Для сего, по согласию с митрополитом всероссийским святым Ионою, Новгородский архипастырь поручил прибывшему со Святой горы ученому иноку Пахомию Логофету пересмотреть и написать некоторые жития святых. Кроме того до нас дошло несколько богослужебных книг, писанных по благословению архиепископа Ионы. Вскоре после возвращение из Москвы, митрополит всероссийский Иона прислал послание блаженному святителю Новгородскому. Чувствуя приближение своей кончины, митрополит Иона еще раз желал увидаться с Новгородским владыкой и насладиться его духовной беседой. Вместе с тем митрополит просил святого Иону, чтобы он принял лично участие в избрании достойного ему преемника и предал его самого погребению. Прочитав сие послание, святой Иона прослезился и воскликнул: – Великой благодати лишается ныне Москва, а вместе с нею и вся Русская земля. Однако, удрученный годами и болезнью ног, сам святой Иона не мог отправиться в Москву. Он послал святителю Московскому грамоту, в коей, утешая его, писал: – Не скорби, что нам нельзя повидаться теперь, ибо мы свидимся уже в той жизни, по отшествии из бренного тела. Радостно будет тогда наше свидание, ибо мы восприимем тогда мзду от Самого Начальника пастырей. Избрание преемника святой Иона предоставлял Господу и освященному собору: – Кого Дух Святой изберёт и благословит, того и я буду готов принять! Святой митрополит Московский Иона преставился 31 марта 1461 года. Зная святость его жизни, святитель Новгородский поручил вышеназванному Пахомию Логофету составить канон. Вскоре после сего святитель Московский был причислен к лику святых. В 1462 году, по смерти Василия, на престол великокняжеский вступил сын его Иоанн III. Святой Иона отправился по делам в Москву к новому князю. Он напомнил ему о том, что предрёк еще его отцу, прибавив: – Не презрит Господь молитвы стольких угнетенных, он рассеет орду, но пусть государь пребывает в благочестии и твёрдо хранит заповеди Божии. В то же время святитель просил великого князя подтвердить прежнюю грамоту для Отней пустыни, чтобы сия обитель имела право суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пятнадцатый день. Поучение 1-е. Св. Иона, митрополит Московский. (Уроки из его жизни: а) должно служить Богу, б) помогать несчастным и в) любить свое отечество). I. Св. Иона, митрополит московский, память коего св. церковь совершает в настоящий день, с юных лет возлюбил уединение и труды монашеского жития. Еще 12 лет он поступил в один из монастырей на своей родине, Костромской области, и потом продолжал иноческие подвиги в московском Симонове монастыре. Однажды митрополит Фотий, посещая Симонов монастырь и обходя церкви и службы монастырския, нашел в пекарне спящего с кротким величественным видом Иону и, заметив, что персты десной руки его сложены, как бы для благословения, сказал окружающим, что этот юный инок некогда будет первым святителем земли русской. Действительно, определение Божие о высоком служении Ионы в свое время постепенно приходило в исполнение. Избранием собора иерархов, утвержденным великим князем, св. Иона был возведен в сан епископа рязанского и муромского, потом в 1448 году он был поставлен на кафедру митрополии всероссийской. Во время святительства Ионы церковь и отечество наше подвергались великим опасностям: с одной стороны в это время особенно усилились притязания папы римского подчинить своей власти русскую церковь и совершенно отторгнуть от единства церкви православной многия искони русские области, бывшие под властию польского короля, – с другой постоянную скорбь причиняли отечеству нашему татары, с огнем и мечем проходившие внутрь страны, пользуясь слабостию и усобицами князей русских. Свят. Иона, как неусыпный страж православия, зорко наблюдал козни римского папы и своими распоряжениями и посланиями старался охранить нераздельное единство церкви православной. Он даже сам отправлялся в литовские пределы для благоустройства дел церковных. Теми же чувствами любви к православию св. Иона руководствовался при поддержании сношений с православною восточною церковию. В его время, с завоеванием турками Константинополя в 1453 году, совершилось окончательное падение греческого царства. Православная восточная церковь , подавленная и уничтоженная дикими выходцами Азии – поклонниками Магомета, могла находить единственную поддержку только в православной России. Первосвятитель русский горячо принял к сердцу скорбь православных востока: он делал воззвания ко всем князьям, епископам и всему православному христианству России оказывать вещественную помощь для облегчения участи страждущих христиан востока и искупления пленных турками. Так св. Иона в самое благопотребное время поддержал готовую прерваться нить того союза отечества нашего с православною восточною церковию, который, в последствии, чрез ряд веков охраняемый промыслом Божиим, послужил залогом спасения угнетенных рабством христиан востока, помощию и оружием России.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вернувшись в Новгород, Иоанн распорядился своим богатым имуществом и, приняв иноческий постриг с именем Иона, отправился на остров. После возвращения на остров он построил два храма: во имя Святой Троицы во имя святителя и чудотворца Николая — покровителя мореплавателей и землепроходцев. Затем святой построил келлии и приготовил все необходимое для обители иноков. Троицкий Николо-Климецкий монастырь был основан около 1520 года. Так преподобный исполнил завет Господа. Из бедного Нятинского монастыря, расположенного в трех верстах от новой обители, пришли братия. К ним присоединились иноки из других мест, желавшие безмолвия и уединения. Митрополит Московский Варлаам (1511–1512) благословил для храмов обители антиминсы и хотел поставил святого Иону настоятелем, но тот по смирению отказался. Преподобный Иона уговорил новгородского иеромонаха Тихона принять настоятельство, а сам подвизался как простой инок. Преподобный Иона мирно скончался 6 июня 1534 года и был погребен у храма во имя святителя Николая. Над нетленными мощами святого впоследствии была построена часовня, а в царствование Елизаветы Петровны (1741–1761) — каменный храм во имя праведных Захарии и Елисаветы. Иона, епископ Великопермский, святитель Святитель Иона, епископ Великопермский, был пятым епископом Пермским. После кончины великого просветителя Пермского края святителя Стефана († 1396; память 26 апреля/9 мая) его преемником стал епископ Исаакий, проводивший большую часть своего времени в Москве и недолго находившийся на Пермской кафедре. Апостольские труды святителя Стефана продолжили святители Герасим († 1441; память 24 апреля/7 мая) и Питирим († 1455; память 19 августа/1 сентября); оба приняли мученическую смерть, исполняя свой архипастырский долг. Вскоре после убиения отрядом вогульского князя Асыки святителя Питирима митрополит Московский и всея Руси чудотворец Иона († 1461; память 31 марта/13 апреля и 15/28 июня) рукоположил соименного ему благочестивого инока в епископский сан. В 1455 году епископ Иона прибыл в Усть-Вымь — главное селение обращенных в христианство зырян, где еще в 1383 году святым Стефаном была учреждена кафедра при построенном им храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Для сего, по согласию с митрополитом всероссийским святым Ионою, Новгородский архипастырь поручил прибывшему со Святой горы ученому иноку Пахомию Логофету пересмотреть и написать некоторые жития святых. Кроме того до нас дошло несколько богослужебных книг, писанных по благословению архиепископа Ионы. Вскоре после возвращения из Москвы, митрополит всероссийский Иона прислал послание блаженному святителю Новгородскому. Чувствуя приближение своей кончины, митрополит Иона еще раз желал увидаться с Новгородским владыкой и насладиться его духовной беседой. Вместе с тем митрополит просил святого Иону, чтобы он принял лично участие в избрании достойного ему преемника и предал его самого погребению. Прочитав сие послание, святой Иона прослезился и воскликнул: — Великой благодати лишается ныне Москва, а вместе с нею и вся Русская земля. Однако, удрученный годами и болезнью ног, сам святой Иона не мог отправиться в Москву. Он послал святителю Московскому грамоту, в коей, утешая его, писал: — Не скорби, что нам нельзя повидаться теперь, ибо мы свидимся уже в той жизни, по отшествии из бренного тела. Радостно будет тогда наше свидание, ибо мы восприимем тогда мзду от Самого Начальника пастырей. Избрание преемника святой Иона предоставлял Господу и освященному собору: — Кого Дух Святой изберёт и благословит, того и я буду готовь принять! Святой митрополит Московский Иона преставился 31 марта 1461 года. Зная святость его жизни, святитель Новгородский поручил вышеназванному Пахомию Логофету составить канон. Вскоре после сего святитель Московский был причислен к лику святых. В 1462 году, по смерти Василия, на престол великокняжеский вступил сын его Uoahh III. Святой Иона отправился по делам в Москву к новому князю. Он напомнил ему о том, что предрёк еще его отцу, прибавив: — Не презрит Господь молитвы стольких угнетенных, он рассеет орду, но пусть государь пребывает в благочестии и твёрдо хранить заповеди Божии. В то же время святитель просил великого князя подтвердить прежнюю грамоту для Отней пустыни, чтобы сия обитель имела право суда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Святитель безропотно встретил свою кончину, не предпринимая попыток защитить себя По одной из версий, вогулы выяснили планы Питирима, расспросив о том одного из «иноверных», вышедших «от Устьвымска городка для некоего орудия по реке, зовомой Вычегде… за пять поприщ, именуемо Юром» . Когда вся процессия оказалась в поле зрения отряда Асыки, иноверцы бросились из своего укрытия на безоружных богомольцев. Завидя неприятеля, святитель тотчас же приказал своим спутникам спасаться бегством, надеясь ценой своей жизни прикрыть их отступление до укреплений Усть-Выми. Питирим понимал, что главной целью нападения иноверцев был именно он, и едва ли его паству ждет преследование. Святитель безропотно встретил свою кончину, не предпринимая попыток защитить себя: «и яростию яша святаго, и един по единому начаша бити, и умучиша святаго и смерти придавше неповинно» . Тело святителя, пребывшее непогребенным в течение 40 дней, осталось нетленным, а мощи его были положены под спудом в Благовещенской церкви Усть-Выми, по левую сторону от раки святого Герасима. Иона, креститель Великой Перми Святитель Иона Великопермский В 1456-м году на Пермскую епископскую кафедру был возведен святитель Иона. Как и его предшественники, Иона был в первую очередь взвешенный политик, прагматик, и очень хорошо понимал, что от его душепопечительской деятельности зависит дело спасения сотен, если не тысяч все еще не крещенных инородцев. В скором времени святителю стало ясно, что огромная по территории Пермская епархия отчетливо «храмлет» на свое правое, восточное колено: большая часть не принявшего евангельскую истину населения проживает в районе Перми Великой. Несмотря на необходимость провести несколько лет в Москве (умирая, Митрополит Иона доверил своему тезке важную миссию по объявлению Собору епископов своей воли в выборе преемника на Московской митрополичьей кафедре), уже в 1462-м году Иона организует под прикрытием московской рати, отправленной Иваном III на усмирение черемисов на Вятку, своего рода крестовый поход на Великую Пермь. В итоге святителю удается обратить в христианство пермского князя, принявшего в Святом Крещении имя Михаил. А уже с его помощью Ионина проповедь в считанные месяцы доходит до своего адресата: «того же лета владыко Иона добавне крести Великую Пермь, постави им церкви и попы» .

http://pravoslavie.ru/127924.html

В Москве в 1441 году после ареста и бегства митрополита Исидора не знали, как поступить. Прежние митрополиты поставлялись в Константинополе, но там водворился патриарх-униат, униатом был и император Иоанн VII Палеолог. Законным митрополитом Киевским и всея Руси они признавали кардинала Исидора. В такой ситуации Русь никак не могла получить православного митрополита от Константинопольской Церкви. Кроме того решению вопроса о вакантной митрополичьей кафедре препятствовали политические нестроения в великом княжестве Московском. Наконец, в декабре 1448 года в Москве состоялся Собор для поставления митрополита Киевского и всея Руси. Кандидат был один – епископ Иона Рязанский, как уже ранее предъизбранный митрополитом и одобренный Патриархом Иосифом. Поскольку Иона ставился митрополитом Киевским и всея Руси, его кандидатура была одобрена помимо великого князя Московского Василия II также королем Польским и великим князем Литовским Казимиром IV. В Соборе помимо епископов присутствовали множество архимандритов, игуменов и прочего духовенства. 5 декабря 1448 г. епископ Рязанский Иона поставлен был митрополитом Киевским и всея Руси. Взойдя на митрополичью кафедру, святитель Иона направил окружную грамоту всем русским христианам, в которой объяснял причины своего поставления в митрополиты в Москве. Еще подробнее святитель Иона писал о своем поставлении в митрополиты в послании к киевскому князю Александру Владимировичу: «Ты сам знаешь, что сталось в Царьграде в царях и в патриаршестве... В великой соборной церкви и в палате царской начали поминать имя папы, тогда как ни в монастырях, ни в одной из церквей во всем Царьграде и во всей Святой горе нигде не поминается имя папино, а держат все по милости Божией добрую старину. Посему доселе в Русской митрополии не было митрополита — не к кому было посылать: царь не таков, и патриарх не таков; они иномудрствуют и приближаются к латинам». Затем Иона говорил, как великий князь Василий Васильевич, ревнуя об отечественной Церкви, многократно («во многия времена») совещался со всеми святителями и другими пастырями своей земли, сносился со всеми православными князьями, разыскивал старину, представившую примеры поставления митрополитов если не в Москве или Владимире, то в Киеве, и как наконец Собор русских иерархов поставил его, Иону, митрополитом по священным правилам и по прежнему благословению, данному ему еще в Царьграде от патриарха». Эти же мысли святитель Иона повторял впоследствии в своих посланиях к западнорусским епископам.

http://bogoslov.ru/article/4060465

О возросшей силе владычной кафедры косвенно свидетельствуют обстоятельства поставления митрополитами епископов для Рязани. Известны имена двух епископов Рязанских, рукоположенных в первой половине XV столетия. Это выдвинутые из среды московского духовенства Сергий (Азаков) и Иона, будущий митрополит всея Руси. Несомненно, поставление Сергия (Азакова) , в прошлом архимандрита московских кремлевского Спасского и Симонова монастырей, указывает на желание митрополита Фотия обеспечить сторонника митрополичьей политики в лице епископа Рязанского. Можно полагать, что в данном случае митрополит действовал в единомыслии с великим князем московским Василием I, который был бы не прочь видеть проверенного человека, занимающего высокий церковный пост, на землях соседнего независимого княжества и, что не менее важно, в недавно подчиненных Муроме и Мещере. Несомненно, Василий I был лично знаком с будущим епископом Рязанским еще со времен служения Сергия в Москве. Ведь кремлевский Спасский монастырь являлся придворной великокняжеской обителью. Владыка Иона, как и его предшественник Сергий (Азаков), занял архиерейскую кафедру Рязани после длительного монашеского служения в Симоновом монастыре. Он происходил из семьи землевладельца Федора Одноуша, вотчина которого располагалась в округе Галича Костромского. Иноческий постриг Иона принял «во едином отъ монастырей въ Галичьской земьли», откуда через непродолжительное, по всей видимости, время перебрался в Москву «во обитель Пречистыя Богородицы на Симаново» . Время рукоположения Ионы в епископы Рязанские точно не известно. Ни духовная грамота святителя Ионы, ни его житие, составленное около 1547 года по поручению Ивана IV и митрополита Макария, не называют даты этого события, однако духовная указывает, что он был поставлен в епископы Рязанские от «господина и отца кир Фотия» . По мнению Л.И. Ивиной и А.А. Зимина, какое-то время после вступления на престол Василия II Темного (февраль 1425 г.) Иона еще находился в Симоновом монастыре . О.А. Абеленцева указала на то, что в Супрасльском списке Белорусской I летописи под 1426 годом есть известие о посылке митрополитом Фотием архимандрита Ионы в Тверь, а в 20–30-е годы XV столетия в Москве известен только один архимандрит по имени Иона – симоновский. Возможно, архимандрит Иона и митрополит Иона – одно и то же лицо . Если все это действительно было так, то рукоположение Ионы имело место уже в последние годы жизни митрополита Фотия, между 1426 – началом июля 1431 года.

http://pravoslavie.ru/3702.html

Иже во святых отца нашего Іны, митрополита Московского и всей России (чудотворца). Св. Иона родился около Солигалича и 12 лет ушел в одну ближнюю обитель. Отсюда он перешел в Симонов монастырь, в Москву. Здесь он явился строгим охранителем монашеских уставов, за что подвергся гонениям. В 1431 г. за добродетельную жизнь и твердое знание учения Церкви св. Иона был поставлен епископом Рязанским. Уже в 1433 г. св. Иона был избран в митрополиты всея России, но по длинному ряду препятствий только в 1443 г. был посвящен в этот сан собором русских архипастырей, по примеру времен Ярослава и Изяслава. Св. Иона был ревностным и мудрым пастырем. Он верно пас Христову паству, уча ее вере и благочестию, и много содействовал распространению учения Христова среди неверных. Он любил родную Русь и много сделал ей добра. В 1451 г. великий князь, оставляя Москву, чтобы собрать войска против Ногайских татар, охрану столицы доверил св. Ионе с боярами. По современным свидетельствам, когда напавшие на Москву Ногайцы зажгли ее предместье, св. Иона, отстаивая Кремль, совершил, среди дыма и зноя от пламени, крестный ход по стенам Кремля – и ветер, гнавший пламя на Кремль, внезапно утих. Св. Иона много содействовал укрепление юного государства, оберегал отечество от княжеских смут, старался об утверждении общего мира и подчинении всех единому великому князю. Немало он потрудился и на пользу Церкви. Многие храмы украшались на пожертвования святителя; честные обители получали от него подаяния; много бедных кормилось от щедрот святителя. Он заботился об уничтожении заблуждения унии и убеждал православных (особенно на юго-западе) с твердостью переносить гонения за веру. За свою святую жизнь он сподобился дара прозорливости и по его молитвам исцелялись трудно больные. Скончался св. Иона 31 марта 1461 года. Мощи его, обретенные нетленными 27 мая 1472 года, почивают открыто в северо-западном углу Московского Успенского собора. После него осталось 35 посланий; это – простые, чуждые риторства, отеческие наставления по поводу современных нужд. Как поставленный на Киевскую кафедру, св. Иона называется митрополитом «Киевским», а по месту жительства в этом сане – «Московским». См. 31 мар. и 5 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Особенно заботился святитель Иона о духовно-нравственном совершенствования своей паствы. В учительных грамотах он назидал помнить о спасении души, быть милосердными, добросовестно относиться к своим гражданским обязанностям. Святитель Иона строго требовал соблюдения христианских заповедей от священнослужителей. Указывая на величие священнического сана, он призывал клириков к достойному прохождению пастырского служения. Особое старание проявлял святитель Иона в выборе достойных кандидатов на архиерейские кафедры. Большое внимание уделял он монашеским обителям, заботился об их нуждах, о строгом соблюдении иноческих правил. И при своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов. Проявляя попечение о храмах Божиих, святитель обновил и благолепно украсил первопрестольный Успенский собор в Московском Кремле. Он придал особую торжественность богослужениям, увеличив число чтецов и певцов. В 1450 году, по благословению святителя Ионы, были воздвигнуты каменные митрополичьи палаты. Живя во заповедям Божиим и строго соблюдая монашеские обеты, святитель Иона получил от Господа дар чудотворений и прозорливости. По его молитвам исцелялись болящие различными недугами. В 1451 году татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город. Митрополит Иона с клиром совершал крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града и людей. Увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался добродетельной жизнью, святитель Иона сказал: «Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан». Смиренный Антоний ответил: «Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги будут скоро побеждены, только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами». Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Предстоятелем Православной Церкви в Америке избран епископ Иона (Паффхаузен) 13 ноября 2008 г. 09:09 В среду 12 ноября на XV Всеамериканском Соборе в Питтсбурге, штат Пенсильвания,  епископ Форт-Уэртский Иона (Паффхаузен)  избран Архиепископом Вашингтонским и Нью-Йоркским, Митрополитом всея Америки и Канады, сообщает официальный сайт Православной Церкви в Америке . Митрополит Иона будет возведен на кафедру Священным Архиерейским Синодом ПЦА 28 декабря 2008 года в Свято-Николаевском соборе в Вашингтоне. Джеймс Паффхаузен родился в 1959 году в Чикаго, штат Иллинойс, и был крещен в Епископальной Церкви. Позднее семья переселилась в Калифорнию, в город Ла-Джолла близ Сан-Диего. В 1978 году студент Калифорнийского университета в Сан-Диего Джеймс Паффхаузен принял Православие в храме Казанской иконы Божией Матери Московского Патриархата в Сан-Диего. Позднее Паффхаузен был переведен в Калифорнийский университет в Санта-Круз, где принимал активное участие в создании православного сообщества. Завершив учебу в университете, Паффхаузен продолжил образование в Свято-Владимирской семинарии в Крествуде, штат Нью-Йорк. Получил степень магистра богословия в 1985 году и магистра теологии в области догматики — в 1988 году. Работа над диссертацией на соискание ученой степени доктора философии в Graduate Theological Union в Беркли была прервана поездкой в Россию, где Паффхаузен провел год. В Москве будущий Предстоятель ПЦА сотрудничал с Издательским отделом Московского Патриархата и знакомился с жизнью Русской Церкви, особенно монастырской. Его духовным отцом стал наместник Валаамского монастыря архимандрит (ныне епископ) Панкратий . Архимандрит Кирилл (Павлов), духовник отца Панкратия, благословил Паффхаузена на принятие монашества и священного сана. В 1994 году Паффхаузен был рукоположен во диакона, а затем во пресвитера; в 1995 году пострижен в монашество с именем Иона в Свято-Тихоновском монастыре в городе Саут-Кенаан, штат Пенсильвания. По возвращении в Калифорнию отец Иона служил в нескольких миссиях, а позднее получил послушание основать монастырь в честь святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна. Обитель, первоначально находившаяся в Пойнт-Рейес-Стейшн, штат Калифорния, была недавно перемещена на север штата, в Мэнтон близ Реддинга.

http://patriarchia.ru/db/text/488218.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010