7 . Пантена исповедн., учителя александрийского во 2 веке. М. Р. Пармения, Ираклия, Илии, Аполлония, Евдомия, Ановия, Публия с другими 18 мучч. в Александрии. Иерон. Муч. Абамона тукенского при Евгении правителе. Копт. 1425 (Аммония тухенского Копт. 1338). Абу-Басиды или Абу-Басенда еп. 1286. и Абис. у Люд. (у Порф. Пастинса еп. кофтского). 8 . Прокопия и Кварта , мучч. в Кесарии каппадокийской. Иерон. Острата (или Систрата ), Спира, Еваклия, Еперентия и Цецилии в Сирмии. Иерон. Еладия, Емина, Сенатора, Алетия, Севера, Гонората, Енколла, Елевтия, Фратона, Артемия, Евдфмона, Илии, Новазия, Алония с другими 18 мучч. в Никее в Вифинии. Иерон. Иоанна, Априанта, Феолога, Глитерии, Парентия и Стратона, Агрестия и Примолы . Иерон. Монахов монастыря св. Авраама, умерщвленных ФеоФИлом иконоборцем в 832 году. М. Р. Деян. св. по Кедрину. Обретение мощей Пехнема и Сарры . Копт. у Порфир. 9 . Зенона, Мимии, Витала, Руфина, Евангелия, Урисия и Агнита в Томах. Иерон. 10 . Маркиана, Домна, Диомида, Иоанна, Сисиния, Аврелиана, Емилиана и других 38 мучч. в Томах в Понте. Иерон. 1 Леонтия, Маврикия, Меллита, Ахиллея, Даниила, Кариона, Аттона, Зесона, Евстазия, Октавия, Аникита, Феодора, Христа, Кандида, Горгония, Аркфлая, Кирина, Евфродисия, Гилана, Амтиция, Азела, Атенея, Гагия, Сизиона, Авксентия, Валентина, Дродиция, Фавстазия, Аврелия, Горгодиана, Кириона, Корола, Ностина, Сиссинния, Кастриция и Аполлония мучч. в Александрик. Иерон., но вернее в Никополе в Армении. Максима, Родига, Веронии, Домнины, Моксимы, Диогена, Макария, Тимофея, Закхея и Исиция , мучч. антиохийских. Иерон. Милиона, Декомеда, Антония, Теола, Цесса, Кагиана, Клирика, Сусанны, Некиона, Феота (или Феодота ) и Кирилла в Никоноле в Малой Армении. Иерон. Св. Филофея , у Порфир. Серца-Гавариата . Абис. у Люд. Исидора муч. в Илиополе. Копт. 1286 и Абис. у Люд. 11 . Евтихия муч. александрийского. Иерон. Ианнуария и Пелатии мучч. в Никополе армянском при Ликиние. Иерон. М. Р. А. У. Р. Преподобномуч. Нектария , в 1820 году пострадавшего от турок. Афон. патер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Лукиана, муч. в Кесарии каппадокийской. Иерон. Второй день Арх. Михаила. Копт. 1338. Архангела Гавриила. Копт. 1425. 8. Маркиана и Иокунда в Египте. Иерон. Христа (или Евриста), муч. в Кесарии палестинской. Иерон. Марка и Лукия, мучч. в Доростоле в Болгарии. Иерон. Витика, Нестора, Каролапида, Марины или Марцины и Акаика в Никомидии. Иерон. Птоломея, Филиппа, Иоанна и Акры. Абис. у Люд. Кира, Иоанна, Птоломея, Филии, мучч. Даманоренских. Копт. 1425. (Авгаря и Филы сестры его из Дамангора. Копт. 1338). Доростола(ра), Марции, Муцианы(а), Илия, Лукиана, Зотика в Кесарии каппадок. Иерон. Евстола, еп. муч. в Никомидии. Иерон. Сострата, Ираклия, Примола, Кварта, Циллиана в Никее в Вифинии. Феррарий, ссылаясь на греков,но у них доселе не найдено. 9. Максима пресвитера, муч. в Александрии. Иерон. Диомида, Аманция, Муциана, Александра, Ианнуария в Никее в Вифинии. Иерон. и друг. Освящение храма Мины в Мариоте. Копт. 1338 и 1425. Абис. У Люд. 10. Захарии, муч. в Никомидии. М. Р. Иер. Р. У. Н. Ивы, еп. персидского, и 3 его сообщников, в Англии скончавшихся в 7 в. Новейшие западные мартирологи за Вильфордовым в 1526 напечатанным. Астерия, еп. и исповедника в Петре аравийской, сосланного импер. Констанцием в Африну после собора сардикийского. М. Р. Заиезус с Иакуно-Амлаком. Абис. у Люд. 11. Батацуна, Палемона и Гаримы преподобных (сия17 март.). Абис. у Люд. (Батацун в 1286). Преп. Латсония, уч. Исидора. 1338 и 1425 (у Порфир. Летеона аввы). 12. Магдалета. муч. в Триполи в Финикии. Иерон. Амфиона, еп. и исповедника в Киликии при Максимиане. М. Р. Одимпия, еп. и исповедника во Фракии, изгнанного арианами. М. Р. Феодора еп. Копт. 1338. 13. Муч. Виссея, Анувияиз Панейры дамиотской города Атрибы при Арриане. Копт. 1425. Анувия-Виссоя (т. е. чистое золото), муч. в Илиополе, Георгия и Басьелы хены его, Арновия и Петра, Асхириона, Аргенида и Белфия, мучч. в Египте. Абис. у Люд. (Муч. Георгия, Елмехерим во дни аравитян. Копт. у Порфир.). Анфасия, Клисмена и Мозагема табаненского. Копт. 1338 сн. 13 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Солнце заходит. Свет, подобно огненному потоку, проникает через огромный проем в западной стене, заливая абсиду и отчасти смягчаясь под куполом словно под небом, опрокинутым над нами, дабы утолить нашу жажду по нему. И «западный» свет становится на «восточной» раковине славой Воскресения. Закат превращается в восход «дня незакатного», «солнца правды», Младенца на руках Матери, как изображает Их мозаика абсиды. «Пришедше на запад солнца, — говорит древний гимн, сложенный в честь Христа, — видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа Бога…». Земля, испещренная красками, вся тварь, окутанная «светом радости» и как бы незаметно вернувшаяся в рай, в этой игре мрамора и порфира вокруг храма кажется голубой растительностью на золотом фоне, который создают лепные украшения кафедр. Современник строительства Павел Молчальник в своем Описании Святой Софии, говорит, что византийцы видели в этом мраморе и порфире изображение всей красоты земной: «Тот, кто обращал свой взор к этой яркой зелени мрамора, казалось, видел реки Фессалии, усеянные по берегам цветами, виноградные лозы со свежими усиками…, в другом же месте глубокая умиротворенная синева напоминала о летнем море… На капителях — словно локоны золотых волос… Порфир усеян звездами… Молоко льется на черную мякоть. Васильки вспыхивают на снежных сугробах». Драгоценные камни давно исчезли, как и большинство ликов. Однако полихромный мрамор, расположенный широкими кладками, каждая плитка, находящаяся в живой симметрии с другой, иногда перемежающаяся с порфиром — все символизирует Новый Иерусалим, нисходящий с неба и украшенный драгоценными камнями. В естественном своем состоянии драгоценный камень соединяет величайшую плотность с величайшей прозрачностью. Это сама тяжесть, обращенная в свет. Драгоценный камень в природе — то Же, что и глаз человеческий в теле. И подобно тому, говорит святой Макарий, как человек должен целиком обратиться во взгляд, так и Логос в природе делает ее сочленением прозрачностей, в которых материализуется свет или материя освещается изнутри. И такой кажется Святая София по вечерам, когда свет пробуждает мрамор и порфир. Тогда от неподвижного кружения купола до тяжелой кладки — все переливается в Свет, и все переливается в Жизнь; ибо Византия, как бы по слову святого Иоанна, сочетает в себе Свет и Жизнь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Васса, Дионисия, Ориона и Дасса мучч. в Гераклее во Фракии. М. Р. Иерон. Дапия пресвитера и муч. в Персии при Сапоре II. Агапита в Кесарии каппад. Иерон. Сазана, Мареса, Тимея, Зарона, дев Татоны, Мамы, Мазахии, Абиафы и Гатесы при Сапоре II в Персии (с Иоанном и Саворием и другими). Мюллер. Симеона за иконы испов. и богоносного. Никод. в жизни Григория Декаполита . Стефана игумена и Антипы пресвитера мучч. в Константинополе. Мюллер. 24 старцев в Апокалипсисе. Копт. 1286. 1338 и 1425. 21. Тавифы девы в Ефиопии. Василия, Зефира, Матроны, Авксилия, Сатурнина, Василиска(и), Ираклия(Карала), Евтихия, Календиона. Иерон. (М.Р. 27 нояб.). 22. Феликса, Димитрия, Зета и Гонората мучч. в Александрии. Иерон. Лонгина, Евтеция, Нина, Ле- онтия, Фавста мучч. в Каппадокии. Иерон. Марка и Стефана мучч. в Антиохии в Писидии при Диоклитиане. М. Р. Григория, еп. Таниса. Копт. 1338 и 1425 (у Люд. и 1286 Григория нисского ). Пелариана с сестрою своею Татусбаиею. Абис. у Люд. (у Порфир. Пеладиака и братий его). 23. Фавстины августы муч. в Александрии. Мюллер. Иоанна Габры. Абис. у Люд. Текла-Гаввараиать. Абис. у Люд. Вероциана и Евтика мучч. в Кесарии. Иерон. Муч. Виктора, сына Романа. Копт. 1425 (у Порфир. обновление храма св. Виктора). Потамиона еп. Никод. в жизни Григория акрагантийского. Никод. Марка преп. Никод: там же. 24. Иуста, еп. иерус. во 2 веке. Мюллер. Ликана, игумена в Ефиопии, сотрудника св. Фрументия в Ефиопии. Абис. у Люд. Серапамона. еп. Накия в Египте от племени первомуч. Стефана при Диоклитиане. Копт. 1338 и 1425 (1286 и у Люд. епископа Абсады). 25. Еразма муч. в Антиохии. Иерон. М. Р. У. Сахака и Месроба переводчиков в 5 веке. Армян. Евгении и Сусанны дев в Константинополе. Мюллер. Габры-Маскала. Абис. у Люд. 26. Фавста пресвитера, Дидия. и Аммония, также Филея, Исихия, Пахомия, Феодора егип. епископов и других 560 муч. при кесаре Максимине Даиев Александрии. М. Р. А. У. Маркелла пресвитера и муч. в Никомидии, низвергнутого арианами со скалы в 349 г. М. Р. Петра еп. в Едессе. Мюллер (сн. 27 числа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

28.Евсевияепископа, Поллиона чтеца и Тибалла в Цибале в Паннонии при Диоклитиане. Иерон. М. Р. В Деян. св. акты их. Исхождение Ноя из ковчега. Иерон. Викторина муч. в Александрии. Иерон. Афродисия, Малины и других 170 мучч. также Карилиппа пресвитера, Агапия чтеца и Евсевия евнуха в Тарсе финикийском. Иерон. Изследов. в Деян. св. Иасона муч. 1286 Калькас. и у Люд. (Апостола Иа единого от 70 у Порфир. Иасон 28 апр?) Аввы Бессая. Абис. у Люд. (30 янв.). 29. Германа пресвитера, Просдока диакона и Валентина в Александрии. Иерон. Прудента, Марциала, Савватия, Кодомана, Василия, Германа, Филокаста (Филуказа), Буденция, Урвана и Пагаты в Никомидии в Вифинии. Иерон. Пуденция, Маркиана, Филокоза, Феодоры девицы и других двоих в Александрии. Иерон. Виталия, Августа, Викторина, Манила, Виктурины девы, Манкулина в Бононии. Иерон. Льва, еп. мефонского муч., перенесенного с острова Самоса в Венецию (у Витфорда в его мартирологе на английском языке в 1608 г. и у Петра де Наталибус, у коего и сказание, см. Деян. св.). Иоанна, патриарха алекс. в Копт. 1286, 1338, 1425. При импер. Зиноне изгнан в 482 г. 30. Афродисия и Дорофея пресвитеров, Родоциана диакона, Виатора, Терентия, Мартина, Маиорики, Виктора, Клавдия, Силвана, Клнмента, Гонората, Виктора другого, Редукта, Гонората другого, Телефора, Примоза, Рогата, Феликсов двух, Лукиана, Колоза или Колиза, Рогата другого или Ревоката, Севера, Котидии, Фортуна, Спики или Спиники, Иокуида, Димитрий, Иулия, Секундина епископа, Мерита, Гонора, Силвана другого, Сатурнина, Емилиана, Сатурнины(а), Дугда, Пастора епископа мучч. в Александрии. М. Р. Иерон. Раб. Родициана диакона, Терентия и Марина пресвитера, Дагара с другими 12 мучч., Метура, Климента, Люцина, Телесфора, Примоза, Сатурнина, Емилиана, Маиорики, Сатурнины(а) в Афродисии во Фракии или в Карии. Иерон. Муч. Дионисия. Копт. у Порфир. Май 1. Мавра из Ливии, в Риме замученного, в Каллиполи в Италии положенного. Деян. св. сказан. проложное из древнейшего греч. месяцеслова; пострадал при Нумериане.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Св. Фидофея у Порфир. Серца-Гавариата. Абис. у Люд. Исидора муч. в Илиополе. Копт. 1286 и Абис. у Люд. 11. Евтихия муч. александрийского. Иерон. Ианнуария (и) и Пелагии мучч. в Никополе армянском при Ликиние. Иерон. М. Р. А. У. Р. Преподобномуч. Нектария, в 1820 году пострадавшего от турок. Афон. патер. Обновление храма св. Пехнема. Копт. у Порфир. 12. Дива (или Дия), Корния (или Корнинзия) в Кесарии каппадовийской. Иерон. А. Н. У. 13. Серапиона, Трофима, Мелея, Евангелла, Пропила (или Тропола), Аттала, Зенона, Менея пресвитера, Трофимы девицы в Александрии. Иерон. Пророка Ездры 1, сына Фатуела. М. Р. М. Р. У. (Абис. 4 февр. и 30 июня). Антония еп. Копт. 1338 (Афанатея еп. Клисмы, города на западном берегу Красного моря. Абис. у Люд., а у Сельдена 1286 июля 11. Сн. 13 июня). Мучч. латопольских. Абис. у Люд. Баталона муч. Абис. у Люд. (Паталия врача у Порф.). 14. Иракла, патр. александрийского, мужа великой учености и благочестия, 246 г. М. Р. Антиоха, Мария, Дагиона (или Марида, Гиона), Менезия, Диея, Намора, Маммара, Петра и Гумма в Александрии. Иерон. Габры-Иисуса, Текалы. Абис. у Люд. Феодора из Сатабы саидского города, пострадавшего при Диоклитиане в Антиохии. Копт. 1338 и 1425. Вход и очищение св. Анны в 80-й день после рождения Пресвят. Марии. Абис. у Люд. 15. Филиппа, Зенона, Назея и 10 отроков в Александрии. М. Р. Иерон. Агриппина, Секунда, Максима, Фортуната и Марциала в Сирмии. Иерон. Р. Н. Праздник Богородицы. Копт. 1338 и 1425. Сисиния евнуха Феодосия царя. Копт. 1425. (у Люд. Суснея). Ав-Христоса. Абис. у Люд. 16. Павла и Мамма мучч. в Кесарии каппадок. Иерон. Феодосия(или Феодисия), Евстазия, Дионисия, Феодота и Максима, мучч. в Антиохии. Иерон. Муч. Макария, сына Василида, министра Диоклитианова. Копт. 1425. (Макария антиох. Копт. 1338). Леонтия воина триполитанского. Копт. 1425. Терапиона. Абис. у Люд. 17. Сценудия муч. Копт. 1286.1338 и др. 18. Емилиана, Секунды, Донаты, Васса, Максима, Павла, Марина и Иуста в Доростоле. Иерон. Муч. Абановия в Александрии при Диоклитиане. Копт. 1425 (у Порф. Апанопа Елнухеси и других).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Бессмертие, нетление Св. Кирилл Александрийский считает, что тварь возникает и оживает через прикосновение и причастие к Жизни, и в Слове имеет свою жизнь и бытие, Сын не только призывает тварь к бытию, но и содержит происшедшее через самого себя, «как бы примешивая Себя к тому, что не имеет по своей природе вечного бытия, и, становясь Жизнью для существующего, чтобы происшедшее пребывало и оставалось все в пределах своей природы», присутствуя в твари по причастию и оживотворяя ее, Слово как бы превозмогает слабость тварных существ, возникших и потому подлежащих и разрушению, и «искусственно как бы устрояет им вечность», вместе с тем свт. Кирилл отвергает представление о Слове как о посреднике – выше твари один только Бог, а все другое «подлежит игу рабства» 1562 . Леонтий Византийский считает, что «бессмертность Адама проистекала вовсе не из природной нетленности его тела, а только из того, что он питался от древа жизни. Коль скоро он перестал от него вкушать, он стал тленным " » 1563 . Эней Газский разбирает различные «возражения против бессмертия души» и показывает несостоятельность аргументации их авторов 1564 . Воскресение Св. Кирилл Александрийский считает, что «вся человеческая природа воскрешена из мертвых в силу воскресения Христова, но для грешников воскресение явится лишь большим наказанием» 1565 . Эней Газский учит, что поскольку «полный человек состоит из души и тела» 1566 , то «некогда бессмертные человеческие души соединятся со своими телами» 1567 . Св. Юстиниан Великий считал, что «Смерть есть общий удел всех людей. Но смерть не может уничтожить жизни человека в вечности. Силой Христа люди воскреснут в духе и плоти» 1568 . Тело после воскресения Эней Газский считает, что после воскресения человеческие души «соединятся с телами, какими они пользовались во время земной жизни, потому что было бы несправедливо, если бы человеческие души явились на суд не с теми телами, с какими они грешили», тела будут воссозданы из рассеянных неделимых атомов, раньше в них входивших 1569 . «Он замечает, что человеческое тело состоит из материи и формы, причем материя со смертью человека разлагается на свои составные элементы, а формирующее начало остается неразрушимым. Подобное же формирующее начало есть и у души; оно как и сама душа, также бессмертно. Это принадлежащее душе формирующее начало в известное время и оживит соответствующее человеческое тело. … форма человеческих тел навсегда останется неизменной … Что же касается материальной стороны … после всеобщего воскресения мертвых она изменится. Тогда наши тела станут чистыми, легкими и бессмертными. Вместе с изменением человеческих тел роизойдет обновление и всего видимого мира» 1570 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Выслушав это, собор воскликнул: «для чего же ты не привел положенного вначале изречения Златоустого: – «священство, которое столько превосходнее всех других достоинств, сколько дух превосходнее тела?» Газский отвечал: «это сделано не с хитростью, но златые слова Златословесного учителя взяты вкратце и только приведен из них отрывок, который показался необходимым и полезным». Встал Симеон Вологодский и сказал: «вот слова Златоустого яснее солнца утверждают, что степень священства выше степени царского». Газский (Паисий говорит о себе в третьем лице и обыкновенно называет себя просто Газским) отвечал: «надлежит наперед узнать мысль (проникнуть в мысль) сего великого наставника, знать, с какой целью он это говорит, и потом исследовать слова, столь ясно и премудро раскрывающие, что в духовных делах архиерей имеет первенство и преимущество пред царским достоинством. А это не противится патриаршему определению (Τομος) и словам, утверждающим согласно со мной, что царь имеет первенство в делах гражданских» 2906 «Так, отве- —49— чал Симеон, но помни притчу Соломонову, поучающую всех, а в настоящем случае и духовных, не обращаться надесно, и не уклоняться на шуе, но идти средним путем, безошибочным и царским. Попомни, что и сам ты архиерей и один из князей христоименитого народа. Посему должен более поддерживать права архиереев, нежели превозносить на словах права державных». На это сказал Газский: «я так говорю не по преверженности к царю, не по приверженности собственно к Алексию, но право правлю слово истины, как герольд, несущий с собой предсказание оракула... (Следуют другие сравнения) Вникнем в слова Златоустого точнее. Первосвященство, говорит он, выше царской власти, как душа тела. Но как внешний человек, т. е. чувства, совершают свои действия, так внутренний человек, т. е. душа, – внутренние действия. Подобным образом архиерей занимается делами церкви, а, царь мирскими делами государства, – каждый сохраняет при этом свои права, каждый обращается в своей сфере». Имеете ли под руками другие свидетельства для яснейшего утверждения? – спросили архиерей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– При этом восстал Газский и сказал: известен закон Юлия Кесаря, определяющий, кого должно считать возмутителем и мятежником. Он говорит, что мятежник тот, кто собирает скопище против царя, или замышляет что против него, или против сената; кто вступает в заговор, или знает и не открывает тотчас же... (Следуют примеры и выписки из законов, раскрывающие вопрос о мятежниках и их сообщниках). Выслушав все сие русские архиереи сказали: „мы знаем, что подвергаются анафеме еретики, как например в неделю православия. Но что касается до заговорщиков и мятежников, то не знаем и не читали нигде, чтобы они были поражаемы молнией проклятия. Помним слово Тарасия патриарха в апологетической речи: страшна анафема, потому что отлучает человека от Бога, изгоняет из царства небесного, ведет во тьму кромешную“. „А разве не помните, возразил Газский, слышанное, как патриаршествовавший некогда Михаил, с согласия бывшего тогда собора, подверг анафеме заговорщиков?“ – „Так, отвечали архиереи, но законно ли это делается, мы не знаем и желаем видеть яснейшее свидетельство“. – „Что же, отвечал Газский, Павел в первом послании к коринфянам говорит: аще кто не любит Господа И. Христа, да будет анафема маранафа. Делающие злое, прибавил Паисий, не любят Господа“... „Как? возразили русские архиереи, Никон говорил нам иначе. Он говорил, что анафема и маранафа одно и то же“... (следуют грубые выходки Паисия против Никона и объяснения маранафа). – „Что-ж следует заключить из сего свидетельства“? спросили русские архиереи.„Газский отвечал: кто не любит царя, тот не любит Господа И. Христа“. В подтверждение этого он приводит слова ап. Петра: Бога бойтеся, царя чтите, и говорит: „смотрите, смотрите, как после Бога небесного, сейчас упоминается о земном, т. е. о царе. Следовательно, кто не чтит царя, тот нечествует против Бога... (Далее и еще приводит доказательства из св. Писания в подтверждение обязанности чтить и повиноваться царям; приводит и слова Икумения и Августина; указывает на прошение о царе в литургии и на обычай ежедневно воспоминать в молитвах имена царя, царицы и их детей, на свидетельство Григория Богослова о Валенте, который сам приносил дары к алтарю и множество других посторонних примеров).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

А хотя б-де он, газский митрополит, и не еретик был, и ему-де на Москве долго быть не для чего, я-де его за митрополита не ставлю, у него-де и ставленные грамоты на свидетельство нет, и мужик-де наложит на себя мантию, и он-де таков же митрополит. То-де он писал все про него, газскаго митрополита, а не о православных християнех». Горячим защитником Паисия Лигарида на Соборе явился сам царь Алексей Михайлович. Он заявлял: «А газской-де митрополит на Москве у престола Господня принес клятву, что он живет истинно, и отец духовный, архангельский митрополит в том его свидетельствовал, и грамота у него поставленная есть и свидетельствована, а отлучении ево от Еросалимскаго патриарха грамоты не бывало. А на Соборе председателем он, Паисий, не бывал и наместником от Вселенских патриархов не назывался». К этому государь еще прибавил: «А газский-де митрополит служил ныне за свидетельством отца своего духовнаго до разеуждения святейших Вселенских патриархов и всего Собору». Со своей стороны и Антиохийский патриарх Макарий заявил Собору, что «газский митрополит во дьяконы и в попы ставлен во Иеросалиме, а не в Риме, про то-де он, Антиохийский патриарх, ведает подлинно» 21 . Понятно само собой, что бывшие в Москве восточные патриархи вместе со всем Собором признали Паисия Лигарида вполне православным человеком и настоящим законным архиереем, почему Паисий присутствовал на всех Соборных заседаниях, играл на них очень видную активную роль и был допущен к участию во всех церковных богослужениях как истинный православный архиерей. Со своей стороны, Лигарид, уверенный в полном расположении к нему царя, патриархов и всех русских архиереев, действовал и на Соборе по-прежнему самоуверенно, с величайшим апломбом, как очень ученый, много знающий и вполне авторитетный советник и руководитель правительства в церковных делах – прежнего страха, какой он проявил было перед приездом в Москву восточных патриархов, теперь как не бывало. Но вот 29 июля 1669 года в Москве получена была грамота Иерусалимского патриарха Нектария, в которой он писал государю о Паисий Лигариде, что тот был отлучен и проклят еще его предшественником, патриархом Иерусалимским Паисием, о чем была послана весть и Александрийскому патриарху Паисию, потому что Лигарид в то время служил в Волошской земле, где тогда находился и Александрийский патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010