чудотворному пречистыя Богородицы образу, вожделеша убо небесныя кровы и будущее блаженство молитвами ее наследовати, и подвигшеся многа имения своя истощивше, поставиша церковь каменную на воспоминание преславного чудеси, во имя пресвятыя Богородицы честного ее Знамения, на той же Ильине улице близь тоеже святыя церкви святого Спаса, и всяческими церковными добротами и благолепно украсиша» 606 . Таким образом Знаменский собор основан в XIV веке, при архиепископе новгородском св. Моисее, в воспоминание чуда от иконы Божией матери, бывшего в 1169 году во время осады Новгорода войсками в. к. суздальского Андрея Георгиевича Боголюбского до построения новой Преображенской церкви за 18 лет. Собор в 1380 году подвергался пожару 607 , а в 1527 году перестроен при преосвященном Макарии, архиепископе новгородском и освящен им в 1528 году 608 . После этой перестройки упоминаются в соборе бывшие приделы св. Апостола Иакова Алфеева 609 , св. Иоанна архиепископа новгородского 610 . В том же Знаменском соборе отправляемо было храмовым порядком торжество в честь Богоматери св. ее иконы Владимирской, 23 Июля. В этот день установлено было пред литургиею совершать крестный ход из Софийского в Знаменский собор. Святитель с монастырскими властями, по совершении крестного хода, освящал воду пред Знаменскою церковию и совершал в ней литургию, по отпущении крестного хода в Софийский собор 611 . Построенный в XIV веке храм частию от времени, а частию от бывших пожаров, обветшал. На место разобранного прежнего храма в конце XVII века построен ныне существующий Знаменский собор. Построение его, по летописи, относится к 1682 году 612 . «В лето 7190 (1682), как сказано в Новг. III летописи 613 , в царство благочестивыя державы великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича всей великия и малыя и белыя России Самодержцев, при святейшем кир Иоакиме, архиепископе московском и всея России и всех северных стран патриархе, и при митрополите Коршилии Великого Новаграда и Великих Лук, та прежняя церковь Знамение пресвятыя Богородицы разобрана и место очищено, и вновь на том же месте, пространства ради и помещения людского, тщанием его преосвященного Корнилия, митрополита Великого Новаграда и Великих Лук, и не малым в строение то домовыя своея казны истощанием и прилежным в деле разсмотрением, построена церковь соборная Знамения пресвятой Богородицы, велми пречудно и величеством и высотою вне и внутрь зело умерена и преукрашена; освящена же бысть та новая преудобренная церковь Знамения Богородицы 7196 (1688), ноября в 20, в неделю.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В связи с этим тем юным читателям, которые желают углубить свои познания в истории Русской Церкви, я прежде всего хотел рекомендовать учебное руководство для духовных семинарий по данному предмету заслуженного профессора Казанской духовной академии Петра Васильевича Знаменского (1856–1917), послужившего добрую службу как нескольким поколениям дореволюционных семинаристов, так и тем, кто получал, подобно автору этих строк, семинарское образование в недавние годы. Настоящая книга «Две тысячи лет» не является обстоятельным курсом церковной истории, подобно тем, что изучаются в духовных семинариях и академиях.  Это живые рассказы из истории Православной Христианской Церкви, рассчитанные на подростков 11–13 лет и имеющие своей целью познакомить их на уроках в воскресной школе с ее основными вехами, а также рассказать о некоторых чтимых святых, в чьей жизни и подвиге эта история нашла свое яркое отражение.  Пусть эта книга послужит первому знакомству наших детей с церковной историей и привьет им любовь к Матери – Церкви. Учебный материал в книге расположен по тематическим главам. При этом для лучшего усвоения учащимися материала каждой главы целесообразно равномерно распределить его на необходимое количество уроков. Игумен Иннокентий, Москва, 9/22 января 2000 г. Суббота по Богоявлении, память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца Содержание От редактора русского издания Глава 1. Религиозные веровании Древнего мира Религии Древнего мира Глава 2. «Полнота времен» Глава 3. Первая церковь в Иерусалиме Глава 4. Апостол Петр Глава 5. Распространение Благой Вести Глава 6. Обращение и труды Апостола Павла Глава 7. Жизнь Ранней Церкви Глава 8. Гонения на христиан Глава 9. Святые мученики Глава 10. Обращение Константина Великого и новое положение Церкви в Римской Империи. Юлиан Отступник Глава 11. Раскрытие вероучения. Вселенские Соборы Глава 12. Отцы Церкви – святые Василий Великий и Григорий Богослов Глава 13. Золотой век святоотеческой литературы. Святой Иоанн Златоуст

http://azbyka.ru/deti/sofja-kulomzina-dv...

Став митрополитом Киевским и всея Руси, святитель Петр устремляется в Киев, желая совершать там свое Первосвятительское служение. Однако он смог прожить в Киеве лишь год, с большой опасностью для жизни, и понял: то, что совершил его предшественник митрополит Максим, было исполнено большого смысла. Невозможно управлять Церковью и сохранять ее единство, буквально каждый день рискуя жизнью. Невозможно вершить дела во граде, подверженном постоянным нашествиям врагов. И святитель Петр через год после поставления митрополитом окончательно переносит свою кафедру во Владимир. Но и здесь святитель столкнулся с грехом человеческим — с тщеславием и гордыней, с желанием поставить себя выше других, что действительно было характерно для некоторых удельных князей. Эта борьба за первенство особенно ярко проявилась в политике тверских князей — Михаила, а потом и Александра, которые возжелали великого княжения, и от святителя Петра во многом зависело, осуществятся ли эти амбиции. Тогда святитель Петр совершает поступок, который в то время не мог понять не только князь Тверской Александр, но и многие другие. Вместо того чтобы из Владимира ехать в усиливающуюся Тверь, святитель едет в небольшой град Москву. Прибывает сюда, к князю Ивану Калите, и переносит в Москву из Владимира митрополичью кафедру всея Руси. А для того чтобы кафедра была утверждена навеки, он повелевает князю Иоанну возвести величественный Успенский собор, но, как уже было сказано, он не дождался завершения строительства и через год после закладки сего величественного храма отошел ко Господу. Успенский собор — творение святителя Петра. Мы молимся в храме его надежды, мы молимся в храме, где он утвердил Первопрестольную кафедру всея Руси. Все служение святителя Петра сопровождалось борьбой за духовное и политическое единство Руси. Будучи уроженцем Малороссии, Волыни, святитель, взойдя на Киевскую кафедру и перенеся ее во Владимир, осознал, что для сохранения единства Руси будет полезнее, чтобы Первопрестольным градом стал град Москва, и совершил это великое деяние. Без святителя Петра не было бы Москвы как столицы всея Руси. Это он — духовный основатель столицы. Не княжества, которое было до него очень слабым и мало чем отличалось от других, а подлинной столицы, ведь где был духовный центр, там утвердился и политический центр.

http://patriarchia.ru/db/text/4751247.ht...

Церковь села Львов основана в 1807 году и содержит в себе два престола: святит. Петра, Митрополита всея России чудотворца и святител. Петра, Алексия и Ионы, Митрополитов и всея России чудотворцев. Земли при церкви 36 десятин. Приход состоит из одного селения, в нем домов 39; душ муж. пола 123, жен. пола 158. А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Лев, казенное село, названием своим напоминающее прежние княжеские охоты, вероятно, здесь происходившие. Оно стоит близ оз. Неро, в 7 верстах от Ростова. В нем 42 двора, 128 ревизских душ и 127 наделов. Сельская каменная одноглавая, в связи с колокольнею, церковь основана в 1807 г. и содержит два престола: св. Петра, митрополита московского и св. московских Петра, Алексия и Ионы. До 1838 г. этот храм был холодный, но в означенном году несколько перестроен и обращен в теплый. Во время перестройки прежняя колокольня отошла, вследствие чего в 1849 г. и была построена новая, в связи же с церковью, которая существует и до настоящего времени. В 1864 г. церковь обнесена каменною оградою. До времени построения каменной церкви здесь находилась деревянная, стоявшая несколько на юго-востоке от теперешней, но когда и кем она была построена, неизвестно. Из местно чтимых икон особенно замечательна древностью икона Смоленской Пресвятой Богородицы, однако время написания ее неизвестно; она украшена серебряной ризою в 11,5 фунтов. Особенно древних предметов, а равно старопечатных книг и рукописей, в ризнице церкви не находится. Крестный ход бывает 28 июля вокруг селения и по домам, установленный по случаю скотских падежей 1819 и 1871 гг. При здешней церкви находится 36 десятин земли, приход состоит из одного только селения. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Комментарии и обсуждение Страница бывшего настоятеля этого Храма иерея АЛЕКСАНДРА ШАНТАЕВА, выдающегося православного писателя, написавшего 4 великолепные книги о современной приходской жизни сельских Храмов Ярославской глубинки есть в интеренете по адресу: http://aleksandr-shantaev.narod.ru

http://sobory.ru/article/?object=01951

Чудом Божиим собор сохранился, как в основном сохранился, за исключением своих монастырей, и Кремль. Сохранился в годы безбожного лихолетья, и потому всегда каждый из нас с особым чувством вступает под эти священные своды. Здесь вся наша история, здесь наши святыни, здесь бьется сердце исторической Руси, и по милости Божией сегодня, как и в прошлые столетия, здесь находится кафедра всея Руси, ныне возглавляемая Патриархами Московскими и всея Руси. И замечательно, как я уже сказал, что Патриаршие богослужения в новом году начинаются в день памяти святителя Петра, на этом историческом месте. Я обращаюсь отсюда ко всей Руси — к России, Украине и Беларуси, ко всем другим странам, где живет своей духовной, культурной традицией Святая Русь. Я прошу всех хранить то духовное единство, основоположником которого был святой равноапостольный великий князь Владимир, то единство, которое оберегалось иерархами Церкви Русской, в том числе святителем Петром. Неслучайно святитель всю жизнь свою отдал для того, чтобы сохранить это единство. Он путешествовал по епархиям разоренной Руси, он примирял обезумевших феодальных князей, он пробуждал чувство любви к единому Отечеству, он старался всех примирить, чтобы Русь накопила силы и свергла иноземное иго. Его великий подвиг — это ответ всем тем, кто говорит, что нет ничего общего между Россией и Украиной, что история России начинается чуть ли не с XVII века. Это ответ всем тем, кто считает, что Церковь на Украине и в России — это две разные Церкви. Это одна единая Церковь Святой Руси, скрепленная подвигами святителя Петра, святителя Алексия, великих угодников Киево-Печерских, святого преподобного Сергия Радонежского. И верим, что это духовное единство сохранит всю историческую Русь от духовной пагубы, от соблазнов, от нового идолопоклонства, от преступления Божиих заповедей. Оно не даст нам за чечевичную похлебку продать наше духовное первородство. Мы молимся святителю Петру, чтобы он, предстоя Богу, приклонил Его милость к исторической Руси — к России, Украине и Беларуси.

http://patriarchia.ru/db/text/3493201.ht...

После богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил всех собравших с праздничным днем и передал в дар храму иконы Порт-Артурской Божией Матери и праведного воина Феодора Ушакова, а также ковчег с частицами мощей святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Частицы мощей были привезены в Россию по инициативе полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко . Светлана Медведева передала храму икону апостолов Петра и Павла, а губернатор Валентина Матвиенко — икону святителя Николая Чудотворца. За помощь в созидании храма Святейший Патриарх Кирилл наградил заместителя главы Администрации президента России А.Д. Беглова орденом преподобного Серафима Саровского II степени, а министра обороны России А.Э. Сердюкова орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени. А.Д. Беглов вручил государственную награду Орден почета настоятелю храма апп. Петра и Павла протоиерею Михаилу Петропавловскому и помощнику председателя Государственной Думы РФ А.Г. Захватову, который является ктитором храма. Затем Святейший Патриарх Кирилл прошел на ступени храма, где обратился к военным морякам и многочисленным верующим с Первосвятительским словом. Предстоятель еще раз поздравил всех «с таким важным событием в жизни Российского Военно-морского флота, как освящение храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла, посвященного памяти погибших подводников». По словам Его Святейшества, в народе жива память о героях, о тех, кто жизнь свою отдал за Отечество. «Без героизма не может быть жизни человеческой, потому что героизм это пример, это идеал, продолжил Святейший Патриарх.  И как бы не пытались многие сегодня отвернуться от этого идеала, сказать, что идеалом является что-то другое богатство, слава, почет, комфортные условия жизни  в глубине народной жизни, в глубине сердца нашего всегда хранится этот образ положительного героя, образ того, кто беззаветно любит страну свою и жизнь свою готов положить за ближних своих». Именно поэтому в честь героев и возводятся памятники и строятся храмы, подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/810928.htm...

1 декабря 1860 года Нижегородский епископ Нектарий (1860 — 1869) освятил главный престол храма в честь Петра, Алексия и Ионы, Московских чудотворцев, 14 декабря — правый придел в честь апостола Иасона и Николая Чудотворца, 16 декабря — левый придел в честь евангелиста Луки. В XX веке Трехсвятскую церковь постигла судьба большинства храмов России. После революции 1917 года храм был разорен, а в молельном зале устроено общежитие. Современное состояние [ править править код ] В 1998 году на средства Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря началась реставрация храма. 11 июня 2005 года епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения главного придела во имя святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев, 19 октября 2005 года епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения престола во имя святителя Николая и апостола от 70-ти Иасона, 20 декабря 2005 года епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения левого престола в честь святого апостола и евангелиста Луки и преподобномученика Андрея Критского. Богослужения в скиту совершаются регулярно. Скит приписан к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю . Храмы [ править править код ] Деятельность монастыря [ править править код ] Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: Россия, г. Нижний Новгород, ул. Короленко, 14 Телефон: +7 (831) 43439-40 (Дивеевский монастырь, по общим вопросам) Электронная почта: DIV.P.NN@YANDEX.RU Сайт: Паломнику [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Богослужения в скиту совершаются регулярно. Скит открыт для посещения во время совершения богослужений. Как добраться [ править править код ] Из г. Москва поездом, самолетом или автомобилем до г. Нижний Новгород. С Московского вокзала г. Нижний Новгород на метро от метро Московская до метро Горьковская, далее пройти пешком до подворья 500 метров. Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_в_чест...

Большинство Московских святителей были не только епископами Первопрестольного града, но и Предстоятелями всей Русской Церкви. Для каждого из них судьба Отечества, судьба нашего православного народа, судьба Церкви стала их личной судьбой. В настоящее время Собор Московских святителей включает 17 святых — от святителя Петра, рукоположенного на кафедру Русской митрополии в 1308 году, до священномученика Петра (Полянского) принявшего мученическую смерть за Христа осенью 1937 года. После Высоко-Петровского монастыря паломники посетили Богоявленский собор в Елохове , где смогли приложиться к мощам святителя Алексия Московского, наставника святого великого князя Димитрия Донского, друга преподобного Сергия Радонежского. Следующим местом стал Донской монастырь , где покоятся мощи святителя Тихона, исповедника, Патриарха Московского и всея России , избранного на Патриарший престол Поместным Собором в 1917 году. Здесь паломников благословил архиепископ Егорьевский Матфей, при поддержке которого данная поездка стала возможной. Все участники маршрута выражают владыке сердечную благодарность. В Донской обители паломники посетили большой Донской собор, где покоятся мощи святителя Тихона, и малый Донской собор, где состоялось их обретение, подошли к кельям, где святитель жил в заключении в течение почти трех лет. Следующим событием на маршруте стало посещение Московского Кремля, где участники Чтений посетили Успенский и Архангельский соборы. Успенский собор — это сердце Москвы, главная святыня, место, где совершали свое служение Предстоятели Русской Церкви и где ныне почивают мощи девяти из 17 Московских святителей. О каждом из них прозвучал краткий рассказ. Завершился маршрут в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, где покоятся мощи великого богослова и проповедника XIX века святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, совершавшего служение в непростой синодальный период. В монастырях и храмах паломники пели величания у мощей святителей и чудотворных икон Божией Матери — Казанской в Богоявленском соборе и Донской в Донском монастыре, а также пропели молитву «Царю Небесный» перед иконой Святой Троицы письма преподобного Андрея Рублева, которая в настоящее время находится в Храме Христа Спасителя рядом с мощами святителя Филарета.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Патриаршему Местоблюстителю был, в частности, задан вопрос о том, как членам Русской Православной Церкви следует готовиться к Поместному Собору. Отвечая на этот вопрос, митрополит Кирилл отметил, что эта тема сейчас должна присутствовать в сознании каждого православного человека в России. Хотя на Собор приедут только избранные на местах делегаты, он, тем не менее, должен в их лице представлять всю Русскую Церковь, и духовенство, монашествующие, миряне, вне зависимости от того, избраны они на Собор или не избраны, должны чувствовать свою сопричастность общему делу. Единственно правильным способом подготовки Собора является соборная общецерковная молитва. В то же время, как считает Патриарший Местоблюститель, члены Собора должны осознать и свою личную ответственность за будущее Церкви. «Мы должны избрать нового Патриарха, преемника Святейшего Алексия II. Но одновременно мы должны сохранить единство Церкви. Мы должны сохранить мир в Церкви, взаимную любовь и уважение среди епископата». 31 декабря, в преддверии празднования Нового года, Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, викарии Московского Патриаршего престола, епископы Никон (Миронов) и Аркадий (Афонин) совершили в московском кафедральном Богоявленском соборе акафистное пение у раки с мощами святителя Московского Алексия, всея России чудотворца, и новогодний молебен. Перед совершением молебна митрополит Кирилл отслужил у гробницы почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II заупокойную литию. 2 января состоялся визит Местоблюстителя Патриаршего престола митрополит Смоленского и Калининградского Кирилла в в Санкт-Петербург. См.с.... 3 января Русская Православная Церковь чествует святителя Петра, митрополита Московского, Чудотворца. В этот день Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По завершении Божественной литургии была отслужена заупокойная лития по новопреставленному Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_mesto...

По сложившейся традиции в этот день Его Святейшеству сослужили члены Епархиального совета г. Москвы. Песнопения Литургии исполнил праздничный хор московского Новоспасского монастыря (регент — Станислав Попов). На богослужении присутствовали председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас, советник Посольства Республики Беларусь в РФ И.Л. Краснов, члены делегации Белорусской Православной Церкви, прибывшей на хиротонию архимандрита Антония (Доронина). После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан иерея диакона Георгия Думби, клирика храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, аспиранта Общецерковной аспирантуры и докторантуры . Проповедь перед причастием произнес протоиерей Максим Кравченко, настоятель храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Слуцкого и Солигорского Антония на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с честными мощами святителя Московского Петра, пребывающими в алтаре Успенского собора.  Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом, посвященным святителю Петру, всея России чудотворцу. Рассказав о жизненном пути святителя и важнейших событиях в истории Церкви и Отечества, которые были связаны с его деятельностью, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Мы бережно сохраняем память о святителе Петре, потому что он был служителем единства всей Русской Церкви. Будучи сыном Малороссии, нынешней Украины, он всем сердцем отождествил себя со своим народом, жившем на севере, потому что в то время никто не разделял народ юга и юго-запада Руси от севера или северо-востока. И он верой и правдой служил всему народу, который  жил и на севере, и на юге, и на западе, и на востоке; он был подлинным хранителем духовного единства Святой Руси». 

http://patriarchia.ru/db/text/3910934.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010