31-й день 217. Против воров, слагающих вину воровства своего на других (Из жизни св. Ионы, Митрополита Московского. Чет. Мин. марта 31) Есть воры, которые не просто воруют, но еще к воровству своему присоединяют и клевету. Поймали иного, стали изобличать в воровстве, а он и начинает говорить: «Нет, это не я украл, а такой-то». И нередко бывает, что из-за такого вора-клеветника страждут и невинные. Как вы думаете, братие, пройдут даром таким людям воровство и клевета их или нет? Знайте, что никак не пройдут и Господь строго взыщет с них. Некогда святой Иона, митрополит Московский, дал одному из слуг своих много золота и серебра и велел раздать оное в милостыню убогим; слуга же часть врученного ему подлинно раздал нищим, но другую часть скрыл для себя. В это время пришла к святителю одна нищая вдова и сказала: «Владыко святой! Ты велел своему слуге дать мне денег, но он мне ничего не дал». Святой Иона призвал слугу и сказал: «Зачем ты оскорбил вдову, не дав ей ничего?» Слуга отвечал: «Я ей очень много дал; но поскольку она бесстыдна, потому снова и просит». Вдова начала снова уверять, что она ничего не получила от слуги. Тогда последний с гневом сказал ей: «Смотри, Бог накажет тебя смертью за то, что лжешь!» На это святитель ответил ему: «Нет, не будет по-твоему, а будет напротив. Поскольку ты воруешь и лжешь, то не она умрет, а ты; она же жива будет». И тотчас после этого слугу постигла страшная болезнь, и он умер. Итак, подлинно не пройдут даром ворам-оговорщикам их кража и клевета! И видите ли, какое ужасное наказание может постигнуть их? Вот вора-клеветника постигла неожиданная смерть. С чем он явился на Суд Божий? С каким лицом? Что сказал в свое оправдание? Поистине, событие ужасное! Убойтесь же Страшного Суда Божия, если не боитесь суда человеческого, вы, живущие обманом и воровством и при этом еще не ужасающиеся клеветать и на других! Ведь знайте, что, по слову Божию, «ни воры, ни лихоимцы... ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:10 ). Равно знайте, что и клеветникам в будущей жизни радости не будет, ибо то же слово Божие говорит: ««Мерзость пред Господом – уста лживые» ( Притч.12:22 ), и погубит Господь всех «говорящих ложь»» ( Пс.5:7 ). Остановитесь же в своих беззакониях и живите своим, а не чужим; равно и на уста свои цепь налагайте. Помните, что ведь все проходит нам только до времени. Настанет час, когда «придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» ( 1Кор.4:5 ). И тогда что же будет, если в сей жизни не покаетесь и не исправитесь? Тогда подлинно скажете «горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!» – но поздно уже будет! Аминь. Читать далее Источник: Четии Минеи в поучениях на каждый день года/сост. свящ. Виктор Гурьев, авт. кн. " Пролог в поучениях " . В 4 частях — Москва: Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря (Типо-литография И. Ефимова), 1896./Кн. 3: Март, апрель, май. — 231, IV с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

44. Мелкая монета. 45. Стефан Яворский (1658-1722) митрополит Рязанский, местоблюститель патриаршего престола, был один из самых видных деятелей Петровского времени; известен как проповедник. С св. Димитрием он познакомился в 1684 г. 46. Вдовствующая супруга царя Иоанна Алексеевича, скончавшегося в 1696 году. 47. Празднование в честь Толгской иконы Божьей Матери совершается 8 августа. Толгский монастырь находится в 9 верстах от Ярославля на Волге; основан в 1314 г. Ростовским епископом Прохором (в схиме Трифоном) на месте явления ему иконы. 48. Св. Димитрия часто посещали царица Параскева Феодоровна и дочери царя Алексея Михайловича и дарили ему рясы. Из этих подношений святитель приготовил себе архиерейское облачение и завещал похоронить себя в этих одеждах. 49. 22 апреля 1757 г. св. Димитрий причислен к лику святых. По поручению Св. Синода, Арсений, митрополит Ростовский, тогда же написал жизнеописание святого, а служба ему составлена Амвросием, епископом Переяславским, впоследствии архиепископом Московским. 1. Город Синоп — на южном берегу Черного моря. 2. Кончина священномученика Фоки последовала в 117 году. 3. 22 июля празднуется перенесение его честных мощей из Понта в Царьград. 1. Вертоградарь — содержатель сада или огорода, садовник. 2. Сие было около 320 года. 3. Здесь разумеются магометане — турки. В 1214 г. Синоп подпал власти сельджукских турок, а спустя 2.5 столетия он снова был завоеван (в 1461 г.) магометанами (османскими турками), именно Магометом II, завоевавшим Константинополь и основавшим на развалинах Византийской империи Турецкую (магометанскую). 8. Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве китовом прообразовало собою трехдневное пребывание Христа Спасителя в земле. Сам Иисус Христос так свидетельствует о прообразовательном значении пророка Ионы: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40). Спаситель сравнивает Себя с Ионою: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (12:41).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В свою очередь «апостолы» Христовы, еще при жизни своей, «поставляли преемников себе», которые называются в слове Божием епископами, пресвитерами, пастырями и учителями церкви Христовой (Еффс. 4, 4. Филип. 1, 1 . Тит. 1, 5, 7 ). Таковы были: Тимофей, Силуан, Тит и многие другие ( 1Тим. 4, 14 ), и предоставили рукоположенным от них епископам право избирать и рукополагать в епископские и пресвитерские должности иных достойных людей, «которые бы способны были и других научать» вере Христовой ( 2Тим. 2, 2 . Тит. 1, 5 ). Таким образом от времен апостольских доселе непрерывно продолжался ряд истинных наставников веры в лице епископов и пресвитеров церкви Христовой; таким же образом он будет продолжаться и до скончания века, доколе будет существовать на земле Христова церковь : пока все придем «в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершеннаго», «в меру полного возраста Христова», и «доколе не приидет» опять Сын Божий на землю судить живых и мертвых ( Ефес. 4, 13 . 1Кор. 11, 24–26 . 1Петр. 5, 1–4 ). Из сказанного видно, что, после I. Христа и апостолов Его, истинными наставниками веры суть епископы и пресвитеры Христовой церкви, преемственно от апостолов получившие власть и обязанность поучать других вере. Итак, рукоположение священства, преемственно полученное от апостолов, есть первый признак истинных наставников веры, без которого они не могут быть. Истинный «пастырь», говорит Спаситель, «входит во двор овчий -» в церковь Божию – «дверью», т.е. Мною или установленным от Меня путем: ибо «Я дверь овцам»; а кто входит не дверью, «но перелазит инде», кто принимает на себя должность пастыря и учителя в Моей церкви каким-либо иным образом, от Меня не установленным, «тот тать есть и разбойник» ( Иоан. 10, 1–7 ). б) Есть другой вернейший признак истинных наставников веры, это – согласие наставлений их с учением I. Христа, апостолов Его и древних учителей церкви, принявших учение Христово непосредственно от апостолов и передавших нам его в своих писаниях. I. Христос есть «Начальник» и «Совершитель» нашей «веры» ( Евр. 12, 2 ); а посему, очевидно, только тот может назваться истинным исповедником и наставником сей веры, кто во всем строго держится учения Христова и ни в чем не изменяет его: «если пребудете в слове Моем», говорит Спаситель, «то вы истинно Мои ученики» ( Иоан. 8, 31 ). – «Апостолы», очевидные свидетели деяний I. Христа и приближеннейшие ученики Его, наставлены были Им, при озарении Духа Святаго, на всякую истину и так верно проповедывали Его учение, что не обинуясь говорили: «если мы, или ангел с неба станет благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Иоан. 15, 15. 16,13 . Гал. 1, 8 ); поэтому, истинные наставники веры Христовой могут и должны учить только тому, чему учили апостолы Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Древние учители» Христовой церкви вполне знали учение Христово и передали нам его во всей чистоте, потому что они слышали его из уст самих апостолов и были просвещены Духом Святым; поэтому истинные наставники веры Христовой должны согласоваться с ними в вероучении, как это советует и апостол, говоря: «поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13, 7 ). Сравните дела и наставления истинных наставников нашей веры – архипастырей и пастырей, с древним Христово-апостольским и отеческим учением , и вы ясно увидите, что они во всем согласны с ним. Для примера сравним с этим учением наставления православных пастырей и толкования так называемых староверческих наставников. аа) I. Христос сказал в Евангелии: «Я создал церковь Мою и врата адовы не преодолеют ея» ( Матф. 16, 18 ). Согласно с сим православные пастыри учат, что церковь Христова , несмотря на все неприязненные ей силы, будет существовать до скончания века , возрождая людей ко спасению чрез таинства и священство; а староверческие наставники толкуют, что церковь Христова со времен патриарха Никона разрушилась, священство в ней погибло и все таинства ее осквернены антихристом. бб) I. Христос говорит в Евангелии: «если кто церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Матф. 18, 17 ). Согласно с сим православные пастыри учат, что все христиане должны повиноваться церкви Христовой и отнюдь ни в чем не должны ослушаться ее определений; а староверческие наставники не только сами не повинуются, но и другим внушают не покоряться ей, и даже изрыгают на нее такие хулы, о которых «срамно есть и глаголати». вв) I. Христос, установив пред Своим страданием таинство св. евхаристии, повелел совершать его в церкви до второго пришествия Его на землю и сказал: «аще не снесте плоти Сына человеческого», «ни пиете крове Его, живота не имате в себе: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» ( Иоан. 6, 53–54 . Матф. 26, 26–28 . 1Кор. 11, 23–26 ). Согласно с сим «православные пастыри совершают св. евхаристию и внушают верующим приобщаться Тела и Крови Христовых» во оставление грехов и в жизнь вечную, а из староверческих наставников многие толкуют, что можно спастися без сего святейшего таинства, а посему не только не приобщаются Тела и Крови Христовых, но еще хулят сию величайшую святыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Объединимся около матери нашей – земли русской, твердо оберегая древние устои ее: православие веры, самодержавие царя и единство народной жизни. «Бойся царя и Бога, и будет тебе повсюду дорога» – таков завет русской старины. Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся ( Притч.24:21 ). Так повелевает нам и мудрость израильского мудреца. Да воскреснет Бог и расточатся врази Его! Да оживет древняя Святая Русь и побегут от лица ее ненавидящие ее, да исчезнут они с лица земли русской, как исчезает дым! Как тает воск от огня, так да погибнут грешники – мятежники земли, а праведные – сыны Церкви, истинные дети земли – да возвеселятся пред Богом. Наше знамя, наша хоругвь – вера православная, царь самодержавный и Русь единая, нераздельная. Умрем за это знамя, за эту хоругвь, но никому не отдадим их! В этом да поможет нам Бог! Призыв к покаянию Если не покаетесь, все так же погибнете. ( Лк.13:3 ). Это – слова Господа Иисуса Христа к народу иудейскому. Сказаны они были по следующему случаю. Пришли к Нему некоторые и рассказали Ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Господь сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк.13,2–5 ). Вслед за этим притчей о бесплодной смоковнице Господь разъяснил народу, что Бог, по милосердию Своему, долго терпит, не наказывая грешников, принимает все меры к исправлению их, и если грешники каются, то Господь отвращает от них Свой праведный гнев, не исполняя на них тех угроз, какими претил 113 им чрез Своих посланников. Так помиловал Он покаявшихся ниневитян, которые, услышав проповедь Ионину, покаялись, возложив на себя пост все – от мала до велика, от царя до последнего раба ( Иона.3:4–10 ). Но когда грешники остаются нераскаянными и неисправимыми, несмотря ни на увещания проповедников покаяния, ни на угрозы, возвещаемые им от имени Божия, тогда Господь приводит эти угрозы в исполнение. Так случилось с народом иудейским, которому Господь изрек угрозу и который, несмотря на это, не покаялся, но ожесточился до того, что сделался христоубийцей. Иерусалим был разрушен; Капернаум и другие города истреблены до основания; народ иудейский был частью истреблен, частью продан в рабство и рассеян по земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Свя­ти­тель Иона, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Рос­сии чу­до­тво­рец, ро­дил­ся в го­ро­де Га­ли­че в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье. От­ца бу­ду­ще­го свя­ти­те­ля зва­ли Фе­о­до­ром. В две­на­дца­ти­лет­нем воз­расте юно­ша при­нял по­стриг в од­ном из га­лич­ских мо­на­сты­рей, от­ку­да пе­ре­шел в мос­ков­ский Си­мо­нов мо­на­стырь, где мно­го лет ис­пол­нял раз­лич­ные по­слу­ша­ния. Од­на­жды свя­ти­тель Фо­тий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский (па­мять 9 июня и 15 июля), по­се­тил Си­мо­нов мо­на­стырь и по­сле мо­леб­на, пре­по­дав бла­го­сло­ве­ние ар­хи­манд­ри­ту и бра­тии, по­же­лал бла­го­сло­вить ино­ков, ис­пол­няв­ших по­слу­ша­ние на мо­на­стыр­ских ра­бо­тах. Ко­гда он при­шел в пе­кар­ню, то уви­дел уснув­ше­го от мно­гих тру­дов ино­ка Иону, пра­вая ру­ка утом­лен­но­го ино­ка бы­ла со­гну­та в бла­го­слов­ля­ю­щем же­сте. Свя­ти­тель Фо­тий про­сил не бу­дить его, бла­го­сло­вил спя­ще­го ино­ка и про­ро­че­ски пред­ска­зал при­сут­ство­вав­шим, что этот мо­нах бу­дет ве­ли­ким свя­ти­те­лем Рус­ской Церк­ви и мно­гих на­ста­вит на путь спа­се­ния. Пред­ска­за­ние свя­ти­те­ля ис­пол­ни­лось. Через несколь­ко лет свя­ти­тель Иона был по­став­лен епи­ско­пом Ря­за­ни и Му­ро­ма. В 1431 го­ду скон­чал­ся свя­ти­тель Фо­тий. Через пять лет по­сле его смер­ти за доб­ро­де­тель­ную и свя­тую жизнь мит­ро­по­ли­том Все­рос­сий­ским был из­бран свя­ти­тель Иона. Ко­гда но­во­из­бран­ный мит­ро­по­лит от­пра­вил­ся к пат­ри­ар­ху Иоси­фу II (1416–1439) в Кон­стан­ти­но­поль, чтобы при­нять по­став­ле­ние на мит­ро­по­лию, то ока­за­лось, что неза­дол­го до то­го зло­муд­рен­ный Ис­и­дор, по про­ис­хож­де­нию бол­га­рин, уже был по­свя­щен на рус­скую мит­ро­по­лию. Недол­го про­быв в Ки­е­ве и Москве, Ис­и­дор от­пра­вил­ся на Фло­рен­тий­ский со­бор (1438), где при­нял унию. Со­бор рус­ских ар­хи­ере­ев и ду­хо­вен­ства низ­ло­жил мит­ро­по­ли­та Ис­и­до­ра, и тот вы­нуж­ден был тай­но бе­жать в Рим (где умер в 1462 го­ду). На Все­рос­сий­скую мит­ро­по­лию еди­но­душ­но был из­бран свя­ти­тель Иона. По­свя­ще­ние его по бла­го­сло­ве­нию Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Гри­го­рия III (1445–1450) впер­вые со­вер­ше­но рус­ски­ми ар­хи­ере­я­ми в Москве. 15 де­каб­ря 1448 го­да свя­ти­тель Иона всту­пил на мит­ро­по­лию и с ар­хи­пас­тыр­ской рев­но­стью стал утвер­ждать бла­го­че­стие сре­ди па­со­мых, сло­вом и де­лом укреп­ляя пра­во­слав­ную ве­ру в стране.

http://radonezh.ru/radio/2019/06/27/20-1...

Пришедъ же отъ Москвы абие чюдесному Сергию отцу завщание исполняет: храмъ каменъ внутрь епископиа во имя его созда. 380 И всею лпотою утвори и образ его постави в ней, яко много любя преподобнаго, часто въ храмъ его приходя молитвы творяше священныя. Не по мноз же посолъ борзоходный отъ митрополита Ионы прииде къ архиепископу Ион, книги нося повдающая постигшую болхнь святителя и ожидание блаженныя кончины его. И того ради моляшеся насладитися видниа его и утшитися о семъ, еще же да произбереть достойнаго на высокий престолъ митрополии епископа, да нкое лукавьство предваритъ, вмсто достойнаго нетакова. Самого же честныма си рукама гробу предасть и рукуположит митрополии епископа. Сиа книги митрополича прочет архиепископъ, проплакавъ на мноз, рече: «Великиа благоты отщетевается Москва нын и с нею вся Руская, таковую доброту мирови скрывая под землю». Абие же Иона архиепископъ митрополиту Ион вписа книги, повдующая окрочение и самому старостию, яко болзнени ноз имя. Обща же ся ему насладитися видниа его по отложении телесе на воскресение общее святыхъ: «Болши ми тогда срадоватися ему въсприимающи мзду трудов своих, от началника пастыремъ». О произведении же епископа в митрополию, его же духъ его произбереть и благословить, самъ того готовъ приати. По успении же преподобнаго святителя митропольскаго Ионы архиепископъ Иона понудивше помяновеннаго Пахомиа иже от Святыя Горы мниха попа списати последование «памяти» его и службы канонъ священному Ион митрополиту, вдяше бо его добродтели. Сего ради и память его каноны почте, равно со святыми. Много же понужаше Пахомиа Иона, утшая его и златомъ и соболми, да спишеть ему и еще канонъ преподобному Сергию, да уяснитъ память въ храм его. Пахомие же не рачи послушати архиепископа, но готовяшеся самъ ити в Московскиа страны. Повнегда бо списати ему канонъ блаженному Ион митрополиту, в немже и назнамена в краех тропарем 381 яко повелнием архиепископа Ионы списа каноны митрополиту Ион. Самъ тои к тому невозможе его принудити писати или житиа или канонъ: ни Михаилу Клопскому, ни иному, ни единому же, емуже хотяше память уяснити архиепископъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После такой трогательной речи, в которой старец-святитель кротко выразил: как должны быть осмотрительны державные правители в своих приговорах и решении судьбы своего народа, и что милосердие и снисходительность более всего упрочивают могущество царей, великий князь умилился и возвеселился сердцем. Особенно обрадовало его предсказание об освобождении от татарского ига всей русской земли, имеющее совершиться при сыне его. Маститая старость, и какое-то небесное вдохновение, отражавшееся на спокойном лице говорившего святителя, поселяли в душе князя несомненную уверенность в истине предсказания, ибо князь знал, что непогрешительно всякое слово, исходившее из уст святителя. Тогда же Василий Васильевич с радостию обещал архиепископу отложить всякий гнев на его паству великого Новгорода и даровать ему мир, сказав, что он все забывает и все прощает своей отчине – Новгороду; только просил, чтобы твердо было обещание св. Ионы сыну его против орды, и о том же умолял его блаженный Иона митрополит. Старец на это отвечал: «аще два от вас совещаета о всякой вещи, ея же аще просита, будет вама от отца моего, иже на небесех ( Мф.18:19 ); молящеся же отпущайте, аще что имате на кого» ( Мк.11:25 ). После этого оба святителя, со всеми своими духовными чадами, обещали усердно молиться, чтобы князь восприял свободу от мучительства князей ордынских, и чтобы в руке его укрепилась хоругвь русская. Когда беседа кончилась, вдруг, к удивлению всех, святитель Иона заплакал и плакал горько. Великий князь и митрополит, недоумевая о такой внезапной скорби святителя, пожелали узнать, чтобы такое так сильно могло опечалить его? Тогда Иона открыл им близкое падение Новгорода и сокрушение всей его гордыни, «Кто озлобит людей моих, всенародное множество», говорил старец в духе ведения, «или кто смирит такое величие града моего, если только не возмутит их междоусобие, и лесть неправды не расточит их и не развеет лукавства! Обаче во дни мои да даст Господь мир, тишину и благословение людем моим» 700 . И действительно, во время святительства его все окрестные страны держали мир с великим Новгородом, во всех областях Новгородских царствовала глубокая тишина, самые граждане сохраняли между собою взаимную любовь, не производя никаких беспорядков и крамол. Благоплодна была даже самая земля паче прежних лет 701 . Тогда же архиепископ, предвидя, что пастве его – Новгороду не удержать своей независимости, просил обоих князей даровать самосудную грамоту любимой его обители Отенской, дабы она свободна была от насилия и притеснений наместников княжеских и других властей. Оба князя с полною готовностию исполнили просьбу архиепископа Ионы и даровали ему просимую грамоту, скрепленную двумя позлащенными печатями, с изображениями обоих государей. Эта грамота состояла в том, что Отенская обитель имела право распоряжаться землями и угодьями, дарованными ей в разное время, а также и прикрепленными к ней селами с крестьянами и монастырскими работниками, своим судом, т. е. судом игумена и братии 702 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Как можно чаще надо внушать в семье, что прочно и полезно только то, что приобретено чистым и праведным путем и воспитывать глубокое отвращение ко всем видам бесчестности. Надо учить детей презирать воровство и всякую недобросовестность из религиозных оснований, обращая их внимание на Бога, на Божии заповеди. Слово Божие весьма строго осуждает воровство и указывает на него, как на тяжкий смертный грех: ни воры, ни лихоимцы... ни хищники – Царства Божия не наследуют ( 1Кор.6:10 ). У русского народа пагубность воровства выражена пословицей: «Вор ворует не для прибыли, а для своей гибели». Как тяжек грех воровства и лжи показывает следующий случай из жизни святителя Ионы, митрополита Московского. Святой Иона однажды дал одному из своих послушников много денег для раздачи бедным, но тот вскоре после того часть денег раздал, а часть утаил. Случилось, что пришла вскоре к Святому бедная вдова с жалобою на послушника: – Святитель Божий! Твой послушник ничего не дал мне из завещанных тобою денег. Митрополит, призвав послушника, спросил его: – Зачем ты оскорбил эту вдову и не дал ей ничего? Тот отвечал: – Я дал ей много, но она бесстыдно просит большего. Вдова отрицала это и настойчиво утверждала, что не получала от него ничего. Послушник воскликнул с гневом: – Уходи, ты умрешь, потому что ты лжешь! Тогда святитель Иона сказал: – Не будет так, вдова эта говорит правду, а ты крадешь и лжешь; она будет жива, а умрешь ты! Послушник в тот же день заболел и умер. А вот рассказ из жизни преподобного Исаака Сириянина (память 12 апреля). Один благочестивый человек послал святому две корзины с яствами. Слуга спрятал по дороге одну корзину, а другую от имени своего хозяина принес. Принимая корзину, святой Исаак сказал слуге: – Я принимаю дары, но смотри, не касайся корзины, которую ты оставил на дороге. В ней – змея, и если ты протянешь руку, она ужалит тебя. Слуга был смущен и раскаялся в своем грехе. Стыд и страх овладели им вместе с радостью, что он ушел от действительной опасности. А опасность была не только от живой змеи. В корзине была еще и другая змея. Краденое отравило бы душу слуги. Может быть, в первый раз он присвоил чужое, и если бы его не остановил святой, ржавчина порока воровства внедрилась бы в душу и растлила бы ее навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

По прибытии в Москву, архиепископ Иона был встречен с большими почестями великокняжескими боярами и несколькими игуменами еще за три поприща от столицы, и с особенною любовию был принят митрополитом всея Руси в своих палатах. Затем, в великокняжеских палатах ему сделан был прием вполне достойный представителя и владыки Великого Новаграда. Описатель жития так описывает встречу его на дворе великокняжеском: «великою честью почтен бе, усретенми частыми, светлыми вне двора княжа, внутрь же двора – боярами, на ступенях крыльца сынове княжи по чину своему усретаху, в преддверии же и сам князь изыде во сретение архиепископу, и поддержа десницу его, и вниде с ним в княжеския палаты». Здесь владыка Новгородский от лица своих сограждан поднес великому князю многие и богатые дары и «елики тяжести даров», замечено в жизнеописании, «принесены быша архиепископом, радостно прият князь». Во всю бытность святителя в Москве, великий князь относился к нему с самым глубоким уважением; не раз он посылал своих бояр на подворье святителя, чтобы передать ему свое личное уважение. Часто собираясь на совещания, великий князь с митрополитом Ионою и владыкою Новгородским рассуждали о делах церковных. В одно из таковых совещаний Василий Васильевич, вместе с сыном своим Иоанном, откровенно высказал архиепископу Ионе все, что было у него на душе на счет своевольства Новгородцев, что Новгородцы не воздают ему подобающей чести великокняжеской, и заключил свою речь тем, что он намерен поднять оружие, чтобы однажды навсегда положить конец беспорядкам и своевольству Новгорода. Архиепископ Иона горячо тогда вступился за свою паству, умоляя великого князя не увлекаться порывами гнева, так как в этом деле не мало послужили к возбуждению гнева княжеского разные наговоры завистливых клеветников, а отечески пощадить и помиловать покорных ему людей: «из-за горсти негодных, говорил святитель, не следует карать всех». «Если государь, продолжал он, ради зависти, возбужденной против отчины его – великого Новгорода, не внимая его молениям, не преложит гнев на милость и воздвигнет руку на людей неповинных: да внимает сам к себе, чтобы и между его чадами не возникли разделения от зависти взаимной. Ныне же, как князь благочестивый, поставленный над многими князьями, чтобы им благодетельствовать, да не подвигнется по клевете на свою отчину, но тихими очами да взирает на послушный ему народ, не возлагая новых даней и повинностей на людей, дотоле от них свободных. Тебе самому, продолжал далее святитель, уже приближаются дни кончины, сыну же твоему Иоанну содержать хоругвь русскую, и о нем, вместе с моим народом, теплые вознесу молитвы к Господу Богу, да освободит Он от насилия царей ордынских, ради свободы, дарованной тобою моему граду; да вознесется рука его над всеми супостатами и прославится властию больше всех своих предков, и княжение его укрепится в мощной его деснице, и на многие распространится страны, если только будет жить в благочестии и тихими очами назирать обладаемых им».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010