Митрополит был заточен в Богоявленский монастырь, а потом свезен в Тверской Отрочь монастырь. Здесь, по приказу Ивана Грозного, 23 декабря 1569 года он был задушен главой опричников Малютой Скуратовым. После мученической кончины святителя Филиппа тело его было погребено в Отроче монастыре, в Твери. Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. Он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. Во время служения будущего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение мощей Казанских чудотворцевсвятителей Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен Собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге Патриарху подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания, в которых призывал обратиться от злых дел своих.

http://patriarchia.ru/db/text/53437.html

В 1930 г. митрополит Евлогий во время очередного визита в Лондон принял участие в англиканской молитвенной службе о страждущих христианах в России, за что митрополит Сергий (Страгородский) , в то время управлявший Русской Церковью , под давлением советских властей подверг его прещениям. Вскоре митрополит Евлогий с западноевропейской епархией, насчитывавшей около ста приходов, был принят в общение Константинопольским патриархом Фотием на правах главы Русского Экзархата. Принят временно, до избавления Церкви в России от гонений безбожной власти. Так лондонский патриарший приход остался просто евлогианским (или «парижским» – по местопребыванию управления Экзархата). В 1940 г. почил в Бозе настоятель евлогианского прихода протоиерей Николай Бер, и приход возглавил протоиерей Владимир Феокритов (начавший свое служение в 1907 г. певчим в Лондонском церковном хоре). Во время войны крыша церкви несколько раз страдала от бомбежек. Пожар, начавшийся от пробившей крышу зажигательной бомбы, удалось вовремя погасить, и никто не пострадал. На время войны часть церковной утвари была вывезена в Шотландию, в королевскую резиденцию Балморал, где тогда проживала Великая Княгиня Ксения Александровна. 4.21. Святитель Иоанн, Шанхайский чудотворец В 1945 г. престарелый митрополит Евлогий принял решение вернуться в лоно Русской Церкви, и просил патриарха Московского и всея Руси Алексия I принять его и управляемый им Экзархат под свой омофор. В августе 1945 г. в Париже и Лондоне побывала делегация Русской Церкви во главе с митрополитом Крутицким Николаем (Ярушевичем) . Протоиерей Владимир и лондонские прихожане встретили владыку Николая очень радушно. Осенью того же года Священный Синод Русской Церкви удовлетворил просьбу митрополита Евлогия. В следующем, 1946 году, по кончине митрополита Евлогия, его парижские последователи отказались подчиниться его решению, и убедили новоизбранного главу епархии архиепископа Владимира (Тихоницкого) оставаться под Константинополем, ссылаясь на то, что ответа оттуда на письменное уведомление о переходе Экзархата под омофор патриарха Московского получено не было. Несколько приходов бывшего Экзархата, среди них и Лондонский, решили остаться в Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Непродолжительным оказалось его пребывание на Ростовской земле. Сам Святитель пишет: «И бывшу ми на престоле Ростовская архиепископия год без единаго месяца, и по том неизреченным Промыслом превысокого Божия человеколюбия, и повелением блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Феодора Иоанновича, всея Русии самодержца, избран и понужен бых от него государя аз, смиренный, на великую Митрополию царствующего града Москвы» . Произошло это событие 11 декабря 1587 г., когда собором епископата Русской Церкви архиепископ Ростовский Иов был поставлен Митрополитом и Первосвятителем на Московскую кафедру, «в великую соборную и апостольскую церковь Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, и великих Чудотворцев Московских и всея Русии Петра, Алексия и Ионы» . Но смиренному Святителю предстояло воспринять и высшее иерархическое достоинство Русской Церкви, сообразное ее действительному значению в христианском мире. Примечания Духовная грамота Патриарха Иова. — В кн.: Древняя российская вивлиофика. Изд. 2, ч. 6. М., 1788, с. 107—125. Там же, с. 114. История о первом Патриархе Иове Московском. — В кн.: Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией. Т. 13. СПб., 1891, стлб. 923—944; О перенесении честных мощей Святейшего Иова из Старицы в царствующий град Москву. — Тамже, стлб. 944—950. Тексты «Истории» опубликованы также в других изданиях. Известно несколько рукописных списков «Истории»: а) История о первом Иове Патриархе Московском и всея России. — ОР ГБЛ, собр. Саввино-Сторожевского мон-ря, 5, полуустав, 4°, XVIII в., лл. 40—67. б)История о первом Патриархе Иове в Велицей России, о возведении на Патриаршество и о изгнании его. — ОР ГБЛ, собр. Музейное (ф. 178), 156, полуустав, 4°, XVII—XVIII вв., лл. 133—166. в)История о первом Иове Патриархе Московском и всея России. — ОР ГБЛ, собр. В. М. Ундольского (ф. ПО), 1110, скоропись XVIII в., лл. 296—300. г)История о Иове первом Патриархе Московском и всея России. — Рукопись нач. XIX в., 4°, 23 л. Хранилась в Старицком Успенском монастыре, место хранения в настоящее время неизвестно. Текст опубликован: История о первом Патриархе Иове Московском и всея России (по Старицкому списку). Под ред. и с предисл. А. Н. Вершинского. Старица, тип. И. П. Крылова, 1911, 35 с.

http://sedmitza.ru/lib/text/439779/

Святое тело подвижника Божия положено было близь алтаря построенного им храма. Впоследствии мощи его ознаменовались многими исцелениями 223 . Спустя сто лет после его кончины, сооружен был в обители каменный храм с приделом в честь преп. Арсения, где под спудом почивают мощи его 224 . Что же говорит для всех жизнь препод. Арсения? «Если хочешь войти в жизнь вечную: сохрани заповеди» ( Мф.19:17 ). Не всякий говорящий Мне: Господи, Господи! войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего, Который на небесах» ( Мф.7:22 ). Так говорит вам подвижническою жизнию своею пр. Арсений. Перенесение мощей св. Петра, митроп. Московского Честное тело св. Петра митрополита по преставлении его положено было в московском соборном храме Успения Богородицы, близь св. жертвенника, – на месте, самим святителем приготовленном. Гроб свято-почившего со дня преставления его сделался прибежищем для верующих; в раке св. Петра православные христиане притекали для молитв, с благоговением лобызали ее и получали благодатную помощь. В 1380 году св. Петр митрополит в ночь пред битвою Донскою явился и видим был на воздухе с златым жезлом, которым поражал врагов отечества. В таком же виде явился св. Петр в 1395 году и претил нападать на Москву Тамерлану. По сим явлениям для защищения отечества от врагов св. Петр в русских летописях называется заступником русской земли. Цари и патриархи в грамотах своих называли св. Петра великим чудотворцем. Слава сего первого из митрополитов московских чудотворца распространилась уже во всех концах России, когда честные и многоцелебные мощи его, по случаю построения в Москве нового обширнейшего Успенского, вместо ветхого храма, 146 лет стоявшего, в XV столетии обретены были нетленными. В 1472 году, по воле великого князя Uoahha III Васильевича и по благословению московского митрополита Филиппа, с благоговением открыли надгробницу св. Петра митрополита, и св. мощи его, по словам летописи, «яко свет сияху», а гроб, в котором они почивали, распался от огня, в пожар во време взятия Москвы Тохтамышем; при сем случае Тохтамыш раскрыл гроб св. Петра, чающе нечто сокровенно в нем. По устроении в новосозидаемом храме кивота для мощей святителя был совершен и навсегда установлен праздник перенесения честных мощей, иже во Святых отца нашего Петра митрополита и чудотворца всея России.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С помощью Божией, под водительством Священноархимандрита Высоко-Петровской обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла нам предстоит буквально " с нуля " возродить здесь монашескую жизнь. Храм - вне нумерации - Какие проблемы современной монастырской жизни надо решать в первую очередь? - В первую очередь надо возвращаться к такому понятию, как монашеская община. Не просто сумма отдельно взятых клириков, монахов и прихожан обители, а именно община, то есть семья, для которой храм - это даже не второй дом, это то, что вне нумерации. В истории Высоко-Петровского монастыря в ХХ веке мы знаем яркие примеры создания таких общин, которыми руководили старцы, позже прославленные в лике святых - преподобномученики Игнатий (Лебедев), Феодор (Богоявленский), Герман (Полянский) и другие угодники Божии. Нам надо больше обращать внимания на наше церковное наследие - жития святых, их труды, наставления. Особенное внимание надо уделить подвигу новомучеников и исповедников Российских. Во многом благодаря их подвигу, их молитвам все больше людей сегодня приходят к настоящей, глубокой вере. Нельзя забывать и о земных нуждах монастыря. Надо позаботиться о ремонте помещений - братского и настоятельского корпусов. Предстоит наладить снабжение монастыря провизией и всем необходимым для повседневной монашеской жизни: одеждой, предметами обихода, утварью, книгами. Необходимо также предусмотреть выпуск и распространение справочной литературы о монастыре и его небесных покровителях - от святителя Петра Московского до наших новомучеников и исповедников. Уповаем на Господа, что в недалеком будущем сможем встретить в обители частицу мощей ее основателя и небесного покровителя - святителя Петра, митрополита Киевского и Московского и всея России чудотворца. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла святыня будет открыта для молитвенного почитания верующими так же, как это было и до закрытия Высоко-Петровского монастыря в период гонений на Церковь в ХХ веке. - Нет ли противоречия, несоответствия между тихой молитвенной жизнью в монастыре и бурным, неспокойным существованием большого города за его стенами? Сможет ли монастырь " вписаться " в жизнь современной Москвы?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

В Синодальной и Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря состоялись собеседования между делегациями Русской и Александрийской Церквей, в ходе которых были обсуждены актуальные вопросы церковной жизни. В ходе обсуждения темы межхристианских отношений была затронута проблема отношений с Римско-Католической Церковью. Со стороны Святейшего Патриарха Алексия Предстоятелю Александрийской Православной Церкви была выражена глубокая благодарность за поддержку позиции Московского Патриархата по вопросу о возможном создании униатского патриархата на Украине. Святейший Патриарх Алексий также поблагодарил Блаженнейшего Патриарха Петра за доброе отношение к русским священникам, которые совершают служение в Африке, окормляя соотечественников, живущих на этом континенте. Предстоятели Александрийской и Русской Православных Церквей приняли участие в торжественной церемонии открытия выставки «Православная Русь» в Московском комплексе «Гостиный двор» 21 января 2004 года. В храме Христа Спасителя Блаженнейшему Патриарху Петру за большой личный вклад в укрепление единства православных народов и сохранение православного присутствия на Африканском континенте была вручена премия «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов». 22 января 2004 года, в день памяти святителя Филиппа, Митрополита Московского и всея России чудотворца, Блаженнейший Патриарх Петр и Святейший Патриарх Алексий в сослужении иерархов Александрийской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По завершении богослужения в Патриарших покоях Кремля состоялась встреча Президента России В.В.Путина с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Петром VII и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В ходе визита Блаженнейший Патриарх Александрийский Петр также посетил храм Христа Спасителя, Саввино-Сторожевский монастырь, совершил богослужение в храме Всех Святых на Кулишках (Подворье Александрийской Православной Церкви), познакомился с жизнью прихода в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Успенское Одинцовского района, Московской области.

http://mospat.ru/archive/86334-zhurnaly-...

Подобно празднованию трём Вселенским учителям и святителям Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту , совершаемому и порознь каждому, и всем вместе в один день, Церковь совершает также празднование и каждому порознь из Всероссийских святых святителей, и всем им купно в один день, воздавая им равную честь, какую прежде установления им общего праздника православные христиане по обычаю воздавали. Прежде установления праздника в честь Всероссийских святителей они все совокупно и равночестно называемы были у православных великими чудотворцами и молитвенниками. Празднование трём Всероссийским святителям, Петру, Алексию и Ионе, всем в один день 5 октября, установлено в 1596 году, повелением благочестивейшего царя и великого князя Феодора Иоанновича, всея России самодержца, по благословению святейшего патриарха Московского Иова и всего священного Собора. Во имя равночтимых трёх святых святителей Всероссийских Петра, Алексия и Ионы сооружён был храм на патриаршем дворе в Москве. Св. Филипп причислен к ним в 1875 году. Церковь величает трёх святых святителей Петра, Алексия и Иону первопрестольниками Российскими, истинными хранителями Апостольских преданий, столпами непоколебимыми, православия наставниками, благочестивыми святителями, прославленными от Бога нетлением и чудесами. «Имея душу милостиву и чист помысл, и сердце несмущенно, и веру непорочну, и любовь нелицемерну, учительство изрядно, и святительства достоинство, Петр, лику святителей сопричислен на небесех. Досточудный и премудрый Алексий иноческим житием Богу угодил, и Бог избрал его от юности пастырем овец словесных и учителем великим; он явился священникам наставник и всей стране Российской звезда пресветлая, чудесы осиявающая всех верою припадающих к раце его мощей. Иона, Богомудрый святитель, измлада Христа возлюбил и, от Него Пресвятого Духа Божественными зарями сердце своё просветив, световиден во истину был». Св. священно мученика и святителя Филиппа Церковь нарицает преемником первопрестольников, столпом православия, поборником истины, новым исповедником, положившим душу за паству.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ныне мы празднуем честное преставление иже во святых отца нашего Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца. Это его преставление можно назвать кончиной, ибо и о святом житии его, и о блаженной кончине читаем в книге, и службу ему поем из книги, книга же эта – книга смерти. Ибо, как говорит Писание, и «Авраам умер, и пророки» ( Ин. 8:52 ), и святитель Христов Петр также отдал долг смерти, умер, но умер смертью честной: «Честна пред Господом смерть преподобных Его» ( Пс. 115:6 ). Умер смертью бессмертной: «упование его бессмертия исполнено» ( Прем. 3:4 ), – и эта его книга смерти сделалась книгой рождения, ибо через временную смерть он возродился для вечной жизни. Имеет и смерть, смерть добрая, книги своего родства, и родства не худого, а прекрасного, доброго. Ибо как от доброго корня вырастает добрая ветвь и от доброго дерева рождается добрый плод, так и добрая смерть имеет свое происхождение от доброго рода. Каков это добрый род доброй смерти, мы сейчас увидим. Не подумай, слушатель мой, что я говорю здесь о плотском благородстве архиерея Божия, ибо он от юности презрел род свой. Не о плотском, а о духовном и добродетельном роде его говорю, то есть о богоугодной его жизни, в которой добродетель родилась от добродетели. Смирение родило любовь к Богу, любовь к Богу – презрение мира, презрение мира родило воздержание, воздержание – умерщвление телесных чувств, умерщвление чувств родило чистоту плоти и духа, чистота – мысленное созерцание Бога, созерцание Бога родило умиление и слезы. Наконец, из всего этого родилась добрая, блаженная, честная, святая смерть, приводящая к покою, ибо «праведник, если и достигнет кончины, в покое будет» ( Прем. 4:7 ). Такого духовного, добродетельного родства, из которого происходит добрая смерть, я обретаю две книги: одну у святого Давида Псаломника, другую у святого Иоанна Лествичника . У Псаломника эта книга духовного, добродетельного родства написана так: «Тот, кто неповинен руками и чист сердцем, кто в душе своей не увлекался суетою и не клялся лукаво ближнему своему, сей получит благословение от Господа и милость от Бога – Спасителя своего. Сей род ищущих Господа» ( Пс. 23:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Нечто подобное пророчествовали и другие Русские Святые, начиная с Преподобного Серафима Саровского. Даже гораздо раньше - со святителя Петра, Митрополита Киевского и всея Руси, Московского Чудотворца! Но мой «скептицизм» отнюдь не осуждает различные человеческие усилия к общественному и политическому объединению. Напротив, такие усилия есть свидетельства перед Богом, что в глубине души мы остаемся русскими людьми, наследниками Русского Народа Богоносца, и для нас тяга к объединению есть естественная, Богодарованная потребность. Она совсем не убита в нас чуждыми политическим технологиями. И это не глупость и блажь, а наши чаяния. И Господь читает эти надежды в наших сердцах, Он совсем не безразличен к ним, но Он чего-то ждёт, чего-то совсем неведомого нам ждет. И, возможно, вовсе не в нас ждёт, а где-то на других концах земли. А то, что есть такие люди, как В.Н.Осипов, которые подобно ему не устают свидетельствовать населению России о необходимости объединения, так это здорово! С моей точки зрения совершенно симптоматичным было то, что темные силы, ещё «царящие» в России, натужно старались привлечь Владимира Николаевича к суду за «экстремизм». Полагаю, что спецслужбы международных антирусских сил прекрасно понимают подлинное достоинство Владимира Николаевича в Русском Возрождении, Христианском Возрождении, и потому именно в момент стихийного всплеска русского национального самосознания они пытались его блокировать втягиванием в процесс об «экстремизме». Не получилось... Что же касается позиций, которые высказывает все эти годы Владимир Николаевич, то я смотрю на них через призму только что мною сказанного. Это - наша школа, это наши уроки по объединению. В.Н.Осипов - потомственный учитель! Все эти трудные для России годы он учит нас терпению, мужеству, любви к соратникам. Когда время придет, нам не будет нужды начинать учиться с азбучных истин, и мы сомкнёмся вокруг нашего Православного Самодержавного Царя, явленного Сами Господом, как уже обученные различными разъединениями прилежные ученики. Ведь и Апостолы разбегались после смерти Христовой, но они извлекли урок из этого малодушия и стали верными Господу даже до смерти.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/09/...

Отрок, поддерживаемый тем иереем, молясь, крикнул громко: – Дождь идет! День был ведреный, на небе не было видно ни одного облака: тотчас тот отрок сделался здоровым и уже без посторонней помощи пошел сам домой. Все дивились сему чуду и прославляли Бога и его угодника святого Иону. Когда окончена была постройка соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы в 1479 году, она была торжественно освящена и в нее перенесены были честные мощи святых митрополитов: во-первых, святого чудотворца Петра, потом Феогноста, Киприана, Фотия и сего угодника Христова, Ионы. А так как мощи его оказались целыми и нетленными, то их положили в раку и поставили открыто в соборной церкви, как они почивают и теперь и сподобляют многих верующих, приходящих к ним с молитвою, просимой благодати 2322 . Один человек, по имени Иоанн, будучи немым и не могущим ничего говорить, пришел однажды к раке святого и приложился к честным его мощам, поцеловав его святую руку. Неизвестно как, ему, Божиим смотрением, показалось, что святитель протянул руку свою, схватил его за язык и крепко держал. Он начал громко кричать. Священники и народ, бывшие тогда в церкви, поспешили к нему на крик и недоумевали, почему кричит немой. Увидав, что святой выпустил из рук язык, Иоанн перестал кричать и начал тотчас ясно говорить и рассказывать всем о том, как чудесно разрешился от немоты язык его. Все, бывшие там, пришли в ужас от того дивного чуда и, прославляя дела Божии, величали и великого чудотворца святителя Иону. Много и других чудес происходило и ныне происходит от честных мощей святого митрополита Московского Ионы всем, приходящим к ним с верою, во славу Христа, Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 2305 Святой Иона родился в древней галичской области, близ города Солигалича нынешней Костромской губернии. 2306 Симонов монастырь, на левом берегу реки Москвы, основан в 1370 г. во дни вел. кн. Дмитрия Донского учеником и племянником преп. Сергия Радонежского Феодором, по благословении митрополита Алексия. Название свое монастырь получил от места, которое, по имени владельца своего, прозывалось Симоново.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010