Общим мнением избран, был Паисий Газский, как ученейший человек и способный давать . прямые ответы вопрошающему. Он позван был приложиться к царской деснице вместе с Иосифом, архиепископом астраханским и архимандритом Феодосием и, получив отпуск, пошел в собрание архиереев советоваться и получить наставление, какое он должен сделать Никону приветствие: должен ли я приложиться к деснице его и дать ему надлежащее лобзание или нет? смягчить ли убедительными словами его душу? или выражаться резко и решительно, как лицу, представляющему царя и синод? Синод решил – облобызать и вообще обращаться с Никоном ласково, пока не узнано будет от него самого в точности о случившемся: тогда обо всем осведомившись, как человек мудрый и разумный, в состоянии будет Газский обращаться по расположению сего мужа и по обстоятельствам времени. При этом и бояре (князь Никита Одоевский, Родион Стрешнев, Алмаз Иванов – назначенные вместе с Паисием произвести исследование) спросили: должны ли они принимать от Никона благословение? Все решили утвердительно». После решения таких важных вопросов, собрание разошлось. «17 июля мы выехали», говорит Паисий, «торжественно, окруженные со всех сторон войском, и в час вечерни прибыли в монастырь, нарицаемый им (Никоном) ложно новым Иерусалимом». Можно было предугадывать, каково будет это свидание Никона с Паисием, который являлся пред ним, для первого знакомства, в качестве судебного следователя по его делу. Самый приезд следователей был, по видимому, совершенною неожиданностью для Никона и уже значительно смутил его; еще более смутила его эта грозная обстановка, эта воинская стража, сопровождавшая властей и бояр: «не на добро пришли они», сказал Никон окружающим, когда ему донесли о прибытии воинской стражи из Москвы. Но особенно волновала его все-таки предстоящая первая встреча с Паисием. Все это не предвещало ничего хорошего. Так действительно и случилось: свидание было до крайности шумно и мятежно, – были забыты все границы приличия; сами бояре в донесении государю признавались, что «кричали много».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

е. грядущего антихриста». Никон: «Зачем не говоришь со мною по-гречески, на родном своем наречии, а по-латыни, на проклятом языке язычников?» Паисий: «Но ты и сам услышишь этот язык от папы, когда придешь в Рим для оправдания себя по делам своим. Скажи мне, пожалуй, что общего между тобою и папой, от которого ты не получил ни патриаршества, ни благословения? И теперь переходишь к нему, ищешь у него суда по апелляции! Языки же не прокляты, когда в виде огненных языков сошел на апостолов Дух Утешитель. Не говорю по-гречески потому, что ты совсем не знаешь этого золотого языка, но скажу тебе на ухо шепотом по-ромейски: ты, великий законник, откуда научился облекать в иноческое одеяние безбородых мальчиков?» После Паисия заговорил было Иосиф Астраханский, но Никон ему в ответ: «Помнишь ли ты, бедный, свое обещание? Обещался ты и царя не слушать, а ныне говоришь! Разве тебе, бедному, что дали? Я ни слушать тебя, ни говорить с тобою не стану». За духовных заступились бояре, и Одоевский сказал: «Митрополита, архиепископа и архимандрита выбрали освященным Собором и о том докладывали великому государю, а ты их бесчестишь и тем наносишь многое досаждение и великому государю; Газский митрополит приехал к государю, и грамоту с ним прислал к царскому величеству Иерусалимский патриарх Паисий». К этому Газский митрополит прибавил еще от себя: «Меня ты называешь вором, собакою, самоставленником напрасно; я послан к тебе от освященного Собора с доклада великому государю; ты бесчестишь не меня, а великого государя и весь освященный Собор, и я отпишу о том Вселенским патриархам. А что называешь меня самоставленником, за это месть примешь от Бога: я поставлен от Иерусалимского патриарха Паисия, и ставленая грамота за его рукою у меня есть. Если бы ты был на своем патриаршеском престоле, я бы тебе свою ставленую грамоту показал, но теперь ты не патрирах, достоинство свое и престол самовольно оставил, а иного патриарха на Москве теперь нет, потому и грамоты от Вселенских патриархов к Московскому со мною нет».

http://sedmitza.ru/lib/text/436182/

Н.И. Гиббенет Глава VIII Созвание в Москве великого собора и предложение патриархам назначить своим наместником Паисия Лигарида. – Иерусал. патр. Нектарий советует снисходительно отнестись к отречению патр. Никона и снова призвать его на патр. престол. – Показания Савелия Дмитриева, доставившего письма патр. Нектария к царю. – Нектарий сообщает царю, что никто из патриархов не посылал наместников в Москву. – Переписка Паисия Лигарида с иерусал. архидиак. Досифеем. – Письмо Паисия к царю о избрании его экзархом. Чтобы связать наш рассказ и последовательно изложить все обстоятельства исследуемого нами дела, нужно несколько вернуться назад. Во второй половине, как надо полагать, 1663 года были написаны от царя Алексея Михайловича вторичные грамоты к патриархам о необходимости созвать в Москве великий собор для обсуждения «Никоновой вины». Грамоты эти были составлены Паисием Лигаридом; в них о вине Никона показано кратко; сказано только, что, после отречения его, патриарший престол вдовствует целые пять лет, «разлучение терпя неблагополучное»; о прочем же подробнее объяснит податель грамоты дьякон Мелетий. С кем эти грамоты были отосланы к Мелетию, для представления патриархам, – неизвестно. Вся цель их заключалась собственно в том, чтобы патриархи прислали от себя на собор своих наместников или экзархов; но так как в Москве пребывает газский митрополит Паисий, которого хорошо знает антиохийский патриарх Макарий, друг его, то весьма желательно было, чтобы патриархи уполномочили от себя Паисия быть на соборе их наместником, так как он благорассудно может покончить возникший в русской церкви спор, и чтобы патриархи прислали о том грамоты с обозначением того лица, кого они уполномочат быть их представителем на созываемом в Москве соборе 185 . Замечательно, что Никон в этих грамотах не назван ни патриархом, ни архиереем, и сами патриархи в Москву не приглашались. Особенное внимание обращает на себя грамота к иерусалимскому патриарху Нектарию, в которой имени Никона не упоминается. «Не утаено от вашего блаженства – так говорится в грамоте – пастыря нашего отречение, которое ему все возбраняли, так как он без нужды это сделал; пятый уже год проходит как он скитается в пустынях, горах и пещерах, не объявляя причины своего отшествия; но так как в Москве пребывает газский владыка, нам приятный, то если ему изволишь дать известное письмо, как наместнику твоего блаженства, вещь нам сотвориши прелюбезную, когда он воистину иерусалимского стола бремя честнее может держати. Все сие дело устне изъяснит верный наш певчий Мелетий, который до тонкости все особенные вины сообщит твоему блаженству 186 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Севир пресв., 27 июня. Севир , 30 дек. Секунд (вторый, благополучный, лат.), муч. африканский, 1 февр. Селевкий , муч. палестинский, 16 февр. Селевк (колеблющий σαλυω, греч.), муч. гакатийский, 13 сент. Селиний (лунный, лунатик, греч.), муч. египетский, 5 июня. Сеннис , князь персидский, муч. римский, 30 июля. Серапион (от Сераписа, египетского Бога), муч. 13 июля. Серапион египтянин, 24 мая. Серапион или СераФ ион , муч. коринфский, 31 янв. и 10 мар. Серапион , муч. александрийский, 11 и 13 сент. Серапион , муч. римский, 18 авг. Серапион Синдонит, преп. египетский, 14 мая. Серапион , архиеп. новгородский, 16 мар. Серафима (пламенная или благородная, евр.), девица, муч. антиохийская, 29 июля. Сергий (древнее римское имя), муч. в Варвалиссе, 7 окт. Сергий отрок, в числе избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Сергий преп., из убиенных срацынами в обители св. Саввы, 20 марта. Сергий радонежский препод., 25 сент. и 5 июля. Сергий пр. вологодский, 7 окт. Сергий и Герман валаамские, 28 июня и 11 сент. Сивеиф , муч. персидский, 28 марта. Сивел (у греков Совел или Солев, егип.), муч. египетский, 5 авг. Сигиц , из 26 мучч. готфских, 26 марта. Сикст (у римлян Ксист выглаженный, греч.), папа римский, муч. 10 авг. Сила ( σιλας молчание, покой, евр. и лат. или лесной – Силван лат.), ап. из 70, 30 июля. Сила ( σλας хищник, греч.), из 26 мучч. готфских, 26 марта. Силан (Фонтанная труба, лат. от греч. ιλλω или насмешник от σιλλανω), муч. петрогорийский, 4 июня. Силван (лесной, леший, лат.), муч. римский, 25 янв. Силван еписк., муч. емисский, 29 янв. Силван , еписк. газский, 4 мая. Силван , пресвитер газский, 14 окт. Силвестр (лесной, лат.), папа римский, 2 янв. Силуан (тоже лесной, лат. Силван), ап. из 70, с Силою и др., 30 июля. Силуан , муч. писидийский, 10 июля. Симеон (услышание, евр.) Богоприимец, 3 февр. Симеон , сродник Господень, ап. из 70, 27 апр. и 18 сент. Симеон Нигер, 4 янв. Симеон священномуч., еписк. персидский, 17 апр. Симеон , муч. персидский, 18 мая. Симеон Ветхий, пустынник сирийский, 26 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

И теперь много антихристов, т. е. Митрополит Крутицкий и подобные ему; дух лжи – Митрополит Газский и подобные ему» (I, 193). Митрополита Крутицкого Питирима Никон клеймит за то, что он, будучи поставлен Патриархом Никоном заместителем на время его ухода, по приказу царя прекратил возношение имени Патриарха Никона после его отъезда в июле 1658 г. в Воскресенский монастырь и стал управлять Церковью совершенно независимо от него; а Митрополит Газский явился с проповедью цезарепапизма в Россию без всякого соответствующего канонического полномочия от своего Патриарха и без всякого права учить в чужой епархии. А что сравнение двух властей происходит именно с духовной точки зрения, ясно из слов Никона: «Царь отпускает денежные долги, а священник грехи. Один действует принуждением, другой утешением; один употребляет материальное оружие, другой – духовное. Один имеет войну с своими врагами, а другой с властью века сего. Удивительно долготерпение Божие, когда не только царь восхитил на себя епископское достоинство, но его сторонники (бояре) делают то же» (I, 134). Никон разумеет, что все назначения на духовные должности идут от Монастырского Приказа, где заседали в 60-х годах XVII века уже одни светские люди, хотя в начале его деятельности в 50-х годах в его состав входили и духовные лица, назначавшияся, впрочем, светскою властью. «Царь имеет несомненно власть давать права и почести, но в границах поставленных Богом, но не духовную власть Епископам и архимандритам и другим духовным лицам: вещи духовные подлежат решению Бога, а земные царю» (I, 555). Здесь мы опять видим, что Никон не только различает две власти, но и сферу каждой определил соответственно с природой каждой власти, применяя тот же метод, как в наше время Проф. Заозерский при определении полномочий церковной власти. Поставление духовных лиц есть передача им определенных прав духовной власти в определенной мере: поэтому не дело царя издавать здесь односторонние без согласия представителя Церкви приказы. «Ты, ответотворче, говоришь, что Бог поставил иных Апостолами, иных пророками; Он не дал, ведь, всех даров одному, чтобы человек не возгордился и тем не изъял себя от действия Благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Предстоит священник, низводя не огнь, но св. Духа; возносит усердную молитву не о том, чтобы огнь ниспал с неба и попалил предложенную ему снедь; но дабы благодать, низшедши на жертву, возжгла души людей и сделала светлейшими чистого сребра... Еще живут и обращаются на земле; а поставлены распоряжаться небесным, и получили власть, которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам. Ибо не им сказано: и елика аще разрешите, будет разрешена ( Мф.18:18 ). И земные владыки имеют власть связывать, но только тела. А те узы связывают душу, проникают небеса; и что священники определяют на земле, то Бог утверждает на небе. Господь согласуется с мнением рабов своих! Что же другое он вручил им, как не всю духовную власть? Им же, говорит, отпустите грехи, отпустятся: и им же держите, держатся ( Ин.20:23 ). Какая власть может быть более сей? Отец весь суд отдал Сыну ( Ин.5:22 ). Теперь вижу, что Сын весь суд сей предоставил священникам. Они возведены на такую степень власти, как будто уже переселены на небо, превознеслись над человеческой природой и освободились от страстей наших“. „Выслушав это, собор воскликнул: „для чего же ты не привел положенного вначале изречения Златоустого: – „священство, которое столько превосходнее всех других достоинств, сколько дух превосходнее тела“? Газский отвечал: „это сделано не с хитростью, но златые слова Златословесного учителя взяты вкратце и только приведен из них отрывок, который показался необходимым и полезным“. Встал Симеон Вологодский и сказал: „вот слова Златоустого яснее солнца утверждают, что степень священства выше степени царской“. Газский (Паисий говорит о себе в третьем лице и обыкновенно называет себя просто Газским) отвечал: „надлежит наперед узнать мысль (проникнуть в мысль) сего великого наставника, знать, с какой целью он это говорит, и потом исследовать слова, столь ясно и премудро раскрывающие, что в духовных делах архиерей имеет первенство и преимущество перед царским достоинством. А это не противится патриаршему определению ( Τομος) и словам, утверждающим согласно со мною, что царь имеет первенство в делах гражданских“ 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

На другой день, 23 декабря, тот же освященный Собор в патриаршей крестовой палате определил, что великому государю можно, без всякого сомнения, принимать благословение от митрополита Ионы, когда он очистит себя от зазора. И в тот же день государь разослал ко всем архипастырям свои грамоты, приказывая немедленно отписать: быть ли впредь митрополиту Ионе блюстителем соборной апостольской церкви и великому государю ходить ли к нему, Ионе, под благословение? В 27-й день генваря 1665 г., когда от архиереев получены были ответы, собрались в крестовую патриаршую палату митрополиты: Павел Крутицкий, Паисий Газский, Косьма Амасийский и Феодосий Сербский — и на основании тех ответов определили: Ростовского митрополита Иону, когда он очистится от зазора, как указано в соборном постановлении 22 декабря, от наместничества престола патриаршего отлучить вовсе, от начальствования же между архиереями воспятить впредь до рассмотрения и указа всего освященного Собора, а о принятии от Ионы благословения царем государем, когда он соизволит, не может быть никакого сомнения. И 10 февраля действительно состоялся в Москве Собор, на который успели прибыть почти все русские архиереи: митрополиты — Питирим Новгородский, Лаврентий Казанский, Павел Сарский (Крутицкий) и епископы — Симон Вологодский, Филарет Смоленский, Иларион Рязанский, Иоасаф Тверской, Арсений Псковский — и были приглашены митрополиты: Паисий Газский и Феодосий Сербский. Этот Собор вновь допрашивал Иону, почему он принял благословение от Никона. И Иона оправдывался, просил прощения и, собственноручно переписав в соборной церкви то самое клятвенное свидетельство, или исповедание, какое было предложено ему на Соборе 22 декабря, представил теперь это свидетельство за своею подписью новому Собору. И Собор решил: «Митрополиту Ионе блюстителем соборной апостольской церкви впредь не быть, а в том его внезапном погрешении быть свободным и в соборной церкви в своей ему прежней степени сообщаться и служить невозбранно». Вспомнил Собор и принявших вслед за Ионою благословение от патриарха Никона протопопа и двух ключарей собора и отлучил их за эту вину от священнослужения, но 21 февраля протопоп Михаил и ключари Иов и Феодор били челом о помиловании, и те же архиереи ради торжественного дня рождения благоверной государыни царевны Евдокии Алексеевны разрешили им служить по-прежнему невозбранно в соборной церкви в своих степенях.

http://sedmitza.ru/lib/text/436182/

88 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 9—10//PG. T. 79. Col. 1153, 1156. 89 Данное предложение практически дословно содержится в «Духовных наставлениях преп. Серафима Саровского» (Глава 34. «О прощении обид»). 90 То есть помазанника Господня. 91 Дословно: «невыразимо». 92 Или еще можно перевести более конкретно: «был бы возведен в клир». 93 Букв.: угасшему, иссякшему. 94 Источник данной цитаты не идентифицируется. 95 Букв.: единовидный. 96 «Пастырь Ерма». Заповеди. 6. 97 Внутренние — аналог верных, то есть православных христиан, а внешние — язычники и еретики (ср. 1 Кор. 5:12—13). 98 «Пастырь Ерма». Заповеди. 3. 99 Здесь, очевидно, имеется в виду напоминание об отсутствии почестей для такого богатого и знатного грешника в Царстве будущего века, что должно побудить его задуматься о прекращении греховной жизни. 100 То есть стыд. 101 То есть по стыду что-то обещающий и не исполняющий впоследствии. 102 То есть сохраним их неизглажденными до дня смерти и Суда. 103 См.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. II, 23. 104 В древнемонашеской письменности монашеская община не раз именуется единым телом — по образу именования Телом Христовым всей Церкви у апостола Павла (см.: авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения. 6, 77; Преп. Иоанн Кассиан . Установления египетских подвижников. 1, 2; 2, 5; 4, 5; 7, 13; Преп. Феодор Студит . Великое оглашение. I, 5, 12, 13, 60. 105 «Пастырь Ерма». Заповеди. 12, 1. 106 То есть красоты (женской). 107 Ср.: «Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость — смиренномудрие, сребролюбие — милосердие, блуд — воздержание, малодушие — терпение, гнев — кротость, ненависть — любовь» ( Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения. 12). 108 То есть отчаяние. 109 Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 168. 110 Известна как молитва покаянная преп. Антиоха. Ее также советовал читать преп. Серафим Саровский. 111 В церковнославянском переводе: неволею. 112 «Пастырь Ерма». Заповеди. 8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Преп. Ефрем Сирин (306–373) – христианский богослов и церковный писатель, живший в Сирии. Сщмч. Игнатий Богоносец (ум. 107) – второй после апостола Петра епископ Антиохии; претерпел мученичество на арене Колизея – был растерзан зверями; автор семи посланий. Свт. Иоанн Златоуст (347–407) – великий церковный учитель христианской нравственности, автор множества сочинений гомилетического и экзегетического характера; умер в ссылке. Преп. Иоанн Лествичник (ум. 640) – знаменитый монах и аскет, подвизавшийся в монастыре горы Синай; автор знаменитого аскетического сочинения «Райская лествица». Св. Ириней Лионский (ум. 202) – знаменитый полемист, борец с ересями, и прежде всего с гностицизмом. Преп. Исаия Отшельник (IV в.) – аскет, автор аскетических и монашеских сочинений. Преп. Исидор Пелусиот (ум. 415 г.) – аскет, автор аскетических и монашеских сочинений. Свт. Кирилл Александрийский (385–444) – великий учитель Церкви, борец против ереси Нестория, автор множества полемических и экзегетических сочинений. Свт. Кирилл Иерусалимский (313–386) – автор «Огласительных и тайноводственных поучений», борец против арианства. Климент Александрийский (150–215) – глава александрийского огласительного училища, автор ряда сочинений, в которых стремился примирить христианство и греческую языческую образованность, науку и культуру. Св. Климент Римский (ум. 101) – ученик апостола Петра, римский епископ, автор 1-го Послания св. Климента к Коринфянам; по преданию, во время ссылки мученически пострадал в Крыму. Преп. Нил Синайский (ум. 430) – автор ряда сочинений монашеско-аскетического характера, в том числе в жанре флорилегия; ему был приписан также ряд творений Евагрия Понтийского . Прокопий (Газский) (475–528) – софист, экзегет, руководитель школы риторики в Газе, в Палестине. Севериан (Габальский) (ум. 408) – христианский епископ, экзегет; вначале был другом свт. Иоанна Златоуста , а затем оказался в числе его гонителей. Хорикий (Газский) (VI в.) – ритор, ученик Прокопия Газского. Нехристианские античные авторы и исторические лица

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

Гордость выражается в определенном поведении: это вера только в себя, самодовольство, высокомерие, самоуверенность, претензия на обладание знанием, доверие собственному суждению, уверенность в собственной правоте, пристрастие оправдывать себя, дух противоречия, желание поучать и командовать, отказ подчиняться. Человек сможет бороться с гордостью, только стараясь привыкнуть к противоположному поведению: ненависти к собственной воле 4621 , недоверию к собственному суждению 4622 , отказу от самооправдания, к самоосуждению 4623 , отказу противоречить, поучать и командовать. Все это находит совершенное выражение в послушании 4624 духовному отцу и позволяет человеку, по слову аввы Дорофея Газского, «вновь овладеть собой и вернуться в естественное состояние» 4625 . Чтобы избежать первой формы гордости, состоящей в том, что человек считает себя выше других или по меньшей мере выше кого-то из людей и их презирает, он должен будет стараться прежде всего замечать в них те качества, которыми они превосходят его, отказываться видеть их недостатки и оценивать их положительные качества 4626 . Именно в этом смысле можно сказать вместе с преподобным Максимом Исповедником , что «любовь к ближнему выше гордости» 4627 . Человек должен дойти даже до того, что будет считать себя ниже всех, как наставляет авва Дорофей Газский: «Держать себя ниже всех [противоположно] первой форме гордости. Поистине, каким образом тот, кто ставит себя ниже всех, может думать, что он больше своего брата, возвышать себя в чем-то, порицать или презирать кого-то?» 4628 Воспоминание о собственных грехах помогает [человеку] устранить в себе чувство собственного превосходства, обнажая его духовную нищету 4629 . Его гордость уменьшается по мере того, как это осознание сопровождается сокрушением 4630 и самоосуждением 4631 . Принятие и даже поиск унижений в различных формах также способствуют исцелению от страсти. Авва Дорофей Газский пишет так: «Верьте, что презрение и обиды являются для твоей души лекарствами от гордости, и молитесь о тех, кто дурно с вами обращается, как если бы они были истинными врачами» 4632 . Жить, не имея известности среди людей, – это помогает в лечении крайней формы гордости, как подчеркивает преподобный Иоанн Лествичник : «Видимая гордость излечивается положением в тени» 4633 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010