Святой Иона сам почтил погребением богоугодного инока, и в память милости Божией, поставил церковь на своем дворе в честь Положения ризы пресвятой Богородицы, которое празднуется Церковию 2 июля. Подобным образом, после другого нашествия Седиахмета, который хвалился поработить Россию и был прогнан сыном Великого Князя Иоанном, Святитель устроил при Успенском соборе придел в похвалу Божией матери. И сколько ни часто повторялись нашествия Татар в правление Василия, сколько ни были они опустошительны, упование Святителя на милость Божию к России, восстающей после долгого угнетения, столь было сильно, что он, вместе с соименным ему Архипастырем Новогородским, обещался испросить у Бога торжество над Ордою и самодержавное царствование правителям России 53 . Содействуя благоденствию России своими молитвами, святой Иона, как попечитель отечества, разделял с Великим Князем важнейшие государственные заботы, постепенно приготовлявшие самодержавие Великих Князей Московских. Своим благословением он утверждал все договоры Великого Князя Московского с другими Русскими князьями 54 . Когда нужна была Великому Князю помощь Князя Тверского против Татар, святой Иона писал к Тверскому Епископу, чтоб он настоял у своего Князя об отправлении вспомогательного войска на сию войну 55 . Когда клеврет Шемяки, Иван Андреевич , князь Можайский, снова начал оказывать сопротивление Великому Князю и наконец бежал в Литву, святой Иона, после неоднократных посылок к нему об исполнении требований Великого Князя, писал к Епископу Смоленскому о наблюдении, чтоб тайный беглец не причинил какого-либо вреда Великому Князю чрез своих Литовских друзей 56 . Жители Вятки, возмущенные тем же Шемякою, долгое время не могли успокоиться и прийдти в покорность Великому Князю. Святой Иона отправил к ним игумена со своим посланием к воеводам и прочим начальникам земским, в котором укорял их за своевольство и грабительство, и увещевал принести Великому Князю раскаяние в своих винах, в то же время духовенству вменял в обязанность строже наблюдать за поведением своих духовных детей 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Принимая место, обагренное кровью двух его предшественников, святитель Иона безусловно понимал, какие трудности он встретит на своем архипастырском пути. Время междоусобиц уже проходило, и великий князь Василий Васильевич Темный еще в Москве обещал святителю защиту и покровительство. Присланная им сильная московская рать за 1458–1459 гг. установила в Пермских пределах относительное спокойствие, усмирив при этом вятскую вольницу, принимавшую участие в грабежах поселений зырян и убийстве святителя Питирима. В случае же набегов полудиких племен вогулов (или вогуличей) Новгород и Устюг были обязаны по первому требованию Пермского епископа оказывать ему военную помощь. Заручившись такой поддержкой, святитель Иона смог все свои силы направить на укрепление Пермской Церкви. Главным делом жизни святителя стало дальнейшее просвещение наиболее упорно державшихся верований небольших, но очень воинственных народностей Великой Перми — остяков и вогулов. Являясь соседями уже крестившихся зырян, они врывались в их поселения, грабя и принуждая жителей отказываться от истинной веры. Подобно первосвятителю Пермскому Стефану, святитель Иона встретил на своем пути немало лишений, опасностей и гонений. Неутомимо боролся он с влиянием волхвов и жрецов на простодушный народ, поклонявшийся языческому истукану — Золотой бабе. В 1462 году епископ Иона был вызван на прения о вере, которые проходили в Уросе, владении пермских языческих князьков. Одержав убедительную победу над главными пермскими волхвами, святитель сумел зажечь светом Христовой истины сердце одного из наиболее влиятельных в тех местах князей (по некоторым сведениям, сына того самого Асыки, от руки которого принял кончину святитель Питирим). С помощью этого князя, нареченного во святом крещении Михаилом, епископ Иона приступил к искоренению языческих кумирниц и идолов. За 1462–1463 годы проповедью слова Божия епископ Иона окончательно обратил в христианство народы Великой Перми, которую он, по выражению летописца, «добавне крести».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В 1431 году святой Иона был поставлен епископом на Рязанскую и Муромскую кафедру. Немало трудов положил он на то, чтобы обратить ко Христу иноверных жителей своей епархии. Вскоре после кончины митрополита Фотия святитель Иона возглавил Русскую Православную Церковь. В 1432 году он именуется «нареченным в Святейшую митрополию Русскую». Однако междоусобная борьба за великокняжеский престол великого князя Bacuлuя II Васильевича и его дяди галицкого князя Юрия Дмитриевича не позволили святителю выехать в Константинополь к патриарху Uocuфy II (1416–1439) для посвящения. В это время литовский князь Свидригайло послал в Константинополь для посвящения в митрополита Литовского Смоленского епископа Герасима (в начале XV века Смоленск был временно присоединен к Литовскому княжеству). Епископ Герасим был возведен в Константинополе в сан митрополита всея Руси; в 1435 году, заподозренный князем Свидригайло в измене, он был схвачен и сожжен. После кончины митрополита Герасима в Константинополь отправился епископ Иона. Но, прибывши в столицу Византии, он узнал, что патриарх Иосиф уже поставил на Русскую митрополию некоего Исидора. В 1439 году Исидор принял унию на Флорентийском соборе и по возвращении в Москву в 1441 году был заточен в Чудов монастырь. Немедленно был созван Собор русских иерархов, который осудил «Исидорово все дело». Когда стало окончательно ясно, что Константинопольский патриарх согласился на унию, Русская Церковь стала на защиту чистоты Православия. В декабре 1448 года в Москве был созван церковный Собор для избрания предстоятеля Русской Церкви. Святитель Иона был избран митрополитом Всероссийским с титулом «Киевский и всея Руси». Местом пребывания он избрал Москву, поэтому именуется также митрополитом Московским. Так прекратилась зависимость Русской Церкви от Константинополя и было положено начало автокефалии. Возглавляя Всероссийскую кафедру, святитель Иона прежде всего позаботился об улучшении отношений между Москвой и Литовским княжеством. Благодаря этому ему удалось присоединить к Москве юго-западные епархии. Святитель Иона положил большие усилия на благоустройство возвращенных епархий и на искоренение в них униатства. Он призывал к миру и прекращению междоусобия, объяснял вред ярости и гнева, учил покаянию и послушанию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Иона, святитель, епископ Великопермский, Устьвымский († 1470; память 6/19 июня, 29 января/11 февраля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) Святитель Иона был пятым епископом Пермским. После кончины великого просветителя Пермского края святителя Стефана († 1396; память 26 апреля/9 мая) его преемником стал епископ Исаакий, проводивший большую часть своего времени в Москве и недолго находившийся на Пермской кафедре. Апостольские труды святителя Стефана продолжили святители Герасим († 1441; память 24 апреля/7 мая) и Питирим († 1455; память 29 января/11 февраля и 19 августа/1 сентября); оба приняли мученическую смерть, исполняя свой архипастырский долг. Вскоре после убиения отрядом вогульского князя Асыки святителя Питирима митрополит Московский и всея Руси Иона († 1461; память 31 марта/13 апреля и 15/28 июня) рукоположил соименного себе благочестивого инока во епископский сан. В 1455 году епископ Иона прибыл в Усть-Вымь, главное селение обращенных в христианство зырян, где еще в 1383 году святым Стефаном († 1396; память 26 апреля/9 мая) была учреждена кафедра при построенном им храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Принимая место, обагренное кровью двух его предшественников, святитель Иона, безусловно, понимал, какие трудности он встретит на своем архипастырском пути. Время междоусобиц уже проходило, и великий князь Василий Васильевич Темный еще в Москве обещал святителю защиту и покровительство. Присланная им сильная московская рать за 1458–1459 годы установила в Пермских пределах относительное спокойствие, усмирив при этом вятскую вольницу, принимавшую участие в грабежах поселений зырян и убийстве святителя Питирима. В случае же набегов полудиких племен вогулов (или вогуличей) Новгород и Устюг были обязаны по первому требованию Пермского епископа оказывать ему военную помощь. Главным делом жизни святителя Ионы стало дальнейшее просвещение наиболее упорно державшихся языческих верований небольших, но очень воинственных народностей – остяков и вогулов. Являясь соседями уже крестившихся зырян, они врывались в их поселения, грабя и принуждая жителей отказываться от истинной веры. Неутомимо боролся он с влиянием волхвов и жрецов на простодушный народ, поклонявшийся языческому истукану – Золотой бабе.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Блаженнейший Митрополит Иона возглавил работу Иннокентиевских чтений в Свято-Тихоновском университете 2 мая 2009 г. 20:33 В субботу 2 мая в здании ПСТГУ состоялись Свято-Иннокентиевские чтения , организованные Православной Церковью в Америке совместно с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом . В этом году чтения приурочены к приезду в Россию Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Митрополита Ионы . Митрополит всея Америки и Канады Иона выступил на открытии чтений с докладом, в котором рассказал о принципах миссионерской деятельности святителя Иннокентия Московского, имеющих большое значение для истории Православной миссии в Америке. Предстоятель Американской Церкви говорил о необходимости для миссионера глубокой молитвы, уважения к людям, бескорыстия. «Миссионер должен быть пилигримом, паломником, который несет людям Благую весть Иисуса Христа и открывает им дорогу к Евангелию, Царствию Небесному, — отметил Митрополит Иона. — Он должен быть исполнен подлинной любви к тем, к кому он послан». Отвечая на вопросы, Владыка рассказал, что Православие исповедует большое число коренных жителей Аляски — алеутов и эскимосов. В Никарагуа и Сальвадоре есть группы индейцев майя, которые тоже хотят присоединиться к Православной Церкви. «Я говорю не об отдельных людях, я говорю о сотнях, тысячах людей, — подчеркнул Предстоятель. — Нам нужны миссионеры. Язык майя изучить американцу так же просто, как и русскому — то есть очень сложно». «В этом потребуется ваша помощь, — обратился Блаженнейший Митрополит Иона к студентам, — вы получаете хорошее теологическое образование, и у вас будет возможность выполнить миссионерскую задачу не только в вашем обществе и в вашей стране, а, может быть, и за океаном». Затем с докладом выступил епископ Якутский и Ленский Зосима . Владыка рассказал собравшимся о том, как святитель Иннокентий осуществлял перевод богослужения на язык якутов. В этом году исполнилось 150 лет со дня совершения святителем Иннокентием (Вениаминовым) первой Божественной литургии на якутском языке. По завершении чтений Блаженнейший Митрополит Иона и епископ Зосима возглавили вечернее богослужение в храме святителя Николая в Кузнецах . Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/635195.htm...

Иона, бывший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит Всея Америки и Канады Митрополит Иона (в миру – Джеймс Паффхаузен) родился 20 октября в 1959 года в Чикаго (штат Иллинойс), и был крещён в Епископальной Церкви. Впоследствии его семья переехала в Калифорнию, в город Ла-Хойа близ Сан-Диего. В 1978 году принял Православие в храме Казанской иконы Божией Матери Московского Патриархата в Сан-Диего, когда был студентом. По окончании Калифорнийского университета в г. Санта-Круз, учился в Свято-Владимирской семинарии в Крествуде (штат Нью-Йорк), закончив её в 1985 году со степенью кандидат богословия (Master of Divinity); а в 1988 году получил степень магистра богословия (Master of Theology) в области догматики. Впоследствии учился в докторантуре в г. Беркли, Калифорния, однако прервал обучение, чтобы посвятить себя монашеской жизни, для чего отправился в СССР. В Москве, где сотрудничал с Издательским отделом Московского Патриархата, работая для издания «Русский Паломник» и знакомился с жизнью Русской Церкви, особенно монастырской. Его духовным отцом стал наместник Валаамского монастыря архимандрит Панкратий (Жердев) (с 2 июня 2005 года - епископ Троицкий). Благословение на монашество будущий предстоятель Православной Церкви в Америке получил от известного духовника архимандрита Кирилла (Павлова). В 1994 года он был рукоположен во диакона; затем во пресвитера, а в 1995 году пострижен в монашество с именем Иона в Свято-Тихоновском монастыре в городе Саут-Кейнан (штат Пенсильвания). Вернувшись в Калифорнию, отец Иона служил во многих миссиях, а затем, по обету, основал монастырь в честь святителя Иоанна Шанхайского. Отличился как миссионер, благодаря трудам которого появились православные миссии в шести городах Калифорнии, и одном городе Иллинойса. Весной 2008 г. отец Иона был возведён в сан архимандрита. 4 сентября 2008 года он был избран епископом на внеочередном заседании Священного Архиерейского Синода Православной Церкви в Америке. 1 ноября 2008 года в Свято-Серафимовском соборе в Далласе (штат Техас) был хиротонисан во епископа Форт-Уортского, викария Южной епархии Православной Церкви в Америке.

http://pravoslavie.ru/41590.html

Архимандрит Закхей (Вуд): «В Американской Церкви есть Предстоятель, который молитвенно объединяет всех нас» 24 апреля 2009 г. 21:00 В преддверии визита в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Ионы, Митрополита всея Америки и Канады , представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате архимандрит Закхей (Вуд) ответил на вопросы корреспондента портала Православие.ru . — 25 апреля в Москву прибывает Предстоятель Православной Церкви в Америке Блаженнейший Митрополит Иона. Отец Закхей, не могли бы вы рассказать, какие вопросы будут обсуждаться на встрече Митрополита Ионы со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом? И какова программа пребывания Его Блаженства в России? — Я начну с ответа на вопрос о программе визита, потому что на него мне гораздо проще ответить. Блаженнейший Митрополит Иона прилетает в Москву в субботу, 25 апреля. В аэропорту его будет встречать новоназначенный глава Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви архиепископ Волоколамский Иларион . Сопровождать Предстоятеля Американской Церкви в течение всего его визита будет епископ Дмитровский Александр . Из аэропорта мы постараемся успеть к крестному ходу, который состоится в нашем Екатерининском храме на Всполье , чтобы Блаженнейший Иона сразу после прибытия в Москву посетил подворье Американской Церкви в Москве. Мы надеемся, что он возглавит последний на Светлой седмице пасхальный крестный ход. Вечером Митрополит Иона будет молиться в Даниловом монастыре . В воскресение, 26 апреля, в неделю апостола Фомы, Митрополит Иона и Святейший Патриарх Кирилл совершат совместное богослужение в Храме Христа Спасителя . После этого состоится очень важное для Американской Православной Церкви событие: Блаженнейший Митрополит будет служить молебен перед мощами святителя Тихона, Патриарха Московского, которого мы называем апостолом Америки. На понедельник, 27 апреля, запланированы посещение Троице-Сергиевской лавры и встреча с послом США в России. На следующий день состоится встреча Митрополита Ионы с Патриархом Кириллом, на которой будут обсуждаться вопросы, касающиеся в том числе и проблемы православного единства на Американском континенте, перспективы укрепления отношений между Американской и Русской Православными Церквями. Митрополит Иона недавно избран Главой Православной Церкви в Америке, и Святейший Патриарх Кирилл недавно стал Главой Русской Православной Церкви, и это будет первая встреча между двумя Предстоятелями. Мы уверены, что, по милости Божией, она будет очень плодотворной и важной для обеих Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/627221.htm...

Великий князь так твердо веровал словам святителя, что в духовной своей грамоте, назначая города и уделы сыновьям своим и супруге, определил и какую дань должны давать удельные князья старшему их брату, великому князю, для удовлетворения орды, доколе еще шататься будут цари ордынские, и что по времени не должно будет платить этой дани великому князю, когда потребит Господь орду от лица русских князей. Покончив дела свои, святитель Иона при отъезде напутствован был от великого князя таким наказом: «скажи своим духовным детям, чтобы они, признав свою вину, исправились, в земли и воды мои не вступалися, имя мое держали честно, по старине, если хотят от меня покровительства и милости». Затем оба князя с великою честью отпустили архиепископа Иону, провожая его вместе с боярами. С восторгом встретили и Новгородские граждане своего владыку, почитая в нем истинного своего отца, заступника и великого миротворца. Глубоко чтил высокие добродетели архиепископа Ионы и хиротонисавший его митрополит Иона. Вскоре же после отъезда его из Москвы, блаженный митрополит Иона тяжко заболел. Желая еще раз насладиться духовною беседою архиепископа Ионы и имея мысль назначить его преемником себе, митрополит посылает в Новгород гонца с грамотой, в которой, уведомляя о своей болезни, от которой уже не надеется оправиться, просил его поспешить к нему, пока еще живому, дабы обоим получить друг от друга братское утешение. В конце же своей грамоты митрополит просил Иону: «да приимет участие в избрании преемника, и сам, своими честными руками, предаст его гробу». Прочитав святительскую грамоту, много плакал архиепископ Иона и сказал: «великия благодати лишается ныне Москва, такожде с нею и вся Российская земля, таковую доброту скрывающе под землею». Однако старец не решился опять идти в Москву и написал ответную грамоту, в которой уведомлял, что и сам он удручен старостию, что приближается конец и его жизни, и что особенно он чувствует тяжкую боль в ногах, препятствующую ему идти в дальний путь, но при этом утешал его несомненною надеждою насладиться взаимным лицезрением, по отшествии из бренного тела, когда и ему придется предстать пред Судию живых и мертвых 703 . Касательно же избрания достойного ему преемника на Российскую митрополию святитель Иона присовокупил: «его же Дух святый изберет и благословит, того и аз готов буду прияти» 704 . Блаженный митрополит Иона преставился 31 марта 1461 года и за святость своей жизни причтен церковью к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Часто беседовали они о делах церковных и гражданских. Раз в присутствии митрополита архиепископ Иона стал особенно горячо заступаться за свой город и просить вел. князя не карать ни в чем не повинных жителей его за небольшую горсть смутьянов. Во время этой беседы он предсказал вел. князю его близкую кончину (+ 1462) и свержение татарского ига при его преемнике. Последнее предсказание особенно обрадовало вел. князя, так как прозорливость новгородского святителя была ему хорошо известна. Он обещал не держать гнева на Новгород, но даровать ему мир. В конце беседы святитель прослезился. «Кто может, — сказал он, — унизить и смирить такой великий и многолюдный город? Только сами граждане своими усобицами. Лишь о том молю Бога, чтобы не было сего во дни мои!»  По возвращении в Новгород святитель Иона воздвиг по обету своему храм в честь прп. Сергия Радонежского и часто посещал его. А в Москве в это же время воздвигли храм в честь прп. Варлаама Хутынского.  В 1461 г. скончался митрополит Московский Иона, в 1462 г. — вел. князь Василий Васильевич Темный. Перед кончиной своей митрополит выразил желание, чтобы святитель Иона Новгородский прибыл для избрания его преемника и погребения его самого. Но новгородский святитель был сам болен и не мог ехать. «Не скорби, — писал он московскому святителю, — что нам нельзя повидаться теперь. Мы свидимся уже в той жизни по отшествии из бренного тела. Радостно будет тогда наше свидание, ибо мы восприимем тогда мзду от Самого Начальника пастырей». Об избрании же преемника митрополиту он писал так: «Кого Дух Святой изберет и благословит, того и я готов буду принять».  В это время Юго-Западная Русь находилась под властью Польши, отделившись от московского престола. Святитель Иона, твердый в церковных канонах, противодействовал этому печальному разделению и поучал паству свою верности московскому престолу.  За несколько лет до кончины святителя Ионы по всей России прошло так называемое Симоновское моровое поветрие. Это была чума. Умерло более 200 тысяч человек. В  Зверинам монастыре была устроена скудельница, то есть общая могила. В это время там явился образ св. Симеона Богоприимца, и по бывшему откровению свыше был воздвигнут в честь этого угодника Божия однодневный храм. А когда святитель освятил его, то по совершении им Божественной литургии мор прекратился. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Присланная им сильная московская рать за 1458–1459 годы установила в Пермских пределах относительное спокойствие, усмирив при этом вятскую вольницу, принимавшую участие в грабежах поселений зырян и убийстве святителя Питирима. В случае же набегов полудиких племен вогулов (или вогуличей) Новгород и Устюг были обязаны по первому требованию Пермского епископа оказывать ему военную помощь. Заручившись такой поддержкой, святитель Иона смог все свои силы направить на укрепление Пермской Церкви. Главным делом жизни святителя стало дальнейшее просвещение наиболее упорно державшихся языческих верований небольших, но очень воинственных народностей Великой Перми – остяков и вогулов, Являясь соседями уже крестившихся зырян, они врывались в их поселения, грабя и принуждая жителей отказываться от истинной веры. Подобно первосвятителю Пермскому Стефану, святитель Иона встретил на своем пути немало лишений, опасностей и гонений. Неутомимо боролся он с влиянием волхвов и жрецов на простодушный народ, поклонявшийся языческому истукану – Золотой бабе. В 1462 году епископ Иона был вызван на прения о вере, которые проходили в Уросе, владении пермских языческих князьков. Одержав убедительную победу над главными пермскими волхвами, святитель сумел зажечь светом Христовой истины сердце одного из наиболее влиятельных в тех местах князей. (По некоторым сведениям сына того самого Асыки, от руки которого принял кончину святитель Питирим). С помощью этого князя, нареченного во Святом Крещении Михаилом, епископ Иона приступил к искоренению языческих кумирниц и идолов. За 1462–1463 годы проповедью слова Божия епископ Иона окончательно обратил в христианство народы Великой Перми, которую он, по выражению летописца, «добавне крести». На местах идольских капищ, куда народ привык стекаться для жертвоприношений, святитель строил храмы и открывал при них школы для обучения детей. Из Усть-Выми им были вызваны опытные и знавшие местные обычаи священники, способные продолжить дело просвещения новообращенной паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010