14 февраля. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Мир душе Вашей, Отец Наместник, а о мире моей смиренной души сотворите молитву. С скорбями присных моих не так трудно мне было примириться, потому что мне виделось некоторым образом, что Господь скорбями избавляет от больших скорбей. Трудны скорби церковные. Волны восстают, и тишины за ними не видно. Иона, своеволием виновный в буре, обличен, – но буря не хочет оставить в покое сущих в корабле. Молитвами да помолимся Тому, Кто запрещает ветрам и морю» (Письма преподобному Антонию. С. 257. 318). 16 февраля. Резолюция на консисторском докладе с представлением именных ведомостей о делах не решенных присутствием и не исполненных канцелярией: «В перечневой ведомости показано за епархиальным начальством 62 дела и присовокуплено, что большая часть разрешены и сданы в генваре. Но я имею в виду только одно дело, не разрешенное по особенным причинам; и в начале прошедшаго генваря за мною остававшихся дел, кроме необходимаго времени на разрешение и препровождение, в виду не имел. Должно полагать, что Консистория считала за епархиальным начальством дела с той минуты, как они представлены на заключение преосвященному; и как на разсмотрение преосвященным и препровождение ко мне, на разсмотрение мною и на препровождение от меня обратно по необходимости требуется значительное время, то масса дел, ежедневно выходящих из Консистории и до возвращения их в нее и может быть велико. В таком же случае в примечании неизлишне было изъяснить, что дела состоят за епархиальным начальством в значительном числе, по причине неизбежнаго канцелярскаго и почтоваго движения оных» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 9. 9606). 17 февраля. Резолюция на докладе учрежденного при Лавре собора положении провизии на 1842 год: «Хлеб дешевле, а расход едва ли не более прежняго. Не потому ли и не подписали, что стыдно подписать без нужды увеличенный расход?» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 71. 9728). 18 февраля. Письмо епископу Виталию (Щепетеву): «Скажите священнику магистру Загорскому, для чего он, получив литографированный перевод некоторых книг Ветхаго Завета, с явными противностями православию, не представляет его начальству? Для чего не подумает, что сие удержание может его пред начальством подвергнуть подозрению в пристрастии к мнениям неправославным? Разве не получил? Но доказательство, что получил, ясно» (Письма. 1887. С. 69).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Но иногда Всевидящий не посылает явных наказаний за явные пороки и преступления – как будто Он их и не замечает. Тогда народ предается еще большим порокам и доходит до того, что начинает богохульствовать, говоря: «Не видит Бог ! Не взыщет Бог!» Или же – хуже того: доходит до безумия, говоря: «Нет Бога!» Почему Господь оставляет таковых людей без наказания и допускает им укорениться во зле? Почему не посылает на них явного бедствия, чтобы они исправились? Потому так поступает с ними Бог, что Он не усматривает в них возможности к исправлению, так как они возгордились, ожесточили сердце свое, дошли до состояния, в котором пребывают отпадшие духи. Что будет последствием такого состояния? То, что люди сами себе начнут устраивать свою погибель, сами себе плести сеть погибели, в которую и попадут, и не избегнут ее. Оставленные самим себе, потеряв страх Божий, нечестивцы бесстрашно переходят от одного беззакония к другому. Порок за пороком начинает распространяться в обществе. От головы до ног все становится как бы покрытым одним греховным струпом. Никто не помышляет о Боге; все растлились, гнусны стали их нравы. Вследствие развращения и отпадения от Бога они лишаются Божия благословения. Без благословения Божия с городом или страной делается то же, что и с растением, лишенным влаги. Не поливаемый и неорошаемый сад начинает постепенно умирать: листья опускаются, ветви сохнут. То же делается и с общественной жизнью. Лишенная благословения Божия, она начинает замирать, разумные, честные и трудолюбивые общественные деятели куда-то изводятся. Место их занимает тупость, леность, себялюбие и продажность. Льготы одна за другой отнимаются, иногда по маловажным причинам. Предприятия не удаются. Дела расстраиваются. Город видимо дряхлеет и беднеет. Улицы пустеют, портятся, и некому позаботиться о них, нет сил исправить их. Сила, власть и богатство оставляют город, потому что здесь не стало для них дела. Пришлец здесь не останавливается. Самые стихии как бы восстают на него. Одно разрушается наводнением, другое истребляется огнем. Болезни свивают здесь свое гнездо, иногда по одной беспечности самих жителей. Город падает; о первой славе его останется только воспоминание. И вот этот Капернаум, вознесшийся до небес, низвергается до ада ( Мф.11:23 ; Лк.10:15 ); эта Ниневия великая, которую можно пройти не менее как в три дня ( Иона.3:3 ), пала, и не осталось следов ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

б) Священник едва мог найти людей и средства отправиться ко вновь прибывшим по Амуру переселенцам (поселившимся между Николаевоким и Кизи), число которых простирается до 500 душ, и которые усильно звали его к себе и дожидали не мало. К счастью, нашлись случайно тунгусы, которых он мог нанять за немалую плату и купил лодку у гиляков (одна поездка эта будет стоить ему до 50 руб. серебр.). К сему он присовокупляет, что на гиляков надеяться нельзя, потому что они не всегда возят охотно, и притом на недальнее расстояние. в) В приходе священника Вениаминова теперь с прибывшими поселенцами считается до 5000 человек, разбросанных на пространстве 300 верст. Священник говорит, что по такому количеству душ, какое теперь находится в Амурской экспедиции, нужно не двух священников, но, по крайней мере, трех, и кроме того двух миссионеров, которые бы, не будучи связаны приходом, могли свободно исполнять свою обязанность. г) Иеромонах Иона, находящийся на фрегате Аврора, теперь находится в Николаевске; жалуется на свое здоровье и думает выехать в Россию. И, если он по обстоятельствам и останется в экспедиции, священник не знает, согласится ли он ехать в Кизи, где необходимо быть одному из них; потому что там будет зимовать до 2000 человек 261 . Цены на все увеличились страшно. Куль муки менее 5 пудов стоит 30 целковых, масло 16, сахар до 40 целк. за пуд. По этому можно судить о ценах и на прочее. Затем говоря о новостях тамошних, пишет, что суда из Камчатки в Кастри пришли 7 мая. Г- Генерал-Губернатор приплыл к устью Амура 30 мая. Все суда камчатские введены в Амур и теперь украшают амурские воды. Только что суда вошли в реку и стали на глубину и были вне опасности от неприятеля – получено было известие, что неприятель показался. Г. Завойко имеет свое пребывание в Николаевске, (где находится и священник Вениаминов) и где собраны все морские; а Г. Генерал-Губернатор со своим штабом и военными находится в Кизи. К сему считаю не лишним присовокупи, что книги разного духовного содержания и очень не мало, посланные мною священнику Вениаминову, погибли на судне «Охотск», взорванном самим капитаном по опасении от неприятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Мы собрали наше православное духовенство, и всем Исидорово поведение показалось чуждым, странным и противозаконным. Вследствие всего этого просим твое святейшее владычество, пошли к нам честнейшую твою грамоту, чтоб наши епископы могли избирать и поставлять митрополита в Русь, потому что и прежде по нужде так бывало; а теперь у нас нашествие безбожных агарян, в окрестных странах неустройство и мятежи; притом же нам надобно сноситься с митрополитом о важных делах, и когда митрополит грек, то мы должны разговаривать с ним через переводчиков, людей незначительных, которые таким образом прежде других будут знать важные тайны». Эта грамота не достигла Константинополя: в Москву пришла весть, будто император греческий принял латинство и переселился в Рим; тогда великий князь велел возвратить послов с дороги. Скоро после того в Москве начались новые бедствия и смуты: плен великого князя Василия, сперва у татар, потом у Шемяки, не дал возможности думать о поставлении митрополита, и здесь мы должны также заметить, что это обстоятельство – отсутствие митрополита – имело важное влияние на ход событий: едва ли Шемяка и Можайский могли бы привести в исполнение свой замысел при митрополите. Когда Василий утвердился опять на столе великокняжеском, то поспешили поставлением митрополита: поставлен был своими епископами давно нареченный на митрополию Иона рязанский, уже успевший оказать важные услуги великому князю и его семейству. Услуги, оказанные Ионою московскому правительству после поставления его в митрополиты, мы видели прежде, в своем месте, здесь же должны обратить внимание на отношения к Византии и Литовской Руси. После Ионина поставления великий князь отправил к императору Константину Палеологу грамоту, в которой писал: «После кончины Фотия митрополита мы, посоветовавшись с своею матерью, великою княгинею, и с нашею братьею, русскими князьями, великими и поместными, также и с государем Литовской земли, с святителями и со всем духовенством, с боярами и со всею землею Русскою, со всем православным христианством, избрали и отправили с нашим послом рязанского епископа Иону к вам в Константинополь для поставления; но прежде его прихода туда император и патриарх поставили на Киев, на всю Русь, митрополитом Исидора, Ионе же сказали: «Ступай на свой стол – Рязанскую епископию; если же Исидор умрет или что-нибудь другое с ним случится, то ты будь готов благословен на митрополичий престол всея Руси».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

вынули из ларя свою грамоту и подрали. Получив о том известие, владыка дал приказ в Псков, чтобы вдовые священники и диаконы ехали к нему в Новгород на управление. «И начали,— пишет современный местный летописец, может быть из числа лиц, враждебных архиепископу,— ездить к нему вдовые священники и диаконы, а он начал брать от них мзду — у кого по рублю, у кого по полтора и всем без испытания начал разрешать священнослужение и выдавать новые грамоты за печатьми из-за мзды, а не по правилам святых отцов, тогда как сам обещался пред всем Псковом по Номоканону править всеми церковными делами и вдовыми священниками» . Само собою разумееется, что такой образ действий Новгородского владыки не мог нравиться псковичам и привязать их к нему. Едва окончилось нестроение в Пскове, как началось другое — в Новгороде. Архиепископ Иона преставился (5 ноября 1470 г.). На место его избрали трех кандидатов: его духовника Варсонофия, ключника Пимена и ризничего Феофила. Жребий указал на последнего. Новоизбранного немедленно возвели на владычные сени и послали в Москву просить ему опасной грамоты для проезда туда на посвящение. Грамота была выслана великим князем, но Феофил в Москву не поехал, потому что обстоятельства в Новгороде переменились. Там взяла верх партия литовская, желавшая отделиться от Москвы и соединиться с литовским князем. К этой партии, во главе которой находилась вдова посадника Борецкого Марфа со своими сыновьями, пристал и бывший в числе кандидатов на архиепископство монах Пимен. Потеряв надежду получить святительский сан от Московского митрополита, он рассчитывал добиться того же от митрополита Литовского Григория и говорил своим: «Пошлите меня хоть в Киев, я и туда поеду на поставление». Успев неправедно обогатиться из казны архиепископской, пока был ключником, он передавал много золота Марфе посаднице для привлечения на свою сторону народа. И хотя происки этого честолюбца и разграбление им казны владычней скоро возбудили против него негодование и он с бесчестием был изгнан, но партия литовская достигла своей цели.

http://sedmitza.ru/lib/text/435963/

М. Филипп довел об этом до сведения великого князя, – снесся еще раз с архиепископом Новгородским и, по довольном размышлении, положил: самовольное распоряжение Псковичей отменить, как несообразное с иерархическим порядком; грамоту уничтожить, а наблюдение за жизнью и нравами духовенства, по-прежнему, предоставить архиепископу. С этим решением отправлен был в Псков боярин от В. князя, и другой посол от митрополита, а третий от архиепископа Новгородского. Псковитяне еще три месяца медлили исполнить определение высшей иерархической власти и наконец 5 января 1470 г. вынули свою грамоту из ларя, разодрали ее и вскоре отправили к архиепископу посадника и бояр с объявлением, что они полагаются во всем на распоряжение своего святителя. – Владыка Иона действительно прислал во Псков требование, чтобы явились к нему священники и диаконы вдовые. Но Псковитяне жаловались, что это требование не имело других последствий, кроме новых сборов в пользу казны архиепископской. Вдовым стали выдавать на право священнодействия особые грамоты со взносом известной суммы 31 . Трудно было каким-нибудь общим распоряжением удовлетворить с одной стороны строгой ревности, а с другой – не менее законным требованиям справедливости. Распоряжение, которым все вдовые лишаемы были права священнодействия, было также далеко от правосудного решения, как и снисходительное послабление к нечисто живущим во вдовстве. Слыша о замыслах новгородских, митрополит Филипп, по слову великого князя, старался вразумить Новгородцев и успокоить своими грамотами. «С удивлением слышу, – писал он в Новгород, – что приходят вам на сердце мысли беззаконные: забыв благорасположение к вам великого князя и мое, пренебрегая старыми обычаями, вы приступаете к государю чуждой, латинской веры. Вспомните, дети, царствующий град Константинов не дотоле ли стоял непоколебимым, доколе сияло в нем благочестие, как солнце? А как оставил он истину, как царь и патриарх соединились с Латинянами ради золота, не впал ли Царьград в руки поганых, – не в руках ли Турок и ныне? И вы не страшитесь такого же наказания от Бога? – Сколько лет прадеды и отцы ваши держались неотступно великих князей русских; а ныне, на конце последних времен, когда бы особенно надобно было позаботиться о спасении своей души в православии, вы, все оставя, хотите предаться латинскому государю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Приложив к сему числу 37 лет, протекших от заложения храма до смерти Соломона, и отняв от оного четыре года расстояния между разрушением оного и последним переселением, находим время существования храма – 423 года. Знаменитые люди в Церкви Времена храма Солома, часто мрачные нечестием и суеверием, никогда, однако, не имели недостатка в людях, сиявших божественным просвещением и святостью. Кроме множества таких, имена которых не достигли до нас, кроме некоторых известных по именам и деяниям, каковы суть: Ахия, Самей, Адда 672 , Азария, Ананий, Ииуй, Илия, Михей, Иозиил Елиезер Елиссей, Захария, Одид, Урия и Олдама пророчица – сюда принадлежат одиннадцать Пророков, писания которых находятся в числе книг священных. 1 . Иона, Сын Амафии, из Гефаховера, полагаемого Иеронимом 673 в колене Завулоновом. Он предсказал Иеровоаму второму победу над Сирией. Но когда Бог посылал его проповедать Свой гнев ниневитянам, он хотел уклониться от сего поручения 674 предвидя, может быть, что сей народ сохранен будет на погибель израильтян 675 , и сел в Иоппии на корабль, отправлявшийся в Фарсис, которого некоторые ищут в Испании 676 . Однако во время бури, будучи обличен мореходцами в своем преступлении посредством жребия и брошен в море, по трехдневном пребывании во чреве рыбы 677 , извержен на землю и принужден идти в назначенное место. Строгий пост и раскаяние спасли Ниневию 678 , а недовольный милосердием Божьим Пророк пристыжен и вразумлен сожалением, которое в нем произвела нечаянная потеря приятного тенистого растения. 2 . Осия происходил, по мнению некоторых 679 , от колена Иссахарова. Продолжая служение пророчества более шестидесяти лет во времена Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии он предсказал падение царства израильского и, как думает Иероним 680 , видел оное. Достойно примечания, что для обличения духовного блуда израильтян Бог повелел ему иметь жену блудницу и чада блуда. Иные принимают сие за притчу, но другие разумеют о действительном и законном супружестве с обесславленной женщиною 681 . 3 . Амос был бедный пастух 682 из Фекуи. Он начал пророчествовать перед землетрясением, бывшим в царствование Озии 683 , и предсказал бедствия обоим еврейским и соседним народам. В Вефиле, предсказав истребление идолопоклонства дома и царства Иеровоама, по доносу жреца Амасии он получил повеление выйти из владений сего царя, но ответствовал ему новыми предсказаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Фев. 13 1842. Примечание. На поле карандашом приписано: переговорите о сем с ректором Академии, который, имея также по сему предписания, может дать вам некоторые пояснения. 314 Секретно. Мир душе вашей, отец наместник, а о мире моей смиренной души сотворите молитву. С скорбями присных моих не так трудно мне было примириться, потому что мне виделось некоторым образом, что Господь скорбями избавляет от больших скорбей. Трудны скорби церковные. Волны восстают и тишины за ними не видно. Иона, своеволием виновный в буре, обличен; но буря не хочет оставить в покое сущих в корабле. Молитвами да помолимся Тому, Кто запрещает ветрам и морю. Посланное вам вчера предписание о литографированном переводе книг ветхого завета почитайте секретным. Говорят, что много было показаний, которых не писали в дело; но не пропустили показания, что послушник Бегемотов купил экземпляр. По сему со вниманием сделайте порученное дознание, и по долгу верности, и по долгу очищения поля от плевел, и по долгу осторожности от ищущих вины и там, где ее нет, на которых, впрочем, не станем гневатъся, потому что и они водятся осторожностию по своим соображениям и догадкам. Спишите мне великокняжескую грамоту Преподобному Никону, хранящуюся в ризнице. И нет ли еще примечательной из подобных, которую бы прилично было внести в описание лавры? – Мне пришло на мысль, не покажется ли пропуском, что в статье об отчинах – есть грамоты частных людей, a нет великокняжеских. Вы спрашивали меня, что отвечать на указ о штатных служителях. Не помню, отвечал ли я вам. Представьте, как пишете, что уменьшить числа их по требованию места не удобно, и присовокупите, что нужно к подкреплению сего мнения, и что нужно к благосостояние их. Со вниманием изъяснитесь, не уклоняясь от данного вопроса. Не отвечал же, думаю, я вам, касательно приключения купеческого сына К. Я слышал о сем в Москве, и говорил со священником, но, помнится, он изъяснял приключение хитростию. Какой вы от меня требуете книжки, я не очень понимаю. Мне кажется, катихизис заключает то, чего вы требуете. Если его не читают: почему будут читать другое подобное. Изъясните мне мысль вашу несколько обстоятельнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

И оттого-то проливал Филарет «горькие, сладкие слезы», когда впервые в сем году посетил покои митрополита Платона. Но вместе с чувством радости о перемещении на родную епархию, у новоназначенного архиепископа не могло не соединяться и чувство невольного страха от представления о великой ответственности, которую он брал на себя, вступая на такую кафедру, которую занимали святые святители: Петр, Алексий, Иона и др. и которую еще так недавно и с такою славою занимал знаменитый митрополит Платон (Левшин) . Это чувство Филарет прямо и выразил в своем вступительном слове, более выдающиеся места которого мы приведем в свое время; выражал и во многих других проповедях, сказанных в разное время во дни памяти означенных святых святителей, особенно же во дни памяти св. Алексия митрополита, которого Филарет особенно часто чтил словом с церковной кафедры. Во всех этих случаях Филарет ясно выражал мысли о своем недостоинстве к занятию этой кафедры. 32 «Сохрани меня Бог , – писал Филарет вскоре по назначении своем на кафедру Московскую, именно от 11 июля 1821 года к графу С. П. Потемкину, – чтобы я, как говорите, отвергал вас, то есть Москву. Я отвергал сам себя. Но и отречение мое не помогло. Жребий, который мне выходил и который я хотел опять положить в урну, вынут рукою, от которой нельзя уже не принять его. Теперь не отвергните меня вы». 33 В то же время Филарет, как само собою понятно, весьма интересовался сведениями о том, что думают о его новом назначении в самой Москве и как относятся к этому назначению. Вот что писал он к тому же графу Потемкину от 19 июля того же 1821 года: «Искреннейше благодарю ваше сиятельство за участие в новом явлении судьбы моей. Никто из Московских не упредил вас, и я писал пред сим к вам первому туда, сделавшись тамошним. Особенно благодарю, что не кроете от меня разных по сему случаю мнений. Я хотел предварительно уклониться от сих многих над одним судов, но теперь должно предать себя им, когда так Богу угодно. Может быть, и самые строгие право судят; всем сердцем утешаюсь, что есть открытая душа, которая не таит от меня обличения моего, надобно слушать и исправляться! Не напрасно в предыдущем письме изъявил я желание обличения».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

На тот же долг свой учить указывает Симон митрополит . Митрополит Даниил говорит в одном месте: “Хотя я сам окаянен, но не смотря на то всем должен писать и говорить о благочестии” , “и я хотя недостоин, но, сколько позволяют силы мои, должен проповедовать учение Божественное всем, соображаясь с нуждами каждого, пасомого мною, и самое служение моё должно быть обращено ко всем” . “При всей своей греховности я трепещу и ужасаюсь, и очень боюсь того, чтобы даже от малого небрежения моего порядок церковный и вообще жизнь христиан не пришли в расстройство и не были соблазном для людей”. По этой причине “моему окаянству необходимо иметь большую осторожность, много советников хороших, много друзей верных, не любящих мира и того, что в мире” . “Я сам весьма нуждаюсь в хорошем наказании, и если бы я мог уединиться и укрыться от служения, в котором нахожусь теперь и которое выше моих сил, я сам бы тогда сильно полюбил наказания, полезные душе моей; но долг мой теперь наказывать других” . Сознавая собственную обязанность проповедовать слово Божие, верховные пастыри Русской Церкви указывали на эту обязанность и другим современным им святителям русским. Митрополит Фотий, вручая настольную грамоту Герасиму, епископу Владимирскому на Волыни, между другими обязанностями говорит и об обязанности его учить православный народ Евангельским заповедям и закону христианскому, и заблудших наставлять на путь спасения . Митрополит Иона шлёт в Тверь настойчивое послание, в котором, описав бедствия русских от нашествия татар, благословляет епископа Илию, чтобы он “докучал твёрдо, по своему святительскому долгу , и убедил Тверского князя идти против татар с князем Московским” . Много раз напоминал он Евфимию, Новгородскому епископу, о его святительском долге пещись о сохранении спокойствия в Новгороде . После он напоминал литовским епископам о долге заботиться о сохранении Православия в западном крае . Митрополит Филипп указывал не один раз Феофилу, наречённому епископу, не забывать своего долга увещевать новгородцев к покорности великому князю .

http://azbyka.ru/propovedi/russkaya-prop...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010