрополита Московского. Инфографика Как Москва стала церковной столицей России: История  в картинках   Православные праздники 7 сентября  Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI). Апостол Варфоломей умер мученической смертью в армянском городе Альбан. На месте погребения Варфоломея происходили многочисленные чудеса и многие люди обращались в христианство. В 507 году мощи были перенесены в город Анастастиуполь. Во время штурма города шахом Хозроем, ковчег с мощами был брошен в Черное море, силою Божией ковчег совершил чудесное плавание к берегам Италии к церкви на острове Липары, где с мощами стало связываться множество исцелений от болезней.  В IX веке мощи были перенесены в город Беневент и положены в главной церкви города.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

После монгольского нашествия вставала обновленная Русь, когда архипастырем и духовным вождем ее Господь избрал «смиренного богомудрого Петра» и открыл его духовному взору грядущий жребий Москвы – первопрестольного града, сердца Православной России. Уроженец далекой Волыни, носитель традиционного титула митрополита Киевского и всея Руси, святитель Петр († 1326 г.) завещал похоронить его в заложенном его честными руками Успенском соборе Московского Кремля, и рака святых мощей его сделалась краеугольным камнем, благословением великого дела – собирания Русской земли. Подвиг его продолжил святитель Алексий († 1378 г.) – «правило монашествующих и Церкви утверждение», духовный отец и воспитатель великого князя Димитрия Донского. Родом из черниговских бояр, постриженник Московского Богоявленского монастыря, святой митрополит всю свою жизнь отдал служению единству раздираемой междоусобными бранями Руси. «Постникам сподвижник», друг и собеседник богоносного аввы Сергия, богопросвещенный создатель нового славянского перевода Нового Завета, он соединил в себе совершенства духовные с мудростью государственной. Многие годы при юном князе Димитрии он стоял у кормила гражданского правления, мужественно предстательствовал за родную землю пред ордынскими ханами и исцеленной им ханшей Тайдулой. Он не дожил до великой победы на поле Куликовом, но победа эта стала возможной лишь благодаря его неустанным трудам и первосвятительскому молитвенному предстоянию перед Господом Сил. Прославлением чудотворных мощей святителя Алексия начал свое первосвятительское служение Русской Церкви святой митрополит Иона († 1461 г.) – достойный преемник «осиянных светом Божественным» первопрестольников Российских. Уроженец Костромских пределов, с 12 лет вручивший свою жизнь монастырским старцам, он подвизался, восходя по лестнице добродетелей, в Московском Симоновом монастыре, где послушанием его было «Божественных книг списание». Посвященный в архиерейское достоинство святым митрополитом Фотием († †1431 г.), он по смерти последнего должен был стать его преемником, но Господь послал в эти годы Русской Православной Церкви великие испытания: митрополитом поставлен был в Царьграде (в 1439 году) латинствующий Исидор. Святитель Иона, поборник истинного почитания Святой Троицы, потерпел много трудов и скорбей в обличении лжепастыря во имя веры и благочестия. Милость Божия была ему наградой – он сподобился чести стать в 1448 году первым предстоятелем Автокефальной Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Основные колокола собора сохранились, кроме одного — большого. Его особенно ценил выдающийся специалист по колокольному звону К.К.Сараджев. Но трещина, образовавшаяся в многотонной массе металла, исказила чистоту его тона. Колокол пришлось заменить на другой, отлитый в 1900 году и приобретенный в Большом театре России. К западной стене храма примыкает сохранившаяся трапезная конца XVIII века. Ее вытянутые вдоль улицы стены прорезаны прямоугольными окнами с треугольными фронтонами. Их разделяют белые пилястры. Углы торца трапезной, связанного временем создания с первым ярусом колокольни, мягко скошены и украшены горизонтальными прорезанными линиями. Но процесс поновлений коснулся и трапезной. Первые дополнения были произведены в 1889 году архитектором П.П.Зыковым. Он украсил ее сдержанный облик рядом деталей: широким и приземистым фигурным куполом, опирающимся на глухой железный барабан, протяженным аттиком вдоль фасада с выделенным в центре его трехарочным портиком. Входя в храм через просторный притвор колокольни, молящиеся попадают в широкую трапезную с низкими сводами, опирающимися на два четырехугольных столпа. С основным храмом трапезная соединена небольшим проходом, на стенах которого помещены восемь икон. Трепетное чувство охватывает каждого, вступившего в пространство главной части собора. Взоры прихожан устремляются вверх — навстречу образу Троицы Новозаветной. Ее изображение венчает зеркало купола центральной ротонды храма. Свет, льющийся мощным потоком из окон, кажется увеличивает пространство соборной церкви во имя Святого Богоявления и освещает изображенные по кругу барабана образы русских святых — заступников державных: святых равноапостольных великого князя Владимира и великую княгиню Ольгу, святого благоверного князя Александра Невского, святого благоверного Московского князя Даниила, преподобного Сергия Радонежского, святителя Тихона Задонского, святителей Михаила, Петра, Алексия, Ионы, всея России чудотворцев, святителя Димитрия Ростовского и блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Величественная ротонда, опирающаяся на паруса с изображениями святых апостолов и евангелистов Иоанна Богослова, Марка, Луки и Матфея, словно покрывает храмовое пространство целиком. Архитектурная роль ротонды становится доминирующей в интерьере собора. Опорой этой масштабной и удивительно красивой конструкции служат гигантские опорные арки. Их поддерживают четыре мощных четырехгранных столпа со скошенными углами, пара которых скрыта от глаз молящихся иконостасом. Столпы принимают на себя всю тяжесть сводов собора.

http://pravmir.ru/bogoyavlenskij-kafedra...

Фигура чудотворца Петра для истории Москвы и России имеет колоссальное значение. Именно митрополит Петр перенес престол митрополита всея Руси из Киева и Владимира в неприметную тогда Москву. Глава Церкви всех русских земель теперь пребывал в Москве, Именно это предопределило развитие нашего города как столицы Руси. Сейчас определяется программа празднования 700-летия обители, и очевидно, что это должен быть праздник для всей столицы. — Уже сегодня в монастыре можно видеть много посетителей. Чем привлекает монастырь туристов и паломников? — Безусловно, это жемчужина московской архитектуры. Почти весь ансамбль монастыря создавался юным царем Петром и его матерью, царицей Натальей, урожденной Нарышкиной. Из допетровских построек в комплексе сегодня мы видим великолепный собор святителя Петра, творение Алевиза Фрязина, белокаменные ворота усадьбы Нарышкиных и первый этаж бывшего боярского дома. Но все это пространство собрано воедино именно храмами и постройками первого русского императора. Здесь каждый камень интересен посетителю. Каждый день мы проводим в монастыре экскурсии для москвичей и гостей нашего города. Для этого недавно был создан паломнический центр обители. Конечно, для развития этого направления потребуется еще многое сделать, но востребованность и перспективность такой работы совершенно очевидна. Не только здания привлекают в нашу обитель людей. Именно жизнь действующего монастыря, богослужения собирают полные храмы. Причем многие прихожане также посещают нашу трапезную, где можно попробовать монастырскую еду. — Удивительно, но здесь забываешь, что находишься в центре большого города. Несмотря на всю временную неустроенность монастыря, в нем чувствуешь себя очень комфортно. Совсем не слышно шума улиц. — Да, такова особенность этого святого места. Казалось бы, самый центр Москвы, но, войдя во врата монастыря, очень скоро начинаешь ощущать умиротворение и душевный покой. Вот так и получается, что Высоко-Петровский монастырь по-настоящему воплощает замысел своего святого основателя — быть тихим духовным пристанищем в бушующих стихиях городской жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/3365801.ht...

Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве — ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Слава о святителе Алексии распространилась не только между верующими христианами, но даже и среди неверных магометан, которые не знали Христа. В то время супруга хана татарского Джанибека Тайдула уже три года как лишилась зрения. Слыша, что Бог творит многие чудеса по молитвам святого Алексия, Джанибек послал к Великому князю Московскому Димитрию Иоанновичу с просьбой, чтобы он прислал к нему этого человека Божия, дабы тот, помолившись о его царице Богу, дал ей прозрение. При этом Джанибек дополнил: «Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю». Когда прошение Джанибека пришло в Москву, святой Алексий восскорбел, считая это делом выше своих сил. Но, по просьбам Великого князя Димитрия, он все-таки отправился к хану Джанибеку. Перед своим отшествием из Москвы он совершил с духовенством молитвенное пение в соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время этого молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой, и все видели это чудо. Из этого святой Алексий понял, что Господь благоволил ему возвестить, что путешествие его будет благополучным. Взяв некоторую часть воска от той свечи и изготовив из него малую свечу, святитель вместе со своим клиром стал готовиться в дорогу, твердо уповая на милость Божию. Еще до прибытия блаженного в столицу монголов царица в сонном видении узрела святителя Божия Алексия в архиерейской одежде, в сопровождении иереев. Пробудившись, она тотчас приказала изготовить драгоценные облачения для архиереев и священников по тому образцу, как она видела в сонном видении. Когда святой Алексий приближался к столице татар, Джанибек вышел навстречу ему с великой честью и ввел его в свои палаты. Святитель, начав молебное пение, повелел возжечь ту малую свечу, которую он взял с собой. После продолжительной молитвы он окропил священной водой царицу, и та тотчас прозрела. Хан со своими вельможами и все бывшие там весьма изумлялись сему дивному и славному чуду и воссылали хвалы Богу. Почтив Алексия и бывших с ним и щедро наградив их, Джанибек отпустил их с миром.

http://patriarchia.ru/db/text/84773.html

В монастыре инок Алексий начал жить «житием жестоким», изнуряя себя постом и бдением, молитвами и слезами, изучая ветхое и новое писание. Скоро все, от князя и митрополита и до простолюдина, возлюбили его, доброго ради жития его и смирения. И митрополит Феогност сначала перевел его во двор свой к себе наместником, потом поставил его епископом владимирским. А по смерти Феогноста св. Алексий, общим избранием и советом великого князя, бояр и вельмож и всех людей, наречен был митрополитом. Во время плавания его в Царь-град для поставления, поднялась один раз буря; корабль сокрушался волнами; все начали отчаяваться в жизни, все обратились к Богу с молитвою. Обратился и епископ Алексий и молитву подкрепил обетом – создать церковь во имя того святого, в день памяти которого Господь сподобит их достигнуть тихого пристанища. Буря вскоре утихла. Не нужно говорить о том, что святитель, возвратившись в отечество, совершил обет свой. Но замечательно то, что он исполнил больше, чем обещал: создал не церковь только, но и монастырь около церкви. На первосвятительском столе св. Алексий постоянно напоминал себе слова: «емуже много дано, много и взыщется от него... Раб, ведевый волю господина своего и не сотворив по воли его, биен будет много» ( Лук. 12, 4 ). И потому он подверг себя еще большим подвигам, и труды к трудам прилагал, и был образом и светом для всех, по слову Господню: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» ( Матф. 5, 16 ). И за премногую добродетель святого, слава о нем прошла не только в христианских, но и в неверных татарских странах. В это время супруга татарского хана Чанибека разболелась глазами и потребовала к себе человека Божия – Алексия, с надеждою получить от него исцеление. Искушение для русского святителя было великое, но он и робостию не постыдил себя и самонадеянностию не унизил. Он решился идти; но пред отшествием, со всем собором клира и мирян в церкви пресвятыя Богородицы, стал петь молебен и освящать воду. И вот, в знамение содействия Божия в предпринятом опасном пути святителя Алексия, загорелась сама собою свеча над гробом почившего его предместника св. Петра. Святитель, взяв воду освященную и часть от самозагоревшейся свечи, отправился в орду. Сами татары неверные, сам повелитель их Чанибек, с сыновьями своими, с князьями и вельможами вышли навстречу, с великим почтением, к человеку Божию. Уповая на милость Божию и совершив молебное пение, святитель возжег принесенную свечу, а принесенною водою окропил болящую царицу, и та прозрела.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Из слова после Литургии в Успенском Патриаршем соборе Кремля в деньперенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, 6 сентября 2013 г. Раскол – предательство Бога Архиерей в день своей хиротонии клянется в верности, говорит о том, что будет верен до скончания дней своих священноначалию и единству Церкви. Вот почему так болезненно переживается раскол. Раскол есть не просто предательство людей, а предательство Бога. Иерарх дает Богу обещание быть верным, а затем изменяет, объясняя это разного рода жизненными обстоятельствами, личной выгодой, стремлением хорошо устроиться, выйти из-под удара или из-под обвинений, быть благополучным. Но Бога такой иерарх предает. Люди, которые уходят в раскол, заявляют, что они верят в Бога, – но как же можно было давать обещание, клясться пред лицом Божиим, а затем изменять? Из слова при посещении Успенского Каприянского монастыря под Кишиневом, 7 сентября 2013 г. Патриарх Сергий являет нам пример мужества и стойкости, всецелой отдачи себя служению Церкви и ближним Святейший Патриарх Сергий вошел в историю Православной Церкви как человек выдающихся духовных дарований и подвижнического служения… Стремление сохранить единство Русской Церкви и не допустить полного закрытия православных храмов стало основой всех его действий в период гонений. В годы Великой Отечественной войны Святейший Патриарх проявил себя как деятельный патриот. Под его мудрым водительством народ Божий, откликаясь на воззвания Первосвятителя, вносил свой не только молитвенный, но и немалый материальный вклад в достижение Победы над вероломным врагом. Патриарх Сергий являет нам пример мужества и стойкости, всецелой отдачи себя служению Церкви и ближним. Из послания по случаю 70-летия избрания митрополита Сергия (Страгородского) на Московский Патриарший престол, 7 сентября 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии надежда скорикова 29 октября 2013, 03:43 Ирина 22 сентября 2013, 22:54 Я,очень хочу, чтобы народы России,Белоруссии,Украины не отделялись друг от друга,моя жизнь сложилась так,что я живу и в России и на Украине Живу в Буче,рядом с Киевом Около моего дома находиться церковь,я очень этому была рада,пришла на службу,то,что служба была на украинском языке, мне было все понятно,но когда в конце службы я услышала,что молятся за здравие Патриарха Украины Филарета, я почувствовала душой что-то не то,пришла домой открыла интернет и прочитала,что часть церквей принадлежит Патриарху Филарету,часть Русской Православной церкви,меня это очень расстроило,на праздник Крещения я была в Храме на Оболоне в Киеве,там был Митрополит Владимир и другие Духовники, у одного из них я спросила, можно ли мне ходить в церковь рядом с домом,мне он сказал,можно,только исповедоваться и причащаться нельзя вот и представь те,что у меня в душе,Буча строящейся молодой город ,и мне очень хочется,что наша церковь была едина.

http://pravoslavie.ru/63941.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010