Феодосию, общему житию начальнику; г. месяца Октября в 5 день Св. Трем Святителям, Петру, Алексию и Ионе, Митрополитам Московским и всея России Чудотворцам. В конце сей Службы заметка исторического содержания: «Составижеся сей праздник в лето 7104 (1595), месяца Октября в 5 день, повелением Благочестивого и Христолюбивого Царя и Великого Князя Феодора Ивановича, всея Руси Самодержца, и при его Благоверной и Христолюбивой Царице Великой Княгине Ирине, по благословении Великого Господина, Святейшего Иова, Патриарха Московского и всея Руси, и всего Освященного Собора, и поставлена бысть церковь перваяя трех Святителей, Преосвященных Митрополитов Киевских и всея Руси Чудотворцев, Петра, Алексия и Ионы, в имя их, в пределе Николы Чудотворца, в Патриаршем селе Никольском, зовомом Селятино. А ту церковь поставил Велики Господин, Святейший Иов, Патриарх Московский и вся Руси, и освящена лета 7104 года. Сентября в 13 день (1595) на память Св. Священномученика Корнилия.» д. Под 8-м числом Июля положена Повесть о явлении Чудотворного образа Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, яже в Казани. Творение смиренного Гермогена, Митрополита Казанского.» В конце книги несколько статей в виде прибавлений: а. Кафизма 17-я с припевы, поемая на всечестное Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Творение Феоктистово (по чину Иерусалимскому). б. Начало священию антиминсов, како достоит Святителю и Епископу освящать антиминсы. в. Чин, како выходит Святитель на воспоминание Страшного Суда в неделю мясопустную. Сия рукопись по Описи 1846 г. значится под 48-м. 46. Минеи служебной месяц Июнь, писанной на бумаге в ¼ д. Листа полууставом 16 века, по листам внизу надпись: «Сию книгу месяц Июнь Стольник Андрей Давыдов по своих родителех при Игумене Мисаиле...» Начинается Службой Пр. Дионисию Глушицкому; впрочем, она писана другой рукой, а в настоящей Русских Святых нет. 47. Минеи служебной месяц Июль, в ¼ д. Листа, на бумаге, писана полууставом 16 века, скреплена подписью Патриарха Никона . Под 24-м числом Июля Служба Св. Борису и Глебу. Читать далее Источник: Описание славяно-русских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, и заметки о старопечатных, церковнославянских книгах того же книгохранилища, архимандрита Леонида. – Изд. Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те. - Москва : В унив. тип., 1871. - 71 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1 марта 1973 года принял монашество с именем Феофилакт и через три дня был рукоположен во иеродиакона. В течение трех лет служил помощником воспитателя в Патриаршей школе, после чего в 1976 году был назначен секретарем Земельного комитета. В сентябре 1977 году был рукоположен в сан иеромонаха и назначен игуменом монастыря святителя Николая, в 1979 году назначен настоятелем монастыря святого Симеона в Катамоне. В том же году поступил в Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) духовную академию. Во время посещения СССР Патриархом Иерусалимским Диодором в 1981 году был возведен в сан архимандрита. В 1984 году окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Этнографические данные книги Бытия в свете историко-археологических изысканий». В том же году уехал на Святую Землю, где служил в Вифлееме. С 1985 года нес послушание  секретаря Экономической комиссии Иерусалимской Патриархии, а с 1986 года — настоятеля монастыря Честного Креста в Иерусалиме. В ноябре 1989 года возобновилась деятельность Иерусалимского подворья в России при храме Воскресения Словущего на Арбате , в связи с чем по договоренности с Русской Православной Церковью архимандрит Феофилакт был назначен Иерусалимским Патриаршим представителем при Патриархе Московском и всея Руси и настоятелем данного храма. 19 ноября 1989 года  состоялось торжественное богослужение, которое возглавил митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев) в сослужении главного секретаря Иерусалимского Патриархата епископа Тимофея (Маргаритиса) (ныне митрополита Вострского) и настоятеля подворья архимандрита Феофилакта. В 1994 году при Иерусалимском подворье организовано Православное общество ревнителей Святого Живоносного Гроба Господня, а в ноябре 1997 года — сестричество во имя святителя Петра, Московского чудотворца. До 2001 года был настоятелем храма Воскресения Словущего на Арбате. По возвращении в Иерусалим в 2001 году  был назначен членом Священного Синода и старшим скевофилаксом. В 2003 году освобожден от должности скевофилакса и назначен настоятелем монастыря святого Феодора и священником Патриаршего храма святых равноапостольных Константина и Елены.

http://patriarchia.ru/db/text/5852167.ht...

Напомнив об истории проведения подобных конференций, митрополит Иларион отметил: «В этом году наша встреча проходит в Риме — городе, где покоятся мощи святых первоверховных апостолов Петра и Павла, многих других апостолов, мучеников и угодников Божиих, где пребывают великие христианские святыни, к которым ежегодно устремляются тысячи паломников со всего мира. Место проведения конференции определило ее тему — " Святые — знамение и семя единства " . Тема святости и святых занимает важное место в Совместном заявлении Папы Франциска и Патриарха Кирилла». «Весьма знаменательно и упоминание в Совместной декларации возрождения христианства в России и других странах Восточной Европы, — подчеркнул далее владыка Иларион. — В страшные годы богоборчества тысячи православных людей последовали крестным путем Христовым, и в наши дни они причислены к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Одновременно с ними на страдания шли верующие других Церквей, в частности, Римско-Католической Церкви… Свидетельство мучеников первых веков, XX века и нашего времени является фундаментом для совместных трудов наших Церквей». Митрополит Иларион напомнил о том, что в мае-июле 2017 года в жизни двух Церквей произошло беспрецедентное событие — принесение части мощей святителя и чудотворца Николая из Бари в Москву и Санкт-Петербург. «Мощи угодника Божия, доставленные из Мир Ликийских в Бари в 1087 году, за прошедшие до этого 930 лет никогда еще не покидали базилики, в которой почивают. Благодаря достигнутой договоренности между Папой и Патриархом стало возможным принесение части мощей святителя Николая в Россию», — подчеркнул председатель ОВЦС. Далее митрополит Иларион остановился на жизни и подвигах преподобного Серафима Саровского и на благотворительной деятельности католика Федора Петровича Гааза, которого называли «святым доктором». На конференции также выступили преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Алексий Андреев с докладом на тему «Понимание святости в Русской Православной Церкви» и священник Марко Рупник с докладом на тему «Святость и общение».

http://patriarchia.ru/db/text/5591574.ht...

Преподобный Сергий помогал святителю Алексию в укреплении Московского княжества. Святитель Алексий посылал его в те города, где князья отказывались подчиниться Московскому князю, и преподобный Сергий духовным авторитетом своим воздействовал на непокорных князей. Преподобный Сергий благословил Димитрия Донского на борьбу с татарами. Чувствуя приближение конца земного существования, святитель Алексий призывает преподобного Сергия к себе и хочет сделать его своим преемником. Но тут смирение одного сталкивается со смирением другого. Преподобный Сергий, считая себя недостойным занять такой высокий поёт, решительно отказывается от святительства. Святители Иона и Филипп достойно защищали православную веру, Церковь и родину от врагов внутренних и внешних. Последний святитель – Ермоген жил в 17 веке, в тяжёлую эпоху, когда Русское государство, раздираемое смутой, лишалось своей самостоятельности. Поляки стремились овладеть Русью. Польские войска уже были в Москве, и польские воеводы требовали от святителя Ермогена, чтобы он уговорил народ подчиняться польскому королю. Но святитель Ермоген отказался и за это был умерщвлён поляками. Итак, четыре столетия Московские святители стояли на страже Русского государства и защиты православной веры. И мы теперь пользуемся плодами их трудов. Они и сейчас близки нам и сейчас молятся о нас. О чём же они молятся? В тропаре им, между прочим, поётся: «мир вселенной даровати». Они молятся и о мире во всём мире, что сейчас особенно нужно всем народам. И святители наши, молясь о мире и обо всех нас, побуждают и нас на молитву за ближних своих. Какой источник благодати мы получаем в день памяти наших святителей! Ведь целых пять ключей «живой воды» изливаются на тех, кто достоин, кто жаждет благодати и усердно молится святителям. Нам, москвичам, особенно близки эти святители, так как о нас больше всего они молятся, и мы находимся под особой их защитой и покровительством. Лишь бы мы сами стремились к ним, молитвенно обращались бы к ним за помощью. Святителе московские Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, молите Бога о нас грешных. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Когда после смерти Михаила Тверского Александр Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Калитой Московским, святитель Петр принял сторону последнего. В 1325 году святитель Петр перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. Москва становится местом, откуда духовная власть Русского митрополита простирается во все пределы единой Русской земли. Современники митрополита Петра не могли представить себе, как далеко взирал святитель духовными очами. Митрополит Петр понимал, что однажды, когда Русь объединится, начнется её возрождение, а начало этому – единство во Христе. Без единой Церкви ни одному из князей невозможно объединить Русскую землю. По желанию и совету святителя Петра великий князь Иван Калита заложил в 1326 году в Москве на площади первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Когда святитель Петр умирает, его тело было погребено в Успенском соборе в каменном гробу. Рака с мощами Первосвятителя становится центральным местом всей Руси: у гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Святейший Патриарх Кирилл у раки с мощами святителя Петра Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители, здесь же, вплоть до революции, коронуются русские монархи. Без митрополита Петра не было бы возвышения Москвы, так как без его чистоты и святости решение митрополита жить в Москве не имело бы такого значения для потомков. Святитель Петр был не просто администратором и правителем Церкви, он был святым человеком. Именно поэтому все последующие митрополиты считали великим благом наследовать ему Московскую кафедру как кафедру митрополита Киевского и всея Руси.

http://pravmir.ru/bez-svyatitelya-petra-...

Вот как всё в нашей истории взаимосвязано! Любой непредвзятый исследователь видит, какое огромное значение имела Православная Церковь не только для формирования Русского государства на берегах Днепра, но и для укрепления того же государства с новой столицей на берегу реки Москвы, что подготовило освобождение нашего народа от 300-летнего иноземного господства. Жизнь Церкви и жизнь народа так связаны, что их невозможно разделить, по одной только причине, что народ — это и есть Церковь. Практически так сохраняется до сего дня — с той лишь поправкой, что многие члены Церкви, крестившись, не воцерковились, не осознают себя членами Церкви, не знают своей истории, не питаются от благодатных источников исторического и духовного ведения, а потому становятся легкой добычей тех, кто хотел бы разрушить всякую историческую память и веру православную. Верим, что молитвами святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, будет сохраняться вера православная на Святой Руси, духовно объединяя братские народы России, Украины, Беларуси, многих живущих в Казахстане, Молдове и других странах. Верим, что неслучаен был подвиг наших великих предшественников — великих князей, митрополитов, Патриархов, царей, тех, кто умножал силу Святой Руси, в первую очередь обращая внимание на духовное состояние людей, на их идеалы, на то, что должно быть движущим началом в жизни человека. Дай Бог, чтобы по милости Божией, молитвами святителя Петра, молитвами всех святых, в земле нашей просиявших, через смиренное служение Русской Православной Церкви в народе нашем никогда не прекращалась сильная вера и светлое нравственное чувство, которое возвышает человека, делая его непобедимым. Пусть будет так молитвами святителя и чудотворца Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Аминь. С праздником поздравляю вас! Рейтинг: 10 Голосов: 35 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Elena 5 января 2013, 16:14 митрополита Киевского, Московского и всея Руси.??? Московского и всея руси???.... ну - ну....

http://pravoslavie.ru/58550.html

Затем, показав народу честный образ, как победную хоругвь Православия, святой Ермоген перенес его в торжественном крестном ходе, при громадном стечении молящихся, в соседнюю церковь святого Николая Тульского. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах. Он же написал известный всей Руси тропарь «Заступнице усердная». Медленно восстанавливалась разрушенная Казань. В это время овдовевший о. Ермолай принял постриг, с наречением ему имени Ермоген, в московском Чудовом монастыре — месте будущего подвига. Его немедленно возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем Спасо-Преображенского монастыря, который также пострадал от пожара и требовал восстановления. Но в 1589 г. скончался митрополит Казанский Иов, и на Казанскую кафедру был назначен архимандрит Ермоген. Новый святитель с ревностью продолжал труды своих великих предшественников. Он возобновил почитание свв. мучеников Казанских Иоанна, Петра и Стефана, составил летопись христианской Казани; основал много церквей и монастырей, и в числе их женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской на месте ее обретения. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4 октября/17 ноября), и Варсонофия, епископа Тверского (память 4 октября/17 ноября). Царь Феодор Иоаннович (1584-1598) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святителей, святой Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Патриарха Иова и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия. За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года он возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе . Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра, Московского чудотворца (память 21 декабря/3 января), а царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202711...

Москва, 31 декабря 2013 г.      Хранить духовное единство Я обращаюсь отсюда ко всей Руси – к России, Украине и Беларуси, ко всем другим странам, где живет своей духовной, культурной традицией Святая Русь. Я прошу всех хранить то духовное единство, основоположником которого был святой равноапостольный великий князь Владимир, то единство, которое оберегалось иерархами Церкви Русской, в том числе святителем Петром. Неслучайно святитель всю жизнь свою отдал для того, чтобы сохранить это единство. Он путешествовал по епархиям разоренной Руси, он примирял обезумевших феодальных князей, он пробуждал чувство любви к единому Отечеству, он старался всех примирить, чтобы Русь накопила силы и свергла иноземное иго. Его великий подвиг – это ответ всем тем, кто говорит, что нет ничего общего между Россией и Украиной, что история России начинается чуть ли не с XVII века. Это ответ всем тем, кто считает, что Церковь на Украине и в России – это две разные Церкви. Это одна единая Церковь Святой Руси, скрепленная подвигами святителя Петра, святителя Алексия, великих угодников Киево-Печерских, святого преподобного Сергия Радонежского. И верим, что это духовное единство сохранит всю историческую Русь от духовной пагубы, от соблазнов, от нового идолопоклонства, от преступления Божиих заповедей. Оно не даст нам за чечевичную похлебку продать наше духовное первородство. Мы молимся святителю Петру, чтобы он, предстоя Богу, приклонил Его милость к исторической Руси – к России, Украине и Беларуси. Из слова после Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца, 3 января 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 27 января 2014, 13:53 Хранил,хранит и будет хранить нас Господь,по вере нашей Алексей Каржавин 6 января 2014, 17:24 Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго. Александр 6 января 2014, 13:01 Спаси Господи! Евгений Вохрамеев 6 января 2014, 12:43 Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Я, прихожанин Никольской Церкви города Барнаула,очень надеюсь на Вас,Сятейший Наш Патриарх,о сохранении " Духовного Единства " .Сделайте, пожалуйста, из Ваших проповедей фильм для " Интернета " ,кторый бы вразумлял нас через Вас и Господа Нашего Иисуса Христа на все времена,как на Исповеди.Долгая лета Вам,Сятейший Патриарх Кирилл.

http://pravoslavie.ru/67340.html

Две пасхальные службы, совершенные «на дне земного ада», казалось бы, полностью обесценившего человеческую жизнь, помогли не одному страдальцу отойти от бездны отчаяния и поверить – окончательно поверить! – что смерти нет. Радость и ликование Еще одного автора сборника, лауреата Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Владимира Крупина, думается, не надо представлять. В книге «Тайна Воскресения» четыре его рассказа. Доминантой одного из них под названием «Слава Тебе, показавшему нам свет!» стало описание главного события в жизни Крупина – посещения Иерусалимского храма Воскресения. О паломничество на Святую Землю и сокровенных переживаниях – повествование и другого лауреата Патриаршей премии по литературе писателя и кинодраматурга Александра Сегеня «Кристе агсдга» (к слову сказать, автора книг о митрополите Алексии Московском, всея России чудотворце; святителе Филарете Московском и Патриархе Алексии II). Насыщенное живыми диалогами, окрашенное легким юмором это очень динамичное повествование переносит нас туда, где произошло главное событие всей мировой истории. Очень трогательно написан рассказ настоятеля московского подворья Введенской Оптиной пустыни архимандрита Мелхиседека (Артюхина) «О силе пасхальной молитвы». В нем – редкий сюжет о приснопоминаемом Святейшем Патриархе Алексии II и бомже, умершем со словами на устах «Христос воскресе!» А отрывок из книги прозаика, драматурга, публициста Ирины Ордынской «Монахини» выстраивает в сознании целый ассоциативный ряд. Чуть более девяти десятилетий назад в подмосковном Свято-Троицком Александро-Невском женском монастыре, превращенном советской властью в трудовую сельскохозяйственную артель, на пасхальную службу в собор и на крестный ход удалось пробраться лишь немногим крестьянам. Они пришли со стороны леса через калитку в заборе обители. Но комсомольцы с милиционерами все же «выловили» по пути в монастырь большую часть людей и под страхом ареста отправили домой. Можно только представить, как после праздничного богослужения матушка настоятельница игумения Олимпиада с печалью смотрела на два длинных пустых стола, приготовленных для паломников, которые не смогли разделить с сестрами и клириком монастыря радость самого главного праздника Православной Церкви… Если говорить об ассоциациях, то в памяти ярко, зримо встает жизнь сегодняшней обители в селе Акатове Клинского района – ставропигиального монастыря, где после праздничных служб и особенно после пасхальной согласно поговорке яблоку негде упасть. Сестры, собранные в свое время под крыло почившего ныне архимандрита Петра (Афанасьева), прихожане, воспитанницы Александровской православной гимназии при монастыре – наверное, в душе матушки настоятельницы игумении Антонии при виде всего этого многолюдства рождается чувство радости.

http://pravoslavie.ru/121767.html

3 января, в день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель совершил молитву у раки с честными мощами святителя Петра, пребывающими в алтаре Успенского собора. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом, в котором отметил значение духовного подвига святителя Петра, внесшего неоценимый вклад в дело объединения Руси, для нашего времени. Коснувшись темы православной миссии в современном мире, Предстоятель подчеркнул, что главная задача Церкви состоит в том, чтобы «спасти молодое поколение, пробудить в нем ясное сознание того, что жизнь, которую ему предлагают, — это языческая, безбожная жизнь, разрушающая человеческую личность». В память о совершенном богослужении всем верующим были розданы иконки святителя Петра, митрополита Московского, с патриаршим благословением. 6 января, в навечерие Рождества Христова, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил диакона Александра Ильюхова, студента Московской духовной академии, клирика Покровского академического храма, во пресвитера. По окончании богослужения Святейший Патриарх поздравил духовенство и мирян с наступающим праздником Рождества Христова. В ночь с 6 на 7 января, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение и Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. На богослужении присутствовали Президент Российской Федерации Д.А. Медведев с супругой, представители государственных органов власти России, общественных организаций, инославных христианских Церквей. 7 января Святейший Патриарх Кирилл совершил великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За богослужением молились священнослужители Москвы, члены приходских советов столичных храмов, сотрудники синодальных учреждений, москвичи и гости столицы. По окончании богослужения Святейшего Патриарха поздравил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, после чего Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с первосвятительским словом.

http://e-vestnik.ru/news/447_sluzhenie_p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010