Феодор следует за мыслью Когелета о бесполезности преходящих вещей мира сего, которых надо избегать, а особенно денег, как и апостол Павел пишет: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие». Это послание, по мысли Феодора, обращено как к богатым, так и к бедным. Богатый должен научиться презирать богатство и употребить его на помощь бедным, а бедный должен научиться терпеть свою нищету, не впадать в отчаяние и не жаловаться на Творца. В этом мире бывает так, что злой наслаждается жизнью, а праведный терпит бедствие. Иному может показаться, что одна участь у всех, а потому можно грешить. Феодор показывает, как Соломон разоблачает глупость и неправду человека, думающего так, и призывает заботиться о добродетели с дней своей юности. Феодор рассуждает о том, как много пустых слов произносится в этом мире мириадами глупцов, но в книге Екклесиаста мы видим настоящие слова мудрости. И далее он делает намёк на то, что по аналогии его собственный комментарий выделяется истинным пониманием слов Соломона, по сравнению с пустыми словами множества глупых толкователей. Мопсуестийский комментатор объясняет своим читателям, что мудрость Когелета облачена в одежды темноты большей, чем любая другая книга Ветхого Завета, но он тщательно рассеивает этот мрак так, чтобы истина, которую Бог желает открыть людям, была совершенно ясной для понимания р. 311]. Нил Анкирский († 430) Ещё он известен под именем Нила Синайского . Святой Нил был известным аскетическим писателем, богословом и библеистом в пятом веке. Написал толкование на Екклесиаста, отрывки из которого опубликованы в катенах Прокопия Газского. Прокопий Газский († 528) Прокопий Газский родился в городе Газе в Палестине приблизительно в 475 г. В этом городе он прожил всю свою жизнь, занимаясь толкованием ветхозаветных книг и писательством. В своём родном городе он также руководил школой риторики. Среди экзегетов Прокопий известен как составитель катенов (сборников с выдержками толкований святых отцов Церкви) на книги Ветхого Завета. Известны катены Прокопия Газского на книгу Екклесиаста, изданные под редакцией Леанца (S.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

(Ιεροσλυμα, 1911; 2-е изд.: Βλος, 1962). Фрагменты озаглавлены «О хранении ума» (Περ τηρσεως το νος – CPG, N 5555/7. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 33–37. 1957. Τ. 1. Σ. 30–35. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 456–463). Некоторые совр. исследователи отождествляли составителя «Аскетикона» с известным отшельником  Исаией Газским , выходцем из Египта, в то же время другие считали подобное отождествление недопустимым. Главные аргументы, приводившиеся в пользу авторства Исаии Газского: 1) в сир. Житии его, составленном  Захарией Ритором , говорится: «Этот отец Исаия, которому принадлежит Книга увещаний» (в лат. пер. с сир. Liber admonitionis, соответствует греч. Περ παραινσεως – Vita Isaiae monachi// Brooks E. W., ed. Vitae virorum: Apud monophysitas celeberrimorum. Louvain, 1907. P. 3. 16–17. (CSCO; 8)), – и сообщается, что он «много написал об увещании и о других принципах монашеской жизни» (scripta multa de admonitione et aliis vitae monachicae rationibus – Ibid. P. 8. 33); 2) у Исаии Газского был друг, ставший впосл. его учеником, еп. Маюмский  Петр Ивер , в епархии к-рого он подвизался. Поскольку в собрании слов упоминается ученик Исаии Петр, принимавший участие в их подготовке (О хранении ума. 25, 26), по всей видимости, он и Ивер – одно и то же лицо; 3) апофтегмы Исаии, в к-рых упоминается пустыня  Скит , написаны не благодаря опыту жизни там, а по рассказам выходцев оттуда. В основном же события из апофтегм происходят за пределами Скита. Имеются также аргументы, к-рые подтверждают т. зр. прп. Никодима Святогорца и свт. Феофана, писавших об авторстве Исаии Скитского, егип. подвижника V в.: 1) идентичность «Книги увещаний» и «Аскетикона» доказана быть не может, при этом сир. Житие Исаии, в к-ром говорится (при молчании всех остальных источников) о писательской деятельности Исаии Газского, далеко не бесспорно; 2) нельзя отождествлять учеников только на основании сходства имен; 3) Исаия Газский называется в Житии Исаии философом (Эней Газский, действительно занимавшийся философией, интересовался его мнением о Платоне и Аристотеле), в то время как в соч.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В челобитной своей по бобарыкинскому делу Никон, между прочим, писал о видении, которое представилось ему в церкви во время утрени; ему показалось, что царский двор объят был пламенем. Было ли это предсказание, или была случайность, но видение Никона исполнилось, о чем он и написал своим друзьям Зюзиным 127 . Зюзин продолжал переписываться с Никоном, выражал соболезнование и оказывал приверженность к нему; Никон же делился с Зюзиными своим горем и печалями, им высказывал он душевное свое настроение и сообщал свои впечатления. «Грамоту вашу, – писал Никон Зюзиным, – получил июня в 28 день и, усмотрев в ней о вашем добром здоровье, весьма обрадовался; в ней я прочитал, что иной радости не имеется, кроме того, что о нас слышите, что мы живы. Но и мы не забываем вас, как своих чад, в молитвах наших. Радуйтеся, лишившиеся здесь мирской радости, ибо возрадуетесь в царствии Божии. Знайте же, чада, что и мы ни малой радости не имеем здесь ни от кого, но надеемся, по писанному, мзду терпения нашего получить от Господа Бога. Невозможно многим писанием возвестить вам бед наших, которые с нами случаются» 128 . Так проходило время, проходил день за днем; положение Никона не улучшалось, но становилось более грустным и более опасным для него; число врагов его не уменьшалось, а возрастало. В таком положении Никона застал 1662 год. В начале этого года прибыл в Москву Газский митрополит Паисий Лигарид. Вот что о нем говорится в «Истории России» Соловьева, т. XI, стр. 275: «В это время в Москве находился греческий архиерей Паисий Лигарид, митрополит Газский, самый образованный, самый представительный из греческих духовных лиц, являвшихся в Москву, и потому приобретший здесь важное значение… Никон в 1657 году писал Паисию: «Слышали мы о любомудрии твоем от монаха Арсения и что желаешь видеть нас, великого государя, и мы тебя, как чадо наше по духу возлюбленное, с любовью принять хотим». Приехавши в Москву в начале 1662 года под именем митрополита Иерусалимского Предтечева монастыря, Лигарид был обласкан и царем, вследствие чего нашелся в затруднительном положении между царем и патриархом, одинаково к нему расположенными. Он сделал попытку помирить их, и 12 июля 1662 года написал Никону мягкое письмо, уговаривая его возвратиться на патриаршество».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Да ты же клал пред крест и пред образ Пресвятыя Богородицы государеву грамоту розвертев, и по молебне де тое государеву грамоту ты чол для чего? И патриарх говорил: грамоту государеву пред святый крест и пред образ Пресвятыя Богородицы клал, и по молебне чол для того, что земля под Воскресенским монастырем Иверского монастыря. И та земля, которую, по государеву указу, Роману отвели, куплена и возложена Пресвятыя Богородицы в Иверской монастырь, – и тот у меня болшой монастырь… (л. 891). И князь Никита с товарищи его почали говорить: у нас есть роспросныя речи строителя твоего Аарона, что де ты государя проклинал. И Никон патриарх говорил: вы говорите, что я клял? и прошал строителевых распросных речей, и они не показали. И патриарх! спрашивал бояр: хто ево распрашивал? На соборе де его распрашивали митрополиты, и архиепископы и епископы, да и сюды де прислали с собору властей: Газского митрополита, да архиепископа, да архимандрита. И патриарх спрашивал: для какова дела прислали, и по которым святым правилам? А сего, егоже вы глаголете: Газский митрополит сказывал у себя грамоту от вселенских патриарх; и он нам ныне бы дал. И боярин сказал: есть де у государя от вселенских патриарх грамота. И Никон говорил: которая у государя, та государю, а не нам. Мы законных истязуем, по уставу святых апостол и святых отец. Непристойно государю таковых приимати, чрез Божественные заповеди… Такоже приискав Божественные чол правила Святого Антиохийского Собора, правило 11, Святого Апостольского Собора, правило 21, л. 115, Карфагенского Собора, правило 23, лл. 106, 128, 169… И написав сия Святыя правила отослал Никон патриарх к бояром и властям. А Газский митрополит, как услышал таковыя святыя правила, почал, как бешеный, кричать нелепым гласом по латине. И Никон патриарх говорил: всяко древо зло, и плод его зол, рече Господь: рабе лукавый, от уст твоих сужду тя, яко неси православен, понеже и языком латинским блядословиши нас. И к тому патриарх не приложил к тому говорить. А Астраханьской ничево иново не говорил, разве сего: был ты нам отец, а стал пуще вотчима.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/sv...

Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросо-ответ 429).    Ср.: Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. II, 26, 21.    Ср.: Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения. 11.    То есть самых главных, от которых происходят и прочие страсти и дурные помыслы.    Ср.: Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения. 12, где автор дает несколько иную тройственную схему: самолюбие, сластолюбие и сребролюбие. Однако между этими двумя схемами значительной разницы не наблюдается.    Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 301. Слово 82. О наказании    Прекрасно наказание по всякой причине, в особенности же по Богу. Того, кто с младого возраста любомудрствовал и воспитывался наказанием и научением Гос подним, даже до старости и престарения (Пс. 70:18) не оставит Бог. Ибо Бог не несправедлив, чтобы забывать о наказании и труде терпевших во имя Его, поскольку научение по Богу в последние времена будет раскрываться с великой свободой. И хотя часто Бог отнимает у нас блага, как богатство у Иова: Господь дал, Господь и взял(Иов. 1:21), но непременно несчастья, которые на нас навлекает Вечный, из руки нашей возьмет [обратно], ибо «добро и зло — от Господа», говорит. И Посылающий нам несчастья Сам же и пошлет нам вечную радость веселья. Посему мы должны все наказания принимать благодарно. Ибо тот, кто не возьмет на себя трудов за истину добровольно, еще более тяжко наказуется невольными [скорбями]. Тот же, кто творит Божию волю посильно, малыми трудами избегнет великих. Говорит же Приточник:Бояйся Господа примет наказание (Сир. 32:16). И опять: Иже щадит жезл, ненавидит сына своего, любяй же наказует прилежно(Притч. 13:25); Наказуй сына твоего, тако бо будет благонадежен (Притч. 19:18); Слушай, сын мой, и прими слова мои, — и умножатся тебе лета жизни. Держись наставления, не оставляй его (Притч. 4:10,13); сын, оставляяй хранити наказание отчее, поучится словесем злым (Притч. 19:27). И еще: Безумный ругается наказанию отчу: храняй же заповеди хитрейший (Притч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

В заключение отметим, что бесы принимают активное участие в зарождении и развитии тщеславия 1679 . «Всё, сопровождаемое тщеславием, происходит от бесов», – учит преподобный Иоанн Газский 1680 . И преподобный Варсонофий Великий утверждает, что бесы потворствуют этой страсти с целью погубить душу 1681 . Даже если бесы сами не вводят в душу тщеславие, то в любом случае они непременно пользуются его появлением или присутствием в душе, чтобы предаваться разрушительной деятельности 1682 . «Именно любовь к славе бесы используют для совершения зла. Они запрыгивают в душу через нее, как через темное окно, и расхищают душу», – пишет блаженный Диадох Фоти- кийский. 1683 Принимающий в себя страсть тщеславия исполняет таким образом волю диавола 1684 , становясь в дальнейшем его рабом и жертвой. «Любящий славу от людей... предает свою душу врагам, они же предают ее великому злу и овладевают ею», – замечает авва Исаия 1685 . Глава 11. Гордость Гордость (περιφανα) весьма близка тщеславию, так что многие святые отцы не видят смысла в раздельном изучении этих страстей 1686 , поэтому выделяют семь родовых страстей вместо восьми. Если рассматривать перечень страстей с точки зрения борьбы с ними и духовного возрастания, то он начинается с самых грубых и заканчивается наиболее утонченными и труднопобедимыми. В этом случае гордость следует за тщеславием и, рассмотренная под этим углом, представляет собой вершину тщеславия или результат высшей степени его развития. Вот почему преподобный Иоанн Лествичник пишет, что «между этими страстями такое же различие, как между отроком и мужем, между пшеницей и хлебом, ибо тщеславие есть начало гордости, а гордость – конец и результат тщеславия» 1687 . От тщеславия, в известной степени, неизбежно рождается гордость 1688 : «Усиление одной страсти дает начало другой», – подчеркивает преподобный Иоанн Кассиан 1689 . Преподобный Иоанн Газский также полагает, что «как только возрастает тщеславие, появляется гордость» 1690 . С другой стороны, преподобный Иоанн Лествичник отмечает, что победивший тщеславие уже свободен от гордости 1691 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Вот кто был человек, о котором Никон писал Константинопольскому Патриарху еще за год до своего суда: «Царь слушает Лигарида, как пророка Божия, человека, о котором утверждают знающие его, что он католик и Римской веры, что он посвящен в дьяконы и священники по папскому приказу в Риме, что он был в Польше у короля и служил мессы по Римскому обряду. И священники и дьяконы, жившие с ним в Москве, говорят о нем, что он ничего не совершает надлежащего Епископу, ест мясо, пьет без отношения к времени; ест и пьет пред богослужением, а после литургисает, и что он совершает содомию» (Pal. IV, 586). Никон с самого начала, когда в июле 1663 г. приехал к нему для допроса Лигарид с боярином Одоевским и другими, отказался вступить с ним в разговор в виду того, что он не имел никакого полномочия и грамоты от своего Патриарха к нему Патриарху Никону , и считал по этому одному неканоническим принятие его царем. Позже на суде, на вопрос, чем Русская Церковь отделилась от единения с Православной Восточной Церковью, ответил: «Для того, что Газский Митрополит Питирима Митрополита перевел от Митрополии в другую Митрополию, а на его место поставил иного Митрополита да иных де Архиереев от места к месту переводил же, а ему де того делать не довелося, потому что он от Иерусалимского Патриарха отлучен и проклят. А хотя бы де он, Газский Митрополит, и не еретик был, и ему де на Москве долго быть не для чего, у него де и ставленные грамоты на свидетельство нет, и мужик де наложит на себя мантию, и он де таков же Митрополит». Оба Патриарха, судившие Патриарха Никона , знали еще раньше прошлое Лигарида от Иерусалимского Патриарха Нектария, но в Москве защищали и удостоверяли его Православие и пользовались его указаниями и советами. Впрочем они сами были низложены с своих кафедр в то время, как судили Патриарха Никона, и не могли почитаться каноническими его судьями. Те заявления на суде, которыя они делали, что будто имеют полномочия от Константинопольского и Иерусалимского Патриарха, были явной ложью, ибо те Патриархи не одобряли осуждения Никона и не одобряли самой их поездки в Москву для суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Если бы то затейное и ложное Никоново письмо дошло до цареградского патриарха, тогда бы всем православным христианам пришлось быть под клятвою; оно пронеслось бы по многим местам и многих людей привело бы в сомнение, и за то должно всем стоять и умирать и от того очиститься, так как и в прежнее время за благочестивую веру умирали. А что Никон написал, что челобитные пишут на мое имя – то это не вновь учинилось, а из стари так велось, что меж патриаршества писали челобитные на государево имя и будто хиротонисают моим словом, то Никон написал неправду». К царскому голосу присоединились митрополиты и прочие архиереи, весь освященный собор, бояре и думные люди и били челом патриархам, чтоб допросить Никона – для чего он так писал и их всех назвал еретиками – Патриархи спросили о том Никона. «Отлучниками от вселенских патриархов – стал говорить Никон – написал потому, что газский митрополит Паисий Питирима митрополита из его митрополии перевел в другую, а на его место поставил другого митрополита и других архиереев переводил из одного места в другое, a Паисию этого делать не довелось, он иерусалимским патриархом отлучен и проклят; а хотя бы газский митрополит и не еретик был, ему на Москве долго оставаться не для чего, я его за митрополита не почитаю, у него и ставленой грамоты нет, и мужик наденет на себя мантию, и он такой же митрополит; а писал я все то про газского митрополита, а не о православных христианах». Архиереи и бояре, обличая Никона, говорили ему: «у тебя в грамоте написано не об одном газском митрополите, ты писал, и о великом государе, и обо всех нас и назвал всех еретиками и в том твоем злочинстве и несправедливой укоризне пусть рассудят святейшие патриархи». «Только бы ты Бога боялся – обращаясь к царю Никон сказал – и ты бы не так со мною поступал». Прочитали далее, что по хиротонии дают ставленникам ставленые грамоты и пишут, что хиротонисан повелением великого государя; созывают соборы, избирают и поставляют в архиереи, осуждают и отлучают по его же государеву указу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

– О бестолковое и обширное невежество! – воскликнул Газский. – Маран афа, по Икумению, есть слово сирийское и значит: Господь пришёл. Апостол присовокупил сие слово, дабы показать Коринфянам, что он не только не чуждается просторечия, но ещё уважает оное, и дабы смирить их гордость, превозносящуюся благозвучием слова, тогда как им нужнее не красноречие, а вера. Архиереи спросили: «Какое же заключение должно вывести из приведённого свидетельства»? Газский отвечал: Кто не любит царя, тот не любит Господа Иисуса Христа. И это не моя мысль, а первоверховного Петра, который в первом соборном послании своём учит: Бога бойтеся, царя чтите. Видите, видите, как после Бога небесного он поставляет Бога земного, т. е. кроткого и боговенчанного царя. Итак, кто чтит царя, тот почитает и Всевышнего Бога; и наоборот, кто бесчестит царя, тот бесчестит самого Бога, по неложному гласу Господа, глаголющего: слушаяй вас мене слушает, и отвергаяйся вас мене отвергается: отвергаяйся же мене отвергается пославшего мя Отца. Как обида, причинённая вам, относится к Богу, так и оскорбление, нанесённое царю, непосредственно относится к Царю Царствующих. Приблизительно к сему поучает богопроповедник Павел в первом послании к Тимофею: «Елицы суть под игом раби, своих господий всякие чести да сподобляют, да имя Божие не хулится и учение». Евангелие учит не мятежу, не непокорности, а преданности и повиновению. Павел в послании к римлянам говорит: «Всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть, аще не от Бога. Темже потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть». Что ты говоришь, Павле? вопрошает Икумений. Ужели всякий властелин от Бога поставлен? Да, отвечает высокий богослов Августин. Бог, давший власть ассирианам и персам, сделал владыками и римских кесарей; поставивший Кая, поставил и Нерона, воцаривший Веспасиана, воцарил и Дометиана, вручивший державу Константину, вручил её и Иулиану. Посему-то и Афинагор в своей защитительной книге говорил императору Марку Антонину и сыну его Коммоду: «Отцу и сыну, свыше получившим царствование, всё поручено».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

– Во-вторых, быть трезвенным и внимательным значит исследовать каждый помысел, как только заметишь его 3496 , затем распознавать его природу, чтобы точно понять, добрый ли это помысел, нейтральный или дурной 3497 . Упоминая о первом из этих двух состояний, преподобный Иоанн Газский советует: «Со всеми помыслами поступай одинаково: как только помысел приходит, исследуй его» 3498 . Преподобный Исихий Иерусалимский описывает его так: «Трезвение – это упорное сосредоточение мысли, которая как часовой при вратах сердца. Такая мысль наблюдает опасные помыслы, которые возникают, она слушает, что они говорят, она смотрит, что делают эти убийцы и какие образы начертали на этих помыслах бесы» 3499 . Первая фаза, исследование помысла, нужна для второй – для распознавания его истинной природы. Преподобный Макарий Египетский пишет: «Не нужно, чтобы Божий человек бросался вслед за каждым помыслом, не прибегнув к различению» 3500 . Преподобный Исихий Иерусалимский отмечает: «Ты должен смотреть проницательным и напряженным взглядом ума, чтобы распознавать тех, кто входит» 3501 . В «Апофтегмах» уточняется: «Старцы говорили, что всякому помыслу, приходящему к тебе, надо задать вопрос: «Ты от наших или от врагов?» И он наверняка тебе признается» 3502 . Авва Евагрий дает дословно такой совет: «Будь привратником своего сердца и всякому помыслу, который является, задавай такой вопрос: «Ты из наших или из врагов? " » 3503 . О том же говорит преподобный Иоанн Газский: «Хранить свое сердце означает иметь трезвенный и ясный ум пребывающего на войне... Если ты хочешь знать, с кем имеешь дело – с врагом или с другом, вознеси молитву и спроси его: «Ты от наших или от врагов?» – и он скажет тебе правду» 3504 . – В-третьих, если помысел добрый или нейтральный, то человек может позволить ему проникнуть в себя, так как он не влечет за собой последствий, кроме случая, когда он приходит во время молитвы, так как подобные помыслы препятствуют состоянию чистой молитвы. Преподобный Нил Сорский пишет об этом: «Если [такой вид] помыслов входит в душу и остается в ней не во время молитвы, а за необходимыми житейскими занятиями, то в этом нет греха: даже святые достойно и безупречно исполняли все обязанности, связанные с жизнью тела. В любом помысле такого рода, как говорят отцы, наш ум, если сохраняет благочестивый настрой, остается единым с Богом» 3505 . Но дело обстоит иначе, если помысел дурной. В этом случае человек должен избежать подчинения ему и отказаться от него прежде, чем наступит стадия сосложения, о чем мы писали выше. 5. Отвержение дурных помыслов

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010